См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 286

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
N ММВ-7-2/232@

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 июня 2015 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ФАКТИЧЕСКИМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ УЩЕРБА,
ПРИЧИНЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

С целью установления механизма контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации <1>, а также порядка взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения эффективности возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями <2>, и поступления в бюджетную систему Российской Федерации налоговой задолженности приказываем:

--------------------------------

<1> Далее - УК РФ.

<2> Отдельные положения Инструкции могут распространять действие и в отношении других преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ, что специально оговаривается в соответствующих ее пунктах.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителей министерств и ведомств по направлениям деятельности.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.Я.ЧАЙКА

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН

Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН

Утверждена
приказом Генеральной прокуратуры
Российской Федерации,
ФНС России, МВД России,
Следственного комитета
Российской Федерации
от 08.06.2015 N 286/ММВ-7-2/232@

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ФАКТИЧЕСКИМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ УЩЕРБА,
ПРИЧИНЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет, что органам прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) и ФНС России в вопросах противодействия преступлениям в сфере налогообложения одним из приоритетных направлений необходимо считать возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, свою деятельность осуществлять в пределах установленной компетенции и в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством.

II. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ
ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

2. Подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в территориальные органы ФНС России в порядке, предусмотренном ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации <1>, направляется информация о налогоплательщиках, в отношении которых имеются сведения, позволяющие предполагать о совершении налогового правонарушения.

--------------------------------

<1> Далее - НК РФ.

3. Следственными органами Следственного комитета при выявлении в процессе расследования уголовных дел обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, соответствующие материалы направляются в территориальные органы ФНС России в порядке, предусмотренном ст. 36 НК РФ.

Копии указанных материалов направляются в территориальные органы МВД России для оперативного использования.

4. Органами прокуратуры Российской Федерации поступившие заявления, сообщения и иная информация, содержащие сведения о признаках налоговых правонарушений, направляются в территориальные органы ФНС России. Проверка таких сведений органами прокуратуры берется на контроль.

При наличии в обращениях информации о признаках налогового или иного преступления, сопряженного с незаконным возмещением налогов, материалы направляются в соответствии с требованиями ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> в органы предварительного следствия.

--------------------------------

<1> Далее - УПК РФ.

5. Территориальными органами ФНС России:

при разработке и утверждении плана выездных налоговых проверок на следующий квартал учитывается информация, поступившая из подразделений территориальных органов МВД России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, Следственного комитета и органов прокуратуры Российской Федерации;

по результатам ее рассмотрения не позднее квартала, следующего за кварталом поступления, в план включаются и назначаются выездные налоговые проверки налогоплательщиков, в отношении которых имеются сведения о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах;

не позднее 10 суток после утверждения плана выездных налоговых проверок на следующий квартал с целью своевременного проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий информируются соответствующие подразделения территориальных органов МВД России об имеющихся в отношении конкретных налогоплательщиков сведениях о возможном уклонении от уплаты налогов и (или) сборов на сумму, подпадающую под признаки налогового преступления.

6. Территориальными органами ФНС России при назначении выездной налоговой проверки, а также в ходе ее проведения при выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущего уголовную ответственность, направляется мотивированный запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке сотрудников территориальных органов МВД России.

Подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обеспечивается участие сотрудников в проведении выездной налоговой проверки в соответствии с п. 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347.

7. Территориальными органами ФНС России в целях обеспечения надзора за исполнением федерального законодательства и организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по защите публичных интересов, в том числе по пресечению возможного сокрытия имущества, за счет которого может быть возмещен причиненный ущерб, и иных неправомерных действий, при вынесении решения по результатам налоговой проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, свидетельствующего об уклонении налогоплательщика от уплаты налоговых платежей либо незаконном возмещении налогов в особо крупных размерах, незамедлительно направляется информация в прокуратуру города (района) по месту фактического нахождения налогоплательщика (его структурного подразделения, филиала), в отношении которого проводилась налоговая проверка.

8. Территориальными органами ФНС России после проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ, своевременно принимаются обеспечительные меры (запрет на отчуждение, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика) и используются предоставленные полномочия в соответствии со ст. 31, 33, 46, 47, 77 НК РФ для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления.

9. Территориальными органами ФНС России, МВД России в процессе проведения налоговой проверки и до вынесения решения по ее результатам осуществляется сбор сведений о действиях налогоплательщика в отношении принадлежащих ему денежных средств и имущества. Данные сведения отражаются в материалах, направляемых в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ.

10. Территориальными органами ФНС России информируется прокуратура города (района) по месту фактического нахождения налогоплательщика (его структурного подразделения, филиала) обо всех материалах, направленных в территориальный орган Следственного комитета для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении.

Прокурорами городов (районов) ежемесячно сверяются данные о материалах, направленных из территориальных органов ФНС России, подразделений территориальных органов МВД России и поступивших в следственные органы Следственного комитета.

О результатах надзорной деятельности на указанном направлении, наиболее серьезных нарушениях закона и возникающих проблемах правоприменения информируется Главное управление по надзору за следствием и Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 августа и 20 февраля соответственно.

11. Органами прокуратуры Российской Федерации по каждому поступившему в следственные органы Следственного комитета материалу проверяется исполнение налоговым органом предписаний закона о взыскании налоговой задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При выявлении нарушений органы прокуратуры требуют от территориальных органов ФНС России исполнения данной обязанности или представления документов, свидетельствующих о невозможности взыскания недоимки, пеней и штрафов с указанием причин. В случае реализации предусмотренных ст. 77 НК РФ полномочий руководствуются соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов.

III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ
УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

12. Следственными органами Следственного комитета о результатах рассмотрения материалов, поступивших из территориальных органов ФНС России, в зависимости от принятого процессуального решения в налоговые органы направляется письменное уведомление о возбуждении уголовного дела либо копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случаях недостаточности оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по материалу, поступившему из территориальных органов ФНС России, направляется запрос налоговому органу о представлении дополнительных документов.

Территориальными органами ФНС России по мотивированному запросу следователя, руководителя следственного органа представляются в течение 7 дней заверенные копии запрашиваемых документов.

13. Территориальными органами ФНС России информируются следственные органы Следственного комитета об обращении налогоплательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ обеспечительных мерах и об их отмене, а также о принятых судом обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения налогового органа.

При этом учитывается, что обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела.

14. Территориальными органами МВД России представляются в следственные органы Следственного комитета результаты оперативно-розыскной деятельности, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении и расследовании уголовного дела о налоговом преступлении <1>.

--------------------------------

<1> Материалы представляются в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд".

15. Подразделениями территориальных органов Следственного комитета во взаимодействии с подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и иными заинтересованными ведомствами проводятся регулярные рабочие встречи (совещания) по вопросам установления имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих в соответствии с законом материальную ответственность за причиненный преступлением вред.

16. До возбуждения уголовного дела следственными органами Следственного комитета при получении информации об имуществе налогоплательщика, не указанном в решении налогового органа о принятии обеспечительных мер, данные сведения направляются в территориальные органы ФНС России для принятия обеспечительных мер в отношении этого имущества.

17. Следственными органами Следственного комитета обеспечивается приобщение к уголовному делу всех необходимых документов, подтверждающих наличие недоимки. После установления окончательной суммы налоговой задолженности и при невозмещении ущерба об этом информируются органы прокуратуры Российской Федерации для решения вопроса о предъявлении гражданского иска в уголовном судопроизводстве.

Если в результате принятых налоговыми и следственными органами мер по взысканию недоимки, пени, штрафов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные суммы, органами прокуратуры Российской Федерации предъявляется гражданский иск в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ. При подготовке гражданского иска истребуются из территориальных органов ФНС России и Следственного комитета документы, подтверждающие предмет и основание иска.

18. Следственными органами Следственного комитета при решении вопроса о возбуждении уголовного дела безотлагательно принимаются меры по установлению имущества и последующему наложению ареста на него в порядке ст. 115, 160.1 УПК РФ в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного налоговым преступлением. В необходимых случаях оперативным подразделениям направляются поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб.

19. Органами прокуратуры Российской Федерации:

обеспечивается системный надзор за исполнением законов при расследовании налоговых преступлений, при этом особое внимание обращается на: своевременное принятие следователем мер по установлению имущества и наложению на него ареста в порядке ст. 115, 160.1 УПК РФ; доказанность умысла подозреваемого, обвиняемого на уклонение от уплаты налогов; подтверждение размера недоимки, соответствующей примечанию к ст. 198, 199 УК РФ; способ уклонения, предусмотренный ст. 198, 199 УК РФ;

при проверке законности и обоснованности прекращения уголовного дела по ст. 28.1 УПК РФ проверяется наличие в уголовном деле сведений налогового органа об уплате недоимки, пеней, штрафов, подтверждающих возмещение ущерба в полном объеме;

при прекращении уголовного дела по иным основаниям проверяется законность принятого решения, а также исполнение следователем требований закона о направлении в налоговый орган копии процессуального решения в соответствии с ч. 4 ст. 213 УПК РФ. В дальнейшем осуществляется надзор за соблюдением налоговыми органами законодательства о налогах и сборах при взыскании налоговой задолженности.

IV. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА,
ПРИЧИНЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, НА СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

20. Прокуроры, поддерживающие государственное обвинение в суде по делам о налоговых преступлениях, способствуют принятию судом законных, обоснованных и справедливых решений.

21. Если ущерб, причиненный налоговым преступлением, не возмещен и гражданский иск не заявлен, несмотря на то, что для этого имеются основания, государственными обвинителями информируется прокурор, имеющий право на предъявление гражданского иска.

22. В необходимых случаях государственные обвинители ходатайствуют перед судом о предоставлении времени для подготовки искового заявления и обоснования своей позиции по иску.

23. Государственными обвинителями, а также вышестоящим прокурором при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неправильном применении по делам о налоговых преступлениях уголовного закона и (или) о существенном нарушении уголовно-процессуального закона, своевременно обжалуются судебные решения, в том числе и относительно гражданского иска.

Государственными обвинителями и вышестоящим прокурором уделяется должное внимание оценке законности и обоснованности решений судов об освобождении лиц от уголовной ответственности по делам о налоговых преступлениях в соответствии с положениями ст. 76.1 УК РФ.

В случае обжалования судебного решения иными участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления государственный обвинитель излагает свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений на изложенные в ней доводы.

24. При установлении фактов непринятия мер для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска государственными обвинителями заявляется ходатайство о вынесении судом частных постановлений (определений).