См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 декабря 2023 г. N 617
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Порядок).
2. Установить, что настоящий приказ применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г., за исключением положений пунктов 11 и 12 Порядка, пункта 7 и подпункта "а" пункта 18 приложения к Порядку, применяемых в том числе при составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления индивидуальной годовой бюджетной отчетности Министерства финансов Российской Федерации за 2024 год.
3. Признать утратившими силу с 1 января 2024 г.:
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. N 553 "Об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. N 553), за исключением положений пунктов 14 и 15 Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. N 553, пункта 7 и подпункта "а" пункта 16 приложения N 1 к Порядку организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. N 553, утрачивающих силу при составлении плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления индивидуальной годовой бюджетной отчетности Министерства финансов Российской Федерации за 2024 год;
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 341 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. N 553".
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 25.12.2023 N 617
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок содержит положения, определяющие особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Российской Федерации, а также положения, касающиеся принятия и исполнения переданных от федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
2. Термины, определения которым даны в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, используются в настоящем Порядке в том же значении, в каком они используются в таких нормативных правовых актах.
3. В случае передачи федеральным казенным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита Министерству финансов Российской Федерации, внутренний финансовый аудит осуществляется в порядке, аналогичном настоящему Порядку, с учетом Положений о принятии и исполнении переданных от федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему Порядку.
II. Формирование и ведение (актуализация) реестра
бюджетных рисков
4. При формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков бюджетные риски выявляются во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, в том числе сгруппированными в однотипные операции (действия) по выполнению бюджетных процедур (далее - однотипная операция) исходя из идентичности алгоритмов их осуществления.
5. При описании причин бюджетного риска в отношении однотипной операции указывается номенклатурный номер структурного подразделения Министерства финансов Российской Федерации, ответственного за организацию (обеспечение выполнения) и (или) выполнение такой однотипной операции.
В случае, если в соответствии с абзацем первым настоящего пункта по одной причине бюджетного риска требуется указание номенклатурных номеров всех структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, ответственных за организацию (обеспечение выполнения) и (или) выполнение однотипной операции, такие номенклатурные номера не указываются.
6. Значение критерия "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, в том числе путем суммирования баллов оценки возможных последствий реализации бюджетного риска по каждому бюджетному риску (за исключением рисков искажения бюджетной отчетности) как:
а) высокое, в случае если сумма баллов возможных последствий реализации бюджетного риска принимает значение более 80;
б) среднее, в случае если сумма баллов возможных последствий реализации бюджетного риска принимает значение более 45 и не более 80;
в) низкое, в случае если сумма баллов возможных последствий реализации бюджетного риска принимает значение не более 45.
Возможная максимальная сумма баллов составляет 100 баллов.
7. Возможные последствия реализации бюджетного риска оцениваются по каждому бюджетному риску (за исключением рисков искажения бюджетной отчетности) в случае наличия:
а) влияния реализации бюджетного риска на значение не менее одного показателя качества финансового менеджмента, в том числе достижение одного из целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в размере 30 баллов;
б) возможности выявления при проведении мероприятий, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, органами государственного финансового контроля не менее одного нарушения, являющегося последствием реализации бюджетного риска, в размере 15 баллов, а в случае возможности выявления нарушений в ходе плановых мероприятий, заключения по результатам которых представляются в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, в размере 30 баллов;
в) возможности применения не менее одного административного наказания к виновным должностным лицам за совершение административного правонарушения, являющегося последствием реализации бюджетного риска, в размере 10 баллов;
г) возможного негативного воздействия на результат выполнения другой операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры в размере 10 баллов или на исполнение бюджетных полномочий в целом в размере 30 баллов, в том числе в части:
искажения годовой индивидуальной бюджетной отчетности;
причинения ущерба публично-правовому образованию;
отклонения от целевых значений показателей государственных программ Российской Федерации;
негативного воздействия на репутацию Министерства финансов Российской Федерации;
реализации принципов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе снижения результативности и экономности использования бюджетных средств;
увеличения количества совершаемых операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе трудового законодательства;
полноты формирования и (или) исполнения показателей федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также роста кредиторской и (или) дебиторской задолженности.
В случае отсутствия возможных последствий реализации бюджетного риска оценка возможных последствий составляет 0 баллов.
8. Значение критерия "вероятность" оценивается на основании суждения субъекта внутреннего финансового аудита с учетом анализа имеющихся причин бюджетного риска и условий (обстоятельств), которые могут привести к реализации бюджетного риска, в том числе о наличии (отсутствии) которых свидетельствует изменение:
а) количества нарушений, выявленных по результатам мероприятий органов государственного финансового контроля, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отчетном финансовом году по сравнению с предшествующим отчетному финансовым годом;
б) значений показателей годового мониторинга качества финансового менеджмента, рассчитываемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в отчетном финансовом году по сравнению с предшествующим отчетному финансовым годом или максимальным возможным значением в случае отсутствия значения за предшествующий отчетному финансовый год.
9. В случае отсутствия информации, указанной в подпунктах "а" и "б" пункта 8 настоящего Порядка, в целях анализа имеющихся причин бюджетного риска и условий (обстоятельств), которые могут привести к реализации бюджетного риска, используется оценка следующих показателей, рассчитанных субъектом внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год, по сравнению с годом, предшествующим отчетному:
а) отношение объема кассового исполнения по источникам финансирования дефицита федерального бюджета к объему бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;
б) отношение объема кассового исполнения по расходам на реализацию федеральных проектов к объему бюджетных ассигнований на реализацию федеральных проектов по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" бюджетной классификации Российской Федерации.
10. Реестр бюджетных рисков Министерства финансов Российской Федерации представляется субъектам бюджетных процедур путем размещения на внутреннем портале Министерства финансов Российской Федерации в папке "Организация и осуществление ВФА" корневой папки "Д02 Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе" раздела "Документы".
III. Планирование внутреннего финансового аудита
11. Проект Плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год и период до срока представления индивидуальной годовой бюджетной отчетности Министерства финансов Российской Федерации за очередной финансовый год (далее - очередной План) составляется и представляется субъектом внутреннего финансового аудита Министру финансов Российской Федерации не позднее 25 декабря текущего финансового года.
12. Очередной План направляется субъектом внутреннего финансового аудита субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения Министром финансов Российской Федерации с использованием системы электронного документооборота Министерства финансов Российской Федерации.
13. Внесение изменений в План проведения аудиторских мероприятий на текущий финансовый год и период до срока представления индивидуальной годовой бюджетной отчетности Министерства финансов Российской Федерации за текущий финансовый год (далее - текущий План) осуществляется путем утверждения Министром финансов Российской Федерации решения об изменении (исключении, дополнении) отдельных тем и дат (месяцев) окончания аудиторских мероприятий.
14. Решение об изменении (исключении, дополнении) отдельных тем и дат (месяцев) окончания аудиторских мероприятий текущего Плана, указанное в пункте 13 настоящего Порядка, и текущий План с изменениями согласно принятому решению направляются субъектом внутреннего финансового аудита субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения Министром финансов Российской Федерации с использованием системы электронного документооборота Министерства финансов Российской Федерации.
15. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится по решению Министра финансов Российской Федерации, принятому в том числе на основании служебной записки, представленной субъектом внутреннего финансового аудита и содержащей тему, обоснование проведения и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
16. Программа аудиторского мероприятия оформляется с учетом следующего:
а) применение размеров полей не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее;
б) применение шрифта Times New Roman размером N 14;
в) текстовая часть печатается через 1 - 1,5 межстрочных интервала;
г) применение абзацного отступа в текстовой части за исключением заголовков, подзаголовков - 1,25 см;
д) номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа. Нумерация начинается со второй страницы;
е) допускается выделение отдельных фрагментов текста, в том числе заголовков, подзаголовков, полужирным шрифтом, курсивом и (или) подчеркиванием;
ж) программа аудиторского мероприятия утверждается субъектом внутреннего финансового аудита как уполномоченным должностным лицом по осуществлению в Министерстве финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита.
17. Утвержденная субъектом внутреннего финансового аудита программа аудиторского мероприятия направляется субъектом внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) субъектам бюджетных процедур до даты начала проведения аудиторского мероприятия путем размещения на внутреннем портале Министерства финансов Российской Федерации в папке "Организация и осуществление ВФА" корневой папки "Д02 Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе" раздела "Документы".
IV. Проведение внутреннего финансового аудита
18. В случае необходимости внесения изменений в программу аудиторского мероприятия при проведении аудиторского мероприятия, предусмотренном абзацем третьим пункта 30 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н <1>, программа аудиторского мероприятия актуализируется и направляется субъектом внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) субъектам бюджетных процедур путем замены неактуальной программы аудиторского мероприятия на внутреннем портале Министерства финансов Российской Федерации в папке "Организация и осуществление ВФА" корневой папки "Д02 Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе" раздела "Документы" не позднее 5 рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия.
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2020 г. N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364), от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293), от 18 июля 2023 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2023 г., регистрационный N 75108), от 4 октября 2023 г. N 158н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2023 г., регистрационный N 75833).
19. Рабочая документация аудиторского мероприятия, которую подготавливает субъект внутреннего финансового аудита или аудиторская группа, заключение (проект заключения), аналитические записки (проекты аналитических записок), исправления к первоначальному варианту заключения, формируемые в виде дополнения к заключению о внесении изменений в заключение (далее - дополнение к заключению), мотивированная позиция субъекта внутреннего финансового аудита в ответ на возражения (предложения) субъектов бюджетных процедур, проект плана мероприятий по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, Сводный отчет по планам мероприятий по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (далее - Сводный отчет по планам мероприятий), иные документы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, оформляются с учетом следующего:
а) применение размеров полей не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее.
При оформлении инфографики, таблиц, приложений, аналитических записок (проектов аналитических записок) допускается использование размеров полей не менее: 5 мм - левое; 5 мм - правое; 10 мм - верхнее; 10 мм - нижнее;
б) применение шрифта Times New Roman размером N 14.
При оформлении таблиц, инфографики, приложений, аналитических записок (проектов аналитических записок) допускается использование шрифта размером не менее N 6;
в) текстовая часть, таблицы и инфографика печатаются через 1 - 1,5 межстрочных интервала.
Применение абзацного отступа в текстовой части за исключением заголовков, подзаголовков, названий таблиц, инфографики - 1,25 см;
г) заголовок заключения (проекта заключения) печатается по центру прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом, отделяясь от основного текста документа горизонтальной чертой.
Под заголовком заключения по левому краю печатается дата завершения аудиторского мероприятия, по правому краю - номер заключения;
д) допускается начинать текст с уважительного обращения к адресату, которое печатается по центру страницы через 1 и более межстрочных интервалов от предыдущего реквизита;
е) номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа (не менее 5 мм при оформлении таблиц, инфографики, приложений). Нумерация начинается со второй страницы.
Каждая аналитическая записка (проект аналитической записки), которая является частью заключения (проекта заключения), нумеруется отдельно со второй страницы;
ж) допускается выделение отдельных фрагментов текста, в том числе заголовков, подзаголовков, названий таблиц, инфографики, нарушений и (или) недостатков, иных текстовых описаний, полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и (или) цветом;
з) при оформлении приложений к заключению (проекту заключения), аналитическим запискам (проектам аналитических записок) на первом листе в правом верхнем углу указывается порядковый номер приложения и соответствующие реквизиты (дата и номер) заключения или аналитической записки;
и) отметка о приложении оформляется под текстом документа от границы левого поля страницы. Если приложение названо в тексте документа, в отметке о приложении указывается количество листов приложения.
При наличии нескольких приложений, не названных в тексте документа, в отметке о приложении они нумеруются, указываются наименования каждого приложения, количество листов.
Заключение подписывается субъектом внутреннего финансового аудита как уполномоченным должностным лицом по осуществлению в Министерстве финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) с указанием его должности.
Иные документы, которые подготавливает субъект внутреннего финансового аудита или аудиторская группа, подписываются субъектом внутреннего финансового аудита как уполномоченным должностным лицом по осуществлению в Министерстве финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита.
20. Хранение рабочей документации аудиторского мероприятия обеспечивается субъектом внутреннего финансового аудита не менее 1 года. По истечении указанного срока субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает передачу рабочей документации аудиторского мероприятия в Отдел архивного дела и исходящей корреспонденции Департамента управления делами и контроля Министерства финансов Российской Федерации с указанием сроков их хранения в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2022 г. N 442 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций, с указанием сроков их хранения".
21. Доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия специалистам структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, должностным лицам (работникам) подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных казенных учреждений, привлеченным в состав аудиторских групп, или должностным лицам (специалистам, работникам) структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных казенных учреждений, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, обеспечивается на постоянной основе до расторжения с такими должностными лицами (специалистами, работниками) служебных контрактов (трудовых договоров).
Доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия экспертам или должностным лицам (работникам) иного главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, не находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации, которые одновременно не являются должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля, привлеченным в состав аудиторских групп, обеспечивается путем предоставления автоматизированного рабочего места на территории Министерства финансов Российской Федерации на период проведения аудиторского мероприятия.
По завершению аудиторского мероприятия доступ к рабочей документации лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, не предоставляется.
22. Субъекты бюджетных процедур имеют право представить субъекту внутреннего финансового аудита возражения (предложения) в течение 5 рабочих дней со дня получения промежуточных и (или) предварительных результатов аудиторского мероприятия, включая проекты аналитических записок, проект заключения, и (или) заключения.
V. Реализация результатов аудиторских мероприятий
23. Субъект внутреннего финансового аудита в случае несогласия с представленными в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка возражениями (предложениями) представляет субъектам бюджетных процедур, направившим их, мотивированную позицию в течение 5 рабочих дней со дня получения последнего возражения (предложения) по аудиторскому мероприятию.
24. Дополнение к заключению формируется в случаях, определенных в пункте 15 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н <2> (далее - СВФА "Реализация результатов").
--------------------------------
<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), от 18 июля 2023 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2023 г., регистрационный N 75108), от 4 октября 2023 г. N 158н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2023 г., регистрационный N 75833).
Ошибки (искажения) определяются как существенные в случае, если такие ошибки (искажения) влияют на выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Существенность влияния информации, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия, на выводы, предложения и рекомендации, указанные в заключении, определяется исходя из суждения субъекта внутреннего финансового аудита о необходимости их последующего включения в годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита как наиболее значимых результатов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
Субъекты бюджетных процедур имеют право представить субъекту внутреннего финансового аудита возражения (предложения) в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта дополнения к заключению.
Субъект внутреннего финансового аудита в случае несогласия с представленными в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта возражениями (предложениями) представляет субъектам бюджетных процедур, направившим их, мотивированную позицию в течение 5 рабочих дней со дня получения последнего возражения (предложения) к проекту дополнения к заключению.
Дополнение к заключению доводится субъектом внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) до всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения, с использованием системы электронного документооборота Министерства финансов Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Министром финансов Российской Федерации решения по результатам рассмотрения дополнения к заключению.
25. На основании решений, принятых Министром финансов Российской Федерации, и (или) решений, принятых субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, направленных субъекту внутреннего финансового аудита письмами структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации (далее - решение субъекта бюджетных процедур Министерства финансов Российской Федерации), в соответствии с пунктами 17 - 19 СВФА "Реализация результатов" (далее - Решение о совершенствовании качества финансового менеджмента Министерства финансов Российской Федерации), субъектом внутреннего финансового аудита составляется и ведется Сводный отчет по планам мероприятий Министерства финансов Российской Федерации, содержащий:
а) описание бюджетных рисков и (или) допущенных недостатков (нарушений);
б) наименования структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, ответственных за реализацию Решений о совершенствовании качества финансового менеджмента Министерства финансов Российской Федерации;
в) меры по повышению качества финансового менеджмента;
г) сроки исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента;
д) реквизиты Решений о совершенствовании качества финансового менеджмента Министерства финансов Российской Федерации, являющихся основанием для включения мер по повышению качества финансового менеджмента в Сводный отчет по планам мероприятий Министерства финансов Российской Федерации;
е) информацию о достигнутом (конечном, промежуточном) результате реализации мер по повышению качества финансового менеджмента.
26. Информация о достигнутом (конечном, промежуточном) результате реализации мер по повышению качества финансового менеджмента представляется структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации, ответственными за реализацию Решений о совершенствовании качества финансового менеджмента Министерства финансов Российской Федерации, субъекту внутреннего финансового аудита один раз в полугодие, не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным полугодием (годом).
27. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков проводится в сроки и с периодичностью, определяемой субъектом внутреннего финансового аудита, в следующем порядке:
использование одного или нескольких способов, определяемых субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктом 24 СВФА "Реализация результатов";
актуализация данных о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков;
актуализация оценки бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков.
28. В случае выявления в рамках анализа информации о ходе и (или) результатах выполнения Решений о совершенствовании качества финансового менеджмента Министерства финансов Российской Федерации неисполненных мер по повышению качества финансового менеджмента с истекшим сроком исполнения:
а) сроки исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента, установленные решениями субъектов бюджетных процедур Министерства финансов Российской Федерации, могут быть изменены не более одного раза по письменному обращению структурного подразделения Министерства финансов Российской Федерации, ответственного за реализацию Решений о совершенствовании качества финансового менеджмента Министерства финансов Российской Федерации, на период, не превышающий 12 месяцев, при представлении обоснований необходимости переноса сроков исполнения с описанием причин неисполнения;
б) в случае выявления неисполненных мер по повышению качества финансового менеджмента, срок исполнения которых определен в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации, ответственными за реализацию Решений о совершенствовании качества финансового менеджмента Министерства финансов Российской Федерации, субъекту внутреннего финансового аудита представляется доклад о ходе исполнения и причинах неисполнения мер по повышению качества финансового менеджмента в целях включения указанного доклада в годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита для представления Министру финансов Российской Федерации;
в) в случае мотивированного отказа субъектов бюджетных процедур от исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента, ранее определенных ими при принятии решений субъектов бюджетных процедур Министерства финансов Российской Федерации, по согласованию с субъектом внутреннего финансового аудита указанная мера исключается из Сводного отчета по планам мероприятий Министерства финансов Российской Федерации и признается не требующей исполнения;
г) в случае нецелесообразности (невозможности) исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента в связи с изменением законодательства Российской Федерации (нормативных правовых актов), регулирующего организацию (обеспечение выполнения), выполнение операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, указанная мера исключается из Сводного отчета по планам мероприятий Министерства финансов Российской Федерации и признается не требующей исполнения.
29. По результатам рассмотрения Министром финансов Российской Федерации годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита реализованные меры по повышению качества финансового менеджмента исключаются субъектом внутреннего финансового аудита из Сводного отчета по планам мероприятий Министерства финансов Российской Федерации.
Приложение
к Порядку организации
и осуществления внутреннего финансового
аудита в Министерстве финансов
Российской Федерации, утвержденному
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 25.12.2023 N 617
ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРИНЯТИИ И ИСПОЛНЕНИИ ПЕРЕДАННЫХ ОТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Передача Министерству финансов Российской Федерации полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита федеральным казенным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, осуществляется на основании соглашения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, заключенного между федеральным казенным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, и Министерством финансов Российской Федерации (далее - Соглашение).
2. Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита передаются на неопределенный срок с даты заключения Соглашения.
3. Изменение Соглашения осуществляется по инициативе руководителя федерального казенного учреждения, подведомственного Министерству финансов Российской Федерации, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита на основании Соглашения (далее - Аудируемое учреждение), и (или) Министра финансов Российской Федерации и оформляется в виде Дополнительного соглашения к Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.
4. Соглашение прекращает действие на основании письменного обращения руководителя Аудируемого учреждения в Министерство финансов Российской Федерации или письменного обращения Министерства финансов Российской Федерации в Аудируемое учреждение.
Расторжение Соглашения оформляется в виде Дополнительного соглашения к Соглашению.
5. Реестр бюджетных рисков Аудируемого учреждения формируется, ведется (актуализируется) и направляется субъектом внутреннего финансового аудита руководителю Аудируемого учреждения не реже раза в год.
Субъектами бюджетных процедур Аудируемого учреждения направляются субъекту внутреннего финансового аудита предложения по ведению реестра бюджетных рисков по результатам проведенной ими оценки бюджетных рисков и анализа способов их минимизации, а также анализа выявленных нарушений и (или) недостатков.
6. Руководитель Аудируемого учреждения вправе направить субъекту внутреннего финансового аудита в срок до 1 декабря текущего финансового года предложения по формированию Плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год и период до срока представления индивидуальной годовой бюджетной отчетности Министерства финансов Российской Федерации за очередной финансовый год (далее - очередной План).
Руководитель Аудируемого учреждения вправе направить субъекту внутреннего финансового аудита в срок до 1 сентября текущего финансового года предложения по внесению изменений в План проведения аудиторских мероприятий на текущий финансовый год и период до срока представления индивидуальной годовой бюджетной отчетности Министерства финансов Российской Федерации за текущий финансовый год (далее - текущий План).
7. Копия утвержденного очередного Плана (решение об изменении (исключении, дополнении) отдельных тем и дат (месяцев) окончания аудиторских мероприятий текущего Плана и текущий План с изменениями согласно принятому решению) направляется субъектом внутреннего финансового аудита руководителю Аудируемого учреждения не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения Министром финансов Российской Федерации.
8. Аудируемое учреждение вправе направить субъекту внутреннего финансового аудита предложения по проведению внеплановых аудиторских мероприятий не позднее 1 сентября текущего финансового года.
В предложении по проведению внеплановых аудиторских мероприятий Аудируемого учреждения указывается тема, обоснование проведения и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
9. Субъект внутреннего финансового аудита в случае направления Аудируемым учреждением предложений по проведению внеплановых аудиторских мероприятий:
рассматривает предложения Аудируемого учреждения по проведению внеплановых аудиторских мероприятий, в том числе с учетом степени обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего финансового аудита), необходимыми для проведения внепланового аудиторского мероприятия;
принимает решение о возможности (целесообразности) проведения внепланового аудиторского мероприятия;
представляет руководителю Аудируемого учреждения служебную записку с предложением о проведении внепланового аудиторского мероприятия (в случае принятия положительного решения о возможности (целесообразности) проведения внепланового аудиторского мероприятия);
уведомляет Аудируемое учреждение не позднее 20 рабочих дней с даты получения предложений о проведении внепланового аудиторского мероприятия об отсутствии возможности (нецелесообразности) проведения внепланового аудиторского мероприятия (в случае принятия отрицательного решения о возможности (целесообразности) проведения внепланового аудиторского мероприятия).
10. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится по решению руководителя Аудируемого учреждения, принятому в том числе на основании служебной записки, представленной субъектом внутреннего финансового аудита и содержащей тему, обоснование проведения и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
11. Утвержденная субъектом внутреннего финансового аудита программа аудиторского мероприятия направляется субъектом внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) субъектам бюджетных процедур Аудируемого учреждения путем представления ее руководителю Аудируемого учреждения.
В случае необходимости внесения изменений в программу аудиторского мероприятия в ходе осуществления аудиторского мероприятия программа аудиторского мероприятия актуализируется и направляется субъектом внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) субъектам бюджетных процедур путем представления ее руководителю Аудируемого учреждения не позднее 5 рабочих дней до даты окончания аудиторского мероприятия.
12. Субъект внутреннего финансового аудита (руководитель аудиторской группы) направляет заключение (дополнение к заключению) руководителю Аудируемого учреждения не позднее 5 рабочих дней после дня его подписания.
13. Руководитель Аудируемого учреждения обеспечивает направление субъекту внутреннего финансового аудита принятого им решения об исполнении (с указанием сроков исполнения) мер по повышению качества финансового менеджмента не позднее 5 рабочих дней после даты принятия такого решения.
14. На основании решений, принятых руководителем Аудируемого учреждения, и (или) решений, принятых субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений Аудируемого учреждения, направленных письмом Аудируемого учреждения (далее - решение субъекта бюджетных процедур Аудируемого учреждения), в соответствии с пунктами 17 - 19 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н <*> (далее - Решение о совершенствовании качества финансового менеджмента Аудируемого учреждения), субъектом внутреннего финансового аудита составляется и ведется Сводный отчет по планам мероприятий по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (далее - Сводный отчет по планам мероприятий) Аудируемого учреждения, содержащий:
--------------------------------
<*> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), от 18 июля 2023 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2023 г., регистрационный N 75108), от 4 октября 2023 г. N 158н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2023 г., регистрационный N 75833).
а) описание бюджетных рисков и (или) допущенных недостатков (нарушений);
б) меры по повышению качества финансового менеджмента;
в) сроки исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента;
г) реквизиты Решений о совершенствовании качества финансового менеджмента Аудируемого учреждения, являющихся основанием для включения мер по повышению качества финансового менеджмента в Сводный отчет по планам мероприятий Аудируемого учреждения;
д) информацию о достигнутом (конечном, промежуточном) результате реализации мер по повышению качества финансового менеджмента.
15. Информация о достигнутом (конечном, промежуточном) результате реализации мер по повышению качества финансового менеджмента представляется Аудируемым учреждением субъекту внутреннего финансового аудита один раз в полугодие, не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным полугодием (годом).
16. В случае выявления в рамках анализа информации о ходе и (или) результатах выполнения Решений о совершенствовании качества финансового менеджмента Аудируемого учреждения неисполненных мер по повышению качества финансового менеджмента с истекшим сроком исполнения:
а) сроки исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента, установленные в соответствии с решениями субъектов бюджетных процедур Аудируемого учреждения, могут быть изменены не более одного раза по письменному обращению Аудируемого учреждения на период, не превышающий 12 месяцев, при представлении обоснований необходимости переноса сроков исполнения с описанием причин неисполнения;
б) в случае выявления неисполненных мер по повышению качества финансового менеджмента, срок исполнения которых определен в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, Аудируемым учреждением субъекту внутреннего финансового аудита представляется доклад о ходе исполнения и причинах неисполнения мер по повышению качества финансового менеджмента в целях включения указанного доклада в годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита для представления руководителю Аудируемого учреждения;
в) в случае мотивированного отказа субъектов бюджетных процедур от исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента, ранее определенных ими при принятии решений субъектов бюджетных процедур Аудируемого учреждения, по согласованию с субъектом внутреннего финансового аудита указанная мера исключается из Сводного отчета по планам мероприятий Аудируемого учреждения и признается не требующей исполнения;
г) в случае нецелесообразности (невозможности) исполнения мер по повышению качества финансового менеджмента в связи с изменением законодательства Российской Федерации (нормативных правовых актов), регулирующего организацию (обеспечение выполнения), выполнение операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, указанная мера исключается из Сводного отчета по планам мероприятий Аудируемого учреждения и признается не требующей исполнения.
17. По результатам рассмотрения руководителем Аудируемого учреждения годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита реализованные меры по повышению качества финансового менеджмента исключаются субъектом внутреннего финансового аудита из Сводного отчета по планам мероприятий Аудируемого учреждения.
18. Субъект внутреннего финансового аудита при выполнении переданного полномочия Аудируемого учреждения несет ответственность за:
а) составление очередного Плана и ведение текущего Плана;
б) проведение аудиторских мероприятий;
в) формирование и направление заключений;
г) ведение (актуализацию) реестра бюджетных рисков Аудируемого учреждения;
д) составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
19. Руководитель Аудируемого учреждения несет ответственность за:
а) подготовку предложений по формированию очередного Плана, предложений по внесению изменений в текущий План;
б) принятие и реализацию решений по итогам рассмотрения заключений;
в) предложений по формированию реестра бюджетных рисков Аудируемого учреждения;
г) организацию работы по повышению качества осуществления бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
20. Руководитель Аудируемого учреждения направляет (командирует) работника Аудируемого учреждения в Министерство финансов Российской Федерации для выполнения служебных поручений (задач), связанных с осуществлением внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита.
21. Информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, условиях, причинах и предлагаемых мерах по их предотвращению, а также о значимых бюджетных рисках и мерах по их минимизации (устранению) направляется субъектом внутреннего финансового аудита Аудируемому учреждению в случае передачи Министерству финансов Российской Федерации полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита не менее трех федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, на основании поступления запроса от Аудируемого учреждения не позднее 31 декабря текущего финансового года.