См. Документы Федерального агентства железнодорожного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 сентября 2003 г. N 67

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАЗРАБОТКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРОКОВ
ОБОРОТА ВАГОНОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ ПОГРУЗКИ
ГРУЗОВ В ВАГОНЫ И ВЫГРУЗКИ ГРУЗОВ ИЗ ВАГОНОВ

В соответствии со статьей 58 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Первый заместитель Министра
Б.Н.МОРОЗОВ

Утвержден
Приказом МПС России
от 29 сентября 2003 г. N 67

ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРОКОВ
ОБОРОТА ВАГОНОВ, А ТАКЖЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ
ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ В ВАГОНЫ И ВЫГРУЗКИ
ГРУЗОВ ИЗ ВАГОНОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее - Устав).

1.2. Технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов.

1.3. Технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов используются перевозчиком, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры), грузоотправителями, грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожного пути необщего пользования при:

разработке технологического процесса работы железнодорожной станции;

разработке единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания;

определении перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования.

1.4. Технологические сроки оборота вагонов рассчитываются и устанавливаются перевозчиком по согласованию с владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей, грузополучателей своим локомотивом.

1.5. Для железнодорожных путей необщего пользования, имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов, технологический срок оборота вагонов рассчитывается и устанавливается в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания.

1.6. Технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в соответствии с методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (далее - методика), утверждаемой в установленном порядке.

Если на местах общего и необщего пользования при погрузке и выгрузке силами и средствами грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования применяются погрузочно-разгрузочные механизмы, устройства и сооружения или механизированным способом производится погрузка и выгрузка грузов, технологические нормы на которые не приведены в приложении N 1 к методике, технологические нормы на погрузку и выгрузку разрабатываются перевозчиком по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования расчетным способом в соответствии с методикой.

II. Порядок разработки и определения технологических
сроков оборота вагонов

2.1. При расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами:

маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно;

маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии);

маневровая работа по расстановке вагонов по местам погрузки, выгрузки и их уборке после выполнения грузовых операций;

выполнение грузовых операций;

маневровая работа по перестановке вагонов в процессе выполнения сдвоенных операций;

маневровая работа по формированию групп вагонов (если это требуется по технологии);

приемо-сдаточные операции;

прочие операции (взвешивание, ожидание подачи и уборки на места погрузки, выгрузки, межоперационные простои).

Расчетное время на выполнение маневровых операций на железнодорожном пути необщего пользования определяется суммированием времени движения, необходимого на выполнение полурейсов (полурейсом считаются перемещения по станционным путям вагонов с локомотивом или одного локомотива без перемены направления движения), времени, затрачиваемого на подготовительные и заключительные операции, и указывается в таблице N 1.

Таблица N 1

Продолжительность маневровых операций

┌───┬────────────┬─────────┬────────┬───────┬──────────┬─────────┐
│ N │  Операция  │Полурейс │Длина   │ Число │Продолжит.│Примеча- │
│п/п│            ├───┬─────┤полурей-│вагонов│выполнения│ние      │
│   │            │На-│Окон-│са, м   │       │операции, │         │
│   │            │ча-│чание│        │       │   мин.   │         │
│   │            │ло │     │        │       │          │         │
├───┼────────────┼───┼─────┼────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│ 1 │Подача      │   │     │        │       │          │         │
│   │вагонов   на│   │     │        │       │          │         │
│   │места       │   │     │        │       │          │         │
│   │погрузки,   │   │     │        │       │          │         │
│   │выгрузки    │   │     │        │       │          │         │
├───┼────────────┼───┼─────┼────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│ 2 │    ...     │   │     │        │       │          │         │
└───┴────────────┴───┴─────┴────────┴───────┴──────────┴─────────┘
    Продолжительность каждого полурейса (Т  ):
                                          пр

                         T   = a + b m ,                     (2.1)
                          пр          c

    где   а -  время  полурейса,   затрачиваемое  на  передвижение
локомотива без вагонов, мин.;
    b - дополнительное время на каждый вагон из группы,  связанное
с изменением ее длины, массы, мин.;
    m  - число вагонов в группе.
     с

Время на подготовительные и заключительные операции, связанные с подачей и уборкой вагонов, устанавливается в соответствии с нормами на подготовительно-заключительные технологические операции, приведенными в приложении N 1 к настоящему Порядку.

2.2. Затраты времени на выполнение маневровой работы по расформированию групп вагонов на вытяжных путях зависят от способа производства маневров (рейсами осаживания или толчками) и уклона пути следования отцепов по вытяжному пути и стрелочной зоне.

К вытяжному пути относится станционный путь, являющийся продолжением группы сортировочных, погрузочно-выгрузочных или иных путей и предназначенный для выполнения маневровой работы.

Осаживанием вагонов считается соединение на железнодорожных путях отцепов (вагон или группа сцепленных между собой вагонов одного назначения, отделяемая от подвижного состава в процессе его расформирования), не подошедших вплотную один к другому и не сцепившихся после роспуска их с сортировочной горки.

    Технологическое  время  на  выполнение  маневровой  работы  по
расформированию  групп вагонов с вытяжных путей (Т  ) определяется
                                                  рф
по формуле:

                       Т   = A g  + Б n ,                    (2.2)
                        рф      o      c

    где  А,  Б  - нормативные  коэффициенты,  учитывающие  затраты
времени на заезд локомотива к группе вагонов,  перемещение вагонов
на вытяжной путь, осаживание (или толчки) для сортировки вагонов и
оттягивание вагонов после ряда толчков. Значения коэффициентов А и
Б приведены в таблице N 2;
    g  - среднее  количество  отцепов  в расформировываемой группе
     о
вагонов;
    n  - среднее количество вагонов в группе.
     с

Таблица N 2

Значение коэффициентов А и Б при определении затрат
времени по расформированию групп вагонов на вытяжных
путях (мин.)

┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│Приведенный уклон пути следования│Способ расформирования вагонов│
│отцепов по вытяжному пути и 100 м├────────────────┬─────────────┤
│    стрелочной зоны, промилле    │    рейсами     │  толчками   │
│                                 │   осаживания   │             │
│                                 ├───────┬────────┼──────┬──────┤
│                                 │   А   │    Б   │   А  │   Б  │
├─────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┤
│Менее 1,5                        │  0,81 │  0,40  │ 0,73 │ 0,34 │
│1,5 - 4,0                        │   -   │    -   │ 0,41 │ 0,32 │
│Более 4,0                        │   -   │    -   │ 0,34 │ 0,30 │
└─────────────────────────────────┴───────┴────────┴──────┴──────┘

    При  сортировке  вагонов  серийными  толчками  к  величине Т
                                                                рф
прибавляется время на осаживание вагонов:

                         Т   = 0,06 n .                      (2.3)
                          ос         c

Общие затраты времени на выполнение маневровой работы по расформированию групп вагонов на железнодорожном пути необщего пользования не должны превышать 30 минут.

    2.3.  Затраты  времени  на  выполнение  маневровой  работы  по
формированию   групп  вагонов  на  железнодорожном  пути  необщего
пользования  (Т )  сводятся  к устранению  разницы по высоте между
               ф
продольными  осями  автосцепок  более  100 мм,  постановке вагонов
прикрытия и определяются по формуле:

                          Т  = В + Е n ,                     (2.4)
                           ф          ф

    где В,  Е - нормативные коэффициенты, значения которых зависят
от  количества  операций  р   (среднего  числа  расцепок  вагонов,
                           о
подлежащих  формированию,  в  местах  несовпадения продольных осей
автосцепки  и  постановки  вагонов   прикрытия).   Значения   этих
коэффициентов приведены в таблице N 3.

Таблица N 3

Значения нормативных коэффициентов для определения
технологического времени на формирование
групп вагонов, мин.

┌────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┐
│         р          │          В          │           Е         │
│          о         │                     │                     │
├────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤
│        0           │          -          │           -         │
│        0,05        │         0,16        │          0,03       │
│        0,10        │         0,32        │          0,03       │
│        0,15        │         0,48        │          0,03       │
│        0,20        │         0,64        │          0,04       │
│        0,25        │         0,80        │          0,05       │
│        0,30        │         0,96        │          0,06       │
│        0,35        │         1,12        │          0,07       │
│        0,40        │         1,28        │          0,08       │
│        0,45        │         1,44        │          0,09       │
│        0,50        │         1,60        │          0,10       │
│        0,55        │         1,76        │          0,11       │
│        0,60        │         1,92        │          0,12       │
│        0,65        │         2,08        │          0,13       │
│        0,70        │         2,24        │          0,14       │
│        0,75        │         2,40        │          0,15       │
│        0,80        │         2,56        │          0,16       │
│        0,85        │         2,72        │          0,17       │
│        0,90        │         2,88        │          0,18       │
│        0,95        │         3,04        │          0,19       │
│        1,00        │         3,20        │          0,20       │
└────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘

Общие затраты времени на выполнение маневровой работы по формированию групп вагонов на железнодорожном пути необщего пользования не должны превышать 30 минут.

2.4. Для определения вместимости мест погрузки и выгрузки составляют ведомости, которые заполняются на основании актов обследования железнодорожного пути необщего пользования. Образец ведомости мест погрузки-выгрузки представлен в таблице N 4.

Таблица N 4

Ведомость мест погрузки-выгрузки

┌──────┬──────┬──────┬─────┬────────┬───────┬───────┬─────┬──────┐
│Номер │Размер│Размер│Род  │Наиме-  │Техни- │Техно- │Осно-│Суточ-│
│или   │одно- │одно- │груза│нование │ческая │логи-  │вание│ная   │
│наиме-│вре-  │вре-  │или  │механиз-│произ- │ческое │пре- │макси-│
│нова- │менной│менной│гру- │ма, экс-│води-  │время  │дос- │мальн.│
│ние   │подачи│пог-  │зовая│плуати- │тель-  │на пог-│тав- │пере- │
│места │к мес-│рузки │опе- │руемого │ность  │рузку  │ления│раба- │
│пог-  │ту    │(выг- │рация│на пог- │меха-  │(выг-  │тех- │тываю-│
│рузки │пог-  │рузки)│     │рузке   │низма  │рузку) │ноло-│щая   │
│(выг- │рузки │      │     │(выгруз-│(рас-  │одного │ги-  │спосо-│
│рузки)│(выг- │      │     │ке)     │четная,│вагона,│чес- │бность│
│      │рузки)│      │     │        │пас-   │ч      │кого │места │
│      │      │      │     │        │порт-  │       │вре- │пог-  │
│      │      │      │     │        │ная)   │       │мени │рузки │
│      │      │      │     │        │       │       │     │(выг- │
│      │      │      │     │        │       │       │     │рузки)│
├──────┼──────┼──────┼─────┼────────┼───────┼───────┼─────┼──────┤
│   1  │   2  │   3  │  4  │    5   │   6   │   7   │  8  │   9  │
├──────┼──────┼──────┼─────┼────────┼───────┼───────┼─────┼──────┤
│      │      │      │     │        │       │       │     │      │
└──────┴──────┴──────┴─────┴────────┴───────┴───────┴─────┴──────┘

Примечание. Суточная максимальная перерабатывающая способность места погрузки, выгрузки определяется исходя из количества и перерабатывающей способности погрузочно-разгрузочных механизмов и времени вынужденного простоя механизмов, связанного с подачей и уборкой вагонов.

2.5. Для расчета технологического времени, необходимого на взвешивание вагонов и дозировку грузов, определяется порядок выполнения этих операций.

Операции по взвешиванию вагонов и дозировке грузов, как правило, осуществляются параллельно с погрузкой грузов.

Технологическое время на взвешивание и дозировку грузов на дозировочно-весовых пунктах (площадках) на один вагон определяется по таблице N 5.

Таблица N 5

Технологическое время на взвешивание и дозировку
грузов на один вагон, мин.

┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│Маневровые устройства на весовом пути│ Число вагонов в подаче   │
│                                     ├────────────┬─────────────┤
│                                     │   до 24    │   более 24  │
├─────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│Локомотив                            │    2,8     │     2,5     │
│                                     │            │             │
│Маневровая лебедка                   │    3,0     │     2,9     │
└─────────────────────────────────────┴────────────┴─────────────┘

Примечание. В технологическое время включено время на надвиг вагонов на платформу весов и уборку на путь накопления.

Если взвешивание вагонов осуществляется без дозировки груза, время на взвешивание устанавливается из расчета:

1,5 минуты на один вагон при взвешивании с остановкой без расцепки вагонов;

3 минуты на один вагон при взвешивании с расцепкой вагонов.

2.6. Время на приемо-сдаточные операции определяется в зависимости от числа вагонов из расчета 1 минута на вагон.

2.7. Для расчета технологического срока оборота вагонов составляется суточный план-график работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования (графический способ определения технологического срока оборота вагонов).

Исходными данными для составления суточного плана-графика являются:

фактический грузооборот на железнодорожном пути необщего пользования за предыдущий год с разбивкой по родам груза и типу подвижного состава с учетом коэффициента неравномерности 1,1 - 1,5;

схема железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания;

технологическое время на выполнение маневровых, грузовых и коммерческих операций;

данные из соответствующего акта о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, утвержденного в установленном порядке;

акт обследования железнодорожного пути необщего пользования.

2.8. Суточный план-график является документом, завершающим расчет технологического срока оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования с разбивкой его по элементам.

2.9. На основании суточного плана-графика на железнодорожном пути необщего пользования могут устанавливаться следующие технологические сроки оборота вагонов:

для вагонов с одной грузовой операцией;

для вагонов с двумя операциями;

на летний период и зимний период.

Вместо раздельных технологических сроков оборота вагонов может быть установлен один общий технологический срок оборота для всех вагонов независимо от операций, выполняемых с ними.

2.10. Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования может быть определен аналитическим способом. Для его расчета необходимо иметь следующие данные:

размеры погрузки и выгрузки грузов на каждом месте погрузки, выгрузки, в вагонах, в том числе по роду подвижного состава;

грузооборот, в том числе количество вагонов с одной и двумя операциями;

время, затрачиваемое на выполнение приемо-сдаточных операций;

время, затрачиваемое на перемещение группы вагонов со станции примыкания на железнодорожный путь необщего пользования и обратно;

время, затрачиваемое на расформирование прибывающих и формирование отправляемых с железнодорожного пути необщего пользования групп вагонов;

время на подачу и расстановку вагонов по местам погрузки, выгрузки и уборку после выполнения грузовых операций;

технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов на местах погрузки, выгрузки;

затраты времени, связанные с ожиданием подачи и уборки вагонов, освобождением мест погрузки, выгрузки.

2.11. Время на перестановку вагонов с мест выгрузки на места погрузки (при сдвоенных операциях) определяется по таблице N 6.

Таблица N 6

Время на перестановку вагонов с мест выгрузки на места
погрузки (при сдвоенных операциях)

┌─────────────────┬─────┬───────────────┬───────────────┬────────┐
│ Место погрузки, │Число│Время на пере- │Время по подго-│Среднее │
│    выгрузки     │пере-│становку ваго- │товку вагонов  │время на│
│                 │став-│нов            │               │вагон, ч│
├────────┬────────┤ляе- ├───────┬───────┼───────┬───────┤        │
│Выгрузка│Погрузка│мых  │на один│вагоно-│на один│вагоно-│        │
│(уборка)│(подача)│ваго-│ вагон,│часы   │ вагон,│часы   │        │
│        │        │нов  │   ч   │       │   ч   │       │        │
├────────┼────────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│   А    │   Ж    │     │       │       │       │       │        │
├────────┼────────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│   Б    │   В    │     │       │       │       │       │        │
├────────┼────────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│   Г    │   В    │     │       │       │       │       │        │
├────────┼────────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│  ...   │  ...   │     │       │       │       │       │        │
├────────┴────────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│     И того      │     │       │       │       │       │        │
└─────────────────┴─────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┘

В случае выполнения сдвоенных операций, при распределении по местам погрузки вагонов, выгруженных на железнодорожном пути необщего пользования, целесообразно учитывать, что погрузка на местах погрузки или выгрузки обеспечивается прежде всего за счет выгруженных на них вагонов.

Среднее время нахождения вагонов под сдвоенной операцией определяется делением общего количества вагоно-часов, связанных с перестановкой, на число переставляемых вагонов.

2.12. Среднее технологическое время, затрачиваемое на выгрузку и погрузку вагонов, определяется по таблице N 7.

Среднее технологическое время на выгрузку и погрузку в целом по железнодорожному пути необщего пользования определяется делением соответственно вагоно-часов на число вагонов, задействованных в грузовой операции.

Таблица N 7

Расчет среднего технологического времени на выгрузку
и погрузку вагонов

┌────────┬────────────────────────────┬─────┬────────────────────────────┐
│ Место  │          Выгрузка          │Место│          Погрузка          │
│выгрузки│                            │пог- │                            │
│        │                            │рузки│                            │
├────────┼────────┬─────┬─────┬───────┼─────┼────────┬─────┬─────┬───────┤
│        │ Число  │Число│Время│Вагоно-│     │ Число  │Число│Время│Вагоно-│
│        │вагонов │подач│на   │часы   │     │вагонов │подач│на   │часы   │
│        ├────┬───┤  в  │одну │       │     ├────┬───┤  в  │одну │       │
│        │в   │в  │сутки│пода-│       │     │в   │в  │сутки│пода-│       │
│        │сут-│од-│     │чу, ч│       │     │сут-│од-│     │чу, ч│       │
│        │ки  │ной│     │     │       │     │ки  │ной│     │     │       │
│        │    │по-│     │     │       │     │    │по-│     │     │       │
│        │    │да-│     │     │       │     │    │да-│     │     │       │
│        │    │че │     │     │       │     │    │че │     │     │       │
├────────┼────┼───┼─────┼─────┼───────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼───────┤
│    А   │    │   │     │     │       │  А  │    │   │     │     │       │
├────────┼────┼───┼─────┼─────┼───────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼───────┤
│    Б   │    │   │     │     │       │  Б  │    │   │     │     │       │
├────────┼────┼───┼─────┼─────┼───────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼───────┤
│   ...  │    │   │     │     │       │ ... │    │   │     │     │       │
├────────┼────┼───┼─────┼─────┼───────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼───────┤
│ Итого  │    │   │     │     │       │Итого│    │   │     │     │       │
└────────┴────┴───┴─────┴─────┴───────┴─────┴────┴───┴─────┴─────┴───────┘
    2.13. Технологический    срок    оборота   вагонов   (Т  )  на
                                                           об
железнодорожном   пути   необщего   пользования   определяется  на
основании  данных  таблицы  N 8 (таблицы составляются отдельно для
вагонов с одной грузовой операцией, двумя грузовыми операциями) по
формуле:

                          SUM N t  + SUM N t
                               1 1        2 2
                    Т   = -------------------,               (2.5)
                     об         N  + N
                                 1    2

    где N ,  N   -  число вагонов соответственно с одной,  с двумя
         1    2
грузовыми операциями;
    t , t  -  время  нахождения  вагонов соответственно под одной,
     1   2
двумя грузовыми операциями.

Таблица N 8

┌─────────────────────────┬────────────┬──────────┬──────────────┐
│        Операция         │Число ва-   │ Время на │ Вагоно-часы  │
│                         │гонов, уча- │один вагон│     (Nt)     │
│                         │ствующих в  │  (t), ч  │              │
│                         │операции (N)│          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Подача вагонов на желез- │            │          │              │
│нодорожный путь необщего │            │          │              │
│пользования              │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Расформирование          │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Подача вагонов под грузо-│            │          │              │
│вые операции             │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Выгрузка                 │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Перестановка вагонов     │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Погрузка                 │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Уборка                   │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Прочие операции (ожидание│            │          │              │
│подачи и уборки, взвеши- │            │          │              │
│вание, межоперационные   │            │          │              │
│простои)                 │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Формирование             │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Возврат вагонов на стан- │            │          │              │
│цию примыкания           │            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Приемо-сдаточные операции│            │          │              │
├─────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────────┤
│Всего                    │            │          │              │
└─────────────────────────┴────────────┴──────────┴──────────────┘

2.14. С помощью суточного плана-графика работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, а также аналитического способа определения технологического срока оборота вагонов определяется время на обработку одного вагона.

2.15. Для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, имеющих устройства для восстановления сыпучести смерзающихся грузов, при прибытии таких грузов предоставляется дополнительное время на подачу, уборку вагонов к устройствам по разогреву и рыхлению грузов и время на восстановление их сыпучести. При этом технологический срок оборота вагонов на зимний период может быть увеличен с соответствующим его сокращением на летний период по формулам:

                            N          x t
                             оп.восст.    оп.восст.
             t     = Т    + -----------------------,         (2.6)
              зим.    об.         N     x П
                                   общ.    зим.

                            N          x t
                             оп.восст.    оп.восст.
             t     = Т    - -----------------------,         (2.7)
              лет.    об.         N     x П
                                   общ.    лет.

    где t    ,  t     -   соответственно   технологические   сроки
         зим.    лет.
оборота вагонов на зимний и летний периоды;
    П    , П     - соответственно число дней в году,  приходящееся
     зим.   лет.
на зимний и летний периоды;
    N          x t           -   вагоно-часы,    затраченные    на
     оп.восст.    оп.восст.
операции по восстановлению сыпучести;
    N           - число вагонов за весь зимний период,   прошедших
     оп.восст.
операции по восстановлению сыпучести;
    t           - средневзвешенное время,  приходящееся   на  один
     оп.восст.
вагон, затраченное на восстановление сыпучести груза;

                      N          = N     x П    ,
                       оп.восст.    сут.    зим.

                              восст.              восст.
                t          = t       + t       + t      ,
                 оп.восст.    под.      восст.    уб.

         восст.   восст.
    где t      , t       - время на  подачу  и  уборку  вагонов  к
         под.     уб.
размораживающим устройствам;
    t       - время, затраченное на восстановление сыпучести;
     восст.
    t       <= t    , где t     - время на выгрузку вручную.
     восст.     руч.       руч.

III. Определение технологического времени,
связанного с подачей вагонов к местам погрузки,
выгрузки грузов и уборкой вагонов
с этих мест

3.1. Технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, предусмотренное статьей 62 Устава, состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей, при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки таких грузоотправителей, грузополучателей и уборки вагонов с этих мест.

3.2. Указанное технологическое время определяется с учетом времени, затрачиваемого на выполнение подготовительных и заключительных операций, и включает в себя следующие элементы:

время движения вагонов, необходимое на выполнение маневровых полурейсов от железнодорожных выставочных путей до железнодорожных путей, на которых производится расформирование и подгруппировка вагонов по грузоотправителям, грузополучателям, и далее до мест погрузки, выгрузки и обратно;

подготовительные и заключительные операции:

получение распоряжения на маневровую работу или доклад о его выполнении;

перевод стрелок;

проход расстояния вдоль подвижного состава для осмотра вагонов по проверке отсутствия препятствий к их передвижению;

укладка тормозных башмаков для закрепления вагонов или снятие его;

прицепка группы вагонов к маневровому составу или локомотиву;

отцепка группы вагонов от маневрового состава или локомотива;

включение и опробование автотормозов в зависимости от количества вагонов в маневровом составе.

Продолжительность каждого полурейса определяется по формуле 2.1.

Время на подготовительные и заключительные операции, связанные с подачей и уборкой вагонов, устанавливается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.

3.3. Время, затрачиваемое на применение профилактических мер против смерзаемости грузов, восстановление сыпучести грузов, взвешивание, подачу и уборку вагонов для выполнения указанных операций, ожидание подачи и уборки вагонов по причине занятости локомотива владельца железнодорожного пути необщего пользования или мест погрузки, выгрузки, накопление вагонов, межоперационные простои в технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, не включается.

3.4. При наличии на железнодорожном пути необщего пользования нескольких грузоотправителей, грузополучателей, при согласии сторон по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договору на подачу и уборку вагонов может рассчитываться и устанавливаться отдельное технологическое время для каждого грузоотправителя, грузополучателя.

IV. Порядок разработки и определения
технологических норм погрузки грузов в вагоны
и выгрузки грузов из вагонов

4.1. В технологических нормах на погрузку и выгрузку в местах общего и необщего пользования определяется время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов механизированным или немеханизированным способами с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции.

4.2. При погрузке и выгрузке грузов механизированным способом технологические нормы определяются расчетным путем с учетом применяемых средств механизации, устройств и сооружений, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, а также затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции и их максимального совмещения.

При погрузке и выгрузке грузов немеханизированным способом технологические нормы определяются с учетом единых норм выработки и времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций.

4.3. При перевозках грузов в восьмиосных вагонах технологические нормы увеличиваются в два раза по сравнению с технологическими нормами, установленными для четырехосных вагонов.

4.4. При перевозке негабаритных грузов и грузов, перевозимых на транспортерах и специально оборудованных платформах, технологические нормы на погрузку и выгрузку этих грузов определяются исходя из местных условий работы железнодорожных станций и грузоотправителей, грузополучателей указанных грузов, владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования.

4.5. В расчетную технологическую норму на погрузку и выгрузку включаются затраты времени на:

    подготовительные операции t      -  снятие   пломб,  закруток,
                               подг.
открывание дверей,  люков,  установка  или  снятие  заграждений  в
дверном проеме, установка стоек, лотков, мостиков, отбор пробы;
    заключительные операции t      -  закрывание   дверей  вагона,
                             закл.
постановка закруток и пломб,  увязка груза,  очистка вагонов после
выгрузки, закрывание люков, разравнивание погруженного груза;
    собственно погрузку груза в вагон или выгрузку груза из вагона
посредством механизма t     , включая   необходимые   передвижения
                       груз.
вагона или механизма.

При погрузке или разгрузке группы вагонов подготовительные операции со всеми вагонами, кроме первого, и заключительные операции со всеми вагонами, кроме последнего, должны совмещаться по времени с другими операциями погрузки-выгрузки и, следовательно, не должны учитываться при расчете общих затрат времени на погрузку-выгрузку.

Технологическая норма на погрузку и выгрузку (Т) определяется по формуле:

                                  n
                     Т = t     + --- t      + t      ,       (4.1)
                          под.    m    груз.    закл.

    где m   -  число  одновременно  погружаемых  или  разгружаемых
вагонов при использовании нескольких механизмов.
    Затраты времени  на  выполнение  операций  собственно погрузки
груза в вагон или выгрузки груза из вагона t      определяются  по
                                            груз.
формуле:

                                  q  60
                                   в
                         t      = ----- + t     ,            (4.2)
                          груз.     П       всп.

    где q  - средняя масса груза в вагоне, т;
         в
    П -   производительность   погрузочно-разгрузочного  механизма
(т/ч);
    t     - затраты времени на вспомогательные операции в процессе
     всп.
погрузки, выгрузки, не входящие в рабочий цикл (перемещения вагона
или механизма,  не  входящие  в рабочий цикл,  перерывы в процессе
погрузки, выгрузки для наложения промежуточной увязки длинномерных
грузов и т.п.), мин.

Затраты времени на отдельные вспомогательные, подготовительные и заключительные операции, такие, как застропка и отстропка грузов, открывание и закрывание дверей вагонов, установка и снятие стоек и т.п., выполняемые вручную, устанавливаются хронометражем.

Производительность механизма устанавливается расчетным путем как количество груза, которое может быть переработано за 1 час непрерывной работы.

Погрузочно-разгрузочные машины и установки делятся на машины и установки прерывного действия, перегружающие грузы через определенный интервал времени отдельными порциями, и непрерывного действия, перегружающие грузы непрерывным потоком.

Для машин и установок прерывного действия (кранов, автопогрузчиков, экскаваторов, вагоноопрокидывателей) производительность (П) определяется по формуле:

                                q  3600
                                 ц
                            П = -------,                     (4.3)
                                  t
                                   ц

    где q  - средняя масса груза, погружаемого за один цикл, т;
         ц
    t  - продолжительность одного цикла работы, с.
     ц

Для машин и установок непрерывного действия (самоходных разгрузчиков непрерывного действия, элеваторов, конвейеров разных типов) производительность (П) определяется по формулам:

при переработке грузов, перевозимых насыпью:

                      П = 3600 гамма F v,                    (4.4)

где гамма - плотность груза, т/м3;

F - средняя площадь поперечного сечения непрерывного потока груза, м2;

v - средняя скорость потока груза, м/с;

при переработке штучных грузов:

                                  q
                         П = 3,6 --- x V,                    (4.5)
                                  a

где q - средняя масса груза - 1 шт., кг;

а - среднее расстояние между перемещаемыми штуками груза, м;

V - скорость движения несущего органа машины, м/с.

    Продолжительность рабочего   цикла    машины    периодического
действия  t  в формуле 4.3 определяется отрезком времени от одного
           ц
захвата   груза   (контейнера)    до    следующего    захвата    и
устанавливается  расчетным  путем  на основании данных технической
характеристики   машины:   грузоподъемности,   скорости   движения
исполнительных  составляющих механизма,  скорости передвижения для
самоходных машин и других данных.  В расчетах  должна  учитываться
возможность совмещения рабочих движений машины во времени.

Скорость потока груза при расчетах производительности машин непрерывного действия принимается равной скорости движения несущих груз рабочих элементов. Средняя масса единиц штучного груза или средняя площадь поперечного сечения потока сыпучих грузов в формулах (4.4) и (4.5) определяется замерами.

4.5. В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного времени на разогрев и слив таких грузов, приведенных в методике.

4.6. Необходимость увеличения технологических норм на слив вязких и застывающих грузов определяется перевозчиком совместно с грузополучателем в каждом отдельном случае на основе представляемых грузополучателем данных о физико-химических свойствах грузов, времени нахождения их в пути следования, температурных условий, применяемых способах слива и производительности технологического оборудования.

4.7. Список вязких и застывающих грузов, для которых предусматривается дополнительное время на разогрев и слив из цистерн, приведен в приложении N 2 (не приводится) к настоящему Порядку.

Список вязких и застывающих грузов по предложениям владельцев или пользователей железнодорожного пути необщего пользования может дополняться МПС России на основании представленных ими характеристик о вязкости и температуре застывания данного груза.

Приложение N 1
к Порядку разработки
и определения технологических
сроков оборота вагонов,
а также технологических
норм погрузки грузов в вагоны
и выгрузки грузов из вагонов

НОРМЫ
НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

┌───┬───────────────────────────────────┬─────────┬──────────────┐
│ N │              Операции             │ Единица │Норма времени,│
│п/п│                                   │измерения│     мин.     │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│ 1 │Получение распоряжения на маневро- │         │              │
│   │вую работу                         │операция │     0,37     │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│ 2 │Перевод стрелки, обслуживаемой     │         │              │
│   │стрелочником:                      │         │              │
│   │с открытием или закрытием стрелоч- │         │              │
│   │ного замка любой системы           │операция │     0,25     │
│   │с закреплением стрелочного остряка │         │              │
│   │закладкой                          │операция │     0,18     │
│   │без закрепления стрелочного остряка│операция │     0,05     │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│ 3 │Перевод стрелки, не обслуживаемой  │         │              │
│   │стрелочником                       │операция │     1        │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│ 4 │Укладка тормозного башмака с нака- │         │              │
│   │том                                │операция │     0,29     │
│   │Изъятие тормозного башмака с осажи-│         │              │
│   │ванием                             │операция │     0,41     │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│ 5 │Прицепка локомотива к группе ваго- │         │              │
│   │нов                                │ группа  │     1,1      │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│ 6 │Отцепка группы вагонов от маневро- │         │              │
│   │вого состава или локомотива:       │         │              │
│   │отцепка без точной установки       │ группа  │     0,6      │
│   │точная установка и отцепка         │ группа  │     1,4      │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│ 7 │Зарядка воздушной магистрали и оп- │         │              │
│   │робование автотормозов n вагонов в │         │              │
│   │маневровом составе                 │ вагон   │  3 + 0,14n   │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│ 8 │Проход расстояния                  │ 100 м   │     1        │
└───┴───────────────────────────────────┴─────────┴──────────────┘