См. Документы Министерства обороны Российской Федерации
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2003 г. N ВКПИ 02-77
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лебедева В.М., членов Президиума Радченко В.И., Меркушова А.Е., Серкова П.П., Жуйкова В.М., Петухова Н.А., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Смакова Р.М.
рассмотрел гражданское дело по жалобе Рудина А.Ю. о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.
Надзорная жалоба по данному делу подана представителем Министра обороны Российской Федерации подполковником юстиции Копытовым О.Б., действующим по доверенности N 77 АА 0441590 от 5 апреля 2002 г., выданной сроком до 19 июня 2004 г. В жалобе Копытов О.Б. выражает несогласие с решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 года об удовлетворении жалобы Рудина А.Ю. и просит данное судебное постановление отменить и вынести новое решение - отказать Рудину А.Ю. в удовлетворении жалобы.
10 сентября 2003 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации А.Т. Уколовым вынесено определение о передаче дела в Президиум Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения по существу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснение представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции Копытова О.Б. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.М., полагавшего жалобу удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
Рудин А.Ю. обратился в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации с требованием о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне.
По мнению Рудина А.Ю., данное положение нормативного акта Министерства обороны не основано на законе и нарушает его жилищные права, что выразилось в перенесении очередности заявителя в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
14 ноября 2002 г. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации удовлетворила жалобу Рудина А.Ю. - признала незаконным (недействующим) с момента опубликования абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.
При этом в судебном решении указано, что обжалуемое положение нормативного акта Министерства обороны Российской Федерации противоречит ст. ст. 30 и 33 Жилищного кодекса РСФСР, а также п. п. 26 и 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, поскольку в соответствии с данными нормами учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в воинских частях, в которых они проходят военную службу, исходя из времени включения их в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, конкретной воинской части. Какого-либо иного порядка учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательство Российской Федерации не предусматривает. Кроме того, обжалуемое положение нормативного акта противоречит и ст. 34 Жилищного кодекса РСФСР, так как в результате его применения состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащим фактически переносится очередность на получение жилья.
В кассационном порядке данное решение не обжаловано.
В надзорной жалобе представителя Министра обороны указывается, что по делу были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в том, что суд ошибочно счел Министра обороны Российской Федерации неправомочным устанавливать такой порядок формирования очереди на улучшение жилищных условий, при котором военнослужащие, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне. При этом указывается, что судом дано неправильное толкование ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", а также ряда норм Жилищного кодекса РСФСР.
Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 года об удовлетворении жалобы Рудина А.Ю. подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 21 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1357 от 11 ноября 1998 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования войск и управление жилищным фондом, закрепляемым за данным Министерством. В подпункте 36 пункта 11 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных к ведению Министерства обороны.
В статье 3 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" определена обязанность органов государственной власти и управления обеспечивать порядок распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договору найма. В статье 13 данного Закона установлено, что органы государственной власти и управления определяют порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с существующей очередью.
В части 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с определением очередности.
В соответствии с частью 1 ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством). Таким образом, эта норма предусматривает возможность издания компетентными органами государственной власти и управления нормативных актов, определяющих иной порядок предоставления жилых помещений. Таким нормативным актом является Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в которой Министр обороны в пределах своей компетенции установил, что военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по месту их службы в пределах гарнизона. При таких условиях абзац второй пункта 28 указанной Инструкции, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне, не противоречит ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, устанавливающей, что жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Не противоречит обжалуемое положение нормативного акта Министерства обороны и ст. 34 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку в процессе его реализации не происходит перенесение очередности на более поздние сроки.
Кроме того, следует принять во внимание, что в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, в том числе и военнослужащие, могут быть сняты с учета. Перевод к новому месту службы в пределах одного гарнизона, не влекущий выезда на другое постоянное место жительства, не может считаться основанием для снятия военнослужащего с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации направлен именно на реализацию требований ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР в специфических условиях, связанных с прохождением военной службы.
Поскольку Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации при вынесении решения по данному делу допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение суда первой инстанции в соответствии со ст. ст. 387 и п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
Надзорную жалобу представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции Копытова О.Б. удовлетворить.
Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. об удовлетворении жалобы Рудина Александра Юрьевича и о признании незаконным (недействующим) с момента опубликования абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, отменить. Вынести по делу новое решение - об отказе в удовлетворении жалобы Рудина Александра Юрьевича.
Председатель
В.М.ЛЕБЕДЕВ