См. Документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 марта 2022 г. N 110
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <2>, подпунктом 71 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 <3>, приказываю:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 50, ст. 8415.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2021, N 24, ст. 4188.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2021, N 23, ст. 4037.
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах органов федеральной службы безопасности.
2. Признать утратившим силу приказ ФСБ России от 29 мая 2013 г. N 272 "Об утверждении Инструкции об организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в органах федеральной службы безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 25 июля 2013 г., регистрационный N 29169).
Директор
А.БОРТНИКОВ
Утвержден
приказом ФСБ России
от 22 марта 2022 г. N 110
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
I. Общие положения
1. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) на объектах органов федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности), осуществляемый уполномоченными подразделениями органов безопасности, указанными в пунктах 8 и 9 настоящего Порядка, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований на объектах органов безопасности (далее - обязательные требования), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
2. Предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах органов безопасности (далее - государственный контроль (надзор) является соблюдение следующих обязательных требований <1>:
--------------------------------
<1> Пункт 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5530).
1) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
2) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <1> и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2020, N 29, ст. 4504.
3) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
4) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
6) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
7) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru), 28 июня 2010 г.) <1>, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <2>.
--------------------------------
<1> Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г., ратифицированным Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 188-ФЗ "О ратификации Договора о Комиссии таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 44, ст. 4994), Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г., ратифицированным Федеральным законом от 1 декабря 2011 г. N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052), Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2021, N 27, ст. 5179.
3. Должностными лицами, уполномоченными на организацию государственного контроля (надзора) на объектах органов безопасности, являются заместитель начальника Управления - главный государственный санитарный врач ФСБ России Военно-медицинского управления ФСБ России (далее - главный государственный санитарный врач ФСБ России) и его заместитель.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) на объектах органов безопасности (далее - уполномоченные должностные лица), являются:
1) главный государственный санитарный врач ФСБ России;
2) начальник структурного подразделения Военно-медицинского управления ФСБ России, выполняющего функцию государственного контроля (надзора) в органах безопасности, и его заместитель;
3) начальник центра - врач Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФСБ России (далее - начальник центра) и его заместитель;
4) начальники центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора медико-санитарных частей (военно-медицинских служб) территориальных органов безопасности (далее - ЦГСЭН территориальных органов безопасности);
5) иные должностные лица (специалисты в области медико-профилактического дела) органов безопасности и структурного подразделения Военно-медицинского управления ФСБ России, в обязанности которых в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) входит осуществление государственного контроля (надзора).
5. Главный государственный санитарный врач ФСБ России по своим функциональным обязанностям является заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию <1>, и осуществляет полномочия, установленные пунктами 1 и 3 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ <2>.
--------------------------------
<6> Пункт 4 статьи 46 Федерального закона N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2004, N 35, ст. 3607).
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4590; 2013, N 30, ст. 4079.
6. Начальник структурного подразделения Военно-медицинского управления ФСБ России, выполняющего функции государственного контроля (надзора) в органах безопасности, по своим функциональным обязанностям является заместителем главного государственного санитарного врача ФСБ России.
Начальник центра, начальники ЦГСЭН территориальных органов безопасности являются заместителями главного государственного санитарного врача ФСБ России по своим функциональным обязанностям по вопросам, входящим в их компетенцию.
Лица, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, осуществляют полномочия, установленные пунктом 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ <3> на объектах органов безопасности региона ответственности.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2013, N 30, ст. 4079.
7. Объектами государственного контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) структурных подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, авиационных подразделений, образовательных организаций ФСБ России, военно-медицинских организаций ФСБ России, подразделений, входящих в их состав, организаций, находящихся в ведении ФСБ России, их должностных лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", к которой предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, к которым предъявляются обязательные требования.
8. Головным подразделением по осуществлению государственного контроля (надзора), организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в органах безопасности является Военно-медицинское управление ФСБ России.
9. На Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФСБ России, ЦГСЭН территориальных органов безопасности, структурное подразделение Военно-медицинского управления ФСБ России, выполняющее функцию государственного контроля (надзора) в органах безопасности, возлагаются функции по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, социально-гигиенического мониторинга, иммунопрофилактики, а также оценке санитарно-технического состояния объектов государственного контроля (надзора) в органах безопасности.
10. Военно-медицинское управление ФСБ России, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФСБ России и ЦГСЭН территориальных органов безопасности, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного контроля (надзора), входят в единую государственную централизованную систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) <1>.
--------------------------------
<1> Абзац пятый пункта 2 статьи 46 Федерального закона N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2016, N 27, ст. 4160).
11. Уполномоченные должностные лица при исполнении своих служебных обязанностей в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <2> (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и пунктами 1 и 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ <3> имеют право:
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596.
1) получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия военнослужащих и работников органов безопасности (далее - сотрудники);
2) проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;
3) беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты контроля (надзора) в целях проверки соблюдения контролируемыми лицами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
4) посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
5) проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
6) проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
7) проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
8) проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
9) составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства <1>.
--------------------------------
<1> Статья 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2020, N 14, ст. 2029).
12. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) уполномоченные должностные лица в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ <2> имеют право давать контролируемым лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596.
1) об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
2) о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
3) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
4) о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
5) о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
13. Уполномоченные должностные лица в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 52-ФЗ <1> обязаны:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596.
1) своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные пунктами 11 и 12 настоящего Порядка полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников;
2) устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
3) рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников и принимать соответствующие меры;
4) информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
5) осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
6) соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;
7) оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников и исполнения санитарного законодательства;
8) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их проверок и мероприятий по контролю.
14. Учет объектов государственного контроля (надзора) в органах безопасности осуществляется уполномоченными подразделениями органов безопасности, указанными в пункте 9 настоящего Порядка, посредством сбора, обработки анализа и учета сведений об объектах контроля (надзора).
15. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного контроля (надзора) обеспечивается защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключается ее передача в открытый доступ, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.
II. Проведение профилактических мероприятий
16. В ходе государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) консультирование;
4) профилактический визит.
17. Уполномоченные должностные лица осуществляют информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
18. Консультирование осуществляется уполномоченными должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников;
2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников;
4) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц.
В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы не предоставляются.
19. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 50, ст. 8415).
20. В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ <2>.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.
III. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий
21. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) выборочный контроль;
2) инспекционный визит;
3) рейдовый осмотр;
4) документарная проверка;
5) выездная проверка;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
7) выездное обследование.
22. Государственный контроль (надзор) в органах безопасности осуществляется без применения риск-ориентированного подхода <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 21 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5530).
23. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора) проводятся в соответствии с планом, утвержденным должностными лицами, указанными в пунктах 5 и 6 настоящего Порядка, в регионах ответственности. Периодичность осуществления плановых контрольных (надзорных) мероприятий и сроки их проведения устанавливаются указанными должностными лицами.
24. Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется по решению главного государственного санитарного врача ФСБ России и его заместителей, с учетом оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в органах безопасности и местах их дислокации, в том числе в случаях:
1) окончания срока устранения нарушений, выявленных в результате предыдущей проверки;
2) наличия сообщения (требования) органов государственной власти о фактах возможных нарушений санитарного законодательства;
3) наличия сообщения граждан Российской Федерации о фактах возможных нарушений санитарного законодательства;
4) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека вследствие нарушений санитарного законодательства.
25. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются следующие сведения:
1) дата, время и место принятия решения;
2) кем принято решение;
3) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
4) вид контроля;
5) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность уполномоченного должностного лица (уполномоченных должностных лиц, в том числе руководителя их группы), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;
6) объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;
7) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в отношении рейдового осмотра);
8) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в отношении рейдового осмотра);
9) вид контрольного (надзорного) мероприятия;
10) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;
11) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;
12) проверочные листы, если их применение является обязательным;
13) дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части, касающейся срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом);
14) перечень документов, представление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено представление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).
26. Выборочный контроль осуществляется внепланово. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) получение письменных объяснений;
3) истребование документов;
4) отбор проб (образцов);
5) инструментальное обследование;
6) испытание;
7) экспертиза.
27. Выборочный контроль проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.
После завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением случаев утраты приобретенной продукцией (приобретенными товарами) потребительских свойств) продукция (товары) возвращается лицу, у которого она была изъята.
28. Инспекционный визит осуществляется планово и внепланово. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
29. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
30. Рейдовый осмотр осуществляется планово и внепланово. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
31. Рейдовый осмотр проводится в отношении производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней.
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
32. Документарная проверка осуществляется планово и внепланово. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
33. Документарная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Документарная проверка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Документарная проверка, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, проводится с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
34. Выездная проверка осуществляется планово и внепланово. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
35. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
36. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется уполномоченным должностным лицом путем анализа данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.
37. Выездное обследование осуществляется планово и внепланово. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
38. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля.
Срок проведения выездного обследования не может превышать один рабочий день.
Выездное обследование проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
39. Отбор проб (образцов) в рамках плановых и (или) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы осуществляется, если отсутствует возможность оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).
Для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы по решению должностных лиц, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Порядка, могут быть привлечены сторонние организации, имеющие соответствующую лицензию, или аттестованные эксперты.
Отбор проб (образцов) может осуществляться уполномоченными должностными лицами, а также с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.
40. По результатам проведения осмотра, досмотра, опроса, отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания составляется протокол.
При получении письменных объяснений составляется письменный документ в свободной форме.
По результатам проведения истребования документов составляется акт контрольного (надзорного) действия.
Результаты проведения экспертизы оформляются экспертным заключением.
41. Для фиксации лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
42. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия, в котором указываются выявленные нарушения обязательных требований.
В случае устранения выявленного нарушения в акте контрольного (надзорного) мероприятия до окончания его проведения указывается факт устранения выявленного нарушения. Протоколы контрольных (надзорных) действий, письменные объяснения, экспертные заключения, а также документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
43. Ключевыми показателями государственного контроля (надзора), отражающими минимизацию вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) устранения риска его причинения, являются:
1) количество людей, заболевших инфекционными болезнями, за исключением хронических гепатитов, укусов, ослюнения животными, туберкулеза, сифилиса, гонококковой инфекции, ВИЧ-инфекции, острой респираторной вирусной инфекции, гриппа, пневмоний, на 100 тысяч населения;
2) количество людей, заболевших паразитарными болезнями, на 100 тысяч населения;
3) количество людей, пострадавших при пищевых отравлениях, за исключением бытовых пищевых отравлений, на 100 тысяч населения.
IV. Обжалование решений, действий (бездействия)
уполномоченных должностных лиц
44. Решения и (или) действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, принятые и осуществляемые в ходе государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы.
45. Правом на обжалование решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.
46. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченными должностными лицами из числа руководителей, начальников подразделений органов безопасности в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
47. При обжаловании решений уполномоченных должностных лиц из числа руководителей, начальников подразделений органов безопасности жалоба рассматривается главным государственным санитарным врачом ФСБ России или его заместителем в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
48. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в удовлетворении жалобы, заявителю в письменной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.