См. Документы Федеральной службы охраны Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 марта 2025 г. N 45

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОХОТНИЧЬЕГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ИНЫХ
ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГРАНИЦАХ ТАКИХ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 3 части 1 и частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на особо охраняемых природных территориях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах таких особо охраняемых природных территорий.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
генерал армии
Д.В.КОЧНЕВ

Утвержден
приказом ФСО России
от 27 марта 2025 г. N 45

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОХОТНИЧЬЕГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ИНЫХ
ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГРАНИЦАХ ТАКИХ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на особо охраняемых природных территориях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах таких особо охраняемых природных территорий (далее - государственный охотничий надзор), осуществляет Инспекция технического, энергетического, метрологического надзора и охраны труда Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - надзорный орган).

2. Предметом государственного охотничьего надзора является соблюдение структурными подразделениями ФСО России, подразделениями, входящими в их состав, организациями, подведомственными ФСО России, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, осуществляющими деятельность в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, результаты деятельности, действия (бездействие) которых подлежат государственному охотничьему надзору (далее - контролируемые лица), обязательных требований, установленных Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - обязательные требования) <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 2 Положения о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1065 (далее - Положение).

3. Объекты государственного охотничьего надзора - деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, а также территория, являющаяся средой обитания охотничьих ресурсов (далее - объекты надзора).

4. При осуществлении государственного охотничьего надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предполагающая отнесение объектов надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) и определяющая интенсивность профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

5. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется решением руководителя надзорного органа (его заместителя) на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска согласно приложению к настоящему Порядку.

6. Учет объектов надзора осуществляется при сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора, представляемых надзорному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре.

II. Участники отношений государственного охотничьего надзора

7. Участники отношений государственного охотничьего надзора:

а) должностные лица надзорного органа, уполномоченные на осуществление государственного охотничьего надзора (далее - инспекторы);

б) должностные лица структурных подразделений ФСО России, подразделений, входящих в их состав, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России (далее - подразделения);

в) контролируемые лица или их представители;

г) иные участники государственного охотничьего надзора (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).

8. Инспекторы:

а) руководитель надзорного органа;

б) заместитель руководителя надзорного органа;

в) должностные лица надзорного органа, которые в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) уполномочены на осуществление государственного охотничьего надзора.

9. Инспектор обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений надзорного органа;

в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного охотничьего надзора;

д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного причинения вреда (ущерба) их имуществу;

з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

и) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

к) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

10. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования;

б) знакомиться с документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну;

в) требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос контролируемых лиц, ограничения доступа к объектам надзора, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

е) изымать у нарушителей незаконно добытые охотничьи ресурсы и полученную из них продукцию охоты, оружие и другие орудия добычи охотничьих ресурсов, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия;

ж) хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

з) применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

и) производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий охоты, добытых охотничьих ресурсов и полученной из них продукции охоты, в том числе во время ее транспортировки и переработки;

к) предъявлять иски о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

л) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере государственного охотничьего надзора.

11. Инспектор не вправе:

а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям надзорного органа;

б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица (его представителя), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица (его представителя) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) требовать представления документов, информации, проб (образцов) материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

д) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного охотничьего надзора и составляющие государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) превышать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

з) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законодательством Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

12. Должностные лица подразделений имеют право:

а) производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий охоты, добытых охотничьих ресурсов и полученной из них продукции охоты, в том числе во время ее транспортировки и переработки;

б) изымать у нарушителей незаконно добытые охотничьи ресурсы и полученную из них продукцию охоты, оружие и другие орудия добычи охотничьих ресурсов, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

в) применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

г) хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

д) предъявлять иски в суд о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

е) при выявлении признаков преступления или административного правонарушения направлять соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимать меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

13. Взаимодействие контролируемого лица с надзорным органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом контролируемого лица или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. В качестве свидетеля может выступать лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

15. Участие лица в качестве свидетеля является добровольным.

16. В качестве свидетелей не могут привлекаться судья, прокурор, следователь, дознаватель, должностное лицо налогового органа, инспектор в отношении сведений, которые стали им известны в связи с исполнением служебных обязанностей.

17. За представление заведомо ложных сведений свидетель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.

18. В качестве эксперта может привлекаться не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованный <2> Росприроднадзором <3> в целях привлечения к осуществлению экспертизы, проводимой при осуществлении государственного охотничьего надзора.

--------------------------------

<2> Пункт 2 Правил аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2328.

<3> Пункт 4 Положения.

19. В качестве экспертных организаций могут привлекаться подведомственные Росприроднадзору центры лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам либо иные не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

20. Работники экспертной организации, которые будут выступать в качестве экспертов, определяются экспертной организацией.

21. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация обязаны:

а) осуществлять подготовку заключения на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

б) не разглашать сведения, полученные в результате осуществления экспертизы, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) соблюдать установленные сроки осуществления экспертизы.

22. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация вправе:

а) знакомиться с документами и материалами, относящимися к осуществлению экспертизы;

б) отказаться после получения документов и материалов от осуществления экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;

в) запросить в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения документов и материалов для осуществления экспертизы дополнительные материалы и документы, необходимые для осуществления экспертизы;

г) уточнять поставленные перед ними вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

д) включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и в отношении которых не были поставлены вопросы.

23. За дачу заведомо ложного заключения эксперт, экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем они должны быть предупреждены.

24. В ходе осуществления государственного охотничьего надзора надзорный орган может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия надзорному органу, в том числе при применении технических средств. Для расчета размера вреда (ущерба), причиненного охраняемым законом ценностям, в качестве специалистов могут привлекаться работники подведомственных Росприроднадзору центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам.

25. При осуществлении отдельных контрольных (надзорных) действий специалист обязан:

а) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершать такие действия, давать пояснения в отношении совершаемых им действий;

б) удостоверять своей подписью факт совершения действий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а при необходимости удостоверять содержание и результаты этих действий, оформляя заключение;

в) не разглашать сведения, полученные в рамках его участия в совершении контрольных (надзорных) действий, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

26. При осуществлении отдельных контрольных (надзорных) действий специалист имеет право:

а) знакомиться с материалами, связанными с совершением действий, в которых он принимает участие;

б) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания в отношении совершаемых им действий, подлежащие занесению в указанные документы.

27. За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.

III. Организация проведения контрольных
(надзорных) мероприятий

28. При осуществлении государственного охотничьего надзора проводятся:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;

б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.

29. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, утверждаемого директором Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.

30. В зависимости от категории риска, к которой отнесен объект надзора, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:

а) для категории чрезвычайно высокого риска - не менее 1 раза, но не более 2 раз в год;

б) для категории значительного риска - не менее 1 раза в 4 года и не более 1 раза в 2 года;

в) для категории умеренного риска - не менее 1 раза в 6 лет и не более 1 раза в 3 года;

г) для категории низкого риска - не менее 1 раза в 6 лет и не более 1 раза в 3 года.

31. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска.

32. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:

а) наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

б) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации;

в) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного в соответствии с подпунктом "а" пункта 73 настоящего Порядка.

33. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подготавливается надзорным органом, подписывается руководителем надзорного органа или его заместителем, регистрируется и заверяется печатью.

Решение надзорного органа о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего командирование инспектора, подготавливается на основании решения (поручения) директора Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителя по рапорту начальника Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации, являющегося основанием для командирования.

Решение надзорного органа о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, не предусматривающего командирование инспектора, подготавливается на основании решения (поручения) начальника Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации по рапорту, подготовленному руководителем надзорного органа или его заместителем.

34. В решении надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются:

а) дата, время и место принятия решения;

б) кем принято решение;

в) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

г) вид федерального государственного контроля (надзора);

д) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;

е) объект надзора, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

ж) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов надзора, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в решении надзорного органа о проведении рейдового осмотра);

з) сведения о контролируемом лице (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (должностного лица) или полное наименование юридического лица, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта надзора), в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в решении надзорного органа о проведении рейдового осмотра);

и) вид контрольного (надзорного) мероприятия;

к) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;

л) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;

м) дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом может не указываться в решении надзорного органа о проведении рейдового осмотра);

н) перечень документов, представление которых контролируемым лицом необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено представление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).

35. В случае принятия решения об использовании проверочных листов при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий они прилагаются к решению надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

36. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением инспекционного визита, контролируемое лицо уведомляется надзорным органом посредством почтовой или иной связи, позволяющей подтвердить получение контролируемым лицом указанного уведомления, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия и не менее чем за 1 рабочий день до дня начала проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

IV. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

37. Надзорный орган осуществляет государственный охотничий надзор посредством проведения:

а) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом;

б) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом.

38. Государственный охотничий надзор осуществляется посредством проведения следующих видов контрольных (надзорных) мероприятий:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка;

д) постоянный рейд;

е) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

ж) выездное обследование.

39. Инспекционный визит проводится путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица.

40. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений.

41. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности контролируемого лица не может превышать 1 рабочий день.

42. Рейдовый осмотр проводится в целях соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами.

Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, результаты деятельности, действия (бездействие) которых подлежат государственному охотничьему надзору.

43. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов.

44. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней.

45. При проведении рейдового осмотра инспектор вправе взаимодействовать с находящимися на объекте надзора лицами.

46. В случае если в результате рейдового осмотра выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.

47. Документарная проверка проводится по месту нахождения надзорного органа, ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений надзорного органа.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении надзорного органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц государственного охотничьего надзора.

48. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

49. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении надзорного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, надзорный орган направляет в адрес контролируемого лица требование о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого требования контролируемым лицом. Указанные в данном требовании документы направляются в надзорный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного охотничьего надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием о представлении в течение 10 рабочих дней со дня выявления ошибки и (или) противоречия необходимых пояснений любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого требования контролируемым лицом. Контролируемое лицо, представляющее в надзорный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного охотничьего надзора, вправе дополнительно представить в надзорный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

50. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления надзорным органом контролируемому лицу требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов до момента представления указанных в требовании документов в надзорный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации надзорного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного охотничьего надзора, и требования о представлении необходимых пояснений в письменной форме до момента представления указанных пояснений в надзорный орган.

51. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений надзорного органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта надзора.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

52. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов.

53. Осмотр заключается в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков) и иных объектов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Осмотр не проводится в отношении жилых помещений.

Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

54. Досмотр заключается в проведении визуального обследования помещений (отсеков), транспортных средств со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, в том числе с удалением примененных к ним пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Досмотр не проводится в отношении жилых помещений.

Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только с применением видеозаписи.

По результатам досмотра инспектором составляется протокол досмотра, в который вносится перечень досмотренных помещений (отсеков), транспортных средств, а также вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

55. Опрос заключается в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

56. Получение письменных объяснений заключается в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.

Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.

57. Истребование документов заключается в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.

Копии изготовленных на бумажном носителе документов представляются на бумажном или машинном носителе информации в виде электронных образов (скан-копий) документов. В случае проведения инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки копии документов на машинном носителе информации представляются для ознакомления инспектору во время проведения соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае представления копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, представляются контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно в течение 1 рабочего дня со дня получения требования ходатайством в письменной форме уведомляет инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 1 рабочего дня со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий документ, вручаемый контролируемому лицу под подпись или направляемый ему почтовым отправлением или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого документа контролируемым лицом.

58. Постоянный рейд проводится в отношении особо охраняемых природных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов. Постоянный рейд заключается в перемещении уполномоченных должностных лиц по территории постоянного рейда в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Постоянный рейд осуществляется в отношении транспортных средств, деятельности и действий контролируемых лиц.

59. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве или у гражданина.

60. В случае если в результате постоянного рейда были выявлены нарушения обязательных требований, уполномоченное должностное лицо на месте проведения постоянного рейда составляет акт в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.

В решении надзорного органа указываются перечень территорий постоянного рейда, а также инспекторы, уполномоченные на проведение постоянного рейда на территориях постоянного рейда.

61. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится без взаимодействия с контролируемым лицом с целью проверки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований посредством сбора, анализа данных об объектах надзора, имеющихся у надзорного органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

62. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, надзорным органом могут быть приняты следующие решения:

а) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;

б) решение об объявлении предостережения;

в) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

63. Выездное обследование проводится без взаимодействия с контролируемым лицом по месту его нахождения (осуществления деятельности) в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

В ходе выездного обследования может совершаться контрольное (надзорное) действие - осмотр.

64. Срок проведения выездного обследования не может превышать 1 рабочего дня.

В случае если в результате выездного обследования были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения выездного обследования составляет акт в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.

65. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту, предусмотренному пунктом 67 настоящего Порядка.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

66. Виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

V. Оформление результатов контрольного
(надзорного) мероприятия

67. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы (в случае их использования) прилагаются к акту.

68. Оформление акта производится инспектором на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, за исключением случая, указанного в пункте 71 настоящего Порядка.

69. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

70. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта и подписывает его на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, указанных в пункте 72 настоящего Порядка.

В случае отказа или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта инспектором в акте делается соответствующая отметка.

71. В случае если оформление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания его проведения невозможно, инспектор оформляет акт в течение 10 рабочих дней со дня устранения обстоятельств, препятствовавших его оформлению.

72. В случае, указанном в пункте 71 настоящего Порядка, а также в случае проведения документарной проверки надзорный орган направляет контролируемому лицу акт в течение 10 рабочих дней со дня его оформления любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение акта контролируемым лицом.

73. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом инспектор обязан:

а) выдать контролируемому лицу после оформления акта предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - предписание);

б) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и по доведению до сведения контролируемых лиц информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт доведения такой информации, в случае если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемого лица, использование им объектов надзора представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен (указанные меры не могут быть приняты по результатам проведения выездного обследования);

в) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения.

74. Если акт, предписание и иные документы, составляемые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением документарной проверки), содержат информацию, составляющую государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну, вторые экземпляры указанных документов направляются посредством почтовой связи контролируемым лицом в адрес надзорного органа в течение 10 рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, указанных в пункте 72 настоящего Порядка.

75. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение предписания невозможно в установленные сроки, до их истечения руководитель надзорного органа (его заместитель) на основании обращения контролируемого лица может отсрочить исполнение предписания на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.

76. По истечении срока исполнения контролируемым лицом предписания либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено предписанием, надзорный орган оценивает исполнение предписания на основании представленных документов и сведений, а также полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении предписания, надзорный орган оценивает исполнение предписания путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных настоящим Порядком.

77. О неисполнении предписания в установленные сроки надзорный орган информирует начальника Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.

VI. Проведение профилактических мероприятий

78. По решению руководителя надзорного органа (его заместителя) могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

79. Надзорный орган осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

80. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного охотничьего надзора, подготавливается надзорным органом 1 раз в год, подписывается начальником Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации и представляется на утверждение директору Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителю.

81. В случае наличия у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, надзорный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требования представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо вправе в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в надзорный орган возражение в отношении указанного предостережения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт подачи такого возражения. Надзорный орган рассматривает указанное возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу посредством почтовой или электронной связи мотивированный ответ в течение 30 рабочих дней со дня получения возражения.

82. Консультирование осуществляется инспектором по телефону, на личном приеме в сроки, определенные руководителем надзорного органа (его заместителем), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.

83. Решение о проведении профилактического визита, предполагающего командирование инспектора, принимается в соответствии с абзацем вторым пункта 33 настоящего Порядка.

84. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям отнесения объектов надзора к категориям риска (приложение к настоящему Порядку), основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором могут осуществляться консультирование контролируемого лица, а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и значительного риска, с периодичностью не чаще 1 раза в год, но не реже 1 раза в 5 лет, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на указанных объектах надзора.

Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству инспектора, проводящего профилактический визит, руководитель надзорного органа (его заместитель) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.

При проведении профилактического визита контролируемому лицу не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю надзорного органа (его заместителю) для принятия решения надзорного органа о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

VII. Обжалование решений, действий (бездействия) инспекторов

85. Жалоба на решение, действия (бездействие) инспектора подается контролируемым лицом в письменной форме в Организационно-контрольное управление Федеральной службы охраны Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба рассматривается руководителем надзорного органа (его заместителем). Жалоба на решение, действия (бездействие) руководителя надзорного органа (его заместителя) рассматривается начальником Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 рабочих дней со дня ее поступления.

86. Лица, указанные в абзаце втором пункта 85 настоящего Порядка, могут принять решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:

а) жалоба подана после истечения срока ее подачи;

б) поступило заявление об отзыве жалобы от контролируемого лица, ее подавшего;

в) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

г) ранее в Организационное-контрольное управление Федеральной службы охраны Российской Федерации подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям.

87. При рассмотрении жалобы у контролируемого лица, подавшего жалобу, могут быть запрошены дополнительная информация и документы, относящиеся к предмету жалобы. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса до дня получения запрошенных информации и документов от контролируемого лица.

88. Лица, указанные в абзаце втором пункта 85 настоящего Порядка, по итогам рассмотрения жалобы принимают одно из следующих решений:

а) оставляют жалобу без удовлетворения;

б) отменяют решение инспектора полностью или частично;

в) отменяют решение инспектора полностью и принимают новое решение;

г) признают действия (бездействие) инспектора незаконными и выносят решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Приложение
к Порядку организации и осуществления
федерального государственного охотничьего
контроля (надзора) на особо охраняемых
природных территориях, находящихся в ведении
Федеральной службы охраны Российской
Федерации, в том числе на земельных
участках иных правообладателей,
расположенных в границах таких особо
охраняемых природных территорий,
утвержденному приказом ФСО России
от 27 марта 2025 г. N 45

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА К КАТЕГОРИЯМ РИСКА

1. Объекты надзора могут быть отнесены к следующим категориям риска:

а) чрезвычайно высокий риск - в случае наличия 4 критериев риска;

б) значительный риск - в случае наличия от 2 до 3 критериев риска;

в) умеренный риск - в случае наличия 1 критерия риска;

г) низкий риск - в случае отсутствия критериев риска.

2. Критерии отнесения такого объекта надзора, как деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, к категориям риска:

а) наличие вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих проведению контрольного (надзорного) мероприятия, постановлений о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административных правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

б) наличие в отношении контролируемых лиц вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности.

3. Критерии отнесения такого объекта надзора, как территория, на которой осуществляется деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, к категориям риска:

а) наличие на территории объекта надзора видов охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации;

б) расположение охотничьего угодья или большей части его площади в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которыми осуществляется охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

в) наличие зон охраны охотничьих ресурсов;

г) снижение численности охотничьих ресурсов на территории объекта надзора более чем на 40 процентов в течение 2 лет согласно данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания;

д) осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства в зоне хозяйственного назначения на особо охраняемой природной территории.