См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 сентября 2017 г. N 627

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ
ДО 2025 ГОДА

В целях совершенствования информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, определения основных приоритетов и принципов его развития, активизации деятельности в области информатизации, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция).

2. Назначить ответственным руководителем за планирование и реализацию мероприятий по использованию информационных технологий первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э., ответственным подразделением - Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Главному управлению правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить:

координацию работ по созданию и внедрению новых автоматизированных информационных систем, баз и банков данных, модернизации имеющихся, а также интеграцию их в единое информационное пространство системы Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

взаимодействие с Экспертным советом при Генеральной прокуратуре Российской Федерации по информационным технологиям при реализации мероприятий Концепции;

подготовку плана мероприятий по реализации Концепции до 31 октября 2017 года.

4. Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять подготовку планов закупки на очередной и последующий финансовые годы с учетом реализации мероприятий Концепции, обеспечить их своевременное финансирование.

5. Начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным приравненным к ним специализированным прокурорам, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить реализацию Концепции, взять под личный контроль вопросы эффективного использования автоматизированных информационных систем, баз и банков данных в деятельности подчиненных подразделений, органов и организаций прокуратуры.

6. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным приравненным к ним специализированным прокурорам, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждена
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 14.09.2017 N 627

КОНЦЕПЦИЯ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА

1. Введение

Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) осуществляется в рамках государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации.

Реализация Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) направлена на комплексную оптимизацию деятельности органов прокуратуры в целях:

преимущественного использования данных в цифровой форме;

формирования среды электронного взаимодействия с учетом потребностей граждан, общества и государственных органов в получении качественных и достоверных сведений;

развития цифровой инфраструктуры на основе применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирования новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры;

создания методической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры в области реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики.

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления в области цифровой трансформации органов прокуратуры, механизм реализации, ожидаемые результаты, а также источники финансирования настоящей Концепции, учитывает тенденции и перспективы развития цифровой экономики в Российской Федерации.

Концепция разработана в соответствии с положениями следующих документов стратегического планирования:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683;

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646;

поручение Президента Российской Федерации от 21.07.2016 N Пр-1385;

программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р;

Концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов в систему федеральных и региональных центров обработки данных, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.10.2015 N 1995-р;

план перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2016 N 1588.

Указанные документы стратегического планирования определяют широкий спектр актуальных задач, связанных с развитием экономики нового технологического поколения и форсированной цифровизацией государственного управления. Решение этих задач органами прокуратуры в современных условиях возможно на основе поступательного и взаимосвязанного развития и гармонизации нормативной правовой базы, комплексной оптимизации процессов внутренней деятельности, модернизации информационно-технологической платформы, совершенствования системы кадрового обеспечения.

В соответствии с указанными документами реализация Концепции направлена на формирование устойчивых тенденций цифровой трансформации органов прокуратуры, включая:

комплексную оптимизацию процессов внутренней деятельности, формирование обновленной регуляторной базы, обеспечивающей благоприятный правовой режим для осуществления цифровой трансформации органов прокуратуры;

формирование и развитие цифровой среды органов прокуратуры с учетом потребностей граждан, бизнеса и государства в своевременном получении качественных и достоверных сведений на основе преимущественного использования единой инфраструктуры электронного правительства, внедрения сервисной модели, применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и средств защиты информации;

обеспечение согласованного развития цифровой экосистемы органов прокуратуры (включающей цифровую среду, а также правила и механизмы взаимодействия между собой органов прокуратуры, граждан, бизнеса, власти, международного сообщества) и других субъектов контрольно-надзорной деятельности системы государственного управления России.

Положения Концепции являются обязательными при разработке программ, реализации мероприятий и инициатив, связанных с деятельностью органов прокуратуры, до 2025 года включительно.

2. Цели и задачи цифровой трансформации органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации

Целями цифровой трансформации являются:

повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;

создание условий для оперативной реализации надзорных функций в связи с цифровизацией объектов надзора;

обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования собственной цифровой инфраструктуры, повышение ее информационной безопасности;

создание условий готовности к изменениям в общественно-политической и экономической ситуации, связанным с переходом к цифровой экономике;

переход к сервисной модели владения собственной цифровой инфраструктурой и ее развития;

развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение задач по следующим приоритетным направлениям.

Направление 1. Высокотехнологичный надзор - формирование на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, внедрение современных механизмов и технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в цифровой среде.

Основные задачи:

участие в совершенствовании правового, научно-методического и организационно-технологического обеспечения автоматизированной оценки качества деятельности правоохранительных органов;

повышение эффективности надзора путем внедрения современных и перспективных информационных технологий обработки первичной информации во всех видах надзорной деятельности;

повышение оперативности прокурорского реагирования на нарушения закона, устранение причин и условий, им способствующих;

сокращение времени реагирования на поступающие обращения;

обеспечение своевременного, в том числе дистанционного, получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии законности и работы по профилактике правонарушений и преступлений;

повышение обоснованности принимаемых решений в рамках исполнения надзорных функций на основе автоматизированного выявления и учета характерных закономерностей, соответствующих нарушениям в установленной сфере надзора, подготовки рекомендаций по выполнению проверки с учетом выявленных закономерностей.

Направление 2. Цифровая инфраструктура - обеспечение реализации нового качества электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней с гражданами, организациями, государственными органами на основе создания безопасной высокотехнологичной универсальной цифровой среды.

Основные задачи:

комплексная оптимизация и взаимосвязанная цифровизация процессов внутренней и межведомственной деятельности органов прокуратуры;

совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития существующих и вновь создаваемых компонентов цифровой среды органов прокуратуры, включая государственные и ведомственные информационные системы;

создание и развитие устойчивой, надежной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, реализующей в том числе "сквозные" технологии цифровой экономики и использующей существующие и вновь создаваемые российские центры обработки данных, государственную единую облачную платформу, защищенные сети связи и передачи данных, отечественные цифровые платформы работы с данными;

разработка и внедрение в деятельность органов прокуратуры всех уровней эффективных механизмов обеспечения дистанционного взаимодействия между собой, с гражданами, организациями и учреждениями, государственными органами, в том числе с использованием СМЭВ, МЭДО, государственной интегрированной сети передачи данных;

разработка системы управления нормативно-справочной информацией (далее - НСИ) и мастер-данными (единые справочники, содержащие информацию о структуре органа, перечни, рубрикаторы и классификаторы, позволяющие упорядочить и систематизировать информацию и документы, минимизировать сроки ввода данных в систему, снизить риски ошибок, связанных с человеческим фактором) органов прокуратуры на всем их жизненном цикле с учетом обеспечения возможности их содержательной обработки в других отраслях цифровой экономики Российской Федерации;

формирование требований и модели непрерывного повышения квалификации сотрудников органов прокуратуры, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по вопросам реализации своих полномочий, оптимизации процессов подготовки и принятия управленческих решений в условиях цифровой экономики.

Направление 3. Среда доверия - обеспечение технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, бизнеса и государственных интересов при осуществлении взаимодействия в обновленной цифровой экосистеме органов прокуратуры.

Основные задачи:

совершенствование правового регулирования с целью формирования единой цифровой среды (электронный обмен информации) доверия экосистемы органов прокуратуры;

создание системы взаимодействия с гражданами, обществом, организациями и учреждениями, которая позволяет использовать современные и перспективные каналы коммуникаций;

разработка и внедрение механизмов мониторинга и повышения удовлетворенности граждан, организаций и учреждений степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

обеспечение открытости, доступности и достоверности статистических данных для граждан и юридических лиц на основе внедрения органами прокуратуры и предоставления пользователям современных цифровых сервисов;

обеспечение участников взаимодействия средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций;

повышение прозрачности информационного сопровождения процессов надзорной деятельности с соблюдением принципа обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;

обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов прокуратуры, а также информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, с учетом принципа экстерриториальности;

повышение уровня общего доверия граждан к деятельности органов прокуратуры.

3. Текущее состояние информационных систем органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации

3.1. Ведомственные информационные системы

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2004 N 25-10 "О создании информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации" введена в действие Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов, которая представляет собой ведомственную территориально распределенную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование следующих автоматизированных информационных комплексов и систем (далее - АИК, АИС соответственно):

АИК "НАДЗОР", предназначенный для ведения ведомственного делопроизводства и документооборота в электронном виде, включая модуль "Скан" для поточного сканирования документов;

АИС "Архивное дело ОП", предназначенная для автоматизации процессов делопроизводства по ведению номенклатуры дел, формированию, оформлению дел, систематизации и приему дел на архивное хранение;

АИК "КАДРЫ-ОП", предназначенный для распределенного учета кадров и их персональных данных, а также изменений в штатном расписании органов прокуратуры;

АИС "Парус", предназначенная для автоматизации задач в области бухгалтерского учета и обеспечения финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры;

АИС "ПЕНСИЯ", предназначенная для учета и сопровождения пенсионного обеспечения бывших работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, в том числе постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

По состоянию на 2017 год пользователями указанных ведомственных информационных систем являются 1,7 тыс. работников, что составляет примерно 4,0% от штатной численности органов прокуратуры.

Также на основании распоряжения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 05.02.2010 N 47/85р "О порядке подготовки форм статистической отчетности в электронном виде с использованием специального программного обеспечения "Автоматизированное рабочее место "Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации" для сбора, обработки статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации используется программный комплекс АРМ "Статистика".

3.2. Государственные информационные системы

В 2015 году создана федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок" (далее - ФГИС ЕРП), оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации. В системе работает более 1 500 прокуроров, предоставлен доступ к ней свыше 31,5 тыс. специалистам более чем 3 100 контрольно-надзорных органов и 80 бизнес-омбудсменам.

В целях реализации функции по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора осуществляется комплекс мероприятий, направленных на создание государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее - ГАС ПС).

К настоящему времени в рамках работ по созданию ГАС ПС выполнено техническое проектирование, разработано и внедрено в рамках пилотной зоны специальное программное обеспечение системы, обеспечивающее в том числе реализацию функций форматно-логического контроля для минимизации ошибок при вводе информации в документы первичного учета, создано единое хранилище данных, создан и аккредитован Минкомсвязью России удостоверяющий центр Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Более 2,8 тыс. работников органов прокуратуры используют в своей деятельности квалифицированную электронную подпись. С 2013 года начата опытная эксплуатация ГАС ПС в 6 регионах пилотной зоны. С 2015 года пилотная зона расширена до 27 регионов. Доступ к ресурсам ГАС ПС предоставлен более чем 30,5 тыс. работникам органов прокуратуры и сотрудникам других правоохранительных органов.

В целях повышения открытости информации в составе ГАС ПС создан и функционирует в сети "Интернет" в тестовом режиме информационно-аналитический ресурс "Портал правовой статистики" (crimestat.ru), обеспечивающий доступ пользователям к данным государственной статистической отчетности федерального и регионального уровней.

Для обеспечения доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти функционирует официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://genproc.gov.ru), размещенный в сегменте сети "Интернет" для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (сеть RSNet). Сайт имеет русско- и англоязычную версии. Для использования возможностей интерактивного общения при организации рассмотрения поступающих обращений на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации создана интернет-приемная.

3.3. Единая система межведомственного электронного взаимодействия

В органах прокуратуры к сервисам СМЭВ подключено свыше тысячи пользователей, из них около 50 - в центральном аппарате. В свою очередь, Генеральная прокуратура Российской Федерации предоставляет пользователям СМЭВ сервис ФГИС ЕРП. В процентном отношении к количеству работников органов прокуратуры дефицит подключения составляет 98,0%.

Подключение информационных систем органов прокуратуры к СМЭВ осуществляется с 2014 года. Разработано программное обеспечение для 30 сервисов (50 видов сведений) различных ведомств.

4. Актуальность цифровой трансформации органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации

На текущий момент созданы отдельные компоненты цифровой среды, функционирует ряд ведомственных и государственных информационных систем, обеспечивающих решение локальных задач в интересах органов прокуратуры.

Однако большинство эксплуатируемых ведомственных информационных систем созданы более 10 лет назад, являются устаревшими, слабо интегрированными решениями, реализованными преимущественно на базе импортных технологий с применением отличных друг от друга принципов, и в основном перестали соответствовать современным темпам развития цифровой экономики.

Следствием существования практики децентрализованного управления в сфере информатизации органов прокуратуры стали отсутствие единых стандартов разработки и эксплуатации информационных ресурсов и систем, их фрагментарный учет и недостаточный уровень использования лучших практик и типовых проектных решений.

Ведение основных информационных ресурсов, необходимых для реализации всех этапов надзорной деятельности, осуществляется различными органами прокуратуры, а также иными органами государственной власти в части своей компетенции. При этом формирование, актуализация и сопровождение данных информационных ресурсов осуществляется различными участниками с использованием собственных программных решений, слабо интегрированных между собой. Различия в периодичности актуализации, правилах обработки источников информации и составе хранимых сведений порождают одновременное существование нескольких отличных друг от друга наборов данных.

Отсутствие открытых интерфейсов и единой системы разграничения прав доступа к информационным ресурсам и системам приводит к необходимости ввода всех изменений операторами в ручном режиме, что снижает оперативность обновления сведений и может являться причиной ошибок, вызванных многократным вводом данных.

Таким образом, актуальность задачи цифровой трансформации органов прокуратуры для достижения целевых показателей, предусмотренных документами стратегического планирования, обусловлена, с одной стороны, современными тенденциями развития цифровой экономики России, повышением требований к защищенности государственных информационных ресурсов и систем, усилением государственной координации и расширением направлений межведомственного взаимодействия органов прокуратуры в установленной сфере деятельности, а с другой - нерешенностью следующих основных проблем:

не реализованы первоочередные меры по совершенствованию правового регулирования с целью осуществления цифровой трансформации органов прокуратуры, снятию ключевых правовых ограничений для реализации ее основных направлений;

недостаточные темпы гармонизации нормативных правовых актов органов прокуратуры и нормативно-правовой базы цифровой экономики;

отсутствуют единые подходы к созданию, развитию и эксплуатации информационных систем, основанные на принципах проектного управления;

существующая телекоммуникационная инфраструктура органов прокуратуры не обеспечивает требуемой связанности, устойчивости и безопасности их функционирования, развитие первичной сети связи на районном уровне носит фрагментарный характер. Отсутствует единый план развития телекоммуникационной инфраструктуры с учетом необходимости реализации требований, предъявляемых цифровыми технологиями к организации как ведомственного взаимодействия, так и взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями и государственными органами, включая защищенную передачу данных, широкополосный доступ пользователей к сети "Интернет", IP-телефонию, видео-конференц-связь, единую систему электронной почты;

не решены вопросы исключения дублирования функционала и данных в информационных ресурсах и системах, в том числе дублирования операций по многократному вводу и обработке идентичных данных, что снижает достоверность и оперативность получения необходимой информации;

используемые технические решения в ряде случаев базируются на разнородных импортных технических и программных средствах, не позволяющих обеспечить надежное и безопасное функционирование информационных ресурсов и систем;

отсутствие единой системы разграничения прав доступа, удобных открытых интерфейсов и высокие издержки на установку, сопровождение и модернизацию клиентского программного обеспечения;

недостаточность использования современных инструментальных средств и методов комплексной обработки разнородных данных не позволяет обеспечить требуемый уровень аналитической поддержки деятельности руководителей органов прокуратуры;

не созданы механизмы автоматизированной интеграции между ведомственными информационными системами, а также механизмы автоматизированной интеграции с информационными системами органов государственной власти и международных организаций в установленной сфере деятельности;

используемый парк средств вычислительной техники морально и технологически устарел и не соответствует существующим и перспективным требованиям обеспечения эффективных и безопасных электронных коммуникаций работников органов прокуратуры с учетом необходимости осуществления ими своей деятельности как со стационарных, так и с мобильных автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ);

существующая численность и уровень подготовки работников не позволяют в полной мере обеспечить комплексную реализацию мероприятий цифровой трансформации органов прокуратуры с учетом системного подхода и принципов проектного управления.

5. Принципы цифровой трансформации органов и организаций
прокуратуры Российской Федерации

Для достижения поставленных задач и индикаторов цифровая трансформация органов прокуратуры должна базироваться на следующих основных принципах:

оптимизация - сокращение ресурсных и временных затрат на внедрение и эксплуатацию информационных систем на основе цифровизации процессов внутренней деятельности органов прокуратуры;

консолидация - объединение (укрупнение) вычислительных и информационных ресурсов, отказ от разрозненных точек установки и эксплуатации технических средств и функций информационных систем с целью упрощения эксплуатации информационных систем, более эффективного использования ресурсов за счет возможности их перераспределения между системами;

надежность - обеспечение возможности сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность вычислительных и информационных ресурсов выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации и технического обслуживания;

стандартизация - установление типовых норм и требований к отдельным элементам, функциям, процессам и интерфейсам информационных систем для достижения оптимальной степени упорядоченности, а также технической и информационной совместимости компонентов информационных систем и, как следствие, снижения затрат на внедрение и эксплуатацию систем;

единая модель данных - стандартизация модели мастер-данных, позволяющая обеспечить централизованное хранение и обработку нормативно-справочной информации, стандартизацию данных в информационных системах, разграничение зон ответственности за качество данных и задел для обеспечения гибкости настройки информационных систем при изменении наборов обрабатываемых данных без существенного изменения информационных систем;

унификация - установление оптимального перечня используемого оборудования и программного обеспечения, сокращение номенклатуры технических средств и интерфейсов информационных систем в целях упрощения процессов, связанных с внедрением, модернизацией и эксплуатацией информационных систем;

виртуализация - использование логического представления набора вычислительных ресурсов, абстрагированного от аппаратной реализации технических средств, с целью повышения эффективности использования и адаптивности (гибкости) цифровой инфраструктуры, сокращения капитальных и эксплуатационных расходов, обеспечения непрерывности функционирования информационных систем;

модульность - группировка функционально связанных частей вычислительных и информационных ресурсов в законченные узлы - модули, возможность внесения частичных изменений в функции информационной системы без ее полной переработки с целью ускорения внедрения и модернизации информационных систем, повышения их устойчивости к внешним и внутренним воздействиям;

импортозамещение - преимущественное использование отечественных аппаратных решений, а также российского и свободно распространяемого программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, при модернизации существующих и создании новых компонентов цифровой инфраструктуры, обеспечении информационной безопасности с целью снижения санкционных и валютных рисков, развития национальной промышленной базы;

информационная безопасность - обеспечение защищенности информации, данных и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений.

При этом разработка и реализация мероприятий Концепции в части обеспечения информационной безопасности должны предусматривать:

использование российских технологий для обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки;

преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования;

применение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов.

6. Направления и мероприятия цифровой трансформации органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации

Эффективность достижения целей цифровой трансформации органов прокуратуры определяется качеством реализации системы ключевых мероприятий в рамках соответствующих основных направлений.

Направление 1. Высокотехнологичный надзор

В целях создания единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами при осуществлении надзорной деятельности необходима реализация следующих мероприятий:

осуществление комплексной оптимизации ведомственных и межведомственных процессов надзорной деятельности с целью их цифровой трансформации;

разработка сбалансированной системы критериев качества деятельности правоохранительных органов и автоматизированной системы их оценки;

подготовка научно-методического, нормативного обеспечения и программно-технологической инфраструктуры для реализации возможности дистанционных прокурорских проверок;

разработка и внедрение технологий и механизмов для реализации возможности дистанционного получения статистической информации, исключающих возможность ее дублирования и направленных на обеспечение потребностей общества и государства в необходимых данных в режиме реального времени;

интеграция ведомственных систем в том числе с внешними государственными информационными системами, содержащими данные оперативно-справочных, розыскных и иных учетов, реестры физических и юридических лиц, единой информационной системой в сфере закупок;

внедрение современных и перспективных технологий и инструментальных средств, включая сертифицированный отечественный аппаратно-программный комплекс обработки массивов больших данных, для работы с документами первичного учета.

Направление 2. Цифровая инфраструктура

В целях создания универсальной безопасной и высокотехнологичной цифровой среды ведомственного и межведомственного взаимодействия, обеспечения требуемого качества электронных коммуникаций органов прокуратуры всех уровней с гражданами и бизнесом необходима реализация комплекса мероприятий в рамках информационной, вычислительной подсистем, а также подсистем передачи данных, обеспечения информационной безопасности, обучения и кадрового обеспечения.

В части информационной подсистемы выполняются следующие мероприятия:

разработка на базе ГАС ПС единой информационной системы органов прокуратуры с возможностью установки в заинтересованных государственных органах унифицированных ведомственных сегментов, позволяющих рассчитывать и анализировать ведомственные статистические показатели и размещать их на публичном ведомственном портале;

создание на основе развития функциональных возможностей ФГИС ЕРП, внедрения юридически значимого электронного документооборота и обеспечения интеграции с системой межведомственного электронного документооборота (МЭДО) единой межведомственной цифровой онлайн-платформы взаимодействия руководителей всех уровней правоохранительных и иных государственных органов, прокуроров, следователей, дознавателей для работы с единым электронным делом;

реализация унифицированного взаимодействия существующих и разрабатываемых информационных систем органов прокуратуры с единым хранилищем данных, обеспечение возможности сквозной комплексной аналитической обработки накопленных данных;

интеграция информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов прокуратуры с отечественными цифровыми платформами, в том числе при осуществлении надзорной деятельности, обеспечивающая формирование единой доверенной среды для работы с данными;

создание и организация сопровождения единой системы нормативно-справочной информации органов прокуратуры;

разработка и внедрение эффективных механизмов интеграции единого внешнего и внутреннего порталов органов прокуратуры с ФГИС ЕРП и Единым порталом государственных услуг Российской Федерации;

перевод информационных систем и информационных ресурсов органов прокуратуры в создаваемую государственную единую облачную платформу с обеспечением хранения и обработки в ней всей создаваемой информации.

В части вычислительной подсистемы осуществляется:

создание и развитие с использованием отечественного оборудования центров обработки данных (ЦОД), обеспечивающих предоставление по сервисной модели доступных, устойчивых и безопасных услуг по хранению и обработке данных, формируемых экосистемой органов прокуратуры;

организация взаимодействия центров обработки данных органов прокуратуры с создаваемым ситуационным центром мониторинга и управления инфраструктуры хранения и обработки данных в процессе устранения угроз ее работоспособности и безопасности.

В части подсистемы передачи данных осуществляется:

создание и развитие единой защищенной сети передачи данных, обеспечивающей потребности органов прокуратуры всех уровней по сбору и передаче данных граждан, бизнеса, государственных органов с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями (включая IP-телефонию, видео-конференц-связь, единую систему электронной почты);

организация защищенного широкополосного доступа пользователей к сети "Интернет", включая органы прокуратуры военных гарнизонов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации;

обеспечение сопряжения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов прокуратуры с создаваемой информационной системой обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента сети "Интернет" (ИС "Интернет");

создание и обеспечение всех сотрудников органов прокуратуры единым защищенным АРМ с возможностью двухфакторной идентификации и автоматической загрузки профиля пользователя при авторизации совместно с сервисом электронной цифровой подписи;

создание мобильной компоненты, обеспечивающей определенным категориям пользователей органов прокуратуры возможность синхронной реализации надзорных функций как со стационарного, так и с мобильного АРМ.

В части подсистемы обеспечения информационной безопасности осуществляется:

создание единого распределенного центра управления информационной безопасностью, обеспечивающего непрерывный мониторинг состояния цифровой инфраструктуры, включая контроль за применением сертифицированных средств защиты информации и выполнением требований организационно-распорядительных документов по защите информации;

организация взаимодействия с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

внедрение систем мониторинга утечек конфиденциальной информации и контроля действий привилегированных пользователей;

развитие региональных центров регистрации удостоверяющего центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

организация регламентированного обмена сведениями о компьютерных инцидентах и об угрозах безопасности информации с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам;

организация регламентного взаимодействия с создаваемым специализированным ресурсом, предназначенным для взаимодействия с уполномоченными органами в части оперативной передачи данных о признаках противоправных действий в области информационных технологий (компьютерного мошенничества, навязанных услуг операторов связи, фишинговых схем) в целях противодействия компьютерной преступности, в том числе в финансовой сфере, а также в иных случаях криминального и противоправного использования информационных технологий.

В части подсистемы обучения и кадрового обеспечения осуществляется:

организация переподготовки сотрудников органов прокуратуры, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, по вопросам рациональной организации исполнения своих полномочий в условиях современных реалий цифровой экономики;

внедрение образовательными организациями органов прокуратуры дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе в сетевом взаимодействии с другими организациями общего и дополнительного образования, во все виды и формы деятельности обучающихся в соответствии с требованиями цифровой экономики;

разработка и реализация образовательными организациями органов прокуратуры с учетом требований цифровой экономики программ повышения квалификации, переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающих их готовность к реализации современных моделей образовательного процесса.

Направление 3. Среда доверия

В целях формирования и развития единой цифровой среды доверия, позволяющей обеспечить техническую, организационную и правовую защиту интересов граждан, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии участников обновленной экосистемы органов прокуратуры, необходима реализация следующих мероприятий:

создание автоматизированной информационной системы обработки обращений граждан и юридических лиц;

разработка и внедрение механизмов и технологий реализации доверенных цифровых дистанционных коммуникаций участников взаимодействия экосистемы органов прокуратуры, обеспечивающих удаленное подтверждение личности для совершения юридически значимых действий; обеспечение равного статуса различных способов идентификации и аутентификации физических и юридических лиц; равное с очно-бумажными взаимодействиями правовое признание в гражданско-правовых взаимодействиях;

обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов прокуратуры, а также информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, на основе развития функциональных возможностей ФГИС ЕРП и предоставления цифровых сервисов на едином портале государственных услуг в режиме "единого окна";

создание единого внешнего портала органов прокуратуры и обеспечение его интеграции с внутренним порталом для предоставления услуг статистики населению и организациям;

участие в обеспечении доступа граждан и юридических лиц к создаваемой системе повышения грамотности населения в сфере информационной безопасности, медиапотребления и использования интернет-сервисов;

организация доступа граждан и юридических лиц к информационному ресурсу в случаях использования их персональных данных, а также возможность отказа от такого использования;

внедрение стандарта раскрытия информации, в том числе в форме открытых данных, раскрытия данных по умолчанию в деятельности органов прокуратуры с соблюдением принципа обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях.

7. Механизмы реализации Концепции

Механизмы реализации Концепции включают в себя научно-методическое, организационно-правовое и ресурсное обеспечение.

Научно-методическое обеспечение включает:

формирование единой научно-технической политики и научно-методической базы цифровой трансформации органов прокуратуры на основе участия в эффективных партнерствах ведущих научных, образовательных организаций и бизнес-сообщества, в том числе на международном уровне, проведения опережающих исследований и разработок с учетом потребностей органов прокуратуры в формировании продуктов цифровой среды;

формирование совместно с профессиональными сообществами форсайта (экспертно-аналитических материалов) и моделей будущего экосистемы органов прокуратуры, в том числе на заседаниях Экспертного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации по вопросам информационных технологий;

формирование методологии планирования, координации, мониторинга и отчетности при реализации настоящей Концепции, а также соответствующей системы методической поддержки ее выполнения;

участие в формировании коммуникационных платформ, создаваемых для взаимодействия участников цифровых платформ и центров компетенций при проведении исследований и разработок по направлениям "сквозных" технологий;

разработку предложений о мерах законодательного регулирования цифровой трансформации органов прокуратуры.

Организационно-правовое обеспечение включает:

совершенствование мер правового регулирования с целью реализации мероприятий цифровой трансформации органов прокуратуры;

разработку и обеспечение исполнения плана мероприятий по реализации Концепции и подготовку ежегодного доклада Генеральному прокурору Российской Федерации;

выработку основных показателей оценки цифровой трансформации деятельности органов прокуратуры, установление на их основе ведомственной статистической отчетности;

координацию в установленной сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, взаимодействие с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества по вопросам цифровой трансформации органов прокуратуры;

обеспечение взаимодействия с центрами компетенций существующих и перспективных сквозных технологий по внедрению данных технологий в цифровую экосистему органов прокуратуры;

формирование нормативной базы компонентов образовательных программ образовательных организаций органов прокуратуры, критически важных для цифровой экономики, включая стандарты и государственные требования, а также примерные программы.

Ресурсное обеспечение включает:

использование ресурсных механизмов путем включения мероприятий по реализации Концепции в действующие и (или) разрабатываемые федеральные целевые и государственные программы, план информатизации, а также систему государственных заказов на продукцию, товары и услуги;

оценку возможностей использования находящихся на балансе аппаратно-программных ресурсов при проектировании и внедрении информационных систем;

консолидацию бюджетных средств, выделенных на создание информационных систем, имеющих ключевое значение в деятельности органов прокуратуры;

выделение дополнительных бюджетных ассигнований для приоритетного решения задач осуществления цифровой трансформации органов прокуратуры;

обеспечение ресурсами выполнения Концепции, координацию финансирования предусмотренных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней.

8. Этапы реализации Концепции

Состав и содержание этапов реализации Концепции обусловлены необходимостью последовательного решения следующих задач:

завершение ранее начатых работ по созданию и (или) модернизации отдельных компонентов существующей цифровой инфраструктуры, информационных ресурсов и систем;

проведение комплексной оценки уровня информатизации органов прокуратуры;

разработка системного проекта и соответствующих частных технических заданий по цифровой трансформации органов прокуратуры;

реализация на принципах сервисной модели пилотных проектов ключевых компонентов цифровой инфраструктуры органов прокуратуры;

совершенствование типовых решений по результатам их пилотной реализации и дальнейшее тиражирование с учетом специфики деятельности конкретных органов прокуратуры и лучших практик.

Реализацию Концепции предполагается осуществить в три взаимосвязанных этапа.

Этап 1 (2017 год) включает:

1) комплексную оценку уровня информатизации органов прокуратуры на основе анализа существующих процессов создания, хранения, обработки и передачи информации в органах прокуратуры;

2) утверждение Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации;

3) пилотное внедрение компонентов цифровой инфраструктуры:

единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры;

облачной вычислительной платформы;

единого рабочего места сотрудника органов прокуратуры (VDI);

единого каталога пользователей органов прокуратуры;

единой системы электронной почты органов прокуратуры;

единого портала органов прокуратуры;

сервисов органов прокуратуры на портале ЕПГУ;

сервисов информационной безопасности;

4) реализацию риск-ориентированного подхода в части организации отдельных видов государственного надзора (контроля) при регистрации проверок в ФГИС ЕРП;

5) модернизацию действующих сервисов взаимодействия ГАС ПС и ведомственных информационных систем правоохранительных органов в связи с изменениями требований федерального законодательства;

6) подготовку предложений в концепцию первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики и в план подготовки нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию;

7) разработку нормативного и методического обеспечения для осуществления мониторинга реализации Концепции, включая:

систему мониторинга с учетом целей, задач и показателей результативности реализации Концепции;

инструменты мониторинга, в том числе модернизированные и новые формы ведомственного статистического наблюдения за развитием цифровой трансформации органов прокуратуры;

методические рекомендации о порядке применения новых инструментов мониторинга.

Этап 2 (2018 - 2020 годы) включает:

1) разработку системного проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, содержащего:

требования к архитектуре, стандартам построения цифровой платформы органов прокуратуры, а также протоколам взаимодействия с цифровыми платформами в ключевых отраслях экономики;

реестр и описание основных процессов создания, хранения, обработки и передачи информации в органах прокуратуры, включая план их комплексной оптимизации;

проектные решения по функциональной архитектуре цифровой платформы органов прокуратуры, включая ее основные подсистемы и порядок их взаимодействия;

описание целевой программной архитектуры на основе сервисной модели, определение необходимых цифровых сервисов и платформ с учетом необходимости максимального использования существующих наработок и технических средств, вопросов импортозамещения;

планы по модернизации подсистем, включая расширение функционала, интеграцию с другими подсистемами, перевод на новые сервисы, изменение программной архитектуры в соответствии с требуемыми стандартами создания, хранения, обработки и передачи информации органов прокуратуры;

2) разработку частных технических заданий на создание всех компонентов цифровой инфраструктуры органов прокуратуры;

3) разработку и ввод в эксплуатацию:

электронного надзорного производства;

юридически значимого электронного документооборота;

автоматизированных электронных сервисов;

единой безопасной отечественной технологической платформы;

расширенного интерфейса портала для граждан, общественных организаций, разработчиков сторонних приложений;

единой системы ведения НСИ и мастер-данных;

4) создание защищенной системы ведомственного и межведомственного взаимодействия;

5) совершенствование нормативных правовых актов по публичному раскрытию информации;

6) создание реестра нормативных правовых актов для реализации надзорных полномочий;

7) создание в Генеральной прокуратуре Российской Федерации электронной базы нормативных правовых и организационно-распорядительных документов в сфере цифровой экономики;

8) внедрение подсистемы информационно-аналитической обработки данных с использованием технологий искусственного интеллекта и "больших данных";

9) интеграцию с ведомственными и внешними государственными ИС;

10) формирование и ведение паспортов надзорных и иных мероприятий в машиночитаемой форме с обеспечением качества юридической значимости;

11) реализацию единой системы учета, в которой присваиваемый первичному сообщению уникальный межведомственный идентификатор выступает универсальной учетной единицей; исключение многократных повторных межведомственных учетов;

12) внедрение системы мониторинга и учета цепочки всех возможных решений, принятых по сообщению о происшествии (преступлении), начиная от его регистрации до вынесения приговора суда, а также контроля передачи уголовных дел между субъектами Российской Федерации;

13) создание единого распределенного центра управления цифровой инфраструктурой органов прокуратуры, обеспечивающего в том числе централизованную техническую поддержку пользователей на основе создания единого центра приема обращений и инцидентов;

14) подготовку предложений в концепцию среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики и в план подготовки нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию.

Этап 3 (2021 - 2025 годы) включает:

1) комплексную автоматизацию надзорных функций;

2) перевод в цифровую форму всех сервисов для граждан, государственных органов и организаций на публичном портале правовой статистики;

3) переход к надзору в "реальном времени" с автоматическим отслеживанием хода производства;

4) реализацию концепции сервисной архитектуры ФГИС ЕРП;

5) ввод в постоянную эксплуатацию ГАС ПС;

6) интеграцию с государственными информационными ресурсами, осуществляющими миграционный учет граждан, учет сведений налоговых органов, оперативно-справочными, розыскными и иными учетами ОВД;

7) завершение комплексной оптимизации процессов деятельности органов прокуратуры и их перевода в цифровой формат;

8) развитие и внедрение перспективных технологий идентификации участников информационного взаимодействия экосистемы органов прокуратуры, включая технологии биометрической идентификации, многофакторной идентификации на основе федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", и иных технологий идентификации;

9) внедрение образовательными организациями органов прокуратуры дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе в сетевом взаимодействии с другими организациями общего и дополнительного образования, во все виды и формы деятельности обучающихся в соответствии с требованиями цифровой экономики;

10) введение для государственных служащих органов прокуратуры механизма обязательного наличия базовых компетенций по цифровой экономике с использованием разрабатываемого онлайн-сервиса непрерывного образования взрослых для широких слоев населения.

9. Ожидаемые результаты и основные показатели
реализации Концепции

Показатели, за счет которых обеспечивается достижение запланированных характеристик цифровой трансформации органов прокуратуры к 2025 году, представлены в таблице.

N п/п
Показатель
Значение к 2025 г. (не менее %)
1
Для граждан и юридических лиц
1.1
Доля граждан и юридических лиц, удовлетворенных качеством взаимодействия с органами прокуратуры
90
1.2
Доля рассмотренных обращений, по которым не поступили жалобы на ранее принятые той же прокуратурой решения
90
1.3
Доля обращений, рассмотренных без продления срока рассмотрения
90
1.4
Доля регионов, по которым статистические данные о состоянии преступности размещены на публичном портале правовой статистики в сети "Интернет" в форме открытых данных до уровня муниципальных образований, от общего количества регионов
100
2
Для органов прокуратуры
2.1
Сокращение времени прохождения обращений до исполнителя
50
2.2
Доступность информационных систем
99,95
2.3
Доля стационарных АРМ, соответствующих требованиям информационных систем
100
2.4
Доля пользователей, эксплуатирующих мобильные АРМ, соответствующие требованиям информационных систем
20
2.5
Доля автоматически обрабатываемых мероприятий в ФГИС ЕРП
90
2.6
Доля обращений, рассмотренных в электронном виде, независимо от способа их подачи
100
2.7
Доля работников органов прокуратуры, прошедших переобучение в соответствии с требованиями цифровой трансформации в рамках дополнительного образования
70
2.8
Доля информационных систем и ресурсов органов прокуратуры, перенесенных в государственную единую облачную платформу
80
2.9
Доля органов прокуратуры, использующих стандарты безопасного электронного информационного взаимодействия
100
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области