См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 13 октября 2020 г. N 765

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ (НЕСЕНИЯ) ДЕЖУРСТВ ЭКИПАЖЕЙ И ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

В соответствии с абзацем сорок девятым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" <1>, для организации (несения) дежурства в авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 23, ст. 3621.

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации (несения) дежурств экипажей и воздушных судов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Порядок).

2. Заместителю Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России, руководителям структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, начальникам территориальных органов, авиационно-спасательных центров МЧС России, директору федерального государственного бюджетного учреждения "Авиационно-спасательная компания МЧС России" применение дежурных экипажей и воздушных судов МЧС России организовать в соответствии с положениями настоящего Порядка.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющего координацию и контроль деятельности Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России.

Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Утвержден
приказом МЧС России
от 13.10.2020 N 765

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ (НЕСЕНИЯ) ДЕЖУРСТВ ЭКИПАЖЕЙ И ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

I. Общие положения

1. Настоящий порядок организации (несения) дежурств экипажей и воздушных судов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Порядок) разработан в соответствии с положениями статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации <1>, абзацем сорок девятым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. 138 <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2016, N 27, ст. 4160.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2020, N 6, ст. 680.

2. Дежурство экипажей и воздушных судов МЧС России (далее - дежурные силы авиации) организуется в целях экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации (далее - ЧС), защиты населения и территорий от ЧС, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

3. Дежурные силы авиации могут привлекаться к выполнению следующих задач:

3.1. авиационно-спасательные работы:

поиск и обнаружение потерпевших бедствие;

наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;

десантирование спасательных групп и грузов;

эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствий на суше (в равнинной, горной местности, городах) и с водной поверхности;

3.2. специальные авиационные работы:

тушение пожаров;

ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности;

обработка объектов химическими и биологическими препаратами;

ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах;

3.3. воздушные перевозки:

доставка в зоны ЧС сил и средств МЧС России, необходимых для проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных, противопожарных работ и оказания медицинской помощи, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов;

эвакуация пострадавшего населения из зон ЧС;

эвакуация материальных и культурных ценностей из зон ЧС в безопасные районы;

эвакуация российских граждан из-за рубежа при ЧС.

4. Применение дежурных сил авиации при экстренном реагировании на ЧС и ликвидации их последствий организуется заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющим координацию и контроль деятельности Управления авиации и авиационно-спасательных технологий (далее - заместитель Министра).

Организация дежурства дежурных сил авиации, летной и специальной подготовки авиационно-спасательных учреждений МЧС России, включающих в себя авиационно-спасательные центры МЧС России и федеральное государственное бюджетное учреждение "Авиационно-спасательная компания МЧС России" (далее - АСК МЧС России), осуществляется начальником авиации - начальником Управления авиации и авиационно-спасательных технологий (далее - начальник авиации).

Организация применения дежурных сил авиации и контроль их состояния осуществляется отделом контроля применения авиации и беспилотных авиационных систем (командный пункт авиации) Управления авиации и авиационно-спасательных технологий (далее соответственно - командный пункт авиации, Управление авиации).

В авиационно-спасательных учреждениях МЧС России организация дежурства дежурных сил авиации, обеспечение повседневной деятельности авиационно-спасательных учреждений МЧС России, в том числе аэродромно-техническое обслуживание, заправка авиационным топливом, горюче-смазочными материалами, размещение воздушных судов и авиационного персонала в аэропортах (на аэродромах, вертолетных площадках) постоянного базирования осуществляются руководителями авиационно-спасательных учреждений МЧС России.

Организация применения дежурных сил авиации в случаях ликвидации последствий ЧС при временном базировании их в других аэропортах (аэродромах, вертолетных площадках), включая охрану, стоянку, наземное обслуживание и заправку воздушных судов авиационным топливом, выделение автомобильного транспорта, средств связи, размещение и питание экипажей и технического персонала, осуществляются руководителями соответствующих территориальных органов МЧС России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых выполняются авиационно-спасательные и специальные авиационные работы.

II. Организация дежурства

5. Для несения дежурства в авиации МЧС России устанавливаются следующие степени готовности дежурных сил авиации:

"Повседневная деятельность";

"Повышенная готовность";

"Чрезвычайная ситуация".

6. Степень готовности дежурных сил авиации "Повседневная деятельность" предусматривает следующие мероприятия:

дежурные экипажи и расчеты инженерно-технического состава назначены, летному составу поставлена задача, проведена предварительная подготовка и контроль готовности к выполнению полетов по реагированию на возможные чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) исходя из географических и климатических особенностей мест базирования (дежурства);

летный и инженерно-технический состав, спасатели находятся в специально отведенных для дежурства местах, на занятиях в рабочее время или на отдыхе в нерабочее время;

летный состав проводит периодический анализ метеорологических условий района дежурства;

воздушные суда и средства наземного обеспечения общего применения проверены и готовы к применению и находятся в установленных местах (на стоянках, в ангарах, гаражах);

экипажи и воздушные суда могут привлекаться к тренировочным полетам в районе аэродрома (площадки), выполнению полетов на договорной основе (по согласованию с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющий координацию и контроль деятельности Управления авиации и авиационно-спасательных технологий (далее соответственно - заместитель Министра, Управление авиации) при условии выдерживания времени реагирования;

вылет вертолетов, назначенных в состав дежурных сил авиации МЧС России, выполняется не позднее 1 часа в рабочее время и 3 часов в нерабочее время;

вылет самолетов федерального государственного бюджетного учреждения "Авиационно-спасательная компания МЧС России" (далее - ФГБУ "АСК МЧС России") выполняется не позднее 2 часов 30 минут в рабочее время и 5 часов 30 минут в нерабочее время для самолетов RRJ-95LR-100 (Ан-148-100ЕМ) и 3 часов в рабочее время и 6 часов в нерабочее время для самолетов Ил-76ТД.

При необходимости:

подогрева воздушного судна время готовности к вылету увеличивается на 30 минут;

обработки противообледенительной жидкостью время готовности к вылету увеличивается на 30 минут.

Время нахождения в готовности - 1 сутки.

Расчеты пунктов управления авиации МЧС России (далее - ПУА), включающие в себя отдел контроля применения авиации и беспилотных авиационных систем Управления авиации (далее - командный пункт авиации), командно-диспетчерский пункт ФГБУ "АСК МЧС России" и отделы (командно-диспетчерские и контроля за воздушными судами) авиационно-спасательных центров МЧС России готовы к выполнению поставленных задач и находятся в постоянной готовности к действиям в любых условиях обстановки в составе дежурных сил МЧС России.

На ПУА организовано круглосуточное дежурство с выполнением задач:

по поддержанию системы управления дежурными силами авиации и системы оповещения Управления авиации, авиационных учреждений МЧС России, командного пункта авиации и взаимодействующих сил в готовности к применению;

по приему и доведению приказов (распоряжений, указаний) по применению дежурных сил авиации МЧС России до соответствующих начальников и ПУА и контроль за их исполнением;

по организации и обеспечению безопасного, надежного и непрерывного управления полетами и перелетами, постоянного контроля за воздушными судами, выполняющими авиационно-спасательные и специальные авиационные работы.

7. Степень готовности дежурных сил авиации "Повышенная готовность" предусматривает следующие мероприятия:

дежурные экипажи и расчеты инженерно-технического состава назначены, летному составу поставлена задача, проведена предварительная подготовка, контроль готовности к выполнению полетов по реагированию на возможные ЧС исходя из географических и климатических особенностей мест базирования (дежурства);

летный, инженерно-технический состав, спасатели находятся в специально отведенных для дежурства местах, на занятиях в рабочее время или на отдыхе в нерабочее время;

летный состав проводит анализ метеорологических условий районов с рисками возникновения ЧС, выполняет расчеты по вариантам загрузки, заправке топливом;

воздушные суда и средства наземного обеспечения общего применения проверены и готовы к применению и находятся в установленных местах (на стоянках, в ангарах, гаражах);

вылет вертолетов, назначенных в состав дежурных сил авиации, выполняется не позднее 1 часа в рабочее время и 3 часов в нерабочее время;

вылет самолетов ФГБУ "АСК МЧС России" выполняется не позднее 2 часов 30 минут в рабочее время и 5 часов 30 минут в нерабочее время для самолетов RRJ-95LR-100 (Ан-148-100ЕМ) и 3 часов в рабочее время и 6 часов в нерабочее время для самолетов Ил-76ТД;

по решению заместителя Министра готовность к вылету может устанавливаться круглосуточно - как для рабочего времени.

При необходимости:

подогрева воздушного судна время готовности к вылету увеличивается на 30 минут;

обработки противообледенительной жидкостью время готовности к вылету увеличивается на 30 минут.

Время нахождения в готовности - 1 сутки.

На ПУА находится усиленный расчет.

8. Степень готовности дежурных сил авиации "Чрезвычайная ситуация" предусматривает следующие мероприятия:

летный состав находится в кабине воздушного судна, пассажиры на борту воздушного судна, выпускающий инженерно-технический состав - возле воздушного судна;

предполетная подготовка воздушного судна выполнена в полном объеме, наземные источники электропитания подключены, проведена дозаправка авиационным топливом, груз, автомобильная и специальная техника загружены и закреплены на борту воздушного судна, необходимое оборудование (снаряжение) подготовлено к использованию;

задача экипажам поставлена и при необходимости уточняется в полете, экипажи выполнили предполетную подготовку и готовы к запуску, командиры воздушных судов находятся на радиосвязи с пунктами управления полетами;

вылет дежурных сил авиации выполняется не позднее 30 минут после подачи команды.

При необходимости:

подогрева воздушного судна время готовности к вылету увеличивается на 30 минут;

обработки противообледенительной жидкостью время готовности к вылету увеличивается на 30 минут.

Непрерывное время нахождения в готовности 1 час с последующим переводом в пониженный режим готовности, повторное введение режима "Чрезвычайная ситуация" не ранее чем через 4 часа.

На ПУА находится полный расчет.

9. Для несения дежурства в авиации МЧС России привлекаются:

дежурные смены пунктов управления авиации МЧС России (далее - ПУА), включающие в себя командный пункт авиации, командно-диспетчерский пункт АСК МЧС России и отделы (командно-диспетчерские и контроля за воздушными судами) авиационно-спасательных учреждений МЧС России, подготовленные к выполнению обязанностей;

экипажи воздушных судов;

воздушные суда и средства наземного обеспечения общего применения;

личный состав группы руководства полетами, подразделений инженерно-авиационной службы, аэродромно-технического и инженерно-аэродромного обеспечения, связи и радиотехнического обеспечения полетов;

специалисты отделов и служб авиационно-спасательных учреждений МЧС России, ответственные за своевременное обеспечение и вылет дежурных сил авиации.

10. Дежурство дежурных сил авиации осуществляется в аэропортах (на аэродромах, вертолетных площадках) постоянного базирования. В отдельных случаях, при возникновении ЧС, МЧС России может устанавливаться дежурство сил и средств в других аэропортах, на аэродромах (вертолетных площадках).

11. К несению дежурства допускаются:

члены экипажей авиационно-спасательных центров МЧС России, освидетельствованные врачебной летной комиссией (врачебной летной экспертной комиссией), не имеющие перерывов по видам летной подготовки, имеющие допуск к эксплуатации авиационной техники, к выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ днем и ночью, подготовленные в соответствующих метеорологических условиях;

члены экипажей АСК МЧС России, имеющие допуск к перевозке пассажиров и выполнению авиационных работ в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2009 N 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22.11.2010 N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16.11.2011 N 284 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27.12.2012 N 453 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 25.11.2013 N 362 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356), от 10.02.2014 N 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 03.03.2014 N 60 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), от 26.02.2015 N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663), от 15.06.2015 N 187 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147), от 18.07.2017 N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712), от 18.09.2018 N 333 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652), от 14.06.2019 N 183 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416), от 22.04.2020 N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784);

специалисты дежурных смен ПУА, имеющие допуск к самостоятельному несению дежурства;

инженерно-технический состав, имеющий допуск к самостоятельной эксплуатации воздушных судов данного типа, прошедший инструктаж;

специалисты инженерно-аэродромного, аэродромно-технического, радиотехнического обеспечения полетов и связи, имеющие допуск к обеспечению полетов, прошедшие инструктаж;

исправные воздушные суда, имеющие остатки назначенных ресурсов и сроков службы, необходимые для выполнения полета на максимальную дальность, и снаряженные авиационным специальным оборудованием, согласно поставленным задачам на период дежурства;

средства наземного обеспечения общего применения и средства связи, прошедшие техническое обслуживание, имеющие допуск к обеспечению полетов.

12. Дежурные силы авиации назначаются на сутки приказом руководителя авиационно-спасательного учреждения МЧС России.

Замена экипажей и воздушных судов во время дежурства допускается в исключительных случаях приказами руководителей авиационных спасательных учреждений МЧС России, от которых они назначаются, с докладом начальнику авиации и дежурной смене командного пункта авиации и последующим внесением изменений в приказ об организации дежурства.

13. Подготовка к несению дежурства включает:

постановку руководителем авиационно-спасательного учреждения МЧС России или лицом, исполняющим его обязанности, задачи на подготовку, организацию и обеспечение дежурства;

проведение назначенными должностными лицами авиационно-спасательного учреждения занятий с личным составом дежурных сил авиации по изучению вариантов возможных задач при возникновении ЧС и документов по организации и несению дежурства;

самостоятельную подготовку должностных лиц, назначенных в состав дежурных сил авиации;

подготовку воздушных судов и авиационного специального оборудования;

контроль готовности руководителем авиационно-спасательного учреждения МЧС России или лицом, исполняющим его обязанности, должностных лиц, назначенных в состав дежурных сил авиации, к несению дежурства;

инструктаж руководителем авиационно-спасательного учреждения МЧС России или лицом, исполняющим его обязанности, личного состава дежурных сил авиации.

14. При подготовке к дежурству летным экипажам дежурных сил авиации МЧС России и дежурным сменам ПУА следует изучить:

общую оперативную, наземную, воздушную, навигационную обстановку районов базирования дежурных сил авиации и возможные маршруты полетов, а также риски возникновения ЧС;

требования Порядка и других документов, регламентирующих организацию и несение дежурства дежурных сил авиации МЧС России;

летно-технические характеристики и возможности воздушных судов по выполнению задач в различных вариантах;

меры безопасности при выполнении всех видов авиационно-спасательных, специальных авиационных работ и воздушных перевозок;

порядок действий, технологию работы и взаимодействия членов экипажа по месту и времени при выполнении авиационно-спасательных, специальных авиационных работ и воздушных перевозок;

орнитологическую и метеорологическую обстановку и ее прогноз на период дежурства;

порядок, сроки занятия готовности и вылета воздушных судов из состава дежурных сил авиации;

состояние, готовность, данные средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;

условия взлета и посадки в основном и запасных аэропортах (на аэродромах, вертолетных площадках);

порядок взаимодействия со спасательными воинскими, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

порядок управления и координации действий при ликвидации последствий ЧС;

порядок и варианты загрузки воздушных судов для транспортировки грузов (в случае перевозки спасателей и пожарных).

15. Управление дежурными силами авиации осуществляется старшим оперативным дежурным МЧС России (далее - СОД МЧС России) через дежурные смены ПУА.

16. Размещение дежурных сил и средств наземного обеспечения общего применения авиации МЧС России в аэропорту (на аэродроме, вертолетной площадке) определяется с учетом обеспечения вылета воздушных судов для выполнения задачи при ЧС в сроки, установленные заместителем Министра.

17. На рабочих местах экипажей дежурных сил авиации должны быть в наличии:

документы, регламентирующие применение авиации МЧС России;

инструкция по производству полетов в районе аэропорта (аэродрома), аэронавигационные паспорта вертолетных площадок;

полетная карта (комплект карт) района ответственности с нанесенными воздушными трассами, местными воздушными линиями и запретными зонами;

инструкция по организации и несению дежурства в авиационно-спасательном учреждении МЧС России;

инструкция по правилам техники безопасности;

инструкция по пожарной безопасности и действиям дежурной смены в случае возникновения пожара;

инструкция по обеспечению безопасности связи и информации, режима секретности и правил ведения переговоров по техническим средствам связи;

выписка из приказа о допуске экипажей к выполнению всех видов подготовки воздушного судна при автономном базировании;

выписка из приказа руководителя авиационно-спасательного учреждения МЧС России о назначении личного состава, привлекаемого к несению дежурства;

перечень перевозимого имущества;

перечень бортовой документации;

список обязанностей должностных лиц при несении дежурства;

перечень работ и проверок по обеспечению готовности дежурных сил авиации к вылету;

технологические графики подготовки авиационной техники (по типам воздушных судов) при подготовке к вылету;

компоновочные схемы вариантов применения воздушных судов;

технологические графики смены варианта загрузки (применения) воздушных судов;

график смены дежурных экипажей;

журнал инструктажа экипажей воздушных судов, допущенных на дежурство;

журнал проверки готовности дежурных сил авиации МЧС России (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку);

бланки полетных заданий, списки лиц, перевозимых на воздушном судне и описи грузов, подготовленные к заполнению, в опечатанном пакете;

телефонный справочник МЧС России;

журнал приема (сдачи) дежурства.

18. На рабочих местах дежурных смен ПУА должны быть в наличии:

документы, регламентирующие применение авиации МЧС России;

инструкция дежурной смены ПУА при переводе авиационно-спасательного учреждения в готовность к выполнению задач по предназначению;

инструкция должностных лиц дежурной смены ПУА по действиям в особых случаях обстановки;

инструкция по правилам техники безопасности;

инструкция по пожарной безопасности и действиям дежурной смены в случае возникновения пожара;

инструкция по обеспечению безопасности связи и информации, режима секретности и правил ведения переговоров по техническим средствам связи;

схема оповещения личного состава при переводе в высшие степени готовности;

обязанности должностных лиц при несении дежурства;

тактико-технические характеристики воздушных судов авиации МЧС России;

предварительные штурманские расчеты полетов воздушных судов МЧС России до наиболее часто используемых аэропортов (аэродромов, вертолетных площадок) на территории Российской Федерации и за границей;

компоновочные схемы вариантов применения;

технологические графики времени смены варианта загрузки (снаряжения) воздушных судов;

схема организации связи авиационно-спасательного учреждения МЧС России;

таблица позывных должностных лиц авиационно-спасательного учреждения МЧС России;

справочный материал о подготовке экипажей авиационно-спасательных учреждений МЧС России к выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ, характеристиках и состоянии аэропортов (аэродромов, вертолетных площадок) базирования дежурных сил авиации, исправности авиационной техники по типам воздушных судов, количестве авиационного топлива в аэропортах (на аэродромах, вертолетных площадках) базирования авиационно-спасательных учреждений МЧС России;

журнал учета телефонограмм;

телефонный справочник МЧС России;

журнал учета воздушных перевозок грузов;

журнал учета оперативной информации об авиационных происшествиях;

журнал учета докладов об авиационных инцидентах;

журнал приема (сдачи) дежурства.

III. Применение дежурных сил авиации

19. Приведение дежурных сил авиации в готовность к авиационному обеспечению реагирования при угрозе возникновения или возникновении ЧС (в том числе тушения пожаров) осуществляется по устному распоряжению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, или лица, исполняющего его обязанности, или заместителя Министра, или начальника авиации и СОД МЧС России на основании полученной оперативной информации, докладов старших оперативных дежурных главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее соответственно - СОД ГУ МЧС России, ГУ МЧС России).

20. Для применения дежурных сил авиации на территории субъекта Российской Федерации начальник ГУ МЧС России лично или через СОД ГУ МЧС России, согласовав возможность применения дежурных сил авиации с руководителем авиационно-спасательного учреждения МЧС России, от которого выделены дежурные силы авиации, докладывает СОД МЧС России о событии, требующем применения дежурных сил авиации, устно, по средствам связи с последующим представлением в течение 30 минут с момента представления заявки на применение дежурных сил авиации.

В заявке на применение дежурных сил авиации должна содержаться следующая информация:

цель полета, тип воздушного судна, принадлежность авиационно-спасательному учреждению МЧС России, дата, время вылета;

аэропорт (аэродром, вертолетная площадка) дежурства;

маршрут полета (аэропорты (аэродромы, вертолетные площадки), населенные пункты, координаты, районы с географической привязкой, районы поиска);

наименования подразделений и общее количество пассажиров (спасателей, пожарных и других специалистов), характер груза, оборудования (вес, объем, сведения о его опасности, наименование автомобильной, специальной техники, размеры, общий вес);

необходимость использования авиационного специального оборудования (водосливное устройство, выливной авиационный прибор, вертолетный опрыскиватель.

21. СОД МЧС России на основании полученной информации принимает решение о приведении дежурных сил авиации в готовность к вылету. Свое решение доводит устно по средствам связи до дежурной смены командного пункта авиации и соответствующего СОД ГУ МЧС России.

Дежурная смена командного пункта авиации немедленно, но не позднее 5 минут с момента принятия решения СОД МЧС России на приведение дежурных сил авиации в готовность к вылету, доводит решение до дежурных сил авиации через дежурную смену ПУА соответствующего авиационно-спасательного учреждения МЧС России с последующим докладом начальнику авиации.

22. СОД МЧС России, проанализировав полученную информацию, принимает решение о применении дежурных сил авиации МЧС России и доводит его устно до дежурной смены командного пункта авиации и соответствующего СОД ГУ МЧС России с последующим докладом начальнику авиации (лицу, исполняющему его обязанности), начальнику Главного управления "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", заместителю Министра с последующим оформлением своего решения в виде письменного указания (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

При необходимости организации дежурства дежурных сил авиации по реагированию на ЧС на территории субъекта Российской Федерации решение в течение 1 часа, с момента принятия решения о применении дежурных сил авиации, оформляется Управлением авиации и подписывается заместителем Министра (в нерабочее время заместителем Министра, контролирующим проведение мероприятий по обеспечению готовности сил и средств МЧС России к оперативному реагированию на возможные ЧС в выходные и нерабочие праздничные дни).

Решение доводится по системе электронного делопроизводства до авиационно-спасательного учреждения МЧС России, от которого выделены дежурные силы авиации, Управления авиации и заинтересованного ГУ МЧС России.

23. Дежурный экипаж, получив команду на приведение в готовность, выполняет подготовку к полету в соответствии с поставленной задачей. О занятии готовности к вылету дежурный экипаж докладывает устно по радиосвязи дежурной смене ПУА своего авиационно-спасательного учреждения МЧС России и, получив команду на вылет, приступает к выполнению задания.

Дежурная смена ПУА авиационно-спасательного учреждения МЧС России о занятии готовности дежурных сил авиации к вылету докладывает устно по телефону в дежурную смену командного пункта авиации и СОД ГУ МЧС России.

Дежурная смена командного пункта авиации о занятии готовности дежурных сил авиации к вылету докладывает устно по телефону начальнику авиации (лицу, исполняющему его обязанности) и СОД МЧС России.

24. Руководитель авиационно-спасательного учреждения МЧС России контролирует подготовку дежурных сил авиации к вылету, после анализа метеоусловий, организации взаимодействия со спасательными воинскими, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями МЧС России через дежурную смену ПУА своего авиационно-спасательного учреждения МЧС России представляет устно по телефону дежурной смене командного пункта авиации следующую информацию:

маршрут полета (аэродром вылета и посадки);

аэродромы промежуточной посадки и дозаправки топливом, запасные аэродромы;

фактическую погоду и прогноз погоды по маршруту на аэродромах базирования и промежуточной посадки;

количество лиц, перевозимых на воздушном судне (спасателей, пожарных), вес и характер груза;

готовность аэродрома, экипажей и воздушных судов к вылету.

25. О готовности к вылету дежурных сил авиации руководитель авиационно-спасательного учреждения МЧС России докладывает устно по телефону начальнику авиации или лицу, его замещающему.

26. Начальник авиации или лицо, исполняющее его обязанности, на основании доклада руководителя авиационно-спасательного учреждения МЧС России о готовности дежурного экипажа к вылету и соответствия (несоответствия) его подготовки условиям полета устно через дежурную смену командного пункта авиации разрешает (запрещает) вылет дежурного экипажа.

Дежурная смена командного пункта авиации через дежурную смену ПУА соответствующего авиационно-спасательного учреждения МЧС России доводит команду на вылет до экипажа дежурного воздушного судна.

27. Дежурные смены ПУА авиационно-спасательных учреждений МЧС России докладывают устно по телефону дежурной смене командного пункта авиации информацию о взлетах, посадках и результатах выполнения полетных заданий дежурных сил авиации.

28. Дежурная смена командного пункта авиации докладывает устно по телефону начальнику авиации (лицу, исполняющему его обязанности) и СОД МЧС России о результатах выполнения полетных заданий.

29. Погрузка грузов (техники, специального оборудования, имущества спасателей) и посадка лиц, перевозимых на воздушном судне, осуществляется под руководством члена экипажа воздушного судна, ответственного за погрузку.

30. После вылета дежурных сил авиации приказом руководителя авиационно-спасательного учреждения МЧС России на дежурство назначаются резервные воздушные суда и экипажи (при их наличии).

31. Состав дежурных сил авиации и график несения дежурства экипажей и воздушных судов указываются в заявке авиационно-спасательного учреждения МЧС России на выполнение полетов и перелетов воздушных судов на неделю (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку) и включаются в План полетов и перелетов воздушных судов МЧС России на неделю (далее - Недельный план) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).

Заявки авиационно-спасательных учреждений МЧС России на выполнение полетов и перелетов воздушных судов на неделю представляются заместителю Министра до четверга недели, предшествующей планируемой.

32. Недельный план разрабатывается Управлением авиации и утверждается заместителем Министра.

33. Суточный план полетов (перелетов) воздушных судов МЧС России (далее - Суточный план) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку), учитывающий состав дежурных сил авиации, запланированных к несению дежурства на предстоящие сутки, составляется дежурной сменой командного пункта авиации на основании Недельного плана, решений МЧС России и утверждается начальником авиации или лицом, исполняющим его обязанности.

34. Применение при ЧС экипажей и воздушных судов, не включенных в Недельный план и Суточный план, выполняется по распоряжению заместителя Министра (в нерабочее время по решению заместителя Министра, контролирующего проведение мероприятий по обеспечению готовности сил и средств МЧС России к оперативному реагированию на возможные ЧС в выходные и нерабочие праздничные дни). Подготовка распоряжения осуществляется Управлением авиации.

IV. Проверка готовности дежурных сил авиации

35. Приведение дежурных сил авиации в готовность с целью проверки осуществляется по указанию Министра, или заместителя Министра, или начальника авиации и руководителей авиационно-спасательных учреждений МЧС России лично или лицами, назначенными для проверки.

Приведение дежурных сил авиации в готовность с целью проверки осуществляется должностными лицами (назначенными должностными лицами центрального аппарата МЧС России, руководителями авиационно-спасательных учреждений МЧС России) лично или по их указанию лицами, назначенными для проверки.

36. Проверки готовности дежурных сил авиации проводятся:

руководителями авиационно-спасательных учреждений МЧС России - не реже одного раза в месяц;

назначенными должностными лицами центрального аппарата МЧС России - не реже одного раза в полгода.

Результаты проверки оформляются в журнале проверки готовности дежурных сил.

Приложение N 1
к Порядку организации (несения) дежурств
экипажей и воздушных судов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, утвержденному приказом
МЧС России
от 13.10.2020 N 765

Рекомендуемый образец

ЖУРНАЛ
проверки готовности дежурных сил авиации МЧС России

N п/п
Дата проверки
Лицо, проводившее проверку (воинское, специальное звание Ф.И.О.)
Замечания по проверке
Отметка об устранении недостатков
Примечание

Приложение N 2
к Порядку организации (несения) дежурств
экипажей и воздушных судов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, утвержденному приказом
МЧС России
от 13.10.2020 N 765

Рекомендуемый образец

                                                Начальнику ФГБУ
                                    "______________ авиационно-спасательный
                                               центр МЧС России"

                                             Начальнику Главного управления
                                             МЧС России по ______________

    На основании обращения начальника ГУ МЧС России по ____________________
от __.__.20__ N ___/__ и решения заместителя Министра от __.__.20__ N __/__
в  связи  со  складывающейся тяжелой лесопожарной (паводковой) обстановкой,
угрожающей  населенным  пунктам  на  территории  _______________,  в  целях
ликвидации лесных пожаров (эвакуации населения (проведения ПСР):
    начальнику  ФГБУ "______________ АСЦ МЧС России" выполнить с __.__ мск.
__.__.20__  полеты  самолета  (вертолета) _________(_______) бортовой номер
_________(_______)  в  пожарном  варианте по маршруту: аэр. г. __________ -
аэр.  г.  __________  -  район  пожаров  -  аэр.  г.  __________  - аэр. г.
__________;
    начальнику    Главного   управления   МЧС   России   ______________   в
установленном  порядке  организовать  прием,  выпуск и заправку авиационным
топливом самолета (вертолета) ______(____) бортовой номер ______(____) ФГБУ
"______________ АСЦ МЧС России" в аэропорту г. __________.

Старший оперативный дежурный МЧС России
______________________________                     ________________________
 воинское, специальное звание                         инициалы, фамилия

Приложение N 3
к Порядку организации (несения) дежурств
экипажей и воздушных судов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, утвержденному приказом
МЧС России
от 13.10.2020 N 765

Рекомендуемый образец

                                  ЗАЯВКА
             на выполнение полетов и перелетов воздушных судов
       ____________________________________________________________
       (наименование авиационно-спасательного учреждения МЧС России)
                 в период с __.__.20__ г. по __.__.20__ г.

                 I. Полеты и перелеты на договорной основе
N п/п
Заказчик и N договора
Цель полета
Категория рейса
Тип воздушного судна/N борта/принадлежность
Характер (вес) груза/количество пассажиров
Даты выполнения рейсов и маршруты полета
Примечание
1
                           II. Полеты и перелеты
N п/п
Тип воздушного судна
Основание/N заявки
Аэродром вылета
Планируемый маршрут
Планируемое время (мск.) и дата
Загрузка
Цель полета
Вылета
Возвращения
1
2
                       III. Дежурные силы и средства
N п/п
Тип воздушного судна/N борта
Подразделение
Аэродром дежурства
Оперативная заправка (т)
Срок готовности к вылету (час)
Командир экипажа
Метеоминимум
Дни дежурства
Время дежурства
25
26
27
28
01
02
03
самолеты
1
X
X
X
X
X
X
X
вертолеты
2
X
X
X
X
X
X
X
___________________________________________________________________________
(наименование должности, воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)

"__" __________ 20__ г.

Приложение N 4
к Порядку организации (несения) дежурств
экипажей и воздушных судов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, утвержденному приказом
МЧС России
от 13.10.2020 N 765

Рекомендуемый образец

                                                     УТВЕРЖДАЮ
                                                Заместитель Министра
                                           Российской Федерации по делам
                                         гражданской обороны, чрезвычайным
                                         ситуациям и ликвидации последствий
                                                 стихийных бедствий
                                         __________________________________
                                             (воинское звание, подпись,

                                   ПЛАН
         полетов и перелетов воздушных судов МЧС России на период
                     с __.__.20__ г. по __.__.20__ г.

              I. Полеты и перелеты воздушных судов МЧС России
                           на договорной основе
N п/п
Заказчик и N договора
Цель полета
Категория рейса
Тип воздушного судна/N борта/принадлежность
Характер (вес) груза/количество пассажиров
Даты выполнения рейсов и маршруты полета
Примечание
1
             II. Полеты и перелеты воздушных судов МЧС России
N п/п
Тип воздушного судна/N борта
Основание/N заявки
Аэродром вылета
Планируемый маршрут
Планируемое время (мск.) и дата
Загрузка
Цель полета
Вылета
Возвращения
1
Ил-76
2
Ми-8
                       III. Дежурные силы и средства
N п/п
Тип воздушного судна/N борта
Подразделение
Аэродром дежурства
Оперативная Заправка (т)
Срок готовности к вылету (час)
Командир экипажа
Метеоминимум
Дни дежурства
Время дежурства
25
26
27
28
01
02
03
самолеты
1
Ил-76
X
X
X
X
X
X
X
вертолеты
2
Ми-8
X
X
X
X
X
X
X
Начальник Управления авиации
и авиационно-спасательных технологий
______________________________________  _________  ________________________
   (воинское (специальное) звание)      (подпись)  (инициал имени, фамилия)

"__" __________ 20__ г.

Приложение N 5
к Порядку организации (несения) дежурств
экипажей и воздушных судов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, утвержденному приказом
МЧС России
от 13.10.2020 N 765

Рекомендуемый образец

                                                    УТВЕРЖДАЮ
                                          Начальник Управления авиации
                                       и авиационно-спасательных технологий
                                       ____________________________________
                                            (воинское звание, подпись,
                                              инициал имени, фамилия)

                                            "__" _____________ 20__ г.

                               СУТОЧНЫЙ ПЛАН
              полетов (перелетов) воздушных судов МЧС России
                      на ____ ____________ 20__ года
Тип воздушного судна/N борта
Командир воздушного судна
 Минимум
  день
  ----
  ночь
N рейса/позывной
Аэродром вылета
Время вылета планируемое/фактическое
Промежуточный аэродром
Время посадки
Время вылета
Промежуточный аэродром
Время посадки
Время вылета
Аэродром посадки
Время вылета планируемое/фактическое
Цель полета (Основание)
ИТОГИ
полетов
налет
груз (т)
количество человек
Ил-76
Ми-8
План составил:
Правильность составления Плана проверил:
Заместитель начальника отдела
(воинское, специальное звание, подпись, инициал имени, фамилия)
(воинское, специальное звание, подпись, инициал имени, фамилия)
С планом ознакомлены:
Заместитель начальника Управления
- начальник отдела
______________________________________
План вел:
(воинское, специальное звание, подпись,