См. Документы Министерства энергетики Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 марта 2016 г. N 179
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ИЗМЕРЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ
ПРИ УЧЕТЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ,
И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К НИМ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 1 и частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2014, N 30 (ч. 1), ст. 4255), а также пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2577; 2010, N 9, ст. 960; 2011, N 44, ст. 6269; 2012, N 40, ст. 5449; 2013, N 29, ст. 3970), приказываю:
Утвердить прилагаемый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений.
Министр
А.В.НОВАК
Приложение
к приказу Минэнерго России
от 15.03.2016 N 179
ПЕРЕЧЕНЬ
ИЗМЕРЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ
ПРИ УЧЕТЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ,
И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К НИМ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ
N п/п
|
Наименование вида измерения
|
Диапазон измерений
|
Предельно допустимая относительная погрешность измерений, %
|
|
1.
|
Измерения количества нефти добытой, первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, при хранении и (или) погрузке (выгрузке) для (после) транспортировки магистральным трубопроводным, железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта:
|
|||
1.1.
|
прямым и косвенным методами динамических измерений
|
без ограничений
|
0,25 (брутто)
0,35 (нетто)
|
|
1.2.
|
прямым методом статических измерений взвешиванием на весах расцепленных железнодорожных цистерн и автомобильных цистерн
|
без ограничений
|
0,40 (брутто)
0,50 (нетто)
|
|
1.3.
|
прямым методом статических измерений взвешиванием на весах движущихся <1> нерасцепленных цистерн и составов из них:
|
|||
- для составов общей массой до 1000 тонн
|
без ограничений
|
1,0 (брутто)
1,1 (нетто)
|
||
- для составов общей массой 1000 тонн и более
|
2,5 (брутто)
2,6 (нетто)
|
|||
1.4.
|
косвенным методом статических измерений и косвенным методом измерений, основанным на гидростатическом принципе
|
200 т и более
|
0,50 (брутто)
0,60 (нетто)
|
|
до 200 т
|
0,65 (брутто)
0,75 (нетто)
|
|||
2.
|
Измерения количества нефтегазоводяной смеси (скважинной жидкости), поставленной и (или) принятой, не соответствующей национальному стандарту, но отвечающей положениям договорных отношений между продавцом (поставщиком) и покупателем (получателем), при погрузке (передаче) для транспортировки трубопроводным, железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта:
|
масса при вязкости нефти в пластовых условиях
|
||
до 200 мПа·с
|
200 мПа·с и более
|
|||
2.1
|
прямым и косвенным методами динамических измерений
|
без ограничений
|
+/- 2,5%
|
+/- 10%
|
2.2
|
прямым методом статических измерений взвешиванием на весах расцепленных железнодорожных и автомобильных цистерн
|
без ограничений
|
+/- 0,40%
|
не нормируется
|
2.3
|
прямым методом статических измерений взвешиванием на весах движущихся не расцепленных цистерн и составов из них
|
без ограничений
|
+/- 2,5%
|
не нормируется
|
2.4
|
косвенным методом измерений, основанным на гидростатическом принципе
|
без ограничений
|
+/- 2,5%
|
не нормируется
|
3.
|
Измерения массы нефтепродуктов при транспортировке, хранении и распределении:
|
|||
3.1
|
прямым и косвенным методами динамических измерений
|
без ограничений
|
+/- 0,25%
|
|
3.2
|
прямым методом статических измерений взвешиванием на весах расцепленных железнодорожных цистерн и автомобильных цистерн:
|
без ограничений
|
+/- 0,40%
|
|
3.3
|
прямым методом статических измерений взвешиванием на весах движущихся не расцепленных цистерн и составов из них:
|
без ограничений
|
||
- для составов общей массой до 1000 тонн
|
+/- 1%
|
|||
- для составов общей массой 1000 тонн и более
|
+/- 2,5%
|
|||
3.4.
|
прямым методом динамических измерений объема и (или) массы при отпуске на автозаправочных станциях через:
|
без ограничений
|
||
- топливно-заправочные колонки автозаправочных станций;
|
0,25 ( 0,15) <2>
|
|||
- масло-заправочные колонки автозаправочных станций
|
0,25
|
|||
4.
|
Измерения массы нефтепродуктов косвенным методом статических измерений и косвенным методом измерений, основанным на гидростатическом принципе
|
200 т и более
|
+/- 0,50%
|
|
до 200 т
|
+/- 0,65%
|
|||
5.
|
Измерения объема попутного нефтяного газа, приведенного к стандартным условиям, при добыче (включая факельные установки)
|
без ограничений
|
5,0%
|
|
6.
|
Измерения объема попутного нефтяного газа, приведенного к стандартным условиям при переработке, транспортировке, хранении и распределении
|
менее 103 м3/ч
|
+/- 4,0
|
|
от 103 до 2·104 м3/ч
|
+/- 2,5
|
|||
от 2·104 до 105 м3/ч
|
+/- 2,0
|
|||
более 105 м3/ч
|
+/- 1,5
|
|||
7.
|
Измерение количества природного газа:
|
|||
7.1.
|
Измерение объема природного газа, приведенного к стандартным условиям при добыче, переработке, транспортировке, хранении, распределении и потреблении (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.2)
|
от 105 м3/ч и более
|
1,5
|
|
от 2 104 до 105 м3/ч
|
2,0
|
|||
от 103 до 2 104 м3/ч
|
2,5
|
|||
от 150 до 103 м3/ч
|
3,0
|
|||
менее 150 м3/ч
|
4,0
|
|||
7.2.
|
Измерение объема природного газа в рабочих условиях сетей газораспределения и газопотребления низкого давления (до 0,005 МПа) при потреблении
|
до 10 м3/ч
|
4,0
|
|
7.3.
|
Измерение массы производимого, отгружаемого (разгружаемого) для транспортировки (по итогам транспортировки), хранимого, потребляемого сжиженного природного газа:
|
без ограничений
|
||
- при прямом методе динамических измерений
|
1,0
|
|||
- при косвенном методе динамических измерений
|
1,5
|
|||
- при прямом методе статических измерений
|
0,75
|
|||
- при косвенном методе статических измерений
|
1,0
|
|||
8.
|
Измерения массы газового конденсата стабильного (нестабильного), сжиженного углеводородного газа:
|
|||
8.1.
|
Измерения массы газового конденсата стабильного при выпуске в обращение после получения, хранении, погрузке (выгрузке) для (после) транспортировки магистральным трубопроводным, железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта, реализации:
|
|||
8.1.1.
|
прямым и косвенным методами динамических измерений
|
без ограничений
|
0,25 (брутто)
0,35 (нетто)
|
|
8.1.2.
|
прямым методом статических измерений взвешиванием на весах расцепленных железнодорожных цистерн и автомобильных цистерн
|
без ограничений
|
0,40 (брутто)
0,50 (нетто)
|
|
8.1.3.
|
прямым методом статических измерений взвешиванием на весах движущихся <3> нерасцепленных цистерн и составов из них:
|
|||
- для составов общей массой до 1000 т
|
без ограничений
|
1,0 (брутто)
1,1 (нетто)
|
||
- для составов общей массой 1000 т и более
|
без ограничений
|
2,5 (брутто)
2,6 (нетто)
|
||
8.1.4.
|
косвенным методом статических измерений, и косвенным методом измерений, основанном на гидростатическом принципе
|
120 т и более
|
0,5 (брутто)
0,6 (нетто)
|
|
до 120 т
|
0,65 (брутто)
0,75 (нетто)
|
|||
8.2.
|
Измерения массы нестабильных углеводородных сред при транспортировке, хранении и распределении (нестабильного газового конденсата, сжиженных углеводородных газов, широкой фракции легких углеводородов):
|
|||
8.2.1.
|
- при прямом методе статических измерений взвешиванием на весах расцепленных цистерн;
|
без ограничений
|
0,4
|
|
8.2.2.
|
при прямом методе статических измерений взвешиванием на весах движущихся <4> нерасцепленных цистерн и составов из них:
|
без ограничений
|
||
- для составов общей массой до 1000 т
|
1,0
|
|||
- для составов общей массой 1000 т и более
|
2,5
|
|||
8.2.3.
|
при прямом методе динамических измерений
|
без ограничений
|
0,35
|
|
8.2.4.
|
при косвенном методе динамических измерений
|
без ограничений
|
0,5
|
|
8.2.5.
|
при косвенном методе статических измерений, и косвенном методе измерений, основанном на гидростатическом принципе
|
120 т и более
|
0,5
|
|
до 120 т
|
0,65
|
|||
9.
|
Измерение количества угля взвешиванием груженого вагона с остановкой и расцепкой на вагонных весах с ценой деления 50 и 100 кг (тара вагона по трафарету) при транспортировке, хранении и распределении угля
|
свыше 20 т до 25 т включительно
|
масса нетто:
+/- 0,53%
|
|
свыше 25 т до 32 т включительно
|
масса нетто:
+/- 0,49%
|
|||
свыше 32 т до 45 т включительно
|
масса нетто:
+/- 0,47%
|
|||
свыше 45 т до 64 т включительно
|
масса нетто:
+/- 0,33%
|
|||
свыше 64 т до 90 т включительно
|
масса нетто:
+/- 0,23%
|
|||
свыше 90 т до 124 т включительно
|
масса нетто:
+/- 0,17%
|
|||
свыше 124 т
|
масса нетто:
+/- 0,14%
|
|||
10.
|
Измерение количества угля взвешиванием груженого вагона с остановкой без расцепки на вагонных весах (тара вагона по трафарету)
|
без ограничений
|
масса нетто:
+/- 1,0%
|
|
11.
|
Измерение количества угля взвешиванием груженого вагона на ходу (тара вагона по трафарету)
|
без ограничений
|
масса нетто:
+/- 1,54%
|
|
12.
|
Измерение количества активной электрической энергии прибором учета
|
без ограничений, в кВт·ч
|
В соответствии с техническими требованиями к приборам учета активной электрической энергии утвержденного типа с классом точности от 0,2S до 2,0
|
|
13.
|
Измерение количества реактивной электрической энергии прибором учета
|
без ограничений, в квар·ч
|
В соответствии с техническими требованиями к приборам учета реактивной электрической энергии утвержденного типа с классом точности от 0,5 до 3,0
|
--------------------------------
<1> Со скоростью, не превышающей максимальное значение скорости, установленной при испытаниях в целях утверждения типа весов.
<2> Предельно допустимая относительная погрешность измерений 0,15 применяется с 01.01.2025.
<3> Со скоростью, не превышающей максимальное значение скорости, установленной при испытаниях в целях утверждения типа весов.
<4> Со скоростью, не превышающей максимальное значение скорости, установленной при испытаниях в целях утверждения типа весов.