См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 марта 2022 г. N 156

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188; N 50, ст. 8415), пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2021, N 24, ст. 4188), пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2010, N 28, ст. 3656), пунктом 3 Положения о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1053 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5431), в целях организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах Министерства обороны Российской Федерации приказываю:

Утвердить Порядок организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) на объектах Министерства обороны Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.ШОЙГУ

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 19 марта 2022 г. N 156

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный метрологический контроль (надзор) на объектах Министерства обороны Российской Федерации (далее - государственный надзор, Министерство обороны соответственно) осуществляет Управление метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Управление метрологии).

2. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора (далее - должностные лица), являются:

начальник Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальник Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его заместитель;

иные должностные лица Управления метрологии, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями (регламентами) входит осуществление государственного надзора.

3. Предметом государственного надзора в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2021, N 24, ст. 4188) (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) является соблюдение Министерством обороны, его подразделениями, организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица) обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установленных Федеральным законом N 102-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2021, N 24, ст. 4188) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).

4. Объектами государственного надзора являются:

деятельность контролируемых лиц, осуществляемая ими на объектах Министерства обороны, по выпуску в обращение (обращению) средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов утвержденного типа или эталонов единиц величин;

деятельность контролируемых лиц по выполнению измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, применению для этих целей средств измерений, стандартных образцов или эталонов единиц величин в областях деятельности, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона N 102-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2014, N 30, ст. 4255) (далее - объекты государственного надзора).

5. Государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

6. В целях информационного обеспечения государственного надзора в Управлении метрологии ведется учет:

объектов государственного надзора и контролируемых лиц;

сведений о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований;

мероприятий по подготовке и проведению профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;

результатов проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

II. Критерии отнесения объектов государственного надзора
к категориям риска

7. Управление метрологии осуществляет государственный надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

8. Объекты государственного надзора подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска:

высокого риска;

среднего риска;

низкого риска.

9. К категории высокого риска относится деятельность контролируемых лиц:

эксплуатирующих вооружение, военную и специальную технику (далее - ВВСТ) и входящих в состав сил стратегического сдерживания;

являющихся метрологическими воинскими частями (организациями).

10. К категории среднего риска относится деятельность контролируемых лиц:

входящих в состав сил общего назначения, эксплуатирующих ВВСТ (за исключением контролируемых лиц, являющихся метрологическими воинскими частями (организациями);

являющихся военно-медицинскими организациями.

11. К категории низкого риска относится деятельность контролируемых лиц, не эксплуатирующих ВВСТ.

12. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

при высокой категории риска - один раз в четыре года;

при средней категории риска - один раз в шесть лет.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при низкой категории риска не проводятся.

III. Организация государственного надзора

13. Решение о проведении профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия принимается начальником Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальником Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и оформляется соответствующим приказом (далее - приказ начальника Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальника Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации).

14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план), составленного в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 3, ст. 565; N 39, ст. 6712).

15. Ежегодный план до 15 декабря года, предшествующего году его реализации, утверждается заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил).

16. Основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий является:

наличие у Министерства обороны сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку).

17. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением инспекционного визита) контролируемое лицо уведомляется путем направления копии приказа начальника Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальника Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации не позднее чем за двадцать четыре часа до его начала посредством заказного почтового отправления и (или) электронного документа по информационной системе "Система электронного документооборота Министерства обороны Российской Федерации" (при ее наличии у контролируемого лица) либо иным доступным способом доставки, обеспечивающим фиксирование получения.

18. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин.

IV. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

19. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит;

документарная проверка;

выездная проверка.

20. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

истребование документов;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование.

21. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте государственного надзора не может превышать один рабочий день.

22. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

23. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Управления метрологии, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Управление метрологии направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо направляет в Управление метрологии указанные в требовании документы.

24. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управления метрологии документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Управление метрологии пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управления метрологии документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, вправе дополнительно представить в Управление метрологии документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

25. При проведении документарной проверки Управление метрологии не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Министерством обороны от иных органов.

26. Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Управлением метрологии контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Управление метрологии, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Управления метрологии о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управления метрологии документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Управление метрологии.

27. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

экспертиза.

28. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Управления метрологии или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов государственного надзора обязательным требованиям без выезда на место нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

29. Срок проведения выездной проверки (плановой и внеплановой) не может превышать десяти рабочих дней.

Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению контролируемого лица или объекту государственного надзора и не может превышать десяти рабочих дней.

30. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу (его представителю) в месте осуществления его деятельности должностным лицом, в том числе руководителем группы должностных лиц, предъявляются служебное удостоверение и заверенная печатью Управления метрологии бумажная копия приказа начальника Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальника Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

31. Контролируемые лица (их представители) обеспечивают должностным лицам беспрепятственный доступ на территорию, в здания, сооружения, помещения, к образцам ВВСТ, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, иным объектам и оборудованию.

32. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

33. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено, а после оформления акта выдается предписание. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия данный факт отражается в акте. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту.

34. Оформление акта и предписания производится должностным лицом на бумажном носителе на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в последний день его проведения.

35. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

36. В случае отсутствия нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в акт. Должностное лицо вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований.

V. Проведение профилактических мероприятий

37. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку);

самообследование;

профилактический визит.

Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемых лиц определяется начальником Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальником Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

38. Должностные лица осуществляют информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

39. Обобщение правоприменительной практики проводится Управлением метрологии в целях:

выявления типичных нарушений обязательных требований, факторов и условий, способствующих их возникновению;

анализа случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).

40. В случае наличия у Министерства обороны сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управление метрологии объявляет контролируемому лицу предостережение с предложением мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Решение об объявлении предостережения принимает начальник Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальник Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

41. Управление метрологии осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

42. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения направить в Управление метрологии не позднее пяти рабочих дней возражение в отношении указанного предостережения.

43. Управление метрологии по итогам рассмотрения возражения в течение двадцати рабочих дней со дня его получения направляет контролируемому лицу ответ.

44. В целях добровольного определения контролируемыми лицами соблюдения ими обязательных требований контролируемые лица могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) и направлять их результаты в Управление метрологии.

45. Профилактический визит проводится должностным лицом в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо дистанционно, путем использования видео-конференц-связи.

46. Приказ начальника Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальника Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации о проведении профилактического визита готовится на основании мотивированного представления должностного лица.

47. О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется должностным лицом не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения путем направления копии соответствующего приказа начальника Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальника Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

VI. Обжалование решений Управления метрологии, действий
(бездействия) его должностных лиц

48. Жалоба на решения Управления метрологии, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается начальником Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальником Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Жалоба на решения, действия (бездействие) начальника Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации - начальника Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации рассматривается Министром обороны Российской Федерации или его заместителем.

49. Жалоба на решение Управления метрологии, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

50. Жалоба подлежит рассмотрению в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Приложение N 1
к Порядку (п. 16)

Рекомендуемый образец

Экз. N ___
Министерство обороны Российской Федерации
(Управление метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации)
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении выявленных нарушений обязательных требований
N ___________
"__" ____________ 20__ г.
(наименование населенного пункта)
    На  основании  приказа начальника Управления метрологии Вооруженных Сил
Российской  Федерации  -  начальника Метрологической службы Вооруженных Сил
Российской Федерации ______________________________________________________
                               (номер, дата и название приказа)
в период с "__" ________________ 20__ г. по "__" _______________ 20__ г.
должностными лицами
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)
в присутствии
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя
или иного уполномоченного представителя контролируемого лица, в отношении которого проведено
контрольное (надзорное) мероприятие)
проведено(а)
(плановое(ая)/внеплановое(ая)
(вид контрольного (надзорного) мероприятия и наименование контрольного (надзорного) действия)
.
(наименование контролируемого лица)
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения следующих обязательных требований:
N п/п
Нормативный правовой акт (и его структурная единица), требование которого нарушено
Срок устранения нарушения
1
2
3
Подписи должностных лиц:
(должность)
(подпись)
(инициал имени, фамилия)
"__" _____________ 20__ г.
С предписанием ознакомлен, экземпляр N ____ предписания на руки получил:
(должность)
(подпись)
(инициал имени, фамилия руководителя или иного уполномоченного представителя контролируемого лица, в отношении которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие)
"__" _____________ 20__ г.
От ознакомления с предписанием руководитель или иной уполномоченный представитель контролируемого лица, в отношении которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие, отказался.
(должность)
(подпись)
(инициал имени, фамилия должностного лица, осуществляющего государственный надзор)
"__" _____________ 20__ г.

Приложение N 2
к Порядку (п. 37)

Рекомендуемый образец

Экз. N ___
Министерство обороны Российской Федерации
(Управление метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации)
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
о недопустимости нарушения обязательных требований
N _______ от "__" _____________ 20__ г.
(наименование контролируемого лица)
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188)
(сведения о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести
или привели к нарушению обязательных требований (с указанием соответствующих
обязательных требований и нормативных правовых актов, предусматривающих обязательные требования)
ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
принять следующие меры по обеспечению соблюдения обязательных требований: ________________________________________________________
(должность)
(подпись)
(инициал имени, фамилия)