См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 декабря 2018 г. N 880

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПОДГОТОВКИ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования порядка подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "Правила".

2. Руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях <2>:

--------------------------------

<2> Далее - "территориальные органы МВД России".

2.1. В трехмесячный срок привести правовые акты территориального органа МВД России, регламентирующие порядок подготовки правовых актов, в соответствие с Правилами.

2.2. Организовать изучение Правил сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками территориальных органов МВД России и обеспечить реализацию их положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра И.Н. Зубова.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение
к приказу МВД России
от 26.12.2018 N 880

ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> устанавливают общий порядок подготовки, согласования, правовой экспертизы проектов правовых актов и их издания <2> в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации <3> на окружном, межрегиональном <4> и региональном уровнях <5> и подчиненных им территориальных органах МВД России на районном уровне и организациях <6>.

--------------------------------

<1> Далее - "Правила".

<2> Далее - "Порядок подготовки и издания правовых актов".

<3> Далее - "МВД России".

<4> За исключением Бюро специальных технических мероприятий МВД России. Оперативно-поискового бюро МВД России, Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

<5> Далее - "территориальные органы МВД России".

<6> Далее - "подчиненные органы и организации".

2. Порядок подготовки и издания правовых актов в территориальных органах МВД России и подчиненных органах и организациях устанавливается правовыми актами территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 11 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 6.

При подготовке правовых актов в случаях, не указанных в Правилах, следует руководствоваться Правилами подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27 июня 2003 г. N 484 <8>, иными нормативными правовыми актами МВД России <9>, с учетом особенностей организационно-штатного построения и специфики деятельности территориальных органов МВД России.

--------------------------------

<8> Далее - "Правила подготовки нормативных правовых актов".

<9> Приказ МВД России от 29 декабря 2012 г. N 1155 "Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации".

3. Правила распространяются на издаваемые в территориальных органах МВД России правовые акты, регулирующие исключительно деятельность соответствующего территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций.

4. В территориальных органах МВД России могут быть изданы правовые акты совместно или по согласованию с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, иными государственными органами и организациями <1> по вопросам организации совместной работы в рамках осуществления деятельности территориальных органов МВД России.

--------------------------------

<1> Далее - "органы государственной власти и организации".

5. Проект правового акта создается на бумажном носителе или в форме электронного документа, которые имеют равнозначную силу.

6. На бумажных носителях создаются следующие проекты правовых актов:

1) содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

2) содержащие служебную информацию ограниченного распространения;

3) издаваемые совместно или по согласованию с другими государственными органами и организациями (при отсутствии технических возможностей для обмена электронными документами через систему межведомственного электронного документооборота);

4) не включенные в Перечень документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения, создание, хранение и использование которых осуществляется в форме электронных документов, утвержденный приказом МВД России от 31 мая 2011 г. N 600.

7. Положения Правил распространяются на подготовку, согласование, правовую экспертизу и издание проектов правовых актов в форме электронных документов с учетом особенностей, установленных главой VI Правил.

8. Правовые акты, издаваемые в территориальных органах МВД России в виде приказов, а также правовые акты, издаваемые совместно с органами государственной власти и организациями по вопросам совместной работы, подписываются исключительно руководителем (начальником) территориального органа МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности.

9. Приказы территориальных органов МВД России оформляются с использованием бланков установленной формы с учетом положений Правил подготовки нормативных правовых актов.

Правовые акты подчиненных органов и организаций оформляются с использованием бланков этих органов и организаций, разрабатываемых в установленном порядке.

10. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России издает (принимает, заключает, утверждает) в пределах своей компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа МВД России <1>.

--------------------------------

<1> Далее также - "акты управления".

Начальники подчиненных органов и организаций издают (принимают, заключают, утверждают) правовые акты в отношении указанных органов и организаций в пределах своей компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и правовыми актами территориального органа МВД России.

II. Подготовка проектов правовых актов

11. Подготовка проекта правового акта осуществляется как на плановой, так и на внеплановой основе и возлагается на начальника или иное должностное лицо одного или нескольких структурных подразделений территориального органа МВД России <2> по соответствующим направлениям деятельности.

--------------------------------

<2> Далее также - "подразделения".

12. Структурное подразделение территориального органа МВД России, указанное первым в поручении руководителя (начальника) территориального органа МВД России о подготовке правового акта, является ответственным исполнителем проекта правового акта <3>.

--------------------------------

<3> Далее также - "подразделение - ответственный исполнитель".

13. Планирование деятельности по подготовке правовых актов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России применительно к планированию нормотворческой деятельности.

14. Подготовка проектов правовых актов территориального органа МВД России на внеплановой основе осуществляется на основании нормативных правовых актов и руководящих документов МВД России, а также по поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, в том числе по инициативе начальников структурных подразделений территориального органа МВД России по соответствующим направлениям деятельности, подчиненных органов и организаций.

15. Организация подготовки правовых актов в структурных подразделениях территориального органа МВД России, подчиненных органах и организациях обеспечивается их начальниками, которые в установленном порядке возлагают обязанности по подготовке проектов правовых актов на наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел (федеральных государственных гражданских служащих, работников) <4>.

--------------------------------

<4> Далее - "сотрудники".

16. При подготовке в территориальном органе МВД России наиболее важных, сложных и значительных по объему проектов правовых актов, а также правовых актов, издаваемых совместно с другими органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, решением руководителя (начальника) территориального органа МВД России могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников структурных подразделений территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций, в состав которых могут входить сотрудники правовых подразделений территориального органа МВД России, а также по согласованию с уполномоченными должностными лицами ученые и специалисты образовательных и научных организаций, представители иных органов государственной власти.

17. Правовое подразделение территориального органа МВД России с учетом обязанности проведения последующей правовой экспертизы принимает участие в непосредственной подготовке проектов правовых актов только в соответствии с поручением руководителя (начальника) территориального органа МВД России (лица, исполняющего его обязанности).

18. Подготовка проектов правовых актов территориального органа МВД России осуществляется с учетом требований, предъявляемых к их структуре, содержанию и оформлению, установленных нормативными правовыми актами МВД России <1>.

--------------------------------

<1> Главы V - IX Правил подготовки нормативных правовых актов.

19. Подготовке проекта правового акта территориального органа МВД России предшествуют изучение информации, относящейся к предмету правового регулирования проекта правового акта, определение предмета и цели правового акта, обоснование его основных положений, определение заинтересованных структурных подразделений территориального органа МВД России, сбор соответствующих предложений.

20. После подготовки проекта правового акта непосредственный исполнитель, подготовивший проект правового акта, обязан проверить соответствие текста проекта правового акта правилам русского языка, правильность ссылок на ранее изданные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России и их юридическую силу.

21. Ответственность за качество подготовки проекта правового акта, соблюдение сроков его подготовки, определение согласующих подразделений, согласование с начальниками заинтересованных структурных подразделений территориального органа МВД России и иными должностными лицами, своевременное его представление на правовую экспертизу, а также дальнейшее сопровождение проекта правового акта до момента его издания возлагаются на подразделение - ответственного исполнителя.

22. Контроль за правильностью оформления проектов правовых актов осуществляют в пределах своей компетенции соответственно правовое подразделение и подразделение делопроизводства и режима территориального органа МВД России.

III. Согласование проектов правовых актов

23. Проект правового акта территориального органа МВД России после его подготовки подлежит с учетом положений пункта 21 Правил обязательному согласованию в указанной ниже последовательности с:

начальником подразделения - ответственного исполнителя;

начальниками структурных подразделений территориального органа МВД России - соисполнителями;

начальниками структурных подразделений территориального органа МВД России, которым в проекте правового акта даются поручения (предписания) и (или) к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом правового акта;

заместителями начальника полиции территориального органа МВД России, ответственными за деятельность подразделений, которым в проекте правового акта даются поручения (предписания) и (или) к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом правового акта;

заместителями руководителя (начальника) территориального органа МВД России, ответственными за деятельность подразделений, которым в проекте правового акта даются поручения (предписания) и (или) к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом правового акта, а также подразделений - ответственных исполнителей (соисполнителей);

начальником подразделения делопроизводства и режима территориального органа МВД России;

начальником правового подразделения территориального органа МВД России - после проведения правовой экспертизы.

24. Проекты правового акта после их подготовки и визирования начальником подразделения - ответственного исполнителя с учетом предмета правового регулирования и компетенции подразделений подлежат обязательному согласованию с:

финансовым подразделением - в отношении проектов правовых актов по вопросам финансового обеспечения;

подразделением тылового обеспечения - в отношении проектов правовых актов по вопросам хозяйственной деятельности;

кадровым подразделением - в отношении проектов приказов по личному составу (о наложении дисциплинарного взыскания и применении мер поощрения);

правовым подразделением - в отношении проектов правовых актов, содержащих поручения о подготовке проектов правовых актов.

25. Должностные лица, указанные в пунктах 23 и 24 Правил, при рассмотрении и согласовании проекта правового акта в пределах компетенции устанавливают:

полноту и своевременность выполнения решения о подготовке проекта правового акта;

актуальность и необходимость его издания в представленном виде;

обоснованность и исполнимость предписаний, содержащихся в проекте правового акта.

26. Проект правового акта подчиненных органов и организаций <1> подлежит с учетом положений пункта 21 Правил обязательному согласованию в указанной ниже последовательности с:

--------------------------------

<1> Далее также - "орган (организация)".

начальником структурного подразделения органа (организации) - ответственного исполнителя;

начальниками структурных подразделений органа (организации) - соисполнителями;

начальниками структурных подразделений органа (организации), которым в проекте правового акта даются поручения (предписания) и (или) к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом правового акта;

заместителями начальника полиции территориального органа МВД России, ответственными за деятельность подразделений, которым в проекте правового акта даются поручения (предписания) и (или) к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом правового акта;

заместителями начальника органа (организации), ответственными за деятельность подразделений, которым в проекте правового акта даются поручения (предписания) и (или) к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом правового акта, а также подразделений - ответственных исполнителей (соисполнителей);

начальником подразделения делопроизводства и режима органа (организации);

начальником правового подразделения органа (организации) либо при отсутствии в штатном расписании органа (организации) должности начальника правового подразделения или правового подразделения - сотрудником правового подразделения либо сотрудником другого структурного подразделения органа (организации), на которого в установленном порядке возложены функции по организации и осуществлению правовой работы <2>, проводившими правовую экспертизу <3>.

--------------------------------

<2> Пункт 85 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 6.

<3> Далее - "сотрудник правового подразделения".

27. Перечень должностных лиц, с которыми должен быть согласован проект правового акта, определяется подразделением - ответственным исполнителем, исходя из требований пунктов 23, 24 и 26 Правил соответственно.

В случае если издание разрабатываемого проекта правового акта не терпит отлагательства, по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России проект правового акта подлежит согласованию только с подразделением - ответственным исполнителем и заместителями начальника территориального органа МВД России, ответственными за деятельность подразделений, которым в проекте правового акта даются поручения (предписания) и (или) к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом правового акта, с обязательным проведением правовой экспертизы.

28. Согласование проекта правового акта соответствующим должностным лицом осуществляется путем его визирования на листе согласования проекта правового акта <1> либо путем проставления визы (подписи) в нижней части оборотной стороны последнего листа проекта правового акта и каждого приложения к нему с указанием ее расшифровки (инициалы, фамилия) и даты подписания.

--------------------------------

<1> Далее - "лист согласования".

28.1. Лист согласования оформляется подразделением - ответственным исполнителем в случае необходимости согласования проекта правового акта с пятью и более заинтересованными подразделениями (должностными лицами).

28.2. В случае установления необходимости согласования проекта правового акта должностным лицом, не указанным в листе согласования, его подпись проставляется на оборотной стороне последнего листа проекта правового акта.

28.3. В случае подготовки проекта правового акта, издание которого не терпит отлагательства, допускается перед представлением проекта правового акта на правовую экспертизу направление подразделением - ответственным исполнителем должностным лицам, участвующим в согласовании, проекта правового акта и листа согласования с указанием в нем только этих должностных лиц по факсимильной связи или по электронной почте и получение листа согласования с визой в том же порядке.

28.4. Подлинник листа согласования представляется подразделением - ответственным исполнителем в подразделение делопроизводства и режима территориального органа МВД России при регистрации правового акта.

29. Перед согласованием (визированием) подготовленного проекта правового акта территориального органа МВД России начальником подразделения - ответственного исполнителя проект визируется сотрудником данного структурного подразделения территориального органа МВД России, являющимся ответственным за его подготовку. Виза ставится в нижнем левом углу оборотной стороны листа согласования с ее расшифровкой, указанием должности и даты визирования.

30. Подразделение делопроизводства и режима территориального органа МВД России при согласовании проекта правового акта проверяет соответствие оформления проекта правового акта установленным требованиям.

31. Правовое подразделение территориального органа МВД России при согласовании проекта правового акта осуществляет его проверку в рамках полномочий по проведению правовой экспертизы.

32. В случае если у должностного лица, к которому проект правового акта поступил на согласование, имеется принципиальное несогласие с отдельными предписаниями проекта правового акта или по проекту правового акта в целом, по проекту правового акта готовится заключение.

33. Если по проекту правового акта имеются отдельные замечания и предложения, но указанное должностное лицо находит возможным издание правового акта в целом, рассматриваемый проект правового акта согласовывается с замечаниями. При этом виза дополняется словами "с замечаниями", а к завизированному проекту правового акта прилагаются в письменном виде имеющиеся замечания и предложения.

34. Срок рассмотрения проекта правового акта должностным лицом, к которому он поступил на согласование, не может превышать трех рабочих дней, а при значительном объеме (больше 15 страниц) - пяти рабочих дней.

35. Подразделение - ответственный исполнитель рассматривает замечания и предложения по проекту правового акта, поступившие от должностных лиц, с которыми он согласован, и принимает по ним решения о доработке проекта правового акта либо об отклонении замечания (предложения).

При наличии разногласий по проекту правового акта руководитель подразделения - ответственного исполнителя обеспечивает обсуждение их с руководителем подразделения, завизировавшим проект правового акта с замечаниями, с целью принятия взаимоприемлемого решения.

36. В случае несогласия с замечаниями и предложениями подразделением - ответственным исполнителем готовится таблица разногласий. При частичном учете замечаний и предложений проект правового акта дорабатывается, а в таблицу разногласий вносятся только те замечания и предложения, которые не нашли своего отражения в тексте доработанного проекта правового акта или были учтены не в полной мере.

37. В случае учета (частичного учета) поступивших замечаний и предложений доработанный проект правового акта подлежит повторному согласованию с высказавшим их должностным лицом. При этом готовится новый лист согласования с указанием только данного должностного лица.

38. Проект правового акта после согласования со всеми указанными в листе согласования должностными лицами, кроме должностного лица правового подразделения, представляется подразделением - ответственным исполнителем в правовое подразделение территориального органа МВД России на правовую экспертизу.

IV. Правовая экспертиза проектов правовых актов

39. Обязательной правовой экспертизе подлежат следующие разрабатываемые и поступающие проекты правовых актов и иных актов управления:

проекты приказов и распоряжений по основной деятельности <1>;

--------------------------------

<1> Перечень проектов приказов и распоряжений по основной деятельности, подлежащих правовой экспертизе, определяется правовым актом территориального органа МВД России с учетом организационно-штатного обеспечения соответствующего правового подразделения.

проекты межведомственных соглашений с органами государственной власти и организациями, заключаемых территориальным органом МВД России по вопросам организации совместной работы в рамках осуществления своей деятельности;

проекты правовых актов и иных актов управления, содержащих поручения о подготовке проектов правовых актов;

проекты приказов по личному составу <2>;

--------------------------------

<2> Перечень проектов приказов по личному составу, подлежащих правовой экспертизе, определяется правовым актом территориального органа МВД России с учетом организационно-штатного обеспечения соответствующего правового подразделения.

проекты правовых актов об утверждении (изменении) штатных расписаний территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций <3>;

--------------------------------

<3> Правовые акты, предусматривающие утверждение (внесение изменений) штатных расписаний территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций, подготавливаются в порядке, установленном Инструкцией по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 29 декабря 2012 г. N 1155.

проекты государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

проекты документации о закупке (за исключением описания объекта закупки);

проекты иных гражданско-правовых договоров <4>, образующихся в хозяйственной деятельности территориального органа МВД России, не связанной с закупками;

--------------------------------

<4> Далее - "договоры".

проекты дополнительных соглашений к государственным контрактам (договорам);

проекты актов о списании материальных средств;

проекты доверенностей, выдаваемых для представления интересов территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций.

40. Правовая экспертиза проектов правовых актов территориального органа МВД России осуществляется правовым подразделением территориального органа МВД России, а проектов правовых актов подчиненных органов и организаций - их правовыми подразделениями и оформляется заключением.

41. Проект правового акта представляется на правовую экспертизу должностными лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за подготовку проектов правовых актов в структурном подразделении территориального органа МВД России <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "непосредственный исполнитель".

42. Одновременно с проектом правового акта, завизированного в соответствии с требованиями, установленными Правилами, в правовое подразделение территориального органа МВД России либо правовое подразделение подчиненных органов и организаций представляется лист (листы) согласования, а также заключения, таблица разногласий (при наличии).

43. В случае подготовки проекта правового акта, регулирующего отдельные направления деятельности структурных подразделений территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций (их структурных подразделений) и рассчитанного на многократное применение, к проекту правового акта прилагаются документы, на основании которых осуществлена его разработка, и пояснительная записка.

44. При наличии в проекте правового акта предписаний, связанных с созданием новых или увеличением численности существующих подразделений, а также влекущих за собой дополнительное финансирование или материально-техническое обеспечение, подразделением - ответственным исполнителем представляется также финансово-экономическое обоснование проекта правового акта и другие необходимые расчеты и обоснования.

45. При подготовке проекта правового акта о внесении изменений в ранее изданный правовой акт к нему также прилагается рассмотренная руководителем (начальником) территориального органа МВД России либо его заместителем, ответственным за деятельность соответствующего подразделения, докладная записка, содержащая предложения о необходимости внесения соответствующих изменений.

46. Если представленный для правовой экспертизы проект правового акта не оформлен и (или) не согласован в установленном порядке, а также если к нему не приложены документы, предусмотренные пунктами 42 - 45 Правил, проект правового акта возвращается непосредственному исполнителю без рассмотрения с указанием причин, послуживших основанием для его возврата.

47. Срок проведения правовой экспертизы проекта правового акта не должен превышать семи рабочих дней со дня его поступления на правовую экспертизу со всеми прилагаемыми к нему документами и материалами, а срок проведения правовой экспертизы проекта правового акта, объявляющего решение коллегии территориального органа МВД России, - трех рабочих дней.

48. В случае проведения правовой экспертизы проекта правового акта, указанного в пункте 43 Правил, а также необходимости и (или) невозможности его рассмотрения в установленные сроки (в силу значительного объема проекта правового акта и прилагаемых к нему документов и материалов; большого массива либо отсутствия в территориальном органе МВД России, подчиненном органе и организации нормативных правовых актов, требующих дополнительного изучения; наличия в проекте правового акта положений и отдельных предписаний, требующих разъяснения со стороны компетентных должностных лиц или соответствующих специалистов) срок проведения правовой экспертизы может быть продлен письменным решением соответственно начальника правового подразделения территориального органа МВД России, но не более чем до пятнадцати рабочих дней, а проекта правового акта, объявляющего решение коллегии территориального органа МВД России, - по письменному решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России до семи рабочих дней.

49. При повторном поступлении на правовую экспертизу проекта правового акта, который в ходе доработки не претерпел существенных содержательных изменений, срок проведения повторной правовой экспертизы сокращается до пяти рабочих дней. Повторная правовая экспертиза проекта правового акта, имеющего существенные изменения по содержанию, проводится в сроки, установленные пунктом 47 Правил.

50. При возврате проекта правового акта без рассмотрения по основаниям, установленным пунктом 46 Правил, срок рассмотрения проекта правового акта, поступившего на правовую экспертизу после устранения недостатков, исчисляется вновь.

51. Рассмотрение проекта правового акта в рамках правовой экспертизы включает в себя:

определение полномочий соответствующих органов (организаций, должностных лиц) по изданию данного правового акта;

определение полноты согласования проекта правового акта;

установление правильности выбора вида правового акта;

определение соответствия проекта правового акта Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России, ранее изданным правовым актам территориального органа МВД России, а в подчиненных органах и организациях - также ранее изданным правовым актам органов и организаций;

анализ проекта правового акта с учетом Правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604; 2017, N 29, ст. 4374).

анализ проекта правового акта с учетом предложений по совершенствованию правовых актов, поступивших от структурных подразделений территориального органа МВД России, подчиненных органов и организаций;

проверку правильности оформления проекта правового акта, соблюдения установленных юридико-технических требований и правил;

подготовку заключения или визирование проекта правового акта соответствующими должностными лицами правового подразделения территориального органа МВД России, а также подготовку заключения по результатам антикоррупционной экспертизы.

При наличии технической возможности при проведении правовой экспертизы используются модули сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России <1>:

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 23 декабря 2016 г. N 888 "Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России".

"Правовая экспертиза" - для автоматизации процесса проведения экспертной оценки проектов правовых актов на соответствие установленным правовым нормам и правилам их подготовки;

"Антикоррупционная экспертиза" - для выявления в проектах правовых актов коррупциогенных факторов посредством использования специализированных наборов правил и формализованных критериев поиска.

52. В случае выявления несоответствия проекта правового акта Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России, правовым актам территориального органа МВД России, а в подчиненных органах и организациях - также правовым актам органов и организаций проект правового акта возвращается непосредственному исполнителю с заключением правовой экспертизы.

53. Результаты антикоррупционной экспертизы проекта правового акта оформляются отдельным заключением. В случае выявления коррупциогенных факторов в заключении излагаются предложения по их устранению, а проект правового акта возвращается непосредственному исполнителю для переработки.

54. Заключения по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проекта правового акта подписываются начальником правового подразделения территориального органа МВД России, а по его поручению - заместителем начальника правового подразделения территориального органа МВД России. В подчиненных органах и организациях заключения подписываются начальником правового подразделения, а при отсутствии такой должности - лицом, проводившим экспертизу.

55. Отдельные замечания и предложения (как правило, редакционного и юридико-технического характера) могут быть изложены непосредственно в тексте рассмотренного проекта правового акта. Доработка проекта правового акта по таким замечаниям и предложениям по согласованию с лицом, проводящим правовую экспертизу, может быть осуществлена непосредственным исполнителем в ходе правовой экспертизы.

56. При подготовке соответствующих замечаний и предложений листы согласования проекта правового акта возвращаются непосредственному исполнителю без отметки о согласовании проекта правового акта в правовом подразделении территориального органа МВД России (без визы). Передача проекта правового акта для доработки прекращает срок проведения правовой экспертизы проекта правового акта.

57. Если при доработке проекта правового акта в процессе его согласования в правовом подразделении территориального органа МВД России (органа, организации) подразделение - ответственный исполнитель не согласилось с высказанными замечаниями и предложениями и повторно представило проект правового акта с сохранением ранее существующей редакции содержащихся в проекте предписаний, то правовое подразделение территориального органа МВД России (органа, организации) готовит мотивированное заключение по существу спорных положений.

Данное заключение вместе с проектом правового акта и другими сопроводительными документами представляется начальником подразделения - ответственного исполнителя на доклад руководителю (начальнику) территориального органа МВД России (начальнику органа или организации) для решения об издании (подписании) проекта правового акта или дальнейшей его проработке.

58. После проведения правовой экспертизы проекта правового акта и учета всех замечаний и предложений, высказанных правовым подразделением территориального органа МВД России, на обороте каждого листа проекта правового акта ставится оттиск специального штампа "Правовая экспертиза" (как правило, в левом нижнем углу), а также подпись лица, проводившего правовую экспертизу, на оттиске штампа.

59. На листе согласования лицом, проводившим правовую экспертизу в правовом подразделении территориального органа МВД России, в зависимости от характера правового акта делается соответствующая отметка о необходимости представления электронного текста правового акта для включения его в базу данных автоматизированной информационно-поисковой системы "Правовые акты подразделения системы МВД России" <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "АИПС "ПА-Регион".

60. Сведения о проекте правового акта, прошедшего правовую экспертизу, заносятся лицом, осуществлявшим правовую экспертизу, в журнал учета правовой экспертизы проектов правовых актов, после чего проект правового акта передается на согласование (визирование) начальнику правового подразделения территориального органа МВД России или его заместителю в пределах их полномочий, предоставленных руководителем (начальником) территориального органа МВД России, а в подчиненных органах и организациях - на согласование начальнику правового подразделения (при наличии такой должности).

61. Завизированный начальником правового подразделения территориального органа МВД России либо его заместителем (начальником правового подразделения органа или организации) проект правового акта возвращается непосредственному исполнителю.

62. При направлении проекта правового акта территориального органа МВД России для рассмотрения и согласования в заинтересованные органы государственной власти и организации оттиск штампа "Правовая экспертиза" ставится на обороте каждого листа одного экземпляра проекта правового акта, который после подписания остается в подразделении делопроизводства и режима территориального органа МВД России.

63. Внесение изменений в текст проекта правового акта после визы правового подразделения территориального органа МВД России (правовых подразделений подчиненных органов и организаций) не допускается, за исключением случаев, когда они вносятся по указанию руководителя (начальника) территориального органа МВД России (начальника органа или организации). В указанном случае проект правового акта подлежит повторному визированию правовым подразделением территориального органа МВД России (правовыми подразделениями подчиненных органов и организаций).

V. Издание правовых актов

64. Представление проекта правового акта на подписание (утверждение, согласование) руководителю (начальнику) территориального органа МВД России осуществляется начальником подразделения - ответственного исполнителя через заместителей начальника территориального органа МВД России (подчиненных органов и организаций), ответственных за деятельность соответствующих структурных подразделений территориального органа МВД России (подчиненных органов и организаций), или через подразделение делопроизводства и режима территориального органа МВД России (подчиненных органов и организаций).

К проекту правового акта прилагаются лист (листы) согласования, таблица разногласий (при наличии), пояснительная записка, заключение правовой экспертизы, а также заключение антикоррупционной экспертизы в случае, если такая экспертиза проводилась, и иные необходимые документы.

65. После подписания (утверждения, согласования) правового акта руководителем (начальником) территориального органа МВД России (подчиненных органов и организаций) правовой акт на бумажном носителе с документами, указанными в абзаце втором пункта 64 Правил, поступает на регистрацию в подразделение делопроизводства и режима территориального органа МВД России (подчиненных органов и организации).

Подразделение делопроизводства и режима территориального органа МВД России (подчиненных органов и организаций) на основании разнарядки, подписанной начальником подразделения - ответственного исполнителя, организует размножение и рассылку правового акта.

66. Непосредственный исполнитель правового акта территориального органа МВД России, в листе согласования которого имеется отметка правового подразделения территориального органа МВД России о представлении электронной копии, обязан в течение трех рабочих дней направить ведомственной электронной почтой его электронную копию с указанием соответствующих реквизитов в правовое подразделение территориального органа МВД России. Файл должен быть в формате ".doc", содержать текст документа в виде текстовых символов и открываться в текстовом редакторе MS Word без искажений исходного форматирования документа.

67. Начальник подразделения - ответственного исполнителя несет ответственность за соответствие представляемой в правовое подразделение территориального органа МВД России электронной копии правового акта территориального органа МВД России подписанному (утвержденному, согласованному) и зарегистрированному правовому акту.

68. Подразделение делопроизводства и режима территориального органа МВД России направляет в правовое подразделение территориального органа МВД России копию правового акта территориального органа МВД России, имеющего в листе согласования отметку правового подразделения территориального органа МВД России о представлении электронной копии, на бумажном носителе в течение трех рабочих дней со дня его регистрации.

69. Правовой акт территориального органа МВД России, поступивший в правовое подразделение территориального органа МВД России, согласно пункту 66 Правил подлежит обязательному внесению в электронную базу данных АИПС "ПА-Регион".

VI. Особенности подготовки, согласования, правовой экспертизы и издания проектов правовых актов в форме электронных документов

70. Подготовка проектов правовых актов в форме электронных документов осуществляется посредством Сервиса электронного документооборота единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "СЭД".

В случае выхода из строя СЭД проекты правовых актов подлежат оформлению на бумажных носителях.

71. Подготовка проектов правовых актов в форме электронных документов осуществляется путем создания и направления по маршруту прохождения документа внутреннего правового акта подразделения.

72. Непосредственным исполнителем заполняются поля и маршрут прохождения документа, после чего добавляется электронный образ проекта правового акта, подготовленный в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20 июня 2012 г. N 615, и с учетом положений Правил подготовки нормативных правовых актов.

73. Проект правового акта территориального органа МВД России, созданный в электронной форме, после его подготовки подлежит обязательному согласованию в последовательности, указанной в пункте 23 Правил, и с учетом положений пункта 24 Правил.

74. Проект правового акта подчиненных органов и организаций, созданный в электронной форме, после его подготовки подлежит обязательному согласованию в последовательности, указанной в пункте 26 Правил, и с учетом положений пункта 24 Правил.

75. Порядок согласования проекта правового акта, созданного в электронной форме, определяется непосредственным исполнителем путем заполнения соответствующего маршрута прохождения документа, исходя из требований пунктов 73 и 74 Правил.

Последним в маршруте прохождения документа указывается руководитель (начальник) территориального органа МВД России (органа, организации), которому данный проект правового акта направляется на подписание.

76. Согласование проекта правового акта, созданного в форме электронного документа, осуществляется должностными лицами, указанными в маршруте прохождения документа.

77. В процессе согласования непосредственный исполнитель вправе с разрешения начальника подразделения - ответственного исполнителя учитывать поступающие предложения и устранять возникающие замечания путем изменения электронного документа в рабочем порядке.

78. Замечания и предложения по проекту правового акта, созданному в форме электронного документа, оформляются посредством внесения комментариев в СЭД при согласовании или отклонении данного проекта правового акта.

79. При проведении правовой экспертизы сотрудники правового подразделения территориального органа МВД России (подчиненных органов и организаций) могут по согласованию с подразделением - ответственным исполнителем вносить в рассматриваемый проект правового акта изменения редакционного и юридико-технического характера, не изменяющие концептуального содержания проекта правового акта.

80. По результатам правовой экспертизы принимается одно из следующих решений:

80.1. О возврате проекта правового акта в подразделение - ответственному исполнителю с указанием причин возврата. В этом случае проект правового акта отклоняется через СЭД с приложением мотивированного заключения.

80.2. О согласовании проекта правового акта. В этом случае проект правового акта согласовывается (визируется) через СЭД и автоматически направляется на подпись руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.

После согласования проекта правового акта начальником правового подразделения территориального органа МВД России либо его заместителем (начальником правового подразделения органа, организации), запрещается изменение электронного документа и маршрута его прохождения.

81. Проекты правовых актов, в отношении которых отсутствует информация о проведении их правовой экспертизы (согласовании) начальником правового подразделения территориального органа МВД России либо его заместителем (начальником правового подразделения органа, организации), подлежат отклонению, снятию с маршрута и возврату в подразделение - ответственному исполнителю через СЭД.

82. Правовые акты, созданные в форме электронных документов, подписываются (утверждаются) соответственно руководителем (начальником) территориального органа МВД России и начальниками подчиненных органов и организаций (лицами, исполняющими их обязанности) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

83. Подразделение делопроизводства и режима территориального органа МВД России (подчиненных органов и организаций) направляет адресатам через СЭД электронный образ подписанного (утвержденного) и зарегистрированного правового акта, созданного в форме электронного документа, согласно рассылке, оформленной в СЭД подразделением - ответственным исполнителем.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области