ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2017 г. N 120/996-7

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ,
ОБРАЗОВАННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с подпунктом 3 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Рекомендации по организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).

2. Признать утратившим силу постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 августа 2011 года N 23/238-6 "О Рекомендациях по организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации".

3. Направить настоящее постановление в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А.ПАМФИЛОВА

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В.ГРИШИНА

Утверждены
постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 28 декабря 2017 г. N 120/996-7

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ,
ОБРАЗОВАННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Вопросы, связанные с организацией и проведением голосования граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации (далее - зарубежные участки), при проведении выборов Президента Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ), нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

1.2. Настоящие Рекомендации не распространяются на порядок организации голосования на избирательных участках, образованных на территории города Байконура.

1.3. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации (далее - зарубежные УИК), осуществляет территориальная избирательная комиссия, сформированная постановлением ЦИК России от 22 ноября 2017 года N 111/919-7, являющаяся вышестоящей избирательной комиссией по отношению к зарубежным УИК (далее - зарубежная ТИК).

1.4. Голосование избирателей на зарубежных участках может быть организовано как в день голосования в соответствии со статьей 69 Федерального закона N 19-ФЗ, так и досрочно по решению ЦИК России, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования (не ранее 2 марта 2018 года) в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 19-ФЗ.

1.5. Вопросы взаимодействия зарубежной ТИК с зарубежными УИК регулируются настоящими Рекомендациями, а также:

Инструкцией по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации;

Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N 110/911-7;

Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 114/936-7.

1.6. В целях оказания содействия зарубежной ТИК и зарубежным УИК в организации и проведении выборов Президента Российской Федерации ЦИК России формирует рабочую группу, в состав которой входят члены ЦИК России с правом решающего голоса, ответственные за организацию и проведение выборов на зарубежных участках, работники Аппарата ЦИК России, представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, представители иных государственных органов.

1.7. Зарубежная ТИК и зарубежные УИК осуществляют свои полномочия и обеспечивают реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих либо находящихся за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального закона N 19-ФЗ и нормативными актами ЦИК России во взаимодействии с ЦИК России, МИД России, Минобороны России, Пограничной службой ФСБ России.

1.8. Зарубежная ТИК использует печать, изготовленную в соответствии с постановлением ЦИК России от 10 октября 2007 года N 39/295-5 "О формировании территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, за исключением территории города Байконура, утверждении описания и образца ее печати".

Зарубежные УИК используют печати, изготовленные в соответствии с постановлением ЦИК России от 9 июля 2003 года N 17/122-4 "О печати участковой избирательной комиссии избирательного участка, образованного за пределами территории Российской Федерации".

В исключительных случаях зарубежной УИК может использоваться печать дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо воинской части.

1.9. Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением голосования на зарубежных участках, производится за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.

2. Особенности образования зарубежных участков

2.1. В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона N 19-ФЗ зарубежные участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях государств пребывания избирателей.

2.2. Для проведения голосования военнослужащих воинских частей, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть образованы избирательные участки в пределах территорий этих воинских частей. Такие избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации только на основании представлений командиров указанных воинских частей.

2.3. Зарубежные участки должны быть образованы не позднее чем за 50 дней до дня голосования (не позднее 26 января 2018 года), а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования (не позднее 12 марта 2018 года).

2.4. На территории зарубежного участка может быть зарегистрировано более трех тысяч избирателей.

2.5. Руководители дипломатических представительств или консульских учреждений через МИД России сообщают в ЦИК России об образовании зарубежных участков на выборах Президента Российской Федерации не позднее чем за 40 дней до дня голосования (не позднее 5 февраля 2018 года), а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования (не позднее 14 марта 2018 года).

2.6. На основании представленных МИД России сведений о зарубежных участках постановлением ЦИК России устанавливается их единая нумерация. Указанные сведения должны содержать адрес зарубежного участка, номер и дату приказа (документа) о его образовании, количество избирателей, приписанных к каждому зарубежному участку.

2.7. Опубликование (обнародование) сведений о зарубежных участках осуществляют руководители соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации с учетом местных условий.

Эти сведения должны содержать:

номер избирательного участка;

место нахождения зарубежной УИК и помещения для голосования;

номер телефона зарубежной УИК.

При наличии у дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации сайтов в сети Интернет указанные сведения размещаются на этих сайтах.

3. Особенности формирования зарубежных УИК

3.1. Зарубежная УИК формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования (не ранее 15 февраля и не позднее 22 февраля 2018 года), а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования (не позднее 14 марта 2018 года).

3.2. Число членов зарубежной УИК с правом решающего голоса определяется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в зависимости от числа приписанных к территории соответствующего зарубежного участка избирателей в следующих пределах:

до 1001 избирателя - 3 - 9 членов зарубежной УИК;

от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов зарубежной УИК;

более 2000 избирателей - 7 - 16 членов зарубежной УИК.

Ограничение максимального числа членов зарубежной УИК не действует, если на избирательном участке зарегистрировано более 3000 избирателей.

3.3. Если зарубежный участок образован на территории воинской части, то в состав зарубежной УИК включаются представители воинской части.

Если на территории воинской части избирательный участок не образуется, то в состав зарубежной УИК зарубежного участка, на котором будут голосовать военнослужащие воинской части, расположенной на территории данного зарубежного участка, включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части.

3.4. Формирование зарубежной УИК осуществляется в порядке, установленном статьями 22 и 27 Федерального закона N 67-ФЗ, с учетом следующих особенностей:

1) предложение по кандидатуре в состав зарубежной УИК, поступившее от политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 19-ФЗ подлежит обязательному учету только в случае, если гражданин Российской Федерации, который обладает активным избирательным правом и кандидатура которого предложена в состав указанной комиссии, постоянно проживает на территории соответствующего иностранного государства;

2) число государственных и муниципальных служащих, включенных в состав зарубежных УИК, в соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ не ограничивается.

3.5. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ членами комиссии с правом решающего голоса не могут быть:

лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

кандидаты на должность Президента Российской Федерации, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица политических партий, выдвинувших кандидатов;

члены комиссий с правом совещательного голоса;

супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;

лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

3.6. Срок полномочий членов зарубежной УИК с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий зарубежной УИК.

Полномочия члена зарубежной УИК прекращаются досрочно в порядке, установленном статьей 29 Федерального закона N 67-ФЗ.

3.7. Срок полномочий зарубежной УИК устанавливается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем зарубежном участке полномочия такой зарубежной УИК прекращаются со дня, следующего за днем исполнения зарубежной УИК решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения.

Полномочия зарубежной УИК могут быть прекращены досрочно решением сформировавшего ее руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в случае ликвидации избирательного участка.

4. Организация работы зарубежной УИК

4.1. Зарубежная УИК правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

4.2. Председатель зарубежной УИК назначается на должность из числа членов зарубежной УИК с правом решающего голоса решением руководителя дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации, сформировавшего соответствующую зарубежную УИК.

Заместитель председателя и секретарь зарубежной УИК избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов зарубежной УИК с правом решающего голоса.

4.3. Зарубежная УИК собирается на свое первое организационное заседание не позднее чем на пятнадцатый день после принятия решения о назначении ее членов с правом решающего голоса.

4.4. Заседания зарубежной УИК созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Член зарубежной УИК с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

4.5. Зарубежная УИК по требованию любого ее члена обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

4.6. Решения об избрании заместителя председателя и секретаря зарубежной УИК, а также по кандидатурам на указанные должности, об итогах голосования, об отмене решения зарубежной УИК принимаются на ее заседании большинством голосов от установленного числа членов зарубежной УИК с правом решающего голоса.

Решения зарубежной УИК по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов зарубежной УИК с правом решающего голоса.

4.7. При принятии решений в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя зарубежной УИК (председательствующего на заседании) является решающим.

Решения зарубежной УИК подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

5. Обеспечение зарубежных УИК избирательной документацией.
Самостоятельное изготовление избирательных бюллетеней

5.1. После формирования зарубежных УИК зарубежная ТИК через МИД России организует доставку и передачу избирательной документации, необходимой для организации голосования избирателей, в частности избирательных бюллетеней, специальных знаков (марок) для избирательных бюллетеней в количестве, установленном для каждой зарубежной УИК решением зарубежной ТИК, и в пределах количества, определенного следующими постановлениями ЦИК России:

постановление ЦИК России от 18 октября 2017 года N 106/882-7 "О количестве, сроках изготовления и доставки специальных знаков (марок) для избирательных бюллетеней на выборах Президента Российской Федерации";

постановление ЦИК России от 25 октября 2017 года N 107/890-7 "О количестве и сроках изготовления избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации".

5.2. Указанные избирательные документы доставляются и передаются в зарубежные УИК в порядке, установленном следующими постановлениями ЦИК России:

постановление ЦИК России от 18 октября 2017 года N 106/881-7 "О специальных знаках (марках) для избирательных бюллетеней на выборах Президента Российской Федерации";

постановление ЦИК России от 25 октября 2017 года N 107/889-7 "О вопросах, связанных с изготовлением и доставкой избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации".

5.3. Обеспечение зарубежных УИК бланками списков избирателей, протоколов УИК об итогах голосования, увеличенными формами протоколов УИК об итогах голосования и информационными материалами по выборам Президента Российской Федерации осуществляет зарубежная ТИК, в том числе путем передачи оригинал-макетов для самостоятельного изготовления указанной избирательной документации и информационных материалов.

5.4. В целях координации и своевременной доставки в зарубежные УИК указанной избирательной документации зарубежная ТИК совместно с МИД России составляет схему ее доставки и осуществляет контроль за ее реализацией.

5.5. Информация о движении избирательной документации представляется МИД России в зарубежную ТИК.

5.6. В исключительных случаях (при невозможности доставки избирательных бюллетеней в установленные законом сроки) на зарубежных участках при наличии технических средств допускается изготовление избирательных бюллетеней непосредственно зарубежной УИК в порядке, установленном разделом 8 Порядка изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации, а также осуществления контроля за их изготовлением и доставкой, утвержденного постановлением ЦИК России от 25 октября 2017 года N 107/889-7.

6. Особенности составления списков избирателей.
Порядок подачи заявления о включении избирателя в список
избирателей по месту нахождения

6.1. Порядок составления зарубежными УИК списков избирателей и ознакомления с ними избирателей регламентируется статьей 17 Федерального закона N 67-ФЗ, статьями 26 - 28 Федерального закона N 19-ФЗ, а также Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от 13 декабря 2017 года N 114/936-7.

6.2. Зарубежная УИК вправе составлять список избирателей до дня голосования - по личным письменным заявлениям, поданным не позднее дня, предшествующего дню голосования (досрочного голосования), а в день голосования - по устным обращениям граждан Российской Федерации, явившихся в зарубежную УИК.

6.3. На избирательном участке, образованном руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, в список избирателей при его составлении включаются избиратели, подавшие личные письменные заявления, которые:

постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках;

проживают в пределах расположения воинской части (при условии, что на ее территории не образован избирательный участок).

6.4. На зарубежном участке, образованном на территории воинской части, в список избирателей при его составлении включаются:

избиратели из числа военнослужащих и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинской части (на основании сведений, представляемых командиром воинской части);

избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации либо находящиеся в длительных заграничных командировках, подавшие личные письменные заявления о включении в список избирателей на момент его составления (по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации).

6.5. В день голосования на основании устного обращения при явке в помещение участковой избирательной комиссии в список избирателей на зарубежном участке, в том числе образованном в пределах расположения воинской части (по согласованию командира воинской части с руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации), включаются избиратели, которые:

постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках;

находятся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках.

6.6. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в порядке поступления письменных заявлений, поданных не позднее 18.00 по местному времени дня, предшествующего дню голосования (досрочного голосования), либо устных обращений, поданных в день голосования. В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. При этом адрес места жительства указывается со слов избирателя:

в случае, если избиратель постоянно проживает за пределами территории Российской Федерации - указывается его адрес места жительства на территории иностранного государства;

в случае, если избиратель находится в командировке (в том числе в длительной), служебной, деловой или туристической поездке - указывается его адрес места жительства на территории Российской Федерации.

6.7. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка изготавливается на бумажном носителе в машинописном виде, второй экземпляр - в машиночитаемом виде.

В исключительных случаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде (пункт 9 статьи 26 Федерального закона N 19-ФЗ).

6.8. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

6.9. Вносить какие-либо изменения в список избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

6.10. На основании Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 1 ноября 2017 года N 108/900-7 (далее - Порядок подачи заявления), граждане Российской Федерации, которые в день голосования планируют находиться в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, вправе подать заявление о голосовании по месту нахождения.

Заявление может быть подано избирателями на территории Российской Федерации до планируемого выезда:

в любую территориальную избирательную комиссию - не ранее чем за 45 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник);

в любую участковую избирательную комиссию - не ранее чем за 20 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник);

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - не ранее чем за 45 и не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник);

в электронном виде через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) - не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее 24 часов по московскому времени за пять дней до дня голосования (понедельник).

6.11. Избиратели, не имевшие возможности подать заявление о голосовании по месту нахождения в указанные в пункте 6.10 настоящих Рекомендаций сроки, вправе оформить не ранее чем за четыре дня до дня голосования (вторник) и не позднее 14 часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования (суббота), в участковой избирательной комиссии избирательного участка, где они включены или имеют право быть включенными в список избирателей (по месту жительства на территории Российской Федерации), заявление, при предъявлении которого в день голосования они включаются в список избирателей на избирательном участке, указанном в заявлении.

6.12. Избиратели, проживающие либо находящиеся в длительных командировках либо по иным причинам за пределами территории Российской Федерации, вправе подать заявление о голосовании по месту нахождения (в том числе в случае, если они планируют в день голосования находиться на территории Российской Федерации). Указанные заявления подаются:

через ЕПГУ в сроки в соответствии с пунктом 6.10 настоящих Рекомендаций;

в любую зарубежную УИК - со дня, следующего за днем формирования УИК, и не позднее чем за 10 дней до дня голосования (среда).

Зарубежная УИК с использованием технических каналов связи МИД России передает информацию, содержащуюся в указанных заявлениях, по форме, установленной Порядком подачи заявления, в зарубежную ТИК не реже чем один раз в три дня, но не позднее чем за восемь дней до дня голосования (не позднее 9 марта 2017 года).

Зарубежная ТИК через избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не реже чем один раз в три дня, но не позднее чем за пять дней до дня голосования (понедельник) передает информацию, содержащуюся в заявлениях, на комплексах средств автоматизации территориальной избирательной комиссии по месту жительства избирателей.

7. Помещение для голосования. Информирование избирателей

7.1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение зарубежной УИК руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, а в случае образования избирательного участка на территории воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, - командиром воинской части.

7.2. Если зарубежный участок образуется на территории воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, командир этой воинской части выделяет для зарубежной УИК помещение для голосования, расположенное вне территории режимных объектов, и обеспечивает доступ в это помещение всем членам зарубежной УИК, членам вышестоящих избирательных комиссий и работникам их аппаратов, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам или их уполномоченным представителям по финансовым вопросам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации.

7.3. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования, стационарные ящики для голосования, а также переносные ящики для голосования (в случае их использования) находились в поле зрения членов зарубежной УИК и наблюдателей.

7.4. В помещении для голосования размещается технологическое оборудование для голосования в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации".

7.5. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним зарубежная УИК оборудует информационный стенд (информационные стенды), на котором (на которых) размещает следующие информационные материалы, полученные от зарубежной ТИК:

плакат со сведениями о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации;

образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов на выборах Президента Российской Федерации;

плакат с извлечениями из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, касающиеся ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах.

7.6. На информационном стенде также размещаются приказ (документ) руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации об образовании избирательного участка с указанием его границ и о формировании зарубежной УИК.

7.7. В случае если после размещения указанных материалов была отменена регистрация кандидата, информация об этом также размещается на информационном стенде.

7.8. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. Все материалы размещаются таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.

7.9. Доставка информационных материалов зарубежным УИК осуществляется при содействии МИД России, а в исключительных случаях - Минобороны России и Пограничной службы ФСБ России.

7.10. В помещении для голосования также должны находиться:

плакат о порядке голосования на выборах Президента Российской Федерации;

плакат о порядке заполнения избирательного бюллетеня;

плакат о порядке подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией на выборах Президента Российской Федерации;

увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов зарубежной УИК, наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

Увеличенная форма протокола не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения.

7.11. Зарубежные УИК осуществляют информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации (с учетом местных условий), на основании сведений, полученных от вышестоящей избирательной комиссии:

о назначении выборов Президента Российской Федерации;

о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации;

о сроках и порядке совершения избирательных действий;

о зарубежных участках;

о зарегистрированных кандидатах;

об итогах голосования и результатах выборов Президента Российской Федерации;

о законодательстве Российской Федерации о выборах.

7.12. О дате, времени и месте голосования зарубежные УИК обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом со дня, следующего за днем формирования зарубежной УИК, и не позднее чем за десять дней до дня голосования (не позднее 7 марта 2018 года), а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за пять дней до дня проведения досрочного голосования.

Для информирования избирателей могут использоваться официальный сайт ЦИК России в сети Интернет - www.cikrf.ru, цик.рф (баннер "Выборы Президента Российской Федерации", раздел "Голосование граждан России за пределами территории Российской Федерации"), сайты дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, организаций российских соотечественников за рубежом.

7.13. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными и не нарушать равенство кандидатов.

8. Осуществление контроля зарубежными УИК
за предвыборной агитацией

8.1. При осуществлении деятельности по ведению предвыборной агитации следует учитывать требования о запретах и ограничениях на проведение предвыборной агитации, предусмотренные пунктами 4 - 7 статьи 49 и статьей 56 Федерального закона N 19-ФЗ.

8.2. Пребывание граждан Российской Федерации на территории иностранного государства налагает соответствующие ограничения и на проведение предвыборной агитации посредством публичных мероприятий с учетом требований законодательства соответствующего государства и соответствующих международных правовых актов.

8.3. Государственные органы обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

8.4. В случае наличия у дипломатического представительства либо консульского учреждения Российской Федерации соответствующего помещения вне пределов режимной зоны (например, клуба или спортивного комплекса, находящихся в жилой зоне) решение о его использовании для ведения предвыборной агитации принимается руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. При этом зарубежная УИК обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для всех зарегистрированных кандидатов.

8.5. В случае если для ведения предвыборной агитации используются помещения, находящиеся вне территории дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, вопрос их предоставления должен рассматриваться с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства государства пребывания.

8.6. За пределами помещения зарубежной УИК, помещения для голосования, расположенного на территории дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, распространение печатных и иных агитационных материалов, а также проведение агитационных публичных мероприятий в форме собраний (в каком-либо арендуемом для этих целей помещении) допускается, если это не запрещено законодательством соответствующего государства либо международным договором, одной из сторон которого является данное государство.

8.7. В соответствии с пунктом 7 статьи 54 Федерального закона N 19-ФЗ предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для проведения публичных мероприятий в форме собраний, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание (помещение) предоставляется командиром воинской части по запросу зарубежной УИК зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, представителям политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, для встреч с избирателями из числа военнослужащих. Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с зарубежной УИК, при этом иные зарегистрированные кандидаты либо их доверенные лица, представители политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, оповещаются зарубежной УИК о месте и времени встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.

9. Гласность в деятельности избирательных комиссий.
Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели

9.1. С момента начала работы зарубежной УИК в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения от зарубежной ТИК о принятии протоколов УИК об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 14.2 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ.

В целях соблюдения режимных ограничений для дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации порядок доступа указанных лиц на зарубежные участки (порядок прохода, время пребывания, доступные для их нахождения помещения) определяется руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.

9.2. При проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться разъяснениями Порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования, утвержденного постановлением ЦИК России от 3 октября 2012 года N 143/1085-6.

9.3. Наблюдателей в зарубежную УИК вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата.

Кандидат, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую зарубежную УИК несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии.

9.4. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.

Направление может быть предъявлено наблюдателем в зарубежную УИК, в которую он назначен, с момента начала ее работы в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии зарубежной ТИК протокола зарубежной УИК об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

9.5. Права и ограничения для наблюдателей установлены пунктом 12 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, а права представителей средств массовой информации установлены пунктами 1.1, 1.2, 14, 14.1 - 14.3 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ.

9.6. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 19-ФЗ и Разъяснениями порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России.

Удостоверение, выданное ЦИК России, дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в установленный пунктом 5 статьи 24 Федерального закона N 19-ФЗ период. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации ЦИК России и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.

10. Порядок голосования. Организация досрочного голосования

10.1. Голосование граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 69 Федерального закона N 19-ФЗ.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

10.2. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении одного из следующих документов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации", а также Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2005 года N 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации":

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (заграничного паспорта);

дипломатический паспорт;

служебный паспорт.

Кроме того, в случае утраты паспорта (заграничного, дипломатического, служебного) допускается предъявление избирателем свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, выданное соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации как временный документ на основании приказа МИД России от 28 июня 2012 года N 10304.

В исключительных случаях (при отсутствии у избирателя иных документов, удостоверяющих его личность и гражданство) допускается применение надлежаще оформленного паспорта гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации такого избирателя на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года (когда вступил в силу Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации") либо содержащего вкладыш, подтверждающий наличие у избирателя гражданства Российской Федерации.

10.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ ЦИК России, в том числе по обращению МИД России, вправе разрешить провести голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования (не ранее 2 марта 2018 года).

Необходимость такого досрочного голосования может быть вызвана национальными особенностями страны пребывания (например, в странах, где воскресенье не является выходным днем), нахождением избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях, другими причинами.

10.4. В постановлении ЦИК России указываются дата, место проведения досрочного голосования, номер избирательного участка, на котором оно проводится, название государства, на территории которого образован данный избирательный участок.

Постановление ЦИК России доводится до сведения зарубежной ТИК, которая незамедлительно доводит его до сведения соответствующей зарубежной УИК, в том числе через МИД России, Минобороны России или Пограничную службу ФСБ России.

10.5. Досрочное голосование проводится только в установленный постановлением ЦИК России день, что должно быть доведено до сведения избирателей и лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, через средства массовой информации (с учетом местных условий), официальный сайт ЦИК России в сети Интернет - www.cikrf.ru, цик.рф (баннер "Выборы Президента Российской Федерации", раздел "Голосование граждан России за пределами территории Российской Федерации"), сайты дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, организаций российских соотечественников за рубежом.

10.6. Досрочное голосование всех избирателей избирательного участка проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 69 Федерального закона N 19-ФЗ. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 73 Федерального закона N 19-ФЗ.

10.7. ЦИК России вправе, в том числе по обращению МИД России, разрешить провести голосование групп избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, в течение нескольких дней в порядке, установленном пунктами 3 - 9 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ.

Необходимость такого голосования может быть вызвана нахождением отдельных групп избирателей в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом.

10.8. В постановлении ЦИК России указываются даты проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей, номер избирательного участка, на котором оно проводится, название государства, на территории которого образован данный избирательный участок.

10.9. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводится только в установленный постановлением ЦИК России период. Конкретные даты проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей в указанный ЦИК России период устанавливаются решением зарубежной УИК.

Информация о времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей должна быть доведена до сведения избирателей и лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, через средства массовой информации (с учетом местных условий) или иным способом в соответствии с пунктом 10.5 настоящих Рекомендаций.

10.10. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводится вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется соответствующей зарубежной УИК.

10.11. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводят не менее двух членов зарубежной УИК с правом решающего голоса. Они должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в зарубежной УИК переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателями избирательных бюллетеней.

10.12. Избиратель, голосующий досрочно, заполняет избирательный бюллетень в порядке, установленном пунктами 8 - 11 статьи 69 Федерального закона N 19-ФЗ, и опускает его в переносной ящик для голосования.

10.13. В соответствии с пунктом 8 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ о проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, число избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов зарубежной УИК и других лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.

10.14. С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем зарубежной УИК. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивает секретарь зарубежной УИК. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.

Переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, оставленными в них досрочно проголосовавшими избирателями, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования.

10.15. При проведении досрочного голосования вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ. При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования зарубежная УИК обеспечивает не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами зарубежной УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.

10.16. При проведении досрочного голосования зарубежная УИК обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.

11. Голосование вне помещения для голосования

11.1. Зарубежная УИК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном зарубежном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.

11.2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

11.3. Письменные заявления (устные обращения) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования могут быть поданы в период с 8 марта 2018 года до 14.00 часов местного времени 18 марта 2018 года.

11.4. Голосование вне помещения для голосования проводится в порядке, установленном статьей 71 Федерального закона N 19-ФЗ.

12. Подсчет голосов избирателей на зарубежных участках.
Особенности подсчета голосов, связанных с досрочным
голосованием отдельных групп избирателей. Составление
и передача протоколов об итогах голосования зарубежных УИК

12.1. По истечении времени голосования (досрочного голосования) зарубежная УИК проводит подсчет голосов избирателей и составляет протоколы УИК об итогах голосования в соответствии с требованиями статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ.

12.2. В случае, если на зарубежном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей, то при подсчете голосов избирателей в первую очередь вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями.

12.3. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования объявляется число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в том числе неповрежденность опечатывания прорези для опускания бюллетеней, в чем председатель зарубежной УИК предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным присутствующим при подсчете голосов избирателей лицам.

12.4. Зарубежная УИК оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем зарубежном участке протоколом об итогах голосования по форме, утвержденной постановлением ЦИК России.

12.5. При заполнении протокола зарубежной УИК об итогах голосования следует учитывать, что:

при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в протоколе УИК об итогах голосования так же, как и при голосовании избирателей в день голосования: в строке 4 "число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования" и в строке 8 "число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования";

при досрочном голосовании отдельных групп избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в строке 3 "число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно" и в строке 7 "число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования".

12.6. В случае, если протокол зарубежной УИК об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он составляется, как правило, на одном листе. Если протокол составлен более чем на одном листе, каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами зарубежной УИК с правом решающего голоса и заверен печатью зарубежной УИК.

12.7. В случае, если невозможно передать протокол об итогах голосования зарубежной УИК непосредственно в зарубежную ТИК, данные протокола УИК об итогах голосования сразу же после его подписания членами зарубежной УИК передаются по техническим каналам связи МИД России для передачи в зарубежную ТИК в установленном порядке и в установленные сроки (до установления итогов голосования) в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 15 ноября 2017 года N 110/911-7.

12.8. В случае передачи данных протокола зарубежной УИК об итогах голосования по техническим каналам связи МИД России УИК должна обеспечить обязательное последующее представление первого экземпляра протокола УИК об итогах голосования и других избирательных документов, предусмотренных пунктом 27 статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ, в зарубежную ТИК через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

12.9. Вся избирательная документация зарубежных УИК, в том числе избирательные бюллетени, за исключением первых экземпляров протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенных к ним документов, представляемых в зарубежную ТИК, хранится в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.