См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 30 апреля 2020 г. N ЕД-7-6/319@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

В соответствии с приказом ФНС России от 17.04.2020 N ЕД-7-4/261@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 04.02.2020 N ЕД-7-4/70@" приказываю:

1. Утвердить Положение об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 09.04.2018 N ММВ-7-6/200@ "Об утверждении Положения об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ

Утверждено
приказом ФНС России
от "__" _______ 2020 г. N ___

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

1. Общие положения

1.1. Управление информационных технологий (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Совершенствование информационного и технического обеспечения деятельности налоговых органов, внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий.

2.2. Обеспечение разработки и внедрения организационной и технологической составляющих системы информационного взаимодействия налоговых органов с ведомствами, налогоплательщиками с применением современных инфо-коммуникационных и электронно-цифровых технологий.

2.3. Организация и координация процессов создания и развития автоматизированной информационной системы Службы (далее - АИС "Налог-3") и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.

2.4. Организация и координация устранения проблем общего характера в АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных системах, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, препятствующих своевременному и качественному выполнению бизнес-функций.

2.5. Организация и контроль за эксплуатацией АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.

2.6. Организация и участие в процессах внедрения прикладного программного обеспечения на объектах автоматизации Службы.

2.7. Организация и координация процессов непрерывного функционирования прикладного программного обеспечения на объектах автоматизации Службы.

2.8. Организация материального учета, хранения материальных ценностей центрального аппарата Службы в части средств вычислительной техники и средств стационарной телефонной связи (за исключением мобильных средств телефонной связи, копировального оборудования и средств информационной безопасности), лицензий на общесистемное программное обеспечение и материальных запасов в части расходных материалов и ЗИП средств вычислительной техники и телефонного оборудования, нематериальных активов, полученных в ходе исполнения работ по созданию и развитию АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.

2.9. Оценка эффективности деятельности Службы в целом и применительно к территориальным налоговым органам, а также подведомственным организациям в части вопросов, входящих в компетенцию Управления.

2.10. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, входящим в компетенцию Управления и закрепленным за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.

2.11. Методологическое и организационное обеспечение и контроль работ по вводу документов налоговой и бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, представляемых налоговому органу на бумажных носителях, в том числе с использованием двухмерного штрих-кода, а также в виде скан-образов документов.

2.12. Координация деятельности по мониторингу работоспособности интерактивных сервисов на Интернет-сайте ФНС России.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

3.1. Осуществляет:

3.1.1. Методологическое обеспечение и координацию деятельности территориальных налоговых органов и подведомственных организаций в соответствии с основными задачами Управления;

3.1.2. Координацию мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в Службе, в том числе, совместно со структурными подразделениями Службы, ее территориальными органами и подведомственными казенными учреждениями осуществляет планирование и реализацию мероприятий по информатизации в отношении учтенных информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, координацию расходования средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по информатизации, формирует и согласовывает с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации план информатизации Службы и мероприятия по информатизации в федеральной государственной системе координации информатизации;

3.1.3. Оптимизацию работы администраторов автоматизированных информационных систем, эксплуатируемых Службой и сопровождаемых Службой как оператором (перераспределение функций между уровнями);

3.1.4. Мониторинг эксплуатации аппаратно-программных средств, средств телекоммуникаций в территориальных налоговых органах и центральном аппарате Службы;

3.1.5. Контроль за ведением Фонда алгоритмов и программ Службы;

3.1.6. Согласование технических порядков в рамках технологий, связанных с информационным обменом и документооборотом;

3.1.7. Организацию процессов извлечения, преобразования и загрузки данных при переносе информации из одного программного компонента в другой;

3.1.8. Межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, внебюджетными фондами и обеспечение выполнения технологических процессов в части обмена информацией с компетентными органами иностранных государств (по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере налогообложения);

3.1.9. Организацию приема, учета, хранения, выдачи основных средств и материальных запасов центрального аппарата Службы, подготовки необходимых документов для представления в комиссию по принятию решения о списании оборудования и других материальных ценностей Службы в части средств вычислительной техники и средств стационарной телефонной связи (за исключением мобильных средств телефонной связи, копировального оборудования и средств информационной безопасности), лицензий на общесистемное программное обеспечение и материальных запасов в части расходных материалов и ЗИП средств вычислительной техники и телефонного оборудования;

3.1.10. Координацию работ по изучению и внедрению электронных технологий сбора, обработки и распространения информации в целях оказания услуг налогоплательщикам;

3.1.11. Координацию деятельности по мониторингу работоспособности интерактивных сервисов на Интернет-сайте ФНС России.

3.2. Организует:

3.2.1. Работы по анализу и количественной оценке информационно-телекоммуникационных потребностей территориальных налоговых органов, структурных подразделений центрального аппарата Службы, подведомственных организаций, разработку предложений по комплексной автоматизации выполняемых ими задач и функций;

3.2.2. Работы по применению информационных технологий в государственном управлении в пределах компетенции Службы, включая вопросы развития инфраструктуры электронного правительства, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, вопросы организации межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, трансграничного электронного взаимодействия, организации оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, юридической значимости электронных документов и идентификации их отправителей и получателей, создания и развития государственных информационных ресурсов на основе системы центров обработки данных;

3.2.3. Проектирование, внедрение, администрирование, сопровождение и развитие аппаратно-программных средств в структурных подразделениях центрального аппарата Службы: сетевых ресурсов корпоративной вычислительной сети, баз данных коллективного пользования, системы телекоммуникаций (СТК), Интернет/Интранет-сети Службы;

3.2.4. Совместно с подведомственными организациями и МИ ФНС России по ЦОД распределение вычислительных ресурсов информационно-коммуникационной инфраструктуры в центрах обработки данных Службы под задачи налогового администрирования и контроля, а также для выполнения технологических процессов;

3.2.5. Работы по созданию, модернизации, внедрению, сопровождению и эксплуатации АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, включая организацию работ по созданию, развитию и сопровождению информационно-технологической инфраструктуры Службы и подведомственных организаций, в том числе системы телекоммуникаций и связи, центров обработки данных;

3.2.6. Технические работы по предоставлению доступа к открытым данным, общедоступным сведениям и электронным услугам Службы;

3.2.7. Разработку технологий автоматизированной обработки налоговой информации (технологические решения по приему, передаче, обработке, хранению и представлению данных);

3.2.8. Мониторинг состояния и проведения технического обслуживания аппаратных (в том числе сетевых) средств АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи, информационно-технологической инфраструктуры центров обработки данных Службы;

3.2.9. Управление конфигурациями аппаратно-программных средств, средств телекоммуникаций с привлечением по необходимости подведомственных организаций;

3.2.10. Работы по разработке справочной информации, классификаторов и средств их ведения и поддержания их в актуальном состоянии;

3.2.11. Иинформационно-техническую поддержку видеоконференцсвязи с территориальными налоговыми органами;

3.2.12. Работы по вводу документов налоговой и бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, представляемых на бумажных носителях налоговому органу, в том числе с использованием двухмерного штрих-кода, в том числе работы по обеспечению своевременности и полноты ввода;

3.2.13. Процессы администрирования Единой службы каталогов, Системы управления и мониторинга, внешних и внутренних вычислительных сетей, систем хранения данных;

3.2.14. Внутренний контроль деятельности территориальных налоговых органов по направлениям деятельности налоговых органов, относящимся к компетенции Управления, в том числе разрабатывает методические документы и технологические решения по организации системы внутреннего контроля и участвует в его проведении;

3.3. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по созданию, модернизации, сопровождению и эксплуатации информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации работы налоговых органов.

3.4. Определяет перспективные технологии развития АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи и организует их внедрение.

3.5. Организует и осуществляет оперативное взаимодействие с территориальными налоговыми органами, а также подведомственными организациями, в части создания, развития, внедрения и эксплуатации АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи.

3.6. Организует размещение сведений об информационных системах и (или) компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

3.7. Осуществляет функции подразделения инициатора закупки в соответствии с регламентом взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата ФНС России при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе:

- формирует заявки на включение в План-график закупок товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также осуществляет согласование таких заявок от других структурных подразделений Службы;

- согласовывает распоряжения руководителя контрактной службы ФНС России об осуществлении закупки, документацию о закупке и извещения об осуществлении закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- контролирует исполнение обязательств по контрактам, в том числе проведение экспертизы поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг (результатов, предусмотренных контрактом), по которым Управление является инициатором закупок.

3.8. Участвует:

3.8.1. В работах по созданию и эксплуатации центров обработки данных Службы в части информационно-технологической инфраструктуры;

3.8.2. В определении потребностей по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с планами внедрения и развития АИС "Налог-3";

3.8.3. В разработке и внедрении технологических процессов централизованной обработки данных для обеспечения процедур налогового администрирования территориальных налоговых органов;

3.8.4. В разработке форм отчетов о выполнении регламентов ИТ-администрирования и осуществлении контроля выполнения процессов ИТ-администрирования, анализе процессов ИТ-администрирования, анализе отчетов о выполнении регламентов и формировании предложений по их оптимизации, доработке регламентов ИТ-администрирования;

3.8.5. В организации обучения работников территориальных налоговых органов, подведомственных организаций, проводит совещания, семинары, оказывает методологическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.8.6. В согласовании закупок товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, осуществляемых территориальными органами Службы и подведомственными ей федеральными казенными учреждениями;

3.8.7 В согласовании проектов нормативных правовых актов, распорядительных и иных документов, которые предусматривают реализацию мероприятий по информатизации в Службе.

3.9. Обеспечивает разработку и согласовывает схемы функционирования прикладных подсистем АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.

3.10. Организует и проводит работы:

3.10.1. По информационно-технологическому взаимодействию Службы с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, Банком России, кредитными организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами и другими внешними организациями:

3.10.2. В рамках информационного взаимодействия при предоставлении открытых данных и общедоступных сведений из АИС "Налог-3".

3.11. Принимает участие:

3.11.1. В разработке форм и форматов документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации их полномочий;

3.11.2. Во внутреннем аудите, в комплексных и целевых проверках территориальных налоговых органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления, в обобщении и анализе их результатов;

3.11.3. В работе по оптимизации деятельности Службы в части совершенствования структуры и моделирования технологических процессов, входящих в компетенцию Управления;

3.12. Разрабатывает:

3.12.1. Регламентирующие документы, методические указания, рекомендации, разъяснения для территориальных налоговых органов и подведомственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.12.2. Формы отчетности территориальных налоговых органов и указания по их заполнению по вопросам, входящим в компетенцию Управления, и анализирует данные поступившей статистической отчетности;

3.12.3. Показатели эффективности деятельности Службы в целом и применительно к территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.13. Анализирует, обобщает, готовит ответы на поступившие в Управление предложения, заявления и запросы территориальных налоговых органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.14. В установленном порядке рассматривает обращения, заявления налогоплательщиков и готовит ответы по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.15. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.16. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.17. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.

3.18. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных налоговых органов к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.19. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.20. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности территориальных налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.21. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.22. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4. Права при реализации основных функций Управления

Управление для осуществления своих основных функций имеет право:

4.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

4.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.

4.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

4.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

4.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

4.6. Формировать политику развития информационно-технологической инфраструктуры, включая средства телекоммуникаций, и требовать от территориальных налоговых органов и подведомственных организаций ее исполнения.

4.7. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.

4.8. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства.

4.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

4.10. Осуществлять взаимодействие в пределах своей компетенции с международными организациями по вопросам применения информационных технологий.

4.11. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.

5. Организация деятельности Управления

5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями и подведомственными организациями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.

5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

5.3. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.

5.4. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Назначение на должности сотрудников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.

Освобождение от замещаемой должности сотрудников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Начальник Управления:

5.6.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, входящих в компетенцию его заместителей, утверждает положения об отделах, регламенты и должностные регламенты гражданских служащих, осуществляет контроль за их выполнением.

5.6.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.

5.6.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

5.6.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных налоговых органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.

5.6.5. Дает сотрудникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, входящим в компетенцию Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.

5.6.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, входящим в компетенцию Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.

5.6.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций, и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.

5.6.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы материалы и документы, необходимые для деятельности Управления.

5.6.9. Проводит служебные совещания с работниками Управления.

5.6.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.

5.6.11. Организует делопроизводство в Управлении.

5.6.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств - участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

5.7. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.

5.8. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям начальника Управления или руководства Службы, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.