См. Документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 10 января 2024 г. N 4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И СОДЕРЖАНИЯ ЛИФТОВ, ПОДЪЕМНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ,
ПАССАЖИРСКИХ КОНВЕЙЕРОВ (ДВИЖУЩИХСЯ ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК),
ЭСКАЛАТОРОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЭСКАЛАТОРОВ В МЕТРОПОЛИТЕНАХ,
НА ОБЪЕКТАХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
И В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФСБ РОССИИ

В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 135.1 Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960, в целях организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, на объектах органов федеральной службы безопасности и в организациях, находящихся в ведении ФСБ России, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, на объектах органов федеральной службы безопасности и в организациях, находящихся в ведении ФСБ России.

2. Настоящий приказ действует до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего правовое регулирование в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 135.1 Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Директор
А.БОРТНИКОВ

Утвержден
приказом ФСБ России
от 10 января 2024 г. N 4

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И СОДЕРЖАНИЯ ЛИФТОВ, ПОДЪЕМНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ,
ПАССАЖИРСКИХ КОНВЕЙЕРОВ (ДВИЖУЩИХСЯ ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК),
ЭСКАЛАТОРОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЭСКАЛАТОРОВ В МЕТРОПОЛИТЕНАХ,
НА ОБЪЕКТАХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
И В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФСБ РОССИИ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, на объектах органов федеральной службы безопасности и в организациях, находящихся в ведении ФСБ России <1>, осуществляется службой технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России <2> с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

--------------------------------

<1> Далее - опасные технические устройства зданий и сооружений, государственный контроль (надзор) соответственно.

<2> Далее - служба.

2. Должностными лицами, осуществляющими государственный контроль (надзор), являются начальник службы, заместитель начальника службы, а также должностные лица службы, в должностные обязанности (регламенты, инструкции) которых входит осуществление государственного контроля (надзора) и которые являются государственными инспекторами ФСБ России в области промышленной безопасности.

3. Предметом государственного контроля (надзора) являются:

соблюдение подразделениями ФСБ России, органами федеральной службы безопасности, подразделениями, входящими в их состав, организациями, находящимися в ведении ФСБ России, их должностными лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные технические устройства зданий и сооружений <1>, требований об обязательном страховании, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

--------------------------------

<1> Далее - контролируемые лица.

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом обязательных требований, установленных техническими регламентами, предъявляемых к опасным техническим устройствам зданий и сооружений;

соблюдение контролируемыми лицами порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, установленного в соответствии с частью 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. При осуществлении государственного контроля (надзора) осуществляется оценка соблюдения обязательных требований, предъявляемых к опасным техническим устройствам зданий и сооружений, установленных:

пунктом 8 статьи 4, пунктами 4, 6 - 11 и 14 статьи 5, статьей 6, пунктами 2 - 5 и 8 статьи 8, пунктом 1 статьи 12 технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 <1> и приложением N 1, разделом "Грузоподъемные машины" приложения N 2 к указанному техническому регламенту;

--------------------------------

<1> С изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 248, от 19 мая 2015 г. N 55, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2016 г. N 37, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 марта 2021 г. N 28. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".

статьями 3 - 5, пунктами 1, 3 - 5 статьи 6 технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 <2>, и приложением N 1 к указанному техническому регламенту.

--------------------------------

<2> С изменениями, внесенными решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 884, решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 140, от 4 декабря 2012 г. N 249, от 29 мая 2018 г. N 93, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2019 г. N 112. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".

5. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

деятельность контролируемых лиц, связанная с использованием и содержанием опасных технических устройств зданий и сооружений;

опасные технические устройства зданий и сооружений, в отношении которых техническими регламентами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, установлены обязательные требования, а также процессы, связанные с их использованием и содержанием.

6. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в службе ведется учет:

объектов государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лиц;

сведений о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка <3>;

--------------------------------

<3> Далее - обязательные требования.

планирования и (или) проведения мероприятий по осуществлению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований <1>, контрольных (надзорных) мероприятий;

--------------------------------

<1> Далее - профилактические мероприятия.

результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.

II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

7. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

выездная проверка;

документарная проверка.

8. Срок проведения выездной или документарной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

9. Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

10. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

экспертиза.

11. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

12. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и решения (заверенной копии решения) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать здания, помещения, сооружения и иные объекты органов федеральной службы безопасности и организации, находящиеся в ведении ФСБ России;

знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

требовать от контролируемых лиц, в том числе от руководителей, военнослужащих и (или) работников контролируемых лиц, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос военнослужащих и (или) работников контролируемого лица, в том числе должностных лиц, ограничения доступа на объекты органов федеральной службы безопасности и в организации, находящиеся в ведении ФСБ России, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

13. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.

Ежегодные планы, предусматривающие проведение контрольных (надзорных) мероприятий, утверждаются Директором ФСБ России, руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России или его первым заместителем.

Решения о проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий принимаются начальником службы.

Решения о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий принимаются Директором ФСБ России или руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России на основании предложений службы либо начальником службы (если проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий не предусматривает командирование должностного лица (должностных лиц), осуществляющего (осуществляющих) государственный контроль (надзор).

14. В течение 5 рабочих дней после дня окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт проверки, а в случае выявления фактов нарушений обязательных требований - предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований <1> (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку), которое прилагается к акту проверки.

--------------------------------

<1> Далее - предписание.

15. Акт проверки и предписание (при его наличии) оформляются в двух экземплярах на бумажном носителе.

16. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением предписания (при его наличии) осуществляются должностным лицом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие.

17. При проведении выездных проверок должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при фиксации доказательств нарушений обязательных требований используют фотосъемку, аудио- и видеозапись при наличии технической возможности.

18. При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений обязательных требований и (или) признаков их нарушений.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Оптические диски, содержащие фотографии, аудио- и видеофайлы, прилагаются к акту проверки.

19. Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в службу информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих его присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, болезнь индивидуального предпринимателя и его близких родственников, его участие в судебном процессе или исполнение судебных решений, нахождение в отпуске), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится начальником службы на срок, необходимый для окончания (устранения) обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя в службу.

III. Проведение профилактических мероприятий

20. При осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

21. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование.

Вид проводимого профилактического мероприятия определяется начальником службы.

22. Служба осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

23. Обобщение правоприменительной практики осуществляется службой в целях решения следующих задач:

выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).

24. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора), подготавливается службой один раз в год и утверждается руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России или его первым заместителем.

25. При наличии в службе сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, а также о признаках их нарушений служба объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

26. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе направить в службу возражение в отношении указанного предостережения.

27. Возражение контролируемого лица направляется в службу не позднее 5 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

28. Служба рассматривает возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу мотивированный ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.

29. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), по обращениям контролируемых лиц проводят консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).

30. Консультирование проводится должностным лицом, осуществляющим государственный контроль (надзор), по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

IV. Обжалование решений, действий (бездействия),
принятых (совершенных) при осуществлении государственного
контроля (надзора)

31. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены при осуществлении государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

актов проверки и (или) предписаний;

действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор).

32. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

33. Жалоба рассматривается должностным лицом, являющимся вышестоящим по отношению к должностному лицу, чьи решения и (или) действия (бездействие) обжалуются.

Приложение
к Порядку (п. 14)

Рекомендуемый образец

(при необходимости - гриф секретности или пометка "Для служебного пользования")
Экз. N ____
СЛУЖБА ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСПЕКЦИЙ И ПОЖАРНОГО НАДЗОРА СЛУЖБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
107031, г. Москва
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении выявленных нарушений обязательных требований
N ___________
__ _______________ 20__ г.
(место составления)
Выдано
(полное наименование контролируемого лица, в отношении
которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие)
Мною (нами),
(должность, фамилия, инициалы лица (лиц), проводившего
,
(проводивших) контрольное (надзорное) мероприятие)
на основании акта проверки от __ ____________ 20__ г. N _______
ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ:
принять меры по устранению выявленных нарушений обязательных требований:
N п/п
Предписываемые меры по устранению выявленных нарушений обязательных требований
Нормативный правовой акт (с указанием структурной единицы), требования которого нарушены (не соблюдены)
Срок устранения нарушения
Предписание выдал (выдали):
(должность лица, проводившего контрольное
(надзорное) мероприятие)
(подпись)
(инициалы, фамилия)
(должность лица, проводившего контрольное
(надзорное) мероприятие)
(подпись)
(инициалы, фамилия)
С предписанием ознакомлен, экземпляр N ____ предписания получил.
(должность руководителя (иного должностного
лица или уполномоченного представителя
контролируемого лица)
(подпись)
(инициалы, фамилия)
__ _____________ 20__ г.
От ознакомления с предписанием руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель контролируемого лица), в отношении которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие, отказался.
(должность лица, проводившего контрольное
(надзорное) мероприятие)
(подпись)
(инициалы, фамилия)
__ _____________ 20__ г.
(должность лица, проводившего контрольное
(надзорное) мероприятие)
(подпись)
(инициалы, фамилия)
__ _____________ 20__ г.