ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 1998 г. N 150/1046-II

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РЕГЛАМЕНТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Внести в Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденный Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции (прилагается).

2. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.В.ИВАНЧЕНКО

Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ

Утвержден
Постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 23 июня 1998 г. N 150/1046-II

РЕГЛАМЕНТ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок и правила работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Комиссия), осуществляющей в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, комиссий референдума Российской Федерации, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, меры по оказанию правовой, методической, организационно - технической помощи избирательным комиссиям, комиссиям референдума в Российской Федерации, в том числе во взаимодействии с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Комиссия действует на постоянной основе, является государственным органом и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений.

Срок полномочий Комиссии - четыре года.

Статья 3. Комиссия состоит из 15 членов с правом решающего голоса, которые назначаются палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Не могут входить в состав Комиссии депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также инициативных групп по проведению референдума, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, члены нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

В случае досрочного освобождения члена Комиссии с правом решающего голоса от замещаемой должности по основаниям, предусмотренным статьей 24 Федерального закона, председатель Комиссии в течение недели со дня его освобождения обращается в Государственную Думу или в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо к Президенту Российской Федерации с предложением о назначении нового члена Комиссии.

Избирательные объединения, избирательные блоки после регистрации Комиссией федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и зарегистрированные кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут назначить в состав Комиссии по одному члену Комиссии с правом совещательного голоса.

При проведении референдума Российской Федерации инициативная группа по его проведению, а также избирательные объединения, избирательные блоки, имеющие фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, могут назначить в состав Комиссии по одному члену Комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 4. Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

Статья 5. Решения и иные акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, инициативных групп по проведению референдума, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также избирательных комиссий, комиссий референдума.

Статья 6. Комиссия является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также эмблему.

Официальное сокращенное наименование Комиссии - ЦИК России.

Статья 7. Официальным печатным органом Комиссии является журнал "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Статья 8. Место постоянного нахождения Комиссии - Российская Федерация, город Москва, улица Ильинка, дом 10.

Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного нахождения. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

Статья 9. В Регламенте Комиссии используются следующие термины:

нижестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие), участковые избирательные комиссии, комиссии референдума, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, и референдума Российской Федерации;

член Комиссии с правом решающего голоса - лицо, назначенное в состав Комиссии Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации;

член Комиссии с правом совещательного голоса - лицо, назначенное в Комиссию избирательным объединением либо избирательным блоком, зарегистрировавшими свои федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации, инициативной группой по проведению референдума Российской Федерации, а также избирательным объединением, избирательным блоком, имеющими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, при проведении референдума Российской Федерации;

установленное число членов Комиссии - 15 ее членов с правом решающего голоса;

число присутствующих членов Комиссии - число ее членов с правом решающего голоса, участвующих в заседании Комиссии.

II. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
И СЕКРЕТАРЬ КОМИССИИ

Статья 10. Председатель, заместитель председателя и секретарь Комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования.

Статья 11. В бюллетень для тайного голосования на должность председателя Комиссии вносятся фамилии, имена, отчества кандидатур, выдвинутых членами Комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод.

В бюллетене справа от фамилии, имени, отчества кандидата помещается пустой квадрат. При заполнении бюллетеня в квадрате, расположенном напротив фамилии кандидата, за которого подается голос, может быть поставлен любой знак.

В случае если член Комиссии при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе получить новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Самоотвод принимается без голосования.

По кандидатурам, баллотирующимся на должность председателя Комиссии, проводится обсуждение.

Избранным на должность председателя Комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов Комиссии.

В случае если на должность председателя Комиссии было выдвинуто две и более кандидатуры и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводятся следующие процедуры:

если в первом туре было выдвинуто две кандидатуры, то второй тур голосования проводится по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов;

при выдвижении в первом туре более двух кандидатур второй тур голосования проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов;

если два или более кандидата, следующие за кандидатом, получившим наибольшее число голосов в первом туре, получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для второго тура голосования.

Кандидату для избрания на должность председателя Комиссии по итогам второго тура голосования необходимо набрать не менее половины голосов от установленного числа членов Комиссии.

Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов повторяется до избрания председателя Комиссии. При этом на должность председателя Комиссии могут быть выдвинуты любые члены Комиссии, в том числе и те, по кандидатурам которых уже проводилось голосование.

Решение об избрании председателя Комиссии принимается Комиссией на основании протокола счетной комиссии о результатах голосования по кандидатуре на должность председателя Комиссии и оформляется постановлением Комиссии.

Статья 12. Избрание заместителя председателя и секретаря Комиссии проводится в порядке, установленном статьей 11 настоящего Регламента.

Статья 13. Председатель Комиссии:

представляет Комиссию во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, государственными органами и учреждениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, избирательными объединениями, избирательными блоками в Российской Федерации и за рубежом, иностранными и международными организациями, средствами массовой информации, общественными объединениями, организациями и гражданами;

созывает заседания Комиссии и председательствует на них;

осуществляет контроль за реализацией решений Комиссии;

издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

подписывает постановления Комиссии;

дает поручения заместителю председателя, секретарю Комиссии и членам Комиссии;

осуществляет общее руководство Аппаратом Комиссии;

является распорядителем финансовых средств, выделяемых Комиссии из федерального бюджета;

осуществляет координацию издательской деятельности Комиссии;

осуществляет прием на работу и увольнение работников Аппарата Комиссии;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и настоящим Регламентом.

Статья 14. Заместитель председателя Комиссии:

осуществляет полномочия председателя Комиссии в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей;

по поручению председателя Комиссии созывает и ведет заседания Комиссии;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 15. Секретарь Комиссии:

обеспечивает подготовку заседаний Комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов;

организует перспективное и текущее планирование деятельности Комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;

обеспечивает доведение решений и иных материалов Комиссии до сведения членов Комиссии, избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц и общественных объединений, а также направляет постановления Комиссии в средства массовой информации для опубликования;

подписывает постановления Комиссии;

выполняет поручения председателя Комиссии;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 16. В случае временного отсутствия заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены председателем Комиссии на других членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 17. Председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, секретарь Комиссии могут быть досрочно освобождены от замещаемых должностей на основании решений Комиссии, принимаемых большинством голосов от установленного числа членов Комиссии при тайном голосовании.

Решения об освобождении от должностей председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии оформляются постановлениями Комиссии.

В случае досрочного освобождения от должности председателя Комиссии, его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии до избрания председателя Комиссии.

В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя, секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены на других членов Комиссии с правом решающего голоса до избрания соответственно заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии.

В случае досрочного освобождения от замещаемых должностей председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии новые выборы проводятся не позднее чем через месяц со дня их освобождения в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Регламентом.

III. ЧЛЕНЫ КОМИССИИ

Статья 18. Члены Комиссии с правом решающего голоса вправе работать в Комиссии на постоянной (штатной) основе. Основанием для работы на постоянной (штатной) основе является личное заявление члена Комиссии на имя председателя Комиссии. Оформление на работу на постоянной (штатной) основе члена Комиссии с правом решающего голоса осуществляется распоряжением председателя Комиссии.

Члены Комиссии с правом решающего голоса, работающие на постоянной (штатной) основе, не могут замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 19. Члены Комиссии с правом решающего голоса при подготовке и проведении федеральных референдумов, основных, дополнительных и повторных федеральных выборов, а также в период между выборами осуществляют свою деятельность в соответствии с планами мероприятий, календарными планами, федеральными целевыми программами и организуют работу по следующим направлениям деятельности Комиссии:

организация и участие в осуществлении общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей, контроль за соблюдением избирательных прав граждан при подготовке, определении и утверждении схем образования избирательных округов;

финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета выборов и референдумов, деятельности Комиссии, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и других избирательных комиссий, федеральных целевых программ;

контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме, проверка финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума;

взаимодействие с избирательными объединениями, избирательными блоками, иными общественными объединениями, а также инициативными группами избирателей при реализации их прав на участие в выборах;

обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, в том числе через средства массовой информации;

повышение правовой культуры избирателей и профессиональной подготовки членов избирательных комиссий и других организаторов выборов;

обеспечение избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями и уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами;

обеспечение права граждан на участие в референдуме Российской Федерации, референдумах субъектов Российской Федерации, местных референдумах;

обеспечение прав граждан на участие в голосовании по отзыву депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иных лиц, избираемых непосредственно гражданами в государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами;

обеспечение избирательных прав граждан при выборах в представительные органы местного самоуправления, а также должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами;

отработка и внедрение современных автоматизированных технологий избирательного процесса, нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, комиссий референдума;

рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и нижестоящих комиссий референдума Российской Федерации, а также жалоб на решения или действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.

Члены Комиссии с правом решающего голоса, организующие работу по вышеуказанным направлениям деятельности Комиссии, несут ответственность за ее результаты.

Распределение обязанностей по направлениям деятельности Комиссии и иных обязанностей членов Комиссии с правом решающего голоса осуществляется решением Комиссии и оформляется ее постановлением.

Член Комиссии с правом решающего голоса осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями и организациями, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, другими участниками избирательного процесса по вопросам подготовки и проведения референдума по направлениям деятельности Комиссии, закрепленным за ним.

Член Комиссии подписывает письма, телеграммы и иные исходящие из Комиссии документы по направлениям деятельности, закрепленным за ним, по согласованию с председателем Комиссии.

Статья 20. Члены Комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса вправе:

принимать участие в подготовке заседаний Комиссии и ее работе;

выступать на заседании Комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

задавать вопросы другим участникам заседания Комиссии в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

знакомиться с документами и материалами Комиссии, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;

обжаловать действия (бездействие) Комиссии в суд.

Статья 21. Член Комиссии с правом решающего голоса вправе:

голосовать на заседаниях Комиссии, подписывать ее решения в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами;

присутствовать и выступать на любых совещаниях, проводимых в Комиссии и ее Аппарате;

взаимодействовать с руководителями структурных подразделений Аппарата Комиссии и давать им поручения по организации работы по закрепленным за членом Комиссии с правом решающего голоса направлениям деятельности Комиссии;

осуществлять контроль за реализацией структурными подразделениями Аппарата Комиссии решений по закрепленным за членом Комиссии с правом решающего голоса направлениям деятельности;

вносить предложения о привлечении ученых и специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью Комиссии.

Статья 22. Член Комиссии с правом решающего голоса обязан:

участвовать в подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии;

присутствовать на всех заседаниях Комиссии;

заблаговременно информировать секретаря Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине;

выполнять поручения Комиссии и председателя Комиссии.

Статья 23. Срок полномочий члена Комиссии с правом решающего голоса истекает в день первого заседания Комиссии нового состава.

Статья 24. Член Комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными федеральными конституционными законами или федеральными законами правами, связанными с подготовкой и проведением выборов и референдумов, которые в указанный период проводит Комиссия.

Член Комиссии с правом совещательного голоса по решению председателя или Комиссии может с его согласия привлекаться к подготовке вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.

Полномочия членов Комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, или списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, их назначившими, были избраны или приняли участие в распределении мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.

Полномочия члена Комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена Комиссии, и переданы другому лицу.

IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ

Статья 25. Комиссия собирается на свое первое заседание, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов Комиссии, не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решений о назначении членов Комиссии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации, но не ранее истечения срока полномочий Комиссии прежнего состава.

Срок полномочий Комиссии начинается со дня ее первого заседания. В день первого заседания Комиссии полномочия Комиссии прежнего состава прекращаются.

Статья 26. Первое заседание Комиссии открывает старейший по возрасту член Комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания председателя Комиссии.

На первом заседании Комиссии:

председательствующий представляет членов Комиссии с правом решающего голоса, назначенных в соответствии с Федеральным законом;

избирается открытым голосованием счетная комиссия в составе трех членов Комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии;

проводятся выборы председателя Комиссии, заместителя председателя и секретаря Комиссии в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Статья 27. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа членов Комиссии.

Статья 28. Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.

Исключительно на заседаниях Комиссии решаются вопросы:

избрания на должности и освобождения от должностей председателя Комиссии, заместителя председателя и секретаря Комиссии;

о регистрации кандидатов (списков кандидатов);

об отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов);

финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдумов;

определения результатов выборов и референдума Российской Федерации;

утверждения формы и текста избирательных документов, документов референдума и установления степени их защиты;

регистрации избирательных блоков;

отмены решений нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

утверждения планов работы Комиссии;

распределения обязанностей между членами Комиссии;

утверждения инструкций, иных нормативных актов, а также принятия обращений и заявлений;

принятия Регламента Комиссии, внесения в него изменений и дополнений;

утверждения Положения об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, структуры и штатного расписания Аппарата Комиссии;

дачи согласия на назначение на должность и освобождение от должности руководителя Аппарата Комиссии;

внесения заключения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации на предмет несоответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, Федеральному закону;

иные вопросы, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 29. Заседания Комиссии проводятся открыто и гласно. На заседаниях вправе присутствовать зарегистрированный Комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован Комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы избирателей, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации, аккредитованные при Комиссии.

На заседания могут приглашаться члены других избирательных комиссий, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты для предоставления сведений, необходимых по рассматриваемым Комиссией вопросам.

Статья 30. На заседании Комиссии обязаны присутствовать Руководитель Аппарата Комиссии, руководители структурных подразделений Аппарата Комиссии, руководители учреждений, созданных при Комиссии.

Статья 31. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планами ее работы, как правило, не реже одного раза в месяц.

Заседания Комиссии созываются председателем Комиссии или по его поручению заместителем председателя, а также по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов Комиссии.

До начала заседания проводится регистрация членов Комиссии, результаты которой оглашаются председательствующим перед открытием заседания.

Статья 32. Члены Комиссии извещаются секретарем Комиссии о заседании Комиссии, как правило, не позднее чем за семь дней до дня заседания. Проекты постановлений Комиссии и другие необходимые материалы предоставляются членам Комиссии за три дня, а в исключительных случаях - не позднее чем за день до открытия заседания Комиссии.

Статья 33. Председательствующий на заседании Комиссии:

ведет заседание Комиссии;

организует обсуждение вопросов повестки дня заседания Комиссии, ставит их на голосование;

предоставляет слово для выступления членам Комиссии в порядке очередности поступивших заявок, а также приглашенным лицам;

ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов Комиссии;

организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;

обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента членами Комиссии и приглашенными лицами.

Председательствующий во время выступлений членов Комиссии и приглашенных лиц не вправе комментировать их высказывания, за исключением случаев отклонения темы выступлений от утвержденной повестки дня.

Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.

Статья 34. Заседание Комиссии ведется на русском языке. На заседании ведутся протокол и стенограмма.

В протоколе заседания Комиссии указываются: повестка дня, фамилии присутствующих членов Комиссии, результаты голосования, принятые решения.

К протоколу прилагаются принятые в ходе заседания постановления Комиссии, инструкции, заключения и иные нормативные акты, а также разъяснения, заявления и обращения Комиссии, особые мнения членов Комиссии.

Протокол подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии.

Статья 35. Продолжительность докладов, содокладов, заключительного слова, иных выступлений на заседаниях Комиссии устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать: для доклада - 20 минут, содоклада - 10 минут, заключительного слова - 5 минут, выступлений в прениях - 3 минут, дачи справок, оглашения информации, заявлений и обращений - 2 минут, если иное не установлено решениями Комиссии.

Статья 36. Для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии, решением Комиссии или распоряжением председателя Комиссии могут создаваться рабочие группы из числа членов Комиссии, членов нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, работников Аппарата Комиссии, ученых, специалистов и экспертов.

V. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ КОМИССИИ

Статья 37. Все решения Комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

Открытое голосование осуществляется путем поднятия руки членом Комиссии с правом решающего голоса, тайное голосование - путем использования бюллетеней или системы электронного голосования.

Результаты голосования по всем вопросам, оглашенные председательствующим, вносятся в протокол заседания Комиссии.

Статья 38. При голосовании член Комиссии с правом решающего голоса имеет один голос и голосует лично. Член Комиссии, не согласный с принятым Комиссией решением, вправе в письменной форме выразить особое мнение, которое доводится до сведения всех членов Комиссии и прилагается к соответствующему протоколу заседания.

При подведении итогов открытого голосования в случае равенства голосов "за" и "против" голос председателя Комиссии является решающим.

Статья 39. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами либо по решению Комиссии, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.

Для проведения тайного голосования путем использования бюллетеней и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемых Комиссией, которая избирает из своего состава председателя комиссии и организует проведение тайного голосования. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются Комиссией по предложению счетной комиссии.

Каждому члену Комиссии с правом решающего голоса выдается один бюллетень для тайного голосования.

В кабине для тайного голосования или в помещении, отведенном для этих целей, голосующий заполняет бюллетень, после чего опускает его в ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией.

О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. По докладу счетной комиссии члены Комиссии с правом решающего голоса принимают открытым голосованием решение об утверждении результатов тайного голосования.

Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление члена Комиссии с правом решающего голоса. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.

VI. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КОМИССИИ

Статья 40. Комиссия принимает решения по вопросам, отнесенным к ее ведению федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также установленным настоящим Регламентом.

Решения Комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об отмене решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом, по вопросам финансового обеспечения выборов и референдума Российской Федерации, о результатах выборов и референдума, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов Комиссии от установленного числа членов Комиссии. Решения Комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.

Принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии.

Постановления Комиссии подписываются председателем и секретарем Комиссии.

Инструкции, иные нормативные акты по вопросам применения федерального законодательства, обращения и заявления, принимаемые Комиссией, утверждаются постановлением Комиссии.

Статья 41. Всеми членами Комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими на соответствующих заседаниях Комиссии, подписываются протоколы Комиссии:

о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

о результатах выборов Президента Российской Федерации;

о результатах референдума Российской Федерации.

Статья 42. При рассмотрении проекта постановления Комиссия заслушивает основного докладчика, содоклады и проводит обсуждение проекта.

Проект постановления, принятый Комиссией за основу, обсуждается и голосуется в дальнейшем в целом либо по пунктам или частям.

На голосование ставятся поправки, внесенные только членами Комиссии. После обсуждения и голосования поправок проект постановления принимается в целом.

Статья 43. При рассмотрении проекта постановления Комиссия вправе:

принять его, либо отложить его обсуждение, или отклонить и направить на доработку членам Комиссии, готовившим данный проект, а также привлечь к участию в его доработке других членов Комиссии;

принять его за основу, направить на доработку и повторное рассмотрение.

При повторном рассмотрении в проект постановления вносятся поправки, поступившие после его первоначального рассмотрения.

Статья 44. Постановления, инструкции и иные нормативные акты Комиссии публикуются в установленные законами сроки в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", а также доводятся до всеобщего сведения путем направления для публикации в средства массовой информации.

VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

Статья 45. Правовое, организационное, информационно - аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально - техническое, социально - бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Комиссии. Руководитель Аппарата Комиссии обеспечивает взаимодействие подразделений Аппарата Комиссии.

Статья 46. Права, обязанности и ответственность работников Аппарата Комиссии определяются федеральным законодательством, а также Положением об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и положениями о структурных подразделениях Аппарата Комиссии, утверждаемыми соответственно Комиссией и Руководителем Аппарата Комиссии.

Структура и штатное расписание Аппарата Комиссии устанавливаются Комиссией в пределах выделяемых ей бюджетных средств.

Статья 47. Комиссия в соответствии с федеральным законодательством вправе создавать для обеспечения своей деятельности учреждения и организации, положения о которых утверждаются Комиссией.

VIII. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМИССИЕЙ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ, ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 48. В соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдуме Комиссией рассматриваются жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и нижестоящих комиссий референдума Российской Федерации, а также жалобы на решения или действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме; при этом Комиссия вправе принять решение по существу жалобы.

Поступившие в ходе выборов или референдума в Комиссию жалобы рассматриваются членами Комиссии с правом решающего голоса и в случае необходимости вносятся на предварительное рассмотрение соответствующей рабочей группы, а затем на заседание Комиссии.

Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина в Комиссию с аналогичной жалобой Комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.

Решение Комиссии по существу жалобы принимается большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии, за исключением решений, принимаемых Комиссией по вопросам, предусмотренным частью второй статьи 40 настоящего Регламента.

Статья 49. Комиссия, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, референдуме и об обеспечении прав граждан на участие в голосовании по отзыву депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иных лиц, избираемых непосредственно гражданами в государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, других участников избирательного процесса, референдума, голосования по отзыву, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

По решению Комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться члены Комиссии, работники Аппарата Комиссии, представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ученые и специалисты.

По результатам проверки Комиссия может передавать вопросы на повторное рассмотрение избирательным комиссиям, комиссиям референдума, отменять решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые с нарушением соответствующих федеральных конституционных законов, федеральных законов либо с превышением компетенции, при этом принимать решения по существу, а также направлять материалы проверки в соответствующие органы и обращаться в суд.

Статья 50. Комиссия вправе потребовать от нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, инициативных групп по проведению референдума, государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, организаций, средств массовой информации и их должностных лиц представления необходимых сведений и материалов, связанных с реализацией федерального законодательства о выборах и референдуме.

В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, их права на участие в референдуме, прав на участие в голосовании по отзыву депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иных лиц, избираемых непосредственно гражданами в государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами, а также для обобщения практики проведения выборов, референдумов и голосования по отзыву в субъектах Российской Федерации Комиссия может запрашивать от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления необходимую информацию о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов и голосования по отзыву, проводимых в субъектах Российской Федерации, и об их итогах.

Формы соответствующих документов, порядок и сроки их представления утверждаются на заседании Комиссии, о чем заблаговременно извещаются избирательные комиссии.

IX. ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 51. На основании данных Государственной системы регистрации (учета) избирателей Комиссия с учетом предложений субъектов Российской Федерации и в соответствии с методикой определения количества одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации готовит схему одномандатных избирательных округов и направляет ее в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем за 115 дней до дня голосования.

Статья 52. Комиссия получает от уполномоченных представителей избирательных блоков документы, предусмотренные Федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", и принимает решения о регистрации избирательных блоков либо об отказе в их регистрации не позднее чем на пятый день после представления в Комиссию необходимых документов.

Статья 53. Комиссия получает от уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и принимает решение о заверении копий списков кандидатов либо об отказе в их заверении не позднее чем на третий день после представления в Комиссию необходимых документов, а также выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока заверенные списки кандидатов либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых.

Статья 54. Комиссия принимает решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей не позднее чем на пятый день со дня поступления в Комиссию документов, предусмотренных Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", и выдает им регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Статья 55. Комиссия получает от уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов и иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации не позднее чем на десятый день со дня получения указанных документов.

Статья 56. Комиссия проверяет в течение десяти дней со дня поступления документов соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации требованиям Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и принимает решение о регистрации кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем за 50 дней до дня голосования.

Статья 57. Комиссия в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" на основании протоколов N 2 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации путем суммирования содержащихся в них данных производит подсчет голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу, и на своем заседании составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками, который подписывают все присутствующие на заседании члены Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 58. Комиссия на основании своего протокола о распределении депутатских мандатов между избирательными объединениями, избирательными блоками по федеральному избирательному округу и на основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в одномандатных избирательных округах принимает постановление об установлении общих итогов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через три недели после дня голосования.

К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по федеральному избирательному округу, включающая в себя полные данные протоколов N 2 окружных избирательных комиссий. Сводная таблица подписывается председателем и секретарем Комиссии.

Статья 59. Комиссия на основании протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, производит подсчет голосов избирателей не позднее чем через пятнадцать дней со дня голосования и на своем заседании составляет протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации, который подписывают все присутствующие на заседании члены Комиссии с правом решающего голоса.

К протоколу о результатах выборов Президента Российской Федерации в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации. Сводная таблица подписывается председателем и секретарем Комиссии.

Статья 60. Комиссия на основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации и протоколов участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, не позднее чем через десять дней со дня проведения референдума Российской Федерации определяет результаты референдума Российской Федерации и на своем заседании составляет протокол о результатах референдума Российской Федерации, который подписывают все присутствующие члены Комиссии с правом решающего голоса.

К протоколу о результатах референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации, образованных за пределами территории Российской Федерации. Сводная таблица подписывается председателем и секретарем Комиссии.

Комиссия не позднее двух месяцев после определения результатов референдума Российской Федерации публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме Российской Федерации, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации.

X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 61. Регламент Комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.

Статья 62. Предложения об изменении и дополнении Регламента Комиссии рассматриваются на заседании Комиссии в первоочередном порядке.

Статья 63. Регламент Комиссии вступает в силу со дня его принятия.