См. Документы Федерального медико-биологического агентства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

ПРИКАЗ
от 20 мая 2022 г. N 144

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
(НА ОБЪЕКТАХ), НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФМБА РОССИИ, А ТАКЖЕ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ТЕРРИТОРИЯХ, ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ФМБА РОССИИ

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180) приказываю:

Утвердить Положение о функциональной подсистеме медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА России, а также в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, согласно приложению к настоящему приказу.

Руководитель
В.И.СКВОРЦОВА

Приложение

Утверждено
приказом Федерального
медико-биологического агентства
от 20 мая 2022 г. N 144

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
(НА ОБЪЕКТАХ), НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФМБА РОССИИ, А ТАКЖЕ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ТЕРРИТОРИЯХ, ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ФМБА РОССИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования функциональной подсистемы медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА России, а также в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России (далее - Функциональная подсистема ФМБА России). Функциональная подсистема ФМБА России создается Федеральным медико-биологическим агентством и является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 3648; 2010, N 21, ст. 2529).

2. Функциональная подсистема ФМБА России создана в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <2>, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <3>, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4>, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1671 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420" <5>, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2289 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <6>, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" <7>, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <8>, постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <9>, а также другими постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2022, N 1 (Часть I), ст. 28.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2022, N 13, ст. 1953.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2021, N 51, ст. 8840.

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42 (часть III), ст. 6634.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1 (часть II), ст. 148.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 16, ст. 1456; 2021, N 45, ст. 7522.

<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52 (часть I), ст. 7981.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2022, N 15, ст. 2503.

3. Функциональная подсистема ФМБА России предназначена для обеспечения готовности органов управления ФМБА России и подведомственных медицинских организаций к оперативному реагированию при чрезвычайных ситуациях на объектах и территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством, повышения эффективности деятельности в различных режимах функционирования РСЧС.

4. Функциональная подсистема ФМБА России объединяет силы и средства ФМБА России, его территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФМБА России (далее - подведомственные организации), в целях реализации задач, предусмотренных настоящим Положением.

5. Руководство Функциональной подсистемой ФМБА России осуществляет руководитель ФМБА России.

6. Функциональная подсистема ФМБА России действует на федеральном, муниципальном (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России) и объектовом уровнях РСЧС.

II. Задачи и функции Функциональной подсистемы ФМБА России

7. Основными задачами Функциональной подсистемы ФМБА России являются:

организация оказания медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций и совершении террористических актов в подведомственных организациях, в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России;

планирование мероприятий, организация и проведение в пределах своей компетенции работы по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях, в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России;

организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, включая радиационные, химические и биологические аварии, чрезвычайных ситуаций природного характера и террористических актов в подведомственных организациях, в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России;

совершенствование организационной структуры и повышение готовности органов управления, сил и средств Функциональной подсистемы ФМБА России к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами управления государственных корпораций, муниципальными органами в рамках РСЧС.

8. Основными функциями Функциональной подсистемы ФМБА России являются:

обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки и готовности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации руководителей подведомственных организаций, органов управления, сил и средств Функциональной подсистемы ФМБА России;

создание, содержание (обслуживание), освежение, выпуск и восполнение резерва финансовых и материальных ресурсов для обеспечения деятельности Функциональной подсистемы ФМБА России;

содержание систем связи, оповещения и информационного обеспечения в установленной сфере деятельности;

сбор, обработка и обмен информацией с соответствующими органами РСЧС о складывающейся медико-санитарной обстановке, в том числе с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС) РСЧС;

прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России;

информирование работников подведомственных организаций, объекта(ов) и населения территорий, обслуживаемых ФМБА России, о медико-санитарной обстановке в зоне/районе чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.

III. Органы управления Функциональной подсистемы ФМБА России

9. Управление силами и средствами Функциональной подсистемы ФМБА России осуществляется координационными органами, постоянно действующими органами управления, органами повседневного управления.

10. Координационными органами Функциональной подсистемы ФМБА России являются:

на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ФМБА России (КЧС ФМБА России), возглавляемая руководителем Федерального медико-биологического агентства;

на муниципальном уровне (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления обслуживаемой территории (КЧС ЗАТО, КЧС территории), возглавляемая главой муниципального образования;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, создаваемая в подведомственных организациях ФМБА России (КЧС объекта), возглавляемая руководителем подведомственной организации.

11. Основными задачами координационных органов в соответствии с уровнем их компетенций в Функциональной подсистеме ФМБА России являются:

разработка предложений по решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях;

обеспечение согласованности действий с другими федеральными органами исполнительной власти в рамках функционирования РСЧС при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

12. Постоянно действующими органами управления Функциональной подсистемой ФМБА России являются:

на федеральном уровне - структурное подразделение центрального аппарата Федерального медико-биологического агентства, уполномоченное для решения задач в области защиты работников организаций (объектов), населения и территорий, обслуживаемых ФМБА России, от чрезвычайных ситуаций;

на муниципальном уровне (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России) - органы, специально уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления территории, обслуживаемой ФМБА России;

на объектовом уровне - структурные подразделения подведомственных организаций, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

13. Органами повседневного управления Функциональной подсистемы ФМБА России являются:

на федеральном уровне - служба оперативных дежурных ФМБА России, а также специальное подразделение, обеспечивающее в повседневном режиме деятельность Федерального медико-биологического агентства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обмен информацией и оповещение объектов ФМБА России о чрезвычайных ситуациях (ВЦМК "Защита" ФГБУ ГНЦ ФМБЦ имени А.И. Бурназяна ФМБА России);

на муниципальном уровне (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России) - единые дежурно-диспетчерские службы территорий, обслуживаемых ФМБА России;

на объектовом уровне - дежурные службы подведомственных организаций.

IV. Силы и средства Функциональной подсистемы ФМБА России

14. К силам и средствам Функциональной подсистемы ФМБА России относятся:

территориальные органы ФМБА России;

подведомственные медицинские организации, осуществляющие оказание медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

подведомственные центры гигиены и эпидемиологии с входящими в их состав силами и средствами наблюдения, контроля и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

подведомственные научные организации, осуществляющие деятельность в сфере обеспечения ядерной, радиологической, химической и биологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с созданными на их базе аварийно-дозиметрическими подразделениями;

иные организации.

В подведомственных организациях создаются нештатные медицинские формирования. Профиль, количество, сроки готовности нештатных медицинских формирований Функциональной подсистемы ФМБА России определяются руководителем ФМБА России, исходя из медико-санитарной обстановки при вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

15. Организационная структура, состав сил Функциональной подсистемы и их оснащение определяются руководством ФМБА России и подведомственных организаций, исходя из возложенных на них задач по медико-санитарному обеспечению работников объектов и населения территорий, обслуживаемых ФМБА России, при вероятных чрезвычайных ситуациях.

16. Решения об использовании сил и средств Функциональной подсистемы ФМБА России при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, принимаются в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, потенциальной или явной опасности для населения:

на федеральном уровне - руководителем ФМБА России;

на муниципальном уровне - главами муниципальных образований на территориях, обслуживаемых ФМБА России;

на объектовом уровне - руководителями подведомственных организаций.

17. Привлечение сил и средств Функциональной подсистемы ФМБА России к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

на федеральном уровне - в соответствии с Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на муниципальном и объектовом уровнях - установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, осуществляется на основе планов медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях, разрабатываемых в подведомственных организациях в соответствии с целями и задачами, возникающими при ликвидации медико-санитарных последствий прогнозируемых чрезвычайных ситуаций. Планы медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях утверждаются руководителями соответствующих координационных органов Функциональной подсистемы ФМБА России, указанных в главе III настоящего Положения, и подлежат ежегодной корректировке.

19. Силами Функциональной подсистемы ФМБА России, находящимися в постоянной готовности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1671 <10>, являются:

--------------------------------

<10> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42 (часть III), ст. 6634.

ВЦМК "Защита" Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна" Федерального медико-биологического агентства (г. Москва);

Аварийный медицинский радиационно-дозиметрический центр Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна" Федерального медико-биологического агентства (г. Москва);

Южно-Уральский региональный аварийный медико-дозиметрический центр на базе Федерального государственного унитарного предприятия "Южно-Уральский институт биофизики" Федерального медико-биологического агентства (Челябинская область, г. Озерск);

Северо-Западный региональный аварийный медико-дозиметрический центр на базе Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины" Федерального медико-биологического агентства (г. Санкт-Петербург);

Токсикологический центр Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-клинический центр физико-химической медицины" Федерального медико-биологического агентства (Московская область, г. Одинцово);

санитарно-гигиенические, эпидемиологические, радиологические бригады подведомственных центров гигиены и эпидемиологии;

клинико-токсикологические, радиологические и специализированные бригады подведомственных медицинских организаций.

V. Режимы функционирования Функциональной подсистемы
ФМБА России и мероприятия, проводимые органами управления
и силами Функциональной подсистемы ФМБА России

20. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях, и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, силы и средства, органы управления Функциональной подсистемы ФМБА России функционируют в режиме повседневной деятельности.

21. Решением руководителя ФМБА России могут устанавливаться следующие режимы функционирования Функциональной подсистемы ФМБА России:

при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации - режим повышенной готовности;

при возникновении чрезвычайной ситуации - режим чрезвычайной ситуации.

22. Перевод Функциональной подсистемы ФМБА России в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

23. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами Функциональной подсистемы ФМБА России, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

мониторинг, оценка и прогнозирование медико-санитарной обстановки;

сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения по вопросам оказания первой помощи;

предупреждение, выявление и пресечение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайной ситуации;

обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств Функциональной подсистемы ФМБА России, совершенствование подготовки ее личного состава;

поддержание взаимодействия между органами управления, силами и средствами Функциональной подсистемы ФМБА России;

руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

прогнозирование возможного развития медико-санитарной обстановки, а также подготовка предложений по организации медицинского обеспечения и оказания медицинской помощи населению при возникновении чрезвычайной ситуации;

оповещение руководителей и должностных лиц органов управления Функциональной подсистемы ФМБА России;

непрерывный сбор, обработка и передача информации органам управления РСЧС о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций);

информирование населения о приемах и способах медицинской защиты; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования подведомственных организаций в условиях чрезвычайной ситуации;

уточнение плана медико-санитарного обеспечения в чрезвычайной ситуации;

приведение сил и средств Функциональной подсистемы ФМБА России в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемый район действий;

восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных в подведомственных организациях, для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

оповещение органов управления Функциональной подсистемы ФМБА России и нештатных медицинских формирований о введении режима чрезвычайной ситуации;

прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий;

непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и подготовка предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

выдвижение в зону чрезвычайной ситуации нештатных медицинских формирований Функциональной подсистемы ФМБА России;

организация и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России);

организация медицинского обеспечения личного состава нештатных медицинских формирований и участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

организация и осуществление санитарно-противоэпидемического (профилактического) обеспечения населения в районе чрезвычайной ситуации (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России);

осуществление контроля за состоянием здоровья личного состава нештатных медицинских формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, обеспечение их медицинскими средствами индивидуальной защиты;

обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами Функциональной подсистемы ФМБА России;

обеспечение сил и средств Функциональной подсистемы ФМБА России, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, материальными ресурсами;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления территорий, обслуживаемых ФМБА России, а также руководством организаций, обслуживаемых ФМБА России, в части выполнения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;

ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

VI. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы
ФМБА России в рамках РСЧС

24. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы ФМБА России в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 <11>, Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 <12>, приказом МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <13>, а также двусторонними соглашениями и регламентами об информационном обмене и взаимодействии, в том числе с использованием АИУС РСЧС.

--------------------------------

<11> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2017, N 39, ст. 5704.

<12> Зарегистрирован Минюстом России 15.10.2009, регистрационный N 15039, с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 26.12.2019 N 784 (зарегистрирован Минюстом России 31.03.2020, регистрационный N 57907).

<13> Зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744.

25. Управление Функциональной подсистемой ФМБА России осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил Функциональной подсистемы ФМБА России.

26. Информационное взаимодействие ФМБА России с иностранными государствами при функционировании Функциональной подсистемы ФМБА России осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области