См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 июля 2019 г. N 109н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКЦИЙ И НОРМАТИВОВ, СОСТАВЛЯЕМЫХ
АФФИНАЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В соответствии с пунктом 8 Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 34, ст. 4097; 2015, N 44, ст. 6130; 2018, N 5, ст. 752), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке инструкций и нормативов, составляемых аффинажными организациями (далее - Методические рекомендации).

2. Департаменту государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля (А.А. Ахполов) обеспечить доведение Методических рекомендаций до сведения федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - ФКУ "Пробирная палата России").

3. ФКУ "Пробирная палата России" (А.В. Маркин) обеспечить доведение Методических рекомендаций до сведения организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации А.В. Моисеева.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ

Утверждены
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 12.07.2019 N 109н

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКЦИЙ И НОРМАТИВОВ, СОСТАВЛЯЕМЫХ
АФФИНАЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по подготовке инструкций и нормативов, составляемых аффинажными организациями (далее - Методические рекомендации), разработаны с целью оказания методической помощи организациям, имеющим право осуществлять аффинаж драгоценных металлов (далее - аффинажные организации), при составлении ими инструкций и нормативов, предусмотренных пунктом 8 Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 972, и носят рекомендательный характер.

2. К инструкциям и нормативам, составляемым аффинажными организациями, относятся:

инструкция по учету, расходованию и хранению драгоценных металлов;

инструкция о порядке проведения инвентаризации драгоценных металлов;

инструкция по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов;

инструкция по приему, опробованию и выдаче в производство сырья драгоценных металлов (далее - Инструкции);

нормы расхода драгоценных металлов на изготовление продукции из драгоценных металлов, прошедших процесс аффинажа (в случае производства аффинажной организацией продукции из аффинированных драгоценных металлов);

нормы потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам;

нормативы невязок металлургических балансов драгоценных металлов;

нормативы содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства, направляемых в другие аффинажные организации для доизвлечения содержащихся в них драгоценных металлов (далее - Нормативы).

II. Термины и определения, используемые
в Методических рекомендациях

3. При разработке Методических рекомендаций используются следующие термины и определения:

сырье - минеральное и (или) вторичное сырье, содержащее драгоценный металл, поступившее в аффинажную организацию для переработки;

готовая продукция - продукция, соответствующая требованиям нормативно-технической документации, определяющей содержание и (или) количество содержания драгоценных металлов в изделии или полуфабрикате, размеры изделия или полуфабриката, гарантирующей заявленные в документации качество или свойства продукции;

технологический процесс - одна или несколько последовательных операций обработки сырья или обусловленных применяемой технологией заготовок для производства готовой продукции;

норма расхода - максимально допустимое количество драгоценных металлов по химической чистоте в граммах, затрачиваемое на производство 1000 граммов массы продукции установленного качества по действующей в аффинажной организации технологии;

промпродукты (полупродукты) - продукты, полученные из сырья на одной из стадий металлургического производства и предназначенные для дальнейшей переработки;

потери - количество исходного сырья, теряемое в процессе изготовления готовой продукции безвозвратно, обусловленное физико-химическими свойствами драгоценных металлов, несовершенством применяемых технологий и оборудования;

технологические отходы - отходы драгоценного металла, поступившего на технологическую операцию, побочные продукты проведенной операции, содержащие драгоценные металлы, не соответствующие требованиям к промежуточному продукту (или конечной продукции). Технологические отходы разделяются на обратимые и возвратные;

обратимые отходы - отходы драгоценного металла, образующиеся при производстве материалов и изделий, содержащие драгоценный металл и соответствующие нормативным документам, которые могут быть повторно использованы аффинажной организацией в технологических процессах для производства продукции без изменения их физико-химических свойств;

возвратные отходы - отходы драгоценного металла, которые в процессе производства претерпели физико-химические изменения и не могут быть повторно использованы в технологических процессах производства продукции в одной аффинажной организации без проведения необходимой переработки;

металлургический баланс - соотношение между массой драгоценного металла в сырье, поступившем в производство за определенный календарный период, и его массой в готовой продукции за тот же период с учетом образовавшихся отходов, производственных потерь, остатков драгоценного металла и изменения незавершенного производства драгоценного металла;

невязка металлургического баланса - разница между массой драгоценного металла в сырье, поступившем в производство, и его массой в готовой продукции с учетом образовавшихся отходов, производственных потерь, остатков драгоценного металла и изменения незавершенного производства драгоценного металла за определенный период;

сальдовый баланс - соотношение остатков (сальдо) драгоценных металлов, числящихся на счетах бухгалтерского учета на момент проведения годовой инвентаризации (пассив), с фактическими остатками драгоценных металлов в соответствии с результатами инвентаризации, учтенными на счетах бухгалтерского учета (актив);

невязка сальдового баланса - разница между фактическими остатками драгоценных металлов в аффинажной организации по результатам инвентаризации и расчетными остатками драгоценных металлов по данным бухгалтерского учета.

III. Подготовка Инструкций

4. В Инструкциях рекомендуется отражать действующий в аффинажной организации порядок работы с драгоценными металлами в зависимости от предмета регулирования соответствующих Инструкций.

5. Инструкции могут включать в себя общие положения, тематические разделы и приложения.

В общих положениях Инструкции целесообразно отражать:

область применения Инструкции;

цель разработки Инструкции;

перечень применяемых в Инструкции терминов, определений и сокращений.

Тематические разделы Инструкции могут состоять из подразделов, описывающих непосредственно процедуры проведения мероприятий, связанных с особенностями применяемых технологических процессов аффинажными организациями.

Приложения к Инструкциям могут представлять собой справочные и информационные материалы, поясняющие положения пунктов тематических разделов, табличные формы оперативного учета, образцы бланков приемо-сдаточных документов и другой документации, применяемой в аффинажной организации.

Инструкция по учету, расходованию и хранению
драгоценных металлов

6. Тематические разделы Инструкции по учету, расходованию и хранению драгоценных металлов (далее - Инструкция по учету) рекомендуется составлять в соответствии со структурой производства согласно перечню производственных участков (подразделений) аффинажных организаций, осуществляющих работу с драгоценными металлами в виде сырья, готовой продукции, промпродуктов и отходов, с указанием схем их движения в производственных процессах. Дополнительно к Инструкции по учету рекомендуется прикладывать формы документов оперативного учета, применяемые на производственных участках (подразделениях) аффинажной организации.

В тематические разделы Инструкции по учету целесообразно включать:

а) информацию, отражающую:

сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия драгоценных металлов в готовой продукции, отходах и промпродуктах;

своевременность и точность учета драгоценных металлов;

порядок учета производственных потерь драгоценных металлов, в том числе документальное подтверждение списания, а также фактического расхода драгоценных металлов;

порядок сличения данных складского учета и оперативного учета движения драгоценных металлов в подразделениях аффинажной организации с данными бухгалтерского учета;

б) порядок определения массы, точность взвешивания;

в) порядок учета драгоценных металлов:

при приеме сырья;

при проведении приемного опробования сырья;

на отдельных этапах производственного процесса;

при проведении отбора и подготовки проб;

при проведении анализов в лаборатории;

при отгрузке с аффинажной организации;

г) порядок ведения отчетности драгоценных металлов в виде сырья, готовой продукции, промпродуктов и отходов.

Дополнительно в тематических разделах Инструкции по учету рекомендуется отражать перечень мероприятий, обеспечивающих сохранность драгоценных металлов при их производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке.

Инструкция о порядке проведения инвентаризации
драгоценных металлов

7. Общие правила проведения инвентаризации определены Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2017 г., регистрационный номер 45111).

8. В соответствующих тематических разделах Инструкции о порядке проведения инвентаризации драгоценных металлов (далее - Инструкция по инвентаризации) рекомендуется отражать порядок проведения инвентаризации драгоценных металлов с учетом особенностей применяемых технологических процессов в конкретной аффинажной организации.

Тематическими разделами Инструкции по инвентаризации рекомендуется устанавливать:

а) обязательность проведения инвентаризации в отношении всех имеющихся в наличии драгоценных металлов в любом состоянии и виде, в том числе не принадлежащих аффинажной организации, полученных для переработки, находящихся на ответственном хранении, ранее не учтенных;

б) периодичность проведения инвентаризации драгоценных металлов;

в) особые случаи, при которых может проводиться инвентаризация драгоценных металлов;

г) порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации;

д) порядок технологической зачистки и сдачи производственных помещений и оборудования инвентаризационной комиссии;

е) порядок оформления результатов инвентаризации.

Инструкция по составлению годового металлургического
баланса драгоценных металлов

9. Тематические разделы Инструкции по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов (далее - Инструкция по составлению металлургического баланса) определяют необходимый объем отчетных данных по работе аффинажных организаций с драгоценными металлами за год, представляемых для оценки достоверности учета и эффективности использования драгоценных металлов при производстве продукции в соответствии со спецификой деятельности аффинажных организаций.

10. В тематических разделах Инструкции по составлению металлургического баланса рекомендуется отражать:

а) методику составления металлургического баланса с учетом следующей структуры:

приходная часть металлургического баланса (остатки драгоценных металлов на начало отчетного года, поступление драгоценных металлов в сырье, корректировка расчетов прошлых периодов);

расходная часть металлургического баланса (отгрузка драгоценных металлов в готовой продукции, отходах производства и иных промпродуктах, корректировки по количеству отгруженных драгоценных металлов в отходах производства и корректировки расчетов прошлых периодов, учитываемые безвозвратные потери);

учетные и фактически установленные проведенной инвентаризацией остатки драгоценных металлов на конец отчетного года;

невязки металлургического баланса в сравнении с установленными нормативами по всем драгоценным металлам;

б) составляемые отчетные формы к металлургическому балансу;

в) точность ведения учета при составлении и предоставлении металлургического баланса по всем драгоценным металлам.

11. В случае наличия в аффинажной организации особенностей учета драгоценных металлов при изготовлении изделий из аффинированных драгоценных металлов в Инструкции по составлению металлургического баланса допускается включать методики составления дополнительных балансов: сальдового баланса и баланса по производству изделий из аффинированных драгоценных металлов.

12. В тематических разделах Инструкции по составлению металлургического баланса, касающихся сальдового баланса, целесообразно определять:

а) структуру сальдового баланса аффинажной организации, сформированного из двух частей - актива (сведения о фактическом наличии драгоценных металлов в аффинажной организации) и пассива, в котором рекомендуется отражать:

остатки драгоценных металлов, поставленных на давальческих условиях;

остатки собственных драгоценных металлов аффинажной организации;

остатки драгоценных металлов, зачисленные в резерв на покрытие потерь драгоценных металлов;

б) структуру приложений к сальдовому балансу драгоценных металлов, расшифровывающих сводные данные, приведенные по позициям сальдового баланса;

в) порядок установления невязки сальдового баланса и оценки его результатов.

13. В пояснительной записке к металлургическому балансу рекомендуется отражать результаты оценки работы аффинажной организации с драгоценными металлами, в том числе:

сведения о структуре поступления в течение отчетного периода сырья в сравнении с аналогичными сведениями предшествующего отчетного периода;

сведения о выпуске готовой продукции за отчетный период;

данные о потерях драгоценных металлов по учитываемым каналам за отчетный период в сравнении с нормативными показателями;

данные о содержании драгоценных металлов в отходах, подлежащих переработке в сторонних аффинажных организациях, образовавшихся за отчетный период, и выходе драгоценных металлов в указанные отходы в сравнении с нормативными показателями;

сравнение выявленных невязок металлургического баланса с нормативными показателями, действующими в отчетный период;

иные обоснования наличия несоответствий нормативным показателям;

расшифровка результатов (невязки) металлургического баланса;

результаты выполнения мероприятий, разработанных аффинажной организацией в целях устранения недостатков в работе с драгоценными металлами, сведения о реализации основных направлений развития производства, совершенствование технологических процессов и системы учета драгоценных металлов, снижение потерь и повышение эффективности использования драгоценных металлов.

14. Дополнительно в Инструкции по составлению металлургического баланса рекомендуется отражать порядок утверждения и предоставления металлургического баланса, а также порядок стоимостной оценки результатов сальдового баланса.

Инструкция по приему, опробованию и выдаче в производство
сырья драгоценных металлов

15. В тематических разделах Инструкции по приему, опробованию и выдаче в производство сырья драгоценных металлов (далее - Инструкция по приему, опробованию и выдаче) рекомендуется отражать:

а) классификацию видов сырья с приведением характеристик сырья по видам, указанием схемы (методики) опробования и методов анализа в зависимости от видов сырья;

б) описание порядка приема на опробование сырья, в том числе:

порядок вскрытия посылок;

точность взвешивания сырья и допускаемые расхождения при определении массы нетто с данными поставщиков сырья;

действия приемной комиссии при выявлении расхождений в пределах допустимых значений и превышающих допустимые значения (как положительных, так и отрицательных);

образцы документов, составляемых аффинажными организациями по результатам проведенных мероприятий при приеме на опробование сырья;

в) описание порядка выдачи на опробование сырья;

г) указание применяемых методов приемного опробования сырья, используемых технологических процессов, результатов опробования, включаемых в расчет с поставщиком сырья, а также порядка переработки промпродуктов и (или) отходов приемного опробования;

д) порядок передачи отобранных проб в соответствующие подразделения аффинажной организации для подготовки лабораторных проб и их направления в аналитическую лабораторию, оформление сопроводительных документов;

е) регламентацию передачи сырья в производство;

ж) применяемые методы контроля и метрологическое обеспечение технологических процессов.

16. Допускается оформление в виде приложений графических изображений схем опробования, указание характеристик основных и вспомогательных материалов и реагентов, основного оборудования, инструментов и приспособлений, используемых при проведении приема и опробования сырья.

IV. Подготовка Нормативов

17. Нормативы могут быть разработаны аффинажной организацией с целью оценки эффективности использования и достоверности учета драгоценных металлов.

18. В Нормативах рекомендуется отражать:

наименование Норматива;

числовое значение Норматива;

срок действия Норматива;

порядок применения Норматива.

19. Нормативы рекомендуется сопровождать пояснительной запиской, содержащей:

исходные фактические данные, на основании которых был произведен расчет Норматива;

источники исходных данных, использованных при расчете Норматива;

методику расчета Норматива, применяемые расчетные формулы;

другие обосновывающие материалы, необходимые для анализа при рассмотрении Норматива.

20. Нормативы целесообразно утверждать руководителем аффинажной организации.

Нормы расхода драгоценных металлов на изготовление
продукции из драгоценных металлов, прошедших процесс
аффинажа (в случае производства аффинажной организацией
продукции из аффинированных драгоценных металлов)

21. При разработке норм расхода драгоценных металлов на изготовление продукции из драгоценных металлов, прошедших процесс аффинажа (в случае производства аффинажной организацией продукции из аффинированных драгоценных металлов) (далее - нормы расхода) рекомендуется руководствоваться следующим.

Нормирование расхода драгоценных металлов может производиться в целях:

ведения достоверного учета и формирования отчетности по движению драгоценных металлов в производстве;

определения общего количества драгоценных металлов, необходимого для изготовления продукции в соответствии с планируемыми аффинажными организациями объемами производства на основании условий договоров, заключаемых аффинажными организациями с собственниками сырья;

определения рациональных схем переработки и обработки сырья и отходов при производстве продукции, направленных на снижение потерь драгоценных металлов;

определения базовых нормативных показателей для использования при разработке условий договоров на производство продукции технического и бытового назначения из драгоценных металлов, поставляемых на давальческих условиях.

22. В норму расхода целесообразно включать:

драгоценные металлы, содержащиеся в готовой продукции;

драгоценные металлы, содержащиеся в технологических отходах, количество которых обусловлено применяемой технологией производства;

потери драгоценных металлов, количество которых обусловлено применяемой технологией производства.

23. При разработке норм расхода аффинажные организации могут применять расчетно-аналитический, отчетно-статистический, опытный и комбинированный методы:

при расчетно-аналитическом методе нормы расхода разрабатываются на основе расчетов, выполненных по данным конструкторской и технологической документации с учетом установленных допусков размеров, массы и содержания драгоценных металлов в готовой продукции. Метод рекомендуется применять при разработке норм расхода для новых видов готовой продукции аффинажной организации или новых типоразмеров номенклатуры готовой продукции;

при отчетно-статистическом методе нормы расхода разрабатываются на основе данных статистической и бухгалтерской отчетности - достигнутых аффинажной организацией фактических показателей расхода драгоценных металлов по составляющим его элементам на каждой операции технологического процесса производства промежуточного продукта или готовой продукции. Метод рекомендуется применять в случае пересмотра норм расхода при выявлении устойчивых и стабильных отклонений фактического расхода драгоценных металлов от установленной нормы расхода в течение предыдущих трех-пяти лет;

опытный метод разработки норм расхода заключается в определении затрат драгоценных металлов, необходимых для производства готовой продукции, на основе данных измерений по фактическому расходу, технологическим отходам и потерям, определяемым на каждой операции технологического процесса при опытно-лабораторных или опытно-промышленных испытаниях в условиях производства;

комбинированный метод разработки норм расхода сочетает в себе элементы двух-трех вышеприведенных методов разработки норм расхода.

24. Пересмотр норм расхода может производиться аффинажной организацией с использованием одного из перечисленных в пункте 23 методов.

25. При организации производства новых видов продукции или новых типоразмеров выпускаемой продукции основанием для расчета сводных норм расхода могут являться пооперационные нормы расхода, определяемые в соответствии с выбранным технологическим процессом изготовления продукции, разбитым на ряд последовательных операций обработки сырья.

Нормы потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам

26. При разработке норм потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам (далее - нормы потерь) рекомендуется руководствоваться следующим.

Под потерями драгоценных металлов по учитываемым каналам целесообразно понимать потери драгоценных металлов с продуктами переработки сырья, из которых их технически невозможно или экономически нецелесообразно извлекать на применяемом уровне технологического процесса, но которые могут подлежать измерению и учету.

27. Нормирование потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам производится в целях:

проведения оценки эффективности использования драгоценных металлов;

определения рациональных схем переработки сырья и полупродуктов, обеспечивающих максимальное извлечение драгоценных металлов.

28. Учет потерь драгоценных металлов, а также их нормирование рекомендуется вести раздельно по источникам их образования:

с готовой продукцией;

с отходящими газами;

с производственными и бытовыми стоками.

29. Величину нормы потерь рекомендуется определять отчетно-статистическим методом на основе отчетных данных аффинажной организации о потерях драгоценных металлов по каждому драгоценному металлу и принимать равной среднему значению относительных показателей указанных потерь.

Нормы потерь целесообразно выражать в натуральных единицах (грамм на тонну, килограмм на тонну) или в процентах.

Нормативы невязок металлургических балансов
драгоценных металлов

30. При разработке нормативов невязок металлургических балансов драгоценных металлов (далее - нормативы невязок) рекомендуется руководствоваться следующим.

Невязка металлургического баланса может быть образована за счет учитываемых и неучитываемых потерь драгоценных металлов в производственных процессах, а также погрешностей взвешивания и определения содержания драгоценных металлов в сырье и полупродуктах.

31. Нормирование невязок металлургических балансов драгоценных металлов производится в целях:

проведения оценки достоверности учета драгоценных металлов в аффинажных организациях;

определения рациональных схем опробования сырья, полупродуктов, готовой продукции и отходов, образующихся в производственном процессе, а также анализа отобранных проб;

определения базовых нормативных показателей для использования при разработке условий договоров на проведение работ, связанных с переработкой сырья.

32. Нормативы невязок рекомендуется определять как отношение их абсолютных величин по каждому металлу за год к его выпуску в готовой продукции, либо к среднему обороту каждого металла, или к его общему количеству, поступившему в производство за тот же период, с учетом изменений незавершенного производства на начало и конец периода.

Величину норматива невязки рекомендуется определять отчетно-статистическим методом на основе данных статистической и бухгалтерской отчетности аффинажной организации и принимать равной среднему значению относительных показателей невязок металлургического баланса по каждому драгоценному металлу.

Нормативы невязок целесообразно выражать в натуральных единицах (грамм на тонну, килограмм на тонну) или в процентах.

Нормативы содержания драгоценных металлов
в полупродуктах и отходах производства, направляемых
в другие аффинажные организации для доизвлечения
содержащихся в них драгоценных металлов

33. При разработке нормативов содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства, направляемых в другие аффинажные организации для доизвлечения содержащихся в них драгоценных металлов (далее - нормативы содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства), рекомендуется руководствоваться следующим.

Под нормативом содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства целесообразно понимать максимально допустимое содержание драгоценных металлов в отходах, подлежащих переработке в других аффинажных организациях или складированию.

34. Нормирование содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства, направляемых в другие аффинажные организации для доизвлечения содержащихся в них драгоценных металлов, ведется в целях:

проведения оценки эффективности использования драгоценных металлов;

определения рациональных схем переработки полупродуктов и отходов, обеспечивающих максимальное извлечение драгоценных металлов непосредственно в аффинажной организации и снижения дополнительных потерь, связанных с переработкой отходов в других аффинажных организациях.

35. При нормировании содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства целесообразно определить номенклатуру полупродуктов и отходов, образующихся в процессе переработки сырья и предназначенных для направления в другие аффинажные организации для доизвлечения содержащихся в них драгоценных металлов или складирования.

36. Норматив содержания драгоценного металла в полупродуктах и отходах производства рекомендуется определять путем прямого измерения на основании их опробования и проведения анализа отобранных проб.

Норматив содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства рекомендуется определять отчетно-статистическим методом на основе отчетных данных аффинажной организации по каждому виду полупродуктов и отходов.

Нормативы содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства целесообразно выражать в натуральных единицах (грамм на тонну, килограмм на тонну) или в процентах.

37. При отсутствии фактических значений норматива содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства в аффинажной организации допускается устанавливать его значение на основании данных технологической документации.