См. Документы Федеральной службы по тарифам

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ПРИКАЗ
от 19 сентября 2022 г. N 170

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ НЕЗАВИСИМОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с подпунктом 63 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541), пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2687; 2005, N 7, ст. 562) и Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2021, N 31, ст. 5904), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.

2. Признать утратившими силу:

приказ ФСТЭК России от 26 сентября 2011 г. N 491 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" (зарегистрирован в Минюсте России 18 января 2012 г., N 22939);

пункт 1 приложения к приказу ФСТЭК России от 2 декабря 2014 г. N 134 "О внесении изменений в административные регламенты по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2014 г., регистрационный N 35303);

приказ ФСТЭК России от 15 июля 2015 г. N 79 "О внесении изменения в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденный приказом ФСТЭК России от 26 сентября 2011 г. N 491" (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2015 г., регистрационный N 38276);

приказ ФСТЭК России от 12 апреля 2017 г. N 60 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденный приказом ФСТЭК России от 26 сентября 2011 г. N 491" (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2017 г., регистрационный N 46732).

Директор Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
В.СЕЛИН

Утвержден
приказом Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
от 19 сентября 2022 г. N 170

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ НЕЗАВИСИМОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

I. Общие положения

Наименование функции

1. Государственный контроль за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее - государственный контроль).

Наименование органа, осуществляющего
государственный контроль

2. Государственный контроль осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее - орган государственного контроля).

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление
государственного контроля

3. Государственный контроль осуществляется в соответствии с Перечнем нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещаемым на официальном сайте ФСТЭК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fstec.ru) (далее соответственно - официальный сайт ФСТЭК России, сеть "Интернет"), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" <1> (далее - Федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <2> (далее - Единый портал).

--------------------------------

<1> Статус и порядок функционирования федерального реестра установлены Положением о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; 2019, N 47, ст. 6675).

<2> Статус и порядок функционирования Единого портала установлены Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; 2022, N 22, ст. 3690).

Предмет государственного контроля

4. Предметом государственного контроля является:

1) соблюдение российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее - экспертные организации), требований к таким организациям, а также требований к проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, установленных Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2011, N 30, ст. 4590; 2021, N 24, ст. 4188, Официальный интернет-портал правовой информации, 2022, 23 марта, N 0001202203260009) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее соответственно - обязательные требования, независимая идентификационная экспертиза);

2) исполнение решений, принимаемых по результатам проведения государственного контроля.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
государственного контроля

5. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля имеют право:

1) запрашивать и получать от экспертных организаций, в отношении которых проводятся проверки, документы, информацию, объяснения в письменной и (или) устной форме, необходимые для осуществления государственного контроля;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки посещать здания, помещения экспертной организации и проводить необходимые мероприятия, связанные с проведением проверки;

3) выдавать экспертным организациям, в отношении которых проводятся проверки, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

4) выдавать предостережения о недопустимости нарушения экспертной организацией обязательных требований.

6. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы экспертной организации, проверка которой проводится;

3) проводить проверку на основании приказа органа государственного контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа органа государственного контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2010, N 18, ст. 2142; 2016, N 27, ст. 4210; 2018, N 17, ст. 2430) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю экспертной организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю экспертной организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя экспертной организации с результатами проверки;

8) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя экспертной организации с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;

11) не требовать от экспертной организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя экспертной организации ознакомить их с положениями настоящего Регламента;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у экспертной организации;

14) вносить информацию в единый реестр проверок в порядке, установленном Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2019, N 5, ст. 6531; 2021, N 17, ст. 2971);

15) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций документы и (или) информацию, находящиеся в распоряжении указанных органов и организаций, в соответствии с перечнем документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; 2019, N 41, ст. 5737) (далее - Межведомственный перечень).

При проведении проверок должностные лица органа государственного контроля обязаны знакомить руководителя экспертной организации, иное должностное лицо или уполномоченного представителя экспертной организации с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

7. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля, от имени которого действуют эти должностные лица;

2) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

3) проверять выполнение обязательных требований, не опубликованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя экспертной организации, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

5) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

6) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) превышать установленные сроки проведения проверки;

8) осуществлять выдачу экспертной организации предписаний или предложений о проведении за ее счет мероприятий по контролю;

9) требовать от экспертной организации представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, включенных в Межведомственный перечень.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются
мероприятия по государственному контролю

8. Руководитель экспертной организации (иное уполномоченное лицо) при проведении мероприятий по государственному контролю имеет право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от должностных лиц органа государственного контроля информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученной органом государственного контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля по собственной инициативе;

5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав экспертной организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

9. Экспертная организация вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 7702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264) и от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118) (далее - приказ Минэкономразвития России N 141).

10. Руководитель экспертной организации (иное уполномоченное лицо) при проведении мероприятий по государственному контролю обязан:

1) обеспечить при необходимости присутствие руководителя, иного уполномоченного лица при проведении проверок;

2) в случае проведения документарной проверки представлять по запросу должностного лица органа государственного контроля в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса органа государственного контроля относящуюся к предмету проведения проверки информацию (документы, сведения), включая их заверенные копии, письменные пояснения;

3) предоставить должностным лицам органа государственного контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящим выездную проверку должностным лицам на территорию, в используемые экспертной организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

4) не препятствовать осуществлению мероприятий по государственному контролю и не уклоняться от их проведения;

5) исполнять в установленные сроки запросы, предостережения, предписания органа государственного контроля.

Описание результата осуществления государственного контроля

11. Результатом осуществления государственного контроля является установление факта соблюдения (несоблюдения) обязательных требований проверяемой экспертной организацией в процессе осуществления своей деятельности, который фиксируется в акте проверки деятельности экспертной организации.

12. В случае выявления органом государственного контроля при проведении проверки нарушений экспертной организацией обязательных требований оформляется предписание об устранении такой экспертной организацией выявленных нарушений обязательных требований.

13. В случае получения органом государственного контроля сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения экспертной организацией обязательных требований объявляется экспертной организации предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Исчерпывающий перечень документов и (или) информации,
необходимых для осуществления государственного контроля
и достижения целей и задач проведения проверки

14. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемой экспертной организации:

1) копии идентификационных заключений и документов, на основании которых проводилась идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля;

2) информация о фактической численности штатных экспертов и соответствии их специализации (профессиональной подготовки) номенклатуре продукции, в отношении которой экспертной организации предоставлено специальное разрешение на проведение независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля;

3) информация о наличии справочно-информационных ресурсов, необходимых для проведения независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля;

4) договоры с юридическими и физическими лицами на проведение независимой идентификационной экспертизы;

5) информация о проводимой работе по обучению (повышению квалификации) экспертов;

6) информация о привлечении к проведению независимой идентификационной экспертизы ученых и специалистов, не являющихся работниками проверяемой экспертной организации.

15. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с межведомственным перечнем:

1) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

2) сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) сведения из реестра лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

4) сведения из реестра дисквалифицированных лиц.

16. В случае отсутствия технической возможности осуществления межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме запросы и ответы на них направляются на бумажном носителе с использованием средств почтовой или факсимильной связи.

II. Требования к порядку осуществления
государственного контроля

Порядок информирования об исполнении государственной функции

17. Информация по вопросам осуществления государственного контроля размещается на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет", на Едином портале и на информационных стендах органа государственного контроля.

18. Для получения информации по вопросам осуществления государственного контроля заинтересованное лицо обращается в орган государственного контроля лично, по телефону, в письменном виде почтовым отправлением, в форме электронного сообщения.

19. Основными требованиями к информированию заинтересованных лиц являются достоверность и полнота предоставляемой информации.

Информирование заинтересованных лиц организуется путем индивидуального информирования или публичного информирования.

Индивидуальное информирование проводится в форме устного и (или) письменного информирования.

20. Индивидуальное устное информирование осуществляется должностными лицами органа государственного контроля при обращении заинтересованного лица за информацией по телефону.

21. Должностные лица органа государственного контроля, осуществляющие индивидуальное устное информирование, должны принять все необходимые меры для предоставления полного и оперативного ответа на поставленные вопросы.

22. Индивидуальное письменное информирование при обращении заинтересованного лица в орган государственного контроля осуществляется путем направления ответов почтовым отправлением или в форме электронного сообщения (в зависимости от способа обращения заинтересованного лица за информацией или способа доставки ответа, указанного в обращении).

23. Ответ на обращение заинтересованного лица предоставляется с указанием должности, фамилии, имени, отчества (последнее при наличии), номера телефона должностного лица органа государственного контроля.

24. При индивидуальном письменном информировании ответ направляется заинтересованному лицу в течение тридцати календарных дней со дня регистрации письменного обращения в органе государственного контроля. В случае поступления аналогичного обращения в электронной форме ответ предоставляется в течение двадцати календарных дней со дня регистрации обращения в органе государственного контроля.

25. Публичное информирование осуществляется путем публикации информационных материалов на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет".

26. На стендах в органе государственного контроля размещается информация о порядке осуществления государственного контроля (в текстовом виде, наглядно отображающем алгоритм исполнения административных процедур), текст настоящего Административного регламента, выдержки из нормативных правовых актов по часто задаваемым вопросам.

27. На официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет" размещаются ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план проведения плановых проверок), утвержденный директором ФСТЭК России, справочные телефоны, по которым можно получить информацию по вопросам осуществления государственного контроля, адреса электронной почты должностных лиц органа государственного контроля, текст Административного регламента.

28. Информацию по вопросам осуществления государственного контроля заинтересованные лица также могут получить с использованием Единого портала.

Сведения о размере платы за услуги организации
(организаций), участвующей (участвующих) в исполнении
государственной функции, взимаемой с лица, в отношении
которого проводятся мероприятия по контролю

29. Государственный контроль осуществляется бесплатно. Какие-либо организации в исполнении государственной функции не участвуют.

Срок осуществления государственного контроля

30. Общий срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней, кроме выездной проверки в отношении экспертной организации, являющейся субъектом малого предпринимательства.

31. В отношении экспертной организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:

для малого предприятия - 50 часов в год;

для микропредприятия - 15 часов в год.

32. Проведение плановой проверки в отношении экспертной организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

33. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля:

в отношении выездной проверки малого предприятия - не более чем на 50 часов, микропредприятия - не более чем на 15 часов;

в отношении иных контролируемых лиц или при проведении документарной проверки субъектов малого предпринимательства - не более чем на двадцать рабочих дней.

34. О продлении срока проверки руководитель или уполномоченное лицо экспертной организации информируется в письменной форме, а также посредством телефонной, факсимильной связи или электронной почты не позднее дня, следующего за днем подписания приказа органа государственного контроля.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур (действий), требования к порядку
их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур (действий)
в электронной форме

Исчерпывающий перечень административных процедур

35. Осуществление государственного контроля включает в себя следующие административные процедуры:

1) анализ отчетов экспертных организаций;

2) проведение проверок экспертных организаций;

3) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений обязательных требований в деятельности экспертной организации;

4) принятие мер по контролю за устранением экспертной организацией выявленных нарушений обязательных требований;

5) организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений экспертной организацией обязательных требований.

Анализ отчетов экспертных организаций

36. Последовательность административных действий при осуществлении анализа отчетов, представляемых экспертными организациями в соответствии с пунктом 17 Правил получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2687; 2017, N 20, ст. 2910) включает:

прием отчетов экспертных организаций ФСТЭК России;

рассмотрение и анализ отчетов экспертных организаций должностными лицами ФСТЭК России;

принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при выявлении нарушений в деятельности экспертных организаций.

37. Основанием для начала исполнения административной процедуры по осуществлению анализа отчета экспертной организации являются:

1) получение ФСТЭК России соответствующего отчета;

2) истечение установленного законодательством Российской Федерации срока предоставления отчетов.

38. Экспертные организации имеют право представить отчеты в ФСТЭК России непосредственно, в виде почтового отправления либо в виде электронного документа.

Документы, представленные лично и направленные в ФСТЭК России почтовым отправлением, с использованием средств электронной связи, регистрируются в делопроизводстве Службы в течение одного рабочего дня со дня их поступления и направляются в Управление экспортного контроля ФСТЭК России (отдел контрольно-методического обеспечения).

ФСТЭК России не вправе отказать в принятии отчетов.

39. Уполномоченное должностное лицо отдела контрольно-методического обеспечения Управления экспортного контроля ФСТЭК России (далее отдела контрольно-методического обеспечения):

1) проверяет правильность оформления отчета;

2) проверяет полномочия лиц, подписавших отчет;

3) анализирует его содержание.

40. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при анализе отчета уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России готовит на имя заместителя директора ФСТЭК России, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля, служебную записку за подписью начальника Управления экспортного контроля, содержащую предложения о принятии мер по результатам контроля в порядке, предусмотренном пунктами 85 - 102 Административного регламента.

41. В случае выявления недостатков, связанных с порядком заполнения и оформления отчета, уполномоченное должностное лицо отдела контрольно-методического обеспечения готовит проект письма о выявленных недостатках в адрес экспертной организации, представившей отчет. Письмо за подписью начальника Управления экспортного контроля ФСТЭК России направляется экспертной организации почтовым отправлением или посредством электронной почты.

42. По истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России выявляет экспертные организации, не представившие отчеты, и готовит на имя заместителя директора ФСТЭК России, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля, служебную записку за подписью начальника Управления экспортного контроля, содержащую предложения о принятии мер по результатам контроля в порядке, предусмотренном пунктами 85 - 102 Административного регламента.

43. Уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России рассматривает отчет экспертной организации в срок не более трех рабочих дней со дня его получения.

44. В срок не более десяти рабочих дней после рассмотрения представленных экспертными организациями отчетов должностное лицо ФСТЭК России готовит итоговый отчет об осуществлении независимой идентификационной экспертизы за текущий год, содержащий выводы:

о полноте и качестве проведенных экспертными организациями независимых идентификационных экспертиз, а также наличии со стороны заказчиков претензий, предъявленные к результатам таких экспертиз;

о наличии фактов, свидетельствующих о нарушениях экспертными организациями установленного законодательством Российской Федерации порядка представления и оформления отчетов.

Итоговый отчет подписывается начальником Управления экспортного контроля ФСТЭК России, представляется директору ФСТЭК России (заместителю директора ФСТЭК России, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля) и используется для формирования проекта плана проведения проверок на следующий год.

45. После завершения рассмотрения отчета должностное лицо ФСТЭК России помещает его в соответствующий том номенклатурного дела, в котором хранятся документы экспертных организаций.

46. Результатом административной процедуры и способом его фиксации является оформленный в соответствии с пунктами 43 Административного регламента итоговый отчет об осуществлении независимой идентификационной экспертизы за текущий год.

Проведение проверок экспертной организации

47. Основанием для начала административной процедуры являются:

1) ежегодный план проведения плановых проверок, утверждаемый директором ФСТЭК России в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2021, N 37, ст. 6540);

2) истечение срока исполнения экспертной организацией ранее выданного органом государственного контроля предписания об устранении экспертной организацией выявленных нарушений обязательных требований;

3) заявления участников внешнеэкономической деятельности и обращения органов государственной власти Российской Федерации, содержащие сведения о нарушении экспертной организацией порядка и условий проведения независимой идентификационной экспертизы;

4) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с экспертными организациями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, иных государственных органов, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновения угрозы безопасности Российской Федерации либо нанесения ущерба ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля за экспортом продукции двойного назначения вследствие ошибочных выводов, сделанных экспертной организацией и влекущих за собой незаконный экспорт продукции двойного назначения;

причинения вреда безопасности Российской Федерации либо нанесения ущерба ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля за экспортом продукции двойного назначения вследствие ошибочных выводов, сделанных экспертной организацией и повлекших за собой незаконный экспорт продукции двойного назначения;

5) приказ органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

48. Административная процедура осуществляется путем проведения документарных (плановых и внеплановых) и выездных (плановых и внеплановых) проверок (далее - проверки).

49. Административная процедура включает в себя следующие административные действия:

1) организация проверок экспертных организаций;

2) осуществление проверок экспертных организаций;

3) оформление результатов проверок экспертных организаций.

50. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 49 Административного регламента, является:

1) установление основания для проведения проверки;

2) издание приказа органа государственного контроля о проведении проверки;

3) уведомление проверяемой экспертной организации о проведении проверки;

4) запрос материалов и информации, необходимых для проведения проверки.

51. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 49 Административного регламента, является уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России.

52. При наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 5 пункта 47 Административного регламента, должностное лицо ФСТЭК России подготавливает проект приказа органа государственного контроля о проведении проверки по типовой форме распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

53. При отсутствии в поступивших в орган государственного контроля заявлениях (обращениях), указанных в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 47 Административного регламента, достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов экспертной организации, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля.

В рамках предварительной проверки у экспертной организации могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России подготавливает проект приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 52 Административного регламента.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о фактах, указанных в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 47 Административного регламента, уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки экспертной организации по основаниям, указанным в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 47 Административного регламента, с последующей подготовкой приказа органа государственного контроля о проведении проверки в соответствии с пунктом 52 Административного регламента.

54. Проверяемая экспертная организация уведомляется должностными лицами ФСТЭК России не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки, или не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки посредством направления копии приказа органа государственного контроля о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты экспертной организации, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом.

55. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 49 Административного регламента, является рассмотрение уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России:

1) материалов и документов о деятельности экспертной организации, находящихся в распоряжении органа государственного контроля;

2) материалов и документов о деятельности экспертной организации, полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) материалов предыдущих проверок, предостережений и иных документов о результатах государственного контроля в отношении проверяемой экспертной организации (при их наличии) на соответствие деятельности экспертной организации обязательным требованиям;

4) пояснений экспертной организации.

56. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 49 Административного регламента, является должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение проверки.

57. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля.

58. В процессе проведения документарной проверки уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России в первую очередь рассматриваются документы экспертной организации, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении экспертной организации государственного контроля.

59. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение экспертной организацией обязательных требований, должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное на проведение документарной проверки, направляет в адрес экспертной организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа органа государственного контроля о проведении документарной проверки.

60. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса экспертная организация обязана направить в орган государственного контроля указанные в запросе документы.

61. Указанные в запросе документы направляются экспертной организацией в адрес органа государственного контроля в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя экспертной организации или уполномоченного представителя экспертной организации.

Экспертная организация вправе направить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

62. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных экспертной организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется в экспертную организацию с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

63. Экспертная организация, представляющая в орган государственного контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 62 Административного регламента сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

64. Должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение документарной проверки, обязано в течение 3 рабочих дней рассмотреть представленные экспертной организацией пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

65. При проведении документарной проверки орган государственного контроля не вправе требовать у экспертной организации сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены органом государственного контроля от иных органов государственного контроля (надзора).

66. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля установит признаки нарушения экспертной организацией обязательных требований, уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России вправе подготовить мотивированное представление о назначении выездной проверки экспертной организации с последующей подготовкой приказа органа государственного контроля о проведении выездной проверки в соответствии с пунктом 52 Административного регламента.

67. Выездная проверка проводится по месту нахождения экспертной организации.

68. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности экспертной организации обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

69. Выездная проверка начинается с предъявления руководителю экспертной организации, иному должностному лицу экспертной организации или уполномоченному представителю экспертной организации служебного удостоверения должностным лицом ФСТЭК России, уполномоченным на проведение выездной проверки, обязательного ознакомления с приказом органа государственного контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю.

70. Должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на осуществление выездной проверки, вручает руководителю экспертной организации, иному должностному лицу экспертной организации, или уполномоченному представителю экспертной организации, под подпись копию приказа органа государственного контроля о проведении выездной проверки, знакомит с правами и обязанностями проверяемого.

71. При проведении выездной проверки запрещается требовать от экспертной организации представления документов и (или) информации, которые были представлены ею в ходе проведения документарной проверки.

72. Срок осуществления проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Срок осуществления проверки может быть продлен в случаях, указанных в пункте 33 Административного регламента.

73. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 49 Административного регламента, является составление акта проверки и вручение руководителю экспертной организации, иному должностному лицу экспертной организации, или уполномоченному представителю экспертной организации, для ознакомления (в случае проведения выездной проверки), либо направление акта проверки в адрес проверяемой экспертной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты экспертной организации, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения акта проверки (в случае проведения документарной проверки, либо в случае отказа руководителя экспертной организации, иного должностного лица экспертной организации, или уполномоченного представителя экспертной организации в ознакомлении с актом проверки и от его получения при проведении выездной проверки).

74. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 49 Административного регламента, является должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение проверки.

75. Акт проверки оформляется непосредственно после завершения административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 49 Административного регламента, по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

76. Акт проверки, содержащий информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

77. Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю экспертной организации, иному должностному лицу экспертной организации, или уполномоченному представителю экспертной организации, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (в случае проведения выездной проверки) либо направляется в адрес проверяемой экспертной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты экспертной организации, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения акта проверки (в случае проведения документарной проверки, либо в случае отказа руководителя экспертной организации, иного должностного лица экспертной организации, или уполномоченного представителя экспертной организации в ознакомлении с актом проверки и от его получения при проведении выездной проверки).

78. Направление акта проверки в адрес экспертной организации по результатам проведения документарной проверки осуществляется не позднее одного рабочего дня со дня его подписания уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России.

79. По результатам проведения выездной проверки в случае отсутствия руководителя или иного должностного лица экспертной организации, или уполномоченного представителя экспертной организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки в акте проверки проставляется соответствующая отметка, и он направляется в адрес экспертной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его передачи.

80. К акту проверки прилагаются документы или их копии, связанные с результатами проверки, объяснения работников экспертной организации, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписание об устранении выявленных нарушений (при их наличии).

81. Документ, подтверждающий вручение акта проверки, приобщается к акту проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.

82. В журнале учета проверок должностным лицом ФСТЭК России, уполномоченным приказом органа государственного контроля на проведение выездной проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.

83. При отсутствии журнала учета проверок уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России, указанным в пункте 82 Административного регламента, делается соответствующая запись в акте проверки.

84. Результатом административной процедуры и способом его фиксации является оформленный в соответствии с пунктами 75 - 78 Административного регламента акт проверки.

Принятие предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер при выявлении нарушений обязательных
требований в деятельности контролируемого лица

85. Основанием для начала административной процедуры является факт выявления органом государственного контроля нарушений экспертной организацией обязательных требований по результатам проведения проверки экспертной организации.

86. Административная процедура включает следующие административные действия:

1) подготовка и выдача (направление) экспертной организации, допустившей нарушения обязательных требований, предписания об устранении экспертной организацией выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание);

2) принятие уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России мер по привлечению лиц, допустивших нарушение обязательных требований, к административной ответственности;

3) подготовка представления в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации для принятия решения о приостановлении действия или об аннулировании выданного экспертной организации свидетельства о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы (далее - свидетельство).

87. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 86 Административного регламента, является рассмотрение должностным лицом ФСТЭК России, уполномоченным приказом органа государственного контроля, на проведение проверки, акта проверки, объяснений работников экспертной организации, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и принятие решения о выдаче предписания, его подготовка и выдача (направление) экспертной организации, деятельность которой проверялась органом государственного контроля.

88. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 86 Административного регламента, является должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение проверки.

89. В предписании указываются следующие данные:

1) дата вынесения (составления) предписания;

2) наименование и место нахождения, а также сведения об экспертной организации, которой выдано предписание;

3) реквизиты акта проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания;

4) содержание нарушения обязательных требований с указанием положений нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены;

5) способы извещения и подтверждения устранения нарушений обязательных требований;

6) сроки устранения нарушений обязательных требований;

7) фамилия, инициалы, должность должностного лица ФСТЭК России, уполномоченного приказом органа государственного контроля на проведение проверки, выносящего предписание;

8) отметка о предупреждении лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации, 2022, 24 сентября, N 0001202209240001) (далее - Кодекс), по факту невыполнения предписания в установленный срок.

90. Срок выполнения предписания устанавливается исходя из характера и обстоятельств нарушения обязательных требований, но не более шести месяцев.

91. Предписание является приложением к акту проверки и вручается (направляется) одновременно с актом проверки в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 75 - 78 Административного регламента.

92. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 86 Административного регламента, является привлечение уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России к административной ответственности лиц, допустивших нарушение обязательных требований, выразившееся в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.8 Кодекса.

93. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 86 Административного регламента, является уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России.

94. В случае выявления при проведении проверки экспертной организации нарушений экспертной организацией обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России в соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом ФСТЭК России от 27 июня 2021 г. N 104 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2021 г., регистрационный N 64859) (далее - приказ ФСТЭК России N 104), в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает меры по привлечению лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к административной ответственности.

Дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается в порядке, предусмотренном Кодексом.

95. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 86 Административного регламента, является подготовка и направление в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации представления для принятия решения о приостановлении действия или об аннулировании выданного экспертной организации свидетельства.

96. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 86 Административного регламента, является должностное лицо ФСТЭК России, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение проверки. Решение о подготовке и направлении в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации представления принимается директором ФСТЭК России или заместителем директора ФСТЭК России, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля.

97. Основаниями для направления представления в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации являются:

неоднократное или грубое нарушение экспертной организацией законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

несоблюдение экспертной организацией порядка проведения независимой идентификационной экспертизы;

выявления недостоверных сведений в документах, представленных экспертной организацией.

98. Уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля готовит проект представления в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации для принятия одного из следующих решений:

о приостановлении действия свидетельства;

об аннулировании свидетельства.

Представление подписывается директором ФСТЭК России либо заместителем директора ФСТЭК России, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля.

99. Решение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о приостановлении действия или об аннулировании свидетельства доводится ФСТЭК России в письменной форме до сведения экспертной организации (с соответствующим обоснованием) в 10-дневный срок с даты его принятия.

100. В случае принятия решения о приостановлении действия свидетельства в уведомлении о приостановлении действия свидетельства устанавливается срок устранения экспертной организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Если в установленный срок экспертная организация не устранит указанные обстоятельства, свидетельство подлежит аннулированию.

101. Решение о возобновлении действия свидетельства принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации. Необходимым условием для принятия указанного решения является представление экспертной организацией в ФСТЭК России документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства.

Решение о возобновлении действия свидетельства доводится ФСТЭК России до сведения экспертной организации в 10-дневный срок с даты его принятия.

102. Результатом административной процедуры и способом его фиксации является оформленное и направленное (врученное) контролируемому лицу в соответствии с пунктом 91 Административного регламента предписание, либо составление и рассмотрение в установленном законодательством Российской Федерации порядке протокола об административном правонарушении в соответствии с пунктом 94 Административного регламента, либо направление в соответствии с пунктом 98 Административного регламента представления в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации для рассмотрения вопроса о приостановлении действия или аннулировании выданного экспертной организации свидетельства.

Принятие мер по контролю за устранением контролируемым лицом
выявленных нарушений обязательных требований

103. Основанием для начала административной процедуры является истечение срока исполнения экспертной организацией ранее выданного органом государственного контроля предписания.

104. Административная процедура включает следующие административные действия:

1) установление органом государственного контроля фактов устранения экспертной организацией выявленных нарушений обязательных требований, указанных в предписании;

2) составление в соответствии с частью 1, пунктом 13 части 2 статьи 28.3 Кодекса протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.5, статьей 19.6 Кодекса.

105. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 104 Административного регламента, является рассмотрение должностным лицом органа государственного контроля представленных экспертной организации документов, подтверждающих выполнение ею указанных в предписании мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.

Если по результатам рассмотрения представленных экспертной организацией документов должностным лицом органа государственного контроля сделан вывод об устранении выявленных нарушений обязательных требований, указанных в предписании, соответствующая информация письменно либо в форме электронного документа направляется в экспертную организацию и выполнение административного действия завершается.

Если анализ поступивших документов не позволяет сделать однозначный вывод об устранении экспертной организацией выявленных нарушений, должностным лицом органа государственного контроля инициируется в установленном порядке вопрос проведения внеплановой документарной или выездной проверки.

106. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 104 Административного регламента, является должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное на рассмотрение представленных экспертной организацией документов.

107. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 104 Административного регламента, является подтверждение по результатам проведения проверки фактов не устранения экспертной организацией нарушений обязательных требований, указанных в ранее выданном предписании, и составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.5, статьей 19.6 Кодекса.

Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 104 Административного регламента, является уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля в соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом ФСТЭК России N 104.

108. Результатом административной процедуры и способом его фиксации является подписание акта проверки, составленного по результатам проверки исполнения контролируемым лицом предписания в установленный срок, его направление (вручение) контролируемому лицу, составление и подписание протокола об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении контролируемым лицом в установленный срок предписания или непринятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и последующее его направление (вручение) контролируемому лицу.

Организация и проведение мероприятий,
направленных на профилактику нарушений контролируемым лицом
обязательных требований

109. Основанием для начала административной процедуры является наличие у органа государственного контроля программы профилактики нарушений экспертными организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - программа профилактики нарушений).

110. Административная процедура включает следующие административные действия:

1) подготовка и утверждение приказом ФСТЭК России программы профилактики нарушений;

2) реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений экспертной организацией обязательных требований;

3) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ (далее - предостережение).

111. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 110 Административного регламента, является подготовка уполномоченным должностным лицом ФСТЭК России программы профилактики нарушений и последующее ее утверждение приказом ФСТЭК России.

112. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 110 Административного регламента, является уполномоченное должностное лицо ФСТЭК России.

113. Программа профилактики нарушений подготавливается в соответствии с общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8709).

114. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 110 Административного регламента, является реализация органом государственного контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, предусмотренных программой профилактики нарушений.

115. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 110 Административного регламента, является уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля.

116. В целях профилактики нарушений обязательных требований проводятся следующие профилактические мероприятия:

1) размещение на официальном сайте ФСТЭК в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

2) информирование по вопросам соблюдения обязательных требований;

3) обобщение практики осуществления государственного контроля.

117. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 110 Административного регламента, является оформление и вручение (направление) предостережения экспертной организации.

118. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 110 Административного регламента, является уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля.

119. Оформление предостережения осуществляется не позднее тридцати календарных дней со дня получения органом государственного контроля сведений, содержащихся в поступивших в орган государственного контроля обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о готовящихся нарушениях или о наличии признаков нарушения экспертной организацией обязательных требований.

120. Должностное лицо органа государственного контроля составляет проект предостережения в порядке, предусмотренном Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 8, ст. 1239; 2019, N 14, ст. 1515) (далее - Правила).

Предостережение не может содержать требования о предоставлении экспертной организацией сведений и документов, за исключением сведений о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

121. Предостережение подписывается руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля.

122. Предостережение направляется экспертной организации в порядке, предусмотренном Правилами.

123. По результатам рассмотрения предостережения экспертной организацией могут быть поданы в орган государственного контроля возражения в порядке, предусмотренном Правилами.

124. Возражения направляются экспертной организацией в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или уполномоченного представителя экспертной организации, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля либо иным указанным в предостережении способом.

125. Уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля рассматривает обоснованность возражений, представленных экспертной организацией, и подготавливает проект письменного ответа, который подписывается руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля.

126. Ответ, указанный в пункте 125 Административного регламента, направляется в адрес экспертной организации в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражений экспертной организации в соответствии с пунктом 124 Административного регламента.

127. При отсутствии возражений экспертная организация в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля уведомление об исполнении предостережения.

128. Результатом административной процедуры и способом его фиксации является реализация органом государственного контроля мероприятий, предусмотренных программой профилактики нарушений, направление в адрес экспертной организации предостережения в случае получения сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений экспертной организацией обязательных требований, а также оформление результатов реализации мероприятий, предусмотренных программой профилактики нарушений, на бумажном носителе либо их размещение на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет".

IV. Порядок и формы контроля за осуществлением
государственного контроля

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением
и исполнением должностными лицами органа государственного
контроля положений регламента и иных нормативных правовых
актов, устанавливающих требования к осуществлению
государственного контроля, а также за принятием
ими решений

129. ФСТЭК России осуществляет контроль за исполнением должностными лицами ФСТЭК России служебных обязанностей, ведет учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводит соответствующие проверки и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц ФСТЭК России.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц ФСТЭК России, в течение 10 календарных дней со дня принятия таких мер ФСТЭК России информирует в письменной форме экспертную организацию, права и (или) законные интересы которой нарушены.

130. Текущий контроль осуществляется должностными лицами ФСТЭК России по каждой процедуре в соответствии с установленными Административным регламентом содержанием и сроками действий, а также путем проведения начальником (заместителем начальника) Управления экспортного контроля ФСТЭК России проверок исполнения должностными лицами ФСТЭК России положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Для текущего контроля используются сведения, содержащиеся в электронных базах данных, служебная корреспонденция ФСТЭК России, устная и письменная информация должностных лиц ФСТЭК России, осуществляющих регламентируемые действия.

О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур ответственные за их осуществление должностные лица ФСТЭК России немедленно информируют своих непосредственных начальников, а также принимают срочные меры по устранению нарушений.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых
проверок полноты и качества осуществления государственного
контроля, в том числе порядок и формы контроля за полнотой
и качеством осуществления государственного контроля

131. Контроль за полнотой и качеством осуществления государственного контроля включает проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц ФСТЭК России.

Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы ФСТЭК России) и внеплановыми. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.

Периодичность проведения проверок устанавливается приказом ФСТЭК России.

По результатам проверок в случае выявления нарушений прав граждан и организаций виновные лица привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Для проведения проверки создается комиссия, в состав которой включаются должностные лица ФСТЭК России.

Проверка осуществляется на основании приказа ФСТЭК России.

132. Результаты проверки оформляются актом, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.

Ответственность должностных лиц органа государственного
контроля за решения и действия (бездействие), принимаемые
(осуществляемые) ими в ходе осуществления
государственного контроля

133. Должностные лица ФСТЭК России несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка исполнения административных процедур, правильность и обоснованность принятых решений, законность применяемых мер, соблюдение порядка их применения и соответствие применяемых мер совершенным нарушениям, соблюдение прав проверяемых экспертных организаций.

Должностные лица ФСТЭК России в случае ненадлежащего исполнения своих функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения, характеризующие требования к порядку
и формам контроля за исполнением государственной функции,
в том числе со стороны граждан, их объединений
и организаций

134. Экспертные организации, в отношении которых осуществляется государственный контроль, имеют право на любые предусмотренные законодательством Российской Федерации формы контроля за деятельностью ФСТЭК России при исполнении ею государственной функции.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования
решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих
государственный контроль (надзор), а также
их должностных лиц

Информация для заинтересованных лиц
об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий
(бездействия) и решений, принятых (осуществляемых)
в ходе осуществления государственного контроля

135. На официальном сайте ФСТЭК России в обязательном порядке подлежит размещению информация:

о праве заинтересованных лиц на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе осуществления государственного контроля (далее - жалоба);

об органах государственной власти, организациях и уполномоченных на рассмотрение жалобы лицах, которым может быть направлена жалоба заинтересованных лиц в досудебном (внесудебном) порядке;

о способах информирования заинтересованных лиц о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием официального сайта ФСТЭК России;

перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) ФСТЭК России, а также его должностных лиц.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

136. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, решения, принятые ими в ходе осуществления государственного контроля на основании Административного регламента.

137. Заинтересованное лицо может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

отсутствия оснований для проведения плановой (внеплановой) проверки;

нарушения срока уведомления;

отсутствия согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;

истребования документов, не относящихся к предмету проверки;

проведения плановой проверки, не включенной в план;

проведения проверки без приказа органа государственного контроля;

непредставления акта проверки;

превышения установленных сроков проведения проверки;

участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с экспертными организациями, в отношении которых проводятся проверки.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу
не дается

138. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

139. Ответ на жалобу не дается в случаях, если:

1) в жалобе не указаны фамилия заявителя или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанной жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

2) обжалуется судебное решение (при этом в течение семи календарных дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения);

3) текст жалобы не поддается прочтению (при этом в течение семи календарных дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

4) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (при этом гражданину, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом);

5) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну (в течение семи календарных дней со дня регистрации жалобы заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений).

140. Если в жалобе содержится вопрос, на который заинтересованному лицу неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, заместитель директора ФСТЭК России, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же адрес или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

141. В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в орган государственного контроля.

Основания для начала процедуры досудебного
(внесудебного) обжалования

142. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является регистрация поступления жалобы в орган государственного контроля в письменной форме, в форме электронного документа или устного обращения заявителя к ответственному должностному лицу.

143. Жалоба должна содержать:

1) наименование государственного органа, в который направляется жалоба, либо должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица;

2) наименование, сведения о месте нахождения заявителя либо фамилию, имя, отчество (при наличии) уполномоченного представителя заинтересованного лица, а также почтовый адрес и адрес (адреса) электронной почты (при наличии), по которым должен быть направлен ответ;

3) наименование органа, осуществляющего государственный контроль, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица Управления экспортного контроля ФСТЭК России, решения и действия (бездействие) которого обжалуется;

4) сведения об обжалуемых решениях и (или) действиях (бездействии) должностного лица органа государственного контроля;

5) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) органа государственного контроля, его должностных лиц;

6) личную подпись заявителя и дату.

144. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Права заинтересованных лиц на получение
информации и документов, необходимых для обоснования
и рассмотрения жалобы

145. Заинтересованное лицо вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, при условии, что это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и что указанные документы не содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.

Органы государственной власти, организации и уполномоченные
на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена
жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

146. Действия (бездействие) и решения должностных лиц органа государственного контроля, принятые в ходе исполнения государственной функции в соответствии с Административным регламентом, могут быть обжалованы:

при рассмотрении жалобы на действие (бездействие) федерального государственного гражданского служащего - заместителю начальника Управления экспортного контроля ФСТЭК;

при рассмотрении жалобы на решение и (или) действие (бездействие) заместителя начальника Управления экспортного контроля ФСТЭК России - начальнику Управления экспортного контроля ФСТЭК России;

при рассмотрении жалобы на решение и (или) действие (бездействие) начальника Управления экспортного контроля ФСТЭК России - заместителю директора ФСТЭК России, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля;

при рассмотрении жалобы на решение и (или) действие (бездействие) заместителя директора ФСТЭК России, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля, - директору ФСТЭК России.

Сроки рассмотрения жалобы

147. Рассмотрение жалобы осуществляется в течение тридцати календарных дней со дня ее регистрации.

148. В исключительных случаях директор ФСТЭК России, его заместитель, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы экспортного контроля, вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать календарных дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя, направившего жалобу.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования
применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования

149. По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) и решения должностных лиц, осуществляемые (принимаемые) в ходе исполнения государственной функции, орган государственного контроля принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

150. Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю в письменной форме и по желанию заинтересованного лица в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения.