См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 ноября 2017 г. N 774

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту несовершеннолетних от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения их прав и свобод, а равно защиту прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших. Уделять повышенное внимание соблюдению предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий несовершеннолетних свидетелей.

Принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

1.2. Осуществляя ежедневный мониторинг публикаций федеральных, региональных средств массовой информации и интернет-ресурсов, незамедлительно организовывать проверку сообщений о преступных посягательствах в отношении несовершеннолетних, несоблюдении их прав и свобод на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. При выявлении нарушений уголовного законодательства выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Пресекать случаи распространения в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях персональных данных несовершеннолетних потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, а также иных сведений, касающихся их участия в уголовном судопроизводстве. Учитывать, что предание гласности любой информации, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего, недопустимо без его согласия и/или согласия его законного представителя.

Получив сообщение о противоправном воздействии, представляющем реальную угрозу для безопасности несовершеннолетнего потерпевшего, его законного представителя, свидетеля, их родственников или близких лиц, добиваться принятия в отношении их мер государственной защиты. Исходить из того, что указанные меры могут быть применены до возбуждения уголовного дела с целью обеспечения безопасности заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих раскрытию преступления.

1.3. Обеспечить системный подход к организации надзора за законностью действий и решений органов предварительного расследования при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их. Не реже одного раза в месяц проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, других учетных и регистрационных документах органов предварительного расследования, с имеющимися сведениями о происшествиях с участием несовершеннолетних в документации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских и иных учреждений.

При ежедневном изучении сводок о происшествиях в целях предупреждения вынесения незаконных решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, ставить на контроль проведение по ним проверок и принятое решений. Особое внимание уделять законности разрешения сообщений о смерти, безвестном исчезновении несовершеннолетних, их сексуальной эксплуатации, торговле детьми, а также о посягательствах, получивших широкий общественный резонанс.

Требовать безусловного выполнения органами предварительного расследования обязанности информировать компетентные органы об обнаружении детей, находящихся в социально опасном положении. При этом учитывать, что отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, уполномочены осуществлять органы опеки и попечительства. Добиваться установления обстоятельств неисполнения обязанностей по уходу и воспитанию, оказанию медицинской и социальной помощи несовершеннолетним лицами, на которых законом возложены такие полномочия.

Незамедлительно пресекать проведение дознавателем, органом дознания и следователем процессуальных действий в отношении несовершеннолетних по сообщениям, не содержащим признаков преступления, используя полномочия, предоставленные пунктом 3 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.

В ходе рассмотрения ходатайства дознавателя о продлении срока проверки до 30 суток по сообщению о преступлении, совершенном несовершеннолетним или в отношении его, в целях обеспечения принятия законного процессуального решения давать при наличии оснований письменные указания о производстве процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств произошедшего.

Обеспечивать своевременную проверку законности и обоснованности решений об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе изучения материалов по сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетнего, изменившего свое первичное обращение или объяснение, а также материалов с принятыми решениями об отказе в возбуждении уголовного дела на основании пункта 5 части 1 статьи 24 УПК РФ проверять, не применялись ли к нему незаконные методы воздействия и не используются ли его законным представителем права вопреки интересам несовершеннолетнего.

При организации надзорной деятельности принимать во внимание, что уголовно-процессуальное законодательство, предоставляя дополнительные гарантии несовершеннолетним, не делает изъятий для детей, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности.

Несмотря на то, что недостижение возраста привлечения к уголовной ответственности согласно части 3 статьи 27 УПК РФ является безусловным основанием для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или для прекращения возбужденного по пункту 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, требовать от органов предварительного расследования неукоснительного соблюдения прав данной категории несовершеннолетних в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Обеспечивать незамедлительное направление копий материалов прекращенного уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении обозначенных лиц в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Учитывать, что уголовное дело о преступлении, совершенном в отношении несовершеннолетнего, в том числе частного обвинения, может быть возбуждено в отсутствие его заявления либо заявления его законного представителя, если несовершеннолетний в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может самостоятельно защищать свои интересы, а его законный представитель препятствует осуществлению им прав.

При установлении указанных обстоятельств требовать, чтобы законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего, действия которого наносят ущерб интересам ребенка, был отстранен, а к участию в уголовном судопроизводстве был допущен другой законный представитель.

Осуществляя надзорные полномочия, исключить немотивированные отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых в отношении несовершеннолетних. Использовать имеющиеся полномочия при необходимости установления обстоятельств, без оценки которых невозможно исключить преступность деяния и обеспечить принятие законного решения.

Принимать меры по устранению нарушений разумного срока уголовного судопроизводства в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их. Ставить на контроль проведение дополнительных проверок и принятие по их итогам процессуального решения. В случаях невыполнения законных требований прокурора принимать меры реагирования, добиваясь вынесения по сообщению о преступлении законного и обоснованного процессуального решения.

1.4. Обеспечивая надзор за законностью возбуждения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, исходить из того, что их возраст подлежит обязательному установлению в ходе проверки сообщения о преступлении, поскольку он является одним из условий наступления уголовной ответственности.

Учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

В случае выявления нарушений норм материального и (или) процессуального права, исключающих производство по уголовному делу, принимать меры к отмене постановления о его возбуждении в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов, на основании которых было принято процессуальное решение, о чем выносить мотивированное постановление.

Исходить при этом из приоритета права на доступ к правосудию в разумный срок, используя обозначенное полномочие по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, только при выявлении нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, влекущих незаконное привлечение к уголовной ответственности либо признание доказательств недопустимыми.

1.5. Принимать меры к неукоснительному выполнению требований закона о признании потерпевшим несовершеннолетнего, которому причинен вред преступлением, незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом.

Изучая материалы уголовного дела, по которому дознание осуществляется в сокращенной форме, проверять наличие закрепленных в статье 226.1 УПК РФ условий, при которых допускается такой порядок расследования.

Выяснять, получено ли в соответствии с требованиями названной нормы согласие законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего на производство дознания по уголовному делу в сокращенной форме. Обеспечить неукоснительное соблюдение положений пункта 1 части 1 статьи 226.2 УПК РФ, исключающих возможность производства дознания в сокращенной форме, если подозреваемый является несовершеннолетним.

Добиваться соблюдения органами предварительного расследования дополнительных процессуальных гарантий, предусмотренных при производстве следственных действий для несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

Иметь в виду, что согласно статьям 191 и 425 УПК РФ продолжительность следственных действий имеет существенные ограничения и зависит от возраста несовершеннолетнего. Их производство в ночное время допускается в исключительных случаях, не терпящих отлагательства. При этом в случае неявки без уважительных причин по вызову лица, осуществляющего досудебное производство по уголовному делу, несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет приводу не подлежат.

Принимать во внимание, что названные нормы предусматривают обязательное участие педагога или психолога при получении показаний несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого или обвиняемого в возрасте до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при наличии психического расстройства или отставания в психическом развитии. Исключение составляют уголовные дела о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, при расследовании которых проведение допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие психолога обязательно.

В качестве педагога могут быть привлечены лица, отвечающие критериям, установленным пунктом 62 статьи 5 УПК РФ.

Несоблюдение указанных требований в силу части 2 статьи 75 УПК РФ влечет недопустимость доказательств.

Исходить из того, что применение видеозаписи или киносъемки допускается в ходе следственных действий, осуществляемых с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, если они или их законные представители против этого не возражают. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле и не предъявляются подозреваемому, обвиняемому, его законному представителю и защитнику в случае принятия решения в порядке части 6 статьи 166 УПК РФ о сохранении в целях безопасности в тайне данных о несовершеннолетнем потерпевшем или свидетеле.

1.6. Своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения.

В ходе проверки законности задержания несовершеннолетних учитывать, что, исходя из взаимосвязанных положений статьи 91, части 2 статьи 108 УПК РФ и части 6 статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), данная мера процессуального принуждения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях, когда его личность не установлена, им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрывался от органов предварительного расследования или от суда, достигший 16-летнего возраста несовершеннолетний может быть задержан в связи с совершением преступления средней тяжести.

Незамедлительно организовывать рассмотрение жалоб несовершеннолетних задержанных и/или их законных представителей, проверяя доводы с изучением материалов уголовного дела.

При обнаружении несовершеннолетних, незаконно задержанных или лишенных свободы, помещенных в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в. медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, либо содержащихся под стражей свыше срока, определенного уголовно-процессуальным законом, использовать полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 10 УПК РФ.

1.7. Выяснять, приняты ли органами предварительного расследования меры к соблюдению прав несовершеннолетних в случае совершения в отношении их преступлений родителями, опекунами или попечителями.

Принимать во внимание, что на основании статей 121 и 122 Семейного кодекса Российской Федерации должностные лица органов предварительного расследования, располагающие сведениями об отсутствии попечения о детях, а также о фактах создания действиями или бездействием родителей, опекунов или попечителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, обязаны сообщать об этом в органы опеки и попечительства.

Ставить на контроль реализацию предусмотренных законодательством социальных гарантий для таких детей.

1.8. Осуществляя надзор за законностью применения в отношении несовершеннолетнего меры пресечения в виде заключения под стражу, учитывать требования части 2 статьи 108 УПК РФ и части 6 статьи 88 УК РФ.

Прокурору, участвующему в судебном заседании, составлять письменное заключение об обоснованности ходатайства органов предварительного следствия об избрании и продлении указанной меры пресечения, которое согласовывать с соответствующим руководителем либо его заместителем.

Исходить из того, что заключение под стражу в качестве меры пресечения к несовершеннолетнему может быть применено лишь в качестве крайней меры и в течение непродолжительного срока, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

В исключительных случаях с учетом конкретных обстоятельств совершенного деяния и данных о личности обозначенная мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. При этом согласно части 2 статьи 108 УПК РФ она не может быть применена в отношении не достигшего 16 лет лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести впервые.

Давать оценку заявленным ходатайствам о продлении срока содержания несовершеннолетнего под стражей, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального закона о разумном сроке уголовного судопроизводства, проверяя при изучении приложенных к ходатайству материалов, не отпали ли основания для применения данной меры пресечения.

В каждом случае необоснованного избрания несовершеннолетнему меры пресечения в виде содержания под стражей и ее продления обжаловать своевременно решения суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

1.9. Обеспечить надзор за соблюдением органами предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, положений о разумном сроке уголовного судопроизводства, предусмотренных статьей 6.1 УПК РФ.

В каждом случае взвешенно подходить к продлению срока дознания по уголовному делу, оценивать необходимость принятия такого решения, исходя из фактических обстоятельств, препятствующих вынесению обоснованного решения по уголовному делу в установленный законом срок. При наличии оснований давать письменные указания о производстве процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Проверять постановления о привлечении в качестве обвиняемого на соответствие требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В случае выявления нарушений добиваться их устранения, используя полномочия, предоставленные пунктом 3 части 2 и частью 6 статьи 37 УПК РФ.

Ставить на контроль производство следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных внесенным требованием об устранении нарушений федерального законодательства. При их невыполнении принимать меры прокурорского реагирования.

Реализуя полномочия по надзору за дознанием, исходить из того, что для обеспечения прав несовершеннолетнего в ходе досудебного производства в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 37 УПК РФ прокурор вправе изъять уголовное дело у органа дознания и передать его для дальнейшего расследования следователю с обязательным указанием оснований такого решения.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, добиваться установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности, влияния на него старших по возрасту лиц, а также обязательного проведения медицинского освидетельствования для установления заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, если имеются предусмотренные частью 2 статьи 92 УК РФ и пунктами 2 и 3 части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" основания для принятия такого решения.

1.10. Осуществляя надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовных дел (уголовного преследования) и приостановления расследования, решительно пресекать факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших.

Не ограничиваясь изучением уголовных дел, подвергать проверке организацию оперативно-розыскной деятельности по изобличению лиц, причастных к совершению преступлений. Особое внимание уделять посягательствам в отношении малолетних, деяниям с признаками серийности, а также преступлениям прошлых лет. На системной основе проверять соблюдение требований части 1 статьи 152 УПК РФ, предусматривающих в отдельных случаях ограниченные сроки исполнения поручений следователя по уголовному делу.

Изучая уголовные дела, прекращенные в связи с деятельным раскаянием или примирением с обвиняемым (подозреваемым), а также давая согласие на прекращение дознавателем уголовного дела по указанным основаниям либо возбуждение им ходатайства перед судом в порядке части 2 статьи 446.2 УПК РФ, тщательно проверять обстоятельства, связанные с компенсацией несовершеннолетнему вреда, причиненного преступлением.

При согласовании постановления дознавателя о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении принудительной меры воспитательного воздействия учитывать, что обстоятельства, указывающие на возможность исправления несовершеннолетнего обвиняемого без применения наказания, должны быть подтверждены процессуальными документами, характеризующими его личность, условия жизни и воспитания, влияние на него старших по возрасту лиц, и иными фактическими данными.

Обеспечивать проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.

Не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении производства, принятые следователями.

После получения материалов уголовного дела, по которому решение о приостановлении производства вынесено дознавателем, отменять незаконные и необоснованные решения в срок не позднее 5 суток.

При рассмотрении вопросов, связанных с отменой постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего, не допускать немотивированного возобновления производства, используя имеющиеся полномочия только в случае необходимости установления обстоятельств, без оценки которых невозможно обеспечить принятие законного процессуального решения.

Обращать внимание на факты неоднократного вынесения постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановлений о приостановлении предварительного расследования после возобновления производства по уголовному делу.

Проведение дополнительного расследования по таким делам ставить на контроль, добиваться своевременного возобновления производства и принятия законного и обоснованного процессуального решения. В необходимых случаях обращаться к вышестоящему прокурору с проектами актов прокурорского реагирования, адресованных руководителю вышестоящего органа предварительного расследования.

1.11. Изучая уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, актом или постановлением, проверять соответствие изложенных в них выводов установленным обстоятельствам, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

Оценивать, реализовывались ли комплексные правовые механизмы профилактики преступных посягательств на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность и иные охраняемые государством права ребенка. Принципиально реагировать на каждое нарушение законодательства.

В случае совершения преступления в отношении несовершеннолетнего ранее судимым лицом принимать меры к проверке полноты осуществления должностными лицами уполномоченных органов мероприятий по профилактике повторных деяний, в том числе предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". При выявлении фактов их незаконного бездействия, повлекшего обозначенные последствия, инициировать в порядке, установленном пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, рассмотрение вопроса об уголовном преследовании.

Выполнение предписаний статьи 421 УПК РФ в части установления условий жизни, воспитания несовершеннолетнего, влияния на него старших по возрасту лиц, а также данных, указывающих на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий, считать обязательным элементом профилактики преступлений, а нарушение требований названных норм - правовым основанием для возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

При установлении обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствии достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного, неполноте проведенного предварительного расследования возвращать уголовное дело для дополнительного расследования, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или пересоставления обвинительного заключения, акта, постановления. В случае избрания в отношении несовершеннолетнего обвиняемого меры пресечения, связанной с изоляцией от общества, давать оценку необходимости дальнейшего применения меры пресечения.

Взвешенно подходить к решению вопроса о прекращении уголовного дела о преступлении, совершенном в отношении несовершеннолетнего, поступившего от дознавателя с обвинительным актом (постановлением), а равно об исключении отдельных пунктов обвинения либо о переквалификации обвинения на менее тяжкое, обеспечивая неукоснительное соблюдение конституционных прав потерпевшего.

При организации надзорной деятельности учитывать, что уголовное дело, оконченное в сокращенной форме дознания, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 226.8 УПК РФ, подлежит направлению дознавателю для производства дознания в общем порядке.

1.12. Рассматривая в соответствии со статьей 124 УПК РФ жалобы несовершеннолетнего потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля либо их законных представителей, тщательно проверять изложенные доводы с изучением материалов проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел. При необходимости получать объяснения.

В случае выявления нарушений закона, в том числе несоблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства, незамедлительно принимать меры к их устранению. При установлении достаточных данных, указывающих на признаки преступления в действиях должностных лиц, выносить мотивированное постановление о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Рассмотрение указанных материалов ставить на контроль, добиваясь принятия по ним законных решений.

1.13. Каждое полугодие анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, а также причины отклонения актов прокурорского реагирования.

Использовать полномочия, предоставленные частью 2 статьи 4, пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по внесению представлений и информированию руководителей органов предварительного расследования о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.

Результаты обобщений отражать в информационных письмах, проблемные вопросы обсуждать в рамках координационной деятельности и выносить на рассмотрение коллегий.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о надзорной деятельности на указанном направлении по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 5 февраля и 5 августа информировать подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью - в части компетенции органов предварительного следствия и дознания, за исключением преступлений экстремистской направленности и террористического характера;

управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части компетенции следственных подразделений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте;

управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и терроризму - в части компетенции ФСБ России, а также иных органов предварительного расследования в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

Военным прокурорам окружного звена информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.

О вызывающих затруднения в применении положениях законодательства, препятствующих осуществлению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, информировать заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией.

3. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность".

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА