См. Документы Федеральной таможенной службы

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 24 октября 2022 г. N 888

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОМ УПРАВЛЕНИИ

В соответствии с подпунктом 14.9 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3146), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Контрольно-ревизионном управлении.

2. Признать утратившими силу:

приказ ФТС России от 13 августа 2014 г. N 1521 "Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионном управлении";

приказ ФТС России от 21 марта 2017 г. N 428 "О внесении изменений в Положение о Контрольно-ревизионном управлении, утвержденное приказом ФТС России от 13 августа 2014 г. N 1521".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
В.И.БУЛАВИН

Приложение

Утверждено
приказом ФТС России
от 24 октября 2022 г. N 888

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОМ УПРАВЛЕНИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3146, N 26, ст. 4962).

2. Контрольно-ревизионное управление (далее - Управление) является структурным подразделением ФТС России.

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, иным законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, а также настоящим Положением.

4. Структуру и штатную численность Управления утверждает руководитель ФТС России.

5. Управление возглавляет начальник Управления, который подчиняется непосредственно руководителю ФТС России.

В случае временного отсутствия начальника Управления его должностные обязанности исполняет один из заместителей начальника Управления, а в случае их отсутствия - иной сотрудник таможенного органа Российской Федерации (далее - таможенный орган) в установленном порядке.

6. Начальник Управления, заместители начальника Управления назначаются на должности и освобождаются от должностей руководителем ФТС России.

7. Управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

осуществление внутреннего финансового аудита в ФТС России, таможенных органах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России;

2) осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ведомственный контроль в сфере закупок);

3) осуществление ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2022, N 24, ст. 3920) и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении федерального государственного унитарного предприятия, находящегося в ведении ФТС России (далее - ведомственный контроль закупок отдельными видами юридических лиц);

4) организация и функционирование в ФТС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс);

5) методическое обеспечение деятельности контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений и Российской таможенной академии.

8. Отделы Управления действуют на основании положений, утверждаемых начальником Управления.

9. Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц Управления устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в установленном порядке.

10. Управление комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

11. Деятельность Управления строится на основе планов работы ФТС России и Управления, сочетания принципа единоначалия и ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

12. Управление осуществляет свои функции как непосредственно, так и через контрольно-ревизионные подразделения региональных таможенных управлений и Российской таможенной академии, во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС России, иных таможенных органов, а также с федеральными органами исполнительной власти, иными органами, организациями и гражданами.

13. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Управлении осуществляются согласно установленному порядку.

14. При осуществлении своей деятельности Управление соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

15. Управление является субъектом международной деятельности ФТС России.

II. Функции Управления

16. Управление выполняет следующие функции:

1) реализует полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита в ФТС России;

2) осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок в отношении подведомственных ФТС России заказчиков (таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России);

3) участвует в рамках компетенции Управления в формировании и реализации планов деятельности ФТС России;

4) формирует и представляет руководителю ФТС России планы проведения аудиторских мероприятий, мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц, осуществляет контроль за их исполнением, представляет руководителю ФТС России предложения по их корректировке;

5) организовывает и проводит аудиторские мероприятия, мероприятия ведомственного контроля в сфере закупок и ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц;

6) планирует и проводит контрольные мероприятия в рамках реализации ФТС России полномочий учредителя в отношении федеральных казенных учреждений;

7) осуществляет оценку бюджетных рисков, формирует и ведет (актуализирует) реестр бюджетных рисков;

8) разрабатывает при выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля в сфере закупок и ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц план устранения выявленных нарушений;

9) формирует и представляет руководителю ФТС России предложения по реализации результатов аудиторского мероприятия, мероприятия ведомственного контроля в сфере закупок и ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц;

10) направляет по решению руководителя ФТС России в случае выявления по результатам мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок и ведомственного контроля в сфере закупок отдельными видами юридических лиц действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы соответствующего контрольного мероприятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный рассматривать дела о таких административных правонарушениях), а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, в Управление по противодействию коррупции ФТС России для их направления в правоохранительные органы;

11) осуществляет мониторинг реализации структурными подразделениями ФТС России, таможенными органами, учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, решений руководителя ФТС России, принятых по итогам аудиторских мероприятий, мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок и ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц, реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, совершенствованию организации (обеспечению выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;

12) формирует и представляет руководителю ФТС России годовую отчетность о результатах деятельности Управления как субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год;

13) осуществляет организационно-методическое руководство контрольно-ревизионными подразделениями региональных таможенных управлений и Российской таможенной академии по направлениям деятельности Управления и координирует их работу;

14) осуществляет аналитическую и информационную работу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

15) осуществляет сбор и анализ результатов аудиторских мероприятий и мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, проведенных контрольно-ревизионными подразделениями региональных таможенных управлений и Российской таможенной академии, и отчетов о результатах деятельности контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений и Российской таможенной академии;

16) осуществляет сбор и анализ результатов контрольных мероприятий, проведенных контрольными (надзорными) органами в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, по направлениям деятельности Управления, принятых мер по исполнению представлений и (или) предписаний контрольных (надзорных) органов;

17) формирует и направляет в таможенные органы, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, информацию (обзоры) о типовых нарушениях и (или) недостатках, условиях, причинах и предлагаемых мерах по их предотвращению, значимых бюджетных рисках и мерах по их минимизации (при необходимости);

18) участвует в работе по подготовке аналитических материалов и формированию докладов руководителю ФТС России о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

19) выявляет проблемные вопросы правового регулирования деятельности контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений и Российской таможенной академии, осуществляет разработку и совершенствование нормативных и иных правовых актов ФТС России, методических рекомендаций по вопросам организации и осуществления внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок и другим вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

20) разрабатывает (участвует в разработке, согласовании) проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России и ФТС России по направлениям деятельности Управления;

21) организовывает и проводит функциональные проверки деятельности региональных таможенных управлений и Российской таможенной академии по направлениям деятельности Управления;

22) принимает участие в проведении служебных и инспекторских проверок по направлениям деятельности Управления;

23) участвует в организации профессионального развития государственных гражданских служащих Управления и контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений, получения дополнительного профессионального образования сотрудниками Управления и контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений, проводит семинары, совещания;

24) осуществляет функции уполномоченного подразделения, ответственного за организацию и функционирование в ФТС России антимонопольного комплаенса:

а) подготавливает и представляет руководству ФТС России предложения о внесении изменений (при необходимости) в нормативные и иные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление в ФТС России антимонопольного комплаенса;

б) организовывает выявление (по направлениям деятельности) рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФТС России, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;

в) осуществляет сбор, обобщение и анализ информации структурных подразделений ФТС России о наличии нарушений антимонопольного законодательства, мониторинг и анализ совместно со структурными подразделениями ФТС России практики применения ФТС России антимонопольного законодательства;

г) формирует перечень нарушений антимонопольного законодательства и карту рисков нарушения антимонопольного законодательства, представляет их на рассмотрение комиссии ФТС России по антимонопольному комплаенсу;

д) формирует (актуализирует) совместно со структурными подразделениями ФТС России и представляет руководителю ФТС России план мероприятий ("дорожную карту") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

е) подготавливает, представляет на рассмотрение комиссии ФТС России по антимонопольному комплаенсу и на утверждение в коллегиальный орган доклад об антимонопольном комплаенсе, обеспечивает размещение доклада об антимонопольном комплаенсе, утвержденного коллегиальным органом, на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

ж) консультирует должностных лиц ФТС России и других таможенных органов по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства в рамках установленной компетенции и антимонопольным комплаенсом;

з) информирует руководителя ФТС России о внутренних документах ФТС России, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

и) взаимодействует с антимонопольным органом, организовывает содействие ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками с привлечением должностных лиц структурных подразделений ФТС России;

к) организовывает обучение должностных лиц структурных подразделений ФТС России требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса (совместно с Управлением государственной службы и кадров ФТС России и Российской таможенной академией);

л) осуществляет иные функции, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса;

25) участвует в процессах создания, внедрения, развития, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации информационно-программных средств (далее - ИПС), предназначенных для реализации информационно-коммуникационных технологий в составе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;

26) формирует и направляет заявки на доступ должностных лиц Управления к ИПС, рассматривает и согласовывает заявки на доступ к ИПС, относящимся к компетенции Управления, должностных лиц структурных подразделений ФТС России, других таможенных органов и Российской таможенной академии;

27) рассматривает обращения граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, подготавливает проекты ответов на указанные обращения и обеспечивает направление данных ответов заявителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

28) осуществляет, в том числе совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России, подготовку проектов ответов на запросы структурных подразделений таможенных, судебных и иных государственных органов и организаций;

29) выступает в качестве подразделения, инициирующего закупки, и взаимодействует с контрактной службой ФТС России Главного управления тылового обеспечения ФТС России при планировании и осуществлении закупок для нужд Управления;

30) участвует в подготовке контрактов, договоров, соглашений, протоколов и других документов ФТС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

III. Права Управления

17. Управление для выполнения возложенных на него функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение руководителю ФТС России предложения по вопросам деятельности Управления;

2) привлекать для оказания содействия в решении вопросов, отнесенных к компетенции Управления, структурные подразделения ФТС России, таможенные органы и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, и (или) экспертов;

3) получать для ознакомления поступающие в ФТС России законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные и иные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе ФТС России, а также иные документы по вопросам, затрагивающим компетенцию Управления, знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) бюджетных средств;

4) запрашивать и получать от структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, статистические, аналитические и другие данные, заключения и иные документы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

5) вносить предложения руководителю ФТС России о внесении изменений в планы проведения аудиторских мероприятий, мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий, мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц;

6) подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий, а также предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры;

7) участвовать в согласовании назначения на должность начальников контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений и освобождения от указанной должности в связи с истечением срока контракта о службе в таможенных органах или служебного контракта, а также заключения контракта о службе в таможенных органах или служебного контракта на новый срок с начальниками контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений;

8) вносить руководителю ФТС России предложения о совершенствовании структуры контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений, Российской таможенной академии и их штатной численности;

9) взаимодействовать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (его территориальными органами), иными контрольными (надзорными) органами по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

10) вести в установленном порядке переписку с государственными органами и организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

11) участвовать в работе совещательных и экспертных органов в рамках компетенции Управления;

12) пользоваться в установленном порядке ведомственными информационными системами;

13) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

18. Должностные лица Управления имеют право:

1) получать необходимые объяснения в письменной форме, в форме электронного документа и (или) в устной форме по вопросам проводимых аудиторских мероприятий, мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 1335 "Об утверждении Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7260) (далее - постановление Правительства N 1335), постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 7, ст. 683; 2019, N 31, ст. 4641) (далее - постановление Правительства N 89), приказ ФТС России от 25 марта 2014 г. N 519 "Об утверждении Регламента осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России" (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2014, регистрационный N 32774) (далее - приказ ФТС России N 519), приказ ФТС России от 20 февраля 2019 г. N 296 "Об утверждении Регламента осуществления Федеральной таможенной службой ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 21.03.2019, регистрационный N 54115) (далее - приказ ФТС России N 296), приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2019, регистрационный N 56862) (далее - приказ Минфина России N 195н), приказ ФТС России от 4 апреля 2022 г. N 206 "Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе" (далее - приказ ФТС России N 206).

2) получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры <2>;

--------------------------------

<2> Приказ Минфина России N 195н, приказ ФТС России N 206.

3) на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания объекта аудиторских мероприятий, мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, ведомственного контроля закупок отдельными видами юридических лиц (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении должностными лицами служебных удостоверений и приказа с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны <3>;

--------------------------------

<3> Постановление Правительства N 1335, постановление Правительства N 89, приказ ФТС России N 519, приказ ФТС России N 296, приказ Минфина России N 195н, приказ ФТС России N 206.

4) получать от юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного заказчика и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101; 2021, N 27, ст. 5072), необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам <4>;

--------------------------------

<4> Приказ Минфина России N 195н, приказ ФТС России N 206.

5) консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств <5>.

--------------------------------

<5> Приказ Минфина России N 195н, приказ ФТС России N 206.

IV. Заключительные положения

19. Начальник Управления:

1) руководит деятельностью Управления на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в заседаниях коллегии ФТС России, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых руководством ФТС России;

3) распределяет обязанности между своими заместителями;

4) утверждает положения об отделах Управления, должностные инструкции сотрудников Управления, должностные регламенты государственных гражданских служащих Управления;

5) обеспечивает подбор, расстановку кадров Управления, согласовывает назначение на должности начальников контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений и освобождение от указанных должностей в связи с истечением срока контракта о службе в таможенных органах или служебного контракта, а также заключения контракта о службе в таможенных органах или служебного контракта на новый срок с начальниками контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений;

6) обеспечивает соблюдение служебной дисциплины должностными лицами Управления;

7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Управления, обеспечивает внедрение передовых приемов и методов работы;

8) создает условия для профессионального развития государственных гражданских служащих Управления и получения сотрудниками Управления дополнительного профессионального образования;

9) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий сотрудникам Управления, предложения о присвоении государственным гражданским служащим Управления классных чинов, а также предложения о назначении на должности должностных лиц Управления, предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

10) организовывает и планирует деятельность Управления, а также обеспечивает взаимодействие Управления с другими структурными подразделениями ФТС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями;

11) вносит согласно установленному порядку руководителю ФТС России предложения о направлении должностных лиц Управления в служебные командировки на территории Российской Федерации и на территории иностранных государств;

12) подписывает в пределах своей компетенции документы и организовывает проверку их исполнения;

13) представляет Управление, а по поручению руководителя ФТС России - ФТС России в государственных органах и организациях в соответствии с установленным порядком;

14) организовывает и проводит совещания, в том числе с участием начальников контрольно-ревизионных подразделений региональных таможенных управлений и Российской таможенной академии, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

15) обеспечивает выполнение возложенных на Управление функций, в том числе выполнение в рамках компетенции Управления программ, планов и показателей деятельности ФТС России;

16) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Возложение на Управление функций, не предусмотренных настоящим Положением, за исключением специальных (адресных) поручений руководителя ФТС России, не допускается.

Начальник
Контрольно-ревизионного управления
О.Б.ФЕДОТОВА