См. Документы Федеральной таможенной службы
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 1 декабря 2016 г. N 2256
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ УРОВНЯ РИСКА
УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях распределения участников внешнеэкономической деятельности по категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в соответствии с подпунктом 8 пункта 5 Стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений), утвержденной приказом ФТС России от 18 августа 2015 г. N 1677 (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2015, регистрационный N 40462), приказываю:
Утвердить Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (приложение).
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Руководитель
В.И.БУЛАВИН
Приложение
к приказу ФТС России
от 1 декабря 2016 г. N 2256
ПОРЯДОК
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ УРОВНЯ РИСКА
УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (далее - Порядок) разработан в целях распределения участников внешнеэкономической деятельности по категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (далее - риск-категорирование).
2. Порядок применяется при проведении риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности, являющихся декларантами товаров (графа 14 декларации на товары), помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта (далее - участники ВЭД).
3. Риск-категорирование участников ВЭД в соответствии с Порядком осуществляется путем анализа деятельности участников ВЭД за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения (далее - отчетный период), на основе критериев, приведенных в приложении к настоящему Порядку, характеризующих участника ВЭД (далее - критерии).
4. Риск-категорирование осуществляется штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России, Банка России.
5. Риск-категорирование проводится ежеквартально, не позднее 25-го числа последнего месяца квартала.
В отношении участников ВЭД, отнесенных в соответствии с Порядком к категории низкого уровня риска, риск-категорирование проводится ежемесячно не позднее 25-го числа каждого месяца, а также ежедневно осуществляется проверка на наличие случаев, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 8 и подпунктом 5 пункта 9 Порядка.
6. В ходе проведения риск-категорирования по всем участникам ВЭД производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка деятельности участника ВЭД.
Итоговая оценка деятельности участника ВЭД используется для определения категории уровня риска участника ВЭД.
7. Порядок расчета значений критериев и итоговой оценки деятельности участников ВЭД, а также контрольные значения итоговой оценки деятельности участников ВЭД для отнесения к категории высокого и низкого уровней риска утверждаются правовым актом ФТС России.
8. Категория высокого уровня риска присваивается участнику ВЭД при значении итоговой оценки деятельности участника ВЭД, соответствующей контрольному значению, установленному в соответствии с пунктом 7 Порядка для категории высокого уровня риска, или при выявлении одного из следующих критериев:
1) нахождение участника ВЭД в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;
2) нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;
3) наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения установленного частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2003, N 50, ст. 4847; 2007, N 31, ст. 4007, N 41, ст. 4845; 2009, N 45, ст. 5267; 2010, N 1, ст. 1; 2011, N 27, ст. 3873, N 30, ст. 4573, ст. 4574; 2013, N 14, ст. 1657, N 52, ст. 6948; 2014, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6643, N 52, ст. 7548; 2015, N 51, ст. 7249) (далее - КоАП России) срока уплаты административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года;
4) участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2011, N 50, ст. 7362; 2015, N 1 (ч. I), ст. 83; 2016, N 27 (ч. II), ст. 4258, N 28, ст. 4559);
5) отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.
9. Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:
1) дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта, предшествует дате начала отчетного периода, либо шести месяцам до даты окончания отчетного периода при условии, что в отношении участника ВЭД выявлен критерий - отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России;
2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в отчетном периоде составляет не менее 100 штук либо не менее 85 штук при условии, что общее количество заявленных в них товаров (графа 5 декларации на товары) составляет не менее 100 штук и участник ВЭД включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участник ВЭД является юридическим лицом;
4) значение итоговой оценки деятельности участника ВЭД соответствует контрольному значению, установленному в соответствии с пунктом 7 Порядка для категории низкого уровня риска;
5) отсутствие на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей;
6) не выявлены критерии, предусмотренные пунктом 8 Порядка.
10. Категория среднего уровня риска присваивается участнику ВЭД в случае, если участник ВЭД в соответствии с пунктами 8 и 9 Порядка не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска.
Первый заместитель начальника
Аналитического управления
В.А.БЫШОВЕЦ
Приложение
к Порядку автоматизированного
определения категории
уровня риска участников
внешнеэкономической деятельности
ПЕРЕЧЕНЬ
КРИТЕРИЕВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ УЧАСТНИКОВ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
N п/п
|
Наименование критерия
|
1
|
2
|
1
|
Нахождение участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным.
|
2
|
Нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности.
|
3
|
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в сроки, установленные в требовании об уплате таможенных платежей.
|
4
|
Наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения установленного частью 1 статьи 32.2 КоАП России срока уплаты административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении (далее - АП), вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года
|
5
|
Участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.
|
6
|
Отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.
|
7
|
Размер уставного капитала участника ВЭД.
|
8
|
Общий период осуществления внешнеэкономической деятельности участником ВЭД.
|
9
|
Соотношение стоимостного объема ввоза товаров, торгующей страной по которым является страна, включенная в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2007, регистрационный N 10598), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 2 февраля 2009 г. N 10н (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2009, регистрационный N 13432), от 21 августа 2012 г. N 115н (зарегистрирован Минюстом России 25.10.2012, регистрационный N 25728), от 2 октября 2014 г. N 111н (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2014, регистрационный N 34776), а также указанием Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" (зарегистрировано Минюстом России 10.09.2003, регистрационный N 5058), с изменениями, внесенными указаниями Банка России от 27 декабря 2006 г. N 1783-У (зарегистрировано Минюстом России 26.01.2007, регистрационный N 8846), от 8 февраля 2010 г. N 2394-У (зарегистрировано Минюстом России 11.03.2010, регистрационный N 16599), от 15 июля 2011 г. N 2667-У (зарегистрировано Минюстом России 08.08.2011, регистрационный N 21575), от 18 февраля 2014 г. N 3192-У (зарегистрировано Минюстом России 24.04.2014, регистрационный N 32100), к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
10
|
Соотношение стоимостного объема товаров, страна отправления которых не совпадает со страной происхождения, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
11
|
Соотношение стоимостного объема товаров, выпущенных с разницей веса брутто и нетто выше аналогичного среднего показателя по ФТС России, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
12
|
Соотношение стоимостного объема товаров, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже аналогичного среднего показателя по ФТС России, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
13
|
Соотношение количества товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, к общему количеству товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
14
|
Соотношение стоимости товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
15
|
Соотношение стоимостного объема товаров, по которым применение мер по минимизации рисков является результативным, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
16
|
Соотношение количества деклараций на товары (далее - ДТ), по которым применение инспекционно-досмотровых комплексов и (или) таможенного досмотра товаров является результативным, к общему количеству выпущенных ДТ.
|
17
|
Соотношение количества отозванных ДТ к общему количеству выпущенных ДТ.
|
18
|
Соотношение значения, на которое увеличилась таможенная стоимость товаров в результате ее корректировки, к общей таможенной стоимости товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, с учетом общего количества выпущенных ДТ.
|
19
|
Соотношение суммы начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей к общей сумме начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей в целом по ФТС России.
|
20
|
Специализация по номенклатуре товаров.
|
21
|
Соотношение количества принятых решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС к общему количеству выпущенных ДТ.
|
22
|
Соотношение доначисленных таможенных платежей по принятым решениям по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС за вычетом возвратов к общей сумме начисленных таможенных платежей в отношении товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
23
|
Отсутствие у участника ВЭД в соответствии с условиями внешнеторгового(ых) контракта(ов) фактов совершения сомнительных валютных операций, которые имеют необычный характер, признаки отсутствия явного экономического смысла и могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта и легализации доходов, полученных преступным путем.
|
24
|
Привлечение к административной ответственности по делам об АП, возбужденным таможенными органами.
|
25
|
Соотношение суммы назначенных наказаний по делам об АП к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске.
|
26
|
Соотношение доначисленных таможенных платежей по принятым решениям по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС к общей сумме начисленных таможенных платежей по товарам, по которым приняты решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
|
27
|
Наличие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
|
28
|
Отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.
|
29
|
Сумма назначенных наказаний по делам об АП
|
30
|
Экспортная ориентированность.
|