См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 ноября 2019 г. N 830

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие Концепцию безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - Концепция).

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить соблюдение ее требований в практической деятельности.

3. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждена
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 27.11.2019 N 830

КОНЦЕПЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Концепция определяет основные источники угроз безопасности, цель, задачи, принципы, основные направления и способы достижения требуемого уровня обеспечения безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы прокуратуры).

Концепция является основополагающим документом, определяющим политику обеспечения безопасности в органах прокуратуры, разработку практических мер по ее воплощению, принятие в данной сфере управленческих решений.

Правовой основой Концепции являются:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683;

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646;

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";

Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов";

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

а) безопасность органов прокуратуры - состояние защищенности органов прокуратуры от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее способность противостоять дезорганизующим их работу действиям и сохранение устойчивой степени функционирования;

б) обеспечение безопасности - осуществление комплекса правовых, организационно-управленческих, материально-технических, социально-психологических и предупредительных (профилактических) мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, профилактике, отражению внутренних и внешних угроз и ликвидации последствий их проявления;

в) работники органов прокуратуры - прокурорские работники, федеральные государственные гражданские служащие, работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, работники, осуществляющие профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах прокуратуры;

г) объекты органов прокуратуры - здания, сооружения, помещения, конструкции, объекты инженерной инфраструктуры, территория, транспорт, оборудование и иное имущество, используемые органами прокуратуры;

д) объекты информационной безопасности в органах прокуратуры - информационные ресурсы с ограниченным доступом, составляющие государственную, коммерческую, банковскую, служебную тайну и персональные данные, иные чувствительные по отношению к случайным и несанкционированным воздействиям и нарушению их безопасности информационные ресурсы, а также открытая (общедоступная) информация, представленная в виде документов и массивов информации независимо от формы и вида их представления; процессы обработки информации в информационно-телекоммуникационной системе и на объектах информатизации органов прокуратуры; научно-технический персонал разработчиков, пользователи системы и ее обслуживающий персонал, информационная инфраструктура, включающая системы обработки и анализа информации, технические и программные средства ее обработки, передачи и отображения, в том числе каналы информационного обмена и телекоммуникации, системы и средства защиты информации, объекты и помещения, в которых размещены чувствительные компоненты информационно-телекоммуникационной системы и объекты информации органов прокуратуры.

Основные положения и требования Концепции распространяются на все органы прокуратуры.

Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, включающие вопросы обеспечения безопасности, должны разрабатываться с учетом положений Концепции и не противоречить им.

Органы прокуратуры обеспечивают в пределах компетенции защиту информации, содержащей сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также контроль за деятельностью по защите таких сведений.

Безопасность в органах прокуратуры обеспечивается заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, начальниками главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями образовательных и научных организаций прокуратуры Российской Федерации, прокурором комплекса "Байконур", прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными и иными специализированными прокурорами, прокурорами городов и районов, приравненными к ним военными и иными специализированными прокурорами.

Специальными субъектами обеспечения безопасности в органах прокуратуры являются:

в Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

управление физической защиты и обеспечения безопасности;

Главное управление правовой статистики и информационных технологий;

Главное управление кадров;

Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры;

Первый отдел (на правах управления).

В Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах:

структурные подразделения и работники прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, выполняющие функции по обеспечению собственной безопасности и физической защиты, защиты информации, осуществляющие работу с кадрами, а также обеспечивающие режим секретности, пропускной режим, пожарную и финансовую безопасность.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Целью обеспечения безопасности в органах прокуратуры является создание благоприятных условий для выполнения возложенных на прокуратуру Российской Федерации задач и функций посредством защиты от внутренних и внешних угроз.

Выделяются следующие задачи обеспечения безопасности:

а) в области безопасности работников, объектов и инфраструктуры органов прокуратуры:

выявление и прогнозирование реальных и потенциальных угроз безопасности в отношении работников органов прокуратуры, членов их семей в связи с законной деятельностью работников органов прокуратуры, либо с целью принуждения их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность;

выработка и реализация системных мер защиты объектов и инфраструктуры органов прокуратуры от реальных и потенциальных угроз, в том числе от возможных преступных посягательств с целью осуществления террористических актов, захвата заложников, хищения и порчи имущества, дезорганизации работы и совершения иных противоправных действий;

обеспечение необходимого комплекса мер текущего и долговременного характера по предупреждению, локализации и нейтрализации возможных негативных последствий;

накопление и анализ информации по вопросам обеспечения безопасности органов прокуратуры. Подготовка аналитических материалов, прогнозов изменений внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на состояние безопасности системы органов прокуратуры, ее работников, членов их семей, имущества;

выявление причин и условий, способствующих нарушению установленных требований пропускного, объектового и противопожарного режимов и контроля инженерно-технической защищенности зданий и помещений органов прокуратуры, выработка мер по предотвращению таких нарушений;

б) в области обеспечения защиты информации:

оценка состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, определение приоритетных направлений их предотвращения и ликвидации последствий их проявления;

планирование, осуществление и оценка эффективности комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;

обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации;

в) в области гражданской обороны, боевой и мобилизационной готовности, хранения, обслуживания, учета и выдачи оружия в органах прокуратуры:

совершенствование и обеспечение реализации мер по организации хранения, обслуживания, учета и выдачи в органах прокуратуры оружия, снаряжения для его ношения и принадлежностей к нему;

проведение мероприятий по гражданской обороне, обеспечению боевой и мобилизационной подготовки;

г) в области работы с кадрами:

обеспечение тщательного отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры в целях исключения возможности принятия недобросовестных и некомпетентных лиц;

обеспечение соблюдения прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов прокуратуры ограничений и запретов, исполнение ими обязанностей, установленных федеральными законами "О противодействии коррупции", "О прокуратуре Российской Федерации", "О государственной гражданской службе";

профилактика, выявление и пресечение фактов совершения прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими коррупционных правонарушений, иных правонарушений и дисциплинарных проступков;

организация и проведение воспитательной работы, повышение профессионального уровня прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих;

улучшение условий труда работников органов прокуратуры.

3. ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение безопасности в органах прокуратуры строится на принципах:

законности;

персональной ответственности работников органов прокуратуры;

системности и комплексности подхода к применению организационных, социально-экономических, материально-технических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

приоритета предупредительных мер;

адекватности применяемых мер складывающимся угрозам;

единства системы обеспечения собственной безопасности;

простоты применения средств защиты;

научной обоснованности и технической реализуемости;

материально-технической и иной обеспеченности.

4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ, И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Выявление, отслеживание и прогнозирование угроз безопасности в органах прокуратуры имеют первостепенное значение при разработке стратегии и тактики деятельности по ее обеспечению.

Все угрозы подразделяются на внутренние и внешние.

К внешним угрозам безопасности органов прокуратуры относятся: посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию и имущество прокурорских работников и членов их семей с целью воспрепятствования законной деятельности прокурорских работников, либо принуждения их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность;

посягательства на объекты и имущество органов прокуратуры с целью дезорганизации работы, воспрепятствования надлежащему выполнению возложенных на них задач и функций, из корыстных и иных побуждений;

незаконное получение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, хищение документов и иных носителей информации, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну;

неправомерный доступ к базам данных информационных систем, персональным компьютерам, локальным сетям, средствам связи, оргтехнике органов прокуратуры, а также к сведениям на бумажных и машинных носителях информации с целью получения информации, содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну, либо в целях дезорганизации работы органов прокуратуры;

попытки проникновения на службу в органы прокуратуры недобросовестных и некомпетентных лиц, а также лиц с криминальными наклонностями;

попытки получения конфиденциальной информации, в том числе для служебного использования, от прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры;

попытки получения информации, ставящей под угрозу безопасность органов прокуратуры, от работников организаций, привлеченных к работам на объектах органов прокуратуры;

вовлечение работников органов прокуратуры и работников организаций, привлекаемых к работам на объектах органов прокуратуры, в противоправную деятельность, в том числе для оказания содействия в ее осуществлении третьим лицам;

подкуп (передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих обязанностей по службе) прокурорского работника или федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей;

вербовка (привлечение к негласному сотрудничеству) прокурорского работника или федерального государственного гражданского служащего, в том числе во внеслужебное время и за рубежом;

компрометирование деятельности органов прокуратуры;

аварии (в том числе техногенного характера) и стихийные бедствия.

К внутренним угрозам безопасности относятся возможные противоправные проявления со стороны работников органов прокуратуры, в частности:

коррупция и коррупционные проявления;

совершение преступлений и иных правонарушений, дисциплинарных проступков;

незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, хищение или утрата носителей информации, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, нарушение режима секретности.

Факторы, способствующие возникновению угроз:

невыполнение или ненадлежащее выполнение организационно-технических мероприятий по вопросам защиты информации;

недостаточный либо неэффективный контроль со стороны руководства органов прокуратуры за деятельностью по обеспечению безопасности подчиненных работников;

недостаточная техническая и физическая защита зданий и сооружений органов прокуратуры;

упущения в подборе и расстановке кадров, воспитательном процессе, снижение требовательности руководителей к подчиненным, нездоровая обстановка в коллективе, ненадлежащий контроль за деятельностью работников и др.

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

Применительно к органам прокуратуры выделяются следующие основные направления организации деятельности по обеспечению их безопасности:

обеспечение безопасности и физической защиты работников органов прокуратуры, их имущества, а также объектов и имущества органов прокуратуры от возможных противоправных посягательств, своевременное устранение причин и условий, им способствующих;

контроль реализации мер по обеспечению инженерно-технической защищенности зданий и помещений органов прокуратуры;

противодействие коррупционным и иным правонарушениям со стороны работников органов прокуратуры, своевременное устранение причин и условий, им способствующих;

обеспечение эффективной системы управления кадрами;

незамедлительное реагирование на материалы, компрометирующие деятельность органов прокуратуры и их работников;

организация пропускного, объектового и противопожарного режимов на объектах органов прокуратуры, ограничение доступа к защищаемым ресурсам, обеспечение электробезопасности;

обеспечение соблюдения режима секретности, порядка обращения со служебной информацией ограниченного доступа в органах прокуратуры;

предотвращение подделки служебных удостоверений, электронных карт допуска и других документов;

обеспечение информационной безопасности;

контроль за выполнением в органах прокуратуры мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке и обороту оружия;

охрана труда и соблюдение техники безопасности;

обеспечение транспортной безопасности при пользовании работниками органов прокуратуры служебным транспортом в связи с исполнением служебных обязанностей;

обеспечение социально-правовой защиты работников органов прокуратуры, членов их семей, пенсионеров органов прокуратуры;

контроль за исполнением государственных контрактов, договоров в рамках осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд органов прокуратуры;

обеспечение безопасности прокурорских работников во время их нахождения за пределами Российской Федерации при осуществлении ими должностных обязанностей;

контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического состояния объектов органов прокуратуры;

регулярная оценка состояния безопасности органов прокуратуры.

6. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Концепция предусматривает последовательную и непрерывную ее реализацию путем разработки правовых, организационных и научно-методических основ обеспечения безопасности в органах прокуратуры.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области