См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 5 декабря 2018 г. N 572

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ,
РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МЧС РОССИИ

В соответствии со статьей 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>, приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5122.

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России.

Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Приложение
к приказу МЧС России
от 05.12.2018 N 572

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ,
РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МЧС РОССИИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России (далее - образовательные организации МЧС России), определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе особенностей организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями, и правовое положение участников отношений в сфере образования.

2. Образовательные организации МЧС России осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, МЧС России и уставом.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5122.

Основным видом деятельности образовательных организаций МЧС России является образовательная деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ.

Обучение в образовательных организациях МЧС России осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

3. Целью образовательной деятельности является подготовка специалистов, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и формирования компетенций, соответствующих профессиональной деятельности (требованиям профессиональных стандартов - при наличии), с учетом развития средств, форм и способов профилактики и тушения пожаров, проведения спасательных и аварийно-спасательных операций, государственного надзора в сфере деятельности МЧС России, обеспечения мероприятий по заблаговременной подготовке государства и общества в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

4. Основными задачами образовательной деятельности являются:

удовлетворение потребностей МЧС России в высококвалифицированных кадрах с высшим образованием;

удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретение высшего образования по направлению подготовки (специальности);

распространение правовых, гуманитарных и технических знаний среди личного состава МЧС России, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.

5. Образовательные организации МЧС России реализуют основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки кадров высшей квалификации), образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения.

6. К числу обучающихся в образовательных организациях (филиалах) МЧС России по основным профессиональным образовательным программам относятся адъюнкты, слушатели, курсанты и студенты.

II. Разработка и реализация основных профессиональных
образовательных программ

7. Основными документами, определяющими содержание и организацию образовательной деятельности в образовательных организациях МЧС России, являются федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, учебные планы (рабочие учебные планы) (далее - учебные планы), рабочие программы дисциплин (модуля), программы практик, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

8. Образовательные организации МЧС России самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы (программы подготовки специалистов среднего звена, программы профессионального обучения, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры и программы подготовки кадров высшей квалификации).

Основные профессиональные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию, разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями на основе соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП) (при наличии), наиболее полно отвечающих задачам подготовки обучающегося по соответствующей специальности (направлению подготовки).

Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Основная профессиональная образовательная программа обновляется (переутверждается) при изменении законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения мероприятий по заблаговременной подготовке государства и общества в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, с учетом развития средств, форм и способов профилактики и тушения пожаров, проведения спасательных и аварийно-спасательных операций, государственного надзора в сфере деятельности МЧС России.

Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ определяется локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

Каждый компонент основной профессиональной образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению образовательной организации МЧС России.

9. Порядок разработки примерных основных профессиональных образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <2>.

--------------------------------

<2> Часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5122).

При включении ПООП в реестр ПООП образовательные организации МЧС России разрабатывают основную профессиональную образовательную программу для лиц, поступающих на обучение в год, следующий за годом включения ПООП в реестр.

10. Учебные планы разрабатываются образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки, основных профессиональных образовательных программ.

Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета образовательной организации МЧС России, согласовываются с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и (или) территориальных органов МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся, утверждаются начальниками образовательных организаций МЧС России не позднее, чем за шесть месяцев до начала подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам.

11. В основной профессиональной образовательной программе определяются:

рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности;

планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, установленные федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, а также компетенции обучающихся, установленные образовательной организацией, с учетом направленности (профиля) образовательной программы;

планируемые результаты обучения по каждой дисциплине и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы;

примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

12. Учебные планы разрабатываются образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки, основных образовательных программ.

Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета образовательной организации МЧС России, согласовываются с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся, утверждаются начальниками образовательных организаций МЧС России не позднее, чем за десять месяцев до начала подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам.

Учебные планы действуют в течение всего срока подготовки обучающихся по данной специальности, направлению подготовки.

13. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, аттестационных испытаний, итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план разрабатывается на каждую специальность (специализацию), направление подготовки. Лимит времени, отводимый на дисциплины специализации, должен обеспечивать выполнение квалификационных требований по ней и установленный соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом объем реализуемой образовательной программы.

14. В целях отражения достижений науки и техники, передового опыта в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, результатов анализа отзывов на выпускников образовательных организаций МЧС России из территориальных органов, спасательных воинских формирований, организаций МЧС России образовательные организации МЧС России вносят в учебный план изменения (дополнения):

вводит (исключает) дисциплины вариативной части образовательной программы при условии обеспечения выполнения установленных требований к результатам ее освоения;

перераспределяет время между дисциплинами базовой и вариативной частей образовательной программы в пределах, установленных федеральным государственным образовательным стандартом;

вводит (исключает) в дисциплину новые темы, перераспределяет время на ее изучение между периодами обучения, а также по темам и видам занятий, но не более 25 процентов отведенного на нее времени;

вводит в модуль новые дисциплины и практики, перераспределяет время на их изучение в пределах модуля между периодами обучения, а также по темам и видам занятий при условии выполнения установленных требований к результатам освоения модуля.

Указанные изменения и дополнения в учебный план вносятся не чаще одного раза в год не позднее трех месяцев до начала учебного года.

15. Индивидуальные учебные планы обучающихся разрабатываются на основе учебного плана, рассматриваются ученым советом (советом) образовательной организации (филиала) МЧС России и утверждаются ее руководителем.

16. Рабочая программа дисциплины (модуля) (далее - рабочая программа) является основным документом, устанавливающим содержание и методическое построение учебной дисциплины.

Рабочая программа разрабатывается кафедрой (кафедрами) по каждой дисциплине учебного плана. В ней указывается состав (для модуля), научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования дисциплин (для модуля), практик и других видов учебной деятельности, распределение учебного времени по темам (разделам) и видам учебных занятий, а для модуля также и по видам учебной деятельности.

17. Рабочая программа включает в себя:

наименование дисциплины (модуля) специальность (направление подготовки), профиль (специализация);

перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий;

перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);

фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);

перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (сети "Интернет"), ведомственной сети "Интранет", необходимых для освоения дисциплины (модуля);

методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

По решению ученого совета (совета) образовательная организация МЧС России может включить в состав рабочей программы дисциплины (модуля) также иные сведения и (или) материалы.

18. Рабочие программы рассматриваются на заседаниях кафедры, подписываются начальником кафедры и утверждаются заместителем начальника образовательной организации по учебной работе.

19. На основе рабочей программы разрабатывается тематический план изучения дисциплины, структура и содержание определяется образовательной организацией МЧС России.

Тематический план изучения дисциплины разрабатывается кафедрой, рассматривается на ее заседании и утверждается начальником (заведующим) кафедры. В случае подготовки тематического плана изучения дисциплины несколькими кафедрами он подлежит рассмотрению на совместном заседании кафедр и утверждается заместителем начальника образовательной организации МЧС России по учебной работе.

Изменения в тематический план изучения дисциплины вносятся кафедрой.

20. Календарный учебный график разрабатывается на основе учебных планов на текущий учебный год.

В календарном учебном графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности (сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, всех видов практик, государственной итоговой аттестации и других видов учебных занятий) и периоды каникулярного отпуска (каникул).

Календарный учебный график разрабатывается учебным (учебно-методическим) подразделением и утверждается начальником образовательной организации (филиалом) МЧС России или его заместителем по учебной работе.

Календарный учебный график действует и корректируется в течение срока действия соответствующего учебного плана.

21. Практика является составной частью образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях МЧС России, и представляет собой одну из форм организации образовательного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики.

22. Цели и задачи, общая продолжительность практик и приобретаемые в ходе их прохождения компетенции определяются по специальностям, направлениям подготовки.

23. Виды и сроки проведения практик определяются учебными планами, календарным учебным графиком образовательного процесса по специальностям, направлениям подготовки, реализуемым в образовательной организации МЧС России, и программами по каждому виду практики.

24. Программа практики включает в себя:

указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции);

указание места практики в структуре образовательной программы;

указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в днях (неделях) либо в академических часах;

содержание практики;

указание форм отчетности по практике;

перечень учебной литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики;

перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Образовательная организация МЧС России может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.

25. Организация и проведение практик курсантов, слушателей и студентов образовательных организаций МЧС России осуществляется в соответствии с положением о практическом обучении в образовательных организациях высшего образования МЧС России, утверждаемым МЧС России.

26. При реализации основных профессиональных образовательных программ образовательная организация МЧС России руководствуются следующим:

сроки обучения по основным профессиональным образовательным программам и их объем определяются федеральными государственными образовательными стандартами;

реализация основных профессиональных образовательных программ в образовательной организации МЧС России организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам обучения) и выделяемым в рамках учебного года (курса обучения) семестрам или выделяемым в рамках срока получения образования по основной профессиональной образовательной программе периодам освоения модулей. Выделение семестров (периодов освоения модулей) осуществляется по решению ученого совета (совета) образовательной организации;

учебный год в образовательной организации (филиале) МЧС России начинается с 1 сентября. Образовательная организация может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной форме обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения, а также при сочетании различных форм обучения срок начала учебного года устанавливается образовательной организацией (филиалом) МЧС России самостоятельно;

общий объем учебной деятельности обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 академических часов в неделю. Загрузка обучающихся всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 академических часов в неделю. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных спасательных центрах и центрах по подготовке спасателей, учебная деятельность с преподавателем планируется из расчета не более 46 астрономических часов в неделю, в период всех видов практики - не более 40 астрономических часов в неделю;

выбор методов и средств обучения, контроля усвоения обучающимися учебного материала, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется образовательной организацией МЧС России, исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы;

при реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

27. Расписание учебных занятий составляется учебным (учебно-методическим) подразделением образовательной организации (филиала) МЧС России на учебный год (семестр), согласовывается с заместителем начальника по учебной работе и утверждается начальником образовательной организации (филиала) МЧС России и доводится до преподавательского состава, подразделений слушателей (курсантов) не позднее чем за 15 дней до начала занятий. Расписание учебных занятий на периоды обучения, во время которых учебным планом предусмотрены, вождение машин и стрельбы, составляется на месяц.

В расписании указываются: подразделение слушателей (курсантов), дисциплина (элемент учебного модуля), номер и вид занятия, дата, время и место его проведения, фамилия и инициалы преподавателей, проводящих занятия.

28. Продолжительность одного учебного занятия в образовательных организациях МЧС России по основным профессиональным образовательным программам составляет два академических часа.

По основным профессиональным образовательным программам, учебными планами которых предусматривается проведение с обучающимися индивидуальных занятий, продолжительность индивидуальных учебных занятий составляет один академический час.

Продолжительность учебных занятий, проводимых в форме тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных), деловых и ролевых игр, лабораторных работ, определяется временем, необходимым обучающимся для выполнения (отработки) изучаемых учебных вопросов (учебных задач) в полном объеме. Общая продолжительность тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, деловых и ролевых игр, лабораторных работ, а также количество и продолжительность перерывов определяются планом их проведения.

29. Основными видами учебных занятий являются для обучающихся по программам - лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, деловые и ролевые игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), расчетно-графические работы (занятия), самостоятельная работа обучающихся, консультации, практика, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы.

По решению ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России могут вводиться иные виды учебных занятий.

30. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей профессиональной отрасли, области науки и техники, профессиональной (служебной) деятельности, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. В ходе лекционных занятий у обучающихся формируется теоретическая база общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Лекции читаются начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. Приказом начальника образовательной организации МЧС России к чтению лекций также допускаются наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет и являющиеся авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) по данной дисциплине. Лекции по актуальным проблемам в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут читаться руководящими должностными лицами Министерства, структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и организаций МЧС России, руководящим составом образовательной организации (филиала) МЧС России, а также ведущими учеными и профессорами из других образовательных организаций, научных учреждений и организаций.

31. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, проверку усвоения учебного материала, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка обучающихся к семинару осуществляется на основе задания, которое разрабатывается на кафедре и выдается обучающимся не позднее дня проведения лекции, завершающей рассмотрение теоретических вопросов предстоящего семинара.

32. Лабораторные работы имеют целью практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. По выполнении лабораторной работы обучающиеся представляют отчет и защищают его.

33. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в применении методов, методик и техники научно-исследовательской работы, в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении оперативных и служебных документов, в использовании специализированного программного обеспечения; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и специальной техники и оборудования, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта.

34. Групповые занятия проводятся в целях изучения: практических положений нормативных и нормативных правовых документов, требующих непосредственной работы с документами; вооружения и специальной техники и оборудования и составляют основу обучения по организации их применения, эксплуатации и ремонта.

Групповые занятия проводятся в учебных аудиториях, с максимальным использованием тренажерной и учебно-лабораторной базы.

35. Тактические (тактико-специальные) занятия направлены на обучение курсантов практике организации, ведения и обеспечения действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими.

36. Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер, проводятся в полевых условиях в целях приобретения практического опыта или совершенствования умений и навыков, обучающихся в организации и обеспечении действий подразделений (отделением, взводом, ротой, батальоном (пожарным отрядом, гарнизоном) и им равными) и управлении ими. При проведении тактических (тактико-специальных) учений обучающиеся исполняют обязанности командиров подразделений, спасательных воинских формирований пожарных частей, отрядов и других должностных лиц в соответствии с замыслом учений.

Командно-штабные учения, деловые и ролевые игры носят комплексный характер и проводятся по важнейшим темам оперативно-стратегических, оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и специальных дисциплин с целью дать обучающимся практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, пожаротушению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и их всестороннем обеспечении.

В зависимости от уровня и степени сложности учебных задач, решаемых в ходе тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений, деловых и ролевых игр, руководство учениями (деловыми и ролевыми играми) может возлагаться на начальника образовательной организации МЧС России, его заместителей и начальников кафедр. Для разработки учебных задач, используемых несколькими кафедрами, создается межкафедральная предметно-методическая комиссия с привлечением представителей учебно-методического центра (учебного отдела), а также командиров подразделений слушателей (курсантов, студентов).

Образовательная организация МЧС России может предусматривать применение и других инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей территориальных органов МЧС России).

37. Для проведения учебного занятия на кафедре разрабатываются методические материалы. Указанные материалы готовятся по единому образцу, установленному образовательной организацией, рассматриваются на методической секции (предметно-методической комиссии) и утверждаются начальником (заведующим) кафедрой. Материалы лекций рассматриваются на заседании кафедры.

Тексты лекций, учебно-методические материалы, необходимые для проведения других видов учебных занятий, задания на семинары, хранятся на кафедре, в составе учебно-методического комплекса, до замены новыми. Обновление (при необходимости) учебно-методического комплекса осуществляется ежегодно, перед началом нового учебного года.

38. Самостоятельная работа является частью учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы и организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки обучающегося.

Самостоятельная работа организуется и контролируется командирами (руководством) подразделений слушателей (курсантов, студентов). Ее методическое обеспечение осуществляется кафедрой. Время для самостоятельной работы отводится распорядком дня из расчета не менее трех часов ежедневно. Учебное (учебно-методическое) подразделение систематически осуществляет контроль организации самостоятельной работы обучающихся, результаты контроля анализируются в образовательной организации (филиале) МЧС России не реже одного раза в месяц.

Привлечение обучающихся в часы самостоятельной работы для выполнения работ и занятий, не регламентированных распорядком дня и расписанием занятий, не допускается.

39. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят индивидуальный характер. Перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений, деловых и ролевых игр, экзаменов (зачетов) проводятся групповые консультации. Допускается проводить консультации в часы самостоятельной работы.

40. Практика организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин, а также видам служебной деятельности в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика проводится в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России, образовательных организациях МЧС России и ее структурных подразделениях, в спасательных воинских формированиях, территориальных органах МЧС России, а также в других организациях и учреждениях МЧС России, осуществляющих деятельность в соответствии с профилем основной профессиональной образовательной программы.

Виды практик, а также их продолжительность определяются квалификационными требованиями. Практика организуется в целях приобретения обучающимися опыта в исполнении должностных обязанностей по предназначению.

Практика может проводиться в виде войсковой стажировки. Войсковая стажировка проводится на соответствующих воинских должностях в спасательных воинских формированиях и организациях МЧС России.

Структурным подразделением образовательной организации, на которые возложено руководство практикой, разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого обучающегося. Для руководства и контроля за работой обучающихся от образовательной организации МЧС России назначаются руководители практики из числа научно-педагогического состава и командиров подразделений слушателей (курсантов).

Руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, начальники территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований, начальники (руководители) организаций МЧС России, в которых проводится практика, назначают руководителя практики от центрального аппарата МЧС России, спасательного воинского формирования, пожарно-спасательной части, организации МЧС России.

Возложение на обучающихся обязанностей, не связанных с выполнением программ практики, не допускается.

Обучающимися по окончании практики готовится отчет о выполнении программы практики и индивидуального задания, форма и вид отчетности определяется образовательной организацией самостоятельно.

41. Выполнение курсовой работы (проекта, задачи) имеет целью научить обучающихся самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.

Курсовые работы (проекты, задачи) выполняется в соответствии с заданием (расписанием), определяющим сроки представления проекта курсовой работы (проекта, задачи) к защите и требования к его содержанию и оформлению. Выполнение и защита курсовых работ (проектов, задач) производится согласно Положению о курсовом проектировании, разрабатываемому образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

Для руководства выполнением курсовой работы (проекта, задачи) назначаются руководители из числа преподавателей или научных работников.

42. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки обучающихся в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью, направлением подготовки. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде бакалаврской работы, дипломной работы, дипломного проекта, магистерской диссертации или выпускной квалификационной работы адъюнктов, аспирантов, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.

43. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию.

44. Текущий контроль успеваемости осуществляется для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, совершенствования методики проведения занятий и проводится в ходе всех видов занятий в форме, предусмотренной тематическим планом или избранной преподавателем. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий и используются учебно-методическим подразделением, факультетами и кафедрами для оперативного управления образовательным процессом.

Видами текущего контроля является рубежный контроль и контрольные работы (занятия).

Рубежный контроль осуществляется с целью систематической проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине - минимума, который необходим для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Рубежный контроль проводится по завершении изучения отдельных наиболее сложных и объемных тем, разделов учебной дисциплины.

Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения обучающимися упражнений, приемов и нормативов. Контрольные работы (занятия) могут проводиться в электронной форме. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).

Расчетно-графические работы выполняются в виде решения индивидуальных задач с обязательным представлением промежуточных или итоговых результатов их решения в виде иллюстраций, схем и планов. Расчетно-графические работы могут проводиться в электронной форме. Содержание заданий на расчетно-графическую работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливается кафедрой (предметно-методической комиссией.)

45. Промежуточная аттестация осуществляется в целях определения степени достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме зачетов (зачетов с оценкой), экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Формы и количество мероприятий промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом.

Зачет (зачет с оценкой) служит формой проверки теоретических знаний, выполнения обучающимися лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов, задач), усвоения материала практических занятий и программы практики, выполнения нормативов и заданий внеаудиторного практикума по иностранному языку. Зачет (зачет с оценкой) устанавливается по дисциплине в целом, а в отдельных случаях - по ее разделам.

Зачет (зачет с оценкой) принимается преподавателем, ведущим занятия в группе или читающим лекции по данной дисциплине. Прием зачета (зачетов с оценкой) проводится в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины. В случае, когда учебным планом предусмотрено проведение зачета с оценкой в период экзаменационной сессии, расписанием экзаменов предусматривается не менее одного дня на подготовку к нему.

Экзамен проводится с целью проверки и оценки уровня знаний, полученных обучающимися, умений применять их в решении практических задач, а также полноты и уровня овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ дисциплин.

Экзаменом заканчивается изучение каждого модуля. По дисциплинам (учебным предметам, курсам) объемом менее четырех зачетных единиц (96 часов занятий с преподавателем) в качестве промежуточной аттестации предусматривается зачет (зачет с оценкой). По модулям, а также сложным и объемным дисциплинам, имеющим самостоятельные разделы, учебным планом может предусматриваться два и более экзамена, при этом решение о количестве экзаменов по дисциплине принимается на заседании кафедры (кафедр), рассматривается на заседании методического и ученого советов образовательной организации МЧС России. Общее количество экзаменов в семестре должно быть не более пяти, не считая экзаменов на право вождения автомобиля и по физической подготовке.

Экзамены проводятся в период промежуточной аттестации или по окончании изучения дисциплины. Расписание экзаменов на семестр обучения утверждается начальником образовательной организации (филиала) МЧС России и доводится до преподавателей и обучающихся не позднее, чем за месяц до начала проведения первого экзамена в текущем семестре обучения. На подготовку к каждому экзамену отводится не менее двух дней.

Экзамен по дисциплине принимается преподавателем, ведущим лекционные или практические занятия в группе.

В аудитории, где принимается экзамен или зачет с оценкой, одновременно находятся обучающиеся из расчета не более шести экзаменующихся на одного экзаменатора.

46. К экзамену по дисциплине допускаются обучающиеся, прошедшие все этапы рубежного контроля и имеющие по ним положительные оценки, сдавшие зачеты (зачеты с оценкой) по разделу (разделам) данной дисциплины, предусмотренные в текущем семестре (периоде обучения).

К зачету по дисциплине допускаются обучающиеся, прошедшие все этапы рубежного контроля, предусмотренные в текущем семестре, и имеющие по ним положительные оценки.

Защита курсовой работы (проекта, задачи) обучающимися принимается комиссией (ведущим преподавателем), назначенной начальником кафедры.

Защищенная обучающимся курсовая работа (проект) сдается на кафедру и хранится в течение двух лет.

47. Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено", "не зачтено".

Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "зачтено") заносится в экзаменационную (зачетную) ведомость, зачетную книжку <3> и учебную карточку слушателя, курсанта и студента.

--------------------------------

<3> Образцы зачетных книжек утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2013 г. N 203 "Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 мая 2013 г., регистрационный N 28458) и от 5 апреля 2013 г. N 240 "Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 мая 2013 г., регистрационный N 28459).

Оценки "неудовлетворительно" или "не зачтено" проставляются только в экзаменационную (зачетную) ведомость и учебную карточку слушателя курсанта и студента, при ее наличии.

При проведении промежуточной аттестации оценка объявляется обучающемуся на экзамене (зачете) сразу по окончании им ответа или по окончании завершения проверки его работы.

Экзаменационная (зачетная) ведомость подписывается начальником учебного (учебно-методического) подразделения и после проведения экзамена (зачета) хранится как документ строгого учета.

Допускается использовать средства электронной фиксации контроля успеваемости обучающихся в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации МЧС России, с обеспечением надлежащего уровня безопасности, сохранности, резервного копирования и исключения возможности работы в них третьих лиц. Образовательная организация МЧС России обеспечивает общий доступ к результатам успеваемости. Результаты успеваемости распечатываются для хранения. Порядок дублирования результатов на бумажный носитель и их хранения определяется образовательной организацией самостоятельно.

48. Обучающийся, не выполнивший в полном объеме учебную программу дисциплины в текущем семестре обучения, к промежуточной аттестации по данной дисциплине не допускается до момента выполнения всех требований по ней.

49. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию без уважительных причин или имеющие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам, признаются имеющими академическую задолженность.

50. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией МЧС России. Для проведения промежуточной аттестации обучающихся, имеющих академическую задолженность, создается комиссия.

Прохождение промежуточной аттестации во второй раз по одной или нескольким дисциплинам в целях повышения положительной оценки не допускается.

51. В целях создания условий для обучающихся, не проходивших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющих академическую задолженность, образовательной организацией МЧС России организуется проведение промежуточной аттестации, в том числе во второй раз.

52. Академическая задолженность ликвидируется обучающимся не позднее одного года с момента образования академической задолженности.

53. Обучающимся, не проходившим промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов, при этом сроки прохождения промежуточной аттестации и ликвидации академической задолженности, в случае образования таковой, не могут превышать одного года с момента образования академической задолженности.

54. Обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки или не прошедшие промежуточную аттестацию в установленные сроки, признаются имеющими академическую задолженность, не ликвидированную в установленные сроки.

55. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин данного курса обучения, приказом начальника образовательной организации МЧС России переводятся на следующий курс обучения.

56. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по результатам промежуточной аттестации, а также не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), переводятся на следующий курс обучения условно. Запись об условном переводе на следующий курс обучения делается в учебной карточке слушателя, курсанта и студента.

После ликвидации академической задолженности (прохождения повторной промежуточной аттестации) в отношении указанных в настоящем пункте обучающихся начальник образовательной организации МЧС России издает приказ о переводе на следующий курс обучения.

57. Обучающиеся выпускного курса обучения, не имеющие академической задолженности, выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин, допускаются к государственной итоговой аттестации.

58. Государственная итоговая аттестация организуется и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <4>.

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5122).

59. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, государственный междисциплинарный экзамен (экзамен по специальной дисциплине).

Программа государственного междисциплинарного экзамена (экзамена по специальной дисциплине) разрабатывается соответствующими кафедрами, рассматривается на методическом и ученом совете образовательной организации (филиала) МЧС России, утверждается начальником образовательной организации МЧС России и доводится до обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Для проведения государственной итоговой аттестации планируется время из расчета: не менее трех дней для подготовки и защиты выпускных квалификационных работ; не менее пяти дней для подготовки и сдачи государственного междисциплинарного экзамена (экзамена по специальной дисциплине).

Расписание государственной итоговой аттестации утверждается начальником образовательной организации МЧС России и доводится до обучающихся не позднее, чем за месяц до ее начала.

60. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе государственной итоговой аттестации, отчисляются из образовательной организации МЧС России. Они могут быть допущены к государственной итоговой аттестации, в том числе повторной, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", при условии их пребывания на службе в МЧС России.

61. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации в связи с наличием у них академической задолженности, образовавшейся по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), допускаются к государственной итоговой аттестации после ликвидации указанной задолженности, при этом срок ее ликвидации и прохождения государственной итоговой аттестации не должен превышать шести месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.

62. Для обучающихся, не прошедших или не проходивших государственную итоговую аттестацию по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, отпуск по личным обстоятельствам, командировка, транспортные проблемы (отмена рейса, отсутствие билетов), вызов в суд, погодные), образовательной организацией МЧС России организуются дополнительные заседания государственной экзаменационной комиссии, при этом срок завершения государственной итоговой аттестации для таких обучающихся не должен превышать шести месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.

63. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию и прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, подтверждающий получение образования соответствующего уровня и квалификации по специальности или направлению подготовки.

III. Особенности реализации программ бакалавриата
и специалитета

64. Основные профессиональные образовательные программы бакалавриата и специалитета имеют направленность (профиль), характеризующую их ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам их освоения.

Направленность (профиль) программы бакалавриата устанавливается образовательной организацией МЧС России в рамках направления подготовки либо в соответствии с направлением подготовки в целом.

Направленность (профиль) программы специалитета устанавливается специализациями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. В случае отсутствия специализаций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, направленность (профиль) программы специалитета определяется ориентацией программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом.

По специальности, направлению подготовки может реализовываться несколько программ специалитета, программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль).

65. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста (бакалавра) выделяются базовая и вариативная части.

Базовая часть является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и направлена на формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями. Она включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, ПООП (при наличии) и квалификационными требованиями, дисциплины (модули) и практики, установленные образовательной организацией МЧС России, а также государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть создается образовательной организацией МЧС России и определяет направленность (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы, образовательная организация МЧС России определяет самостоятельно.

66. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста (бакалавра) включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, ПООП (при наличии) и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике основной профессиональной образовательной программы указываются:

квалификация, присваиваемая выпускникам;

вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

направленность (профиль) образовательной программы;

планируемые результаты освоения образовательной программы;

сведения о преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы.

Основная профессиональная образовательная программа рассматривается на заседании ученого совета и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.

67. При реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета, бакалавриата образовательная организация МЧС России руководствуются следующим:

срок обучения исчисляется в годах, а объем основной профессиональной образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем основной профессиональной образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении основной профессиональной образовательной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема основной профессиональной образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Величина одной зачетной единицы составляет 36 академических часов или 27 астрономических часов. Продолжительность академического часа 45 минут. Объем реализуемой основной профессиональной образовательной программы по формам обучения, должен соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, изменяться не может;

у курсантов первого курса обучения Академии гражданской защиты МЧС России учебный год начинается 1 августа. До 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по общевоенным и специальным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы;

у курсантов первого курса обучения образовательных организаций МЧС России пожарно-технического профиля учебный год начинается с 1 сентября.

Допускается перенос начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.

68. Государственная итоговая аттестация по программам специалитета, бакалавриата включает защиту выпускной квалификационной работы, государственный междисциплинарный экзамен (экзамен по специальной дисциплине).

69. Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) выполняется в виде бакалаврской работы, дипломного проекта (работы).

Тематика ВКР ежегодно разрабатывается в образовательных организациях (филиалах) МЧС России, рассматривается на ученом совете и согласовывается с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка. Перечень тем подлежит ежегодному обновлению не менее чем на 20% с учетом актуальных задач, стоящих перед МЧС России и передовых тенденций развития науки и техники.

Курсантам (студентам) предоставляется право выбора темы ВКР из утвержденного в образовательной организации МЧС России перечня тем, в том числе предложения своей тематики, при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации МЧС России.

Каждому обучающемуся назначается руководитель выпускной квалификационной работы из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников образовательной организации МЧС России, представителей территориальных органов и организаций МЧС России (по согласованию), а также руководящего состава образовательной организации (филиала) МЧС России, при этом за одним руководителем закрепляется не более восьми курсантов (слушателей, студентов).

Сотрудники (работники) из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации МЧС России, не имеющие ученую степень и (или) ученое звание, состоящие в должности преподавателя со стажем работы в занимаемой должности не менее трех лет могут осуществлять руководство выпускными квалификационными работами, но не более двух работ на один учебный год.

Сотрудники (работники) из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации МЧС России, не имеющие ученую степень и (или) ученое звание, состоящие в должности преподавателя со стажем работы в занимаемой должности не менее пяти лет могут осуществлять руководство выпускными квалификационными работами, но не более трех работ на один учебный год.

Сотрудники (работники) из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации МЧС России, имеющие ученую степень и (или) ученое звание, состоящие в должности преподавателя со стажем работы в занимаемой должности не менее пяти лет могут осуществлять руководство выпускными квалификационными работами, но не более пяти работ на один учебный год.

Назначение руководителей, закрепление тем дипломных работ (проектов) за обучаемыми производится приказом начальника образовательной организации (филиала) МЧС России. Выдача курсантам (слушателями, студентам) заданий на разработку дипломных работ (проектов) производится не позднее окончания первого месяца последнего года обучения.

По сложной и трудоемкой теме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект), в выполнении которой участвуют два и более обучающихся. Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.

Выполненные дипломные работы (проекты) подлежат предварительному обсуждению (предварительной защите) на кафедре. Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) дипломных работ на кафедре оформляются в виде отчета, содержащего перечень недостатков и рекомендаций каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности групп обучающихся, выполняющих дипломные работы (проекты) на кафедре, к защите.

Завершенная дипломная работа (проект) с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры. В отзыве руководителя также отражается степень устранения недостатков и выполнения рекомендаций по результатам предварительного обсуждения (предварительной защиты).

ВКР по программе специалитета подлежит рецензированию.

Выполненные ВКР подлежат предварительному обсуждению (предварительной защите) на кафедре. Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) ВКР на кафедре оформляются в виде протокола заседания кафедры, содержащего перечень недостатков и рекомендаций каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности обучающихся, выполняющих ВКР на кафедре, к защите.

Вместе с индивидуальным заданием, рецензией и письменным отзывом руководителя дипломная работа (проект) представляется в государственную экзаменационную комиссию образовательной организации МЧС России для защиты.

IV. Особенности реализации программ магистратуры

70. Образовательная программа подготовки магистров имеет направленность (профиль), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.

Направленность (профиль) программ магистратуры устанавливается образовательной организацией МЧС России в рамках соответствующих направлений подготовки. По направлению подготовки может реализовываться несколько программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль).

71. В структуре образовательной программы подготовки магистров выделяются базовая и вариативная части.

Базовая часть является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и направлена на формирование у обучаемых компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, дисциплины (модули) и практики, установленные образовательными организациями МЧС России, а также государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть формируется образовательными организациями МЧС России и направлена на расширение и (или) углубление у обучающихся компетенций, устанавливаемых в базовой части образовательной программы, а также формирование компетенций, устанавливаемых образовательными организациями МЧС России дополнительно. При формировании вариативной части образовательной программы дисциплины (модули) по выбору не планируются.

72. Образовательная программа магистратуры включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике образовательной программы указываются:

квалификация, присваиваемая выпускникам;

вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

направленность (профиль) образовательной программы;

планируемые результаты освоения образовательной программы;

сведения о преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы.

Общая характеристика образовательной программы магистратуры подписывается заместителем начальника образовательной организации МЧС России по учебной работе и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.

73. Срок обучения по программам магистратуры исчисляется в годах, а объем образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Величина одной зачетной единицы составляет 36 академических часов или 27 астрономических часов. Продолжительность академического часа 45 минут. Объем реализуемой образовательной программы, установленный федеральным государственным образовательным стандартом, изменяться не может, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц.

74. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью образовательной программы магистратуры осуществляется научно-педагогическим работником образовательной организации МЧС России, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, а также стаж работы в образовательных организациях высшего образования не менее трех лет.

Для научно-педагогического работника образовательной организации МЧС России, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя, а для научно-педагогического работника образовательной организации МЧС России, совмещающего работу, - не более одной образовательной программой магистратуры.

75. Государственная итоговая аттестация по программам магистратуры включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный междисциплинарный экзамен (экзамен по специальной дисциплине).

76. Слушателем, обучающимся по программам магистратуры, разрабатывается выпускная квалификационная работа в виде магистерской диссертации.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательной организацией МЧС России на основании федеральных государственных образовательных стандартов (в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры), а также квалификационных требований.

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельный, логически завершенный научный труд, ориентированный на области знания и содержащий решение задач по видам деятельности, определяемые направленностью образовательной программы.

Перечень тем магистерских диссертаций рассматривается на ученом совете образовательной организации МЧС России и согласовывается с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка.

Слушателю предоставляется право самостоятельного выбора темы магистерской диссертации из утвержденного перечня тем магистерских диссертаций. Слушатель имеет право предложить свою тему магистерской диссертации при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации МЧС России. Темы магистерских диссертаций, предложенные в инициативном порядке, разрабатываются после их согласования с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка.

Для непосредственного руководства процессом подготовки магистерской диссертации каждому слушателю назначается научный руководитель из числа научно-педагогических работников образовательной организации МЧС России, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, а также приравненные к ним в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Допускается одновременное руководство не более чем тремя слушателями.

Выбранные темы магистерских диссертаций и научные руководители закрепляются за слушателями приказом начальника образовательной организации МЧС России до 1 декабря года начала освоения программы магистратуры.

Время для работы слушателей над магистерской диссертацией выделяется в соответствии с учебным планом.

Магистерская диссертация выполняется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и включает:

исследование предметной области в рамках темы магистерской диссертации по библиографическим источникам;

исследование научных подходов и методик, инструментальных средств и программно-аппаратных систем, необходимых для решения поставленной задачи;

разработку решения поставленной задачи с обоснованием применяемых методов и средств;

обработку экспериментальных данных и формулирование полученных результатов.

В целях контроля сроков и качества разработки магистерской диссертации на заседаниях кафедры регулярно организуется заслушивание слушателей и научных руководителей о ходе подготовки магистерских диссертаций.

Завершенная магистерская диссертация с письменным отзывом научного руководителя представляется на кафедру для ее рассмотрения на заседании кафедры на предмет допуска к защите или обсуждению (предварительной защите) на кафедре.

Допущенная к защите магистерская диссертация подлежит рецензированию. К рецензированию привлекаются преподаватели, научные работники и руководящий состав образовательной организации МЧС России (филиала) МЧС России, а также представители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка, сотрудники профильных научно-исследовательских организаций МЧС России, научно-педагогические работники сторонних образовательных организаций высшего образования (по согласованию).

Магистерская диссертация с рецензией и отзывом научного руководителя представляется государственной экзаменационной комиссии образовательной организации МЧС России для защиты.

V. Реализация основных профессиональных образовательных
программ по заочной форме обучения

77. Заочное обучение сотрудников (военнослужащих) и работников МЧС России, зачисленных в образовательные организации МЧС России в качестве слушателей (далее - слушатели-заочники), проводится по учебным планам, разработанными образовательными организациями МЧС России на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам дисциплин (модулей), единым для очного и заочного обучения. Срок обучения по заочной форме при реализации образовательных программ увеличивается на 1 год по сравнению с нормативными сроками обучения по специальностям и направлениям подготовки.

78. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основных профессиональных образовательных программ по заочной форме обучения определяется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и направлениям подготовки.

Максимальный объем учебной нагрузки слушателя-заочника не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению образовательных программ и факультативных дисциплин.

79. Общая продолжительность установочного и учебного или двух учебных периодов проведения промежуточной аттестации в течение курса обучения определяется в соответствии с действующим законодательством <5>. Учебный год по заочной форме обучения заканчивается сдачей промежуточной аттестации, продолжительностью на первом и втором курсах по 40 календарных дней, и на последующих курсах - по 50 календарных дней. Сроки их проведения определяются учебными планами по заочной форме обучения. По решению ученого совета образовательной организации МЧС России продолжительность периода проведения промежуточной аттестации в течение курса обучения может быть изменена в пределах общего времени, отводимого на проведение промежуточной аттестации в течение всего периода обучения.

--------------------------------

<5> Ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3).

Во время установочного сбора со слушателями-заочниками проводятся организационные мероприятия по освоению основной профессиональной образовательной программы, учебные занятия по дисциплинам (модулям), консультации, выдаются учебные задания. В случаях, когда продолжительность установочного сбора позволяет изучить учебные дисциплины в полном объеме, учебным планом предусматривается проведение промежуточной аттестации по ним.

В период учебных сборов проводятся учебные занятия, консультации, промежуточная аттестация слушателей-заочников, выдаются учебные задания, выделяется время для работы над выпускной квалификационной работой, магистерской диссертацией.

80. Обучение слушателей-заочников в образовательной организации МЧС России завершается проведением государственной итоговой аттестацией слушателей-заочников. Продолжительность государственной итоговой аттестации определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации <6>.

--------------------------------

<6> Ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3).

81. Для организации обучения слушателей-заочников во время прохождения промежуточной (государственной итоговой) аттестации и между ними в учебно-методическом центре (отделе, факультете) образовательной организации (филиала) МЧС России составляется расписание занятий и консультаций, утверждаемое ее руководителем, не менее чем за месяц до начала занятий.

82. Образовательная организация МЧС России обеспечивает слушателей-заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами, в том числе электронными.

Кафедрами образовательных организаций МЧС России в соответствии с учебными программами разрабатываются и выдаются слушателям-заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические указания по их выполнению.

Образовательная организация МЧС России предоставляет слушателям-заочникам возможность в период между сборами получать консультации, пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать экзамены и зачеты (для слушателей-заочников, не сдавших экзамены и зачеты в установленные сроки по уважительным причинам), а также ликвидировать академическую задолженность.

83. Учебные задания слушателям-заочникам определяются учебным планом и планируются из расчета не более трех заданий в месяц.

Выполненные работы представляются в образовательную организацию МЧС России для рецензирования и предварительной оценки. Срок их рецензирования на кафедрах составляет не более семи рабочих дней. Рецензирование контрольных работ является формой руководства самостоятельной работы слушателей-заочников, обучающихся по заочной форме со стороны преподавателей, средством контроля и оказания им индивидуальной помощи в работе над учебным материалом в течение учебного года.

Учебное задание, оцененное рецензентом на "неудовлетворительно", возвращается для доработки и повторного представления в образовательную организацию МЧС России или выдается новое учебное задание с указанием срока его выполнения.

84. Успешно выполнившим учебный план слушателям-заочникам за месяц до начала промежуточной аттестации направляются справки-вызовы.

Образовательная организация МЧС России информирует территориальные органы МЧС России не позднее чем за месяц о сроках проведения промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.

85. К экзаменам и зачетам на промежуточную аттестацию допускаются успевающие слушатели-заочники, не имеющие академической задолженности за предыдущий курс, выполнившие по дисциплинам, выносимым на предстоящую промежуточную аттестацию, все письменные работы, соответствующие методическим указаниям и заданному варианту, а также межсессионного тестирования с использованием дистанционных технологий.

86. Курсовые работы (проекты) выполняются в соответствии с заданием, определяющим сроки представления проекта (работы) к защите и требования к его содержанию и оформлению. Выполнение и защита курсовых работ (проектов) производится согласно положению о курсовом проектировании, разрабатываемому образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

87. Обучающийся, не представивший курсовой проект (работу) до начала промежуточной аттестации или получивший неудовлетворительную оценку за его защиту, имеет право на повторную защиту. Повторные защиты осуществляются в срок установленный, кафедрой по согласованию с учебным (учебно-методическим) подразделением (факультетом) образовательной организацией (филиала) МЧС России.

Обучающемуся, не представившему курсовой проект (работу), в ведомости выставляется "не аттестован", и он считается неуспевающим по данной дисциплине.

88. Самостоятельная работа слушателей-заочников состоит из изучения материала по учебникам и учебным пособиям, выполнения практических, расчетно-графических и иных учебных заданий, межсессионного тестирования с использованием дистанционных технологий, курсовых работ (проектов) и письменных контрольных работ, являющихся одной из форм контроля успеваемости слушателя. Самостоятельная работа по изучаемым дисциплинам организуется и контролируется преподавателями, ведущими данные дисциплины.

89. Контроль самостоятельной работы в межсессионный период проводится в формах: письменной контрольной работы, межсессионного тестирования с использованием дистанционных технологий и курсовой работы (проекта).

90. В отдельных случаях по ходатайству руководителей территориальных органов МЧС России начальником образовательной организации МЧС России (заместителем начальника института по учебной работе) обучающемуся по заочной форме может быть предоставлено право пройти промежуточную аттестацию досрочно.

Основанием для прохождения промежуточной аттестации досрочно является:

медицинские показания о необходимости стационарного лечения, совпадающего по срокам с промежуточной аттестацией;

временный уход за больным членом семьи;

направление в служебную командировку;

осложнение оперативной обстановки, требующее постоянного присутствия сотрудника на службе (в исключительных случаях).

91. Слушатели-заочники, прошедшие учебные сборы, завершающие курс обучения и не имеющие академической задолженности, приказом начальника образовательной организации МЧС России переводятся на следующий курс обучения.

Досрочный перевод на следующий курс обучения и сокращение общего срока обучения слушателей-заочников не допускаются.

92. При невыполнении требований учебного плана, а также при грубом нарушении правил внутреннего распорядка слушатель-заочник отчисляется из образовательной организации.

VI. Особенности организации образовательной деятельности
для лиц с ограниченными возможностями здоровья

93. Обучение по образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах <7>.

--------------------------------

<7> Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5122).

94. Организациями должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья <8>.

--------------------------------

<8> Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5122).

Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья <9>.

--------------------------------

<9> Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5122).

При получении высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков <10>.

--------------------------------

<10> Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5122).

95. В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих; размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию организации;

2) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).