См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 декабря 2018 г. N 888
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНО-ИСКОВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
В целях повышения эффективности судебно-исковой работы в МВД России, его территориальных органах, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации судебно-исковой работы в системе МВД России.
2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, привести свои правовые акты в соответствие с требованиями настоящего приказа.
3. Внести изменения в Перечень изменений, вносимых в Наставление по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденное приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 6, утвержденный приказом МВД России от 26 августа 2015 г. N 838:
3.1. В пункте 5 цифры "61 - 73, 75, 76" исключить.
3.2. Пункты 31 - 34 исключить.
4. Признать утратившими силу:
4.1. Раздел VI Наставления по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 6.
4.2. Распоряжение МВД России от 1 июля 2017 г. N 1/8027 "Об организации представления интересов органов внутренних дел Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации".
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра И.Н. Зубова.
Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ
Приложение
к приказу МВД России
от 27.12.2018 N 888
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНО-ИСКОВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
I. Общие положения
1. Инструкция по организации судебно-исковой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> определяет порядок организации подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации <2>, а также территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, организацией и подразделением, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России <3>, представления интересов Российской Федерации, МВД России <4>, органа, организации, подразделения, а также по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в суде в порядке конституционного, гражданского (в том числе судопроизводства в арбитражных судах), административного и уголовного судопроизводства.
--------------------------------
<1> Далее - "Инструкция".
<2> Далее - "подразделение центрального аппарата".
<3> Далее - "орган, организация, подразделение".
<4> Далее - "Министерство".
2. Судебно-исковая работа в системе МВД России является одним из направлений (видов) правовой работы.
3. Целями судебно-исковой работы в системе МВД России являются:
3.1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов Российской Федерации, МВД России, органа, организации, подразделения.
3.2. Исполнение вступившего в законную силу решения суда <5>.
--------------------------------
<5> В пределах компетенции соответствующего органа, организации, подразделения.
3.3. Устранение и предупреждение нарушений, повлекших привлечение МВД России, органа, организации, подразделения к участию в деле, рассматриваемом судом.
4. К отношениям по организации судебно-исковой работы, не урегулированным Инструкцией, применяются положения по организации правовой работы, закрепленные в Наставлении по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 6.
5. Основными направлениями судебно-исковой работы являются:
5.1. Работа по административному исковому заявлению, исковому заявлению (заявлению) <6>, предъявленным в суд к МВД России, органу, организации, подразделению, в том числе по иску, предъявленному к Российской Федерации в лице МВД России - главного распорядителя средств федерального бюджета.
--------------------------------
<6> Далее - "иск".
5.2. Работа по предъявлению иска Министерством, органом, организацией, подразделением.
5.3. Работа по иску в качестве иного лица, участвующего в деле.
5.4. Представление интересов в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.
5.5. Мониторинг судебной практики, выработка на его основе новых методов и механизмов защиты интересов МВД России, органа, организации, подразделения.
6. Организация судебно-исковой работы возлагается на руководителя (начальника) соответствующего подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, который несет персональную ответственность за надлежащее ее осуществление.
7. В целях организации судебно-исковой работы руководитель (начальник) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения:
7.1. Определяет полномочия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации <1>, федерального государственного гражданского служащего и работника подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по осуществлению судебно-исковой работы.
--------------------------------
<1> Далее - "сотрудник".
7.2. Организует в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке оформления, выдачи, регистрации, учета и отмены доверенностей, выдаваемых для представления интересов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 1 января 2007 г. N 3, оформление полномочий сотрудника, федерального государственного гражданского служащего и работника по представительству в судах МВД России, органа, организации, подразделения.
7.3. Поручает осуществление защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов МВД России, органа, организации, подразделения по каждому делу, к участию в котором привлечены МВД России, орган, организация, подразделение.
7.4. Организует принятие установленных законодательством Российской Федерации мер по взысканию ущерба с виновных лиц (регресс) в случае принятия судом решения о возмещении вреда Российской Федерацией, МВД России, органом, организацией, подразделением, причиненного незаконными действиями (бездействием) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников.
7.5. С учетом предложений правового подразделения <2> принимает решение о необходимости дальнейшего обжалования судебных постановлений.
--------------------------------
<2> Здесь и далее по тексту под правовым подразделением понимаются непосредственно правовое подразделение (помощник начальника по правовой работе) в составе подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, а также другие сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий и работник, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы.
7.6. Организует исполнение вступившего в законную силу решения суда.
7.7. Принимает меры по устранению и недопущению нарушений, указанных в подпункте 3.3 Инструкции.
7.8. Организует контроль за судебно-исковой работой в подразделении центрального аппарата, органе, организации, подразделении.
8. Судебно-исковая работа в подразделении центрального аппарата, органе, организации, подразделении непосредственно осуществляется правовым подразделением или уполномоченными должностными лицами.
9. Представительство МВД России, подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения в судах может осуществляться и иным сотрудником, федеральным государственным гражданским служащим, работником, которым в соответствии с Инструкцией дано поручение и в установленном порядке выдана соответствующая доверенность <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "привлекаемое лицо".
10. В целях повышения уровня представительства МВД России, органа, организации, подразделения по наиболее сложным делам, существо которых затрагивает различные сферы законодательства и направления оперативно-служебной деятельности, либо если по иным причинам требуется использование специальных познаний, которыми не обладает в полной мере правовое подразделение, а также для сбора определенных доказательств представительство МВД России, органа, организации, подразделения может быть поручено нескольким лицам, в том числе сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим, работникам структурных подразделений центрального аппарата, органа, организации, подразделения, с деятельностью которых связан иск (как правило, при участии правового подразделения).
11. Представительство МВД России, органа, организации, подразделения в судах лицами, не состоящими в трудовых отношениях с МВД России, органом, организацией, подразделением, может осуществляться в исключительных случаях с учетом сложности дела и ограничений по допуску к служебной информации и сведениям, составляющим государственную тайну, при условии обязательного участия сотрудника правового подразделения.
12. Правовое подразделение:
12.1. Обеспечивает координацию судебно-исковой работы в подразделении центрального аппарата, органе, организации, подразделении.
12.2. По поручению руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения или в соответствии с правовыми актами (положением, должностным регламентом (должностной инструкцией), должностным регламентом, должностными обязанностями непосредственно ведет судебно-исковую работу.
12.3. Оказывает привлекаемому лицу помощь в осуществлении представительства.
12.4. Согласовывает возражения, ходатайства, а также иные документы, предусмотренные процессуальным законодательством, подготовленные и направляемые в адрес суда привлекаемым лицом.
12.5. Вносит предложения руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по определению привлекаемого лица для участия по конкретному иску.
12.6. Обеспечивает получение мотивированного судебного постановления по делам, решение по которым вынесено только в резолютивной части.
12.7. Принимает меры по взысканию судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела.
12.8. В установленном порядке ведет учет исков и результатов судебно-исковой работы в подразделении центрального аппарата, органе, организации, подразделении <1>.
--------------------------------
<1> Приказ МВД России от 25 августа 2017 г. N 680 "Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".
12.9. Принимает установленные законодательством Российской Федерации меры по взысканию ущерба с виновных лиц (регресс) в случае принятия судом решения о возмещении вреда Российской Федерацией, МВД России, органом, организацией, подразделением, причиненного незаконными действиями (бездействием) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников.
12.10. Вносит предложения руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по привлечению виновных лиц к ответственности при ненадлежащем представительстве, в том числе злоупотреблении предоставленными доверенностью правами.
12.11. Вносит руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения предложения о необходимости дальнейшего обжалования судебных постановлений.
12.12. Вносит руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по результатам анализа судебной практики и рассмотрения исков предложения по устранению и недопущению нарушений, указанных в подпункте 3.3 Инструкции.
12.13. Осуществляет контроль за исполнением судебных постановлений, вступивших в законную силу.
12.14. Осуществляет контроль за судебно-исковой работой, проводимой подчиненными органами, организациями, подразделениями, в том числе за представительством по конкретному иску.
13. Правовое подразделение осуществляет представительство МВД России, органа, организации, подразделения, а также реализует предписание, предусмотренное подпунктом 12.3 Инструкции, с учетом целей судебно-исковой работы в системе МВД России.
14. Представительство МВД России осуществляется по поручению Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации или подразделения центрального аппарата, осуществляющего функции головного подразделения Министерства в области правовой работы <1>.
Поручение головного правового подразделения МВД России об обеспечении подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением МВД России представительства МВД России либо об исполнении судебного акта направляется за подписью его начальника, первого заместителя начальника, заместителей начальника сопроводительным письмом или путем проставления на судебном документе специального штампа по образцам, приведенным в приложении к настоящей Инструкции <2>, либо за подписью начальника (его заместителей) управления организации судебно-исковой работы головного правового подразделения МВД России путем проставления специального штампа.
--------------------------------
<1> Далее - "головное правовое подразделение МВД России".
<2> Далее - "специальный штамп".
15. Перепоручение представительства, привлечение в качестве соисполнителя подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения осуществляются по решению лиц, указанных в пункте 14 Инструкции, или по согласованию с головным правовым подразделением МВД России.
16. В случае получения подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением сведений о привлечении МВД России для участия в суде подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением принимаются все необходимые меры, направленные на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов МВД России, вне зависимости от наличия поручения, предусмотренного пунктом 14 Инструкции, с последующим информированием об этом головного правового подразделения МВД России для получения такого поручения.
17. Для достижения целей, предусмотренных пунктом 3 Инструкции, руководитель (начальник) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, с деятельностью которых связано предъявление иска, оказывает содействие правовому подразделению и привлекаемому лицу, в том числе по предоставлению необходимой информации, документов, обеспечению явки свидетелей, предоставлению автотранспорта для выездов в суды, а также по иным вопросам, связанным с представлением интересов МВД России, подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по конкретному делу.
18. Правовое подразделение вносит непосредственному руководству предложения по вопросам рассмотрения сложившейся правоприменительной практики, принятия мер по устранению причин и условий нарушений, выявленных в ходе осуществления судебно-исковой работы, заслушиванию руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата на совещаниях при руководстве МВД России, органа, организации, подразделения.
II. Организация судебно-исковой работы в органе, организации, подразделении
Работа по иску, предъявленному к МВД России, органу, организации, подразделению
19. Работа по иску, предъявленному к МВД России, органу, организации, подразделению, включает в себя следующие мероприятия:
19.1. Поручение руководителем (начальником) органа, организации, подразделения осуществления защиты интересов МВД России, органа, организации, подразделения по конкретному иску.
19.2. Подготовка к судебному разбирательству, сбор доказательств.
19.3. Непосредственное участие в судебных заседаниях.
19.4. Принятие мер к обжалованию судебных актов при наличии оснований для такого обжалования.
19.5. Принятие мер к отсрочке или приостановлению исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с Российской Федерации, МВД России, органа, организации, подразделения в случаях обжалования судебных актов, вступивших в законную силу.
19.6. Доклад руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения о результатах рассмотрения дела.
20. При получении судебной повестки, копии искового заявления, определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству, а равно определения арбитражного суда о принятии иска к производству руководителем (начальником) органа, организации, подразделения дается поручение правовому подразделению, привлекаемому лицу <1> о представлении в суде интересов МВД России, органа, организации, подразделения.
--------------------------------
<1> Далее - "представитель".
21. До рассмотрения судом иска по существу руководителем (начальником) органа, организации, подразделения принимаются все предусмотренные законом меры по урегулированию спора, устранению допущенных нарушений, повлекших привлечение МВД России, органа, организации, подразделения к участию в деле, рассматриваемом судом.
22. При получении поручения на представление интересов представителем в рамках подготовки к судебному разбирательству выполняются следующие мероприятия:
22.1. Внесение сведений о предъявленном иске в модуль "Иск" сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России <2>, относящихся к системе МВД России, и результатов их рассмотрения судами.
--------------------------------
<2> Приказ МВД России от 23 декабря 2016 г. N 888 "Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России".
22.2. Уточнение даты и времени судебного заседания.
22.3. Изучение сути иска, предмета и оснований исковых требований, имеющихся доказательств по делу, при необходимости осуществляется ознакомление с материалами дела в суде.
22.4. Изучение и анализ требований законодательства, регламентирующего правоотношения, связанные с предметом иска, а также судебная практика по данному вопросу.
22.5. Сбор необходимых по делу доказательств. По решению руководителя (начальника) органа, организации, подразделения обязанность по сбору доказательств может быть возложена на подразделение, с деятельностью которого связано предъявление иска.
22.6. Подготовка письменных возражений (отзыва) во всех случаях, при необходимости готовятся письменные ходатайства.
22.7. Непосредственное участие в судебных заседаниях.
22.8. Иные мероприятия, направленные на достижение целей, предусмотренных пунктом 3 Инструкции.
23. Возражения (отзыв) относительно иска представляются в суд в письменном виде за подписью руководителя (начальника) органа, организации, подразделения либо представителя. Возражения (отзыв) должны содержать обоснованную позицию по делу, предусматривающую ссылки на нормы законодательства, судебную практику, а также анализ доказательственной базы.
24. При формировании правовой позиции по иску представитель вправе запрашивать у должностных лиц органа, организации, подразделения все необходимые для разрешения спора материалы, которые представляются в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения запроса, если в нем не указан иной срок.
25. Основанием для подготовки возражений (отзыва) на иск является факт возбуждения судом дела, который подтверждается соответствующим определением суда (судебной повесткой).
26. Участие представителя в суде общей юрисдикции и арбитражном суде осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским (в том числе судопроизводством в арбитражных судах), административным и уголовным судопроизводством.
27. Представителю необходимо добросовестно пользоваться процессуальными правами и исполнять процессуальные обязанности с целью предотвращения вынесения незаконного и необоснованного решения по отношению к МВД России, органу, организации, подразделению.
28. О необходимости участия в деле привлекаемого лица правовым подразделением докладывается руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения для принятия решения о поручении представления интересов МВД России, органа, организации, подразделения привлекаемому лицу.
29. При наличии (выявлении) законных оснований органом, организацией, подразделением может быть принято решение о признании иска или заключении мирового соглашения, а по искам, предъявленным к МВД России, - инициирован по согласованию с головным правовым подразделением МВД России перед руководством Министерства вопрос о заключении мирового соглашения.
30. Для принятия решения о признании иска или заключения мирового соглашения представителем подготавливается докладная записка с изложением обстоятельств, позволяющих рассмотреть вопрос о признании иска или заключении мирового соглашения, а при решении вопроса о заключении мирового соглашения к докладной записке прилагается проект мирового соглашения.
31. Докладная записка, а при решении вопроса о заключении мирового соглашения также проект мирового соглашения согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями органа, организации, подразделения и представляются руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения, которым принимается соответствующее решение.
32. Принятое решение о признании иска или о заключении мирового соглашения реализуется в порядке, предусмотренном гражданским, арбитражным и административным процессуальным законодательством Российской Федерации.
33. Для принятия решения о заключении мирового соглашения от имени МВД России в адрес головного правового подразделения МВД России направляются материалы, являющиеся основанием для принятия такого решения, с приложением обосновывающих документов.
34. При принятии по иску судебного акта правовое подразделение принимает соответствующие меры, предусмотренные пунктом 12 Инструкции.
35. В случае поступления в орган, организацию, подразделение апелляционных, кассационных и надзорных жалоб возражения (отзыв) на жалобы представляются в суд органом, организацией, подразделением.
36. При поступлении жалоб для рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, затрагивающих интересы МВД России, органа, организации, подразделения, руководитель (начальник) органа, организации, подразделения принимает меры, предусмотренные главой IV Инструкции.
37. Поступивший в МВД России, орган, организацию, подразделение в установленном порядке исполнительный документ исполняется после согласования правовым подразделением, в ходе которого проводится анализ на предмет выявления оснований, препятствующих исполнению поступившего документа.
38. Учет и ответственность за надлежащее исполнение исполнительных документов возлагаются на финансовое, кадровое, тыловое и иное подразделение Министерства, органа, организации, подразделения в соответствии с установленной компетенцией.
39. Сведения об исполнении исполнительного документа по судебному акту, подлежащему немедленному исполнению, представляются в правовое подразделение незамедлительно, а по исполнению иного судебного акта - в течение 10 дней со дня исполнения.
40. После исполнения исполнительного документа по судебным актам о возмещении вреда финансовое подразделение МВД России, органа, организации, подразделения в течение 10 рабочих дней направляет информацию об этом в правовое подразделение с приложением подтверждающих документов (заверенные платежные документы о перечислении денежных средств) для принятия мер по взысканию ущерба с виновного лица в порядке регресса.
Работа по предъявлению иска органом, организацией, подразделением
41. Для реализации цели, закрепленной в подпункте 3.1 Инструкции (в том числе в порядке регресса), органом, организацией, подразделением ведется работа по предъявлению иска.
42. При выявлении фактов нарушения или оспаривания прав и законных интересов МВД России, органа, организации, подразделения, требующих предъявления иска от имени МВД России, органа, организации, подразделения, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения дается поручение правовому подразделению или привлекаемому лицу о предъявлении иска и представлении интересов МВД России, органа, организации, подразделения в суде.
43. Представитель, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 22 Инструкции, дополнительно:
43.1. Исследует имеющиеся в распоряжении органа, организации, подразделения материалы и анализирует их на предмет возможности предъявления иска, докладывает руководителю правового подразделения предложения для принятия решения о предъявлении иска либо о возвращении материалов, при необходимости запрашивает дополнительные материалы.
43.2. Подготавливает и направляет исковое заявление и иные документы в соответствии с требованиями гражданского, арбитражного, административного процессуального законодательства Российской Федерации.
43.3. Организует:
43.3.1. Уведомление финансового подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения о поступлении исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, для отражения информации в бюджетном учете.
43.3.2. Предъявление исполнительного документа к исполнению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
43.3.3. Взаимодействие с органами принудительного исполнения.
44. Иск от имени МВД России предъявляется при наличии соответствующей доверенности самостоятельно либо в соответствии с поручением, полученным в порядке пункта 14 Инструкции.
45. В случае выявления органом, организацией, подразделением фактов нарушения или оспаривания прав и законных интересов МВД России орган, организация, подразделение предъявляет в суд иск самостоятельно (при условии наличия соответствующей доверенности) вне зависимости от наличия поручения, предусмотренного пунктом 14 Инструкции.
46. При предъявлении иска от имени МВД России его копия направляется в адрес головного правового подразделения МВД России.
47. При наличии (выявлении) законных оснований органом, организацией, подразделением может быть принято решение об отказе от иска или заключении мирового соглашения, а по искам от имени МВД России - инициирован по согласованию с головным правовым подразделением МВД России перед руководством Министерства вопрос о заключении мирового соглашения.
48. Принятие решения об отказе от иска осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 29 Инструкции для принятия решения о признании иска.
49. Принятое решение об отказе от иска реализуется в порядке, предусмотренном гражданским, арбитражным и административным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Работа по искам в качестве иных лиц, участвующих в деле
50. При привлечении МВД России, органа, организации, подразделения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, или заинтересованного лица по делам особого производства организация и осуществление работы по иску производятся в соответствии с положениями глав I и II Инструкции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
51. Для оказания квалифицированной помощи сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам МВД России, органа, организации, подразделения, обратившимся в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации, руководитель (начальник) органа, организации, подразделения вправе принять решение об обращении в суд с ходатайством о вступлении органа, организации, подразделения в процесс на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
52. В этом случае по поручению руководителя (начальника) органа, организации, подразделения представителем осуществляются мероприятия, необходимые для защиты интересов сотрудника, федерального государственного гражданского служащего и работника МВД России, органа, организации, подразделения.
53. О принятом по делу судебном акте представитель незамедлительно уведомляет руководителя (начальника) органа, организации, подразделения.
54. При принятии решения о необходимости вступления МВД России, органа, организации, подразделения в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, организация и осуществление работы по иску производятся в соответствии с положениями, предусмотренными главой II Инструкции.
III. Организация судебно-исковой работы в центральном аппарате МВД России
55. Привлечение к участию подразделения центрального аппарата в представлении интересов МВД России в суде осуществляется в соответствии с пунктами 14 - 16 Инструкции.
56. Организация представления интересов МВД России осуществляется подразделением центрального аппарата в соответствии с Инструкцией, если иное не предусмотрено настоящей главой.
57. Подразделение центрального аппарата при наличии законных оснований самостоятельно принимает решение об отказе от иска, признании иска либо инициирует по согласованию с головным правовым подразделением МВД России перед руководством Министерства вопрос о заключении мирового соглашения.
58. Подразделение центрального аппарата, привлеченное к представлению интересов МВД России, ведет учет и несет ответственность за надлежащее исполнение исполнительных документов.
59. Подразделение центрального аппарата принимает меры по устранению и предупреждению нарушений, повлекших привлечение МВД России к участию в деле, рассматриваемом судом.
IV. Представление интересов в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации
60. Положения иных разделов Инструкции применяются к настоящей главе, если иное не предусмотрено в ней.
61. Проекты обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам судебной практики согласовываются с головным правовым подразделением МВД России.
62. В случае привлечения Верховным Судом Российской Федерации МВД России к подготовке проекта постановления Пленума или обзора судебной практики в качестве основного исполнителя выступает головное правовое подразделение МВД России, в качестве представителя от соисполнителя назначается руководитель не ниже руководителя (начальника) структурного подразделения в составе подразделения центрального аппарата МВД России, органа, организации, отвечающего за соответствующее направление деятельности.
Организация работы по делам об оспаривании законодательных и иных правовых актов в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации
63. Представление в установленном порядке интересов МВД России, а также по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации осуществляется головным правовым подразделением МВД России совместно с подразделениями центрального аппарата, органами, организациями, подразделениями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию или правоприменительные функции в соответствующей сфере деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "соисполнитель".
64. В качестве основного исполнителя при формировании позиции Министерства по обращению в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации <2> выступает головное правовое подразделение МВД России.
--------------------------------
<2> Далее - "обращение".
65. Соисполнитель готовит и направляет в головное правовое подразделение МВД России информацию о фактической и юридической стороне дела, а также предложения по существу обращения.
66. В предложениях соисполнителя по формированию позиции МВД России должны содержаться исчерпывающие ответы на вопросы, поставленные в обращении и запросе по его поводу.
67. Соисполнителем предложения по делу представляются в головное правовое подразделение МВД России в течение первой половины срока, отведенного на исполнение в соответствии с нормативным актом МВД России или судом.
68. Соисполнителем проводится проверка правильности правоприменения. В случае выявления нарушений принимаются меры по восстановлению нарушенных прав заявителя, о чем незамедлительно сообщается в головное правовое подразделение МВД России.
69. Об отсутствии либо несвоевременном представлении соисполнителем необходимых для формирования позиции Министерства предложений головное правовое подразделение МВД России информирует Министра внутренних дел Российской Федерации (статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность соисполнителя).
70. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований, соисполнитель самостоятельно или по поручению головного правового подразделения МВД России обеспечивает внесение изменений в оспариваемый акт либо признание его утратившим силу до рассмотрения его в судебном заседании. При наличии разногласий решение о подготовке проекта правового акта о внесении изменений в оспариваемый акт либо признании его утратившим силу принимает статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.
71. Проект ответа МВД России, подготовленный по результатам рассмотрения обращения, головным правовым подразделением МВД России согласовывается с полномочным представителем Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
72. Непосредственное представление интересов в судебных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется головным правовым подразделением МВД России.
73. Представитель соисполнителя участвует в судебном заседании Конституционного Суда Российской Федерации в случае необходимости по запросу головного правового подразделения МВД России или по инициативе соисполнителя, согласованной с головным правовым подразделением МВД России.
74. В качестве представителя от соисполнителя по обращению для участия в судебном заседании назначаются:
74.1. В Конституционном Суде Российской Федерации - руководитель не ниже заместителя руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, отвечающего за соответствующее направление деятельности.
74.2. В Верховном Суде Российской Федерации - руководитель структурного подразделения в составе подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, ответственного за направление деятельности, которое регулирует оспариваемый акт, или являющегося его разработчиком.
75. Представителем головного правового подразделения МВД России формируется обязательная для представителя соисполнителя в ходе судебного заседания в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации позиция по представлению интересов по делу.
76. В случае получения персонального запроса по обращению подразделение центрального аппарата, орган, организация, подразделение незамедлительно уведомляет об этом головное правовое подразделение МВД России с направлением копий поступивших материалов.
77. Проект ответа подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения на запрос согласовывается с головным правовым подразделением МВД России.
78. Головное правовое подразделение МВД России обобщает и осуществляет размещение судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по делам об оспаривании законодательных и иных правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел, на Портале правового информирования сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений ИСОД МВД России.
79. В случае выявления при рассмотрении дела признаков несовершенства законодательства (наличие коллизий, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов) или установления того, что применение на практике оспариваемого законодательного или правового акта (его отдельных положений) не соответствует толкованию указанного акта или его отдельных положений, данному Конституционным Судом Российской Федерации или Верховным Судом Российской Федерации, а также иных нарушений в правоприменительной практике головное правовое подразделение МВД России направляет предложения о необходимости внесения изменений в законодательство или практику его применения в соответствующее подразделение центрального аппарата, орган, организацию, подразделение.
Представление интересов в Верховном Суде Российской Федерации
80. Подразделение центрального аппарата, орган, организация, подразделение осуществляют обжалование в Верховный Суд Российской Федерации всех судебных актов, затрагивающих их интересы, принятых с нарушением норм материального и (или) процессуального права.
81. В случае подачи в Верховный Суд Российской Федерации жалобы подразделение центрального аппарата, орган, организация, подразделение принимает все предусмотренные законодательством меры по приостановлению исполнения обжалуемого судебного акта, в том числе путем обязательного заявления в жалобе, подаваемой в Верховный Суд Российской Федерации, мотивированного ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта.
82. В головное правовое подразделение МВД России направляются копии всех обращений подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения со всеми прилагаемыми документами, а также оригинал доверенности на представление интересов органа, организации, подразделения, оформленной на сотрудника головного правового подразделения МВД России, которому поручена работа по соответствующему делу, в день их направления в Верховный Суд Российской Федерации.
83. Подразделение центрального аппарата, орган, организация, подразделение осуществляют мониторинг официального сайта Верховного Суда Российской Федерации в сети Интернет в целях выявления назначенных к рассмотрению дел, затрагивающих их интересы.
84. В случае назначения к рассмотрению в Верховном Суде Российской Федерации дела, затрагивающего интересы МВД России, подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, в головное правовое подразделение МВД России не позднее пяти рабочих дней со дня получения данной информации представляются копии определения о назначении дела, жалобы, возражений на жалобу, подготовленных подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением, принятых по делу судебных актов, исковых заявлений, возражений на исковые заявления и иных документов, связанных с рассмотрением дела в Верховном Суде Российской Федерации, а также оригинал доверенности в случае, если у сотрудника головного правового подразделения МВД России, которому поручена работа по соответствующему делу отсутствует доверенность на представление интересов органа, организации, подразделения.
85. Представление интересов МВД России, органа, организации, подразделения в судебных заседаниях Верховного Суда Российской Федерации осуществляется головным правовым подразделением МВД России.
86. Головное правовое подразделение МВД России дает обязательные для исполнения поручения подразделению центрального аппарата, органу, организации, подразделению по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации.
87. Подразделение центрального аппарата, орган, организация, подразделение участвует в судебных заседаниях Верховного Суда Российской Федерации в случае необходимости по запросу головного правового подразделения МВД России.
88. От подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения по делу выступают руководители структурных подразделений подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, деятельность которых послужила основанием или была связана с предъявлением иска, либо руководитель правового подразделения в составе подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения.
89. Персональный состав представителей по конкретному делу в Верховном Суде Российской Федерации определяется головным правовым подразделением МВД России.
90. В случае необходимости к участию в деле по инициативе головного правового подразделения МВД России для дачи пояснений, консультаций и оказания иной непосредственной помощи в ходе судебного заседания могут дополнительно привлекаться иное подразделение центрального аппарата, орган, организация, подразделение, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию или правоприменительные функции в соответствующей сфере деятельности.
91. В случае признания участия подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения необходимым его представитель прибывает в головное правовое подразделение МВД России не позднее чем за один рабочий день до судебного заседания, назначенного в Верховном Суде Российской Федерации, в целях выработки консолидированной позиции по делу и проверки его подготовленности.
92. Представителю при представлении интересов МВД России, органа, организации, подразделения при себе необходимо иметь:
92.1. Документы, удостоверяющие его статус и полномочия, - паспорт, служебное удостоверение, доверенность.
92.2. По делам, связанным с государственной тайной, - справку о соответствующей форме допуска и предписание на выполнение задания.
92.3. По административным делам - диплом о высшем юридическом образовании.
93. В доверенности, оформленной на право представления интересов МВД России, органа, организации, подразделения в Верховном Суде Российской Федерации, данное полномочие должно быть указано отдельно.
94. Доверенность и предписание на выполнение задания, связанного с участием в судебном заседании в Верховном Суде Российской Федерации, подписываются руководителем (начальником) органа, организации, подразделения, справка о соответствующей форме допуска - руководителем режимно-секретного подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения <1>.
--------------------------------
<1> Раздел VI Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762; 2012, N 45, ст. 6261); раздел VI Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, утвержденной приказом МВД России от 20 августа 2010 г. N 600 (зарегистрирован в Минюсте России 2 ноября 2010 г. N 18881).
95. В случае подписания доверенности и предписания на выполнение задания лицом, временно исполняющим обязанности, необходимо наличие заверенных копий приказа или выписки из приказа о возложении временного исполнения обязанностей.
96. Орган, организация, подразделение информирует головное правовое подразделение МВД России о результатах рассмотрения всех дел, затрагивающих его интересы, в Верховном Суде Российской Федерации и в суде, в который Верховным Судом Российской Федерации дела были направлены на новое рассмотрение, с приложением копий принятых судебных актов.
97. Головное правовое подразделение МВД России обобщает и осуществляет размещение судебных актов Верховного Суда Российской Федерации, касающихся деятельности подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, на Портале правового информирования сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений ИСОД МВД России.
98. Головное правовое подразделение МВД России в случае выявления в ходе рассмотрения дела в Верховном Суде Российской Федерации нарушения, допущенного сотрудником, федеральным государственным гражданским служащим, работником, направляет в адрес подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения, сотрудником которого допущено нарушение:
98.1. Предложения о выработке мер по устранению и предупреждению нарушений, повлекших удовлетворение в Верховном Суде Российской Федерации требований к МВД России, органу, организации, подразделению.
98.2. Информацию о нарушениях в целях недопущения их повторения в дальнейшей работе.
98.3. Предложение о необходимости проведения служебной проверки в целях выяснения и устранения причин и условий, способствовавших допущенным нарушениям, принятия мер дисциплинарного и материального характера к виновным лицам.
99. Головное правовое подразделение МВД России вносит руководству МВД России предложения по вопросу:
99.1. Рассмотрения сложившейся правоприменительной практики.
99.2. Принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших допущенным нарушениям, выявленным в ходе рассмотрения дела в Верховном Суде Российской Федерации.
99.3. Заслушивания руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения на совещаниях при руководстве МВД России.
V. Мониторинг судебной практики, выработка на его основе новых методов и механизмов защиты интересов МВД России, органа, организации, подразделения
100. Мониторинг <1> судебной практики предусматривает непрерывную комплексную и плановую деятельность, осуществляемую подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке судебных актов по соответствующей категории исков, затрагивающих компетенцию МВД России, органа, организации, подразделения.
--------------------------------
<1> Мониторинг (от лат. monitor - напоминающий, надзирающий) - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления.
101. Результаты мониторинга судебной практики:
101.1. В целях устранения и предупреждения нарушений, повлекших привлечение МВД России, органа, организации, подразделения к участию в деле, рассматриваемом судом, доводятся:
101.1.1. Головным правовым подразделением МВД России до сведения подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения.
101.1.2. Начальником (руководителем) по предложению правового подразделения, привлекаемого лица подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения до сведения подчиненного подразделения центрального аппарата, органа, организации, подразделения.
101.2. Используются для:
101.2.1. Досудебного урегулирования споров соответствующей категории исков.
101.2.2. Формирования правовой позиции подразделением центрального аппарата, органом, организацией, подразделением по соответствующей категории исков.
102. Результаты мониторинга судебной практики также подлежат учету при формировании правовой позиции, а также правоприменительной практики в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.
Приложение
к Инструкции по организации
судебно-исковой работы в системе
МВД России
ОБРАЗЦЫ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ШТАМПОВ
1. Об обеспечении представительства МВД России
Направить в _______________________
__________________________________
|
Просим обеспечить защиту интересов МВД России в судах. О результатах рассмотрения иска проинформировать
|
Договоро-правовой департамент МВД России ___________________________
|
"__" ______________ 20__ г.
|
исх. N 25/______________________
|
2. Об исполнении судебного акта
Направить по принадлежности в:
__________________________________
|
для сведения (организации исполнения).
Ответ просим направить инициатору.
|
Договоро-правовой департамент МВД России ___________________________
|
"__" ______________ 20__ г.
|
исх. N 25/______________________
|
Примечание. Размеры штампов - 75 x 50 мм.