См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 апреля 2011 г. N 203
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ОЦЕНЩИКОВ
В целях реализации положений статей 19 и 24.5 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251, N 12, ст. 1093, N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172, N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834, N 29, ст. 3482, N 31, ст. 4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281, N 29, ст. 3582, ст. 3618, N 52, ст. 6419, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Васильева С.В.
Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Утвержден
Приказом Минэкономразвития России
от 29.04.2011 N 203
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ОЦЕНЩИКОВ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (далее - саморегулируемые организации) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (далее - орган по надзору).
2 - 9. Утратили силу. - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549.
10. При проведении проверки в форме документарной проверки используются сведения, содержащиеся в документах саморегулируемой организации, определяющих ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением требований, установленных Федеральным законом об оценочной деятельности, Федеральным законом о саморегулируемых организациях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Саморегулируемая организация обязана направить в орган по надзору в течение десяти календарных дней со дня получения требования (запроса) органа по надзору о представлении сведений и документов, относящихся к предмету документарной проверки, запрошенные сведения и документы способом, обеспечивающим получение органом по надзору таких сведений и документов в течение пяти календарных дней с момента их направления.
11. Все запрашиваемые органом по надзору в ходе проведения документарных проверок документы, сведения и информация представляются саморегулируемой организацией в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя саморегулируемой организации или лица, его замещающего, или в форме электронных документов.
Абзац утратил силу. - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549.
12. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных саморегулируемой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа по надзору документах, информация об этом направляется в саморегулируемую организацию с требованием представить в течение десяти календарных дней необходимые пояснения. В этом случае саморегулируемая организация представляет дополнительные документы и сведения, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, способом, обеспечивающим получение органом по надзору таких документов и сведений в течение пяти календарных дней с момента их направления.
13. Утратил силу. - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549.
14. При осуществлении надзора за соблюдением саморегулируемой организацией федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих ее деятельность, орган по надзору проверяет:
а) соответствие организационной структуры саморегулируемой организации требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, Федерального закона о саморегулируемых организациях, других федеральных законов;
б) учредительные документы саморегулируемой организации, стандарты и правила оценочной деятельности, правила деловой и профессиональной этики и иные документы саморегулируемой организации и соответствие перечисленных документов законодательству Российской Федерации;
в) наличие установленного Федеральным законом об оценочной деятельности числа оценщиков и их соответствие требованиям, определенным Федеральным законом об оценочной деятельности;
г) ведение саморегулируемой организацией реестра оценщиков, достоверность указанных в нем сведений и своевременность внесения в него изменений;
д) наличие компенсационного фонда, а также соответствие условий и порядка размещения и расходования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
е) осуществление саморегулируемой организацией контроля за соблюдением своими членами требований Федерального закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;
ж) применение в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Федеральным законом об оценочной деятельности и внутренними документами саморегулируемой организации;
з) соблюдение саморегулируемой организацией требований Федерального закона об оценочной деятельности, Федерального закона о саморегулируемых организациях по обеспечению информационной открытости своей деятельности и деятельности своих членов;
и) выполнение саморегулируемой организацией функций по представлению интересов своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также международными профессиональными организациями оценщиков;
к) организацию саморегулируемой организацией информационного и методического обеспечения своих членов;
л) организацию проведения профессиональной переподготовки оценщиков;
м) осуществление саморегулируемой организацией иных установленных Федеральным законом об оценочной деятельности, иными федеральными законами функций.
15. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа поступивших в орган по надзору документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет информации о ее деятельности орган по надзору:
проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших в орган по надзору документов и сведений в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
анализирует размещенную на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет информацию о ее деятельности и деятельности членов саморегулируемой организации.
Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа используются при проведении органом по надзору плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций.
16. При проведении органом по надзору проверки деятельности саморегулируемой организации руководитель саморегулируемой организации или лицо, его замещающее, обеспечивает:
свободный доступ в административные здания и служебные помещения саморегулируемой организации в течение рабочего дня;
предоставление документов, справок, при необходимости их копий, а также дачу письменных объяснений по вопросам, относящимся к предмету проверки.
17. Утратил силу. - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549.
18. По результатам проверки составляется акт проверки.
Абзац утратил силу. - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549.
19. При проведении проверки соответствия организационной структуры саморегулируемой организации требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, других федеральных законов органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
соблюдение порядка формирования органов управления и специализированных органов саморегулируемой организацией;
соответствие структуры (в том числе количественного и персонального состава) и компетенции органов управления и иных органов саморегулируемой организации (структурного подразделения, осуществляющего контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации, дисциплинарного комитета, экспертного совета, иных определенных внутренними документами саморегулируемой организации органов и структурных подразделений) требованиям Федерального закона об оценочной деятельности и других федеральных законов.
20. При проведении проверки учредительных документов саморегулируемой организации, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики и иных документов на их соответствие законодательству Российской Федерации органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
наличие изменений, внесенных в учредительные документы, стандарты и правила оценочной деятельности и иные документы саморегулируемой организации, своевременность и полнота предоставленных в орган по надзору сведений о таких изменениях;
наличие стандартов и правил оценочной деятельности и соответствие их федеральным стандартам оценки;
наличие правил деловой и профессиональной этики, правил и условий приема в члены саморегулируемой организации, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации, установленного размера членских взносов и порядка их внесения;
наличие положений о раскрытии информации саморегулируемой организации, о членстве в саморегулируемой организации, о порядке осуществления контроля за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации, об органах управления, дисциплинарном комитете, экспертном совете, структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации;
наличие порядка предоставления членами саморегулируемой организации необходимой для проведения его проверки информации по запросу саморегулируемой организации, а также порядка рассмотрения жалоб и дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.
21. При проведении проверки наличия установленного Федеральным законом об оценочной деятельности числа оценщиков - членов саморегулируемой организации, их соответствия требованиям, определенным Федеральным законом об оценочной деятельности, а также ведения саморегулируемой организацией реестра оценщиков и достоверности указанных в нем сведений органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
соответствие количества членов саморегулируемой организации требованиям Федерального закона об оценочной деятельности;
соответствие членов саморегулируемой организации требованиям, установленным Федеральным законом об оценочной деятельности, и условиям членства в саморегулируемой организации, утвержденным саморегулируемой организацией;
соблюдение порядка и сроков приема физических лиц в члены саморегулируемой организации;
соблюдение порядка ведения реестра членов саморегулируемой организации, утвержденного уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;
наличие отказов в приеме в члены саморегулируемой организации и их обоснованность;
соблюдение порядка прекращения членства в саморегулируемой организации, наличие учета лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено;
соблюдение порядка выдачи документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации, наличие учета таких документов.
22. При проведении проверки наличия компенсационного фонда, соответствия условий и порядка размещения и расходования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
соответствие размера денежной оценки компенсационного фонда саморегулируемой организации требованиям Федерального закона об оценочной деятельности;
соблюдение требований Федерального закона об оценочной деятельности о формировании, размещении и расходовании средств компенсационного фонда, в том числе соблюдение требования о зачислении в компенсационный фонд денежных средств, полученных в результате наложения на члена саморегулируемой организации штрафа в качестве меры дисциплинарного взыскания, запрета на возврат из компенсационного фонда внесенного в него взноса при прекращении членства в саморегулируемой организации.
23. При проведении проверки осуществления саморегулируемой организацией контроля за соблюдением ее членами требований Федерального закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, а также применения к членам саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Федеральным законом об оценочной деятельности и внутренними документами саморегулируемой организации, органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
наличие и исполнение плана проверок соблюдения членами саморегулируемой организации требований Федерального закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;
соблюдение срока и периодичности проведения плановых проверок членов саморегулируемой организации;
наличие учета поступающих в саморегулируемую организацию обращений (жалоб) в отношении действий членов саморегулируемой организации и соблюдение процедуры их рассмотрения (приглашение на заседания дисциплинарного комитета лиц, направивших жалобы, членов саморегулируемой организации, в отношении которых рассматриваются дела о применении дисциплинарных взысканий и т.д.);
проведение внеплановых проверок деятельности членов саморегулируемой организации;
наличие актов по проведенным проверкам деятельности членов саморегулируемой организации и решений, принятых по результатам проверок;
наличие решений дисциплинарного комитета по представленным материалам проверок, своевременность направления копий таких решений членам саморегулируемой организации и лицам, направившим жалобы, по которым приняты решения;
наличие контроля саморегулируемой организации за исполнением ее членами принятых по результатам проверок решений о применении к ним мер дисциплинарного воздействия;
проведение саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
обеспечение контроля за осуществлением членами саморегулируемой организации обязательного страхования своей профессиональной ответственности.
24. При проведении проверки обеспечения саморегулируемой организацией информационной открытости своей деятельности и деятельности своих членов, а также выполнения саморегулируемой организацией функций по представлению интересов своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, международными профессиональными организациями оценщиков в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности, Федерального закона о саморегулируемых организациях органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
наличие фактов представления саморегулируемой организацией интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти всех уровней, а также международными профессиональными организациями оценщиков;
своевременность предоставления заинтересованным лицам содержащейся в реестре оценщиков информации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и наличие учета выданной информации;
своевременность направления установленным Федеральным законом об оценочной деятельности лицам информации о прекращении членства в саморегулируемой организации;
наличие, полнота и доступность для заинтересованных лиц информации, размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет;
представление в орган по надзору сведений о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности своих членов и о результатах этих проверок.
25. При проведении проверки организации саморегулируемой организацией информационного и методического обеспечения своих членов, а также проведения профессиональной переподготовки оценщиков органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
наличие документов, свидетельствующих об ознакомлении членов саморегулируемой организации с документами, подготовленными и принятыми саморегулируемой организацией;
оказание методической помощи оценщикам;
организация для членов саморегулируемой организации семинаров, конференций и иных обучающих мероприятий.
26. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) саморегулируемой организацией обязанностей по содействию в проведении проверки, а также отказа руководителя саморегулируемой организации или лица, его замещающего, от получения уведомления о проведении проверки (оказание противодействия проверке) в срок, не превышающий одного дня, составляется акт о противодействии проведению проверки.
Акт о противодействии проведению проверки составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, подписывается должностным лицом органа по надзору, прошивается с решением органа по надзору о проведении проверки и вручается руководителю саморегулируемой организации или лицу, его замещающему, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом о противодействии проведению проверки.
Акт о противодействии проведению проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта о противодействии проведению проверки, хранящемуся в деле органа по надзору, или иным способом, обеспечивающим подтверждение получения саморегулируемой организацией указанного акта не позднее пяти календарных дней с момента его направления:
при проведении документарной проверки;
в случае отсутствия руководителя саморегулируемой организации или лица, его замещающего;
в случае отказа руководителя саморегулируемой организации или лица, его замещающего, дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом о противодействии проведению проверки.
27. Саморегулируемые организации обязаны вести журнал учета проверок.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью саморегулируемой организации.
28. Утратил силу. - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549.
29. Саморегулируемая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати календарных дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган по надзору в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность таких возражений.
30 - 33. Утратили силу. - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549.
34. Саморегулируемая организация в установленный в предписании срок устраняет выявленные проверкой нарушения и направляет в орган по надзору отчет об устранении нарушений с приложением подтверждающих документов способом, обеспечивающим получение органом по надзору указанного отчета не позднее пяти календарных дней с момента его направления.
35. Предписание уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией оценщиков в арбитражный суд <*>.
--------------------------------
<*> Статья 24.5 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251, N 12, ст. 1093, N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172, N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834, N 29, ст. 3482, N 31, ст. 4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281, N 29, ст. 3582, ст. 3618, N 52, ст. 6419, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43).
36 - 37. Утратили силу. - Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549.
38. В случае если саморегулируемая организация самостоятельно выявила свое несоответствие требованиям части третьей статьи 22 Федерального закона об оценочной деятельности и направила в орган по надзору в письменной форме заявление о выявленном несоответствии с его описанием, указанием сведений о дате его возникновения и о принимаемых и (или) планируемых мерах по его устранению, то орган по надзору в течение двух месяцев после его получения не вправе подавать в суд заявление об исключении сведений о саморегулируемой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков по основанию, указанному в заявлении.
Непредставление саморегулируемой организацией по истечении указанного срока в орган по надзору доказательств устранения выявленного несоответствия является основанием для обращения органа по надзору в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о саморегулируемой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.