См. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 августа 2015 г. N 305

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
ВКЛЮЧАЯ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ, ПРИ СОЗДАНИИ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ
ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

В целях реализации государственной политики в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий для создания государственных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде), установления требований по информационной безопасности информационных систем и требований к формату данных в государственных информационных системах, в целях защиты интересов государства в области авторского права и смежных прав в сфере информационных технологий, в рамках осуществления методического руководства созданием и функционированием информационных систем, задействованных в информационном взаимодействии в целях оказания государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, и в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации N 991-р от 9 июня 2014 года (пункт 59) и в соответствии с пунктами 1, 5.2.23, 5.2.24, 5.3.2 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2708, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 6, ст. 738), пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 53, ст. 6627; 2009, N 12, ст. 1429) приказываю:

утвердить прилагаемые Методические рекомендации по использованию свободного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая критерии определения государственных информационных систем, при создании которых необходимо использовать свободное программное обеспечение, в том числе государственных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Министр
Н.А.НИКИФОРОВ

Утверждены
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 19.08.2015 N 305

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
ВКЛЮЧАЯ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ, ПРИ СОЗДАНИИ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ
ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по использованию свободного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая критерии определения государственных информационных систем, при создании которых необходимо использовать свободное программное обеспечение, в том числе государственных информационных систем, предназначенных для оказания услуг в электронном виде (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 59 раздела IV "Совершенствование инструментов управления формированием электронного правительства" плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N 991-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р".

2. Методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти за счет использования свободного программного обеспечения (далее - СПО) в их деятельности.

3. Методические рекомендации предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти при определении необходимости использования свободного программного обеспечения при создании государственных информационных систем.

4. В методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

свободная программа - программа для электронных вычислительных машин, распространяемая на условиях простой (неисключительной) лицензии которая позволяет пользователю на безвозмездной основе:

использовать программу в любых не запрещенных законом целях;

изучать исходные тексты (коды) программы;

дорабатывать программу;

распространять программу и ее производные в любой форме и любыми способами;

свободное программное обеспечение - совокупность свободных программ;

проприетарная (закрытая) программа - программа для электронных вычислительных машин, не являющаяся свободной;

проприетарное (закрытое) программное обеспечение - совокупность проприетарных (закрытых) программ.

II. Критерии определения государственных информационных
систем, при создании которых необходимо использовать СПО

5. Федеральным органам исполнительной власти рекомендуется учитывать следующие критерии определения необходимости использования СПО при создании государственных информационных систем:

а) отсутствие ограничений, препятствующих использованию государственной информационной системы, разработанной с использованием СПО, в деятельности федеральных органов исполнительной власти;

б) оптимальная совокупная стоимость владения государственной информационной системой, разработанной с использованием СПО, включая стоимость ее создания, ввода в действие и обеспечения работоспособности.

III. Отсутствие ограничений

6. Отсутствие ограничений, препятствующих использованию государственной информационной системы, разработанной с использованием СПО, в деятельности федеральных органов исполнительной власти, определяется условиями лицензий.

7. Условия лицензий на СПО определяются типовыми проектами договоров, имеющими название и, при необходимости, номер версии. Правообладатели используют эти проекты как составную часть оферты о заключении лицензионного договора.

Полный актуализированный перечень лицензий на СПО, а также их тексты доступны на сайте Фонда Свободного Программного Обеспечения (Free Software Foundation) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://www.gnu.org/licenses/license-list.en.html.

8. Для распространения свободных программ, а также программ, создаваемых в результате их доработки, необходимо соблюдение ряда требований, в том числе:

а) сохранять информацию об авторском праве на свободную программу (знак охраны авторского права, информацию об условиях использования программы) при ее распространении;

б) предоставлять исходный текст свободной программы при ее распространении в скомпилированном виде;

в) соблюдать правила компоновки при использовании свободной программы в качестве компонента другой программы;

г) распространять производные свободной программы только на условиях лицензии на исходную свободную программу.

9. При создании производных свободных программ путем объединения нескольких свободных программ, лицензии на которые содержат требование распространять производные программы только на условиях лицензии на исходную свободную программу, следует учитывать возможную несовместимость этих лицензий. Несовместимость выражается в невозможности соблюдения требования о применении условий лицензии на исходную свободную программу для определения условий использования производной программы, когда такое требование содержится сразу в нескольких лицензиях.

В случае несовместимости лицензий на исходные свободные программы правомерное распоряжение исключительным правом на производную программу будет невозможно (использованию производной программы такая несовместимость не препятствует).

10. Для преодоления несовместимости лицензий правообладатели применяют кросслицензирование, разрешая использование свободных программ на условиях как одной, так и нескольких лицензий (нескольких версий лицензии), среди которых лицензиат выбирает нужную ему лицензию. Использование таких свободных программ при создании производных программ является более предпочтительным.

11. В связи с тем что лицензии не могут содержать условия об обязательном обнародовании производных программ, государственные информационные системы, разработанные с использованием СПО для государственных нужд, могут использоваться федеральными органами исполнительной власти без его предоставления иным лицам.

12. Рекомендуется принять во внимание, что государственные информационные системы, разработанные с использованием СПО, могут также иметь в своем составе компоненты проприетарных (закрытых) программ или быть спроектированы для работы с такими компонентами. Замена проприетарных компонентов на компоненты СПО может быть затруднена или невозможна, в результате чего использование таких программ будет ограничено условиями использования этих компонентов. Кроме того, такие компоненты могут поставляться на основе платных лицензий, в результате чего во всех случаях использования программ потребуется покупка лицензий на эти компоненты.

13. При заключении государственного контракта на выполнение работ по созданию государственной информационной системы с использованием СПО рекомендуется для обеспечения возможности последующей ее доработки:

предусматривать требование по предоставлению исполнителем полного перечня всех компонентов, которые не были созданы при разработке государственной информационной системы, но были включены в ее состав или необходимы для ее эксплуатации, а также исчерпывающую информацию об условиях использования таких компонентов;

предусматривать требование по исключению исполнителем противоречий между лицензиями на компоненты создаваемой государственной информационной системы, если такие противоречия будут обнаружены при разработке государственной информационной системы, а также при ее последующей эксплуатации;

предусматривать требование по предоставлению исходных текстов государственной информационной системы, а также исчерпывающей информации, необходимой для ее последующей доработки.

IV. Оптимальная совокупная стоимость владения

14. Совокупная стоимость владения государственной информационной системой, создаваемой с использованием СПО, считается оптимальной, если она ниже или сопоставима с совокупной стоимостью владения указанной государственной информационной системой в случае ее создания:

а) на базе программы для ЭВМ, размещенной в федеральной государственной информационной системе "Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин" (далее - ФГИС ФАП);

б) с использованием проприетарного (закрытого) программного обеспечения.

15. При расчете совокупной стоимости владения программы для ЭВМ или государственной информационной системы рекомендуется учитывать стоимости следующих работ и услуг, необходимых для их создания, ввода в действие и обеспечения работоспособности:

а) поставка лицензий;

б) поставка экземпляров;

в) поставка оборудования, обеспечивающего работоспособность;

г) создание;

д) доработка и интеграция;

е) ввод в действие;

ж) техническое сопровождение;

з) обучение пользователей;

и) проведение и подтверждение оценки соответствия требованиям по безопасности информации.

16. Приобретение экземпляра свободной программы не является обязательным для ее правомерного использования. Обладание копией свободной программы, независимо от источника получения этой копии, позволяет использовать эту программу в полном объеме, предусмотренном соответствующей лицензией, в том числе создавать неограниченное количество ее копий. В связи с этим следует избегать необоснованного расходования бюджетных средств на закупку экземпляров свободной программы при отсутствии объективной потребности в таких экземплярах.