ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

ПРИКАЗ
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЕДИНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

(в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом"
от 27.04.2017 N 1/365-П)

В целях обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и оценки коррупционных рисков владельцами групп процессов, в том числе ответственными исполнителями, осуществляющими реализацию крупных проектов:

1. Утвердить Единую отраслевую антикоррупционную политику Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций (далее - Политика, приложению N 1) и Единые отраслевые методические указания по оценке коррупционных рисков в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Указания, приложению N 2)

(п. 1 в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом" от 27.04.2017 N 1/365-П)

2. Руководителям организаций, указанных в приложении N 3 к настоящему приказу, в соответствии с регламентом по взаимодействию организации и Госкорпорации "Росатом" обеспечить:

принятие локальных нормативных актов организации, предусматривающих обязательность соблюдения Политики;

разработку и утверждение в организации локального нормативного акта на основании Указаний.

3. Рекомендовать руководителям федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Госкорпорация "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, учреждений, созданных Госкорпорацией "Росатом", акционерных обществ, акции которых принадлежат Российской Федерации и в отношении которых Госкорпорация "Росатом" осуществляет полномочия акционера, их дочерних обществ, хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Госкорпорации "Росатом", их дочерних обществ, за исключением организаций, указанных в пункте 2 настоящего приказа, обеспечить:

принятие локальных нормативных актов организации, предусматривающих обязательность соблюдения Политики;

разработку и утверждение в организации локального нормативного акта на основании Указаний.

4. Установить, что владельцами коррупционных рисков являются владельцы процессов, в которых выявлены коррупционные риски, а по крупным проектам - ответственные исполнители, осуществляющие реализацию крупных проектов.

(п. 4 в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом" от 27.04.2017 N 1/365-П)

5. Сведения об исполнении пунктов 2 и 3 настоящего приказа представить в Департамент защиты активов (Братанов В.В.).

Срок - до 30.04.2015.

И.о. генерального директора
И.М.КАМЕНСКИХ

Приложение N 1

Утверждена
приказом Госкорпорации "Росатом"
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П

ЕДИНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Назначение и область применения

1.1. Назначением Единой отраслевой антикоррупционной политики Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций (далее - Антикоррупционная политика) является установление основных принципов противодействия коррупции, методологических подходов и инструментов, следование которым позволяет:

1) формировать регламентные, методические и организационные основы противодействия коррупции (в том числе Кодекс этики и служебного поведения работников Госкорпорации "Росатом" и иные локальные нормативные акты антикоррупционной направленности);

2) информировать организации атомной отрасли о правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

3) обеспечивать:

исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создавать условия, затрудняющие возможности коррупционного поведения и обеспечивающие снижение уровня коррупции;

соблюдение работниками Госкорпорации "Росатом" (далее - Корпорация) и ее организаций норм антикоррупционного поведения;

применение мер принуждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.2. Антикоррупционная политика издана во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять консультационное и методическое обеспечение в сфере противодействия коррупционным и иным правонарушениям, в части, касающейся Корпорации.

1.3. Антикоррупционная политика является основой для разработки регламентирующих и методических документов любых групп процессов в части, обеспечивающей антикоррупционную направленность этих документов.

1.4. Антикоррупционная политика применяется при осуществлении Корпорацией и ее организациями планирования, регламентации, организации, контроля исполнения, выработки и принятия корректирующих мер и иных управляющих воздействий во всех операционных процессах, содержащих риски коррупционных или иных правонарушений, и распространяется на работников Корпорации вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

1.5. Пользователями Антикоррупционной политики являются все работники Госкорпорации "Росатом" и ее организаций.

2. Термины и сокращения

2.1. Антикоррупционной политикой новые термины не вводятся.

2.2. В Антикоррупционной политике используются следующие сокращения:

Сокращение
Расшифровка
Активы
ресурсы Корпорации и ее организаций, включая объекты гражданских прав (государственные бюджетные и собственные денежные средства Корпорации; инфраструктура и производственная среда в т.ч. ядерные установки и материалы; информация, в т.ч. составляющая государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну и т.д.)
Безопасность
отсутствие недопустимого (существенного) риска, связанного с возможностью нанесения ущерба - оптимальный баланс многих факторов, (включая поведение человека), позволяющий свести устранимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого (не существенного) уровня
Должностные лица
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в организациях Корпорации
Защита активов
деятельность, направленная на противодействие коррупционным и иным правонарушениям
Иные правонарушения
действия (бездействие) и решения граждан, организаций и (или) их должностных лиц, препятствующие и (или) создающие угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в отношении их активов
Коррупция
злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ)
Подразделения защиты активов
подразделения защиты активов управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов, организаций, входящих непосредственно в контур управления Корпорации, и подразделения защиты активов организаций, входящих в контур управления управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов
Предупреждение коррупции
деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений
Противодействие коррупции
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

3. Основные принципы антикоррупционной деятельности,
подходы к ее осуществлению, а также применяемые инструменты

3.1. Противодействие коррупции в Корпорации и ее организациях основывается на следующих принципах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ:

1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - любой операционный процесс, в том числе противодействие коррупции, регулируется и осуществляется в Корпорации и (или) ее организациях с соблюдением прав его участников, при этом не допускается установление в локальных нормативных актах Корпорации и (или) ее организаций требований к работникам об информировании работодателя или уполномоченных им лиц об обстоятельствах взаимодействия работников с правоохранительными и (или) иными органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими государственный (муниципальный) контроль (надзор);

2) законность (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - постоянное и точное выполнение требований законодательства, а также изданных на основании и во исполнение соответствующих требований закона локальных нормативных актов, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений;

3) публичность и открытость деятельности Корпорации и ее организаций - доступность для граждан, организаций, средств массовой информации, институтов гражданского общества сведений о деятельности Корпорации и ее организаций, а также их руководителей в сферах, отнесенных к их компетенции, не связанных с соблюдением ограничений, налагаемых законодательством о защите государственной и (или) коммерческой тайны, иной информации, защищаемой на основании закона;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - в связи с каждым фактом коррупционного нарушения (при условии доказанной в установленном законом порядке вины) должны назначаться адекватное наказание и приниматься меры к возмещению убытков;

5) комплексное использование в антикоррупционных целях организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - последовательное, скоординированное и систематическое осуществление взаимосвязанных мероприятий антикоррупционной направленности во всех осуществляемых процессах;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - участники операционных процессов (подпроцессов, процедур) при выявлении на любой стадии их реализации признаков коррупционных и (или) иных правонарушений информируют об этом подразделение защиты активов и (или) должностное лицо, определенное в качестве ответственного за противодействие коррупции, независимо от решения вопроса о дальнейшей реализации соответствующего процесса (подпроцесса, процедуры);

7) сотрудничество Корпорации и ее организаций с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в сфере противодействия коррупции - привлечение на взаимоприемлемых условиях представителей институтов гражданского общества, международных организаций и физических лиц к участию в антикоррупционной работе в формах, не препятствующих достижению предусмотренных законодательством Российской Федерации целей Корпорации и (или) ее организаций, а также обеспечение обратной связи (информационный обмен, рассмотрение обращений, участие в опросах и т.п.) по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер.

3.2. При осуществлении антикоррупционной деятельности в Корпорации и ее организациях применяются следующие методологические подходы:

1) системно-ситуационный подход - противодействие коррупции обеспечивается в ходе осуществления всех видов финансово-хозяйственной деятельности при участии в них, в установленном порядке, структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям;

2) ролевой подход - каждый участник, факт, объект организационной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в Корпорации, а также ее контрагенты одновременно рассматриваются в ролях субъекта и объекта безопасности, источника и объекта угрозы коррупционного и иного правонарушения;

3) риск-ориентированный подход - планирование и осуществление деятельности структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям, на основе анализа и оценки выявленных рисков, присущих операционным процессам, реализуемым в Корпорации, а также сосредоточение антикоррупционных усилий на объектах, ранее подвергавшихся коррупционному воздействию;

3.3. В противодействии коррупции Корпорацией и ее организациями используются следующие типовые инструменты:

1) моделирование угроз, вариантов их реализации, уязвимостей, используемых источниками угроз, возможных потерь и масштабов потенциального ущерба;

2) автоматизация процессов управления антикоррупционными процессами;

3) контроллинг (планирование, учет, анализ состояния и (или) уязвимости) активов Корпорации и (или) ее организации, а также подверженности работников коррупциогенным факторам (воздействиям), непрерывная оценка приемлемости выявленных рисков, вероятности, направлений и масштабов их реализации на базе сбора, анализа и обобщения соответствующей информации;

4) информирование, как выработка на основании результатов контроллинга предложений и проектов решений о применении управляющих и (или) корректирующих воздействий.

5) методология, как организационное, консультативное и методическое обеспечение по следующим (но не исключительно) вопросам:

соблюдение работниками Корпорации и ее организаций ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации (далее - требования к служебному поведению);

консультативная помощь в применении на практике требований к служебному поведению;

правовое просвещение работников;

проведение служебных проверок;

проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками и гражданами, претендующими на замещение должностей в Корпорации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

подготовка, в том числе антикоррупционная экспертиза, проектов локальных нормативных и нормативных правовых актов, в том числе о противодействии коррупции;

взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

4. Структурные подразделения и должностные лица
Корпорации и организаций Корпорации, ответственные
за реализацию Антикоррупционной политики

4.1. Ответственность за реализацию Антикоррупционной политики (обеспечение следования ее принципам и подходам, применения инструментов) в Корпорации и ее организациях закрепляется за подразделениями и (или) должностными лицами, осуществляющими защиту активов, работу с персоналом, правовую работу при координирующей роли и (или) непосредственном участии структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за защиту активов.

5. Нормативные ссылки

5.1. Конституция Российской Федерации.

5.2. Федеральные законы:

а) от 25.12.2008 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

б) от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

в) от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

г) Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ).

5.3. Указы Президента Российской Федерации:

а) от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";

б) от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам";

в) от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции";

г) от 11.04.2014 N 226 "О национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции".

5.4. Постановления Правительства Российской Федерации:

а) от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

б) от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349-1 Трудового кодекса Российской Федерации";

в) от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению";

г) от 09.01.2014 N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации".

5.5. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, изданные Минтруда России 08.11.2013.

6. Порядок внесения изменений в Антикоррупционную политику

6.1. Ответственным за актуализацию Антикоррупционной политики является Департамент защиты активов Корпорации.

6.2. Когда инициатором изменений выступает не Департамент защиты активов Корпорации, то инициатор внесения изменений представляет в Департамент защиты активов Корпорации обоснование практической целесообразности предлагаемых изменений.

6.3. Решение о целесообразности внесения изменений в Антикоррупционную политику принимает генеральный директор Корпорации по представлению заместителя генерального директора по безопасности Корпорации.

6.4. Проект изменений Антикоррупционной политики после оценки их целесообразности проходит процедуру согласования в соответствии с регламентирующими и методическими документами по процессу "Документационное обеспечение управления" группы процессов "Административное управление".

7. Контроль и ответственность работников за несоблюдение
требований Антикоррупционной политики

7.1. Работники Корпорации и ее организаций несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение локальных нормативных актов Корпорации и ее организаций, изданных в соответствии с Антикоррупционной политикой.

7.2. Руководители Корпорации и ее организаций несут персональную ответственность за несоблюдение соответственно в Корпорации и ее организациях принципов Антикоррупционной политики.

7.3. Контроль за соблюдением требований Антикоррупционной политики в Корпорации и ее организациях осуществляют Департамент защиты активов Корпорации, а также подразделения и (или) должностные лица организаций Корпорации, на которых возложены обязанности по противодействию коррупционным и иным правонарушениям.

Приложение N 2

Утверждены
приказом Госкорпорации "Росатом"
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П

(Приложение N 2
в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом"
от 27.04.2017 N 1/365-П)

ЕДИНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

1. Назначение и область применения

1.1. Единые отраслевые методические указания по оценке коррупционных рисков в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Указания) разработаны в рамках группы процессов "Защита активов" и направлены на:

1) установление в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее соответственно - организации, Корпорация) общих подходов к определению процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией;

2) обеспечение:

соответствия реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационального использования ресурсов, направляемых на проведение работы по профилактике коррупции;

формирования перечней должностей, связанных с высоким коррупционным риском;

разработки комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков;

3) обеспечение минимизации возможных коррупционных проявлений и рисков при реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния.

1.2. Указания разработаны с учетом требований Единой отраслевой антикоррупционной политики Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций.

1.3. Указания применяются всеми структурными подразделениями и работниками организаций Корпорации, принимающими участие в реализации процессов организации.

1.4. Ответственным за актуализацию Указаний и контроль их исполнения в соответствии с требованиями Положения о системе регламентирующих документов Госкорпорации "Росатом", утвержденных приказом Госкорпорации "Росатом" от 04.12.2015 N 1/1176-П, является директор Департамента защиты активов.

2. Сокращения и аббревиатуры

2.1. В Указаниях для целей оценки коррупционных рисков используются следующие сокращения и аббревиатуры:

Сокращение
Расшифровка
Активы
ресурсы Корпорации и ее организаций, включая объекты гражданских прав (государственные бюджетные и собственные денежные средства Корпорации; инфраструктура и производственная среда в т.ч. ядерные установки и материалы; информация, в т.ч. составляющая государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну и т.д.)
Владелец
коррупционного риска
владелец группы процессов (процесса, подпроцесса, процедуры, операции) или иной руководитель не ниже уровня руководителя структурного подразделения организации, в сфере деятельности которых может возникнуть коррупционный риск, а также ответственные за разработку и осуществление мероприятий по управлению коррупционным риском, последующий мониторинг коррупционного риска
Должностные лица
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в организациях
Защита активов
деятельность, направленная на противодействие коррупционным и иным правонарушениям
Иные правонарушения
действия (бездействие) и решения граждан, организаций и (или) их должностных лиц, препятствующие и (или) создающие угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в отношении их активов
Карта
карта коррупционных рисков организации, которая представляет собой сводное описание критических точек процессов и возможных коррупционных правонарушений (приложение N 1 к Указаниям)
Ключевая должность
должность в организации, замещение которой работником организации при осуществлении процесса создает возможность совершения действий (допущения бездействия), принятия решений, необходимых и (или) достаточных для создания угрозы и (или) утраты активов
Корпорация
Госкорпорация "Росатом"
Коррупция
злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции")
Критическая точка процесса
подпроцесс, процедура, операция, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений, и которые, как правило, совпадают с точками процесса, обязательными для установления контрольных процедур, например:
ключевые события процесса (вехи процесса); ситуации, требующие принятия работником решения, затрагивающего его личные или иных лиц, в том числе собственной организации права и законные интересы;
операции, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей;
моменты перехода прав владения и (или) распоряжения, и (или) пользования; смена лица, ответственного за сохранность активов;
преобразование вида активов (например, деньги - ТМЦ, материалы - незавершенное производство);
возникновение или смена обязательств (доходных и расходных);
передача полномочий от одного ответственного лица к другому;
действия, осуществляемые на стыке нескольких процессов (участок перехода ответственности);
изменение формы передачи информации (например, когда данные отчета, подготовленного в бумажном виде, заносятся в информационную систему);
операции, в которых нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное исполнение контрольного действия/ процедуры;
прочие действия (бездействие) и (или) решения, которые несут в себе существенные, по мнению владельцев групп процессов, риски процесса
Крупные проекты
проекты, реализуемые с государственным участием, в том числе инфраструктурные проекты, финансируемые в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния, одновременно соответствующие следующим критериям:
1) проект реализуется в рамках Указа Президента Российской Федерации, федеральной целевой программы, федеральной адресной инвестиционной программы;
2) финансовое обеспечение реализации проекта осуществляется полностью или частично (в объеме не менее 5 процентов сметной стоимости) за счет средств федерального бюджета и (или) Фонда национального благосостояния;
3) сметная стоимость проекта составляет 8 млрд рублей и более в ценах соответствующих лет;
4) фактически выполненный и профинансированный заказчиками (застройщиками) объем работ в рамках реализации проекта по состоянию на 01.01.2014 составляет не более 50 процентов сметной стоимости (постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2015 N 1199 "О мониторинге реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния")
Ответственные
исполнители
руководители организаций, непосредственно реализующих крупные проекты, или уполномоченные ими должностные лица не ниже уровня руководителя структурного подразделения организации, в сфере деятельности которых может возникнуть коррупционный риск и (или) выявлен коррупциогенный фактор
Оценка коррупционных рисков
определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией
Подразделения защиты активов
подразделения защиты активов управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов, организации, входящих непосредственно в контур управления Корпорации и подразделения защиты активов организаций, входящих в контур управления управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов
Предупреждение
коррупции
деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений
Противодействие
коррупции
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
Реинжиниринг
функции
создание принципиально новых процессов, исключающих реализацию факторов коррупционных рисков
Риск коррупционный (коррупционный риск)
вероятное событие, обусловленное действиями (бездействием) и (или) решениями граждан, организаций и (или) их должностных лиц, препятствующими и (или) создающими угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в отношении их активов, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией, а также условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности в организациях, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий
Утрата активов
события, действия и др. обстоятельства, в результате которых правообладатель лишился возможности реализовать в отношении актива свои законные права, то есть, как правило - время, место, лица, действия (бездействие) и (или) решения этих лиц, которыми независимо от формы вины, нарушены права и законные интересы правообладателя
Факторы
коррупционных рисков
(коррупциогенные
факторы)
коренные причины коррупционных рисков - явление или совокупность явлений, объективные (например: доступность/незащищенность актива, отсутствие регламентации, бесконтрольность при осуществлении процесса) и (или) субъективные (например: отрицательная, в т.ч. корыстная мотивация работника, неприязнь или ложно понятые интересы руководителей, организаций, контрагентов в т.ч. по причине отсутствия необходимой регламентации и т.д.) предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению, а также положения (проекты) нормативных правовых и локальных нормативных актов:
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, отсутствие которых исключает утрату активов

2.2.

Аббревиатура
Расшифровка
НПА
нормативный правовой акт
ЛНА
локальный нормативный акт

3. Основные положения

3.1. Оценка коррупционных рисков осуществляется следующим образом.

3.1.1. Определяются (выявляются - описываются и регламентируются) осуществляемые структурными подразделениями и (или) организацией процессы, в которых выделяются критические точки процесса.

3.1.2. Для каждой критической точки процесса составляется описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения;

ключевые должности;

вероятные формы осуществления коррупционных платежей и (или) иных выгод и преимуществ, способных заинтересовать и удовлетворить корыстную или иную заинтересованность участников процесса.

3.2. На основании проведенного анализа в организации:

1) составляется карта коррупционных рисков организации, которая по заполнении включается в качестве неотъемлемого приложения в регламентирующие документы соответствующих процессов;

2) в Карте указываются ключевые должности, а в отношении работников, замещающих такие должности, устанавливаются специальные антикоррупционные процедуры и требования (например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов);

3) разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

3.3. Меры по устранению и минимизации коррупционных рисков для каждой критической точки процесса вырабатываются в зависимости от особенностей конкретного процесса и включают:

1) регламентацию способа и сроков совершения действий работником в критической точке процесса;

2) реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями внутри организации;

3) введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников организации с представителями контрагентов, органов государственной власти и др. (например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия);

4) установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;

5) введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.

3.4. При составлении Карты необходимо учитывать следующее:

устранение коррупционных рисков, обусловленных одной критической точкой процесса, может требовать применения нескольких мер по устранению и (или) минимизации коррупционного риска;

устранение коррупционных рисков, обусловленных несколькими критическими точками процесса, может требовать применения одной и той же меры по устранению и (или) минимизации коррупционного риска.

При указанных обстоятельствах в Карте добавляется необходимое количество строк и прилагается перечень (приложение N 2 к Указаниям) локальных нормативных актов, изданных с целью устранения и (или) минимизации коррупционного риска, а также решения вопроса об ответственности работников, по вине которых возник (существует) и (или) реализован (например, утрачены активы) коррупционный риск.

3.5. Наименование процесса (подпроцесса, процедуры, операции) может указываться в Карте посредством ссылки на локальный нормативный акт и (или) его раздел (пункт), регламентирующие соответственно процесс (подпроцесс, процедуру, операцию).

3.6. Руководители организаций и участники процессов, ответственные за их реализацию в организации, при издании новых и актуализации действующих регламентирующих документов организации по процессам (подпроцессам, процедурам, операциям), в которых выявлены коррупционные риски, обеспечивают хранение Карт и реестров локальных нормативных актов организации и иных документов, изданных с целью устранения и (или) минимизации коррупционных рисков (приложение N 2 к Указаниям, далее - Реестр) вместе с официальными экземплярами соответствующих регламентирующих документов организации, а также ознакомление с Картами и реестрами иных участников процесса.

3.7. Владельцы процессов информируют структурное подразделение и (или) должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организации, о завершении оценки коррупционных рисков по каждому процессу (подпроцессу, процедуре, операции) по мере исполнения пунктов 3.1 - 3.6 Указаний, в порядке, установленном в организации.

3.8. По крупным проектам ответственные исполнители независимо от выполнения в организации пунктов 3.1 - 3.7 настоящих Указаний и (или) одновременно с их исполнением, до начала приведенных в приложении N 3 к Указаниям стадий реализации проекта:

организуют выявление перечисленных в приложении N 3 к Указаниям и иных коррупциогенных факторов и обеспечивают контроль исполнения мероприятий, направленных на исключение или минимизацию негативных последствий их реализации;

обеспечивают отражение в Карте и Реестре со ссылкой на положения соответствующих НПА, ЛНА и (или) регламентирующего документа принятые решения, изданные ЛНА и проведенные мероприятия, направленные на исключение или минимизацию негативных последствий реализации конкретного коррупциогенного фактора.

4. Нормативные ссылки

4.1. Конституция Российской Федерации.

4.2. Федеральные законы:

а) Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ);

б) от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

в) от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

г) от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

4.3. Указы Президента Российской Федерации:

а) от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";

б) от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам";

в) от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции";

г) от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы";

д) от 01.04.2016 N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы".

4.4. Постановления Правительства Российской Федерации:

а) от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

б) от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации";

в) от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению";

г) от 09.01.2014 N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации";

д) от 06.11.2015 N 1199 "О мониторинге реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния".

4.5. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, изданные Минтрудом России 08.11.2013;

4.6. Единая отраслевая антикоррупционная политика Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций, утвержденная приказом Госкорпорации "Росатом" от 14.04.2015 N 1/364-П.

Приложение N 1
к Указаниям

Карта коррупционных рисков процесса
______________________________________________________
наименование процесса организации и осуществляющих
___________________________________________________________
его структурных подразделений, а также фамилии и инициалы
___________________________________________________
работников (в т.ч. методолога), ответственных
__________________________
за реализацию процесса

Определение критических точек процесса
Процедуры, требования и меры по устранению и (или) минимизации коррупционных рисков (пункты 3.2 и 3.3 настоящих Указаний)
Процесс и работник, ответственный за его
осуществление
Подпроцесс, процедура, операция и работники, ответственные за их
осуществление
Описание возможных коррупционных правонарушений (пункт 3.1.2 настоящих Указаний)
Характеристика выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками
Ключевая
должность
Вероятные формы
осуществления
коррупционных
платежей и (или)
иных выгод и
преимуществ,
способных
заинтересовать и
удовлетворить
корыстную или
иную
заинтересованность участников процесса
Специальные
антикоррупцио
нные
процедуры и требования
Регламентация способа и сроков совершения действий работником в критической точке процесса
Реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделения ми внутри организации
Введение или
расширение
процессуальных форм
внешнего
взаимодействия работников
организации с
представителями
контрагентов, органов государственной власти и др.
Установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений
Введение
ограничений,
затрудняющих
осуществление
коррупционных платежей и
т.д.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
(например: процесс "Организация и контроль за оформлением прав на недвижимое имущество", ответственный директор департамента учета
Сидоров С.С.)
(например: процедура "Оформление прав на НИ", ответственный: начальник отдела N 1 Иванов И.И.)
(например: процедура оценки НИ, ответственный: руководитель группы N 2 отдела N 1 Евсеев Е.Е.)

Приложение N 2
к Указаниям

РЕЕСТР
ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (ЛНЛ) ОРГАНИЗАЦИИ И ИНЫХ
ДОКУМЕНТОВ, ИЗДАННЫХ С ЦЕЛЬЮ УСТРАНЕНИЯ И (ИЛИ) МИНИМИЗАЦИИ
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Наименование, тематика, адресат локального нормативного акта или иного документа
Дата
Номер
Например: Приказ "О внесении изменений в регламент реструктуризация непрофильных активов"
01.01.2016
1/111
Например: Приказ: "О привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности работников"
01.01.2016
1/112
Например: Заявление о преступлении в N-ский отдел внутренних дел
01.01.2016
1/113
Например: Исковое заявление в М-ский арбитражный суд
01.01.2016
1/114

Приложение N 3
к Указаниям

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ
ПРИ ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
КРУПНЫХ ПРОЕКТОВ

1. Коррупционные риски подлежат оценке заблаговременно, применительно к соответствующим стадиям реализации проекта. Например, необходимо минимизировать угрозы, обусловленные приведенными ниже, но не ограничиваясь, факторами.

1.1. На стадии отбора исполнителя (подрядной организации):

1.1.1. Не обеспечено проведение всех конкурсных процедур по отбору исполнителей (подрядных организаций) в целях выполнения полного комплекса работ, в том числе по вводу объекта (объектов) в эксплуатацию.

1.1.2. Исполнителями (подрядными организациями) не проводятся конкурсные процедуры по отбору соисполнителей (субподрядных организаций) для выполнения работ.

1.1.3. Имеются факты обжалования результатов конкурсной процедуры (процедур) со стороны участников закупки и (или) иных лиц и организаций.

1.1.4. Имеются факты участия в конкурсных процедурах единственного участника.

1.1.5. Имеется аффилированность между должностными лицами государственного заказчика-застройщика, ответственными за реализацию крупного проекта, и собственниками и (или) руководством исполнителей (подрядных организаций).

1.2. На стадии заключения контракта с исполнителем (подрядной организацией):

1.2.1. Имеются факты заключения контракта с единственным участником конкурсной процедуры.

1.2.2. Имеются факты заключения контрактов с одним и тем же исполнителем по итогам проведения разных конкурсных процедур.

1.2.3. Не обеспечено заключение контрактов (договоров) в целях выполнения полного комплекса работ, в том числе по вводу объекта (объектов) в эксплуатацию.

1.2.4. Заключенные контракты (договоры), содержащие в том числе количественные и качественные показатели и сроки реализации проекта, не соответствующие нормативному правовому акту об утверждении проектной документации.

1.2.5. Заключенные контракты (договоры) предусматривают выплату аванса (предоплаты) за выполнение работ (услуг).

1.2.6. Заключенные контракты (договоры) не содержат условия о предоставлении банковской гарантии (осуществление банковского сопровождения).

1.2.7. Заключенными контрактами (договорами) не предусмотрены штрафные и иные санкции за нарушение существенных условий контрактов (договоров).

1.2.8. Заключенными контрактами (договорами) не предусмотрены штрафные и иные санкции за нарушение срока сдачи объекта в эксплуатацию.

1.2.9. Отсутствуют заключенные исполнителем (подрядной организацией) договоры страхования от невыполнения соисполнителями (субподрядными организациями) предусмотренных контрактом (договором) работ.

1.3. На стадии реализации инвестиционного проекта:

1.3.1. Отсутствует по состоянию на дату начала выполнения работ в рамках реализации проекта полученное в установленном порядке разрешение на выполнение соответствующих работ.

1.3.2. Не оформлены в установленном порядке права на земельные участки, используемые в рамках реализации проекта.

1.3.3. Отсутствует полученное в установленном порядке согласование на устройство (перенос) инженерных коммуникаций к началу выполнения работ в рамках реализации проекта.

1.3.4. Затраты на строительство необходимой внешней инфраструктуры, в том числе транспортной, не предусмотрены в рамках реализации проекта.

1.3.5. При реализации проекта используется импортное оборудование, произведенное за пределами Российской Федерации.

1.3.6. При реализации проекта используются заведомо дорогие материалы и (или) технологические решения.

1.3.7. Используемое при реализации проекта импортное оборудование, произведенное за пределами Российской Федерации, имеет отечественные аналоги.

1.3.8. Имеются факты заключения контрактов (договоров) с соисполнителями (субподрядными организациями) на выполнение профильных для исполнителя (подрядной организации) работ.

1.3.9. Имеются факты заключения контрактов (договоров) по реализации иных инвестиционных проектов между государственным заказчиком-застройщиком, ответственным за реализацию проекта, и исполнителем (подрядной организацией).

1.3.10. Имеются факты наличия кредиторской и (или) дебиторской задолженности по контрактам (договорам).

1.3.11. Имеются факты смены исполнителей (подрядных организаций) в ходе реализации проекта.

1.3.12. Фактические сроки выполнения работ не соответствуют срокам, предусмотренным плановым графиком выполнения работ в соответствии с условиями контрактов (договоров).

1.3.13. Фактические сроки перечисления средств за выполнение работ не соответствуют срокам, предусмотренным плановым графиком платежей в соответствии с условиями контрактов (договоров).

1.3.14. Имеются факты резкого увеличения объемов выполняемых подрядными (субподрядными) организациями работ (в стоимостном выражении) к концу года по сравнению с ранее заявленными.

1.3.15. Имеются факты изменения стоимости объектов в ходе реализации проекта.

1.3.16. Имеются факты изменения существенных условий контрактов (договоров) в ходе реализации проекта, в том числе количественных и качественных показателей, сроков реализации проекта и стоимости контракта (договора).

1.3.17. Имеются факты предъявленных претензий в адрес государственного заказчика-застройщика со стороны исполнителей (подрядных организаций) в ходе реализации проекта.

1.3.18. Отсутствуют факты применения государственным заказчиком-застройщиком штрафных и иных санкций в случаях нарушения исполнителем (подрядной организацией) условий контракта (договора).

1.3.19. Не осуществляется технический надзор эксплуатирующей организацией.

1.4. На стадии сдачи объекта (объектов) в эксплуатацию:

1.4.1. Сдача объекта (объектов) в эксплуатацию производится с нарушением сроков, предусмотренных плановым графиком выполнения работ и условиями контракта (договора).

1.4.2. Не обеспечено выполнение полного комплекса работ в рамках реализации проекта к моменту сдачи объекта (объектов) в эксплуатацию.

1.4.3. Имеются замечания в акте (актах) ввода объекта (объектов) в эксплуатацию.

1.4.4. Государственным заказчиком-застройщиком не проводятся конкурсные процедуры по отбору организации (организаций) для осуществления эксплуатации объекта (объектов).

1.4.5. Имеется аффилированность между должностными лицами государственного заказчика-застройщика, ответственными за реализацию проекта, и собственниками и (или) руководством эксплуатирующей организации.

1.4.6. Предельная сметная стоимость проекта в соответствии с утвержденным заданием на проектирование не соответствует фактически затраченным объемам финансирования.

1.4.7. Показатели мощности проекта в соответствии с утвержденным заданием на проектирование не соответствуют итоговым показателям мощности.

2. При оценке коррупционных рисков, наряду с иными обстоятельствами, необходимо учитывать информацию по следующим вопросам:

2.1. Какие органы государственной власти на федеральном, региональном уровне, органы местного самоуправления имеют распорядительные, согласующие или контрольные функции в отношении проекта.

2.2. В зоне ответственности или должностных обязанностях каких конкретных должностных лиц, включая руководителей (руководителей филиалов) госкомпаний (естественных монополий), находятся вопросы, связанные с реализацией проекта.

2.3. Какова доля руководителей, назначенных в течение трех месяцев до начала реализации проекта среди лиц, указанных в пункте 2.2 настоящего приложения.

2.4. Какова доля сменившихся руководителей среди лиц, указанных в пункте 2.3 настоящего приложения.

2.5. Если затраты на внеплощадочную инфраструктуру, внешние сети, транспортную инфраструктуру не включены в сметную стоимость реализации проекта, то за счет каких источников они будут создаваться; предусмотрены ли соответствующие средства в региональных бюджетах или инвестиционных программах естественных монополий.

2.6. Какие требования и условия наступления ответственности экспертных и проектных организаций предусмотрены в заключенных контрактах (договорах).

2.7. На какие работы и в каком объеме будут привлекаться соисполнители (субподрядные организации).

2.8. Каково общее количество субподрядных организаций по каждому виду работ (разделу сметы).

2.9. Состоят ли все или большинство субподрядчиков в одной саморегулируемой организации и когда эти субподрядчики вступили в саморегулируемую организацию.

2.10. Какова доля экспертных и проектных организаций, имевших ранее опыт взаимодействия с исполнителем (подрядной организацией).

2.11. Если сдача объекта в эксплуатацию происходит не в срок, то какова степень дополнительной финансовой и экономической нагрузки на застройщика.

Приложение N 3
к приказу Госкорпорации "Росатом"
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П

ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ", С КОТОРЫМИ ПОДПИСАНЫ
РЕГЛАМЕНТЫ (ПОЛИТИКИ) ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУ АКЦИОНЕРНЫМ
ОБЩЕСТВОМ/ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ
ПРЕДПРИЯТИЕМ И ГОСКОРПОРАЦИЕЙ "РОСАТОМ"

ОАО "ЦентрАтом";

АО ФЦЯРБ;

АО "Наука и инновации";

АО "Русатом Оверсиз";

АО "НИАЭП";

ЗАО "Гринатом";

АО "Атомкомплект";

АО "Техснабэкспорт";

АО "ОТЭК";

ОАО "Концерн Росэнергоатом";

АО "ТВЭЛ";

АО "Атомредметзолото";

АО "Атомэнергомаш";

АО "АТА";

Uranium One Holding N.V.;

ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ".