См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 августа 2025 г. N 531
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте планирования территориального развития Министерства экономического развития Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 3 октября 2017 г. N 536 "Об утверждении Положения о Департаменте планирования территориального развития Министерства экономического развития Российской Федерации".
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Утверждено
приказом Минэкономразвития России
от 18 августа 2025 г. N 531
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Департамент планирования территориального развития является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации (далее соответственно - Департамент, Министерство), осуществляющим функции по обеспечению выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального планирования, а также координации, методическому обеспечению разработки и корректировки документов стратегического планирования, мониторингу и контролю за их реализацией в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и актами Правительства Российской Федерации (в части, предусмотренной подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Положения).
Сокращенное название Департамента - ДПТР.
1.2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства, а также настоящим Положением.
1.3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, загранаппаратом Министерства, подведомственными Министерству организациями, федеральными службами, их территориальными органами, с государственными органами и органами местного самоуправления, а также с иными организациями.
1.4. Структура и численность работников Департамента устанавливаются в соответствии со штатным расписанием центрального аппарата Министерства.
1.5. Документационное, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности Департамента, а также социально-бытовое обслуживание работников Департамента осуществляются в установленном в Министерстве порядке.
II. Полномочия
2.1. Департамент:
2.1.1. В целях обеспечения реализации функций Министерства по координации, методическому обеспечению разработки и корректировки документов стратегического планирования, а также мониторингу и контролю за их реализацией:
2.1.1.1. Обеспечивает разработку проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, а также их корректировку, мониторинг и контроль их реализации.
2.1.1.2. Осуществляет методическое обеспечение разработки и корректировки долгосрочных планов социально-экономического развития городов и городских агломераций, участвует в согласовании планов, в том числе мастер-планов, развития городов и городских агломераций, программ развития опорных населенных пунктов, включенных в Единый перечень опорных населенных пунктов.
2.1.1.3. Обеспечивает формирование и актуализацию Единого перечня опорных населенных пунктов.
2.1.1.4. Участвует в рассмотрении документов стратегического планирования, включая национальные проекты, государственные программы Российской Федерации, в части их соответствия стратегии пространственного развития Российской Федерации.
2.1.1.5. Участвует в рассмотрении проектов правил предоставления (проектов методик отбора, методик распределения) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов в части учета в проектах указанных актов приоритетов пространственного развития, определенных в стратегии пространственного развития Российской Федерации.
2.1.1.6. Участвует в согласовании стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и их корректировки (внесения в них изменений).
2.1.2. В целях обеспечения реализации функций Министерства в сфере территориального планирования:
2.1.2.1. Осуществляет методическое обеспечение подготовки документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внесения изменений в такие документы.
2.1.2.2. Обеспечивает координацию разработки документов территориального планирования Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
2.1.2.3. Обеспечивает подготовку предложений по разработке схем территориального планирования для частей территории Российской Федерации в целях создания (развития) крупных инфраструктурных объектов, имеющих важное государственное значение, а также документов территориального планирования, разрабатываемых на основе межгосударственных соглашений для приграничных территорий.
2.1.2.4. Осуществляет рассмотрение подготовленных федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями проектов документов территориального планирования Российской Федерации, предусмотренных частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектов внесения изменений в такие документы и обеспечивает подготовку заключений на указанные проекты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.1.2.5. Обеспечивает подготовку проектов нормативных правовых актов Министерства, устанавливающих порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, требований к содержанию специальных карт для решения задач по территориальному планированию, требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, необходимых для подготовки документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности в части территориального планирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.2.6. Обеспечивает с участием заинтересованных структурных подразделений Министерства подготовку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих состав, порядок подготовки и согласования проектов схем территориального планирования Российской Федерации (за исключением проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства), состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании таких схем, а также порядок внесения изменений в утвержденные схемы территориального планирования Российской Федерации, порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии, иных нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности в части территориального планирования по поручению Правительства Российской Федерации.
2.1.2.7. Обеспечивает с участием заинтересованных структурных подразделений Министерства подготовку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на осуществление государственного регулирования в области градостроительной деятельности в части территориального планирования.
2.1.2.8. Обеспечивает согласование проектов документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (за исключением согласования проекта генерального плана города федерального значения Москвы), муниципальных образований и подготовку заключений на указанные проекты, а также проекта схемы территориального планирования муниципального района, проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта генерального плана муниципального округа и проекта Единого документа территориального планирования и подготовку заключений на указанные проекты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
2.1.2.9. Обеспечивает подготовку проекта заключения о согласовании (об отказе в согласовании) проекта генерального плана города федерального значения Москвы в части осуществления функций столицы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
2.1.2.10. Обеспечивает участие представителей Министерства в работе согласительных комиссий по урегулированию разногласий по проектам документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2.1.2.11. Обеспечивает международное сотрудничество в сфере территориального планирования, включая взаимодействие с профильными международными объединениями и должностными лицами, ответственными за пространственное (территориальное) планирование.
2.1.2.12. Осуществляет методическое обеспечение подготовки региональных и местных нормативов градостроительного проектирования в целях подготовки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2.1.2.13. Обеспечивает осуществление мониторинга выполнения требований законодательства Российской Федерации о разработке и утверждении документов территориального планирования Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
2.1.2.14. Обеспечивает осуществление государственного контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в части территориального планирования.
2.1.2.15. Обеспечивает осуществление контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в части территориального планирования.
2.1.2.16. В рамках обеспечения полномочий, указанных в пунктах 2.1.2.14 и 2.1.2.15 настоящего Положения:
2.1.2.16.1. Обеспечивает проведение проверок в отношении деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственных им организаций по предмету государственного контроля на основании приказов Министерства.
2.1.2.16.2. Подготавливает по результатам проведения проверок проекты актов о результатах проведения проверок, а также проектов предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в части территориального планирования с установлением сроков устранения таких нарушений.
2.1.2.16.3. Подготавливает предложения по внесению в Правительство Российской Федерации предложений о временном изъятии переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными органами.
2.1.2.16.4. Осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, необходимые для исполнения функций Министерства в указанной сфере деятельности.
2.1.2.17. Участвует в рассмотрении материалов, поступивших в Минэкономразвития России на оценку эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, и в формировании заключения об эффективности инвестиционного проекта по результатам указанной оценки.
2.1.2.18. Организует обеспечение функционирования федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП).
2.1.2.19. Осуществляет нормативно-правовое и методическое обеспечение ведения ФГИС ТП, а также информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части территориального планирования.
2.1.2.20. Обеспечивает осуществление Министерством функций оператора ФГИС ТП.
2.1.2.21. Осуществляет взаимодействие с организацией, обеспечивающей выполнение работ по развитию, техническому сопровождению и сервисной поддержке ФГИС ТП.
2.1.2.22. Участвует в работе по созданию и развитию федеральной информационной системы стратегического планирования в части вопросов обеспечения информационного взаимодействия с ФГИС ТП.
2.1.2.23. Обеспечивает осуществление согласования порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и требований к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части территориального планирования.
2.1.2.24. Осуществляет предоставление по запросам физических или юридических лиц информации о нахождении принадлежащих таким лицам земельных участков в границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, содержащейся в ФГИС ТП, а также подготовку форм предоставления по запросам физических или юридических лиц такой информации.
2.1.3. Рассматривает вопросы в сфере земельных и имущественных отношений в части гражданского оборота недвижимого имущества, за исключением вопросов, связанных с:
использованием объектов недвижимого имущества и земельных участков, расположенных в особых экономических зонах и на территориях опережающего социально-экономического развития, а также с распоряжением такими объектами и участками;
поддержкой и развитием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отраслей экономики, отнесенных к полномочиям иных структурных подразделений Министерства;
оценочной деятельностью в отношении объектов недвижимого имущества и земельных участков (установление в отношении недвижимого имущества рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости).
2.1.4. Рассматривает вопросы, связанные с участием Минэкономразвития России в межведомственных коллегиальных органах, определенных Правительством Российской Федерации (в том числе по вопросам комплексного развития территории, предложений АО "ДОМ.РФ" об использовании объектов недвижимого имущества, предложений Росимущества о безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества).
2.1.5. Принимает участие в рассмотрении проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающих включение земельных участков и объектов недвижимого имущества в границы территорий инновационных научно-технологических центров, на предмет соответствия требованиям земельного законодательства Российской Федерации предлагаемых к включению земельных участков и объектов недвижимого имущества.
2.1.6. Принимает участие в мониторинге реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" и ее структурных элементов.
2.1.7. Участвует в рассмотрении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, а также правовых актов Министерства в иных сферах деятельности Министерства.
2.1.8. Осуществляет подготовку предложений к тематическому плану по проведению научно-исследовательских работ в интересах Министерства с обоснованием целесообразности их разработки в соответствии с задачами, отнесенными к сфере деятельности Департамента.
2.1.9. В установленном порядке участвует в осуществлении закупок и заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства в установленной сфере деятельности.
2.1.10. В пределах своей компетенции рассматривает индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций, запросы о деятельности Министерства, поступившие в Департамент, и направляет ответы на них заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.
2.1.11. Участвует в организации публичных мероприятий, в том числе форумов, конференций, круглых столов и иных мероприятий, по вопросам пространственного развития, стратегического планирования, территориального планирования, информационного обеспечения территориального и стратегического планирования.
2.1.12. Представляет информацию по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, для публикации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) и информационном корпоративном портале Министерства (интернет-портале).
2.1.13. Осуществляет работу по формированию документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента и законченных делопроизводством, в дела, а также по обеспечению сохранности, использованию, подготовке и передаче их в установленном порядке на архивное хранение в уполномоченное структурное подразделение Министерства.
2.1.14. Обеспечивает мобилизационную подготовку Департамента.
2.1.15. Участвует в рамках компетенции Департамента в рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете и федеральный закон об исполнении федерального бюджета, в работе по формированию предложений по расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
2.1.16. Обеспечивает публикацию и актуализацию общедоступной информации, созданной или полученной в ходе осуществления полномочий Департамента, в форме открытых данных на официальном сайте или на Портале открытых данных Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.1.17. Осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о Министерстве, актами Министерства, поручениями руководства Министерства.
2.2. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Департамент имеет право:
2.2.1. Запрашивать у других структурных подразделений Министерства, загранаппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных служб, их территориальных органов, подведомственных Министерству организаций, а также иных организаций информацию и материалы, необходимые для осуществления полномочий Департамента.
2.2.2. Взаимодействовать в установленном порядке (в том числе вести переписку) с другими структурными подразделениями Министерства, загранаппаратом Министерства, структурными подразделениями подведомственных Министерству федеральных служб, их территориальными органами, подведомственными Министерству организациями, структурными подразделениями государственных органов и органами местного самоуправления, российскими и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
2.2.3. Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений Министерства работников этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Департаментом в соответствии с возложенными на него полномочиями.
2.2.4. Пользоваться в установленном порядке государственными системами связи, в том числе правительственными.
2.2.5. Пользоваться в установленном порядке информационными системами и ресурсами Министерства.
2.3. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Департамент обязан:
2.3.1. Представлять по поручению руководства Министерства информацию и материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
2.3.2. Рассматривать в установленные сроки материалы, представленные в Департамент.
2.3.3. Принимать участие в исследовании документальных материалов, относящихся к сфере введения Департамента, на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну.
2.3.4. Обеспечивать в Департаменте защиту служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, от несанкционированного доступа и разглашения.
2.3.5. Вести делопроизводство в соответствии с установленным порядком, в том числе в ФГИС ТП.
III. Организация деятельности
3.1. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром.
3.2. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению директора Департамента. Другие работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем Министра в соответствии с распределением обязанностей между Министром и заместителями Министра (далее - распределение обязанностей) по представлению директора Департамента.
3.3. В состав Департамента включаются отделы по основным направлениям деятельности.
3.4. Директор Департамента:
3.4.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины.
3.4.2. Осуществляет контроль и принимает необходимые меры по соблюдению Департаментом установленных Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, и Регламентом Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства от 4 мая 2016 г. N 282, сроков исполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и руководства Министерства.
3.4.3. Взаимодействует с иными структурными подразделениями Министерства.
3.4.4. Взаимодействует (в том числе ведет переписку) с загранаппаратом Министерства, со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, подведомственными Министерству федеральными службами и организациями, структурными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, а также по отдельным вопросам с заместителями федеральных министров, руководителями федеральных служб и федеральных агентств и их заместителями в соответствии с полномочиями, установленными Министром.
3.4.5. Обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.4.6. Обеспечивает рассмотрение поступивших в Министерство обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.4.7. Обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Министерства. Ведет прием граждан по графику, утверждаемому заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей).
3.4.8. Распределяет обязанности между своими заместителями, определяет схему их временного замещения и представляет проект соответствующего распоряжения на утверждение заместителю Министра (в соответствии с распределением обязанностей), утверждает положения об отделах Департамента, а также согласовывает должностные регламенты работников Департамента.
3.4.9. Докладывает руководству Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
3.4.10. Подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Департамента.
3.4.11. Представляет Министерство по поручению руководства Министерства в государственных органах, органах местного самоуправления, российских организациях, а также в учреждениях и организациях иностранных государств и международных организациях.
3.4.12. Вносит предложения о командировании за пределы территории Российской Федерации и по территории Российской Федерации работников Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
3.4.13. Совместно с уполномоченным структурным подразделением Министерства:
3.4.13.1. Обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы работниками Департамента, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о присвоении классных чинов, о временном исполнении обязанностей в случае временного отсутствия, о повышении квалификации, поощрении работников Департамента и наложении на них дисциплинарных взысканий.
3.4.13.2. Осуществляет работу по формированию кадрового резерва, подбору, расстановке и использованию кадров в Департаменте.
3.4.13.3. Вносит предложения об изменении штатного расписания Департамента.
3.4.14. Привлекает при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельности Министерства и Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов.
3.4.15. Проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по отнесенным к компетенции Департамента вопросам.
3.4.16. Обеспечивает ведение делопроизводства в Департаменте в соответствии с установленным в Министерстве порядком.
3.4.17. Обеспечивает установленный режим секретности в Департаменте и контроль за его соблюдением работниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну, а также организацию работы по защите сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, использующихся в деятельности Департамента или полученных им от других структурных подразделений Министерства, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
3.4.18. Определяет должности в Департаменте, при назначении на которые необходим допуск к государственной тайне, обосновывает необходимость такого допуска и вносит предложения в номенклатуру должностей работников, допускаемых к государственной тайне, в части, касающейся Департамента.
3.4.19. Несет персональную ответственность за состояние антикоррупционной работы в Департаменте.
3.4.20. Издает распоряжения в пределах компетенции Департамента.
3.5. Пользуется иными правами и выполняет другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями руководства Министерства.
3.6. В случае временного отсутствия директора Департамента исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается Министром или лицом, исполняющим его обязанности, на одного из заместителей директора Департамента.
3.7. Работники Департамента несут персональную ответственность за исполнение своих должностных обязанностей в соответствии со своими должностными регламентами и должностными инструкциями.