См. Документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2020 г. N 592
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии с подпунктом 71 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 <1>, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" <2> и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" <1> приказываю:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2007, N 49, ст. 6133.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774; 2014, N 19, ст. 2421.
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2018, N 46, ст. 7050.
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства органов федеральной службы безопасности.
2. Контроль за исполнением Административного регламента, утвержденного настоящим приказом, возложить на управление капитального строительства Службы обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Директор
А.БОРТНИКОВ
Утвержден
приказом ФСБ России
от 17 декабря 2020 г. N 592
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
I. Общие положения
Наименование функции
1. Осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства органов федеральной службы безопасности <1>.
--------------------------------
<1> Далее - государственный надзор и органы безопасности соответственно.
Наименование органа, осуществляющего государственный надзор
2. Государственный надзор осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации через структурное подразделение - управление капитального строительства Службы обеспечения деятельности <2>.
--------------------------------
<2> Далее - уполномоченный орган.
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление
государственного надзора
3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного надзора, размещен на официальном сайте ФСБ России (www.fsb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <3>, в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" <4> и федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <1>.
--------------------------------
<3> Далее - сеть "Интернет".
<4> Далее - Федеральный реестр.
<1> Далее - Единый портал.
Предмет государственного надзора
4. Предметом государственного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации <2> проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 26, ст. 3317. Далее - Кодекс.
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 Кодекса.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
государственного надзора
5. Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства органов безопасности.
6. Должностными лицами уполномоченного органа, непосредственно осуществляющими государственный надзор, являются сотрудники отдела государственного строительного надзора, которые осуществляют государственный надзор в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении застройщиков (технических заказчиков), лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, являющихся физическими и юридическими лицами.
7. Должностные лица уполномоченного органа имеют право:
1) беспрепятственно посещать объекты капитального строительства органов безопасности во время исполнения служебных обязанностей;
2) требовать от застройщика (технического заказчика) или лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, представления:
документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации, в случае, если членство в саморегулируемой организации является обязательным для лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства органов безопасности;
документов, подтверждающих право осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не являющимися членами саморегулируемой организации, в случае, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе договоров строительного подряда;
документов, подтверждающих право на осуществление работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на объектах, сведения о которых составляют государственную тайну;
результатов выполненных работ;
исполнительной документации;
общего и специальных журналов;
актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
образцов (проб) применяемых строительных материалов;
3) требовать от застройщика (технического заказчика) и лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если это требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
4) проверять соблюдение застройщиком (техническим заказчиком) и лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, порядка проведения строительного контроля, устранение выявленных при его проведении и осуществлении государственного надзора нарушений соответствия выполненных работ обязательным требованиям, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
5) составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
6) вносить записи о результатах проведенных проверок в соответствующий раздел общего журнала работ.
8. Должностные лица уполномоченного органа обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения (приказа) начальника уполномоченного органа (лица, исполняющего его обязанности) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа) начальника уполномоченного органа (лица, исполняющего его обязанности);
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1>;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2020, N 29, ст. 4504. Далее - Федеральный закон N 294-ФЗ.
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя (в случае его наличия);
14) истребовать документы и (или) информацию, необходимые при осуществлении государственного надзора, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р <1>, в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
--------------------------------
<1> Далее - межведомственный перечень.
15) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
16) обеспечивать соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, а также сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения, при проведении проверок.
9. В случае ненадлежащего осуществления государственного надзора должностное лицо уполномоченного органа несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются
мероприятия по государственному надзору
10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от уполномоченного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц уполномоченного органа;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) оспаривать решение об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов <1>, в судебном порядке;
--------------------------------
<1> Далее - решение об отказе в выдаче заключения о соответствии.
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;
7) по собственной инициативе представлять документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;
8) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными должностными лицами уполномоченного органа в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.
11. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору:
1) застройщик (технический заказчик) обязан обеспечить, в том числе через лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, условия для выполнения должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа своих полномочий, предусмотренных статьей 54 Кодекса, пунктом 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 <1>;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774; 2019, N 30, ст. 4311.
2) застройщик (технический заказчик), лица, осуществляющие строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, обязаны заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства органов безопасности направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ <2> с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 Кодекса;
--------------------------------
<2> Далее - извещение о начале строительства.
3) застройщик (технический заказчик), лица, осуществляющие строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, обязаны представить в уполномоченный орган документы, необходимые для разработки должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа программы проведения проверок объекта капитального строительства органов безопасности (проект организации строительства, организационно-технологическую схему, определяющую последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающие соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства, технологическую последовательность работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов, календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства);
4) застройщик (технический заказчик) обязан довести до лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, сведения о проверках, предусмотренных программой проведения проверок;
5) застройщик (технический заказчик), лица, осуществляющие строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, обязаны извещать уполномоченный орган об изменении сроков окончания работ, подлежащих проверке, указанных в программе проведения проверок;
6) застройщик (технический заказчик), лица, осуществляющие строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, обязаны направлять в уполномоченный орган извещения о каждом случае возникновения аварийной ситуации;
7) застройщик (технический заказчик) обязан обеспечить, в том числе через лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, условия для проведения соответствующих экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний;
8) застройщик (технический заказчик), лица, осуществляющие строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, обязаны обеспечить соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, а также сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения.
Описание результата осуществления государственного надзора
12. Результатом осуществления государственного надзора является:
1) выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов <1>;
--------------------------------
<1> Далее - заключение о соответствии.
2) выдача решения об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Исчерпывающие перечни документов и (или) информации,
необходимых для осуществления государственного надзора
и достижения целей и задач проведения проверки
13. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого лица:
1) проектная документация;
2) исполнительная документация, в которую включаются следующие текстовые и графические материалы:
а) акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
б) акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности;
в) акты освидетельствования скрытых работ;
г) акты освидетельствования ответственных конструкций;
д) акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;
е) комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лиц;
ж) исполнительные геодезические схемы;
з) исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
и) акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения;
к) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
л) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
м) документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений;
3) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
4) акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного надзора;
5) документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
6) документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации, в случае если указанное членство является обязательным для выполнения работ в соответствии со статьей 52 Кодекса;
7) документы, подтверждающие право осуществления работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не являющимися членами саморегулируемой организации, в случае, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе договоры строительного подряда.
14. Исчерпывающего перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с межведомственным перечнем не установлено.
II. Требования к порядку осуществления
государственного надзора
Порядок информирования об исполнении функции
15. Информирование об осуществлении государственного надзора проводится в устной, письменной или электронной формах.
16. Индивидуальное устное информирование об осуществлении государственного надзора проводится должностными лицами уполномоченного органа при личном обращении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
17. При предоставлении информации посредством индивидуального устного информирования должностное лицо уполномоченного органа дает полный и точный ответ на поставленные вопросы. Если должностное лицо уполномоченного органа, осуществляющее индивидуальное устное информирование, к которому обратился руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, не может ответить на вопрос самостоятельно или подготовка ответа требует продолжительного времени, то предлагает обратиться в письменной форме либо назначает другое время для устного информирования.
18. Продолжительность индивидуального устного информирования составляет не более десяти минут.
19. При индивидуальном письменном информировании (в том числе в электронной форме) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направляется ответ с указанием должности лица, подписавшего ответ, фамилии, инициалов имени и отчества (при наличии), а также номера телефона исполнителя письма.
20. Информация о процедуре осуществления государственного надзора предоставляется в течение десяти рабочих дней с даты регистрации запроса и должна быть достоверной и полной.
21. Предоставление информации об осуществлении государственного надзора осуществляется с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, а также сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения.
22. Информация о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах уполномоченного органа, адресах его электронной почты, официального сайта и формы обратной связи в сети "Интернет" размещается:
на официальном сайте ФСБ России в сети "Интернет";
в Федеральном реестре и на Едином портале;
на информационных стендах в помещениях уполномоченного органа, предназначенных для приема представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Сведения о размере платы за услуги организации
(организаций), участвующей (участвующих) в исполнении
государственной функции, взимаемой с лица, в отношении
которого проводятся мероприятия по государственному надзору
23. Государственная пошлина или иная плата с лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному надзору, не взимается.
Срок осуществления государственного надзора
24. Государственный надзор осуществляется уполномоченным органом с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Кодекса извещения о начале строительства до даты выдачи заключения о соответствии.
25. Срок осуществления государственного надзора может быть продлен в случае продления действия разрешения на строительство в соответствии с частью 21.14 статьи 51 Кодекса.
26. Продолжительность проверки устанавливается в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур, требования к порядку
их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур в электронной форме
Административные процедуры
27. Осуществление государственного надзора включает в себя следующие административные процедуры:
планирование мероприятий по осуществлению государственного надзора;
подготовка и организация осуществления государственного надзора;
проведение проверок;
оформление результатов проверки;
принятие мер должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки;
выдача заключения о соответствии или отказ в выдаче такого заключения.
Планирование мероприятий по осуществлению
государственного надзора
28. Основанием начала выполнения административной процедуры является получение уполномоченным органом извещения о начале строительства по форме согласно приложению N 1 к приказу Ростехнадзора от 12 марта 2020 г. N 107 "Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора" <1> от застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Кодекса.
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2020 г., регистрационный N 58067. Далее - Приказ об утверждении форм документов.
29. При выполнении административной процедуры совершаются следующие административные действия:
1) в течение трех рабочих дней с даты получения извещения о начале строительства издается приказ заместителя руководителя Службы - начальника управления капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России <1> о назначении должностных лиц, ответственных за осуществление государственного надзора. При назначении двух и более должностных лиц для осуществления государственного надзора из их числа назначается ответственное лицо (руководитель группы);
--------------------------------
<1> Далее - начальник уполномоченного органа.
2) в течение пяти рабочих дней с даты получения извещения о начале строительства должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа осуществляет разработку программы проведения проверок по форме согласно приложению N 3 к Приказу об утверждении форм документов;
3) программа проведения проверок составляется в двух экземплярах, первый из которых остается в деле у разработавшего ее должностного лица уполномоченного органа, второй - направляется (вручается) застройщику (техническому заказчику) в течение семи рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган извещения о начале строительства. В случае отказа представителем застройщика (технического заказчика) от получения на руки (подписания) экземпляра программы проведения проверок документ направляется по почте заказным письмом с уведомлением. Застройщик (технический заказчик) обязан довести до лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства органов безопасности, сведения о проверках, предусмотренных программой проведения проверок.
30. Результатом административной процедуры является направление (вручение) программы проведения проверок застройщику (техническому заказчику).
31. Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора на основании приказа начальника уполномоченного органа.
32. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет восемь рабочих дней с даты получения извещения о начале строительства.
33. Результат выполнения административной процедуры фиксируется в журнале, предусмотренном подпунктом "а" пункта 8 Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора (РД-11-03-2006), утвержденного приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1130 <1> (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 21 октября 2015 г. N 417 <2>), и посредством формирования дела в соответствии с Порядком формирования и ведения дел.
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2007 г., регистрационный N 9009. Далее - Порядок формирования и ведения дел.
<2> Зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2015 г., регистрационный N 40007.
Подготовка и организация осуществления
государственного надзора
34. Основанием начала выполнения административной процедуры являются:
1) программа проведения проверок, разработанная уполномоченным органом;
2) извещение от застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства органов безопасности, направленное в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Кодекса, а также извещение об устранении нарушений, извещение об окончании строительства;
3) обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объекта капитального строительства органов безопасности, в соответствии с частью 3 статьи 53 Кодекса; информация от органов государственной власти (должностных лиц уполномоченного органа), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объекта капитального строительства органов безопасности, в соответствии с частью 3 статьи 53 Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, интересам безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
4) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
5) наличие распоряжения (приказа) начальника уполномоченного органа о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за осуществлением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
35. При выполнении административной процедуры совершаются следующие административные действия:
1) при наличии одного из оснований, указанных в пункте 34 настоящего Административного регламента, должностное лицо, указанное в пункте 31 настоящего Административного регламента, осуществляет подготовку распоряжения (приказа) начальника уполномоченного органа о проведении проверки. В распоряжении (приказе) начальника уполномоченного органа о проведении проверки, акте проверки указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства органов безопасности, в отношении которого планируется проведение мероприятий по государственному надзору;
2) после издания распоряжения (приказа) начальника уполномоченного органа о проведении проверки, не позднее чем за три рабочих дня до проведения проверки лицу, в отношении которого осуществляется государственный надзор, направляется уведомление о начале проведения проверки посредством направления копии указанного распоряжения (приказа) заказным письмом, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение подтверждения о его вручении лицу, в отношении которого осуществляется государственный надзор.
36. Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются должностные лица, указанные в пункте 31 настоящего Административного регламента.
37. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет семь рабочих дней с даты возникновения оснований, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 34 настоящего Административного регламента.
38. Административная процедура оканчивается не позднее чем за три рабочих дня до даты начала проверки.
39. Результатом выполнения административной процедуры является направление уведомления о начале проведения проверки посредством направления копии распоряжения (приказа) начальника уполномоченного органа в соответствии с подпунктом 2 пункта 35 настоящего Административного регламента.
40. Результат выполнения административной процедуры фиксируется в журналах регистрации, предусмотренных подпунктами "б - г" пункта 8 Порядка формирования и ведения дел.
Проведение проверок
41. Основанием начала выполнения административной процедуры является предъявление должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа, ее осуществляющим, руководителю или иному уполномоченному представителю застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства органов безопасности, копии распоряжения (приказа) начальника уполномоченного органа о назначении должностных лиц, ответственных за осуществление государственного надзора, одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
42. Проверка проводится должностным лицом (должностными лицами), указанным в распоряжении (приказе) начальника уполномоченного органа о назначении должностных лиц, ответственных за осуществление государственного надзора.
43. Замена должностных лиц, осуществляющих проверку в соответствии с распоряжением (приказом) начальника уполномоченного органа, изменение срока (дат начала и окончания) ее проведения, предмета или вида оформляются распоряжением (приказом) начальника уполномоченного органа о внесении изменений в распоряжение (приказ) начальника уполномоченного органа о проведении проверки.
44. При проведении проверки должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа проверяются:
1) соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования (при строительстве);
2) соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (при реконструкции).
45. При проведении проверки должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа осуществляет следующие административные действия:
1) рассматривает представленные лицом, в отношении которого осуществляется государственный надзор, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также с применением строительных материалов (изделий);
2) проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения) и примененных строительных материалов (изделий);
3) оформляет результаты проведенной проверки выполненных работ и примененных строительных материалов (изделий).
46. Должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в соответствии с подпунктом 1 пункта 45 настоящего Административного регламента проверяет наличие и содержание следующих документов:
1) общего и (или) специальных журналов работ;
2) исполнительной документации, актов освидетельствования скрытых работ, оказывающих влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных сетей и оборудования, актов ответственных конструкций, актов освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;
3) актов об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам и примененным строительным материалам (изделиям), выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного надзора;
4) результатов экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и примененных строительных материалов (изделий), проведенных в процессе строительного контроля;
5) подтверждающих проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов;
6) подтверждающих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (при наличии), вынесенных уполномоченным органом;
7) подтверждающих членство юридического лица, индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации, в случае если указанное членство является обязательным для выполнения работ в соответствии со статьей 52 Кодекса;
8) подтверждающих право осуществления работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не являющимися членами саморегулируемой организации, в случае, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе договоров строительного подряда;
9) подтверждающих право юридических лиц на осуществление работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
47. Должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в соответствии с подпунктом 2 пункта 45 настоящего Административного регламента посредством визуального осмотра проверяет:
1) соблюдение требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации применительно к выполненным работам и примененным строительным материалам (изделиям);
2) устранение нарушений (недостатков), выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного надзора, применительно к выполненным работам и примененным строительным материалам (изделиям);
3) соблюдение запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного надзора.
48. Проверка законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства органов безопасности проводится в порядке, предусмотренном пунктами 41 - 47 настоящего Административного регламента, с учетом следующих особенностей:
1) в ходе проверки визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный объект капитального строительства органов безопасности в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия);
2) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного надзора и проведении строительного контроля.
49. Максимальный срок проведения проверки составляет двадцать рабочих дней.
50. Результатом выполнения административной процедуры является акт проверки.
51. Результат выполнения административной процедуры фиксируется в журнале регистрации, предусмотренном подпунктом "б" пункта 8 Порядка формирования и ведения дел.
Оформление результатов проверки
52. Основанием для начала оформления результатов проверки является окончание проверки в соответствии со сроками, указанными в распоряжении (приказе) начальника уполномоченного органа о проведении проверки.
53. Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются должностные лица, указанные в пункте 42 настоящего Административного регламента.
54. Выполнение административной процедуры состоит из следующих административных действий:
1) по результатам проведенной должностными лицами уполномоченного органа проверки составляется акт проверки, оформленный в двух экземплярах, в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с типовой формой согласно приложению N 3 к приказу Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> (с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. N 199 <2>, от 30 сентября 2011 г. N 532 <3> и от 30 сентября 2016 г. N 620 <4>), являющийся в случае выявления нарушений основанием для выдачи застройщику (техническому заказчику), лицу, осуществляющему строительство, реконструкцию объекта капитального строительства органов безопасности на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком), предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства;
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915.
<2> Зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702.
<3> Зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264.
<4> Зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118.
2) к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов материалов (изделий), протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, физических лиц, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии;
3) один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается лицу (его уполномоченному представителю), в отношении которого осуществляется государственный надзор, под роспись.
В случае отказа лица (его уполномоченного представителя), в отношении которого осуществляется государственный надзор, от ознакомления с актом проверки и получения его экземпляра на акте должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, делается соответствующая запись.
В случае отсутствия лица (его уполномоченного представителя), в отношении которого осуществляется государственный надзор, а также его отказа ознакомиться с актом проверки под роспись акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле по объекту капитального строительства уполномоченного органа.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается лицу (его уполномоченному представителю), в отношении которого осуществляется государственный надзор, под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле по объекту капитального строительства уполномоченного органа.
55. В акте указываются конкретные виды нарушений со ссылками на статьи (пункты, части) нормативных правовых актов, технических регламентов, листы (страницы) проектной документации, требования которых были нарушены.
56. В случае выявления отсутствия утвержденной проектной документации или ее несоответствия обязательным требованиям проверка выполняемых работ и применяемых строительных материалов осуществляется на соответствие обязательным требованиям.
57. Результаты проверки заносятся должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа в общий и (или) специальные журналы, журнал учета проверок, журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, в соответствии с типовой формой согласно приложению N 4 к приказу Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки должностным лицом (должностными лицами) уполномоченного органа делается соответствующая запись.
58. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет двадцать рабочих дней.
59. Результатом выполнения административной процедуры является акт проверки с прилагаемыми к нему в соответствии с подпунктом 2 пункта 54 настоящего Административного регламента документами, а также внесение записей в общий и (или) специальные журналы, журнал учета проверок.
60. Результат выполнения административной процедуры фиксируется в журнале регистрации, предусмотренном подпунктом "б" пункта 8 Порядка формирования и ведения дел, в общем и (или) специальных журналах, журнале учета проверок.
Принятие мер должностным лицом (должностными лицами)
уполномоченного органа по фактам нарушений, выявленных
при проведении проверки
61. Основанием начала выполнения административной процедуры является выявление нарушений при проведении проверки.
62. Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются должностные лица, указанные в пункте 42 настоящего Административного регламента.
63. В случае выявления при проведении проверки нарушений должностное лицо (должностные лица) уполномоченного органа в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
1) выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, оформляемое по форме согласно приложению N 7 к Приказу об утверждении форм документов;
2) принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) незамедлительно принимает меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения.
64. После устранения выявленных нарушений лицо, в отношении которого осуществлялся государственный надзор, направляет в уполномоченный орган извещение об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, оформляемое по форме согласно приложению N 8 к Приказу об утверждении форм документов.
65. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет двадцать рабочих дней.
66. Результатом выполнения административной процедуры является:
в случае устранения ранее выявленных нарушений (недостатков) - акт об устранении выявленных недостатков;
в случае неустранения ранее выявленных нарушений (недостатков) - предписание об устранении выявленных нарушений.
67. Результат выполнения административной процедуры фиксируется в журнале регистрации, предусмотренном подпунктом "б" пункта 8 Порядка формирования и ведения дел.
Выдача заключения о соответствии или отказ в выдаче
такого заключения
68. Основанием начала выполнения административной процедуры является акт проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
69. Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является должностное лицо (должностные лица), которое указано в распоряжении (приказе) начальника уполномоченного органа на проведение проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
70. Выполнение административной процедуры состоит из следующих административных действий:
1) уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации обращения застройщика (технического заказчика), выдает заключение о соответствии, оформленное по форме согласно приложению N 10 к Приказу об утверждении форм документов;
2) при отсутствии оснований для выдачи заключения о соответствии уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации обращения застройщика (технического заказчика), принимает решение об отказе в выдаче заключения о соответствии, оформляемое по форме согласно приложению N 11 к Приказу об утверждении форм документов.
71. Уполномоченный орган выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований проектной документации, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты окончания проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
72. Уполномоченный орган отказывает в выдаче заключения о соответствии, если:
1) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения требований проектной документации, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты окончания проверки;
2) отсутствует акт проверки после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органов безопасности.
Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технические регламенты, иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
Принятие уполномоченным органом решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не препятствует повторному обращению застройщика (технического заказчика) за выдачей заключения о соответствии после устранения причин, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом указанного решения.
73. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом, указанным в пункте 69 настоящего Административного регламента, и утверждается приказом начальника уполномоченного органа.
74. Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии направляется (вручается) представителю застройщика (технического заказчика). Второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии остается в деле по объекту капитального строительства уполномоченного органа.
75. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет десять рабочих дней.
76. Результатом выполнения административной процедуры является выдача (вручение) заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком (техническим заказчиком) в судебном порядке.
77. Результаты выполнения административной процедуры фиксируются в журнале регистрации, предусмотренном подпунктом "д" пункта 8 Порядка формирования и ведения дел.
IV. Порядок и формы контроля за осуществлением
государственного надзора
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением
и исполнением должностными лицами органа государственного
надзора положений регламента и иных нормативных правовых
актов, устанавливающих требования к осуществлению
государственного надзора, а также за принятием ими решений
78. Обязанности должностных лиц уполномоченного органа, связанные с осуществлением государственного надзора, закрепляются в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
79. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по осуществлению государственного надзора, осуществляется руководством уполномоченного органа, ответственным за организацию работы по осуществлению государственного надзора.
Текущий контроль осуществляется постоянно.
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества осуществления
государственного надзора, в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством осуществления
государственного надзора
80. Контроль за полнотой и качеством осуществления государственного надзора осуществляется путем проведения должностными лицами уполномоченного органа плановых и внеплановых проверок соблюдения и исполнения должностными лицами уполномоченного органа положений настоящего Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного строительного надзора.
81. Контроль за полнотой и качеством осуществления государственного надзора включает в себя выявление и устранение нарушений прав и законных интересов лиц, в отношении которых исполняется государственный надзор, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения лиц, в отношении которых исполняется государственный надзор, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа.
82. По результатам проверок в случае выявления нарушений прав застройщика (технического заказчика) или лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства органов безопасности, должностные лица уполномоченного органа привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
83. Периодичность плановых и внеплановых проверок соблюдения и исполнения должностными лицами уполномоченного органа положений настоящего Административного регламента устанавливается приказами (распоряжениями) начальника уполномоченного органа.
Ответственность должностных лиц органа государственного
надзора за решения и действия (бездействие), принимаемые
(осуществляемые) ими в ходе осуществления
государственного надзора
84. Должностные лица уполномоченного органа несут персональную ответственность за нарушение порядка осуществления государственного надзора, в том числе за неисполнение административных процедур и несоблюдение сроков, установленных настоящим Административным регламентом.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам
контроля за исполнением государственной функции,
в том числе со стороны граждан, их объединений
и организаций
85. Граждане, их объединения и организации имеют право на предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации формы контроля за деятельностью должностных лиц уполномоченного органа по осуществлению государственного надзора.
86. Контроль за осуществлением государственного надзора осуществляется со стороны юридических лиц и граждан, их объединений и организаций путем направления в уполномоченный орган:
1) предложений о совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностными лицами уполномоченного органа обязанностей по осуществлению государственного надзора;
2) сообщений о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе уполномоченного органа, его должностных лиц;
3) жалоб по фактам нарушения должностными лицами уполномоченного органа прав, свобод или законных интересов граждан.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений
и действий (бездействия) уполномоченного органа,
осуществляющего государственный надзор,
а также его должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве
на досудебное (внесудебное) обжалование действий
(бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных)
в ходе осуществления государственного надзора
87. Решения и действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа, принимаемые (осуществляемые) в ходе осуществления государственного надзора, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
88. Жалоба должна содержать:
1) сведения о должностном лице уполномоченного органа, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии), почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) должностных лиц уполномоченного органа;
4) доводы, на основании которых заявитель выражает несогласие с решением и действиями (бездействием) должностных лиц уполномоченного органа. Заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
89. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения или действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, принятые (осуществленные) ими в ходе осуществления государственного надзора.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ
на жалобу не дается
90. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
91. Ответ на жалобу не дается в следующих случаях, если в такой жалобе:
1) не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
2) обжалуется судебное решение (в течение семи календарных дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования судебного решения);
3) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы причинения вреда жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи (жалоба остается без ответа по существу поставленных в ней вопросов, при этом заявителю, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом);
4) текст не поддается прочтению (жалоба не подлежит рассмотрению, о чем в течение семи календарных дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);
5) текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы (ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи календарных дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение);
6) содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства. Должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направленные жалобы направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу;
7) содержится вопрос, ответ на который не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации тайну (заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в жалобе вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений).
Основания для начала процедуры досудебного
(внесудебного) обжалования
92. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы.
93. Жалоба застройщика (технического заказчика), других физических или юридических лиц подается в письменной (электронной) форме либо при личном приеме у начальника (заместителя начальника) уполномоченного органа в устной форме.
Права заинтересованных лиц на получение информации
и документов, необходимых для обоснования
и рассмотрения жалобы
94. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, представление которых не противоречит законодательству Российской Федерации.
95. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, при условии, что это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и указанные документы не содержат информации, составляющей государственную, иную охраняемую законом тайну, а также сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения.
Органы государственной власти, организации и уполномоченные
на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена
жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
96. Решения и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, принятые в рамках осуществления государственного надзора, в соответствии с настоящим Административным регламентом могут быть обжалованы начальнику (заместителю начальника) уполномоченного органа.
Решения и действия (бездействие) начальника уполномоченного органа могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу ФСБ России.
Сроки рассмотрения жалобы
97. Срок рассмотрения письменной жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с даты ее регистрации в уполномоченном органе.
В исключительных случаях (в частности, при необходимости направления запросов в другие органы и организации о предоставлении дополнительных документов и материалов) должностное лицо уполномоченного органа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать календарных дней с уведомлением о продлении срока лица, направившего обращение.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования
98. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
признает решения и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа в ходе осуществления государственного надзора правомерными;
признает решения и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
99. Не позднее дня, следующего за днем принятия одного из указанных в пункте 98 настоящего Административного регламента решений, заявителю почтовым отправлением либо на электронный адрес (в случае указания заявителем электронного адреса с отметкой об извещении в электронном виде) направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.