См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 27 декабря 2022 г. N 1318

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ УЧЕТА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с абзацем седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 <1>, приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2022, N 45, ст. 7693.

Утвердить прилагаемую Методику учета чрезвычайных ситуаций.

Министр
А.В.КУРЕНКОВ

Утверждена
приказом МЧС России
от 27 декабря 2022 г. N 1318

МЕТОДИКА УЧЕТА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. Общие положения

1. Методика учета чрезвычайных ситуаций (далее - Методика) разработана в соответствии с абзацем седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 <1>, в целях выработки единого подхода к учету чрезвычайных ситуаций и основывается на следующих нормативных правовых актах:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2022, N 45, ст. 7693.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <2>;

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2022, N 29, ст. 5242.

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" <3>;

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043; 2021, N 24, ст. 4192.

постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <4>;

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52, ст. 7981.

Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р <5>;

--------------------------------

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2022, N 38, ст. 6491.

приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2021 г., регистрационный N 65025);

приказ МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744);

приказ МЧС России от 1 сентября 2020 г. N 631 "Об утверждении Методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2020 г., регистрационный N 61087);

приказ Росстата от 17 марта 2022 г. N 126 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федерального статистического наблюдения за чрезвычайными ситуациями".

2. Методика регулирует вопросы ведения официального статистического учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).

3. Методика предназначена для практического использования должностными лицами уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входит ведение официального статистического учета ЧС (далее - СП ЦА МЧС России), и территориальных органов МЧС России (далее - ТО МЧС России) при осуществлении официального статистического учета ЧС.

4. Официальный статистический учет ЧС представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения за ЧС и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений.

5. Федеральное статистическое наблюдение за ЧС включает в себя сбор оперативных и административных данных о ЧС.

6. Оперативные данные о ЧС содержат документированную информацию в соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <6> и Регламентом обмена оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности в системе МЧС России <7>, вносятся путем заполнения и размещения электронных форм документов в информационных ресурсах в установленные сроки.

--------------------------------

<6> Приказ МЧС России от 11.01.2021 N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.03.2021, регистрационный N 62744).

<7> Приказ МЧС России от 30.09.2022 N 944 "Об утверждении Регламента обмена оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности в системе МЧС России".

7. Административные данные о ЧС содержат документированную информацию по форме федерального статистического наблюдения N СТАТ-ЧС <8>, соответствующую итоговым оперативным данным.

--------------------------------

<8> Приказ Росстата от 17.03.2022 N 126 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федерального статистического наблюдения за чрезвычайными ситуациями".

8. Перечень информационных ресурсов и порядок работы в них определяется организационно-распорядительным документом МЧС России.

9. Официальная статистическая информация о ЧС является сводной документированной информацией о количественных и качественных показателях произошедших ЧС.

10. Федеральное статистическое наблюдение за ЧС является сплошным и проводится в отношении всех субъектов Российской Федерации.

II. Порядок учета чрезвычайных ситуаций

11. Формирование оперативных и административных данных о ЧС осуществляют ТО МЧС России.

12. Сбор оперативных и административных данных о ЧС, произошедших на территории федеральных округов Российской Федерации, осуществляют ТО МЧС России, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов (далее - ТО МЧС России, осуществляющие координацию деятельности).

13. Субъектом официального статистического учета ЧС является СП ЦА МЧС России, осуществляющее формирование федерального статистического наблюдения за ЧС.

14. Официальная статистическая информация о ЧС представляется субъектом официального статистического учета ЧС в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сроки, установленные Федеральным планом статистических работ <9>.

--------------------------------

<9> Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р.

15. ТО МЧС России осуществляют сбор, обработку и представление административных данных о ЧС не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в ТО МЧС России, осуществляющие координацию деятельности.

16. ТО МЧС России, осуществляющие координацию деятельности, обрабатывают и представляют не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в СП ЦА МЧС России административные данные о ЧС за соответствующий федеральный округ Российской Федерации, а также за субъекты Российской Федерации, входящие в состав федерального округа.

17. Если последний день срока представления информации приходится на выходные и нерабочие праздничные дни, днем окончания срока считается последний рабочий день недели перед ними.

18. Официальная статистическая информация о ЧС является общедоступной. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации о ЧС осуществляется путем ее распространения или предоставления субъектом официального статистического учета ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Официальная статистическая информация о ЧС отражается в ежегодном Государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

20. Событие (обстановка) учитывается как ЧС в случае соответствия установленным критериям информации о ЧС <10>.

--------------------------------

<10> Приказ МЧС России от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.09.2021, регистрационный N 65025).

21. Учету подлежат ЧС, произошедшие на территории Российской Федерации.

22. Официальный статистический учет ЧС осуществляется на основании данных, представленных в информационных ресурсах.

23. Работу в информационных ресурсах в круглосуточном режиме осуществляют специалисты оперативной дежурной смены ТО МЧС России. Координацию работы в информационных ресурсах осуществляют уполномоченные должностные лица из числа сотрудников ТО МЧС России.

24. Доступ к работе в информационных ресурсах должностным лицам определяется распорядительным документом ТО МЧС России. Соответствующие изменения вносятся в должностные регламенты (должностные инструкции) специалистов и уполномоченных должностных лиц ТО МЧС России.

25. Уполномоченные должностные лица ТО МЧС России осуществляют контроль за своевременностью представления, полнотой и достоверностью информации в информационных ресурсах.

26. В соответствии с классификацией ЧС <11> уполномоченными органами или должностными лицами <12> принимаются решения об отнесении возникших ЧС к чрезвычайным ситуациям соответствующего характера.

--------------------------------

<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

<12> Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

27. Учету подлежат пострадавшие в ЧС люди, отнесенные к категориям (в порядке от наиболее тяжкой):

погибшие, смерть которых наступила в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС или сопутствующих факторов непосредственно в зоне ЧС, или умершие от последствий ЧС в течение 30 последующих суток, за исключением случаев смерти, указанных в пункте 28, при поступлении соответствующей информации или при проведении сверки с уполномоченными органами и учреждениями;

получившие вред здоровью (тяжкий вред, средней тяжести вред, легкий вред), за исключением поверхностных повреждений (в том числе ссадины, кровоподтека, ушиба мягких тканей, включающего кровоподтек и гематому), поверхностных ран и других повреждений, не влекущих за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, при поступлении соответствующей информации или при проведении сверки с уполномоченными органами и учреждениями;

утратившие личное имущество (к потере имущества относятся утрата жилых помещений <13> или их повреждение или утрата имущества первой необходимости <14> полностью или частично, подтвержденные заключениями комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, об установлении фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, и утраты ими имущества первой необходимости в результате ЧС);

--------------------------------

<13> Пункт 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 N 1327.

<14> Пункт 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 N 1928.

с нарушенными условиями жизнедеятельности, подтвержденные заключениями комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, об установлении фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, и нарушения условий их жизнедеятельности в результате ЧС.

28. При установлении уполномоченными органами и учреждениями факта гибели людей до момента возникновения ЧС, ранее взятых на учет как погибших при ЧС, указанные лица исключаются из учета.

29. Пострадавшие каждой категории учитываются отдельно. Общее число пострадавших является суммой по всем категориям пострадавших. В случае если человек относится к нескольким категориям пострадавших в результате ЧС, на учет он берется однократно по наиболее тяжкой категории.

30. Учету подлежит ущерб от ЧС, оценка которого осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Методикой оценки ущерба от ЧС <15>.

--------------------------------

<15> Приказ МЧС России от 01.09.2020 N 631 "Об утверждении Методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.11.2020, регистрационный N 61087).

31. Учету подлежат спасенные и эвакуированные в ЧС люди:

спасенными в ЧС считаются люди, перемещение которых в безопасную зону осуществлялось при непосредственном участии (с помощью) личного состава подразделений МЧС России, поисково-спасательных подразделений, обслуживающего персонала или граждан после наступления воздействия опасных факторов ЧС в месте их нахождения или на пути их эвакуации;

эвакуированными в ЧС считаются люди, покинувшие зону ЧС самостоятельно и (или) организованно выведенные и (или) вывезенные из зоны ЧС в район (место), расположенный за пределами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

32. Значения понятий, указанных в пункте 31, приведены исключительно в целях использования настоящей Методики.

33. Категории, указанные в пункте 31 настоящей Методики, учитываются отдельно от пострадавших в ЧС, при этом в количественный показатель эвакуированных могут входить спасенные и пострадавшие в ЧС люди. В количественный показатель спасенных могут входить пострадавшие в ЧС люди.

III. Актуализация и корректировка данных

34. В целях обеспечения достоверного осуществления официального статистического учета ЧС ТО МЧС России осуществляют взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

35. В случае необходимости корректировки оперативных и (или) административных данных о ЧС должностные лица ТО МЧС России, осуществляющие учет ЧС, представляют в СП ЦА МЧС России актуальные сведения с приложением обосновывающих документов.

36. ТО МЧС России, осуществляющие координацию деятельности, еженедельно направляют в СП ЦА МЧС России посредством Системы электронного документооборота сведения о произошедших на территории федеральных округов Российской Федерации ЧС нарастающим итогом с начала текущего года и размещают их в информационных ресурсах. Директория, сроки и формы представления устанавливаются СП ЦА МЧС России.

37. Изменения и уточнения оперативных и административных данных о ЧС по итогам прошедшего года представляются ТО МЧС России в ТО МЧС России, осуществляющие координацию деятельности, и СП ЦА МЧС России не позднее 25 января года, следующего за отчетным.

IV. Формирование отчетной информации

38. При возникновении ЧС и до ее ликвидации в информационных ресурсах вносятся оперативные данные о ЧС путем заполнения и размещения электронных форм документов.

39. При возникновении ЧС на территории двух и более субъектов Российской Федерации одного федерального округа и принятии соответствующего решения об отнесении ЧС к ЧС межрегионального или федерального характера оперативные данные о ЧС представляет ТО МЧС России, осуществляющий координацию деятельности, на основании оперативных данных ТО МЧС России, на территории которых возникла ЧС.

40. При возникновении ЧС на территории двух и более субъектов Российской Федерации разных федеральных округов и принятии соответствующего решения об отнесении ЧС к ЧС межрегионального или федерального характера СП ЦА МЧС России определяет ТО МЧС России, осуществляющий координацию деятельности, формирующий оперативные данные о ЧС на основании оперативных данных ТО МЧС России, на территории которых возникла ЧС.

41. Датой возникновения ЧС межрегионального или федерального характера считается дата принятия соответствующего решения об отнесении ЧС к ЧС межрегионального или федерального характера.

42. На каждую ЧС в ТО МЧС России формируется архивное дело с документами, подтверждающими основные показатели ЧС, с внесением в номенклатуру дел ТО МЧС России.

43. Состав документов для формирования архивного дела:

фермы 1/ЧС, 2/ЧС, 3/ЧС, 4/ЧС, 5/ЧС;

распорядительные документы об отнесении ЧС к ЧС соответствующего характера в соответствии с их классификацией, введении режима функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

протоколы заседаний комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

документы, подтверждающие количество пострадавших, с указанием степени тяжести вреда здоровью;

документы, подтверждающие размер материального ущерба и факт нарушения условий жизнедеятельности;

документы от учреждений Росгидромета, подтверждающие факт опасных природных явлений, послуживших источниками возникновения ЧС.

Состав документов может корректироваться в зависимости от параметров сложившейся обстановки в результате ЧС.

44. Архивные дела содержатся и хранятся в архивах ТО МЧС России в соответствии с Инструкцией по архивной работе в МЧС России <16>.

--------------------------------

<16> Приказ МЧС России от 02.12.2020 N 888 "Об утверждении Инструкции по архивной работе в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".