См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 сентября 2022 г. N 494

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ,
ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также предупреждения совершения такими лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним территориальным, транспортным прокурорам, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях организовать действенный надзор за исполнением Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ), обеспечив своевременные выявление, пресечение и предупреждение нарушений закона в указанной сфере.

2. При решении поставленных задач учитывать, что административный надзор устанавливается, продлевается, досрочно прекращается, а ранее установленные административные ограничения дополняются, частично отменяются только на основании решения суда, принятого в порядке главы 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), и исключительно в отношении совершеннолетних лиц, перечисленных в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ.

Основанием для установления административного надзора является административное исковое заявление, предъявленное в суд исправительным учреждением или органом внутренних дел; для продления административного надзора, дополнения ранее установленных административных ограничений - обращение в суд органа внутренних дел; для досрочного прекращения или частичной отмены административных ограничений - обращение органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.

Прокурор в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, возрасту либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.

Административные дела об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее наложенных административных ограничений рассматриваются судами общей юрисдикции с соблюдением правил территориальной подсудности и сроков подачи административного искового заявления в предусмотренном главой 29 КАС РФ порядке с обязательным участием прокурора.

3. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел судами, до начала судебного разбирательства детально изучать материалы дел, в том числе сведения, характеризующие личность лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее наложенных административных ограничений. Занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование. Оценивая исковые требования, руководствоваться разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

При выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующего органа, учреждения или должностного лица, допустившего такие нарушения.

Обеспечить проверку законности и обоснованности судебных постановлений в установленные процессуальные сроки, своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

4. Прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, а в случае их отсутствия или значительной удаленности от учреждений - прокурорам городов и районов, приравненным к ним территориальным прокурорам обеспечить исполнение законодательства об административном надзоре администрациями исправительных учреждений.

При проведении проверок исправительных учреждений обращать внимание на исполнение их администрацией требований закона при направлении в суд заявлений об установлении административного надзора.

Проверять соблюдение сроков направления администрацией исправительных учреждений копий решений суда в орган внутренних дел по избранному лицом, освобождаемым из места лишения свободы, месту жительства, пребывания или фактического нахождения, вручения ему предписания о выезде, предупреждения этого лица об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

5. Прокурорам городов и районов, приравненным к ним территориальным прокурорам на системной основе обеспечить исполнение законодательства об административном надзоре органами внутренних дел и уголовно-исполнительными инспекциями.

При организации проверок деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора оценивать исполнение требований закона при направлении заявлений о его установлении, продлении и досрочном прекращении, частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений, выполнении возложенных обязанностей при осуществлении надзора, а также соблюдение прав поднадзорных лиц, своевременность и правомерность прекращения административного надзора. Мерами прокурорского надзора добиваться эффективной реализации органами внутренних дел полномочий, установленных федеральным законодательством в этой сфере.

Обращать особое внимание на недопустимость применения органами внутренних дел ограничений, не установленных судом, а также злоупотребления полномочиями, предоставленными при осуществлении административного надзора.

При проведении проверок акцентировать внимание на реализацию органами внутренних дел полномочий по возбуждению дел по статье 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и статье 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Принципиально реагировать на выявленные факты бездействия органов внутренних дел, используя в том числе полномочия прокурора в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством.

Особое внимание обращать на наличие сведений о вступлении в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 19.24 КоАП РФ и об исполнении лицом, привлеченным к ответственности, назначенного наказания.

Проверять соблюдение установленного законодательством порядка рассмотрения органами внутренних дел жалоб и заявлений поднадзорных лиц и их представителей в связи с осуществлением в отношении их административного надзора.

В уголовно-исполнительных инспекциях проверять выполнение требований части 1.1 статьи 54 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации об обязанности не позднее чем за два месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы информировать орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения осужденного, подлежащего административному надзору, об истечении такого срока.

6. Транспортным прокурорам обеспечить надлежащий надзор за действиями сотрудников подразделений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте при осуществлении административного надзора, в том числе по информированию территориальных органов внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорных лиц о привлечении последних к административной ответственности, проведении проверок законности их пребывания (следования) на транспорте, задержании поднадзорных лиц, объявленных в розыск.

7. Организационное обеспечение деятельности и контроль за работой подчиненных прокуроров при реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 64-ФЗ, возложить на главные управления и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с компетенцией:

на управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний - вопросы надзора за исполнением законодательства об административном надзоре администрациями исправительных учреждений, уголовно-исполнительными инспекциями, а также органами внутренних дел, за исключением подразделений на транспорте;

Главное гражданско-судебное управление - вопросы обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами дел об административном надзоре;

управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - вопросы надзора за исполнением законов территориальными органами МВД России на транспорте при осуществлении административного надзора;

Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью - вопросы надзора за исполнением органами внутренних дел требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ, а также расследовании уголовных дел данной категории.

8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным прокурорам обеспечить постоянное взаимодействие между прокурорами городов, районов, приравненными к ним территориальными прокурорами и прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и организационно-методическое сопровождение их деятельности при реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 64-ФЗ.

До особого распоряжения не реже одного раза в полугодие анализировать и обобщать состояние законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре администрациями исправительных учреждений, уголовно-исполнительными инспекциями и территориальными органами МВД России, а также практику участия прокуроров в рассмотрении судами дел об административном надзоре. Копии аналитических записок направлять не позднее 30 января и 30 июля в Главное гражданско-судебное управление, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере (с учетом компетенции).

Названным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации анализировать результаты надзора, направлять в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний к 15 февраля и 15 августа обобщенную информацию об исполнении настоящего приказа, об итогах работы в истекшем году докладывать курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации.

9. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.04.2013 N 176 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ