См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 марта 1999 г. N 109
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ПРИКАЗ МИНЭКОНОМИКИ РОССИИ ОТ 29 АВГУСТА 1997 Г.
N 96 "О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ В МИНЭКОНОМИКИ РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 13 АВГУСТА 1997 Г. N 1009 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ"
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. N 154 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009" приказываю:
1. Дополнить Приказ Минэкономики России от 29 августа 1997 г. N 96 "О мерах по выполнению в Минэкономики России Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" пунктом 3 следующего содержания:
"3. Юридическому управлению (Бондареву А.К.):
в 10-дневный срок направлять в Минюст России запрашиваемые им нормативные правовые акты;
ежемесячно подготавливать и представлять руководству Министерства перечень нормативных правовых актов Минэкономики России для последующего направления в Минюст России".
Пункт 3 указанного Приказа считать пунктом 4.
2. Внести изменения и дополнения в Правила подготовки нормативных правовых актов Министерства экономики Российской Федерации и их государственной регистрации, утвержденные Приказом Минэкономики России от 29 августа 1997 г. N 96, изложив их в новой редакции (далее именуются - Правила), согласно приложению.
3. Обязать заместителей Министра, руководителей департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов обеспечить строгое и неукоснительное соблюдение Правил. Подготовка нормативных правовых актов и направление их для исполнения с отступлением от установленного порядка будет рассматриваться как грубое нарушение трудовых обязанностей.
Юридическому управлению (Бондареву А.К.) периодически докладывать руководству Минэкономики России о случаях подготовки нормативных правовых актов с отступлением от установленного порядка.
Министр
А.ШАПОВАЛЬЯНЦ
Приложение
к Приказу Минэкономики России
от 16 марта 1999 г. N 109
ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
(УТВЕРЖДЕНЫ ПРИКАЗОМ МИНЭКОНОМИКИ
РОССИИ ОТ 27 АВГУСТА 1997 Г. N 96)
I. Подготовка нормативных правовых актов
Минэкономики России
1. Нормативные правовые акты Минэкономики России (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
2. Нормативные правовые акты издаются Минэкономики России в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы Минэкономики России не вправе издавать нормативные правовые акты.
3. Нормативный правовой акт может быть издан Минэкономики России совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти или по согласованию с другими.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя Министерства или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
4. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений Минэкономики России с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует Юридическое управление Минэкономики России.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Министерством совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
По просьбе Минэкономики России и в соответствии с заключенным с ним договором Минюст России может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных им нормативных правовых актов.
5. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
6. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
7. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
Нормативные правовые акты, изданные Минэкономики России совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.
8. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.
9. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, также правилам русского языка и завизирован начальником Юридического управления Министерства.
Проекты нормативных правовых актов визируются начальником Юридического управления после всех согласований с заинтересованными подразделениями Минэкономики России, министерствами и ведомствами перед представлением этих проектов на подпись руководству Министерства.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) Министром экономики Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.
II. Государственная регистрация нормативных
правовых актов Минэкономики России
10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
11. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
12. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Минюст России в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).
Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:
основания издания нормативного правового акта;
сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.
Представленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана начальником Юридического управления Минэкономики России.
На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза начальника Юридического управления Минэкономики России.
13. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России в срок до 15 дней с даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Минюстом России, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.
14. В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации.
15. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Минюстом России с указанием причин отказа.
В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации Министр экономики Российской Федерации или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России.
16. Нормативный правовой акт может быть возвращен в Минэкономики России без регистрации по его просьбе, а также если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или настоящие Правила.
В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию или настоящих Правил нарушения должны быть устранены, а акт - повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Минюст России должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.
17. В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Минюстом России в Минэкономики России.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Минюстом России в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно - технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом Минэкономики России. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется Министерством.
18. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.
19. Минэкономики России направляет для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
20. В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации Минюст России представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.