МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 1 сентября 2020 г. N 631
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с абзацем седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185), приказываю:
Утвердить прилагаемую Методику оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ
Утверждена
приказом МЧС России
от 01.09.2020 N 631
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Введение
1. Методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций (далее - Методика) разработана в соответствии с абзацем седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185), в целях выработки единого подхода для оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и основывается на следующих нормативных правовых актах:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275);
постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52, ст. 7981) (далее - постановление N 304);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 42, ст. 5919; 2020, N 27, ст. 4210) (далее - постановление N 1327);
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846 "Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 42; N 27, ст. 4210) (далее - Положение);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 106) (далее - Правила).
2. Результаты расчетов, выполненные по Методике, применяются при классификации чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением N 304 (на основании размера материального ущерба). Положения Методики направлены на повышение оперативности и обоснованности классификации чрезвычайных ситуаций.
II. Общие положения и область применения методики
3. Согласно классификации, установленной постановлением N 304, основными критериями, определяющими отнесение произошедшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации соответствующего характера, являются количество людей, погибших и (или) получивших вред здоровью, и размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба).
4. Для целей Методики термины "материальный ущерб" и "ущерб" являются идентичными.
Значение всех понятий приведено исключительно в целях использования в Методике.
5. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций является основой для определения характера чрезвычайных ситуаций в целях установления источника финансирования мероприятий по ликвидации их последствий и планирования мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
6. Методика устанавливает общие положения, на основе которых проводится оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Методика предназначена для практического использования специалистами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций.
8. Методика не предназначена для определения морального вреда и упущенной выгоды. Ущерб от чрезвычайных ситуаций определяется в денежном выражении и на определенную дату.
9. Организация работы по оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также непосредственный сбор, обобщение информации и оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций могут быть выполнены как последовательно и поэтапно, так и параллельно.
10. Общим требованием для оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций является исключение двойного счета, когда объект, которому причинен ущерб, учитывается несколько раз при определении различных видов ущерба.
III. Составляющие оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций
11. В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55201-2012 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1193-ст (Стандартинформ, 2013), ущерб от чрезвычайной ситуации - абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
12. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций, таким образом, включает определение размеров следующих его составляющих:
1) оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости, а также недвижимого имущества;
2) оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу;
3) оценка размера вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в том числе:
нанесенного поверхностным и подземным водам;
нанесенного животным и растениям, за исключением сельскохозяйственных;
причиненного лесам и находящимся в них природным объектам (по оперативным данным);
нанесенного атмосферному воздуху, поверхностному слою почвы, недрам, а также объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, водным биологическим ресурсам, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.
IV. Расчет составляющих оценки ущерба
от чрезвычайных ситуаций
13. Оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости осуществляется путем расчета затрат на оказание помощи гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации, а также пострадавшим гражданам.
Ущерб, связанный с оказанием помощи гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации, а также пострадавшим гражданам, рассчитывается умножением количества граждан, нуждающихся в оказании помощи соответствующего вида, на размер этой помощи.
14. При расчете, указанном в пункте 13 Методики, оцениваются следующие виды помощи:
1) единовременное пособие членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении), в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи, а также в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации <1>;
--------------------------------
<1> Абзацы второй и третий подпункта "д" пункта 4 Правил.
2) единовременное пособие гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека <2>);
--------------------------------
<2> Абзац четвертый подпункта "д" пункта 4 Правил.
3) финансовая помощь в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека <3>) - гражданам, постоянно проживающим в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, и зарегистрированным в них по месту жительства, чье имущество первой необходимости было утрачено частично или полностью в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации <4>.
--------------------------------
<3> Подпункт "г" пункта 4 Правил.
<4> Подпункт "б" пункта 10 Правил.
15. Оценка размера вреда имуществу физических лиц в части недвижимого имущества осуществляется путем расчета расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации.
На основании информации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о количестве утраченных (поврежденных) жилых помещений и их суммарных общих площадях, а также показателях средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, определенных Минстроем России в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 30, ст. 4924), и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения, определенного постановлением N 1327, рассчитывается общий объем расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации.
16. Оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу осуществляется путем расчета расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также расчета ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре и сельскому хозяйству.
Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации определен пунктом 1 Перечня мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам приложения N 1 к Положению.
При определении расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления осуществляют их оценку в соответствии с актами обследования поврежденных объектов и сметными расчетами на проведение работ.
Расчет ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация, в соответствии с их сферой ведения. При оценке затрат на восстановление утраченных или поврежденных объектов учитываются только объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
17. Расчет составляющих вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (при наличии такой возможности) осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации на основании методических и иных документов Правительства Российской Федерации, Минприроды России и Росрыболовства.
V. Порядок проведения оценки ущерба
от чрезвычайных ситуаций
18. Проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления и (или) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции организуют оказание органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой методической помощи, при необходимости направляют в зону чрезвычайной ситуации своих специалистов и согласовывают результаты оценки ущерба при наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. По результатам оценки ущерба от чрезвычайной ситуации оформляется справка об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации, утверждаемая руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера) (рекомендуемый образец приведен в приложении к Методике).
Для чрезвычайной ситуации муниципального характера справка об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации утверждается главой местной администрации муниципального района (муниципального (городского) округа), для чрезвычайной ситуации локального характера - руководителем организации (объекта).
Приложение
к Методике оценки ущерба
от чрезвычайных ситуаций,
утвержденной приказом
МЧС России
от 01.09.2020 N 631
Рекомендуемый образец
УТВЕРЖДАЮ Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации _____________________________ (подпись, фамилия, инициалы) "__" ____________________ 20__ М.П. СПРАВКА об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации ___________________________________________________________________________ (наименование чрезвычайной ситуации)
N п/п
|
Наименование составляющей ущерба
|
Оценка размера ущерба, тыс. рублей
|
Примечание
|
1.
|
Оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости:
|
||
1.1. Выплата единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, включая пособия на погребение
|
|||
1.2. Выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации тяжкий или средней тяжести вред здоровью
|
|||
1.3. Выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации легкий вред здоровью
|
|||
1.4. Оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости
|
|||
1.5. Оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости
|
|||
2.
|
Оценка размера вреда имуществу физических лиц в части недвижимого имущества:
|
||
2.1. Реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены
|
|||
2.2. Реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых повреждены
|
|||
3.
|
Оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу:
|
||
Проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на находящихся в государственной и муниципальной собственности объектах:
|
|||
3.1. Жилищного фонда
|
|||
3.2. Образования
|
|||
3.3. Здравоохранения
|
|||
3.4. Социальной поддержки населения
|
|||
Ущерб по отраслям:
|
|||
3.5. Энергетика
|
|||
3.6. Жилищно-коммунальное хозяйство
|
|||
3.7. Транспортная инфраструктура
|
|||
3.8. Сельское хозяйство
|
|||
4.
|
Оценка размера вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в том числе:
|
||
4.1. Ущерб, нанесенный поверхностным и подземным водам
|
|||
4.2. Ущерб, нанесенный животным и растениям, за исключением сельскохозяйственных
|
|||
4.3. Ущерб, причиненный лесам и находящимся в них природным объектам (по оперативным данным)
|
|||
4.4. Ущерб, нанесенный атмосферному воздуху, поверхностному слою почвы, недрам, а также ущерб, нанесенный объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, водным биологическим ресурсам, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания
|
|||
ИТОГО
|