См. Документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 25 марта 2023 г. N 140

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА И СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЧАСТИ МОРСКИХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

В соответствии с частью 2 статьи 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", пунктом 1 и подпунктом 9 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960, приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов.

Директор
А.БОРТНИКОВ

Утвержден
приказом ФСБ России
от 25 марта 2023 г. N 140

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА И СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЧАСТИ МОРСКИХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов <1> осуществляется пограничными органами непрерывно.

--------------------------------

<1> Далее - государственный контроль и водные биологические ресурсы соответственно, если не оговорено иное.

2. Должностными лицами пограничных органов, уполномоченными осуществлять государственный контроль <2>, являются:

--------------------------------

<2> Далее - должностные лица, если не оговорено иное.

а) начальники пограничных органов, их заместители;

б) начальники служб, отрядов, отделов (отделений, групп) по охране морских биологических ресурсов, отделов (отделений, групп) режимно-контрольных мероприятий, отделов (отделений, групп) береговой охраны, отделов (пограничных комендатур), отделений (пограничных застав), пограничных (радиотехнических) постов, командиры дивизионов, групп пограничных сторожевых кораблей (катеров), их заместители, командиры пограничных кораблей и их старшие помощники, помощники, командиры пограничных катеров и их помощники, капитаны патрульных судов и их старшие помощники, командиры боевых частей пограничных кораблей (входящие в состав внештатных осмотровых групп), начальники отделений - старшие государственные инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, заместители начальников отделений - старшие государственные инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

в) старшие офицеры - старшие государственные инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, офицеры - государственные инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, старшие государственные, государственные, государственные участковые инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов.

3. Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами <1> обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, федеральными законами от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов <2>, включая:

--------------------------------

<1> Далее - контролируемые лица.

<2> Далее - обязательные требования и нормативные правовые акты в области рыболовства соответственно.

а) требования в части выполнения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования наличия эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях;

б) правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) и выпуск в водные объекты рыбохозяйственного значения водных биологических ресурсов;

в) условия освоения и представления отчетности по выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемых объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;

г) условия выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

д) условия договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

е) соответствие документов, подтверждающих законность уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается <1>.

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

4. Объектом государственного контроля является деятельность контролируемых лиц, осуществляющих поиск, добычу (вылов) водных биологических ресурсов, приемку (погрузку) <2>, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биологических ресурсов, а также производство на судах рыбопромыслового флота рыбной продукции.

--------------------------------

<2> Далее - приемка.

5. При осуществлении государственного контроля должностными лицами проводятся следующие контрольные мероприятия:

а) осмотр судна;

б) осмотр рыболовного участка, места добычи (вылова) водных биологических ресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биологических ресурсов, производства рыбной продукции, находящихся на территории указанного участка зданий, помещений и сооружений <1>;

--------------------------------

<1> Далее - место осуществления рыболовства.

в) контроль приемки, выгрузки или перегрузки уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции в морском порту, месте доставки (выгрузки) или на другие суда <2>.

--------------------------------

<2> Далее - контроль приемки, выгрузки или перегрузки, если не оговорено иное.

6. По результатам проведения контрольных мероприятий должностными лицами делается один из следующих выводов:

а) об отсутствии нарушений обязательных требований;

б) о нарушении обязательных требований с указанием структурных единиц нормативных правовых актов в области рыболовства, положения которых были нарушены.

II. Права и обязанности должностных лиц

7. При осуществлении государственного контроля должностные лица имеют право:

а) останавливать и осматривать российские и иностранные суда;

б) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и контролируемых лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Перечень документов, представляемых контролируемыми лицами, необходимых для проверки соблюдения ими обязательных требований, приведен в приложении к настоящему Порядку;

в) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать суда и места осуществления рыболовства для проведения контрольных мероприятий;

г) проверять на судах и в местах осуществления рыболовства документы, необходимые для проверки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов, уловы водных биологических ресурсов и произведенную из них рыбную продукцию;

д) применять при проведении контрольных мероприятий фотосъемку, видео- и аудиозапись, иные способы фиксации обстоятельств проведения контрольных мероприятий;

е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным учреждениям и организациям, а в неотложных случаях негосударственным учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

ж) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное пространство Российской Федерации, территории (акватории) портов, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение кораблевождения;

з) находиться на иностранных судах, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, и контролировать осуществление ими добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

и) находиться на судах, осуществляющих приемку, выгрузку и перегрузку уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, а также контролировать указанные операции;

к) осуществлять производство и применять меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности пограничных органов;

л) предъявлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иски к контролируемым лицам о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам в результате нарушения обязательных требований;

м) реализовывать иные права, предоставленные нормативными правовыми актами в области рыболовства.

8. При осуществлении государственного контроля должностные лица обязаны:

а) соблюдать права и законные интересы контролируемых лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

б) своевременно и в полной мере применять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

в) осуществлять государственный контроль только во время исполнения служебных обязанностей и иметь при осуществлении государственного контроля служебные удостоверения;

г) не препятствовать контролируемым лицам присутствовать при проведении контрольных мероприятий;

д) предоставлять контролируемым лицам информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля, давать разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля;

е) перед началом проведения контрольных мероприятий по просьбе контролируемых лиц ознакомить их с настоящим Порядком;

ж) знакомить контролируемых лиц с результатами контрольных мероприятий;

з) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований, их тяжесть, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов контролируемых лиц;

и) принимать необходимые меры по обеспечению сохранности доказательств нарушения обязательных требований.

9. Запрещается требовать у контролируемых лиц представления документов и (или) информации, имеющихся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, за исключением документов, указанных в приложении к настоящему Порядку.

III. Права и обязанности контролируемых лиц

10. Контролируемые лица имеют право:

а) присутствовать при проведении контрольных мероприятий, давать пояснения по вопросам их проведения, относящимся к предмету государственного контроля;

б) получать от должностных лиц информацию, относящуюся к предмету государственного контроля, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

в) знакомиться с результатами контрольных мероприятий, сообщать должностному лицу о своем согласии или несогласии с ними;

г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Контролируемые лица обязаны:

а) обеспечивать беспрепятственный доступ должностных лиц на суда и в места осуществления рыболовства;

б) обеспечивать оптимальные условия для работы должностных лиц;

в) представлять безвозмездно и беспрепятственно документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;

г) выполнять указания должностных лиц, отданные ими в пределах своих полномочий и являющиеся обязательными для исполнения контролируемыми лицами.

IV. Осмотр судна

12. Основанием для начала контрольного мероприятия является решение должностного лица о проведении осмотра судна, в том числе проходящего контрольный пункт (точку) при следовании в исключительную экономическую зону Российской Федерации или выходе из нее.

13. Осмотр судна проводится должностным лицом (инспекторской группой, состоящей из военнослужащих пограничного органа и возглавляемой должностным лицом <1>) в присутствии капитана судна. В случаях, не терпящих отлагательств, при отсутствии капитана судна осмотр судна может быть произведен в присутствии члена экипажа судна. К участию в осмотре судна могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости эксплуатации судовых механизмов, проведения грузовых и иных операций - иные члены экипажа судна.

--------------------------------

<1> Далее - инспекторская группа.

14. Продолжительность осмотра судна не должна превышать 4 часов. В случае если размер судна, количество уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, которые хранятся на борту судна, или нахождение орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов в рабочем состоянии не позволяют провести осмотр судна в течение 4 часов, продолжительность осмотра судна по решению должностного лица может быть увеличена до 20 часов.

15. Об увеличении продолжительности осмотра судна и основаниях ее увеличения должностное лицо устно информирует капитана судна или члена экипажа судна, в присутствии которого проводится осмотр судна.

16. В случае увеличения продолжительности осмотра судна должностное лицо (инспекторская группа) не должно оставаться на борту судна дольше времени, необходимого для проведения осмотра судна и составления акта осмотра судна.

17. В случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностное лицо (инспекторская группа) остается на судне на время, необходимое для оформления процессуальных документов, а также для обеспечения сохранности доказательств совершения административного правонарушения, в том числе на время, необходимое для доставления судна в ближайший порт Российской Федерации (иностранного судна - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов).

18. Прибыв на борт судна, должностное лицо обязано:

а) представиться капитану судна или члену экипажа судна, в присутствии которого будет проводиться осмотр судна, с указанием своей должности и фамилии и предъявить служебное удостоверение;

б) объявить капитану судна или члену экипажа судна, в присутствии которого будет проводиться осмотр судна, о намерении провести осмотр судна;

в) организовать и провести осмотр судна.

19. При осмотре судна подлежат проверке:

а) документы, необходимые для проверки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;

б) технические средства контроля, их наличие и работоспособность, соответствие местоположения судна передаваемым им данным;

в) соблюдение порядка прохождения судном контрольных пунктов (точек);

г) грузовые, производственные, технологические и иные нежилые помещения судна, соответствие размеров и объемов трюмов и грузовых твиндеков схеме их расположения на судне, заверенной судовладельцем (собственником судна);

д) уловы водных биологических ресурсов и произведенная из них рыбная продукция, находящиеся на судне, соответствие их видов и объемов находящимся на судне разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и другим документам, подтверждающим законность их нахождения на судне;

е) орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

20. Проверка уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции проводится путем сопоставления данных, отраженных в судовом, рыболовном и технологическом журналах, с фактическими видами и объемами уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, находящимися на судне. Объемы уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции устанавливаются путем прямого взвешивания, и (или) объемно-весовым методом, и (или) методом поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биологических ресурсов, а также методом определения весового (размерного) соотношения видов в улове водных биологических ресурсов, суммарно добытых (выловленных) за весь период рейса (выхода в море), путем расчета весового (размерного) соотношения видов водных биологических ресурсов в выборке, отобранной случайным образом из всего объема улова <1>.

--------------------------------

<1> Далее - выборочный метод.

21. Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов, проверяются на:

а) их соответствие нормативным правовым актам в области рыболовства, сведениям об орудиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанным в находящихся на судне разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

б) наличие надписей, содержащих информацию, указывающую на принадлежность к данному судну, номер выданного разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, порядковые номера орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, используемых при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

22. Непосредственно после завершения осмотра судна должностным лицом составляется акт осмотра судна и в рыболовном и (или) судовом журнале производится запись о проведении осмотра судна с указанием даты и времени начала и окончания осмотра судна, вывода о нарушении либо об отсутствии нарушений обязательных требований, должности, фамилии и инициалов должностного лица, проводившего осмотр судна.

23. В акте осмотра судна указываются:

а) наименование пограничного органа;

б) дата, время, место составления акта (при необходимости указываются географические координаты или наименование контрольного пункта (точки);

в) должность, фамилия и инициалы должностного лица, проводившего осмотр судна;

г) должности, фамилии и инициалы военнослужащих пограничного органа, входящих в состав инспекторской группы;

д) фамилия и инициалы капитана судна или члена экипажа судна, в присутствии которого проводился осмотр судна, а также иных лиц, участвовавших в осмотре судна;

е) название судна, флаг, порт приписки, позывной сигнал, идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией <1>, сведения о судовладельце;

--------------------------------

<1> Далее - IMO-номер.

ж) время начала и окончания осмотра судна;

з) сведения о ходе и результатах осмотра судна:

наличие и реквизиты свидетельств о праве собственности на судно, о праве плавания под государственным флагом, об управлении безопасностью;

наличие судового, рыболовного, технологического журналов, судовых суточных донесений и их соответствие правилам ведения <1>;

--------------------------------

<1> Приказ Минтранса России от 10 мая 2011 г. N 133 "Об утверждении правил ведения журналов судов" (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2011 г., регистрационный N 21199).

Приказ Минсельхоза России от 14 ноября 2022 г. N 802 "Об утверждении требований к содержанию и формам рыболовного журнала, порядка его ведения, а также порядка передачи данных рыболовного журнала, ведение которого осуществляется в форме электронного документа, в Федеральное агентство по рыболовству" (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2022 г., регистрационный N 71246). Указанный приказ действует до 1 марта 2029 г.

Приказ Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. N 721 "Об утверждении Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов" (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57421) (с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 27 января 2002 г. N 30 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2022 г., регистрационный N 67555).

наличие судовой роли, ее соответствие правилам ведения <2>, а также фактическому количеству находящихся на судне членов экипажа;

--------------------------------

<2> Приказ Минтранса России от 2 мая 2012 г. N 122 "Об утверждении Правил ведения судовой роли" роли" (зарегистрирован Минюстом России 10 августа 2012 г., регистрационный N 25169).

наличие технических средств контроля, реквизиты свидетельства соответствия технических средств контроля, соответствие местоположения судна данным, передаваемым техническими средствами контроля;

соблюдение порядка прохождения контрольных пунктов (точек) <3>;

--------------------------------

<3> Приказ ФСБ России от 13 декабря 2019 г. N 605 "Об установлении контрольных пунктов (точек) и утверждении Порядка прохождения контрольных пунктов (точек) российскими и иностранными судами и иными плавучими средствами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону Российской Федерации и выходящими из нее" (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2020 г., регистрационный N 57237).

наличие схемы (схем) расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенной судовладельцем (собственником судна), с указанием их размеров и объемов;

наличие, реквизиты и содержание разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

наличие уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, находящихся на судне, их соответствие сведениям, содержащимся в судовом, рыболовном, технологическом журналах, судовых суточных донесениях, по каждому имеющемуся разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

наличие орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и их соответствие находящимся на судне разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

и) вывод о нарушении либо об отсутствии нарушений обязательных требований;

к) подпись капитана судна или члена экипажа судна, в присутствии которого проводился осмотр судна;

л) подписи лиц, участвовавших в проведении осмотра судна;

м) подпись должностного лица, проводившего осмотр судна.

24. В случае применения при проведении осмотра судна фотосъемки, видео- и аудиозаписи, а также иных способов фиксации обстоятельств проведения контрольного мероприятия в акте осмотра судна делается соответствующая запись.

25. В случае отказа капитана судна или члена экипажа судна, в присутствии которого проводился осмотр судна, от подписания акта осмотра судна в нем делается соответствующая запись.

26. Капитан судна или член экипажа судна, в присутствии которого проводился осмотр судна, вправе сделать запись в акте осмотра судна об отсутствии или наличии замечаний к порядку проведения осмотра судна или действиям должностного лица (состава инспекторской группы), проводившего осмотр судна. По просьбе капитана судна или члена экипажа судна, в присутствии которого проводился осмотр судна, непосредственно после составления акта осмотра судна изготавливается его копия, которая вручается указанному лицу, о чем в акте осмотра судна делается соответствующая запись.

27. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в области рыболовства, допускается составление акта осмотра судна с применением программного комплекса "Электронный рыболовный журнал" <1>, обеспечивающего передачу данных рыболовного журнала, ведение которого осуществляется в форме электронного документа, в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов.

--------------------------------

<1> Приказ Минсельхоза России от 14 ноября 2022 г. N 802 "Об утверждении требований к содержанию и формам рыболовного журнала, порядка его ведения, а также порядка передачи данных рыболовного журнала, ведение которого осуществляется в форме электронного документа, в Федеральное агентство по рыболовству".

V. Осмотр места осуществления рыболовства

28. Основанием для начала контрольного мероприятия является решение должностного лица о проведении осмотра места осуществления рыболовства.

29. Осмотр места осуществления рыболовства проводится должностным лицом (инспекторской группой) в присутствии лица, осуществляющего рыболовство (ответственного за добычу (вылов) водных биологических ресурсов), или иного уполномоченного лица <1>, за исключением случаев, указанных в пунктах 42 и 43 настоящего Порядка. К участию в осмотре места осуществления рыболовства могут привлекаться специалисты и иные лица, участвующие в добыче (вылове) водных биологических ресурсов.

--------------------------------

<1> Далее - лицо, осуществляющее рыболовство.

30. Продолжительность осмотра места осуществления рыболовства не должна превышать 4 часов.

31. В случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностное лицо (инспекторская группа) остается на месте осуществления рыболовства на время, необходимое для оформления процессуальных документов и обеспечения сохранности доказательств совершения административного правонарушения.

32. Прибыв на место осуществления рыболовства, должностное лицо обязано:

а) представиться лицу, осуществляющему рыболовство, с указанием своей должности и фамилии и предъявить служебное удостоверение;

б) объявить лицу, осуществляющему рыболовство, о намерении провести осмотр места осуществления рыболовства;

в) организовать и провести осмотр места осуществления рыболовства.

33. При осмотре места осуществления рыболовства подлежат проверке:

а) документы, необходимые для проверки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;

б) место осуществления рыболовства, включая производственные, технологические и иные нежилые здания, помещения и сооружения, используемые для осуществления рыболовства;

в) уловы водных биологических ресурсов и произведенная из них рыбная продукция, соответствие их видов и объемов находящимся на месте осуществления рыболовства разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и другим документам, подтверждающим законность их добычи (вылова);

г) орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

34. Проверка уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции проводится путем сопоставления данных, отраженных в рыболовном, технологическом журналах, с фактическими видами и объемами уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, находящимися на месте осуществления рыболовства. Объемы уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции устанавливаются путем прямого взвешивания, и (или) объемно-весовым методом, и (или) методом поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биологических ресурсов, а также выборочным методом.

35. Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов, проверяются на:

а) их соответствие нормативным правовым актам в области рыболовства, сведениям об орудиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанным в находящихся на месте осуществления рыболовства разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

б) наличие надписей, содержащих информацию, указывающую на принадлежность к данному месту осуществления рыболовства, номер выданного разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, порядковые номера орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, используемых при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

36. Непосредственно после завершения осмотра места осуществления рыболовства должностным лицом составляется акт осмотра места осуществления рыболовства и в рыболовном журнале производится запись о проведении осмотра места осуществления рыболовства с указанием даты и времени начала и окончания осмотра места осуществления рыболовства, вывода о нарушении либо об отсутствии нарушений обязательных требований, должности, фамилии и инициалов должностного лица, проводившего осмотр места осуществления рыболовства.

37. В случае отсутствия нарушений обязательных требований физическим лицом, осуществляющим любительское рыболовство, акт осмотра места осуществления рыболовства не составляется.

38. В акте осмотра места осуществления рыболовства указываются:

а) наименование пограничного органа;

б) дата и время составления акта;

в) должность, фамилия и инициалы должностного лица, проводившего осмотр места осуществления рыболовства;

г) должности, фамилии и инициалы военнослужащих пограничного органа, входящих в состав инспекторской группы;

д) должность, фамилия, инициалы лица, осуществляющего рыболовство;

е) место осуществления рыболовства (при необходимости номер рыболовного участка, владелец рыболовного участка);

ж) время начала и окончания осмотра места осуществления рыболовства;

з) сведения о ходе и результатах осмотра места осуществления рыболовства:

наличие и реквизиты договора пользования рыболовным участком (при необходимости);

наличие и реквизиты локального акта о назначении лица, ответственного за добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

наличие рыболовного и технологического журналов и их соответствие правилам ведения;

наличие, реквизиты и содержание разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

наличие уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, находящихся на месте осуществления рыболовства, и их соответствие сведениям, содержащимся в рыболовном и технологическом журналах, по каждому имеющемуся разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

наличие орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и их соответствие находящимся на месте осуществления рыболовства разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

и) вывод о нарушении либо об отсутствии нарушений обязательных требований;

к) подпись лица, осуществляющего рыболовство;

л) подписи лиц, участвовавших в проведении осмотра места осуществления рыболовства;

м) подпись должностного лица, проводившего осмотр места осуществления рыболовства.

39. В случае применения при проведении осмотра места осуществления рыболовства фотосъемки, видео- и аудиозаписи, а также иных способов фиксации обстоятельств проведения контрольного мероприятия в акте осмотра места осуществления рыболовства делается соответствующая запись.

40. В случае отказа лица, осуществляющего рыболовство, от подписания акта осмотра места осуществления рыболовства в нем делается соответствующая запись.

41. Лицо, осуществляющее рыболовство, вправе сделать запись в акте осмотра места осуществления рыболовства об отсутствии или наличии замечаний к порядку проведения осмотра места осуществления рыболовства или действиям должностного лица (состава инспекторской группы), проводившего осмотр места осуществления рыболовства. По просьбе лица, осуществляющего рыболовство, непосредственно после составления акта осмотра места осуществления рыболовства изготавливается его копия, которая вручается указанному лицу, о чем в акте осмотра места осуществления рыболовства делается соответствующая запись.

42. Осмотр места осуществления рыболовства в отсутствие лица, осуществляющего рыболовство, при отсутствии признаков нарушения обязательных требований проводится без нарушения конструктивной целостности орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, используемых в момент их обнаружения для осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

43. В случае обнаружения в ходе проведения контрольного мероприятия уловов водных биологических ресурсов, произведенной из них рыбной продукции, а также орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, используемых в момент их обнаружения для осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов, и невозможности установления их владельца должностное лицо составляет акт об обнаружении имущества при отсутствии владельца. При этом акт осмотра места осуществления рыболовства не составляется.

44. В акте об обнаружении имущества при отсутствии владельца указываются:

а) наименование пограничного органа;

б) дата и время составления акта;

в) должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего акт;

г) должности, фамилии и инициалы военнослужащих пограничного органа, входящих в состав инспекторской группы;

д) дата, время, место обнаружения имущества (при необходимости географические координаты или номер рыболовного участка);

е) описание водных биологических ресурсов, произведенной из них рыбной продукции, характеристики орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иного имущества, его состояние, характерные признаки;

ж) подписи лиц, присутствовавших при обнаружении имущества;

з) подпись должностного лица, обнаружившего имущество.

VI. Контроль приемки, выгрузки или перегрузки

45. Основанием для начала контрольного мероприятия является решение должностного лица о проведении контроля:

а) приемки, выгрузки или перегрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском море и в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенной из них рыбной продукции, доставленных в морские порты Российской Федерации, иные места доставки и места выгрузки, определяемые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов;

б) выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, в живом, свежем и охлажденном виде и произведенной на судах рыбопромыслового флота живой, свежей или охлажденной рыбной продукции, доставленных в морские порты Российской Федерации и иные места выгрузки, определяемые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов;

в) погрузки, выгрузки и перегрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, и произведенной из них рыбной продукции на другие суда.

46. Контроль приемки, выгрузки или перегрузки проводится должностным лицом (инспекторской группой) в присутствии капитанов судов и иных лиц, осуществляющих приемку, выгрузку или перегрузку уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции. К участию в контроле приемки, выгрузки или перегрузки могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости эксплуатации судовых механизмов, проведения грузовых и иных операций - иные члены экипажа судна.

47. Продолжительность контроля приемки, выгрузки или перегрузки не должна превышать времени, необходимого для осуществления процесса приемки, выгрузки или перегрузки уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции.

48. При проведении контроля приемки, выгрузки или перегрузки должностными лицами осуществляются:

а) осмотр судна (судов), осуществляющего (осуществляющих) приемку, выгрузку или перегрузку уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции;

б) установление видов и объемов принятых, выгруженных или перегруженных уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции.

49. Осмотр судов, осуществляющих приемку, выгрузку или перегрузку уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, проводится в соответствии с пунктами 12 - 27 настоящего Порядка.

50. Установление видов и объемов уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции осуществляется должностным лицом, непосредственно присутствующим и наблюдающим за приемкой, выгрузкой или перегрузкой уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, путем определения видового состава уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции и установления их объемов путем прямого взвешивания, и (или) объемно-весовым методом, и (или) методом поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биологических ресурсов, а также выборочным методом.

51. Непосредственно после завершения контроля приемки, выгрузки или перегрузки должностным лицом составляется акт контроля приемки, выгрузки или перегрузки. Данные о принятых, выгруженных или перегруженных видах и объемах уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции вносятся в коносамент, рыболовный и (или) судовой журналы.

52. В акте контроля приемки, выгрузки или перегрузки указываются:

а) наименование пограничного органа;

б) место составления акта (наименование морского порта, места доставки или выгрузки или географические координаты);

в) название судна, порт приписки, IMO-номер, судовладелец или наименование морского порта, места доставки или выгрузки, с которых осуществляется приемка, выгрузка или перегрузка уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции;

г) наименование осуществляемой грузовой операции;

д) название судна, порт приписки, IMO-номер, судовладелец или наименование морского порта, места доставки или выгрузки, на которые осуществляется приемка, выгрузка или перегрузка уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции;

е) сведения о видах и объемах принятых, выгруженных или перегруженных уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции раздельно по каждому разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, на основании которых они добыты (выловлены), с указанием сведений о таком разрешении и пользователе водными биологическими ресурсами, которому оно выдано, дате и времени начала и окончания грузовой операции, виде уловов водных биологических ресурсов (рыбной продукции), районе добычи (вылова), сроках добычи (вылова), массе принимаемых, выгружаемых, перегружаемых уловов (рыбной продукции), переводном коэффициенте (норме выхода рыбной продукции из уловов), расчетной массе использованных уловов, грузополучателе;

ж) подписи капитанов судов и (или) иных лиц, осуществлявших приемку, выгрузку или перегрузку уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции;

з) подписи иных лиц, участвовавших в проведении контроля приемки, выгрузки или перегрузки;

и) подпись должностного лица, проводившего контроль приемки, выгрузки или перегрузки.

53. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в области рыболовства, допускается составление акта контроля приемки, выгрузки или перегрузки с применением программного комплекса "Электронный рыболовный журнал", обеспечивающего передачу данных рыболовного журнала, ведение которого осуществляется в форме электронного документа, в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов.

54. В случае отказа капитанов судов и (или) иных лиц, осуществлявших приемку, выгрузку или перегрузку уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, от подписания акта контроля приемки, выгрузки или перегрузки в нем делается соответствующая запись.

Приложение
к Порядку (пп. 7, 9)

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ КОНТРОЛИРУЕМЫМИ ЛИЦАМИ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ИМИ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

1. Судовая роль и документы, удостоверяющие личность капитана судна, членов его экипажа и иных лиц, находящихся на судне и осуществляющих рыболовство.

2. Документы, устанавливающие право собственности на судно и (или) подтверждающие право на его использование.

3. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (под флагом иностранного государства).

4. Свидетельство об управлении безопасностью.

5. Разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также являющиеся неотъемлемой частью разрешений документы, позволяющие достоверно установить внесение изменений в разрешение, приостановление, аннулирование разрешения.

6. Судовой, рыболовный, технологический журналы.

7. Копии судовых суточных донесений, заверенные подписью капитана судна и судовой печатью (при ее наличии), хранящиеся на судне.

8. Квитанции и коносаменты на сданный (принятый) улов водных биологических ресурсов и произведенную из него рыбную продукцию, акты передачи и квитанции о получении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции.

9. Таможенные декларации с отметкой таможенных органов (в случае транспортировки уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции для доставки за пределы Российской Федерации).

10. Схемы расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенные судовладельцем (собственником судна), с указанием их размеров и объемов.

11. Локальный акт о назначении лица, ответственного за добычу (вылов) водных биологических ресурсов (при осуществлении рыболовства без использования судна рыбопромыслового флота).

12. Техническая документация на используемые орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

13. Свидетельство соответствия технических средств контроля требованиям, установленным Порядком оснащения судов техническими средствами контроля, их видами, требованиями к их использованию, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 525 <1> (с изменением, внесенным приказом Минсельхоза России от 6 октября 2020 г. N 593 <2>).

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2018 г., регистрационный N 52959.

<2> Зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2020 г., регистрационный N 60792.

14. Программа выполнения работ при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (рейсовое задание), утвержденная в рамках ежегодного плана проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов или ежегодного плана проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.

15. Акты отбора биологических образцов и живых особей водных биологических ресурсов для транспортировки в научные организации для продолжения работ, возвращения добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в среду их обитания, уничтожения водных биологических ресурсов.

16. Документ, удостоверяющий личность физического лица.

17. Путевка на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

18. Документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, устанавливающими правила осуществления рыболовства.

19. Договор или заверенная копия договора пользования рыболовным участком для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.