См. Документы Федеральной службы по тарифам
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРИКАЗ
от 28 июня 2019 г. N 126
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЗОРА
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ
СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА 2018 ГОД
В соответствии с Порядком организации работ по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденным приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России", приказываю:
Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2018 год.
Директор
федеральной службы по техническому
и экспортному контролю
В.СЕЛИН
Приложение
к приказу ФСТЭК России
от 28 июня 2019 г. N 126
ОБЗОР
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ
СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА 2018 ГОД
По итогам года количество подконтрольных субъектов - лицензиатов ФСТЭК России, осуществляющих деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - ТЗКИ), составило 2295, по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее - разработка и производство СЗКИ) - 1082.
Обобщение и анализ правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности проводились по двум основным направлениям: организация и проведение лицензионного контроля и соблюдение лицензиатами обязательных требований.
Организация и проведение лицензионного контроля
ФСТЭК России в отчетном периоде плановые проверки в рамках федерального государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ проведены в отношении 25 подконтрольных субъектов (около 1,1% от общего числа лицензиатов), по разработке и производству СЗКИ - 8 (0,7%). Внеплановые проверки не проводились.
Количество лицензиатов по ТЗКИ, по результатам проверки которых выявлены нарушения обязательных требований - 11, что составило 44% от общего числа проверенных лицензиатов (в 2017 году - 50%), по разработке и производству СЗКИ - 3, что составило 38% (в 2017 году - 62%). Снижение количества лицензиатов, допустивших нарушения, достигнуто проведением плановой профилактической работы, в том числе консультирования (информирования) по вопросам выполнения (соблюдения) лицензионных требований по ТЗКИ и по разработке и производству СЗКИ, особенностей применения оборудования, необходимого при выполнении конкретных видов работ и оказании услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности.
В ходе подготовки предложений в проект ежегодного плана контроля ФСТЭК России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доработки указанных предложений по итогам рассмотрения в органах прокуратуры несоблюдения установленного порядка и сроков не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект указанного плана не возникало. При подготовке плана контроля предпочтение отдано выездной форме проверок, что позволяет объективно оценить фактические условия осуществления лицензируемых видов деятельности и подтвердить достоверность представляемой в лицензирующий орган информации.
Оснований для проведения внеплановых проверок лицензиатов, в отношении которых требуется согласование с органами прокуратуры, за отчетный период не имелось.
Размещение сведений в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок" о проводимом ФСТЭК России контроле за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и по разработке и производству СЗКИ затруднений не вызывало. При этом территориальными органами ФСТЭК России использовались методические документы по подготовке проектов приказов о проведении проверок, актов проверок, внесению в реестр необходимой информации.
При организации и проведении проверок территориальными органами ФСТЭК России применяется принцип "комплексности" - одновременного проведения в подконтрольных субъектах уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России всех спланированных видов контроля.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема работ и услуг по лицензируемым видам деятельности. Затруднений в исчислении сроков проведения проверок, а также нарушений в их соблюдении не отмечено.
Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок не допущено.
Все акты проверок оформляются с ограничительной пометкой "для служебного пользования". К актам проверок прилагаются документы, содержащие сведения о наличии необходимой документации, производственного, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, средств контроля защищенности информации, квалификации специалистов, привлекаемых к выполнению лицензируемых видов деятельности, а также о выполненных работах, оказанных услугах за период действия лицензии. В случае выявления нарушений к актам проверок приобщались также документы, подтверждающие факты нарушений.
Заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, в адрес центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК России за отчетный период не поступило.
Административных правонарушений в ходе лицензионного контроля, влекущих за собой необходимость привлечения к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, за отчетный период не выявлено.
Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, затруднений не вызывает.
Случаев проведения ФСТЭК России проверок в рамках лицензионного контроля, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, по результатам выявления которых к проверяющим должностным лицам применены меры дисциплинарной и административной ответственности, не имеется.
Соблюдение лицензиатами ФСТЭК России
обязательных требований
В отчетном периоде обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатами обязательных требований в центральный аппарат и территориальные органы ФСТЭК России не поступило.
В качестве основных нарушений обязательных лицензионных требований по результатам проведенных проверок отмечены:
отсутствие в штате у лицензиата на основной работе согласно штатному расписанию руководителя и (или) уполномоченного руководить работами по лицензируемому виду деятельности лица и не менее двух инженерно-технических работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, прошедших, при необходимости, переподготовку и (или) повышение квалификации по технической защите конфиденциальной информации по согласованным ФСТЭК России образовательным программам (примерно 20% всех отмеченных нарушений);
неполный комплект технической и (или) технологической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности (15%);
истечение сроков действия поверки контрольно-измерительного оборудования, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, отсутствие документов, подтверждающих право на использование указанного оборудования, сертификатов соответствия и лицензий на право использования средств контроля защищенности информации от несанкционированного доступа (15%);
несоответствие сведений в документах, разработанных на автоматизированные системы, реальным условиям их эксплуатации (15%);
отсутствие помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании, в которых созданы необходимые условия для размещения работников, обсуждения информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и размещено (установлено) производственное и испытательное оборудование, необходимое для осуществления лицензируемого вида деятельности (10%);
фактическое отсутствие системы производственного контроля, необходимой при осуществлении деятельности по разработке и производству СЗКИ (5%);
прочие нарушения (около 20%).
Выявленные нарушения лицензиатами устранены в установленные ФСТЭК России сроки.
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях при осуществлении лицензируемых видов деятельности, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе методических сборов, рабочих встреч (совещаний), при консультировании (информировании) по вопросам изменений в законодательстве Российской Федерации в области лицензирования деятельности по ТЗКИ, разработке и производству СЗКИ, а также непосредственно в ходе проведения проверок.
Результаты лицензионного контроля в целом позволяют сделать вывод о том, что должностные лица лицензиатов ФСТЭК России в достаточной мере информированы по указанным вопросам.
Проблемных вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросов недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, не имелось.
Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2018 г. N 676 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с оптимизацией порядка разработки и утверждения административных регламентов" спланирована переработка административных регламентов ФСТЭК России (срок - IV квартал 2019 г.):
по предоставлению государственных услуг по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;
по исполнению государственных функций по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
В частности, предусмотрено исключение из текстов административных регламентов информации справочного характера, а также перечней регулирующих нормативных правовых актов (размещены на Едином портале государственных услуг и на официальном сайте Службы).
Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России в части лицензионного контроля не имеется.