См. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 января 2019 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ
УСТАНОВЛЕНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ",
НА 2019 ГОД
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи", на 2019 год.
2. Департаменту организационного развития Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить размещение на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Программы профилактики нарушений обязательных требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи", на 2019 год.
Министр
К.Ю.НОСКОВ
Утверждена
приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 21.01.2019 N 10
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ
УСТАНОВЛЕНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ",
НА 2019 ГОД
1. Профилактика нарушений обязательных требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи", - это системно организованная деятельность Минкомсвязи России по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
повышение прозрачности системы государственного контроля и надзора за соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи";
снижение административных и финансовых издержек контрольно-надзорного органа и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи".
2. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды.
Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов. Вместе с тем наблюдается тенденция по увеличению доли недобросовестных подконтрольных субъектов, сознательно идущих на нарушение действующего законодательства в сфере электронной подписи с целью получения финансовых выгод. Такие нарушения приводят к рискам причинения убытков физическим и юридическим лицам. В этой связи работа по профилактике нарушений действующего законодательства в сфере электронной подписи должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться в тех регионах Российской Федерации, где осуществляют свою деятельность подконтрольные субъекты.
3. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи" у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи", определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
4. В рамках данной Программы под контрольно-надзорным органом понимается Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Подконтрольными субъектами исполнения контрольно-надзорным органом государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи" являются юридические лица, являющиеся удостоверяющими центрами, аккредитованными в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".
5. Профилактические мероприятия - это меры правового, организационного, информационного и иного характера, проводимые Минкомсвязью России в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям, осуществляющиеся на основе следующих принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях Федерального закона "Об электронной подписи" в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорным органом по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий контрольно-надзорным органом;
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление Программы, использование актуальных достижений науки и технологий при проведении профилактических мероприятий;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации);
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
6. В целях профилактики нарушений обязательных требований Минкомсвязи России:
1) обеспечивает размещение на официальных сайтах в сети Интернет перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте в сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений.
7. Показатели качества профилактических мероприятий (и их сравнение с прошлым годом):
а) улучшение состояния подконтрольной среды (повышение уровня законопослушности, повышение качества поступающей информации);
б) снижение количества нарушений обязательных требований.
8. Организация работы по проведению профилактических мероприятий обеспечивается структурным подразделением Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - Правовым департаментом на регулярной основе.
Выполнение административных действий осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.
Уполномоченными лицами, ответственными за организацию и проведение профилактических мероприятий в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, определены:
начальник отдела аккредитации и проверок удостоверяющих центров, правовой экспертизы и регуляторики в сфере электронной подписи и электронных документов Правового департамента Соболев Сергей Александрович, тел. (495) 771-80-00 (89-19),
заместитель начальника отдела аккредитации и проверок удостоверяющих центров, правовой экспертизы и регуляторики в сфере электронной подписи и электронных документов Правового департамента Данильчук Кристина Вадимовна, тел. (495)771-80-00 (88-48).
9. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором содержится информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещается Программа: https://digital.gov.ru/ru/.
10. План-график профилактических мероприятий на 2019 год установлен в соответствии с приложением к Программе.
11. В соответствии с пунктом 16 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденных подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (пункт 2 раздела IV протокола заседания подкомиссии от 20 января 2017 г. N 1) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации готовит доклад об итогах профилактической работы за год (далее - Доклад), который является составной частью итогового годового отчета о деятельности органа власти, подготавливаемого и представляемого на заседании итоговой коллегии.
12. В качестве источников сведений для анализа состояния контрольно-надзорной деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках подготовки Доклада могут использоваться в том числе:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в административном порядке;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, административных расследований, постановлений о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
разъяснения, даваемые Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), соблюдения обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи";
разъяснения, полученные Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.
Приложение
к Программе профилактики нарушений
обязательных требований, которые
установлены Федеральным законом
"Об электронной подписи", на 2019 год,
утвержденной приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 21.01.2019 N 10
ПЛАН-ГРАФИК
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ", НА 2019 ГОД
N п/п
|
Наименование профилактического мероприятия
|
Сроки, интенсивность проведения профилактического мероприятия
|
1.
|
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи"
|
|
1)
|
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований
|
постоянно
|
2)
|
Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации о важности добросовестного соблюдения обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи"
|
постоянно
|
2.
|
Обобщение практики осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи"
|
постоянно
|
3.
|
Размещение на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора)
|
|
4.
|
Разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований
|