См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 28 марта 2025 г. N 258

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

В соответствии с абзацем двадцатым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, приказываю:

1. Утвердить Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу приказы МЧС России согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Министр
А.В.КУРЕНКОВ

Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 28 марта 2025 г. N 258

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

I. Общие положения

1. Территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации (далее - территориальный орган МЧС России) <1> входит в систему МЧС России, является органом, осуществляющим управление гражданской обороной <2>, постоянно действующим органом управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне <3>, и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр).

--------------------------------

<1> Абзац третий пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

<2> Подпункт 2 статьи 12 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ).

<3> Абзац четвертый пункта 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение об РСЧС).

2. Полное наименование территориального органа МЧС России: "Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации".

Сокращенное наименование территориального органа МЧС России: "Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации".

3. Координацию деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (далее - Главное управление МЧС России) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенного в пределах федерального округа, в рамках функций, установленных настоящим Положением, осуществляет Главное управление МЧС России, дислоцированное в субъекте Российской Федерации, в котором расположен центр соответствующего федерального округа (далее - Главное управление МЧС России, осуществляющее координацию деятельности), являющееся постоянно действующим органом управления РСЧС на региональном и межрегиональном уровнях <4>.

--------------------------------

<4> Абзац третий пункта 10 Положения об РСЧС.

4. В своей деятельности Главное управление МЧС России руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.

5. Главное управление МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, печати, штампы и бланки, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. За Главным управлением МЧС России закрепляется имущество на праве оперативного управления. Главному управлению МЧС России могут предоставляться земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование <5>.

--------------------------------

<5> Статья 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

6. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Главного управления МЧС России осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Главное управление МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, добровольческими (волонтерскими) организациями, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и организациями.

8. Деятельность Главного управления МЧС России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

II. Функции Главного управления МЧС России

9. В рамках осуществления МЧС России управления, координации, контроля и реагирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на Главное управление МЧС России возлагаются следующие функции:

1) в области гражданской обороны, определенные пунктом 10 настоящего Положения;

2) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определенные пунктом 11 настоящего Положения;

3) в области обеспечения пожарной безопасности, определенные пунктом 12 настоящего Положения;

4) в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, определенные пунктом 13 настоящего Положения;

5) иные функции, относящиеся к сфере деятельности Главного управления МЧС России, определенные пунктом 14 настоящего Положения.

10. Функциями Главного управления МЧС России в области гражданской обороны являются:

1) разработка и направление в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложений по реализации государственной политики в области гражданской обороны, а также по разработке нормативных правовых актов и правовых актов субъекта Российской Федерации;

2) разработка и реализация плана приведения в готовность гражданской обороны и плана гражданской обороны Главного управления МЧС России;

3) осуществление управления гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации <6>;

--------------------------------

<6> Подпункт 2 статьи 12 Федерального закона N 28-ФЗ.

4) осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны <7>;

--------------------------------

<7> Пункт 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1007.

5) осуществление государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны <8>;

--------------------------------

<8> Пункт 4 Правил государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2022 г. N 1052.

6) осуществление методического руководства за организацией подготовки должностных лиц органов местного самоуправления и организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, в области гражданской обороны <9>;

--------------------------------

<9> Подпункты "а" и "б" пункта 3, абзацы третий и четвертый подпункта "д" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 (далее - Положение N 841). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.

7) осуществление координации деятельности органов управления гражданской обороной по выполнению мероприятий, направленных на создание, реконструкцию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения <10>;

--------------------------------

<10> Статья 4.1 Федерального закона N 28-ФЗ, абзац девятый подпункта 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (далее - Положение об МЧС России).

8) осуществление проверки и согласования плана мероприятий, технического задания и проектно-технической документации на создание или реконструкцию региональной и муниципальной системы оповещения населения <11>;

--------------------------------

<11> Пункты 7 и 9 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 (далее - Правила N 769). В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.

9) осуществление организационно-методического руководства за накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории субъекта Российской Федерации <12>;

--------------------------------

<12> Подпункт "а" пункта 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379.

10) осуществление по согласованию с исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления проверок готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны <13>;

--------------------------------

<13> Подпункт 5 пункта 9 Положения об МЧС России.

11) осуществление координации и методического обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъекта Российской Федерации, в том числе в целях стратегического планирования в области гражданской обороны <14>;

--------------------------------

<14> Подпункт 20 пункта 9 Положения об МЧС России.

12) осуществление на территории субъекта Российской Федерации методического руководства созданием, реконструкцией и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения <15>;

--------------------------------

<15> Абзац тринадцатый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России.

13) осуществление приема и доведения сигналов гражданской обороны, сигналов оповещения при внезапном нападении противника, сигналов оповещения при непосредственной подготовке к переводу, переводе на работу в условиях военного времени и в военное время;

14) осуществление методического руководства созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях <16>;

--------------------------------

<16> Абзац одиннадцатый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России.

15) осуществление сбора, обобщения, анализа и представления в МЧС России сведений по функционированию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения <17>;

--------------------------------

<17> Абзац тринадцатый статьи 1 Федерального закона N 28-ФЗ.

16) осуществление координации деятельности и методического руководства сетью наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на региональном уровне <18>;

--------------------------------

<18> Подпункт "б" пункта 8 Правил функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333.

17) осуществление методического руководства за подготовкой эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы на территории субъекта Российской Федерации <19>;

--------------------------------

<19> Статьи 2, 13 Федерального закона N 28-ФЗ.

18) осуществление методического руководства при решении вопросов подготовки населения в области гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации <20>;

--------------------------------

<20> Абзац пятнадцатый подпункта 3 пункта 8 Положения об МЧС России, абзац четвертый подпункта "д" пункта 5 Положения N 841.

19) обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороны (в том числе управление силами и средствами гражданской обороны) <21>;

--------------------------------

<21> Абзац третий статьи 4.1 Федерального закона N 28-ФЗ.

20) обеспечение организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны;

21) организация создания и подготовки в Главном управлении МЧС России на военное время в целях решения задач гражданской обороны специальных формирований <22>;

--------------------------------

<22> Пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 28-ФЗ, абзац двадцать шестой подпункта 3 пункта 8 Положения об МЧС России.

22) организация учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

23) организация подготовки должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны <23>;

--------------------------------

<23> Абзац девятнадцатый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России.

24) организация хранения вооружения, военной и специальной техники, запасов других материальных средств, находящихся в оперативном управлении Главного управления МЧС России, на военное время, в том числе для создаваемых на военное время специальных формирований;

25) согласование проектно-технической документации на создание или реконструкцию локальной системы оповещения населения <24>;

--------------------------------

<24> Абзац второй пункта 12 Правил N 769.

26) согласование органам публичной власти федеральной территории и органам местного самоуправления предложений в перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне <25>;

--------------------------------

<25> Пункты 10, 15 и 16 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 546. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 546 данный акт действует до 31 августа 2030 г.

27) участие в комплексных проверках готовности региональных и муниципальных систем оповещения населения <26>;

--------------------------------

<26> Абзац третий пункта 2 Порядка проведения комплексных и технических проверок готовности систем оповещения населения к Правилам N 769.

28) участие в комплексных проверках готовности локальных систем оповещения населения <27>;

--------------------------------

<27> Пункт 4 Порядка проведения комплексных и технических проверок готовности систем оповещения населения к Правилам N 769.

29) участие в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также в осуществлении пропаганды в области гражданской обороны.

11. Функциями Главного управления МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

1) разработка и представление в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложений по реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по разработке нормативных правовых актов и правовых актов субъекта Российской Федерации;

2) осуществление подготовки и направление в МЧС России предложений о приоритетном использовании любых сетей связи, приоритетном приостановлении использования любых сетей связи и средств связи или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при проведении неотложных работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на территории субъекта Российской Федерации <28>;

--------------------------------

<28> Пункт 1 статьи 66 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", абзац второй пункта 2, пункты 4 и 9 Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 921. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 921 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.

3) осуществление оценки соответствия паспортов безопасности потенциально опасных и критически важных объектов, их регистрации, учета и хранения в части, касающейся объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации <29>;

--------------------------------

<29> Пункты 8 и 13 Правил разработки паспорта безопасности потенциально опасного объекта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. N 1265. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. N 1265 данный акт действует до 31 августа 2029 г. Пункты 7 и 16 Правил разработки паспорта безопасности критически важного объекта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 2034. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 2034 данный акт действует до 31 августа 2029 г.

4) осуществление учета потенциально опасных объектов и ведения перечня потенциально опасных объектов на территории субъекта Российской Федерации, за исключением потенциально опасных объектов, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации <30>;

--------------------------------

<30> Пункты 5, 6, 9 и 21 Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. N 1155. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. N 1155 данный акт действует до 31 августа 2027 г. включительно.

5) осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <31>;

--------------------------------

<31> Пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013.

6) осуществление государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <32>;

--------------------------------

<32> Пункт 4 Правил государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 г. N 1086.

7) осуществление по согласованию с исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления проверок готовности указанных органов к осуществлению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <33>;

--------------------------------

<33> Подпункт 5 пункта 9 Положения об МЧС России.

8) осуществление методического руководства за организацией подготовки органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации;

9) осуществление методического руководства созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов субъекта Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций <34>;

--------------------------------

<34> Абзац двадцать второй подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России.

10) осуществление координации и методического обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъекта Российской Федерации в целях стратегического планирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <35>;

--------------------------------

<35> Подпункт 20 пункта 9 Положения об МЧС России.

11) осуществление управления РСЧС на территории субъекта Российской Федерации <36>;

--------------------------------

<36> Абзац четырнадцатый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России, пункты 10 и 11 Положения об РСЧС.

12) осуществление предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

13) осуществление координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, входящих в РСЧС, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <37>;

--------------------------------

<37> Часть шестнадцатая статьи 1 и статья 12 Федерального закона N 68-ФЗ, абзац четвертый пункта 10, абзац четвертый пункта 11 и подпункт "в" пункта 11(1) Положения об РСЧС.

14) осуществление мониторинга чрезвычайных ситуаций с использованием данных дистанционного зондирования Земли из космоса, включая их сбор, получение, обработку, систематизацию, обновление, хранение, изменение и предоставление органам повседневного управления РСЧС;

15) осуществление оценки обстановки в зоне чрезвычайной ситуации и проведения расчетов последствий чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов для обеспечения принятия решений, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального и локального характера;

16) осуществление информирования органов управления и сил РСЧС при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации;

17) осуществление использования служебных собак МЧС России для поиска и спасения пострадавших в различных условиях, обнаружения взрывчатых веществ, поиска тел погибших <38>;

--------------------------------

<38> Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

18) осуществление координации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории субъекта Российской Федерации <39>;

--------------------------------

<39> Пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ).

19) осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

20) обеспечение организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием государственной информационной системы "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <40>;

--------------------------------

<40> Подпункт "б" пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ, пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2024 г. N 57 "О государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

21) обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС (в том числе управления силами и средствами РСЧС) на региональном уровне <41>;

--------------------------------

<41> Подпункт "в" пункта 11(1) Положения об РСЧС.

22) организация в пределах своей компетенции работы по предупреждению и экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации;

23) организация в пределах своей компетенции работы по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях;

24) организация методического руководства при решении вопросов по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации <42>;

--------------------------------

<42> Часть третья статьи 20 Федерального закона N 68-ФЗ, абзац второй пункта 18 Положения об РСЧС.

25) организация и осуществление мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации;

26) организация подготовительных мероприятий по авиационному обеспечению экстренного реагирования МЧС России на возникающие чрезвычайные ситуации <43>;

--------------------------------

<43> Абзац девятый подпункта 3 пункта 8 Положения об МЧС России.

27) организация создания комиссий по подтверждению готовности организаций, осуществляющих деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и выдачу заключений о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов <44>;

--------------------------------

<44> Пункт 15 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451. В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451 данный акт действует до 1 января 2027 г.

28) организация подготовки должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <45>;

--------------------------------

<45> Абзац девятнадцатый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России.

29) рассмотрение уведомлений о проведении комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующих организаций к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов, а также план комплексных учений <46>;

--------------------------------

<46> Пункты 10 и 11 Правил организации мероприятий.

30) согласование предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления, подготовленных исполнительными органами субъекта Российской Федерации <47>;

--------------------------------

<47> Подпункт "а" пункта 6 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360.

31) участие в согласовании перечня сил и средств постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации, территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации <48>;

--------------------------------

<48> Абзац четвертый пункта 14 Положения об РСЧС.

32) участие в рассмотрении и согласовании проектов правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, включенных в перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более 10 миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование) <49>;

--------------------------------

<49> Пункт 7 Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349.

33) участие в проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях и происшествиях;

34) участие в работе комиссии по подтверждению готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов в пределах российского сектора Каспийского моря, к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов <50>;

--------------------------------

<50> Пункт 17 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2366. В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2366 данный акт действует до 1 января 2027 г.

35) участие в проведении оперативной оценки технического состояния зданий и сооружений в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

36) участие в осуществлении международного сотрудничества в рамках международных соглашений и иных международных актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая реализацию мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию;

37) участие в организации на территории субъекта Российской Федерации выполнения мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей <51>;

--------------------------------

<51> Абзац двадцать четвертый подпункта 3 пункта 8 Положения об МЧС России.

38) участие в предоставлении государственных услуг по оказанию финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;

39) участие в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов, оказании помощи в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, а также выполнение взрывных работ;

40) участие в регулярных и преддекларационных обследованиях гидротехнических сооружений;

41) участие в формировании и доставке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств;

42) участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

43) участие в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также в осуществлении пропаганды в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

44) оказание поддержки участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

12. Функциями Главного управления МЧС России в области обеспечения пожарной безопасности являются:

1) разработка и представление в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложений по реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности, а также по разработке нормативных правовых актов и правовых актов субъекта Российской Федерации;

2) проведение на региональном и муниципальном уровнях совещаний с руководителями органов управления (подразделений) пожарной охраны по вопросам организации деятельности пожарной охраны, а также по подведению итогов деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны;

3) осуществление федерального государственного пожарного надзора <52>;

--------------------------------

<52> Пункт 4 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290.

4) осуществление государственного надзора за реализацией исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности <53>;

--------------------------------

<53> Части одиннадцатая и тринадцатая статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

5) осуществление федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры <54>;

--------------------------------

<54> Пункт 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1131. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1131 данный акт действует до 1 сентября 2026 г.

6) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС), на объектах, охраняемых договорными подразделениями ФПС, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

7) осуществление координации и методического обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъекта Российской Федерации в целях стратегического планирования в области обеспечения пожарной безопасности <55>;

--------------------------------

<55> Подпункт 20 пункта 9 Положения об МЧС России.

8) осуществление проверок организации караульной службы в подразделениях, входящих в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона, в том числе по вопросам готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также проверок по несению гарнизонной и караульной служб и проведению занятий по профессиональной подготовке;

9) осуществление федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений <56>;

--------------------------------

<56> Пункт 2 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 данный акт действует до 1 сентября 2026 г.

10) осуществление координации деятельности всех видов пожарной охраны на территории субъекта Российской Федерации <57>;

--------------------------------

<57> Абзац третий подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России.

11) осуществление анализа деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны;

12) осуществление оперативного управления другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей <58>;

--------------------------------

<58> Абзац третий подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России, подпункт 2 пункта 3 и подпункт 4 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385.

13) осуществление сбора сведений об органах управления (подразделениях) пожарной охраны, показателях оперативной деятельности и ресурсах пожарной охраны на территории субъекта Российской Федерации <59>;

--------------------------------

<59> Абзац второй части шестой и часть восьмая статьи 22.2 Федерального закона N 69-ФЗ.

14) организация методического руководства при решении вопросов по подготовке населения в области обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации <60>;

--------------------------------

<60> Абзац пятнадцатый подпункта 3 пункта 8 Положения об МЧС России.

15) организация и осуществление мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему при пожарах населению на территории субъекта Российской Федерации <61>;

--------------------------------

<61> Абзац двадцать пятый подпункта 3 пункта 8 Положения об МЧС России.

16) организация и осуществление профилактики пожаров;

17) организация и осуществление профилактики нарушений обязательных требований пожарной безопасности <62>;

--------------------------------

<62> Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пункт 2 общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 (далее - Общие требования N 1680).

18) участие в проведении аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной;

19) участие в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о пожарах, мерах по обеспечению пожарной безопасности, приемах и способах защиты, а также в осуществлении пропаганды в области обеспечения пожарной безопасности;

20) оказание поддержки участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в области обеспечения пожарной безопасности;

21) взаимодействие с организациями, создавшими добровольные пожарные подразделения, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

13. Функциями Главного управления МЧС России в области обеспечения безопасности людей на водных объектах являются:

1) разработка и представление в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложений по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также по разработке нормативных правовых актов и правовых актов субъекта Российской Федерации;

2) осуществление координации деятельности по поиску и спасанию людей на водных объектах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

3) осуществление функций Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <63>, в том числе федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах <64>, государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях <65>;

--------------------------------

<63> Пункт 2 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 г. N 132 (далее - Положение о ГИМС).

<64> Подпункт "б" пункта 6 Положения о ГИМС.

<65> Подпункт "а" пункта 6 Положения о ГИМС.

4) осуществление координации и методического обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъекта Российской Федерации в целях стратегического планирования в области обеспечения безопасности людей на водных объектах <66>;

--------------------------------

<66> Подпункт 20 пункта 9 Положения об МЧС России.

5) обеспечение формирования и представление в МЧС России материалов для ведения реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта) <67>;

--------------------------------

<67> Абзац двадцатый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России, пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. N 486 "О совершенствовании деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах".

6) организация и осуществление профилактики нарушений обязательных требований по обеспечению безопасности людей на водных объектах <68>;

--------------------------------

<68> Пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ, пункт 2 Общих требований N 1680.

7) участие в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также в осуществлении пропаганды в этой области;

8) оказание поддержки участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в области безопасности людей на водных объектах.

14. Иными функциями, относящимися к сфере деятельности Главного управления МЧС России, являются:

1) разработка планов мероприятий, выполняемых при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации и перевода Главного управления МЧС России на работу в условиях военного времени;

2) осуществление в пределах своей компетенции мер по противодействию терроризму;

3) осуществление приема и доведения сигналов оповещения в области противодействия терроризму;

4) осуществление сбора и обработки оперативной и плановой информации;

5) осуществление предоставления государственных услуг в сфере деятельности МЧС России <69>;

--------------------------------

<69> Подпункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

6) осуществление сбора сведений об аттестованных аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях, пожарно-спасательных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединениях, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на территории субъекта Российской Федерации, а также спасателях международного класса <70>;

--------------------------------

<70> Абзац тридцать первый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России.

7) осуществление согласования создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований <71>;

--------------------------------

<71> Абзац четвертый пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 151-ФЗ.

8) осуществление ведения учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей;

9) осуществление проверки документов, представляемых военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудниками ФПС, для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений;

10) осуществление ведения учета жилищного фонда, а также подготовка предложений о потребности в жилых помещениях по Главному управлению МЧС России;

11) осуществление предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях федеральным государственным гражданским служащим и работникам МЧС России;

12) осуществление закупки товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

13) осуществление реализации функций государственного заказчика строительных и других объектов, обладающего необходимыми средствами и полномочиями для заключения государственных контрактов на выполнение подрядных строительных и проектно-изыскательских работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, предназначенных для удовлетворения потребностей МЧС России на территории субъекта Российской Федерации и финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, на сопровождение инвестиционного процесса и на приемку указанных объектов в эксплуатацию;

14) осуществление поддержания мобилизационной готовности Главного управления МЧС России;

15) осуществление мероприятий по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;

16) осуществление координации проводимых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории субъекта Российской Федерации <72>;

--------------------------------

<72> Пункт 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункт "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", подпункт "а" пункта 19 Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958.

17) осуществление координации деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации и методическое обеспечение мероприятий по построению и развитию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" <73>;

--------------------------------

<73> Абзац первый главы III Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р.

18) осуществление взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями и общественными объединениями, имеющими уставные задачи по профилактике и (или) тушению пожаров и (или) проведению аварийно-спасательных работ, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

19) осуществление регистрации уведомлений от организаций, индивидуальных предпринимателей, туристов и туристских групп, в том числе имеющих в своем составе несовершеннолетних детей, а также туристов с несовершеннолетними детьми, осуществляющих путешествия по туристским маршрутам на территории Российской Федерации, требующих сопровождения инструктором-проводником <74>;

--------------------------------

<74> Пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 252 "О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации".

20) осуществление реализации в Главном управлении МЧС России мероприятий, направленных на устойчивое функционирование и безопасность системы связи, сетей шифрованной связи, информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры Главного управления МЧС России, а также выполнения требований по защите информации, в том числе от возможного нанесения материального, репутационного или иного ущерба посредством случайного или преднамеренного несанкционированного вмешательства в процесс функционирования информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, используемых в Главном управлении МЧС России, или несанкционированного доступа к циркулирующей в них информации и ее несанкционированного использования <75>;

--------------------------------

<75> Подпункт "в" пункта 5 типового положения о структурном подразделении в органе (организации), обеспечивающем информационную безопасность органа (организации), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 1272.

21) осуществление организации и ведения секретного делопроизводства (секретных делопроизводств);

22) осуществление администрирования доходов бюджета;

23) осуществление ведения бюджетного учета финансово-хозяйственной деятельности;

24) осуществление внутреннего финансового аудита;

25) осуществление текущего планирования деятельности Главного управления МЧС России;

26) осуществление документационного обеспечения деятельности Главного управления МЧС России, в том числе с использованием информационных систем <76>;

--------------------------------

<76> Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).

27) осуществление делопроизводства в Главном управлении МЧС России, в том числе с использованием системы электронного документооборота и иных информационных систем <77>;

--------------------------------

<77> Пункты 1 и 4 Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 1264.

28) образование архива Главного управления МЧС России и осуществление комплектования, учета, хранения и использования архивных документов, образующихся в деятельности Главного управления МЧС России, в том числе с использованием системы хранения электронных документов и иных информационных систем;

29) обеспечение передачи на депозитарное хранение в Центральный архив МЧС России архивных документов Главного управления МЧС России, в том числе отнесенных к Архивному фонду Российской Федерации <78>;

--------------------------------

<78> Часть 2 статьи 18 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", абзац четвертый перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 г. N 808.

30) обеспечение технической готовности автомобильной и специальной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования подразделений Главного управления МЧС России;

31) обеспечение выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов Главного управления МЧС России;

32) обеспечение проведения мероприятий по защите служебной информации, в том числе информации ограниченного распространения и информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации <79>;

--------------------------------

<79> Часть 4 статьи 6 и статья 16 Федерального закона N 149-ФЗ.

33) обеспечение реализации в Главном управлении МЧС России и координации в учреждениях и организациях МЧС России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, мероприятий по информатизации, в том числе проектов цифровой трансформации, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации <80>;

--------------------------------

<80> Подпункт "з" пункта 11 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646.

34) организация и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции должностных лиц Главного управления МЧС России <81>;

--------------------------------

<81> Пункты 7, 42 и 48 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункт 8(1) пункта 9 Положения об МЧС России.

35) организация и осуществление работы по технической защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

36) организация и осуществление финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий режима секретности в Главном управлении МЧС России <82>;

--------------------------------

<82> Статья 29 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1).

37) организация и проведение комплекса мероприятий по подготовке пунктов управления к работе в мирное и военное время;

38) организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации Главного управления МЧС России;

39) организация воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Главном управлении МЧС России, и обеспечение представления в МЧС России отчетности по бронированию;

40) организация и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС и спасателей, а также законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категориям граждан, в том числе учреждений и организаций МЧС России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации;

41) организация и осуществление мероприятий по психологическому сопровождению деятельности Главного управления МЧС России, учреждений и организаций МЧС России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации;

42) организация и осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих и работников (далее - личный состав) Главного управления МЧС России, в том числе в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность в системе МЧС России;

43) организация на территории субъекта Российской Федерации методического руководства при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности в пределах своей компетенции <83>;

--------------------------------

<83> Абзац пятнадцатый подпункта 3 пункта 8 Положения об МЧС России.

44) организация работы по постановке на учет и ведению учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих, проходящих службу в Главном управлении МЧС России, а также по поручению (согласованию) МЧС России в учреждениях МЧС России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, признанных нуждающимися в жилых помещениях, обеспечение их жилыми помещениями;

45) организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Главном управлении МЧС России;

46) организация материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России в целях поддержания его в постоянной готовности;

47) организация обеспечения питанием спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований при несении дежурства;

48) организация работы комиссии Главного управления МЧС России по расследованию авиационного происшествия или авиационного инцидента <84>;

--------------------------------

<84> Подпункт "ж" пункта 9 и абзац третий пункта 11 Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. N 1329 (далее - Правила N 1329).

49) рассмотрение обращений граждан, поступивших в письменной и электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <85>, а также устных обращений граждан по вопросам осуществления деятельности Главного управления МЧС России;

--------------------------------

<85> Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861.

50) согласование исполнительным органам субъекта Российской Федерации документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации <86>;

--------------------------------

<86> Подпункт "а" пункта 16 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928.

51) участие в организации подготовки персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе образовательных организаций МЧС России;

52) участие в развитии специальной связи на территории субъекта Российской Федерации;

53) участие в пределах своей компетенции в обеспечении безопасности в период подготовки и проведения на территории субъекта Российской Федерации массовых мероприятий;

54) участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов на территории субъекта Российской Федерации;

55) участие в организации повышения квалификации работников мобилизационных органов;

56) участие в разработке мобилизационного плана экономики субъекта Российской Федерации;

57) участие в организации территориальной обороны на территории субъекта Российской Федерации;

58) участие в работе комиссии по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных подразделений, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъекта Российской Федерации <87>;

--------------------------------

<87> Абзац шестнадцатый подпункта 3 пункта 8 Положения об МЧС России.

59) развитие служебно-прикладных видов спорта.

15. Главное управление МЧС России, осуществляющее координацию деятельности, в дополнение к функциям, указанным в пунктах 10 - 14 настоящего Положения, выполняет следующие функции в пределах федерального округа в рамках компетенции МЧС России:

1) осуществление взаимодействия с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе <88>;

--------------------------------

<88> Абзац второй пункта 5, абзацы второй и четвертый пункта 6 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849.

2) осуществление проведения мероприятий оперативной подготовки с органами управления и силами гражданской обороны и РСЧС;

3) осуществление сбора, обобщения, анализа и представления сведений в МЧС России по вопросам деятельности Главных управлений МЧС России;

4) осуществление применения сил и средств МЧС России, определяемых Министром, в пределах федерального округа <89>;

--------------------------------

<89> Подпункты 9 и 15 пункта 12 Положения об МЧС России.

5) осуществление координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <90>;

--------------------------------

<90> Подпункт 20 пункта 9 Положения об МЧС России.

6) осуществление по поручению (согласованию) МЧС России проверок Главных управлений МЧС России по отдельным направлениям деятельности;

7) осуществление проведения учебных и учебно-практических мероприятий по мобилизационной подготовке с Главными управлениями МЧС России;

8) осуществление координации деятельности по организации и применению беспилотных авиационных систем Главных управлений МЧС России;

9) организация работы комиссии по расследованию авиационного происшествия или авиационного инцидента Главного управления МЧС России, осуществляющего координацию деятельности <91>;

--------------------------------

<91> Подпункт "е" пункта 9 и абзац третий пункта 11 Правил N 1329.

10) организация работы по постановке на учет и ведению учета спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, работающих в Главных управлениях МЧС России, учреждениях, организациях МЧС России и их филиалах, расположенных на территории соответствующего федерального округа, признанных нуждающимися в жилищном обеспечении, и обеспечению их жилыми помещениями;

11) обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС (в том числе управление силами и средствами РСЧС) на межрегиональном уровне <92>;

--------------------------------

<92> Подпункт "б" пункта 11(1) Положения об РСЧС.

12) доведение до Главных управлений МЧС России сигналов гражданской обороны, сигналов оповещения при внезапном нападении противника, сигналов оповещения при непосредственной подготовке к переводу, переводе на работу в условиях военного времени и в военное время.

III. Организация деятельности Главного управления МЧС России

16. Главное управление МЧС России возглавляет начальник Главного управления МЧС России, одновременно по занимаемой должности являющийся начальником территориального пожарно-спасательного гарнизона субъекта Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Начальник Главного управления МЧС России осуществляет руководство Главным управлением МЧС России на основе единоначалия.

17. Непосредственное руководство направлениями деятельности Главного управления МЧС России в соответствии с распределением обязанностей осуществляют первый заместитель и заместители начальника Главного управления МЧС России (заместители руководителя территориального органа).

18. Первый заместитель и заместители начальника Главного управления МЧС России (заместители руководителя территориального органа) назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Начальник Главного управления МЧС России <93>:

--------------------------------

<93> Пункт 9.12 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.

1) несет персональную ответственность:

за выполнение возложенных на Главное управление МЧС России функций;

за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечение информационной безопасности Главного управления МЧС России;

за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Главного управления МЧС России;

за обеспечение проведения в Главном управлении МЧС России мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) руководит деятельностью Главного управления МЧС России;

3) издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам организации деятельности Главного управления МЧС России, обеспечивает контроль за их выполнением;

4) распределяет обязанности между своими заместителями, делегирует им и начальникам (руководителям) структурных подразделений Главного управления МЧС России часть предоставленных ему полномочий, в том числе подписи распорядительных документов, по вопросам их деятельности, определяет должностных лиц, уполномоченных на ведение переписки с гражданами и проведение личного приема;

5) определяет структурное подразделение Главного управления МЧС России, являющееся органом управления спасательными воинскими формированиями МЧС России <94>;

--------------------------------

<94> Пункт 3 структуры и состава спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 1265.

6) определяет размеры премий личному составу Главного управления МЧС России в пределах выделенных лимитов бюджетных средств;

7) возглавляет постоянно действующий оперативный штаб при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации <95>;

--------------------------------

<95> Абзац пятый пункта 8 Положения об РСЧС.

8) утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России;

9) утверждает план основных мероприятий Главного управления МЧС России на год;

10) утверждает календарный план физкультурных и спортивных мероприятий по служебно-прикладным видам спорта, руководство развитием которых возложено на МЧС России;

11) устанавливает внутренний распорядок деятельности Главного управления МЧС России;

12) обладает правом подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) присваивает в пределах своей компетенции воинские, специальные звания, классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации, присваивает (подтверждает) квалификационные звания сотрудникам ФПС, присваивает (изменяет, не изменяет, лишает) классную квалификацию военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности медицинских и фармацевтических специальностей, а также устанавливает категории квалификации работникам Главного управления МЧС России;

14) осуществляет функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, распорядителя и получателя средств федерального бюджета;

15) осуществляет в пределах своих полномочий прием на военную службу (службу, работу), назначение на должность, освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение со службы (работы) и иные вопросы прохождения военной службы (службы, работы) личным составом Главного управления МЧС России, применяет в отношении него меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

16) осуществляет мониторинг и проводит анализ результатов рассмотрения обращений граждан, а также анализ мер, принятых по обращениям <96>;

--------------------------------

<96> Пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций".

17) осуществляет полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных гражданских служащих, за исключением заместителей руководителей территориального органа, и отдельные полномочия представителя нанимателя в отношении заместителей руководителей территориального органа <97>;

--------------------------------

<97> Приказ МЧС России от 19 декабря 2019 г. N 754 "О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2020 г., регистрационный N 57305).

18) обеспечивает организацию и проведение мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, в том числе информации ограниченного распространения и информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;

19) обеспечивает соблюдение законности в деятельности Главного управления МЧС России, профессиональную подготовку и профессиональное развитие личного состава Главного управления МЧС России, организует контроль за выполнением структурными подразделениями Главного управления МЧС России законодательства Российской Федерации;

20) обеспечивает режим секретности в Главном управлении МЧС России;

21) обеспечивает составление и представление информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России;

22) обеспечивает расходование бюджетных средств по целевому назначению и в пределах утвержденных показателей бюджетной сметы;

23) обеспечивает соблюдение требований трудового законодательства и охраны труда в Главном управлении МЧС России;

24) обеспечивает подготовку и оборудование мест проведения спортивных соревнований по служебно-прикладным видам спорта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

25) обеспечивает и осуществляет контроль исполнения решений совещательных и координационных органов, приказов, распоряжений МЧС России и иных поручений руководства МЧС России, а также за выполнением поручений, содержащихся в служебных документах, поступающих в Главное управление МЧС России;

26) организует работу по оформлению допуска и доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне в Главном управлении МЧС России;

27) организует проведение аварийно-спасательных работ в соответствии со свидетельством об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ <98>;

--------------------------------

<98> Пункт 18 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091.

28) организует и ведет прием граждан, рассматривает обращения, поступившие в письменной и электронной форме, по вопросам осуществления деятельности Главного управления МЧС России, осуществляет контроль за их рассмотрением и принимает по ним необходимые меры;

29) организует политическую и воспитательную работу с личным составом Главного управления МЧС России;

30) организует планирование деятельности Главного управления МЧС России;

31) организует правовое обеспечение деятельности Главного управления МЧС России;

32) организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование личного состава Главного управления МЧС России в образовательных организациях, не входящих в систему МЧС России;

33) организует внедрение полученных результатов научно-технической деятельности МЧС России в повседневную деятельность Главного управления МЧС России;

34) организует проведение тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Главного управления МЧС России по служебно-прикладным видам спорта для участия в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях;

35) организует и обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Главного управления МЧС России по служебно-прикладным видам спорта для участия в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях;

36) организует проведение региональных спортивных праздников и региональных спортивных соревнований по служебно-прикладным видам спорта;

37) организует в пределах компетенции проведение мероприятий по осуществлению государственной защиты сотрудников ФПС, военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и федеральных государственных гражданских служащих;

38) организует работу по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого имущества, находящегося в оперативном управлении подразделений ФПС Главного управления МЧС России, а также специальных подразделений ФПС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в особо важных и режимных организациях;

39) организует использование зданий, помещений (в том числе служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях), сооружений, земельных участков, транспортных средств и судов, беспилотных авиационных систем и иного имущества, находящихся на балансе Главного управления МЧС России, в соответствии с целевым назначением, а также обеспечивает их содержание и сохранность;

40) представляет в судах интересы Главного управления МЧС России, а по доверенности - МЧС России и Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено МЧС России, при этом представление интересов в Верховном Суде Российской Федерации осуществляется по согласованию с МЧС России в каждом отдельном случае;

41) решает в пределах своей компетенции вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России;

42) поощряет граждан за деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, оказания существенной помощи МЧС России, за заслуги в деле создания, развития и обеспечения успешного функционирования РСЧС;

43) вносит в МЧС России предложения по тематике научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

44) вносит предложения о назначении на должности и освобождении от должностей сотрудников ФПС и военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России по должностям, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Министром;

45) формирует спортивные сборные команды Главного управления МЧС России по служебно-прикладным видам спорта, определенным перечнем военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта <99>;

--------------------------------

<99> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 695 "Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта".

46) подготавливает предложения в МЧС России о награждении отличившегося личного состава Главного управления МЧС России и граждан государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами МЧС России;

47) исполняет обязанности члена оперативного штаба в субъекте Российской Федерации и оперативного штаба в морском районе (бассейне), создаваемых в целях государственного управления в области противодействия терроризму <100>;

--------------------------------

<100> Абзац третий состава оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116, пункт 6 состава оперативного штаба в морском районе (бассейне) по должностям, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 664.

48) проводит работу по вопросам, связанным с отбором, расстановкой, воспитанием, организацией профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения личного состава Главного управления МЧС России;

49) принимает участие в организации межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований по служебно-прикладным видам спорта;

50) привлекает специалистов для проведения исследований и подготовки заключений по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

20. В Главном управлении МЧС России могут создаваться консультативные органы (советы).

21. При ликвидации и реорганизации Главного управления МЧС России или прекращения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, Главное управление МЧС России обязано обеспечить сохранность этих сведений и их носителей <101>.

--------------------------------

<101> Статья 19 Закона N 5485-1.

Приложение N 2
к приказу МЧС России
от 28 марта 2025 г. N 258

ПРИКАЗЫ МЧС РОССИИ, ПРИЗНАВАЕМЫЕ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

1. Приказ МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59030).

2. Приказ МЧС России от 21 мая 2021 г. N 334 "О внесении изменений в Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное приказом МЧС России от 27.03.2020 N 217" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64107).

3. Приказ МЧС России от 23 января 2023 г. N 38 "О внесении изменений в Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2023 г., регистрационный N 72730).