См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 25 октября 2019 г. N 698

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В целях формирования единого подхода к разработке индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации работы по разработке индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Галкина С.С.

Министр
М.С.ОРЕШКИН

Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 25.10.2019 г. N 698

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I. Основные положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к разработке индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития (далее соответственно - индивидуальная программа, субъект Российской Федерации).

2. Индивидуальная программа разрабатывается с целью создания условий для опережающего социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также с целью достижения показателей, определенных поручением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N ВМ-П16-74пр: среднедушевые денежные доходы населения, скорректированные на коэффициент соотношения стоимости фиксированного набора потребительских товаров, работ и услуг; доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации; уровень безработицы; инвестиции в основной капитал (без бюджетных инвестиций) на душу населения.

II. Разработка индивидуальной программы и ее реализация

3. Разработка индивидуальной программы осуществляется в отношении утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации перечня субъектов Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России, согласованному с председателем Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.

4. Индивидуальные программы разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за соответствующий субъект Российской Федерации (далее - куратор субъекта Российской Федерации).

5. Индивидуальную программу рекомендуется утверждать распоряжением Правительства Российской Федерации. Рекомендуемый образец отдельных положений проекта решения Правительства Российской Федерации приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

6. Председатель Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации осуществляет общую координацию разработки индивидуальных программ и их реализации.

7. Минэкономразвития России:

- осуществляет координацию разработки индивидуальных программ и их реализации;

- согласовывает проекты индивидуальных программ;

- оказывает методологическую поддержку по реализации индивидуальных программ;

8. Куратор субъекта Российской Федерации обеспечивает внесение проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении индивидуальной программы в Правительство Российской Федерации.

9. Куратор субъекта Российской Федерации определяет цели, задачи, целевые показатели индивидуальных программ и механизмы их достижения.

10. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, участвующие в реализации мероприятий индивидуальной программы, на ежеквартальной основе представляют информацию о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы куратору субъекта Российской Федерации в срок до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным периодом.

11. Куратор субъекта Российской Федерации представляет в Минэкономразвития России в срок до 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

12. Минэкономразвития России подготавливает сводный доклад о ходе реализации индивидуальных программ и представляет его в Правительство Российской Федерации в срок до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

III. Рекомендованная структура индивидуальной программы

13. Индивидуальную программу рекомендуется формировать из следующих разделов:

13.1 Концепция социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2024 года, которая описывает ключевые проблемы субъекта Российской Федерации, пути их реализации, основные параметры индивидуальной программы. Рекомендуемый образец структуры концепции социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2025 года приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям, ее содержание определяется куратором субъекта Российской Федерации;

В концепции социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2024 года рекомендуется провести оценку следующих направлений, не требующих выделения дополнительных средств федерального бюджета, но способные ускорить социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации:

- уровень финансовой обеспеченности исполнения полномочий субъекта Российской Федерации:

полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения;

полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации;

- уровень достаточности финансирования органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных учреждений;

- имеющиеся ограничения развития отдельных территорий, включая районы административных центров субъектов Российской Федерации, в связи с ограничениями, связанными со статусом объектов культурного наследия, в том числе с низкой инвестиционной привлекательностью; оптимизация механизма изъятия земель под муниципальные нужды (развитие города), пересмотр зон с особыми условиями использования территории.

13.2 Перечень основных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем в субъекте Российской Федерации, с указанием дополнительного финансирования. Данный перечень рекомендуется формировать из разделов: "экономика", "среда для жизни", "социальная сфера", а также включать в него мероприятия, направленные на формирование собственных источников доходов субъекта Российской Федерации. Кроме того, рекомендуется указывать связь мероприятия с соответствующим показателем, определенным поручением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N ВМ-П16-74пр, а также вид влияния показателя на мероприятие (прямое или косвенное). Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы рекомендуется указывать по каждому разделу индивидуальной программы. Рекомендуемый образец перечня основных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем в субъекте Российской Федерации, приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям, его содержание определяется куратором субъекта Российской Федерации.

В перечень допускается включение дополнительных мероприятий, имеющих влияние на социально-экономическое развитие региона, но оказывающих косвенное влияние на установленные показатели, в случае согласования их дополнительного финансирования с ответственным федеральными органами исполнительной власти при условии учета финансирования мероприятий при формировании бюджета на соответствующий год и плановый период, а также при высвобождении бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий год, расходование которых по целевому назначению, предусмотренному в федеральном бюджете, не может быть обеспечено. Рекомендуемый образец перечня дополнительных мероприятий, направленных на дополнительное социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, приведен в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

14. Мероприятия индивидуальной программы подготавливаются с учетом региональной отраслевой специализации субъекта Российской Федерации, природных, географических, исторических и демографических особенностей субъекта Российской Федерации.

15. Мероприятия индивидуальной программы должны быть приоритизированы в зависимости от социальной значимости и экономической обоснованности, влияния на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, достижения целевых показателей, а также с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, определенных Стратегией пространственного развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.

16. В индивидуальную программу по усмотрению куратора субъекта Российской Федерации рекомендуется включать следующие мероприятия:

- обеспечение создания на территории субъекта Российской Федерации специальных преференциальных режимов;

- снижение доли софинансирования инвестиционных проектов со стороны региональных фондов развития промышленности;

- разработка мер по снижению тарифов на электроэнергию;

- рассмотрение возможности досрочного завершения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья;

- разработка и внедрение программы льготного ипотечного кредитования на новое жилье или строительство дома для молодых семей;

- мероприятия по обучению управленческих команд субъектов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем развития;

- разработка программ по обеспечению кадрами инвестиционных проектов, включенных в индивидуальную программу, и социальных объектов;

- включение субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, которым за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются субсидии на осуществление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей, предусмотренный пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

- включение субъектов Российской Федерации в пилотный проект по снижению бедности;

- включение субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, которым будет предоставляться за счет средств федерального бюджета софинансирование расходов на предоставление социальной помощи на основе социального контракта;

- проведение субъектами Российской Федерации инвентаризации объектов незавершенного строительства и представление предложений по снижению их количества;

- подготовка субъектами Российской Федерации перечня приоритетных инвестиционных проектов и обеспечение мониторинга их реализации;

- рассмотрение федеральными органами исполнительной власти возможности финансирования разработки проектно-сметной документации инфраструктурных объектов и подключение к необходимой инфраструктуре объектов, включенных в индивидуальную программу, за счет средств федерального бюджета;

- рассмотрение федеральными органами исполнительной власти возможности проведения на территории субъектов Российской Федерации деловых и спортивных мероприятий.

17. К мероприятиям, включенным в индивидуальную программу, рекомендуется подготавливать необходимую справочную информацию при ее наличии.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по организации работы по разработке
индивидуальных программ
социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации
с низким уровнем
социально-экономического развития

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - индивидуальная программа).

2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.

3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:

совместно с Минфином России и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим кураторство субъекта Российской Федерации, при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в приоритетном порядке при условии своевременного представления субъектом Российской Федерации необходимой документации и обосновывающих материалов;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить взаимодействие с субъектом Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий кураторство субъекта Российской Федерации, отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

5. Федеральный орган исполнительный власти, осуществлявший кураторство субъекта Российской Федерации, представляет ежеквартально, до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации индивидуальной программы.

6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

7. Минкомсвязи России оказывать содействие субъекту Российской Федерации в освещении информации о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы в государственных средствах массовой информации.

8. Рекомендовать субъекту Российской Федерации:

предусматривать необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в региональном бюджете;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий кураторство субъекта Российской Федерации, отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

9. Рекомендовать организациям, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:

предусматривать при разработке (корректировке) программ, реализуемых за счет средств организаций, мероприятия индивидуальной программы и их финансирование;

обеспечить взаимодействие с субъектом Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий кураторство субъекта Российской Федерации, отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по организации работы по разработке
индивидуальных программ
социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации
с низким уровнем
социально-экономического развития

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
СТРУКТУРЫ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

I. Общая часть

Общие положения. Текущее состояние.

II. Ключевые проблемы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

1. В экономической сфере.

2. В сфере жилья и городской среды.

3. В социальной сфере.

4. Иные.

III. Цель, целевые индикаторы и направления социально-экономического развития

1. Определить цель и задачи индивидуальной программы.

2. Целевые значения показателей, определенных поручением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N ВМ-П16-74пр:

- среднедушевые денежные доходы населения, скорректированные на коэффициент соотношения стоимости фиксированного набора потребительских товаров, работ и услуг;

- доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации;

- уровень безработицы;

- инвестиции в основной капитал (без бюджетных инвестиций) на душу населения.

3. Ключевые направления достижения целевых показателей.

IV. Основные мероприятия, в рамках выделенных направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

1. Экономика:

- обеспечение опережающих темпов экономического развития:

снятие инфраструктурных ограничений;

создание инвестиционных условий для реализации инвестиционных проектов;

обеспечение квалифицированными кадрами;

снижение тарифов на электроэнергию;

иные;

- создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

- развитие отраслей экономики;

- развитие туризма;

- иные.

2. Повышение качества среды для жизни:

- повышение доступности жилья;

- ликвидация аварийного и ветхого жилья, аварийного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 г.;

- повышение качества среды в городах и населенных пунктах;

- иные;

3. Развитие социальной сферы:

- уровень образования;

- развитие инфраструктуры;

- продолжительность жизни;

- снижение бедности;

- иное.

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по организации работы по разработке
индивидуальных программ
социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации
с низким уровнем
социально-экономического развития

Рекомендуемый образец
перечня основных мероприятий, направленных на решение
выявленных проблем в субъекте Российской Федерации
с указанием дополнительного финансирования

N
Мероприятие
Вид документа
Сроки
Ответственный исполнитель/дополнительное обеспечение, млн. руб.
Связь с показателем (вид влияния: прямое или косвенное) <1>
1. ЭКОНОМИКА
1.1. Создание условий для реализации инвестиционных проектов
1.2. Малый и средний бизнес
1.3. Развитие туризма
1.4. Снятие инфраструктурных ограничений
Дополнительная потребность, млн. руб.
Всего
ФБ
КРБ
1.5. Обеспечение квалифицированными кадрами, ориентированными на экономику региона
Дополнительная потребность, млн. руб.
Всего
ФБ
КРБ
2. СРЕДА ДЛЯ ЖИЗНИ
Дополнительная потребность, млн. руб.
Всего
ФБ
КРБ
3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ
Дополнительная потребность, млн. руб.
Всего
ФБ
КРБ

--------------------------------

<1> Рекомендуется указывать связь мероприятия с соответствующим показателем, определенным поручением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N ВМ-П16-74пр, а также вид влияния показателя на мероприятие.

Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по организации работы по разработке
индивидуальных программ
социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации
с низким уровнем
социально-экономического развития

Рекомендуемый образец
перечня дополнительных мероприятий, направленных
на дополнительное социально-экономическое
развитие субъекта Российской Федерации

N
Мероприятие
Вид документа
Сроки
Ответственный исполнитель/дополнительное обеспечение, млн. руб.
Связь с показателем
1. ЭКОНОМИКА
1.1. Создание условий для реализации инвестиционных проектов
1.2. Малый и средний бизнес
1.3. Развитие туризма
1.4. Снятие инфраструктурных ограничений
Дополнительная потребность, млн. руб.
Всего
ФБ
КРБ
1.5. Обеспечение квалифицированными кадрами, ориентированными на экономику региона
Дополнительная потребность, млн. руб.
Всего
ФБ
КРБ
2. СРЕДА ДЛЯ ЖИЗНИ
Дополнительная потребность, млн. руб.
Всего
ФБ
КРБ
3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ
Дополнительная потребность, млн. руб.
Всего
ФБ
КРБ
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области