См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 сентября 2023 г. N 669

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ И КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2022 г. N 996 "Об утверждении Правил согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских, агломераций" и оказания методической поддержки высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации при разработке таких планов приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Вахрукова Д.С.

Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ

Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 26 сентября 2023 г. N 669

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ И КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2022 г. N 996 "Об утверждении Правил согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций" (далее - Постановление N 996) в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и корректировке долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций (далее - Долгосрочные планы).

Настоящими Методическими рекомендациями можно руководствоваться при разработке долгосрочных планов социально-экономического развития городских агломераций, а также иных документов планирования городского развития.

1.2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

крупная городская агломерация - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями;

крупнейшая городская агломерация - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями;

инерционный сценарий - вариант социально-экономического развития крупной городской агломерации и крупнейшей городской агломерации, который предполагает сохранение существующего вектора развития, продолжение наметившихся тенденций;

целевой сценарий - вариант социально-экономического развития крупной городской агломерации и крупнейшей городской агломерации, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целевых показателей.

Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных в нормативных правовых актах Российской Федерации.

1.3. Долгосрочный план рекомендуется разрабатывать как комплексный документ, который содержит мероприятия (проекты), направленные на устранение инфраструктурных ограничений развития крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций (далее - городская агломерация) и достижение целевых показателей, в том числе установленных в стратегических документах с учетом уже запланированных и обеспеченных финансированием инвестиционных проектов.

1.4. При разработке долгосрочных планов целесообразно учитывать положения следующих документов:

- основ государственной политики регионального развития Российской Федерации;

- Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

- национальных целей развития Российской Федерации;

- иных документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания, планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в части, касающейся социально-экономического развития городских агломераций;

- значимых для развития субъекта Российской Федерации актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития в части, касающейся городских агломераций;

- документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и программ комплексного развития территорий муниципальных образований.

1.5. Долгосрочный план разрабатывается на период не менее 7 лет. При подготовке Долгосрочного плана в 2023 - 2024 годах рекомендуется формировать перечень мероприятий до 2030 года (включительно).

К проекту Долгосрочного плана рекомендуется прилагать обосновывающие материалы, содержащие оценку социально-экономических эффектов от мероприятий (проектов) и подтверждающие целесообразность их реализации.

В состав обосновывающих материалов также можно включить сведения о наличии планируемых к размещению объектов федерального, регионального и местного значения в документах территориального планирования (в случае если они подлежат включению в указанные документы) и в иных отраслевых документах.

1.6. Процесс разработки Долгосрочного плана рекомендуется проводить в рамках следующих этапов, соответствующих разделам Долгосрочного плана:

Этап 1. Обоснование границ городской агломерации.

Этап 2. Анализ социально-экономического развития и прогнозирование развития городской агломерации.

Этап 3. Подготовка перечня мероприятий для включения в Долгосрочный план.

1.7. При разработке Долгосрочного плана рекомендуется использовать расчетную форму "Подготовка долгосрочного плана социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций", размещенную на сайте Минэкономразвития России в разделе "Нормативное обеспечение стратегического планирования" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://www.economy.gov.ru/material/directions/strateg_planirovanie/normativnoe_obespechenie_strategicheskogo_planirovaniya/) (далее - Расчетная форма).

2. Обоснование границ городской агломерации

2.1. На первом этапе разработки Долгосрочного плана целесообразно осуществлять определение и обоснование границ городской агломерации, в отношении которой разрабатывается Долгосрочный план.

2.2. Образец перечня муниципальных образований, рекомендуемых к включению в границы крупных городских агломераций (с общей численностью населения 500 тыс. человек - 1000 тыс. человек) и крупнейших городских агломераций (с общей численностью населения более 1000 тыс. человек) приведены в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

В случае если проектируемые (перспективные) границы городской агломерации отличаются от рекомендованных, то необходимо обосновать их выбор с использованием следующих дополнительных критериев:

- транспортная доступность до ядра городской агломерации - не более 1,5 часов;

- интенсивные транспортные связи территорий в составе городской агломерации;

- высокая плотность населения в соответствующих муниципальных образованиях;

- характер застройки - распространение ареалов сплошной застройки;

- наличие устоявшихся экономических связей между предприятиями.

2.3. В состав городской агломерации не рекомендуется включать муниципальные образования, в которых расположены опорные населенные пункты и прилегающие к ним территории, перечень которых определен субъектом Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4132-р.

3. Анализ социально-экономического развития
и прогнозирование развития городской агломерации

3.1. На втором этапе разработки Долгосрочных планов в целях выявления отставаний и дефицитов (в трудовых ресурсах, инфраструктурной обеспеченности) развития городской агломерации целесообразно проводить анализ ее текущего и прогнозного социально-экономического развития. По результатам анализа в Долгосрочном плане устанавливаются значения целевых показателей, на достижение которых направлены мероприятия Долгосрочного плана.

3.2. Для выявления указанных отставаний и дефицитов рекомендуется:

- проанализировать базовые показатели социально-экономического развития городской агломерации (текущие значения и темпы роста за последние 5 лет), в том числе в сравнении с показателями субъекта Российской Федерации, в котором расположена городская агломерация, и среднероссийскими значениями (рекомендуемый перечень базовых показателей социально-экономического развития для анализа содержится в разделе "Базовые показатели СЭР" Расчетной формы, при этом указанный перечень может быть дополнен иными показателями). Целевые показатели могут быть установлены на основании выявленных отставаний по городской агломерации;

- сформировать инерционный и целевой сценарий прогноза показателей, характеризующих экономический рост городской агломерации, в целях выявления разницы (отставаний) между указанными сценариями и установки соответствующих целевых показателей.

В качестве показателей, характеризующих экономический рост, рекомендуется использование следующих показателей, рассчитываемых Росстатом на уровне муниципальных образований:

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (тыс. руб.);

- объем инвестиций в основной капитал, осуществляемых организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства) (тыс. руб.);

- среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) (чел.);

- среднемесячная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) (руб.).

Для повышения точности анализа рекомендуется осуществлять досчет указанных показателей на субъекты малого предпринимательства. Для этого на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации оценивается доля субъектов малого предпринимательства в значении показателя, рассчитанного по полному кругу хозяйствующих субъектов.

Инерционный сценарий прогноза целесообразно формировать с учетом:

- реализуемых (запланированных) и обеспеченных финансированием мероприятий в городской агломерации (инвестиционные, инфраструктурные проекты, в том числе реализуемые за бюджетные средства);

- отраслевой структуры экономики городской агломерации;

- прогноза социально-экономического развития по Российской Федерации;

- региональных и муниципальных прогнозов на среднесрочный и долгосрочный период.

В качестве целевого сценария рекомендуется установить среднероссийские или иные значения (например, значение по субъекту Российской Федерации, в котором расположена городская агломерация, среднее значение по федеральному округу, среднее значение по группе городских агломераций).

Для проведения указанного расчета допускается использовать разделы "Целевые показатели экономического роста" в Расчетной форме.

3.3. В целях выявления дефицитов трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста, рекомендуется составить баланс рынка труда с учетом потребности в трудовых ресурсах и потенциального объема рынка труда в долгосрочном периоде (на срок разработки Долгосрочного плана).

Потенциал рынка труда оценивается с учетом динамики численности трудоспособного населения, возможностей вовлечения неактивной рабочей силы в экономику, снижения уровня безработицы, легализации теневой занятости.

Целесообразно определять потребность в трудовых ресурсах на срок реализации Долгосрочного плана с учетом прогнозной структуры экономики и изменений в уровне производительности труда, который определяется с учетом фактической динамики за последние 5 лет и мероприятий по повышению производительности труда.

,

где:

Чi - численность занятых в i-й отрасли в отчетном году;

МВДС(i) - мультипликатор изменения доли валовой добавленной стоимости (ВДС) i-й отрасли на конец реализации Долгосрочного плана относительно отчетного года. Расчет осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития по Российской Федерации, региональных и муниципальных прогнозов на среднесрочный и долгосрочный период;

Мпр(i) - мультипликатор изменения производительности труда в i-й отрасли на конец реализации Долгосрочного плана относительно отчетного года.

Для проведения указанного расчета рекомендуется использовать разделы "Демографический прогноз" и "Баланс рынка труда" в Расчетной форме.

При выявлении дефицита трудовых ресурсов рекомендуется включить в Долгосрочный план мероприятия, направленные на:

- снижение естественной убыли трудоспособного населения;

- сокращение дефицита социальной инфраструктуры для снижения оттока и стимулирования притока трудоспособного населения;

- реализацию программ трудовой мобильности.

3.4. В целях выявления инфраструктурных ограничений и дефицитов оцениваются текущий и прогнозный уровень обеспеченности населения городской агломерации объектами по следующим направлениям: инженерная инфраструктура, транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура.

По каждому направлению рекомендуется сопоставить текущую и прогнозируемую обеспеченность (с учетом демографического прогноза и прогноза рынка труда) с нормативными или иными значениями, в том числе обозначить наиболее критичные проблемы и недостатки в инфраструктуре.

Нормативные значения целесообразно определять на основе:

- региональных и муниципальных нормативов градостроительного проектирования;

- значений, содержащихся в программах комплексного развития инфраструктуры муниципальных образований.

При определении прогнозного уровня обеспеченности объектами инфраструктуры рекомендуется учитывать запланированные и обеспеченные финансированием инфраструктурные проекты на территории городской агломерации.

Для проведения указанной оценки используется раздел "Обеспеченность объектами" Расчетной формы, при этом перечень показателей может быть дополнен.

3.5. Для оценки целесообразности реализации проектов по строительству жилья в городской агломерации, в том числе в рамках проектов комплексного развития территорий, рекомендуется построить баланс жилья на срок разработки Долгосрочного плана.

Указанный баланс определяет фактические потребности в строительстве жилья и составляется с учетом прогнозной обеспеченности населения жильем (на основании демографического прогноза и прогноза рынка труда), а также прогнозного значения объема аварийного жилищного фонда.

4. Формирование перечня мероприятий для включения
в Долгосрочный план

4.1. На третьем этапе разработки Долгосрочных планов осуществляется формирование перечня мероприятий для включения в Долгосрочный план и их ранжирование.

4.2. При формировании перечня мероприятий рекомендуется придерживаться следующих принципов:

- отбирать мероприятия для включения в Долгосрочный план, направленные на достижение целевых показателей, в том числе на обеспечение экономического роста (включая мероприятия, направленные на снятие инфраструктурных ограничений);

- мероприятия должны быть привязаны к источникам финансирования, в том числе за счет которых в дальнейшем будет осуществляться содержание создаваемых объектов инфраструктуры (при определении источников финансирования мероприятий прорабатывать вопрос привлечения внебюджетных инвестиций);

- при привлечении средств федерального бюджета обеспечить софинансирование из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и (или) внебюджетных источников финансирования;

- не использовать возвратные механизмы для финансирования неокупаемых мероприятий, в том числе по созданию социальной инфраструктуры, а также при наличии у субъекта Российской Федерации остатков нецелевых средств, размещенных на депозитах;

- предварительно согласовать мероприятия, по которым запрашивается федеральное финансирование, с федеральным органом исполнительной власти, определяющим нормативно-правовое регулирование и государственную политику в соответствующей отрасли, а также с Минфином России;

- при рассмотрении проектов по строительству новых объектов инфраструктуры оценить возможность проведения капитального ремонта или модернизации существующих объектов с учетом расходов на последующее содержание объектов в целях определения наиболее экономически выгодного варианта;

- при определении потребности в финансировании учитывать стоимость аналогичных мероприятий, которые реализованы или находятся в процессе реализации, с наибольшим экономическим эффектом.

4.3. В целях определения приоритетных мероприятий для включения в перечень мероприятий Долгосрочного плана целесообразно провести ранжирование мероприятий, предусматривающих финансирование за счет бюджетных средств.

В рамках первого этапа ранжирования по каждому указанному мероприятию рассчитывается срок окупаемости бюджетных инвестиций по следующей формуле:

.

где:

СОi - срок окупаемости бюджетных инвестиций в реализацию i-го мероприятия, лет;

- объем инвестиций из бюджетной системы Российской Федерации на реализацию i-го мероприятия, в том числе расходы на обслуживание заемных средств (в случае если финансирование мероприятия осуществляется в рамках возвратных механизмов), млн рублей;

- дополнительные ежегодные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от реализации i-го мероприятия, млн рублей;

- дополнительные ежегодные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от реализации проектов, для обеспечения (функционирования) которых планируется реализовать i-е мероприятие, млн рублей;

- (экономия эксплуатационных расходов) - объем ежегодных расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, которые будут снижены в результате реализации i-го мероприятия, млн рублей;

- объем ежегодных расходов на эксплуатацию объекта инфраструктуры, созданного по результатам i-го мероприятия, из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, млн рублей.

Для расчета окупаемости рекомендуется использовать раздел "Проекты и окупаемость" Расчетной формы.

По результатам расчета мероприятия распределяются на 3 группы:

1) в группу 1 "окупаемые мероприятия" включаются:

а) мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет внебюджетных источников финансирования, окупаемость которых не связана с привлечением средств бюджетов бюджетной системы;

б) мероприятия, финансирование которых планируется не за счет возвратных механизмов, со сроком окупаемости 10 лет и менее, начиная с планируемой даты ввода объекта в эксплуатацию;

в) мероприятия, финансирование которых планируется за счет возвратных механизмов, со сроком окупаемости меньше или равным сроку предоставления средств.

При расчете окупаемости проектов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, могут учитываться прямые бюджетные эффекты от реализации мероприятия (дополнительные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от реализации мероприятия и снижение расходов на содержание инфраструктуры, связанной с реализацией мероприятия);

2) в группу 2 "частично окупаемые мероприятия" включаются:

а) мероприятия, финансирование которых планируется за счет невозвратных механизмов, со сроком окупаемости свыше 10 лет, начиная с планируемой даты ввода объекта в эксплуатацию, но не более срока, на который утвержден долгосрочный бюджетный прогноз Российской Федерации;

б) мероприятия, финансирование которых планируется за счет возвратных механизмов, со сроком окупаемости, превышающим срок предоставления заемных средств, но не более 25 лет;

3) в группу 3 "неокупаемые мероприятия" включаются мероприятия, которые не предусматривают дополнительных доходов для бюджетной системы Российской Федерации, но при этом решают иные задачи социально-экономической политики (например, больницы, школы, детские сады). По указанным мероприятиям рассчитываются ежегодные расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание создаваемых объектов инфраструктуры.

Мероприятия, которые предусматривают финансирование только за счет внебюджетных инвестиций, рекомендуется включить в перечень мероприятий Долгосрочного плана без ранжирования при условии их направленности на достижение целевых показателей.

4.4. На втором этапе ранжирования мероприятия каждой группы ранжируются по влиянию на целевые показатели и включаются в перечень мероприятий Долгосрочного плана в порядке убывания влияния на целевые показатели. Также рекомендуется учитывать результаты ранжирования при определении сроков реализации мероприятий в целях обеспечения первостепенной реализации приоритетных мероприятий.

Для оценки вклада мероприятий в показатели, характеризующие экономический рост, может быть использован раздел "Влияние проектов" Расчетной формы.

В целях обеспечения бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации перечень мероприятий составляется исходя из прогнозного баланса консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (рекомендуется непревышение расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на его финансирование (в том числе на погашение и обслуживание долговых обязательств) над прогнозируемыми доходами консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, подтвержденными финансовым органом субъекта Российской Федерации).

4.5. Баланс бюджета рекомендуется определять на основе прогноза доходов, в том числе от окупаемых и частично окупаемых мероприятий, с учетом размера государственного долга субъекта Российской Федерации и долга муниципальных образований. По результатам расчета баланса бюджета определяется доступный размер средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, которые могут быть использованы для финансирования мероприятий из группы 3.

Для указанного расчета допускается использовать раздел "Баланс бюджета" Расчетной формы.

Перечень мероприятий включается в Долгосрочный план по форме согласно приложению N 1 к Постановлению N 996.

5. Корректировка Долгосрочного плана

5.1. Корректировку Долгосрочного плана рекомендуется осуществлять при корректировке (актуализации) Стратегии социально-экономического развития муниципального образования, субъекта Российской Федерации, а также при существенном изменении условий реализации планируемых мероприятий (внешних и внутренних факторов), снижающих результативность и эффективность планируемых мероприятий.

Приложение
к Методическим рекомендациям
по разработке долгосрочных
планов социально-экономического
развития крупных и крупнейших
городских агломераций

ПЕРЕЧЕНЬ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ВКЛЮЧЕНИЮ
В ГРАНИЦЫ КРУПНЫХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (С ОБЩЕЙ
ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ 500 - 1000 ТЫС. ЧЕЛОВЕК)
И КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (С ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ
НАСЕЛЕНИЯ БОЛЕЕ 1000 ТЫС. ЧЕЛОВЕК)

Наименование агломерации
Перечень муниципальных образований
Астраханская агломерация
ГО Астрахань
Наримановский МР
Приволжский МР
Барнаульская агломерация
ГО Барнаул
ГО Новоалтайск
Калманский МР
Первомайский МР
Павловский МР
Владивостокская агломерация
Владивостокский ГО
Артемовский ГО
Надеждинский МР
Волгоградская агломерация
ГО Волгоград
ГО Волжский
Среднеахтубинский МР
Городищенский МР
Светлоярский МР
Воронежская агломерация
ГО Воронеж
Новоусманский МР
Рамонский МР
Семилукский МР
Хохольский МР
Екатеринбургская агломерация
ГО Екатеринбург
Белоярский ГО
Сысертский ГО
Арамильский ГО
Березовский ГО
ГО Верхняя Пышма
ГО Среднеуральск
ГО Верхнее Дуброво
ГО Верх-Нейвинский
Полевской ГО
ГО Первоуральск
ГО Ревда
Ижевская агломерация
ГО Ижевск
Завьяловский МР
Иркутская агломерация
ГО Иркутск
Иркутский МР
Шелеховский МР
Казанская агломерация
ГО Казань
Зеленодольский МР
Высокогорский МР
Пестречинский МР
Лаишевский МР
Верхнеуслонский МР
Калининградская агломерация
ГО Калининград
Гурьевский ГО
ГО Ладушкин
Светловский ГО
Кемеровская агломерация
ГО Кемеровский
Кемеровский МО
Краснодарская агломерация
ГО Краснодар
Динской МР
Тахтамутайский МР (Р. Адыгея)
Теучежский МР (Р. Адыгея)
Красноярская агломерация
ГО Красноярск
Березовский МР
Емельяновский МР
ГО Дивногорск
ГО Сосновоборск
Липецкая агломерация
ГО Липецк
Грязинский МР
Липецкий МР
Добровский МР
Махачкалинская агломерация
ГО Махачкала
ГО Каспийск
Карабудахкентский МР
Кумторкалинский МР
Агломерация Кавказских Минеральных Вод
ГО Минераловодский
ГО Ессентукский
ГО Железноводск
ГО Кисловодск
ГО Лермонтовский
ГО Пятигорск
Предгорный МР
Московская агломерация
г. Москва
ГО Балашиха
ГО Бронницы
ГО Домодедово
ГО Дзержинский
ГО Долгопрудный
ГО Жуковский
ГО Королев
ГО Котельники
ГО Лобня
ГО Лыткарино
ГО Лосино-Петровский
ГО Подольск
ГО Реутов
ГО Химки
ГО Щелково
ГО Одинцовский
ГО Солнечногорск
ГО Мытищи
ГО Краногорск
ГО Люберцы
ГО Истра
ГО Наро-Фоминский
ГО Чехов
ГО Краснознаменск (ЗАТО)
ГО Власиха (ЗАТО)
ГО Дмитровский
ГО Пушкинский
ГО Раменский
ГО Ленинский
Набережночелнинская агломерация
ГО Набережные Челны
Тукаевский МР
Нижегородская агломерация
ГО Нижний Новгород
ГО Дзержинск
Богородский МР
Кстовский МР
ГО Бор
Новокузнецкая агломерация
ГО Новокузнецк
Новокузнецкий МР
Осинниковский ГО
Новосибирская агломерация
ГО Новосибирск
ГО Бердск
ГО Искитим
ГО Обь
ГО Кольцово
Коченевский МР
Мошковский МР
Новосибирский МР
Колыванский МР
Омская агломерация
ГО Омск
Омский МР
Оренбургская агломерация
ГО Оренбург
Оренбургский МР
Сакмарский МР
Пензенская агломерация
ГО Пенза
Пензенский МР
Бессоновский МР
ГО Заречный
Пермская агломерация
ГО Пермь
Пермский МР
Краснокамский ГО
Ростовская агломерация
ГО Ростов-на-Дону
Мясниковский МР
Аксайский МР
ГО Батайск
Азовский МР
Рязанская агломерация
ГО Рязань
Рязанский МР
Рыбновский МР
Самарская агломерация
ГО Самара
Волжский МР
Красноярский МР
ГО Тольятти
Ставропольский МР
Санкт-Петербургская агломерация
г. Санкт-Петербург
Всеволожский МР
Ломоносовский МР
Тосненский МР
Гатчинский МР
Кировский МР
Саратовская агломерация
ГО Саратов
Саратовский МР
Энгельсский МР
Сочинская агломерация
ГО Сочи
ФТ Сириус
Ставропольская агломерация
ГО Ставрополь
Шпаковский МР
Томская агломерация
ГО Томск
Томский МР
Тульская агломерация
ГО Тула
Киреевский МР
Щекинский МР
Тюменская агломерация
ГО Тюмень
Тюменский МР
Нижнетавдинский МР
Улан-Удэнская агломерация
ГО Улан-Удэ
Заиграевский МР
Иволгинский МР
Тарбагатайский МР
Ульяновская агломерация
ГО Ульяновск
Ульяновский МР
ГО Новоульяновск
Чердаклинский МР
Уфимская агломерация
ГО Уфа
Иглинский МР
Уфимский МР
Хабаровская агломерация
ГО Хабаровск
Хабаровский МР
Смидовичский МР (Еврейская АО)
Чебоксарская агломерация
ГО Чебоксары
ГО Новочебоксарск
Чебоксарский МР
Челябинская агломерация
ГО Челябинск
ГО Копейск
Красноармейский МР
Сосновский МР
Коркинский МР
Ярославская агломерация
ГО Ярославль
Ярославский МР
Тутаевский МР
Некрасовский МР
Гаврилов-Ямский МР