См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 19 февраля 2020 г. N 100

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
СИСТЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ
СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ

В соответствии с Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 1265 "О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 728 "О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", в целях совершенствования системы применения спасательных воинских формирований МЧС России приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о порядке применения по предназначению в мирное время спасательных воинских формирований МЧС России (приложение N 1);

Порядок разработки, утверждения и уточнения Плана действий спасательного воинского формирования МЧС России при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время (приложение N 2).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра П.Ф. Барышева.

Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Приложение N 1

Утверждено
приказом МЧС России
от 19.02.2020 N 100

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ
СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ

I. Основные положения

1. Положение о порядке применения по предназначению в мирное время спасательных воинских формирований МЧС России (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 1265 "О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 728 "О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", и определяет порядок выполнения мероприятий при применении по предназначению в мирное время спасательных воинских формирований МЧС России (далее - СВФ).

2. Требования настоящего Положения распространяются на СВФ <1>.

--------------------------------

<1> Кроме органов управления СВФ, органов обеспечения управления СВФ, авиационно-спасательных центров, ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России".

3. Зонами ответственности СВФ <2> являются территории Федеральных округов, в пределах которых они располагаются <3>.

--------------------------------

<2> Кроме ФГКУ "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер", ФГКУ "Ногинский спасательный центр МЧС России", ФГКУ "Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России".

<3> Для Донского спасательного центра МЧС России в зону ответственности также входит территория Северо-Кавказского Федерального округа.

II. Полномочия должностных лиц при применении СВФ
в мирное время

4. Приведение в готовность к применению по предназначению в мирное время СВФ осуществляется в соответствии с Положением о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время.

5. Право на применение по предназначению в мирное время СВФ в полном составе предоставляется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или лицу, временно исполняющего его обязанности.

6. Право на применение по предназначению в мирное время аэромобильных группировок, сводных подразделений и расчетов (в том числе пиротехнических) СВФ представляется:

первому заместителю Министра, статс-секретарю - заместителю Министра, заместителю Министра - главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, заместителям Министра;

начальнику Главного управления "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - НЦУКС) и его заместителям в случае экстренного реагирования при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации.

7. Право на применение по предназначению в мирное время дежурных пиротехнических расчетов СВФ представляется руководителю СВФ или лицу, временно исполняющему его обязанности, на основании письменного обращения руководителя территориального органа МЧС России или лица, временно исполняющего его обязанности, в соответствии с планом действий спасательного воинского формирования МЧС России при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время (далее - план действий) и планом взаимодействия СВФ с территориальным органом МЧС России (далее - план взаимодействия).

8. Право на применение по предназначению в мирное время дежурных сил СВФ предоставляется руководителю СВФ или лицу, временно исполняющему его обязанности, в соответствии с планом взаимодействия в пределах субъекта, в котором дислоцируется СВФ.

9. Во всех случаях применения по предназначению в мирное время СВФ издаются соответствующие приказы (распоряжения).

10. По каждому факту применения по предназначению в мирное время СВФ оперативная дежурная (дежурная) служба СВФ осуществляет незамедлительный доклад в оперативную дежурную смену МЧС России и в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, отвечающее за обеспечение готовности СВФ к выполнению задач по предназначению.

11. Приведение сил и средств СВФ в исходное состояние после выполнения ими задач по предназначению осуществляется должностным лицом, которым было принято решение на их применение (лицом, временно его замещающим) или должностным лицом, являющимся для него прямым начальником.

III. Порядок применения СВФ по предназначению
в мирное время

12. Применение СВФ по предназначению в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время осуществляется в соответствии с планом действий.

Применение дежурных сил СВФ осуществляется в соответствии с планами взаимодействий. Форма плана взаимодействия утверждается заместителем Министра, осуществляющим координацию и контроль деятельности СВФ.

13. Состав аэромобильной группировки, сводных подразделений и расчетов (в том числе пиротехнических), дежурных сил СВФ определяется приказом руководителя СВФ.

14. Силы и средства СВФ могут применяться как в полном составе, так и в составе нештатных сводных подразделений или расчетов. Основанием для применения указанных сил и средств является распорядительный документ должностного лица, которому предоставлено такое право в соответствии с пунктами 5 - 8 настоящего Положения.

15. Допускается заблаговременное сосредоточение необходимого состава сил и средств в районах с неблагоприятной (нестабильной) обстановкой, подверженных рискам возникновения чрезвычайных ситуаций.

16. Руководитель СВФ организует взаимодействие между применяемыми силами и средствами СВФ и силами и средствами территориальной и функциональной подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), органами государственной власти и местного самоуправления, а также иными организациями и учреждениями.

При применении сил и средств СВФ организацию взаимодействия осуществляют:

в ходе выдвижения сил и средств СВФ в район выполнения задач и обратно - оперативные дежурные (дежурные) службы СВФ;

при выполнении возложенных задач - должностное лицо, назначенное приказом руководителя СВФ.

17. Порядок обеспечения применяемых сил и средств СВФ определяется руководителем СВФ и отражается в документах по реализации Плана действий СВФ.

Накопление и восполнение запасов материальных средств в СВФ для реагирующих сил и средств осуществляется должностными лицами СВФ в соответствии с их компетенцией.

Восполнение запасов материальных средств и обеспечение группировки (аэромобильной группировки, сводного подразделения, расчета (в том числе пиротехнического) материально-техническими средствами в ходе выполнения задач по предназначению осуществляется должностными лицами из состава группировки (аэромобильной группировки, сводного подразделения, расчета (в том числе пиротехнического), назначенными приказом руководителя СВФ.

18. Управление применяемыми силами и средствами СВФ осуществляется по линии органов повседневного управления МЧС России, оперативных дежурных смен (служб) МЧС России, территориальных органов МЧС России и СВФ.

Непосредственное управление силами и средствами группировки (подразделения, расчета) в ходе выполнения возложенных задач осуществляет должностное лицо, назначенное руководителем СВФ.

IV. Проверка готовности СВФ к применению по предназначению
в мирное время

19. Проверка готовности СВФ к применению по предназначению в мирное время осуществляется в ходе проведения плановых и внезапных проверок, учений и тренировок.

Плановые мероприятия по определению готовности СВФ к выполнению задач по предназначению определяются в ходе текущего планирования деятельности и отражаются в планирующих документах СВФ.

Внезапные проверки готовности СВФ к выполнению задач по предназначению осуществляются по решению Министра, первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителей Министра, заместителя Министра - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору.

Внезапные проверки готовности аэромобильной группировки, сводных подразделений, расчетов (в том числе пиротехнических), дежурных сил СВФ к выполнению задач по предназначению осуществляются по решению руководителя СВФ.

Должностные лица вышестоящего органа управления, прибывающие для проведения внезапной проверки готовности СВФ к выполнению задач по предназначению, должны при себе иметь предписание на право проверки, подписанное Министром, первым заместителем Министра, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителем Министра - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, заместителями Министра, в соответствии с полномочиями, предоставленными им пунктами 5 и 6 настоящего Положения.

Приложение N 2

Утвержден
приказом МЧС России
от 19.02.2020 N 100

ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
СПАСАТЕЛЬНОГО ВОИНСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ МЧС РОССИИ
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

1. Порядок разработки, утверждения и уточнения Плана действий спасательного воинского формирования МЧС России при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время (далее - Порядок) обязателен для исполнения спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - СВФ) <1>.

--------------------------------

<1> Кроме органов управления СВФ, органов обеспечения управления СВФ, авиационно-спасательных центров, ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России", ФГКУ "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер", ФГКУ "Ногинский спасательный центр МЧС России", ФГКУ "Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России".

Планирование мероприятий применения сил и средств СВФ по предназначению в мирное время (далее - Планирование) является составной частью общего планирования повседневной деятельности СВФ на год.

Планирование осуществляется штабом СВФ при участии должностных лиц СВФ в соответствии с их компетенцией. Оно должно обеспечивать наиболее рациональное и эффективное распределение сил и средств.

В каждом СВФ разрабатываются План действий спасательного воинского формирования МЧС России при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время (далее - План действий) и документы по его реализации.

2. План действий подписывается руководителем СВФ, утверждается Министром, регистрируется и хранится в СВФ.

Приложения к Плану действий подписываются должностными лицами СВФ в соответствии с их компетенцией и утверждаются руководителем СВФ.

Документы реализации Плана действий подписываются руководителями СВФ и территориального органа МЧС России (лицами, их замещающими), утверждаются руководителем структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, отвечающего за обеспечение готовности СВФ к выполнению задач по предназначению.

3. План действий разрабатывается на карте масштаба 1:500 000 (1:1000 000) с приложением пояснительной записки.

Структура Плана действий:

на графической части отображаются:

цели спланированных мероприятий;

пункты постоянной дислокации СВФ и взаимодействующих подразделений МЧС России;

границы субъектов и федеральных округов Российской Федерации;

границы зон ответственности СВФ;

наиболее крупные потенциально опасные, химически и радиационно опасные и критически важные объекты (в том числе находящиеся в активной стадии строительства), находящиеся в зоне ответственности, и их основные характеристики;

метеоусловия, зоны возможного заражения (загрязнения) при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) в зоне ответственности;

зоны, которые наиболее подвержены паводкам, наводнениям, половодьям, ветровым нагонам;

зоны с ежегодно сложной пожароопасной обстановкой, связанной с возникновением крупных природных пожаров;

зоны боевых действий, на которых возможно нахождение неразорвавшихся взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны, в том числе зоны оккупации;

зоны, наиболее подверженные крупным авариям на коммунально-энергетических сетях;

места (районы) погрузки (выгрузки) на железнодорожный, морской (речной), воздушный транспорт, маршруты движения к ним, а также к наиболее крупным потенциально опасным, химически и радиационно опасным и критически важным объектам;

порядок построения сил и средств аэромобильной группировки СВФ, дежурных сил, а также пиротехнических расчетов при совершении маршей;

расчет времени прибытия в зону возможной ЧС своим ходом, а также железнодорожным, морским (речным), воздушным транспортом;

таблица позывных должностных лиц;

схема размещения полевого лагеря СВФ (вариант);

другие необходимые руководителю СВФ данные.

В пояснительной записке текстуально отображаются:

краткая оценка возможной обстановки при возникновении ЧС в зоне ответственности;

порядок оповещения и приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время СВФ;

задачи и порядок действий сил и средств СВФ при ликвидации последствий ЧС на потенциально опасных, химически и радиационно опасных и критически важных объектах (с образованием зон загрязнения, заражения);

задачи и порядок действий сил и средств СВФ при ликвидации последствий ЧС на потенциально опасных, химически и радиационно опасных и критически важных объектах, возникших вследствие стихийных бедствий и катастроф (без образования зон загрязнения, заражения);

порядок организации взаимодействия;

порядок всестороннего обеспечения действий;

порядок управления силами и средствами.

4. Приложения к Плану действий (разрабатываются на карте с приложением пояснительной записки):

план связи;

план комендантской службы;

план морально-психологического обеспечения;

план технического обеспечения;

план медицинского обеспечения;

план тылового обеспечения.

5. Документами реализации Плана действий являются:

план взаимодействия между СВФ и территориальным органом МЧС России, по вопросам применения сил постоянной готовности (дежурных сил);

план взаимодействия между СВФ и территориальным органом МЧС России по вопросам применения пиротехнических подразделений;

план применения аэромобильной группировки СВФ;

план применения сил и средств СВФ, входящих в состав международных или межведомственных контингентов <2>;

--------------------------------

<2> За исключением документов ограниченного распространения и содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

другие необходимые руководителю СВФ документы.

6. В целях обеспечения СВФ необходимыми исходными данными для всесторонней оценки обстановки, выработки замысла на применение подчиненных сил и средств, а также отображения актуальной информации в документах Плана действий территориальные органы МЧС России ежегодно в четвертом квартале по запросу СВФ направляют им необходимую информацию.

7. Исходные данные, необходимые для разработки Плана действий: перечень потенциально опасных и критически важных объектов, находящихся на территории федерального округа, их планы, схемы, характеристики;

перечень учреждений и формирований РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС в зоне ответственности;

пункты постоянной дислокации соединений (частей) военного округа, привлекаемых к ликвидации ЧС, данные по организации взаимодействия с ними;

станции погрузки (выгрузки) на железнодорожный транспорт, аэродромы посадки (высадки) на самолеты, порты погрузки (выгрузки) на морские (речные) суда;

территории, наиболее подверженные паводкам, наводнениям, половодьям, ветровым нагонам;

территории со сложной пожароопасной обстановкой, связанной с возникновением крупных природных пожаров;

территории, на которых возможно нахождение неразорвавшихся взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны, в том числе зоны оккупации;

территории, наиболее подверженные крупным авариям на коммунально-энергетических сетях.