См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 14 августа 2019 г. N 425

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПРИ РЕАГИРОВАНИИ
НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

В целях обеспечения готовности органов управления и сил МЧС России к действиям по предназначению и организации оперативного реагирования структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научных, медицинских, санаторно-курортных и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, на угрозы и факты возникновения чрезвычайных ситуаций, приказываю:

1. Утвердить:

Положение о порядке организации реагирования на чрезвычайные ситуации (приложение N 1);

Положение о порядке организации оповещения при реагировании на чрезвычайные ситуации (приложение N 2);

Схему организации управления при реагировании на чрезвычайные ситуации (приложение N 3).

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения утвердить схемы оповещения должностных лиц подчиненных подразделений, в дальнейшем уточнение проводить по мере необходимости, предусмотрев при этом первоочередное оповещение сотрудников, назначенных в состав оперативного штаба (далее - ОШ) постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в зоне чрезвычайной ситуации.

3. Начальнику Главного управления пожарной охраны обеспечить внесение изменений в приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" в соответствии с положениями настоящего приказа.

4. Признать утратившими силу приказы МЧС России:

от 26.10.2012 N 640 "О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации";

от 25.02.2013 N 123 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640";

от 11.09.2014 N 504 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640";

от 27.07.2015 N 400 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Н. Яцуценко.

Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Приложение N 1

Утверждено
приказом МЧС России
от 14.08.2019 N 425

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

1. Общие положения

1.1. При возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) межрегионального и федерального характера на территории Российской Федерации структурные подразделения центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА) в составе постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - РГПК), оперативного штаба (далее - ОШ) РГПК осуществляют управление силами и средствами МЧС России в зоне ЧС.

Департамент оперативного управления совместно со структурными подразделениями ЦА организует управление силами и средствами МЧС России.

ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - НЦУКС) обеспечивает управление силами и средствами МЧС России, а также осуществляет информационную поддержку принятия решений.

В соответствии с решением начальника НЦУКС по согласованию с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организующим работу по вопросам организации экстренного реагирования сил и средств МЧС России при возникновении (угрозе возникновения) ЧС, при реагировании на ЧС, при ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заместитель Министра, организующий экстренное реагирование) <1>, направляется оперативная группа (далее - ОГ) НЦУКС. По решению руководства МЧС России <2> ОГ НЦУКС может привлекаться при возникновении (угрозе возникновения) ЧС локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, а также пожаров повышенного ранга (далее - пожаров).

--------------------------------

<1> В соответствии с распределением обязанностей между Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, первым заместителем Министра, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителем Министра - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, заместителями Министра.

<2> Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, первый заместитель Министра, статс-секретарь - заместитель Министра, заместитель Министра - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, заместители Министра.

При возникновении (угрозе возникновения) ЧС локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, а также пожаров решение об оповещении и сборе должностных лиц МЧС России, входящих в состав РГПК и ОШ РГПК, принимается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) или заместителем Министра, являющимся руководителем <3> РГПК, на основании доклада <4> старшего оперативного дежурного МЧС России и исходя из складывающейся обстановки.

--------------------------------

<3> Решением председателя Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности руководителем РГПК назначается один из заместителей Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

<4> Предложения о сборе РГПК и ОШ РГПК представляются Министру, заместителю Министра, являющемуся руководителем РГПК, старшим оперативным дежурным МЧС России исходя из оценки обстановки, по согласованию с заместителем Министра, организующим экстренное реагирование, не позднее 20 минут с момента получения информации о ЧС.

1.2. При возникновении (угрозе возникновения) ЧС регионального и межмуниципального характера и пожаров главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) во взаимодействии с органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в составе соответствующих оперативных штабов ликвидации ЧС и тушения пожаров (далее - ОШ ЛЧСП) организуют координацию действий привлекаемых сил и средств функциональных и территориальной подсистем РСЧС.

При возникновении (угрозе возникновения) ЧС локального и муниципального характера и пожаров решение об оповещении и сборе ОШ ЛЧСП, направлении ОГ центров управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России (далее - ЦУКС) принимается руководителями соответствующих ГУ МЧС России на основании оценки складывающейся обстановки.

1.3. До сбора РГПК, ОШ РГПК, ОШ ЛЧСП управление силами МЧС России и взаимодействие с органами управления РСЧС осуществляются оперативной дежурной сменой (далее - ОД С) НЦУКС, ОД С ЦУКС.

1.4. Оповещение ОШ РГПК осуществляется одновременно с оповещением РГПК.

1.5. Руководители структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения ежемесячно до 25 числа направляют в НЦУКС уточненные списки личного состава (по занимаемой должности не ниже начальника отдела), привлекаемого для работы в составе ОШ РГПК в зоне ЧС, пожара, а в случае изменения этих списков немедленно сообщают об этом старшему оперативному дежурному МЧС России с последующим письменным подтверждением в течение суток.

1.6. По решению заместителя Министра, являющегося руководителем РГПК, развертываются Центры поддержки принятия решения (далее - ЦППР).

ЦППР развертываются в соответствии с направлениями своей деятельности.

Руководителями ЦППР являются:

ЦППР Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (федеральный центр науки и высоких технологий) МЧС России (далее - ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) - начальник ВНИИ ГОЧС (ФЦ);

ЦППР Всероссийского ордена "Знак Почета" научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России (далее - ВНИИПО), функционирующего на базе научно-исследовательского центра моделирования чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах (Ситуационный центр) - начальник ВНИИПО.

Для работы в составе ЦППР решением руководителя ЦППР могут привлекаться представители (эксперты) научных и образовательных организаций, а также общественных объединений, в зависимости от прогноза развития обстановки.

2. Основные задачи и функции структурных подразделений ЦА,
учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения
по организации работы при ликвидации ЧС
в Российской Федерации

2.1. При организации работы по ликвидации ЧС в Российской Федерации, координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения, в соответствии с направлениями деятельности решаются задачи по:

организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по ликвидации ЧС;

организации в установленном порядке информирования населения.

2.2. При организации работы по ликвидации ЧС структурные подразделения ЦА, учреждения и организации МЧС России центрального подчинения осуществляют следующие функции:

2.2.1. Аппарат Министра:

осуществляет организационное обеспечение, в том числе документирование (протоколирование) мероприятий (в том числе выездных), проводимых Министром;

осуществляет подготовку проектов выступлений Министра, а также необходимых информационно-аналитических и справочных материалов.

2.2.2. Главное управление пожарной охраны:

организует работу по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС);

организует применение подразделений ФПС ГПС для ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера;

координирует деятельность общественных объединений пожарной охраны, подразделений всех видов пожарной охраны, участвующих в ликвидации ЧС и тушении пожаров;

участвует в организации работ по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих ЧС.

2.2.3. Департамент оперативного управления:

осуществляет координацию деятельности структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России при реагировании на ЧС федерального и межрегионального характера;

совместно с НЦУКС готовит предложения для руководства МЧС России по введению для органов управления и сил МЧС России режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

совместно с Департаментом спасательных формирований готовит предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями разрабатывает проекты решений Правительства Российской Федерации по вопросу выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС, террористических актов и (или) мероприятий по пресечению террористических актов правомерными действиями.

2.2.4. Департамент гражданской обороны и защиты населения:

разрабатывает по поручениям Правительства Российской Федерации и представляет в установленном порядке предложения по номенклатуре и количеству материальных ценностей государственного материального резерва, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС на территории Российской Федерации;

организует формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти материальной помощи населению Российской Федерации, пострадавшему в результате ЧС;

разрабатывает предложения по использованию резерва материальных ресурсов МЧС России для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

осуществляет методическое руководство и готовит предложения по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ЧС природного и техногенного характера;

осуществляет методическое руководство по использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);

осуществляет организационное и методическое руководство по использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, созданных в целях гражданской обороны, при ЧС природного и техногенного характера.

2.2.5. Департамент спасательных формирований:

обеспечивает готовность подразделений аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) и поисково-спасательных формирований (далее - ПСФ), спасательных воинских формирований (далее - СВФ), военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ) к выполнению задач по ликвидации ЧС;

организует применение СВФ, АСФ, ПСФ, ВГСЧ для предупреждения и ликвидации ЧС различного характера;

участвует в организации работ по ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта) во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

организует проведение подводных работ особого (специального) назначения;

организует координацию деятельности по оказанию помощи, поиску и спасению людей, а также ликвидации последствий аварий на объектах ведения горных работ;

осуществляет поддержание в готовности к действиям по предназначению СВФ, ПСФ, ВГСЧ;

осуществляет поддержание боевой готовности СВФ;

координирует деятельность АСФ, ПСФ, а также спасательных формирований, общественных объединений и организаций при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организует проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также участие в гуманитарном разминировании;

участвует в организации поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и участвует в тушении пожаров, в том числе организует применение аэромобильных группировок СВФ;

разрабатывает предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

2.2.6. Департамент надзорной деятельности и профилактической работы:

организует государственный надзор за соблюдением установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

организует деятельность по профилактике нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

организует работу сотрудников надзорной деятельности по плановым (рейдовым) осмотрам, обследованиям территорий (земельных участков) по вопросам обеспечения пожарной безопасности и выполнения требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в зоне ЧС;

организует контроль выполнения противопожарных мероприятий в местах дислокации сил и средств, задействованных в ликвидации ЧС, пунктах временного размещения населения, а также пунктах размещения и выдачи гуманитарной помощи населению, пострадавшему от ЧС;

организует взаимодействие по вопросам выполнения надзорных мероприятий с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при ликвидации ЧС и тушении пожаров;

осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений по вопросам проведения экспертиз по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

2.2.7. Департамент тылового и технического обеспечения:

осуществляет общее руководство тыловым и техническим обеспечением подразделений МЧС России, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участвует в разработке предложений по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС и оказания гуманитарной помощи;

организует закупку товаров, работ, услуг в рамках компетенции Департамента;

участвует в организации тылового и технического обеспечения подразделений МЧС России, привлекаемых для ликвидации ЧС и пожаров;

участвует в организации подготовки и представления в установленном порядке предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий ЧС;

во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, организациями и учреждениями МЧС России организует подготовку предложений по дополнительному оснащению подразделений МЧС России в соответствии со сложившейся обстановкой;

осуществляет контроль и руководство организацией закупок материально-технических средств подразделениями МЧС России.

2.2.8. Департамент международной деятельности:

участвует в организации работ по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, спасению людей (в части решения вопросов, касающихся иностранных граждан, пострадавших на территории Российской Федерации);

разрабатывает механизмы взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в случае ЧС, в том числе трансграничного характера;

организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и ГУ МЧС России прием международной помощи в случае возникновения крупномасштабной ЧС на территории Российской Федерации;

координирует деятельность ГУ МЧС России по взаимодействию с иностранными государствами на приграничном уровне (в рамках приграничного сотрудничества);

участвует в организации тушения пожаров при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей (в части привлечения иностранных пожарно-спасательных формирований);

по решению руководства МЧС России готовит проекты докладов Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации о целесообразности запроса к мировому сообществу либо к конкретным иностранным государствам о содействии в проведении аварийно-спасательных работ на российской территории, либо в предоставлении грузов гуманитарной помощи;

при обращении зарубежных государств в МЧС России с предложениями о направлении спасательных отрядов либо о предоставлении гуманитарной помощи готовит проекты докладов Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации о целесообразности (нецелесообразности) принять предложенную помощь;

по решению руководства МЧС России готовит проекты писем в Министерство иностранных дел Российской Федерации для рассылки в загранучреждения Российской Федерации с потребностями в грузах гуманитарной помощи при том понимании, что официальный запрос Российской Федерации к мировому сообществу не направляется, но при обращениях зарубежных государств в загранучреждения Российской Федерации с предложениями о содействии они будут сориентированы об имеющихся потребностях;

при принятии Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации решения о приеме зарубежных спасательных отрядов организует въезд этих отрядов в Российскую Федерацию, их транспортировку в зону работ и координацию их работы с формированиями РСЧС, а также взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации с целью беспрепятственного въезда зарубежных спасательных отрядов в Российскую Федерацию и последующего обратного выезда.

2.2.9. Департамент кадровой политики:

осуществляет учет пострадавших, погибших, без вести пропавших сотрудников МЧС России и членов их семей;

осуществляет контроль мероприятий воспитательной работы с личным составом подразделений МЧС России;

готовит предложения по поощрению наиболее отличившихся сотрудников МЧС России, а также граждан при ликвидации ЧС и пожаров;

готовит проекты приказов (распоряжений) о командировании руководства МЧС России и сотрудников ЦА;

информировать НЦУКС по изменениям (дополнениям) в структуре центрального аппарата МЧС России, а также по кадровым перемещениям руководящего состава структурных подразделений и учреждений МЧС России центрального подчинения.

2.2.10. Департамент образовательной и научно-технической деятельности:

координирует работу ЦППР и обобщает полученную информацию;

осуществляет подготовку предложений по применению наукоемких технологий и современных образцов пожарно-спасательной техники для ликвидации ЧС и тушения пожаров;

организует проведение анализа эффективности функционирования системы поддержки принятия решений на каждом иерархическом уровне управления для формирования решения на ликвидацию последствий ЧС и тушение пожаров, соответствие и реализацию этих предложений в практических управленческих решениях;

организует проведение анализа действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

2.2.11. Департамент информационной политики:

организует информирование население через средства массовой информации о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах;

организует информационное обеспечение мероприятий по ликвидации ЧС, тушению пожаров через аккредитованные средства массовой информации и Интернет-ресурсы;

организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам организации информирования населения о ЧС и пожарах и мероприятиях по их ликвидации.

2.2.12. Административный департамент:

обеспечивает подготовку и проведение заседаний Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - ПКЧС), оформление протоколов заседаний и организацию контроля выполнения поручений ПКЧС;

осуществляет контроль за выполнением поручений Министра и его заместителей, а также приказов МЧС России, решений ПКЧС и других документов;

осуществляет регистрацию и отправку докладов Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, Заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - пресс-секретарю Президента Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации (курирующему МЧС России), Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации, пресс-секретарю Председателя Правительства Российской Федерации - заместителю Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (далее - руководство Российской Федерации) о ЧС, пожарах и ходе их ликвидации.

2.2.13. Финансово-экономический департамент:

организует в установленном порядке финансовое обеспечение экстренного реагирования на ЧС и пожары;

участвует в проведении анализа поступивших заявок на дополнительное финансирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС и пожаров и подготовку предложений по их финансированию;

обеспечивает подготовку предложений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке.

2.2.14. Управление авиации и авиационно-спасательных технологий:

готовит предложения по применению авиации при ликвидации последствий ЧС и пожаров;

утверждает суточные планы полетов (перелетов) воздушных судов МЧС России;

организует проведение авиационно-спасательных и специальных авиационных работ;

осуществляет контроль за подготовкой воздушных судов МЧС России к выполнению задач по предназначению;

участвует в организации работы по тушению пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

организует выполнение полетов на тушение лесных пожаров при угрозе населенным пунктам и объектам экономики;

участвует в организации тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в том числе применением современных авиационных технологий;

организует авиационное обеспечение эвакуации пострадавшего населения из районов ЧС;

организует создание авиационной группировки для проведения авиационно-спасательных и специальных авиационных работ в районе ЧС;

осуществляет руководство авиационной группировкой в районе ЧС;

организует взаимодействие авиации МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении задач по ликвидации ЧС и тушении пожаров в районе ЧС;

организует взаимодействие экипажей воздушных судов со старшими команд, назначенными от СВФ, подразделений ФПС ГПС при ликвидации последствий ЧС, тушении пожаров и применении беспилотных авиационных систем.

2.2.15. Управление информационных технологий и связи:

организует выполнение мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования систем связи и оповещения МЧС России в зоне ЧС и тушения пожаров;

организует взаимодействие с органами управления РСЧС по вопросам обеспечения связи при ликвидации ЧС и тушении пожаров;

организует взаимодействие с операторами связи с целью организации и обеспечения (наращивания) связи в зоне ЧС и тушения пожаров;

организует выполнение мероприятий по обеспечению правительственной связью руководства МЧС России в зоне ЧС и тушения пожаров;

осуществляет контроль технического состояния и готовности средств связи ОПТ РГПК, ОГ НЦУКС, ОШ ЛЧСП, ОГ ЦУКС к выполнению задач по обеспечению связи из зоны ЧС и пожаров.

2.2.16. Управление стратегического планирования и организационной работы: уточняет данные по численности подразделений ФПС ГПС, СВФ, АСФ, ПСФ, ВГСЧ, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), образовательных, научных, медицинских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;

совместно с Департаментом кадровой политики разрабатывает проекты штатов (штатных перечней), табелей к штатам при создании группировки сил для ликвидации ЧС и пожаров;

информирует НЦУКС по изменениям (дополнениям) в структуре центрального аппарата и учреждений МЧС России центрального подчинения.

2.2.17. Управление безопасности людей на водных объектах:

осуществляет координацию действий сил и средств ГИМС при ликвидации ЧС и пожаров на водных объектах (в прибрежной зоне);

принимает участие в разработке и корректировке планов применения сил и средств МЧС России при ликвидации ЧС на водных объектах.

2.2.18. НЦУКС:

обеспечивает устойчивое функционирование системы управления МЧС России;

совместно с Рузским ЦОПУ обеспечивает организационно-техническое обеспечение работы РГПК;

проводит оповещение Министра, первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителей Министра, заместителя Министра - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, руководителей Аппарата Министра, структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, а также должностных лиц, входящих в состав ПКЧС, РГПК, ОШ РГПК;

обеспечивает координацию деятельности органов повседневного управления РСЧС, в том числе управления силами и средствами РСЧС, и органов управления гражданской обороной, в том числе управления силами и средствами гражданской обороны;

организует информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;

организует информирование населения в зоне ЧС с использованием стационарных и мобильных терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения.

2.2.19. ВНИИ ГОЧС (ФЦ):

организует взаимодействие с организациями, входящими в состав функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РСЧС, а также с организациями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках ЧС, о показателях риска возникновения ЧС, об обнаружении и идентификации различных видов заражения и загрязнения;

осуществляет разработку прогнозов развития и масштабов последствий ЧС с учетом вторичных факторов;

осуществляет подготовку рекомендаций по проведению мероприятий по ликвидации последствий ЧС и применению сил и средств РСЧС;

во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России проводит анализ действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации ЧС природного и техногенного характера в установленном порядке.

2.2.20. ВНИИПО:

осуществляет научно-методическое обеспечение в области оценки соответствия объектов защиты и услуг требованиям пожарной безопасности;

участвует в качестве экспертов при проведении мероприятий по ликвидации ЧС и пожаров, а также осуществлению надзорно-профилактической деятельности в области пожарной безопасности;

осуществляет разработку прогнозов развития и масштабов последствий пожаров с учетом вторичных факторов;

осуществляет подготовку рекомендаций по проведению мероприятий по ликвидации последствий пожаров и применению сил и средств РСЧС;

во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России проводит анализ действий органов управления, сил и средств РСЧС по тушению пожаров в установленном порядке.

2.2.21. Центр экстренной психологической помощи:

организует оказание экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС;

организует мероприятия по психологическому обеспечению группировки сил МЧС России при ликвидации ЧС и пожаров, в части касающейся;

разрабатывает рекомендации по психологическому обеспечению группировки сил РСЧС (при необходимости);

осуществляет организацию и контроль работы телефонов "горячей линии" при ЧС;

планирует создание, наращивание и оснащение группировки сил по психологическому обеспечению в зоне ЧС;

осуществляет координацию действий сил и средств РСЧС при оказании экстренной психологической помощи.

2.3. Организации и учреждения МЧС России, не указанные в разделе 2.2 настоящего Положения, организуют и обеспечивают выполнение задач по предназначению в соответствии с положениями (уставами или другими учредительными документами), в том числе готовность подчиненных органов управления и сил к выполнению задач по ликвидации ЧС и тушению пожаров в соответствии с решениями руководства МЧС России.

2.4. Персональная ответственность за качественное выполнение возложенных на структурные подразделения ЦА, организации и учреждения МЧС России центрального подчинения задач и функций при организации реагирования на ЧС и пожары возлагается на руководителей соответствующих подразделений.

3. Порядок деятельности структурных подразделений ЦА,
учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения
при организации работы по ликвидации ЧС

3.1. До сбора РГПК и ОШ РГПК специалисты ОДС НЦУКС формируют единый информационный ресурс ликвидации ЧС и пожаров, а также осуществляют:

сбор, анализ и подготовку обобщенных информационно-справочных материалов по обстановке, сложившейся в результате возникновения (угрозы возникновения) ЧС или пожаров (формализованные документы ОДС НЦУКС);

подготовку проектов приказов (распоряжений) МЧС России о введении для органов управления и сил МЧС России режимов повышенной готовности и (или) ЧС, организации работы по ликвидации ЧС, командировании сотрудников МЧС России в зону ЧС (далее - проекты приказов об организации реагирования на ЧС и пожары);

подготовку проектов оперативных докладов (справок) руководству Российской Федерации о возникновении (угрозе возникновения) ЧС или пожара, привлеченных силах и средствах и о ходе работ по ликвидации ЧС (далее - проекты оперативных докладов);

подготовку проектов писем в федеральные органы исполнительной власти о сборе РГПК (далее - проекты писем о сборе РГПК);

подготовку проекта вступительного и заключительного слова руководителя РГПК на заседании РГПК.

Представление на утверждение Министру проектов приказов об организации реагирования на ЧС и пожары, оперативных докладов, писем о сборе РГПК (далее - оперативные документы) возлагается на заместителя Министра, организующего экстренное реагирование (Директора Департамента оперативного управления, начальника НЦУКС) не позднее четырех часов с момента получения указаний от руководства МЧС России на организацию реагирования.

В целях организации реагирования на ЧС и пожары представление оперативных документов на подпись Министру осуществляется без согласования с руководством МЧС России, руководителями структурных подразделений ЦА (за исключением заместителя Министра по экстренному реагированию, Департамента оперативного управления и начальника НЦУКС) и проведения правовой экспертизы.

В исключительных случаях, в целях организации экстренного реагирования, допускается согласование оперативных документов по средствам связи.

3.2. Специалисты ОДС НЦУКС обеспечивают деятельность РГПК и организуют ее информационную и документационную поддержку, в том числе:

передачу распоряжений, решений и указаний соответствующих руководителей в подчиненные органы управления, организации и учреждения МЧС России;

контроль исполнения подчиненными органами управления, организациями и учреждениями МЧС России распоряжений, решений и указаний соответствующих руководителей;

сбор и обобщение отчетных материалов по действиям подчиненных органов управления, организаций и учреждений МЧС России и размещение их на FTP-сервере НЦУКС.

Порядок закрепления АРМ ОДС ТЩУКС за структурными подразделениями ЦА, организациями и учреждениями МЧС России центрального подчинения по оповещению, предоставлению формализованных документов ОДС НЦУКС и информированию должностных лиц утверждается начальником НЦУКС.

Постановка на контроль и доведение решений РГПК до исполнителей осуществляется Административным департаментом.

3.3. Взаимодействие и информационное обеспечение деятельности структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, НЦУКС, ГУ МЧС России осуществляются с использованием единого информационного пространства на основе информационных ресурсов НЦУКС и ГУ МЧС России.

Информационные и справочные материалы, отрабатываемые в установленном порядке органами управления МЧС России в ходе выполнения мероприятий по ликвидации ЧС и пожаров, обобщаются специалистами ОДС НЦУКС в соответствии с возложенными на них полномочиями и размещаются на FTP-сервере НЦУКС по адресу: \\mchs.ru\ncuks\Архив УОР\"Год"\"Месяц"\"Дата".

Доступ структурных подразделений ЦА, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения, ГУ МЧС России к информационным ресурсам НЦУКС обеспечивается заблаговременно и на постоянной основе.

Осуществление контроля за своевременным представлением ГУ МЧС России информационно-справочных документов при работе по ликвидации ЧС и пожаров возлагается на специалистов ОДС НЦУКС.

4. Организация работы должностных лиц МЧС России в составе
ОШ РГПК

4.1. Для убытия в зону ЧС или пожара в состав ОШ РГПК от МЧС России в зависимости от характера прогнозируемых последствий ЧС и пожаров, включаются должностные лица структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения.

4.2. Должностные лица МЧС России, входящие в состав ОШ РГПК, выполняют задачи, соответствующие направлениям деятельности их структурных подразделений, а также указания руководителя ОШ РГПК с момента сбора для убытия в зону ЧС и пожаров.

Персональная ответственность за подготовку должностных лиц структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, входящих в состав ОШ РГПК, возлагается на их руководителей.

В целях обеспечения постоянной готовности ОШ РГПК от структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения назначаются должностные лица в основной и резервный состав.

При возникновении одновременно нескольких ЧС межрегионального или федерального характера на территории Российской Федерации, решение о направлении ОШ РГПК в зону ЧС принимается заместителем Министра, являющимся руководителем РГПК, с последующим докладом Министру. При этом в готовность к экстренному реагированию на ЧС приводится резервный состав ОШ РГПК. Оповещение и сбор резервного состава ОШ РГПК с последующим убытием в зону ЧС осуществляет НЦУКС.

Порядок и способы убытия ОШ РГПК в зону ЧС и пожара определяются заместителем Министра, являющимся руководителем РГПК, или Министром при его личном убытии в зону ЧС, пожара и доводится до личного состава ОШ РГПК и их руководителей через ОДС НЦУКС.

4.3. В случаях убытия в зону ЧС и пожаров авиационным транспортом доставка ОШ РГПК в аэропорты для убытия возлагается на Автотранспортную часть оперативного реагирования при МЧС России, Главное управление МЧС России по г. Москве, Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" (по отдельному распоряжению). Сопровождение и обеспечение движения транспорта с должностными лицами МЧС России, входящими в состав ОШ РГПК, осуществляется специальными автомобилями военной автомобильной инспекции МЧС России или Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России (по согласованию).

Время прибытия транспортных средств (из расчета доставки до 20 человек) к месту сбора не должно превышать двух часов с момента получения команды (распоряжения) на убытие по линии ОДС.

В зависимости от складывающейся обстановки и условий развития ЧС и пожара по указанию заместителя Министра, являющегося руководителем РГПК, прибытие должностных лиц МЧС России, входящих в состав ОШ РГПК, в аэропорты (на аэродромы, вокзалы) может осуществляться самостоятельно за 2 часа до убытия.

4.4. Руководство погрузочными работами ОШ РГПК, ОГ НЦУКС, сил и средств МЧС России на воздушное судно МЧС России осуществляется командиром воздушного судна.

ГУ МЧС России на территории которого расположен аэропорт (аэродром, вокзал):

осуществляет контроль прибытия ОШ РГПК, ОГ НЦУКС, сил и средств МЧС России в аэропорт (на аэродром, вокзал) погрузки и в аэропорты (на аэродромы, вокзалы) назначения;

обеспечивает пропускной режим в аэропорт (на аэродром, вокзал);

обеспечивает устойчивую видеоконференцсвязь из аэропорта (с аэродрома, вокзала).

4.5. Организационное обеспечение функционирования ОШ РГПК в зоне ЧС, пожара возлагается на ГУ МЧС России, на территории которого работает ОШ РГПК (далее - ГУ МЧС России, обеспечивающее ОШ РГПК).

ГУ МЧС России, обеспечивающее ОШ РГПК совместно с ОГ НЦУКС, осуществляют:

информационную поддержку ОШ РГПК;

ведение списочного учета должностных лиц МЧС России, убывающих в зону ЧС и пожара;

подготовку справочных и информационных документов для обеспечения работы ОШ РГПК и руководящего состава МЧС России.

4.6. К работе по обеспечению функционирования ОШ РГПК привлекаются должностные лица ОШ ЛЧСП.

4.7. Для обеспечения работы ОШ РГПК в зоне ЧС, пожара может развертываться подвижный пункт управления (далее - ППУ) МЧС России, а также могут использоваться пункты управления ГУ МЧС России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию), на территории которых проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

4.8. Финансовое обеспечение командировочных расходов убывающих в зону ЧС должностных лиц МЧС России осуществляется соответствующими финансовыми подразделениями.

В целях финансового обеспечения командировочных расходов сотрудников МЧС России для организации работы по ликвидации ЧС в Российской Федерации создаются неснижаемые минимальные резервы финансовых средств (далее - резервы) в размере, позволяющем командировать на срок до 2 суток. Значение численности, принимаемой в расчет, определяется из средних значений за последние 3 года.

Порядок создания, хранения и выдачи финансовых средств для обеспечения командировочных расходов личного состава ЦА, ГУ МЧС России, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения, определяется решением руководителей соответствующих подразделений.

4.9. По решению директора Департамента информационной политики в зоне ЧС и пожара формируется и развертывается выездной пресс-центр МЧС России.

Распространять официальные заявления и сообщения МЧС России при ликвидации ЧС, тушении пожара имеют право руководитель ОШ РГПК, директор Департамента информационной политики или лицо, его замещающее, а также уполномоченные лица, назначаемые руководством МЧС России.

Порядок взаимодействия со средствами массовой информации при ликвидации ЧС, тушении пожара определяет директор Департамента информационной политики по согласованию с руководством МЧС России.

Приложение N 2

Утверждено
приказом МЧС России
от 14.08.2019 N 425

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПОВЕЩЕНИЯ ПРИ РЕАГИРОВАНИИ
НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

1. Старший оперативный дежурный (далее - СОД) МЧС России при получении информации о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), пожаре (угрозе пожара) на объектах экономики и критически важных объектах, а также массовой гибели граждан при ЧС и пожарах докладывает <1>:

--------------------------------

<1> Доклад осуществляется в течение пяти минут с момента получения информации о возникновении (характере) ЧС (угрозе возникновения ЧС и пожара).

начальнику ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - НЦУКС);

заместителю Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организующему работу по вопросам экстренного реагирования сил и средств МЧС России при угрозе возникновения ЧС, при реагировании на ЧС, при ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заместитель Министра, организующий экстренное реагирование) <2>;

--------------------------------

<2> В соответствии с распределением обязанностей между Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, первым заместителем Министра, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителем Министра - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, заместителями Министра.

первому заместителю Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - первый заместитель Министра);

Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министру).

Оповещение статс-секретаря - заместителя Министра, заместителя Министра - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, заместителей Министра, руководителя Аппарата Министра, директора Департамента оперативного управления осуществляется в срок до десяти минут оперативной дежурной сменой (далее - ОДС) НЦУКС с момента получения указаний от СОД МЧС России.

2. Оповещение руководителей структурных подразделений центрального аппарата (далее - ЦА), учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, членов оперативного штаба (далее - ОШ) постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - РГПК) организует СОД МЧС России с:

использованием имеющихся средств оповещения в соответствии с принятым решением по привлекаемому составу;

дублированием специалистами ОДС НЦУКС в соответствии с порядком закрепления автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) ОДС НЦУКС за структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения, в том числе путем SMS-рассылки.

3. Сбор РГПК и ОШ РГПК осуществляется по сигналам:

"ВНИМАНИЕ, ОБЪЯВЛЕН СБОР РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ И ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ. Время сбора _____ часов _____ минут".

Время оповещения не должно превышать десяти минут.

Время сбора:

в рабочее время - не более часа;

в нерабочее время - не более трех часов.

Место сбора:

заместителей Министра, руководителей структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, входящих в состав РГПК, по адресу: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, стр. 1 (здание НЦУКС), помещение N 903;

сотрудников МЧС России, входящих в состав ОШ РГПК, по адресу: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, стр. 1 (здание НЦУКС), помещение N 701;

центров поддержки принятия решений (далее - ЦППР) в пунктах постоянной дислокации в помещениях, оборудованных информационно-коммуникационными системами связи.

По отдельному указанию руководителя РГПК представители ЦППР прибывают в здание НЦУКС по адресу: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, стр. 1 (здание НЦУКС), помещение N 903.

4. В ходе ликвидации ЧС, при изменении обстановки в зоне ЧС (при наличии признаков ЧС (угрозы возникновения ЧС)) информирование руководителей структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, руководящего состава НЦУКС организуется СОД МЧС России по согласованию с начальником НЦУКС, а в его отсутствие с лицом, его замещающим, путем рассылки SMS-сообщений.

Приложение N 3

Утверждена
приказом МЧС России
от 14.08.2019 N 425

СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАГИРОВАНИИ
НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Рисунок (не приводится)

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области