См. Документы Федерального агентства по делам национальностей

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ПРИКАЗ
от 27 ноября 2017 г. N 133

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ФОРМИРОВАНИЮ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ
ПОЗИТИВНЫХ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

В целях выполнения поручения, предусмотренного абзацем вторым подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г. от 28 августа 2017 г. N Пр-1710 приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики, формированию в местном сообществе позитивных межнациональных и этноконфессиональных отношений, а также по выявлению и предупреждению межнациональных конфликтов.

Руководитель
И.В.БАРИНОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ФОРМИРОВАНИЮ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ
ПОЗИТИВНЫХ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере реализации государственной национальной политики.

2. Методические рекомендации направлены на обеспечение единых подходов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики, включая создание условий для укрепления единства российской нации, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений, выявления и предупреждения межнациональных конфликтов.

3. Нормативными правовыми основаниями разработки методических рекомендаций являются:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

Закон Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";

Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";

Федеральный закон от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";

Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";

Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента РФ от 8 августа 2016 г. N 398 "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N 1096 "Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания";

постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

иные нормативные правовые акты и международные обязательства Российской Федерации.

4. Целями государственной национальной политики, в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия), являются:

упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

5. Приоритетными направлениями государственной национальной политики являются:

совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;

развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

6. Полномочия и права по реализации государственной национальной политики на региональном и местном уровнях.

Законом Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (п. 2 ст. 26.3) установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения:

поддержка региональных и местных национально-культурных автономий;

поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации;

осуществление:

в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

разработки и реализации региональных программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, осуществления иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия.

Деятельность органов местного самоуправления регулируется положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

К вопросам местного значения городского/сельского поселения относится создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

К вопросам местного значения муниципального района/городского округа отнесены разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района/городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Установлены права органов местного самоуправления на:

создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения, муниципального района, городского округа;

оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения, муниципального района, городского округа.

Определено, что одним из оснований для отставки главы муниципального образования является допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

II. Методические рекомендации органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления по основным направлениям реализации
государственной национальной политики Российской Федерации

1. Для совершенствования реализации государственной национальной политики рекомендуется:

1.1. В целях унификации системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за реализацию государственной национальной политики, подчинить их заместителю губернатора/заместителю председателя правительства региона в качестве структурных подразделений - управлений внутренней политики администраций глав субъектов Российской Федерации/соответствующих министерств (аналогичных по функционалу структур).

1.2. Количество сотрудников подразделений, отвечающих за реализацию государственной национальной политики, определить исходя из региональных особенностей и спектра актуальных вопросов в сфере национальной политики субъекта Российской Федерации.

1.3. Главам муниципальных образований определить ответственное за работу в сфере межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений должностное лицо на уровне не ниже заместителя главы муниципального образования.

1.4. Развивать межведомственное взаимодействие в вопросах реализации государственной национальной политики, в том числе путем создания межведомственных комиссий, включающих представителей всех заинтересованных органов исполнительной власти с учетом принятых на федеральном уровне стратегических документов и программ: Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года и государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".

1.5. Учитывать цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации при подготовке документов стратегического планирования, включая разработку стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

1.6. Обеспечить разработку и реализацию соответствующих региональных государственных программ и подпрограмм, комплексов мер, комплексных планов и планов мероприятий либо иных инструментов реализации государственной национальной политики с выделением необходимых финансовых средств.

1.7. Создать при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления экспертные советы по вопросам гармонизации межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений с участием представителей науки, образования, экспертных учреждений, национальных объединений и религиозных организаций.

1.8. Проводить регулярные совещания по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики на региональном и местном уровнях. Расширенные выездные семинары-совещания в регионах со сложным этноконфессиональным составом рекомендуется проводить не реже двух раз в год с участием представителей институтов гражданского общества.

1.9. Обеспечить участие уполномоченных сотрудников в федеральных семинарах, совещаниях и форумах, организованных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с целью координации работы по повышению эффективности реализации государственной национальной политики.

1.10. Обеспечить заключение соглашений по вопросам укрепления общероссийской гражданской идентичности и гармонизации межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики.

1.11. Обеспечивать подготовку информации о деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики, взаимодействия с национальными общественными объединениями и религиозными объединениями в субъекте Российской Федерации, предусмотрев регулярное (не реже 1 раза в квартал/до 1 числа месяца очередного квартала) направление полученных результатов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере реализации государственной национальной политики.

1.12. Включить индикаторы, отражающие состояние межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений (в том числе показатели (индикаторы) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532, а также индикаторы, получаемые в результате социологических исследований), в состав материалов, направляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере реализации государственной национальной политики.

1.13. Обеспечивать участие представителей региона в мероприятиях, организованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики.

1.14. Обеспечивать поддержку и реализацию лучших практик региона в сфере реализации государственной национальной политики, отмеченных на федеральном уровне, в рамках организации и проведения федеральных мероприятий, смотров, конкурсов, форумов и так далее.

2. Для повышения эффективности информационного сопровождения реализации государственной национальной политики рекомендуется:

2.1. Обеспечить информационное сопровождение комплекса мер в сфере реализации государственной национальной политики в региональных средствах массовой информации в том числе, популяризацию исторического опыта добрососедского сосуществования представителей различных культур и религий в составе российского государства на протяжении его становления и развития.

2.2. Осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации в области оперативного освещения мероприятий, программ и проектов регионального и общефедерального значения в сфере реализации государственной национальной политики.

2.3. Активизировать работу в социальных сетях, блогах, популярных общедоступных информационных порталах, форумах и видеохостингах с целью популяризации знаний о народах нашей страны, об исторических примерах дружбы и сотрудничества народов, актуализации информации о выдающихся деятелях разных национальностей, продвижения инициатив по сохранению лучших образцов традиций и культур народов России.

2.4. Обеспечить реализацию информационных компаний на региональном и муниципальном уровнях, использование объектов наружной рекламы и информации, а также рекламной продукции для популяризации мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, упрочение общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов России.

2.5. Поддерживать изготовление и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, пропагандирующей общероссийскую гражданскую идентичность и культуру межэтнического общения.

2.6. Обеспечивать регулярные выступления в средствах массовой информации глав субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления, пропагандирующие общероссийское гражданское единство, этнокультурное многообразие и уважительные отношения между народами, осуждающие любые проявления экстремистского характера на религиозной и национальной почве.

2.7. Организовать ежегодное участие представителей средств массовой информации региона в специальных общероссийских конкурсах средств массовой информации, направленных на популяризацию культуры межнационального взаимодействия народов, повышение профессионального уровня подготовки журналистов, работающих в соответствующей тематике.

2.8. Осуществлять подготовку и распространение материалов разных форматов (статьи, ролики, передачи на радио и телевидении), направленных на профилактику экстремизма на национальной и религиозной почве.

2.9. Оказывать содействие в разработке и трансляции на региональных телевизионных каналах регулярных программ о народах Российской Федерации, особенностях их традиций, культуры и языков.

2.10. Поддерживать книгоиздание, периодические печатные издания, средства массовой информации, издательские проекты, теле- и радиопрограммы, документальные фильмы, Интернет-проекты в сфере реализации государственной национальной политики, в том числе на языках народов Российской Федерации.

2.11. Освещать обсуждения проблемы экстремизма с участием специалистов правоохранительных органов, религиозных организаций, ученых, специалистов в сфере реализации государственной национальной политики, а также выступления, посвященные анализу причин и условий, способствующих совершению преступлений, и мер, направленных на их устранение.

2.12. Обеспечить недопустимость публичных неуважительных высказываний по отношению к представителям того или иного народа со стороны государственных и муниципальных служащих всех уровней, а также использование некорректных формулировок в средствах массовой информации.

3. В образовательной сфере рекомендуется:

3.1. Обеспечить меры по воспитанию культуры межэтнического общения, уважительного отношения к представителям разных народов, популяризации идеи межнационального мира и согласия на основе исторических традиций добрососедства народов России, в первую очередь, среди молодежи и детей (в том числе, дошкольного возраста), в частности, разработку и внедрение этнокультурного содержания в образовательный процесс.

3.2. Организовать издание и распространение специальной и популярной литературы, учебных пособий (с учетом возрастных особенностей), направленных на популяризацию информации о культуре и языках народов России, а также идей межнационального мира и сотрудничества.

3.3. Обеспечить проведение специальных всероссийских, региональных и местных мероприятий с участием детей и молодежи, представляющих различные народы Российской Федерации, об этноконфессиональном многообразии Российской Федерации.

3.4. Уделять особое внимание государственным праздникам Российской Федерации (Международный день родного языка (21 февраля), День русского языка (6 июня), День России (12 июня), День российского флага (22 августа), День народного единства (4 февраля)) для продвижения идей межнационального мира и согласия, патриотизма, упрочения общероссийской гражданской идентичности. Активнее включаться в общероссийскую повестку и участие в общероссийских мероприятиях и акциях, приуроченных к указанным праздникам, направленных на достижение целей реализации государственной национальной политики.

3.5. Обеспечить разработку и реализацию мер по защите, укреплению и развитию русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства межнационального общения и укрепления связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.

3.6. Осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов России и направление полученных результатов в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (не реже 1 раза в год).

3.7. Организовать всестороннее просвещение населения в части культурного и конфессионального многообразия и единства народов, истории и последствий религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных религиозным экстремизмом.

3.8. Разработать программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации журналистов, освещающих вопросы межнациональных и религиозных отношений.

4. В сфере профилактики и предупреждения этнополитического и религиозно-политического экстремизма и межнациональных конфликтов рекомендуется:

4.1. Обеспечить на региональном уровне полноценное внедрение Государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации (далее - ГИС) с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций".

4.2. Обеспечить подключение к ГИС органов местного самоуправления в целях обеспечения оперативного принятия управленческих решений по противодействию экстремизму, созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранению и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципальных образований, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов.

4.3. Руководствоваться при выявлении формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, их предупреждении и действиях, направленных на ликвидацию их последствий, приказом Минрегиона России от 14 октября 2013 г. N 444 "Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждении и действиях, направленных на ликвидацию их последствий".

4.4. Осуществлять оперативное информационное взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами посредством ГИС.

4.5. Осуществлять мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на соответствующей территории на постоянной основе.

Объектами мониторинга выступает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; образовательных организаций всех уровней (включая спортивные секции единоборств); средств массовой информации; коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в этнокультурной и этнополитической сфере; религиозных организаций и религиозных объединений; групп лиц, представляющих интересы диаспор и национальных общин; отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений, в том числе в сети Интернет; иная деятельность.

Предметом мониторинга выступают общественные отношения, складывающиеся в различных сферах и имеющие межнациональный и межконфессиональный конфликтный потенциал, в частности:

- экономические (общий уровень безработицы, структура регионального рынка труда с выделением количества безработных, имеющих постоянные регистрацию и постоянно проживающих в данном регионе; наличие фактических рабочих мест, с определением доли трудоустроенных мигрантов; уровень благосостояния граждан с определением количества лиц, имеющих минимальный доход, распределение собственности и др.);

- социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);

- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей и др.);

- криминогенные (уровень преступности, уровень раскрываемости преступлений, наличие этнопреступности и др.);

- иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.

4.6. Осуществлять мониторинг путем сбора и обобщения официальной информации по объекту мониторинга; систематического проведения социологических исследований с целью своевременного выявления изменения общественного мнения, способного повлиять на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на конкретной территории; сбора и анализа экспертных оценок по состоянию межнациональных и межконфессиональных отношений на конкретной территории.

4.7. Разработать и реализовать комплексы мер по профилактике и предупреждению межэтнических конфликтов, включая формирование правовых и организационных инструментов урегулирования предконфликтных, конфликтных и постконфликтных ситуаций и разработку планов действий органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления по ликвидации возникших конфликтов.

4.8. Оптимизировать систему взаимодействия между органами государственной власти всех уровней местного самоуправления и правоохранительных органов через создание межведомственных комиссий по профилактике экстремизма в целях повышения эффективности профилактических мероприятий по недопущению экстремистских проявлений в межнациональной и межконфессиональной сфере необходимо.

Принципами осуществления взаимодействия являются:

- соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- согласованность планирования профилактических мероприятий по устранению причин и условий возникновения и развития межнациональных конфликтов;

- комплексное использование потенциала подразделений по противодействию экстремизму территориальных органов МВД России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в рассматриваемом направлении;

- взаимодействие указанных субъектов на всех этапах процесса гармонизации межнациональных отношений.

4.9. Поддерживать при проведении совместных предупредительно-профилактических мероприятий государственными, общественными и религиозными объединениями постоянный контакт с населением, учитывать местные особенности, в частности количество религиозных организаций и активных членов в них; уровень религиозности населения; соотношение приверженцев к тем или иным религиозным верованиям; наличие и численность членов экстремистских религиозных объединений и групп; возможности использования миротворческого потенциала религиозных объединений; местные национальные обычаи и традиции.

4.10. При проведении профилактической работы в районах возможного возникновения этнорелигиозных конфликтов изучить исторические причины их возникновения, негативные процессы, протекающие в области социальных, религиозных, экономических и национальных отношений, деятельность общественных организаций, имеющих различные политические ориентации.

4.11. Информировать заинтересованные федеральные органы исполнительной власти обо всех выявляемых в ходе этой работы фактах, способных вызвать межнациональную и межрелигиозную напряженность.

4.12. Организовать работу в части разъяснения положений нормативно-правовых актов, предусматривающих юридическую ответственность за совершение правонарушений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы в средствах массовой информации (периодических печатных изданиях, радио-, теле-, видеопрограммах, кинохрониках, иных формах периодического распространения массовой информации), а также во время встреч с населением.

4.13. В целях пресечения распространения экстремистской идеологии органам государственной власти субъектов и органам местного самоуправления наладить взаимодействие с органами прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, ФСИН России, с религиозными объединениями и общественными организациями по следующим направлениям:

- обмен информацией по вопросам деятельности общественных и религиозных объединений;

- оказание взаимной консультативной помощи по выявлению, предупреждению и пресечению экстремизма в деятельности общественных и религиозных объединений;

- проведение анализа деятельности религиозных, молодежных, общественных и политических организаций, с целью выявления и пресечения политического и религиозного экстремизма;

- организация совместных мероприятий по установлению связей указанных лиц, выявление дополнительных фактов их причастности к противоправной деятельности;

- проведение мониторинга этнополитической и религиозной ситуации в регионах Российской Федерации;

- содействие общественным инициативам, направленным на гармонизацию межэтнических отношений.

4.14. Проводить регулярную работу по взаимодействию с лидерами этнических сообществ и налаживанию конструктивного взаимодействия в сфере профилактики межэтнических конфликтов.

4.15. С учетом возрастающего влияния религии в обществе активизировать деятельность общественно-консультативных органов на региональном и муниципальном уровнях с привлечением наиболее влиятельных представителей основных традиционных религий к работе по противодействию экспансии радикальных религиозных учений и практик, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, стабилизации религиозных отношений, расширению межрелигиозного взаимодействия, обратив особое внимание на формирование религиозной культуры в молодежной среде.

4.16. Привлекать ведущих специалистов и экспертов из региональных научно-исследовательских и образовательных центров для анализа текущих процессов и управленческих решений в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, ситуационного прогнозирования и выработки наиболее эффективных форм и методов выявления, и профилактики конфликтогенных факторов на региональном и муниципальном уровнях.

5. В сфере этнокультурного развития народов Российской Федерации рекомендуется:

5.1. Оказывать содействие созданию и функционированию центров национальных культур, домов народного творчества, домов национальностей, домов дружбы народов, и их деятельности за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

5.2. Обеспечить поддержку инновационных этнокультурных проектов, в том числе направленных на продвижение общероссийских и региональных этнокультурных брендов (торговых марок).

5.3. Оказывать содействие развитию этнотуризма.

5.4. Обеспечить проведение выставок, конкурсов, акций, форумов, ярмарок, конгрессов, конференций общероссийского и регионального значения, направленных на изучение и популяризацию традиционной культуры народов Российской Федерации, укрепление межнационального мира и согласия.

5.5. Организовать межрегиональную гастрольную деятельность профессиональных и любительских творческих коллективов, проведение фестивалей, национальных и межнациональных праздников.

5.6. Разработать и реализовать меры по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

5.7. Обеспечить поддержку проведения научно-исследовательских работ в сфере межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений и этнокультурного развития народов Российской Федерации.

6. В сфере кадровой политики рекомендуется:

6.1. Обеспечить недопущение преференций по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности при назначении на должность государственной гражданской службы или муниципальной службы.

6.2. Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, участвующих в реализации государственной национальной политики, в соответствии с профессиональным стандартом специалиста в сфере национальных и религиозных отношений, утвержденным приказом Минтруда России от 2 августа 2018 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2018 г., регистрационный N 52115).", а также с учетом вопросов профилактики экстремизма в молодежной среде.

6.3. Направлять сотрудников, задействованных в сфере реализации государственной национальной политики, для участия в обучении, организованном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики, на базе одного из ведущих вузов страны.

6.4. Содействовать проведению региональных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам укрепления общероссийского гражданского единства, межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений и профилактики экстремизма.

7. В сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество рекомендуется:

7.1. Совершенствовать деятельность органов власти с учетом региональной специфики с привлечением некоммерческих общественных объединений, осуществляющих деятельность по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество.

7.2. Содействовать совершенствованию процедуры обучения и приема экзаменов в центрах тестирования иностранных граждан по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, усилить контроль за деятельностью данных центров и качеством оказываемых ими услуг.

7.3. Осуществлять меры, направленные на гармонизацию отношений между иностранными гражданами и принимающим обществом.

7.4. В субъектах Российской Федерации, в которых проживает значительное число иностранных граждан и лиц без гражданства, проработать вопрос о целесообразности создания специальных миграционных центров, на базе имеющихся в распоряжении некоммерческих организаций, с целью их адаптации и интеграции.

7.5. Разработать и приступить к реализации комплекса мер, направленного на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в российское общество.

7.6. Поддерживать и распространять лучшие практики, включая разработку и тиражирование специальных изданий, пособий, направленных на работу по социальной и культурной адаптации и интеграции членов семей иностранных граждан в российское общество.

8. В сфере обеспечения взаимодействия и поддержки институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на укрепление общероссийской гражданской идентичности, гармонизацию межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений, этнокультурное развитие народов России, рекомендуется:

8.1. Учитывая возрастающее влияние религии в обществе, повысить роль и активизировать деятельность координационных и консультативных советов на региональном и муниципальном уровнях в решении задач развития межконфессионального диалога, достижения общественного согласия, противодействия экспансии радикальных религиозных учений и практик.

8.2. Содействовать социально значимой и миротворческой деятельности национальных общественных объединений и религиозных организаций, в том числе путем оказания финансовой, организационной и методической поддержки.

8.3. Разработать совместно с научно-экспертным и педагогическим сообществом дополнительные программы профессионального обучения (курсы, лектории, семинары и иные формы обучения) для представителей различных институтов гражданского общества.

8.4. В целях развития взаимодействия между государством и институтами гражданского общества организовать дискуссионные площадки (совещания, общественные слушания, форумы с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций региона) по вопросам совместной работы по различным направлениям региональной внутренней политики, касающихся предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве, а также профилактики проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости и вражды.

8.5. Выявлять и поддерживать лучшие инициативы и проекты СО НКО.

8.6. Привлекать внимание общественности к возможностям СО НКО с целью активизации гражданской активности.

8.7. Популяризировать лучшие примеры деятельности СО НКО на региональном и межрегиональном уровнях.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области