См. Документы Федерального казначейства
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 26 февраля 2019 г. N 53
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", НА 2019 ГОД
В целях реализации положений части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2018, N 53, ст. 8437), приказываю:
1. Утвердить Программу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2019 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Ответственным лицом за реализацию Программы назначить заместителя руководителя Федерального казначейства А.Г. Михайлика.
3. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства, уполномоченных на осуществление государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"):
3.1. назначить лицо, ответственное за организацию и проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 3 и 4 Плана-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на 2019 год (далее - План-график), содержащегося в Программе, и представить в Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства сведения о назначенном ответственном лице в срок до 15 марта 2019 года;
3.2. обеспечить ежеквартально, но не позднее 10 рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом, представление в Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства информации о реализации пункта 4 Плана-графика, в том числе с указанием прямых ссылок на официальные сайты территориальных органов Федерального казначейства, уполномоченных на осуществление государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где размещены соответствующие материалы.
4. Управлению по надзору за аудиторской деятельностью (Л.Х. Муромцева) обеспечить:
4.1. размещение текста настоящего приказа на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru в срок до 1 марта 2019 года;
4.2. размещение доклада об итогах профилактической работы за год, который является составной частью итогового годового отчета о деятельности Федерального казначейства, подготавливаемого и представляемого на заседании Коллегии Федерального казначейства, в срок не позднее 1 марта 2020 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН
Утверждена
приказом Федерального казначейства
от 26 февраля 2019 г. N 53
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", НА 2019 ГОД
I. Общие положения
Настоящая Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2019 год (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Программа), разработана в целях предупреждения нарушения аудиторскими организациями обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - ВККР АО), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Целями Программы являются:
повышение "прозрачности" контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства в сфере ВККР АО;
снижение административных и финансовых издержек Федерального казначейства и аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - аудиторские организации), по сравнению с осуществлением ВККР АО исключительно путем проведения контрольных мероприятий;
осуществление риск-ориентированного подхода при ВККР АО;
предупреждение нарушения аудиторскими организациями обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере аудиторской деятельности, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
снижение административной нагрузки на аудиторские организации;
мотивация к добросовестному поведению;
разъяснение аудиторским организациям обязательных требований.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в сфере аудиторской деятельности у всех участников осуществляемой Федеральным казначейством государственной функции по ВККР АО;
инвентаризация состава и особенностей аудиторских организаций и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных аудиторских организаций.
II. Краткий анализ текущего состояния ВККР АО
Количество аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", из года в год уменьшается:
в 2014 году общее количество таких организаций в России составляло 924 единицы;
в 2015 году - 743 единицы;
в 2016 году - 668 единиц;
в 2017 году - 625 единиц.
При этом процентное соотношение количества указанных аудиторских организаций в отношении которых запланировано проведение ВККР АО в текущем периоде к общему числу аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", остается на уровне от 32 до 40 процентов.
Ключевыми рисками, присущими деятельности аудиторских организаций являются следующие:
- отзыв лицензии, признание банкротом общественно значимого хозяйствующего субъекта после осуществления обязательного аудита;
- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию и лицензии которых впоследствии были отозваны;
- риск выборки;
- риск необнаружения ошибок и искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- некорректная оценка аудиторского риска.
К значимым рискам при осуществлении государственной функции по ВККР АО относятся:
1) уклонение аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", от прохождения ВККР АО;
2) предоставление недостоверной информации о деятельности аудиторской организации;
3) воспрепятствование аудиторской организацией проведению ВККР АО.
Следует отметить, что в 2018 году сохранилась позитивная динамика по сокращению числа аудиторских организаций, уклоняющихся от прохождения планового внешнего контроля качества работы со стороны уполномоченного федерального органа по контролю и надзору: в 2015 году таких организаций было 31 (12% от общего числа запланированных проверок), в 2016 году - 37 (14%), в 2017 году - 19 (7,3%), в 2018 году - 15 (5,7%) (14 аудиторских организаций и 1 филиал аудиторской организации). Данный факт явился результатом превентивных мер, принимаемых уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, в том числе публикацией на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru информации об аудиторских организациях, включенных в план уполномоченного федерального органа по контролю и надзору за аудиторской деятельностью, но не прошедших внешний контроль качества работы.
В 2018 году незначительно возросло по сравнению с 2017 годом количество выявленных нарушений (14 722 нарушения по сравнению с 14 203 нарушениями). Количество аудиторских организаций, при проведении ВККР которых не были выявлены нарушения, составило 11 (4%) от общего числа проведенных проверок).
Результатом достижения подобных показателей является изменение подхода к проведению контрольных мероприятий (переход от формального контроля к проверке по существу), а также применение риск-ориентированного подхода не только при планировании проверочных мероприятий, но и при их проведении.
Наименование показателя
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
Количество запланированных проверок на очередной год
|
305
|
320
|
258
|
260
|
260
|
262
|
Количество проведенных плановых внешних проверок
|
296
|
287
|
227
|
217
|
241
|
247
|
Соотношение запланированных и проведенных проверок
|
97%
|
90%
|
88%
|
83%
|
93%
|
94%
|
Количество аудиторских организаций, исключенных из планов проверок на соответствующий год
|
9
|
33
|
31
|
37
|
19
|
14
|
Количество внеплановых проверок
|
4
|
6
|
10
|
22
|
31
|
28
|
Количество принятых решений о применении меры воздействия
|
262
|
247
|
191
|
188
|
224
|
206
|
В рамках реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) Федеральным казначейством осуществляется:
- размещение на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru (далее - официальный сайт Федерального казначейства) перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) (приказ Федерального казначейства от 30 декабря 2016 г. N 541 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", и Порядка ведения Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");
- на регулярной основе проводится информирование аудиторских организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, обобщение правоприменительной практики и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства и сайтах управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации положений части 1 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ издан приказ Федерального казначейства от 28 февраля 2018 г. N 44 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2018 год".
Все мероприятия, предусмотренные Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - обязательные требования), на 2018 год и Планом-графиком профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2018 год, исполнены в полном объеме.
Результативность внешних проверок качества работы аудиторских организаций (отношение количества мер воздействия, вынесенных в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения правил аудиторской деятельности, к общему числу проведенных проверок), с учетом риск-ориентированного подхода к планированию и проведению контрольных мероприятий составила 75 процентов. При этом в 2017 году указанный показатель составил 93 процента. Отрицательная динамика свидетельствует об успешности применяемых Федеральным казначейством мер по профилактике нарушений обязательных требований. Качество результатов внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в 2018 году, как и за предыдущий период, составило 100 процентов (данный показатель свидетельствует об отсутствии случаев отмены в судебном порядке решений, примененных Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения правил аудиторской деятельности).
В соответствии с приложением к Программе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2018 году на постоянной основе проводилось самообследование уровня развития Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2018 год. Показатель качества составил 100 процентов (План-график профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, на 2018 год исполнен полностью, без каких-либо отклонений).
Кроме того, в рамках проведения в 2018 году профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, Федеральным казначейством:
1. В целях осуществления информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований создан и ведет работу Совет по организации ВККР АО (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236 "О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций"). Заседания Совета по организации ВККР АО проводятся ежеквартально.
Также при Совете по организации ВККР АО действуют следующие Рабочие группы:
- по подготовке Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Классификатор нарушений);
- по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы;
- по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы в рамках исполнения аудиторскими организациями требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В рамках деятельности указанных рабочих групп также проводится работа, направленная на профилактику нарушения обязательных требований:
1) В целях предупреждения нарушений обязательных требований нормативных правовых актов в рамках деятельности Рабочей группы по подготовке Классификатора нарушений осуществляется деятельность по доработке Классификатора нарушений. В 2018 году в Классификатор нарушений внесены дополнения, вызванные изменением требований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), а также по результатам проведенного обобщения практики применения Классификатора нарушений (одобрен Советом по аудиторской деятельности 21 сентября 2018 года (протокол от 21 сентября 2018 г. N 41)),
2) В целях осуществления деятельности по разработке и опубликованию руководств по соблюдению обязательных требований в 2018 году:
- Рабочей группой по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы в рамках исполнения аудиторскими организациями требований Федерального закона N 115-ФЗ подготовлены и направлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу:
- проект Методических рекомендаций по осуществлению контроля за соблюдением аудиторскими организациями, аудиторами требований законодательства Российской Федерации, в том числе связанных с ПОД/ФТ;
- проект Методических рекомендаций по выявлению аудиторскими организациями, аудиторами случаев несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ (методические рекомендации прошли обсуждение на заседании Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности (протокол от 13 ноября 2018 г. N 82)),
- Рабочей группой по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы подготовлены и направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом:
- предложения по доработке тендерных документов на оказание услуг, пользователем которых является Росимущество, и совершенствованию процедур оценки конкурсных заявок, в том числе в целях содействия своевременному исполнению примерных планов приватизации объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации;
- проекты Типового стандарта и Примерного технического задания проведения аудита реализации долгосрочной программы развития и выполнения ключевых показателей эффективности;
- проект Структуры отчета для включения в техническое задание для проведения аудита реализации долгосрочной программы развития и выполнения ключевых показателей эффективности.
2. Осуществляется работа Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций с участием представителей аудиторских организаций и саморегулируемых организаций аудиторов. В рамках деятельности указанных комиссий в 2018 году рассмотрены результаты внешних проверок качества работы 77 аудиторских организаций.
3. В 2018 году Федеральным казначейством с участием представителей аудиторского сообщества проведены:
- Всероссийское совещание на тему: "Исполнение государственной функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", за 2017 год" (г. Санкт-Петербург, 16 - 17 мая 2018 года);
- совещание по вопросам выявления нарушений в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении функции внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (г. Новосибирск, 5 - 6 ноября 2018 года).
Кроме того представители Федерального казначейства на регулярной основе принимают участие в семинарах, круглых столах и совещаниях, в том числе регионального характера, проводимых саморегулируемыми организациями аудиторов, научными и общественными учреждениями и органами государственной власти.
4. В целях профилактики нарушений в сфере ПОД/ФТ, связанных с аудиторской деятельностью, на официальном сайте Федерального казначейства и его территориальных органов создан отдельный раздел, посвященный указанной тематике, в котором публикуются постановления Правительства Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации, приказы и информационные письма Федеральной службы по финансовому мониторингу, отчеты о национальной оценке рисков, методические рекомендации для аудиторов и другая информация.
5. В соответствии с положениями пункта 16 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденных подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (пункт 2 раздела VI протокола заседания подкомиссии от 20 января 2017 г. N 1) Федеральным казначейством готовятся ежегодные доклады о проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, которые являются частью итогового доклада о результатах деятельности Федерального казначейства за отчетный год. Доклад за 2017 год опубликован на официальном сайте Федерального казначейства.
III. Организация профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение нарушений обязательных
требований, соблюдение которых оценивается Федеральным
казначейством при проведении внешнего контроля качества
работы аудиторских организаций проводящих обязательный
аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций,
указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона
"Об аудиторской деятельности", на 2019 год
1. Целевыми показателями качества и результативности Программы являются следующие индикативные показатели:
а) исполнение мероприятий, предусмотренных планом-графиком профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на 2019 год;
б) снижение количества повторно совершаемых ранее проверенными аудиторскими организациями нарушений в сфере аудиторской деятельности;
в) улучшение качества функционирования системы внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций.
2. Система мониторинга Программы включает в себя самообследование уровня развития Программы, проводимого в соответствии с Анкетой для проведения самообследования уровня развития Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на 2019 год согласно приложению к Программе.
3. Организация и проведение Федеральным казначейством профилактических мероприятий, направленных на предупреждение обязательных требований в сфере ВККР АО, осуществляются ответственными исполнителями согласно Плану-графику профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на 2019 год:
План-график профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение нарушений обязательных
требований, соблюдение которых оценивается Федеральным
казначейством при проведении внешнего контроля качества
работы аудиторских организаций, проводящих обязательный
аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций,
указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона
"Об аудиторской деятельности", на 2019 год
N п/п
|
Мероприятие
|
Периодичность проведения
|
Адресаты мероприятий
|
Результаты
|
Ответственные исполнители
|
1.
|
Размещение на официальном сайте Федерального казначейства перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций
|
Актуализация и обновление перечня актов, содержащих обязательные требования, на постоянной основе
|
Аудиторские организации,
саморегулируемые организации аудиторов
|
Формирование единого понимания обязательных требований в сфере ВККР АО у всех участников контрольно-надзорной деятельности
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
Н.Н. Медведев
(495) 214-78-84
|
2.
|
Размещение на официальном сайте Федерального казначейства разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, изменениях в действующие нормативные акты
|
По мере вступления в силу нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты
|
Аудиторские организации,
саморегулируемые организации аудиторов
|
Формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
Н.Н. Медведев
(495) 214-78-84
|
3.
|
Проведение Федеральным казначейством совместно с территориальными органами, саморегулируемыми организациями аудиторов и представителями профессионального сообщества, иными заинтересованными организациями консультаций по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах в следующих форматах: заседания Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, заседания рабочих групп при Совете по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, семинары, тематические конференции, консультации, проводимые как в очном режиме, так и в режиме видео-конференц-связи
|
Ежеквартально
|
Аудиторские организации
|
Предупреждение нарушения аудиторскими организациями обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
Н.Н. Медведев
(495) 214-78-84
должностные лица территориальных органов Федерального казначейства, назначенные соответствующими приказами руководителей территориальных органов Федерального казначейства
|
4.
|
Обобщение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований в сфере ВККР АО, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься аудиторскими организациями в целях недопущения таких нарушений (обеспечить размещение результатов анализа на официальных сайтах Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации с возможностью "обратной связи" с аудиторскими организациями)
|
Ежеквартально
|
Аудиторские организации, саморегулируемые организации аудиторов
|
Повышение "прозрачности" системы государственного контроля (надзора)
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
Б.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
Н.Н. Медведев
(495) 214-78-84
Лицо, назначенное территориальным органом Федерального казначейства, должностные лица территориальных органов Федерального казначейства, назначенные соответствующими приказами руководителей территориальных органов Федерального казначейства
|
5.
|
Проведение вебинаров с территориальными органами Федерального казначейства
|
Ежеквартально
|
Аудиторские организации, саморегулируемые организации аудиторов
|
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
Н.Н. Медведев
(495) 214-78-84
|
6.
|
Проведение заседаний рабочих групп при Совете по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций
|
По мере необходимости
|
Аудиторские организации, саморегулируемые организации аудиторов
|
Разъяснение аудиторским организациям обязательных требований
Формирование единого понимания обязательных требований
Включение аудиторских организаций в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
Н.Н. Медведев
(495) 214-78-84
|
7.
|
Публикация на официальном сайте Федерального казначейства статистики количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований
|
Ежеквартально
|
Аудиторские организации, саморегулируемые организации аудиторов
|
Повышение "прозрачности" системы государственного контроля (надзора)
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
Н.Н. Медведев
(495) 214-78-84
|
8.
|
Анкетирование среди аудиторских организаций
|
Постоянно
|
Аудиторские организации, саморегулируемые организации аудиторов
|
Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения
Оценка проводимой Федеральным казначейством профилактической работы
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
В.Г. Пентелейчук
(495) 214-79-43
|
9.
|
Выступления в СМИ (на телевидении)
|
По согласованию со СМИ
|
Аудиторские организации, саморегулируемые организации аудиторов
|
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
|
10.
|
Публикации в журналах
|
По согласованию со СМИ
|
Аудиторские организации, саморегулируемые организации аудиторов
|
Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
|
11.
|
Подготовка ежегодного доклада об итогах профилактической работы
|
01.03.2019
|
Аудиторские организации, саморегулируемые организации аудиторов
|
Предупреждение нарушений аудиторскими организациями обязательных требований;
Снижение административных и финансовых издержек как Федерального казначейства, так и аудиторских
|
Л.Х. Муромцева
(495) 214-78-82
Н.Н. Медведев
(495) 214-78-84
|
4. Федеральное казначейство ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за годом утверждения Программы, готовит доклад об итогах профилактической работы за год, который является составной частью итогового годового отчета о деятельности Федерального казначейства, подготавливаемого и представляемого на заседании Коллегии Федерального казначейства.
Приложение
к Программе профилактических
мероприятий, направленных
на предупреждение нарушений
обязательных требований,
соблюдение которых оценивается
Федеральным казначейством
при проведении внешнего контроля
качества работы аудиторских
организаций, проводящих обязательный
аудит бухгалтерской (финансовой)
отчетности организаций, указанных
в части 3 статьи 5 Федерального закона
от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
"Об аудиторской деятельности",
на 2019 год
Анкета
для проведения самообследования уровня развития
Программы профилактических мероприятий, направленных
на предупреждение нарушений обязательных требований,
соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством
при проведении внешнего контроля качества работы
аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит
бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций,
указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона
от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской
деятельности", на 2019 год
1. Утверждена ли федеральным органом исполнительной власти Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2019 год?
Да
|
|
В стадии проекта
|
|
Нет
|
2. Какие профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - профилактические мероприятия), из перечня обязательных к выполнению реализуются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору? (перечислить):
3. Готовится ли ежегодный доклад об итогах профилактической работы?
Да
|
|
Подготовлен иной отчетный документ
|
|
Нет
|
4. Утверждены ли показатели результативности и эффективности проведения профилактических мероприятий?
Да
|
|
На стадии разработки
|
|
Нет
|
5. Проводится ли регулярное повышение квалификации, обучение, переобучение, семинары, иные методические мероприятия для сотрудников, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских организаций?
Да
|
|
Нерегулярно, специальная программа обучения отсутствует
|
|
Нет
|