См. Документы Федеральной службы исполнения наказаний

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПРИКАЗ
от 14 июня 2019 г. N 440

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
И ПРАВОПОРЯДКА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ФСИН РОССИИ

В соответствии с частью 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, 2933, N 26 (ч. 1), ст. 3388, N 30 (ч. 1), ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 42, 53, 72, N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625, N 27, ст. 3951, 3989, N 29 (ч. 1), ст. 4339, 4364, N 51 (ч. 3), ст. 7241; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 8, 9, 24, 72, 78, N 10, ст. 1320, N 23, ст. 3289, 3290, N 27 (ч. 1), ст. 4160, 4219, 4223, N 27 (ч. 2), ст. 4238, 4239, 4245, 4246, 4292; 2017, N 18, ст. 2670, N 29, ст. 4437, N 31 (ч. 1), ст. 4765, N 50 (ч. 3), ст. 7563; 2018, N 1 (ч. 1), ст. 57, N 9, ст. 1282, N 11, ст. 1591, N 27, ст. 3945, 3953, N 28, ст. 4152, N 31, ст. 4860, N 32 (ч. 1), ст. 5110, N 32 (ч. 2), ст. 5122, 5130, N 53 (ч. 1), ст. 8423; 2019, N 10, ст. 887, N 18, ст. 2209) приказываю:

1. Утвердить Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России, согласно приложению.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы Рудого А.А.

Директор
Г.А.КОРНИЕНКО

Приложение

Утверждено
приказом ФСИН России
от 14 июня 2019 г. N 440

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
И ПРАВОПОРЯДКА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ФСИН РОССИИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию и осуществление образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России (далее - образовательная организация).

2. Образовательная деятельность осуществляется по программам высшего образования - программам бакалавриата, программам магистратуры, программам специалитета, программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре.

II. Организация и осуществление образовательной
деятельности по программам высшего образования - программам
бакалавриата, программам магистратуры,
программам специалитета

3. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (далее - образовательная программа) - программа бакалавриата, программа магистратуры, программа специалитета (далее - программа бакалавриата, программа магистратуры, программа специалитета) разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (при наличии) <1>, а также квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников <2>.

--------------------------------

<1> Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

<2> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

4. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

5. Разработка и реализация образовательной программы в области информационной безопасности осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6. Разработка и реализация образовательной программы, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

7. Образовательная организация обеспечивает осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными образовательной программой:

планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы - компетенциями выпускников, установленными ФГОС ВО, и компетенциями выпускников, установленными образовательной организацией (в случае установления таких компетенций);

планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

8. Образовательная программа обновляется с учетом изменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы.

9. При реализации образовательной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение <2>.

--------------------------------

<2> Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

10. Трудоемкость образовательной программы (ее части) в зачетных единицах характеризует объем образовательной программы (ее части). Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц. Объем образовательной программы, а также годовой объем образовательной программы устанавливается ФГОС ВО.

В объем (годовой объем) образовательной программы не включаются факультативные дисциплины (модули).

При обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, годовой объем образовательной программы, без учета объема отдельных дисциплин (модулей) и (или) отдельных практик, по которым результаты обучения были зачтены, не может превышать объема, установленного ФГОС ВО.

11. Зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.

12. Формы обучения и сроки получения высшего образования по образовательной программе по различным формам обучения, при использовании сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы, при ускоренном обучении устанавливаются ФГОС ВО.

Получение высшего образования по образовательной программе осуществляется в сроки, установленные ФГОС ВО, вне зависимости от используемых образовательной организацией образовательных технологий.

13. В срок получения высшего образования по образовательной программе не включается время нахождения обучающегося в отпуске по беременности и родам, а также нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение.

14. Образовательный процесс по образовательной программе организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам и (или) триместрам) (далее - периоды обучения в рамках курсов), и (или) периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по основной профессиональной образовательной программе (далее - периоды освоения модулей).

15. Образовательный процесс может осуществляться одновременно по периодам обучения в рамках курсов и периодам освоения модулей.

16. Учебный год по очной и очно-заочной формам обучения начинается 1 сентября.

У курсантов первого курса очной формы обучения учебный год начинается 1 августа. С 1 по 31 августа курсанты первого курса проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - УИС).

Образовательная организация может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной формам обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения, а также при сочетании различных форм обучения начало учебного года устанавливается образовательной организацией.

17. Общая продолжительность каникул по очной форме обучения (каникулярный отпуск, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования ФСИН России) устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 30, ст. 4532).

Общая продолжительность каникул по очно-заочной, заочной формам обучения в течение учебного года, если иное не установлено ФГОС ВО, составляет:

при продолжительности обучения в течение учебного года более 39 недель - не менее 7 недель и не более 10 недель;

при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 39 недель - не менее 3 недель и не более 7 недель;

при продолжительности обучения в течение учебного года менее 12 недель - не более 2 недель.

18. При расчете продолжительности обучения и каникул в указанную продолжительность не входят нерабочие праздничные дни. Осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится.

19. При осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе образовательная организация обеспечивает:

реализацию дисциплин (модулей) посредством проведения учебных занятий в различных формах (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся;

проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

20. При реализации образовательной программы образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации <1>. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.

--------------------------------

<1> Пункт 5 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

21. При освоении образовательной программы обучающемуся, который имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование и (или) обучается (обучался) по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, установленным образовательной организацией в соответствии с ФГОС ВО, по решению образовательной организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

22. При обучении по индивидуальному учебному плану по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в том числе при ускоренном обучении, годовой объем основной профессиональной образовательной программы, без учета объема отдельных дисциплин (модулей) и (или) отдельных практик, по которым результаты обучения были зачтены, не может превышать объема, установленного ФГОС ВО.

23. Образовательная деятельность по образовательной программе проводится:

в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа);

в форме самостоятельной работы обучающихся;

в иных формах, определяемых образовательной организацией.

24. Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронной информационно-образовательной среде.

25. Объем контактной работы определяется образовательной программой образовательной организации.

26. Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает в себя:

занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации основных профессиональных образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);

иную контактную работу, в том числе в форме учений, (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией к реализации основных профессиональных образовательных программ на иных условиях, определяемую образовательной организацией самостоятельно.

27. Для проведения учебных занятий по образовательной программе могут привлекаться ведущие ученые, а также работники из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений, в том числе руководители и специалисты структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, учреждений и органов УИС.

28. Общий объем учебной работы обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется образовательными организациями из расчета не более 54 академических часа в неделю, из них объем контактной работы с педагогическим работником не должен превышать 36 академических часов в неделю.

29. Для проведения занятий лекционного типа учебные группы могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

30. Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

31. При проведении практических занятий, лабораторных работ учебная группа может разделяться на подгруппы.

Для проведения практических занятий по физической культуре (физической подготовке) формируются учебные группы численностью до 15 человек.

32. Консультации проводятся регулярно и носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Во время подготовки к промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации проводятся групповые консультации.

33. Самостоятельная работа осуществляется в рамках учебной работы обучающихся, выполняемой по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, в специально отведенное время.

Порядок организации самостоятельной работы устанавливается соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации.

34. Практика организуется в соответствии с ФГОС ВО, образовательной программой и осуществляется в учреждениях и органах УИС.

Организацию и проведение практики обеспечивают образовательные организации ФСИН России, территориальные органы ФСИН России и подведомственные им учреждения.

Образовательные организации на основании договоров о сотрудничестве с учреждениями и органами УИС организуют прохождение практики в соответствии с направленностью образовательной программы.

Учебная и производственная практики курсантов, как правило, проводятся в учреждениях и органах УИС, с которыми у образовательной организации заключены договоры.

Преддипломная практика курсантов, как правило, проводится в учреждениях и органах УИС, с которыми у обучающегося заключен контракт о службе в УИС.

Практика слушателей организуется по месту прохождения службы.

35. Для проведения государственной итоговой аттестации в образовательной организации создаются государственные экзаменационные комиссии.

Для рассмотрения апелляций по результатам государственной итоговой аттестации в образовательной организации создаются апелляционные комиссии.

Государственная экзаменационная и апелляционная комиссии (далее - комиссии) действуют в течение календарного года.

36. Комиссии создаются в образовательной организации по каждой специальности и направлению подготовки, или по каждой образовательной программе, или по ряду специальностей и направлений подготовки, или по ряду образовательных программ.

37. Председатели государственных экзаменационных комиссий утверждаются правовым актом ФСИН России не позднее 15 декабря года, предшествующего проведению государственной итоговой аттестации, из числа руководителей (начальников) учреждений и органов УИС (их структурных подразделений по профилю подготовки выпускников) по представлениям образовательных организаций, направляемым в управление кадров ФСИН России не позднее 25 ноября текущего года.

38. Образовательная организация утверждает распорядительным актом составы комиссий не позднее чем за 1 месяц до даты начала государственной итоговой аттестации.

III. Организация и осуществление образовательной
деятельности по программам высшего образования - программам
подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре

39. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования - программа подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре разрабатывается образовательной организацией на основе ФГОС ВО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (при наличии) <1>, а также квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников <2>.

--------------------------------

<1> Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

<2> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

40. Направленность программы адъюнктуры, конкретизирующую ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки, а также выбор методов и средств обучения, образовательных технологий, форм и учебно-методического обеспечения реализации программы адъюнктуры, устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

41. Разработка и реализация образовательных программ в области информационной безопасности осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

42. Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

43. К освоению программ адъюнктуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) <1>.

--------------------------------

<1> Часть 4 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

44. Формы получения образования и формы обучения устанавливаются ФГОС ВО. Допускается сочетание различных форм обучения, установленных ФГОС ВО.

45. При осуществлении образовательной деятельности по программе адъюнктуры образовательная организация обеспечивает:

проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, в иных формах, устанавливаемых организацией (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся;

проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

проведение научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью программы адъюнктуры (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

46. При реализации программы адъюнктуры образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы адъюнктуры) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.

47. На основе учебного плана для каждого обучающегося составляется индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение программы адъюнктуры на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося.

48. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе адъюнктуры обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.

Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются ФГОС ВО.

Научный руководитель назначается ученым советом образовательной организации и утверждается актом образовательной организации.

Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности образовательной программы и основных направлений научно-исследовательской деятельности образовательной организации.

49. Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана осуществляют научный руководитель и начальник кафедры, к которой прикреплен обучающийся на период подготовки диссертационного исследования.