См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 1993 г. N 88
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА, ЗАНЯТОГО
ОБСЛУЖИВАНИЕМ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ЯСЛИ, ЯСЛИ-САДЫ,
ДЕТСКИЕ САДЫ)
Министерство труда Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), разработанные Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Минтруда России и Минобразованием России.
2. Установить, что Нормативы по определению численности персонала, утвержденные настоящим Постановлением, рекомендуются для применения в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.
3. Министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям в трехмесячный срок с учетом потребности представить заявки Центральному бюро нормативов по труду на издание Нормативов по определению численности персонала, утвержденных настоящим Постановлением.
Центральному бюро нормативов по труду обеспечить издание необходимого количества указанных нормативов.
Заместитель Министра труда
Российской Федерации
Р.БАТКАЕВ
Утверждены
Постановлением
Минтруда России
от 21 апреля 1993 г. N 88
НОРМАТИВЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА,
ЗАНЯТОГО ОБСЛУЖИВАНИЕМ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(ЯСЛИ, ЯСЛИ-САДЫ, ДЕТСКИЕ САДЫ)
Сборник предназначен для определения численности работников дошкольных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.
Нормативы по определению численности разработаны Центральным бюро нормативов по труду совместно с Министерством образования России при участии дошкольных учреждений Российской Федерации и стран - участниц СНГ.
Сборник содержит нормативы на следующие функции управления:
управление дошкольным учреждением;
бухгалтерский учет и финансовая деятельность;
воспитательно-педагогическая деятельность;
приготовление детского питания;
хозяйственное обслуживание;
организация обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Нормативы утверждены Постановлением Минтруда России от 21 апреля 1993 г. N 88.
1. Общая часть
1.1. Нормативы численности рекомендуются для определения и обоснования необходимой списочной численности работников дошкольных учреждений, рациональной организации их труда.
Нормативы численности работников, занятых в дошкольных учреждениях, установлены с учетом обеспечения нормальных условий для всестороннего развития и воспитания детей.
1.2. Сборник содержит нормативы численности работников яслей, яслей-садов, детских садов.
Нормативами охвачены следующие функции управления:
- управление дошкольным учреждением: заведующий дошкольным учреждением, зам. зав. по восп. раб.; педагог-психолог; заместитель заведующего по хозяйственной работе, заведующий хозяйством; делопроизводитель (секретарь-машинистка);
- бухгалтерский учет и финансовая деятельность: гл. бухгалтер, бухгалтер I и II категории, кассир;
- воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог;
- приготовление детского питания: шеф-повар, повар, кухонный рабочий;
- хозяйственное обслуживание: кладовщик, кастелянша, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья), грузчик, садовник, истопник, кочегар, оператор, кучер или водитель, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений, сторож;
- организация обучения плаванию детей дошкольного возраста.
1.3. Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:
в возрасте до одного года - 10 детей;
в возрасте от одного года до трех лет - 15 детей;
в возрасте свыше трех лет - 20 детей.
При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов. В группы с круглосуточным пребыванием принимаются дети в возрасте от 1 года до 6 лет.
Для детей, имеющих отклонения в развитии, предельная наполняемость групп в дошкольном учреждении составляет:
┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐ │ Дети, имеющие отклонения │Количество детей в группе до:│ │ в развитии ├──────────────┬──────────────┤ │ │ранний возраст│ дошкольный │ │ │ до 2 лет │ возраст │ │ │ │ с 3 до 7 лет │ ├──────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┤ │нарушения речи │ 6 │ 10 │ │с фонетико-фонематическим │ │ │ │нарушением речи и нарушением │ │ │ │произношения отдельных слов │ │ 12 │ │ │ │ │ │нарушения слуха │ │ │ │глухие │ 6 │ 6 │ │слабослышащие и позднооглохшие │ 6 │ 8 │ │ │ │ │ │нарушение зрения │ │ │ │слепые │ 6 │ 6 │ │слабовидящие │ 6 │ 10 │ │с косоглазием и амблиопией │ 6 │ 10 │ │ │ │ │ │нарушение опорно-двигательного │ │ │ │аппарата │ 6 │ 8 │ │ │ │ │ │умственно отсталые │ 6 │ 10 │ │с глубокой умственной отсталостью │ │ 8 │ │со сложным дефектом │ 5 │ 5 │ └──────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────┘
1.4. В основу разработки нормативов численности положены следующие данные:
штатные расписания работников различных дошкольных учреждений;
результаты анализа и исследования затрат рабочего времени (фотографии и самофотографии) на работы, выполненные персоналом дошкольных учреждений;
статистические данные, характеризующие факторы, влияющие на затраты труда работников, занятых в дошкольных учреждениях;
результаты изучения и анализа опроса работников дошкольных учреждений (анкетирование, сбор предложений) по улучшению их работы.
1.5. При разработке нормативов численности работников дошкольных учреждений использованы следующие материалы:
"Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда", М., 1968;
Межотраслевые методические рекомендации по разработке нормативных материалов для нормирования труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства. М., Экономика, 1988;
"Временное положение о детском дошкольном учреждении", утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119.
1.6. Наименование должностей руководителей, специалистов и служащих, а также содержание их работ установлены в соответствии с "Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования", утвержденными Постановлением Минтруда России от 11 ноября 1992 г. N 33, "Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих", утвержденными Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 30. Наименования профессий рабочих указаны в соответствии с "Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, которым устанавливались месячные оклады", утвержденными Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 31.
1.7. В соответствии с п. 4 ст. 51 Закона Российской Федерации "Об образовании" медицинское обслуживание образовательного учреждения (в т.ч. дошкольного образовательного учреждения) обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.
1.8. При выезде дошкольных учреждений в летний период на дачи численность работников на это время устанавливается в соответствии с нормативами, рассчитанными на круглосуточное пребывание детей, с учетом работы в выходные дни.
1.9. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормативы методами технического нормирования.
1.10. Приведенные в нормативных таблицах числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.
2. Нормативная часть
Нормативы численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, разработаны применительно к шести функциям:
- управление дошкольным учреждением;
- бухгалтерский учет и финансовая деятельность;
- воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность;
- приготовление детского питания;
- хозяйственное обслуживание;
- организация обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Нормативы позволяют определить численность и состав работ по каждой должности служащего и рабочей профессии.
2.1. Управление дошкольным учреждением
Заведующий дошкольным учреждением
Состав работ. Руководит всеми видами деятельности дошкольного учреждения в соответствии с уставом. Организует коллектив педагогических и других работников на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми, использование научной организации труда в воспитательном процессе. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания. Обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения в соответствии с требованиями педагогики и гигиены. Формирует контингенты воспитанников, обеспечивая их социальную защиту. Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.
Организует работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье. Создает необходимые условия для обеспечения детей питанием, работы медицинского персонала, контроля за их работой в целях укрепления и охраны здоровья детей, рационального использования бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Распоряжается имеющимся имуществом и средствами, представляет ежегодный отчет о поступлении и расходовании средств учредителей. Обеспечивает правильную расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения деловой квалификации работников, строгого соблюдения государственных интересов, трудовой и производственной дисциплины. Устанавливает в соответствии с трудовым законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка круг обязанностей работников дошкольного учреждения. Организует работу по проведению аттестации работников. Обеспечивает выполнение коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом.
Заведующий дошкольным учреждением осуществляет связь с общественностью, предприятиями и организациями. Обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности, периодическое медицинское освидетельствование лиц, обслуживающих установки повышенной опасности и работающих на высоте, прохождение всеми работниками дошкольного учреждения профилактических медицинских осмотров.
На время отпуска заведующего хозяйством (помощника заведующего по хозяйственной части) осуществляет материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения. Отчитывается о работе учреждения перед соответствующими органами.
В установленном законодательством порядке несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с планом и графиком воспитательного процесса, качество воспитания детей, их жизнь и здоровье, нарушение их прав и свобод.
Заместитель заведующего по воспитательной
и методической работе
Состав работ. Осуществляет методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива дошкольного учреждения. Обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах. Направляет и контролирует работу воспитательского персонала. Оказывает методическую помощь воспитателям.
Организует работу методического кабинета в яслях, саду, яслях-саду, обобщает инструктивно-методический материал по воспитанию и обучению детей. Изучает и обобщает передовой опыт по воспитанию детей, организует обмен опытом работы между воспитателями, проводит консультации для воспитателей с целью оказания им практической помощи. Разрабатывает предложения по повышению эффективности образовательного процесса и методической работы. Систематизирует методические и составляет информационные материалы. Выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей, обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в работе педагогических советов, следит за выполнением принятых решений. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а также дошкольного учреждения.
Педагог-психолог
Состав работ. Проводит работу в дошкольном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка, и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь детям, воспитателям и родителям в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем. Совместно с воспитателями планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Обследует и оказывает социально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития. Консультирует руководителей и сотрудников дошкольного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, воспитателей, родителей.
Заместитель заведующего по хозяйственной работе,
заведующий хозяйством
Состав работ. Осуществляет руководство работами по хозяйственному обслуживанию дошкольного учреждения. Обеспечивает сохранность хозяйственного инвентаря, его восстановление и пополнение, а также соблюдение чистоты в помещениях и на прилегающей территории. Следит за состоянием помещений и принимает меры по своевременному их ремонту. Обеспечивает работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода. Руководит работой младшего обслуживающего персонала.
Является материально ответственным лицом. Обеспечивает своевременную доставку продуктов питания, принимает участие в составлении меню-раскладок и требований-заявок на продукты питания, обеспечивает выполнение противопожарных мероприятий, санитарного режима дошкольного учреждения и прилегающей к нему территории.
Делопроизводитель (секретарь-машинистка)
Состав работ. Принимает и регистрирует корреспонденцию. В соответствии с резолюцией руководителя предприятия передает документы на исполнение, оформляет регистрационные карточки. Ведет картотеку учета прохождения документальных материалов, осуществляет контроль за их исполнением. Выдает необходимые справки по зарегистрированным документам. Отправляет исполненную документацию по адресатам. Ведет учет получаемой и отправляемой корреспонденции, систематизирует и хранит документы текущего архива. Подготавливает и сдает в архив предприятия документальные материалы, законченные делопроизводством, и регистрационную картотеку. Обеспечивает сохранность проходящей служебной документации.
Ведет табельный учет рабочего времени, осуществляет контроль за своевременной явкой на работу и уходом с работы, нахождением на рабочих местах работников дошкольного учреждения. Представляет табеля на оплату труда в установленные сроки в бухгалтерию. Оформляет документы и готовит проекты распоряжений по приему, переводу и увольнению сотрудников, печатает отдельные материалы. Собирает справки с родителей для установления оплаты за содержание детей. Составляет отчеты о посещаемости детей за прошедший месяц, составляет табель на питание сотрудников дошкольного учреждения.
Таблица 1
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ ПО ФУНКЦИИ "УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ" ЯСЛЕЙ-САДОВ, САДОВ, ЯСЛЕЙ
НА 1 ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
┌────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐ │Наименование│ Количество групп до: │ │ должностей ├───┬───┬───┬──┬──┬──┬──┬──┬───┬───┬──┬──┬──┬────────┤ │ │ 3 │ 4 │ 5 │6 │8 │10│12│14│16 │18 │20│22│24│ св. 24 │ ├────────────┼───┼───┼───┼──┼──┼──┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼──┼────────┤ │ А │ 1 │ 2 │ 3 │4 │5 │6 │7 │8 │ 9 │10 │11│12│13│ 14 │ ├────────────┼───┼───┼───┼──┼──┼──┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼──┼────────┤ │Заведующий │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │ 1 │ │дошкольным │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │учреждением │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼───┼───┼───┼──┼──┼──┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼──┼────────┤ │Зам. завед. │- │0,5│1 │1 │1 │1 │1 │1 │1,5│1,5│2 │2 │2 │ на │ │по воспита- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ каждые │ │тельной и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │10 групп│ │методической│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ одна │ │работе │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ должн. │ ├────────────┼───┼───┼───┼──┼──┼──┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼──┼────────┤ │Зам. завед. │- │- │ - │- │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │ 1 │ │по хозяй- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ственной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │работе │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼───┼───┼───┼──┼──┼──┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼──┼────────┤ │Зав. │0,5│1 │ 1 │1 │- │- │- │- │ - │ - │1 │1 │1 │ 1 │ │хозяйством │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼───┼───┼───┼──┼──┼──┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼──┼────────┤ │Делопроизво-│0,5│0,5│0,5│1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │1 │ 1 │ │дитель │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(секретарь- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │машинистка) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼───┴───┴───┴──┴──┴──┴──┴──┴───┴───┴──┴──┴──┴────────┤ │Педагог- │ на каждые 3 группы 0,25 ед. │ │психолог │ │ └────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
2.2. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность
Состав работ. Выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных фондов, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением средств и товарно-материальных ценностей. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции, работ (услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению. Производит начисление и перечисление платежей в бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды.
Участвует в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия (учреждения) по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, в осуществлении мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, в осуществлении мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения вычислительной техники, а также в проведении инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств. Подготавливает данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Таблица 2
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ
БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ,
НА 1 ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐ │Нормативы│ Количество групп до: │ │численно-├───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬───┬───┬───┬───┬──┬──────┤ │сти, чел.│ 3 │ 4 │ 6 │ 8 │10 │12 │ 14 │16 │18 │20 │22 │24│св. 24│ ├─────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼───┼───┼──┼──────┤ │ │0,5│1 │1 │1 │1,5│1,5│1,5 │1,5│1,5│1,5│2 │2 │2 │ └─────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴───┴───┴───┴───┴──┴──────┘
Должность кассира вводится из расчета: 0,25 ед. - на каждые 5 групп, не более 1 ед. - на учреждение.
2.3. Воспитательно-педагогическая деятельность
2.3.1. Состав работ по должностям
Воспитатель
Планирует и организует жизнедеятельность детей, их воспитание, готовит их к обучению в школе. На основе изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога планирует и проводит с ними коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение детьми режима дня, с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими. Координирует деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
Работает в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду, в контакте с другими воспитателями группы, музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.
Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации. Регулярно информирует руководящих работников детского дошкольного учреждения о состоянии здоровья детей. Составляет ежемесячно табель посещаемости детей. Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.
Помощник воспитателя
Подготовка и организация занятий, создание обстановки эмоционального комфорта. Осуществление воспитательных функций в процессе проведения с детьми занятий, оздоровительных мероприятий, приобщение детей к труду, привитие им санитарно-гигиенических навыков. Участие в создании безопасной развивающей среды, соответствующей психологическим, гигиеническим и педагогическим требованиям. Обеспечение санитарного состояния помещений, оборудования, инвентаря; охрана и укрепление здоровья детей, присмотр и уход за ними: сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель под руководством воспитателя, просушивание одежды детей. Смена белья, одежды, мытье и уборка посуды, помещения. Получение и доставка пищи из пищеблока в группу.
Музыкальный руководитель
Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Стимулирует развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста. Координирует работу специалистов дошкольного учреждения и родителей по этим вопросам. Определяет направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также их творческих способностей, используя с этой целью имеющиеся условия развития детей.
Инструктор по физической культуре
Проводит работу по обучению детей в соответствии с программой и методиками физического воспитания. Определяет задачи и содержание занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей детей. Обучает детей владению навыками и техникой выполнения упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. Обеспечивает полную безопасность детей при проведении физических и спортивных занятий. Оказывает первую доврачебную помощь. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений. Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья детей и регулирует их физическую нагрузку. Отвечает за жизнь и здоровье детей.
Учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед)
Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в развитии. Обследует детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния детей. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками образовательного учреждения. Должен иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и работы с ними. Ведет необходимую документацию.
2.3.2. Методика расчета численности группового персонала (воспитателей, помощников воспитателей)
Численность группового персонала определяется с учетом:
- предельной наполняемости групп детьми (п. 1.3);
- продолжительности пребывания детей в группе;
- количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении) в неделю;
- нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).
Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:
- в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение всего режима работы учреждения (группы);
- в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение 24 часов;
- в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение 14 часов.
Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену, в течение всего режима работы учреждения.
Количество рабочих дней детского учреждения в неделю:
6-дневная рабочая неделя; 5-дневная рабочая неделя.
Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю:
- в группах для детей с отклонениями в развитии (для детей с недостатками умственного или физического развития) - 25 час.;
- в остальных случаях - 36 час.
Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:
- для детей с туберкулезной интоксикацией - 36 час.;
- для умственно отсталых детей и детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики - 36 час.;
- в остальных случаях - 40 час.
Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:
Тс x Т Чяв = ------, Тн
где:
Чяв - численность воспитателей или помощников воспитателей в группе;
Тс - продолжительность пребывания детей в группе в смену;
Т - количество рабочих дней детского учреждения в неделю;
Тн - нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю.
Списочная численность работников (Чсп) определяется по формуле:
Чсп = Чяв x Кн,
где Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.
% планируемых невыходов Кн = 1 + -----------------------, 100
где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.
Пример 1. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет - 20 чел.
Режим работы дошкольного учреждения - 6 дней в неделю, с 9-часовым пребыванием детей, 10% - планируемые невыходы по данным бухгалтерии.
Численность воспитателей в группе:
9 x 6 x 1,1 59,4 ----------- = ---- = 1,65. 36 36 Численность помощников воспитателей в группе: 9 x 6 x 1,1 59,4 ----------- = ---- = 1,49. 40 40
Пример 2. Группа общего назначения. Количество детей в возрасте до одного года - 10 чел., 10% - планируемые невыходы.
Режим работы дошкольного учреждения - 5-дневная рабочая неделя с 24-часовым пребыванием детей.
Численность воспитателей в группе:
24 x 5 x 1,1 132 ------------ = --- = 3,67. 36 36 Численность помощников воспитателей в группе: 24 x 5 x 1,1 132 ------------ = --- = 3,30. 40 40
Пример 3. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше 3-х лет - 20 человек.
Режим работы дошкольного учреждения - 5-дневная рабочая неделя с 5-часовым пребыванием детей (прогулочная), 10% - планируемые невыходы.
Численность воспитателей в группе:
5 x 5 x 1,1 27,5 ----------- = ---- = 0,76. 36 36 Численность помощников воспитателей в группе: 5 x 5 x 1,1 27,5 ----------- = ---- = 0,69. 40 40
2.3.3. Нормативы численности работников, занятых воспитательно-педагогической деятельностью
┌───┬──────────────────────┬───────────────────┬─────────────────┐ │ N │Наименование должности│ Единица измерения │ Нормативная │ │п/п│ │ │ численность │ ├───┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤ │1. │Воспитатель │ │расчет по методи-│ │ │ │ │ке п. 2.3.2 │ ├───┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤ │2. │Помощник воспитателя │ │расчет по методи-│ │ │ │ │ке п. 2.3.2 │ ├───┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤ │3. │Музыкальный руководи- │на каждую группу │0,25 │ │ │тель │детей в возрасте │ │ │ │ │свыше 1,5 лет, │ │ │ │ │наполняемостью │ │ │ │ │15 - 20 чел. │ │ ├───┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤ │4. │Инструктор по физичес-│на каждые 2 группы │0,25 │ │ │кой культуре (без обу-│детей в возрасте │ │ │ │чения детей плаванию) │от 3 лет │ │ ├───┼──────────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤ │5. │Учитель-логопед, │на каждую группу │1 │ │ │логопед, учитель- │для детей с откло- │ │ │ │дефектолог │нением в развитии │ │ │ │ │установленной │ │ │ │ │наполняемости │ │ └───┴──────────────────────┴───────────────────┴─────────────────┘
Примечание. В учреждениях, имеющих 4 и более групп с круглосуточным пребыванием детей при наличии изолятора, устанавливается дополнительная численность помощников воспитателей, расчет которой производится по методике п. 2.3.2.
2.4. Приготовление детского питания
Организация труда
В состав пищеблока входят: кухня с заготовочной и моечной, кладовой для сухих продуктов с холодильной установкой и кладовая для овощей. Нижняя поверхность шкафов, ларей, стеллажей должна отстоять от пола не менее чем на 15 см. Моечная, заготовочная и раздаточная отделяются от кухни оборудованием или перегородками-экранами высотой 1,2 м или должны быть раздельными в пищеблоках корпусов административно-хозяйственных помещений комплексов детских дошкольных учреждений. Помещения пищеблока следует размещать на первом этаже. Кладовые для хранения овощей и сухих продуктов размещаются в пищеблоке, но изолированно от кухни. Проходные кладовые и проход в них через кухню не допускается. В детских дошкольных учреждениях на 90 и более мест вход в пищеблок должен быть отдельным. Полы в моечной и заготовочной должны иметь трапы с уклоном для стока воды в канализацию.
Для приготовления и обработки пищи, как правило, следует устанавливать электрическое оборудование.
В газифицированных районах допускается установка газовых плит и другого оборудования закрытого типа с отводом для продуктов сгорания в вытяжные вентиляционные каналы.
В сельских детских дошкольных учреждениях до 50 мест (включительно) допускается применение кухонных плит на твердом топливе с топкой, входящей в отдельное помещение.
Столы для обработки пищевых продуктов и приготовления кулинарных изделий должны иметь гладкую поверхность. Столы могут быть цельнометаллическими из нержавеющей стали или дюралюминия. Допускаются столы, обитые алюминием или оцинкованным железом, плотно прилегающие к основе стола, с тщательной пропайкой швов. Столы, покрытые оцинкованным железом, допускаются только для обработки сырого мяса и рыбы. Для разделки теста должны быть столы с деревянными крышками из плотно сколоченных досок, широких и толстых, твердых пород дерева, с гладко выструганной поверхностью.
Для разделки мяса, рыбы, овощей и других продуктов следует иметь специальные разделочные доски из твердых пород дерева (ясень, береза, клен, дуб), гладко выструганные, без щелей, доски должны быть промаркированы: МС - мясо сырое, МВ - мясо вареное, РС - рыба сырая, РВ - рыба вареная, ОВ - овощи вареные, ОС - овощи сырые и т.д. Хранить доски необходимо на специальных полках или в полиэтиленовых мешках.
Отходы и отбросы собираются в металлические ведра или баки с крышками, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. В конце дня ежедневно ведра или баки независимо от наполнения должны очищаться, промываться 2%-ным раствором кальцинированной соды, а затем споласкиваться горячей водой и просушиваться.
Кухонная посуда должна быть алюминиевой, из нержавеющей стали, железная нелуженая (противни, ведра и др.), чугунная (сковороды). Баки и ведра для хранения питьевой воды, посуда для хранения и перевозки сыпучих продуктов (крупа, мука) допускаются из оцинкованного железа. Вся кухонная посуда должна храниться на специальных полках или стеллажах, мягкий инвентарь - в шкафах.
Для мытья кухонной посуды должны быть установлены металлические ванны из нержавеющей стали, алюминия, дюралюминия и др., с подводкой к ним горячей и холодной воды. В месте присоединения ванны к канализации предусматривается воздушный разрыв.
В помещениях пищеблока должна ежедневно проводиться влажная уборка - мытье полов, протирка окон, оборудования, генеральная уборка - не реже одного раза в неделю с применением моющих средств и 1%-го раствора хлорамина или 0,5%-го осветленного раствора хлорной извести.
Разделочные столы, доски и мелкие деревянные предметы - лопатки, половники и др. должны промываться горячей водой (температура 50 - 60 град. C) с питьевой содой, мылом, горчицей и обдаваться кипятком, затем просушиваться.
Кухонная посуда моется в горячей воде (45 - 50 град. C) с применением моющих средств, регламентируемых для использования на предприятиях питания, ополаскивается кипятком и просушивается на решетчатых полках под мойками или плитой. Металлический инвентарь следует после мытья прокаливать в духовом шкафу; мясорубки после использования разбираются, их промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают.
Салфетки, марлю, сита, через которые процеживают овощные отвары, отжимают сок из ягод и фруктов, каждый раз после употребления промывают в горячей воде и кипятят в течение 15 минут.
Щетки, ерши, мочалки, ветошь после мытья посуды, кухонного инвентаря и столов промываются, кипятятся в 2%-ном растворе питьевой соды в течение 15 минут, просушиваются и хранятся в закрытой посуде.
Столовая и чайная посуда - фаянсовая и фарфоровая (тарелки, блюда, чашки), из нержавеющей стали (ложки, вилки) должны быть в каждой группе и храниться в буфете. Не допускается употреблять посуду с отбитыми краями.
Для мытья групповой посуды в буфетных устанавливается мойка из двух отделений.
При мытье посуды необходимо тщательно очистить ее от остатков пищи, промыть дважды в горячей воде (температура 50 - 60 град. C) в одном случае - с добавлением моющих средств (горчица, питьевая сода, мыло, порошок "Прогресс", тринатрийфосфат из расчета 100 - 200 г на 10 л воды), после чего облить кипятком и просушить на полках-решетках. Ложки и вилки моются так же, как и столовая посуда, а затем опускаются на 15 минут в кипяток. Чайная посуда моется отдельно от столовой в двух водах при температуре 50 - 70 град. C.
Ветошь для мытья посуды кипятят в 2%-ном растворе питьевой соды в течение 15 минут и хранят в сухом виде в закрытой маркированной таре.
Посуду для грудных детей - бутылочки для молока и молочных смесей после предварительной очистки ершами кипятят в течение 15 минут до момента закипания в посуде с закрытой крышкой (вода должна покрывать бутылочки), после чего высушивают. Соски после употребления должны промываться, кипятиться в течение 15 минут в стеклянной посуде, которая один раз в день должна кипятиться.
Оборудование кухни (монтируемое) включает: ванну моечную на 2 отделения, кипятильник, котел пищеварочный, машину универсальную, шкаф холодильный, электромясорубку, овощерезку (картофелерезку), облучатель ультрафиолетовый, жарочный шкаф, весы.
Шеф-повар
Состав работ. Организует работу производства. Постоянно контролирует качество сырья, поступающего в производство, строгое соблюдение технологии приготовления пищи, норм закладки сырья и санитарных правил. Проводит ежедневно с медицинской сестрой бракераж готовой пищи. Осуществляет правильную организацию производственного процесса, обеспечивает применение нового оборудования и прогрессивной технологии, внедрение рациональной организации труда, распределяет обязанности среди поваров, проводит инструктаж по технологии приготовления пищи и другим производственным вопросам. Контролирует соблюдение инструктажа по охране труда и технике безопасности. Шеф-повара от работы в качестве поваров не освобождаются.
Участвует в составлении перспективного и ежедневного меню, совместно с медицинской сестрой и заведующей детским учреждением, выполнении норм питания в течение месяца.
Повар
Состав работ. Выполнение вспомогательных работ при изготовлении блюд и кулинарных изделий. Очистка, дочистка картофеля, плодов, овощей, фруктов и ягод до или после их мойки с помощью ножей и других приспособлений. Переборка зелени, плодов, овощей, ягод, картофеля. Удаление дефектных экземпляров, посторонних примесей. Мойка овощей, промывка их после очистки, дочистки. Нарезка хлеба, картофеля, овощей, зелени. Размораживание рыбы, мяса, птицы. Потрошение рыбы, птицы, дичи. Разделка сельди, кильки. Обработка субпродуктов и др.
Приготовление блюд для детей различного возраста в детских яслях, детских садах, яслях-садах: молочных смесей типа "В", восстановленных адаптированных молочных смесей "Малютка", "Малыш", "Виталакт" и аналогичных им; вязких, полувязких, протертых и рассыпчатых каш из различных круп; отварных, тушеных, запеченных пюре и других овощных блюд; овощных, фруктовых, фруктово-овощных и мясо-овощных салатов, винегретов; варка мясных и куриных бульонов; вегетарианских, пюреобразных, холодных и заправочных на костном бульоне супов. Приготовление различных видов пассеровок, томатных, сметанных, молочных и фруктовых соусов; суфле, тефтелей, гаше, котлет, гуляша и других блюд из мясных, куриных и рыбных продуктов; мозгов, газе и других блюд из субпродуктов; запеканок из крупы; овощей с мясом, яйцом и творогом; молочных и яичных блюд. Приготовление горячих и холодных напитков, фруктовых и овощных соков, компотов, киселей, морсов, муссов, желе и других третьих блюд. Замешивание дрожжевого и пресного теста, выпечка из него булочек, пирожков, оладьев, блинчиков, ватрушек, сухариков и других изделий. Порцинирование и раздача блюд в соответствии с возрастными нормами для детей грудного и дошкольного возраста.
Обеспечивает качественное санитарное состояние помещений, оборудования, инвентаря.
Примечание. Выполнение вспомогательных работ может поручаться подсобному (кухонному) рабочему.
Кухонный рабочий
Состав работ. Доставка полуфабрикатов и сырья из кладовой. Открывание бочек, ящиков, мешков с продуктами, вскрытие жестяных и стеклянных консервных банок. Выгрузка продукции из тары. Транспортировка продукции, тары, посуды на кухне. Заполнение котлов водой. Доставка готовой продукции к раздаче. Включение электрических, газовых котлов, плит, шкафов, кипятильников. Сбор пищевых отходов. Обеспечивает качественное состояние помещений, оборудования, инвентаря. Осуществляет уборку пищеблока, моет кухонную посуду, оборудование, инвентарь.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПО ФУНКЦИИ
"ПРИГОТОВЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ"
┌────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │Нормати-│ Количество детей в детском учреждении до: │ │вы чис- ├──┬───┬──┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┤ │леннос- │30│50 │60│80 │100│110│120│140│160│175│190│210│225│260│290│ │ти, чел.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────┼──┼───┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤ │ │2 │2,5│3 │3,5│4 │4,5│5 │5,5│6 │6,5│7 │7,5│8 │8,5│9,5│ └────────┴──┴───┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┘
Примечания. 1. В дошкольных учреждениях, имеющих 3 и более ясельных групп или групп с круглосуточным пребыванием детей, устанавливается дополнительно 0,5 единицы должности повара.
2. Должность шеф-повара устанавливается в учреждениях, имеющих не менее 8 групп.
2.5. Хозяйственное обслуживание
Кладовщик
Состав работ. Прием на склад, взвешивание, хранение и выдача со склада различных материальных ценностей и продуктов питания. Обеспечение своевременного составления заявок и доставки продуктов питания. Проверка соответствия принимаемых ценностей сопроводительным документам. Перемещение материальных ценностей к местам хранения вручную или при помощи штабелеров и других механизмов с раскладкой (сортировкой) их по видам, качеству, назначению и другим признакам. Организация хранения материалов и продуктов с целью предотвращения их порчи и потерь. Руководство работой по погрузке, выгрузке грузов и размещению их внутри склада. Составление дефектных ведомостей, актов на списание, а также на недостачу и порчу продуктов. Учет наличия на складе хранящихся материальных ценностей и ведение отчетной документации по их движению. Участие в проведении инвентаризаций.
2.5.1. Нормативы численности: 1 кладовщик - на число групп в дошкольном учреждении от 6 групп и выше; 0,5 ед. - на число групп от 4 до 5.
Кастелянша
Состав работ. Получение, проверка и выдача спецодежды, спецобуви, санитарной одежды, белья, съемного инвентаря (чехлы, портьеры и т.д.) и предохранительных приспособлений. Сортировка бывших в употреблении одежды, белья и т.п., метка их, сдача в стирку, мелкий ремонт и подглаживание после стирки. Ведение учета, контроль за правильным использованием спецодежды, белья и т.д. Участие в составлении актов на списание пришедшей в негодность специальной и санитарной одежды, белья и других предметов. Оформление установленной документации. Пошив детской легкой одежды, белья и т.д. Мелкий ремонт спецодежды и белья вручную и на швейной машине. Укорачивание рукавов, брюк и комбинезонов спецодежды. Пошив спецодежды, праздничных костюмов для детей.
2.5.2. Нормативы численности кастелянш (чел.)
Таблица 6
┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐ │Нормативы│ Количество групп до: │ │численно-├───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬───┬───┬───┬───┬──┬──────┤ │сти, чел.│ 2 │ 4 │ 6 │ 8 │10 │12 │ 14 │16 │18 │20 │22 │24│св. 24│ ├─────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼───┼───┼──┼──────┤ │ │0,5│0,5│0,5│1 │1 │1 │1,5 │1,5│1,5│1,5│1,5│2 │2 │ └─────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴───┴───┴───┴───┴──┴──────┘
Примечания. 1. В яслях норматив численности кастелянш увеличивается на 0,5 ед. при наличии не менее 2-х групп детей ясельного возраста.
2. В дошкольном учреждении при необходимости может быть введена 0,5 ед. должности швеи (с 8 групп и более).
Рабочий по стирке и ремонту спецодежды (белья)
Состав работ. Стирка, сушка и глажение спецодежды и других предметов производственного назначения: полотенец, штор, белья и т.п. - вручную и на машинах. Приготовление стиральных, крахмалящих и подсинивающих растворов. Стирка спецодежды и белья. Сушка в сушильных барабанах (камерах) или в естественных условиях. Глажение на прессах, каландрах или вручную. Приемка, сортировка и выдача спецодежды и других предметов. Оформление установленной документации.
2.5.3. Нормативы численности рабочих по стирке спецодежды (белья) - 0,5 ед. должности на каждые 50 - 60 кг сухого белья.
При наличии ясельных групп устанавливается норматив численности рабочих по стирке спецодежды (белья): на 2 - 3 группы - 0,25 ед.; 4 - 5 групп - 0,5 ед.; 6 и более групп - 1 ед.
Примечания. 1. Должности рабочих по стирке белья устанавливаются в тех случаях, когда нет возможности пользоваться услугами коммунальных прачечных, а при наличии ясельных групп необходимое количество должностей (часть должности) может быть установлено и при пользовании этими услугами.
2. Дошкольные учреждения с туберкулезной интоксикацией не пользуются коммунальной прачечной.
Нормативы численности рабочих других профессий
2.5.4. Норматив численности - 0,5 грузчика на число групп в детском дошкольном учреждении с 3 групп, а при последующем увеличении на каждые 5 групп возрастает на 0,5 ед.
2.5.5. При наличии фруктового сада или земельного участка с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га устанавливается одна должность садовника.
2.5.6. При наличии в дошкольном учреждении печного отопления устанавливается должность истопника из расчета: 0,25 ед. - на каждые 2 печи.
При наличии центрального отопления вводятся должности машинистов - кочегаров или операторов котельных из расчета: 1 должность - в каждой котельной; 2 должности в смену - в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов 75 кв. м; 1 должность в смену - при газовом отоплении.
При централизованном теплоснабжении (ТЭЦ):
1 должность - при наличии теплового пункта; 1 должность - при наличии бойлеров и насосов в смену.
2.5.7. При наличии в дошкольном учреждении конного или автомобильного транспорта устанавливается должность возчика или водителя.
2.5.8. В дошкольных учреждениях рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий вводятся в соответствии с производственной необходимостью: 0,25 ед. должности - на каждые 2 группы.
Дополнительно: 0,5 должности - при наличии бассейна и 4 - 8 групп; 1 должность - при наличии бассейна и 9 и более групп.
2.5.9. Должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета: 0,5 ед. - на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,25 должности на учреждение.
2.5.10. Нормативы численности сторожей устанавливаются по нормативам межведомственной охраны.
2.6. Организация обучения плаванию детей дошкольного возраста
Занятия по обучению плаванию детей дошкольного возраста организуются в бассейнах разного типа, которые определяются их конструктивными особенностями, условиями и особенностями эксплуатации.
В практике для обучения дошкольников плаванию целесообразно использовать следующие типы бассейнов:
1. Крытые малоразмерные <*> бассейны:
- в зданиях детских дошкольных учреждений или пристройках к ним (для одного детского сада, для нескольких детских садов);
- в зданиях культурно-спортивных комплексов, бассейнов, ведомств и спортивных обществ (так называемые "лягушатники");
- в зданиях детских спортивных комплексов, обслуживающих дошкольные учреждения и начальные классы общеобразовательных школ микрорайона;
- в зданиях детских поликлиник - для детей раннего возраста.
--------------------------------
<*> К малоразмерным относятся все бассейны, размеры которых менее принятых для бассейнов спортивных комплексов.
2. Открытые малоразмерные бассейны на участках дошкольных учреждений.
3. Крытые и открытые бассейны спортивного типа (длина дорожки - 25 и 50 м).
4. Сборно-разборные бассейны.
5. На естественных водоемах - ограждения прибрежных участков дна для занятий; простейшие водные станции с искусственным дном (наплавные бассейны); открытые бассейны на берегу водоема. Для обучения детей плаванию целесообразно иметь бассейн размером не менее установленного Строительными нормами и правилами <*> - 3 x 7 м, глубиной до 80 см. Такие бассейны удобны для начального обучения плаванию младших дошкольников. Опыт работы детских садов показывает, что для организации занятий с группой детей старшего дошкольного возраста целесообразны бассейны с ванной больших размеров (12,5 x 6 м, глубина - 1,2 - 1,5 м).
--------------------------------
<*> СНиП II-64-80. Строительные нормы и правила. Часть II. Нормы проектирования. Глава 64. Детские дошкольные учреждения. Госстрой СССР. М., 1981.
Наиболее удобная форма бассейна - прямоугольная. В зависимости от местных условий возможны и другие формы бассейнов (квадратные, овальные, круглые). Для спуска детей в воду необходимо предусмотреть устройство вертикальной лестницы с поручнями. Ступени лестницы желательно покрыть ребристой резиной или другим нескользящим материалом.
Ванну отделывают однотонной облицовочной плиткой. При бассейне должно быть не менее двух раздевальных комнат, оборудованных вешалками для одежды и полотенец, банкетками, диванчиками. На пол в раздевальных комнатах кладутся резиновые коврики или деревянные решетки.
При бассейне обязательны душевые комнаты, имеющие не менее 2 - 4 душевых установок для мытья тела детей перед входом в бассейн и при выходе из него, и туалетные. Количество душевых установок, раздевален, туалетных определяется пропускной способностью бассейна. В помещении бассейна должны быть также предусмотрены приспособления для сушки волос детей.
С целью обеспечения безопасности детей и предупреждения травматизма при выходе из бассейна и из душевой кладутся резиновые коврики, чтобы дети не скользили по мокрому полу.
Все помещения, которые отводятся для детей дошкольного возраста, должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, быть оборудованы соответствующей мебелью, вешалками для белья, полотенец, купальных и туалетных принадлежностей. При оборудовании помещения должны быть приняты меры, обеспечивающие предупреждение детского травматизма.
В любом случае размеры бассейна должны позволять проведение занятий с группой детей не менее 8 - 10 человек.
Обучение детей плаванию в открытых бассейнах организуется в летние месяцы. В зависимости от климатических условий срок купания может быть различным. В средней полосе - 2 - 3 месяца, в южных районах - до 3 - 4 месяцев.
При бассейнах на участках необходимы: душевые установки; ножные ванны перед выходом в бассейн (0,8 - 1 x 0,1 м), места для раздевания и одевания детей, которые должны быть оборудованы скамейками и диванчиками с гигиеническим покрытием, вешалками для полотенец.
Наиболее целесообразным расположением бассейна на участке следует считать оборудование его в таком месте, где вся поверхность воды обогревается солнцем. Особенно это важно в том случае, если вода для бассейна не имеет подогрева.
Бассейны сборно-разборных конструкций могут быть установлены на открытом воздухе, условия их эксплуатации должны быть близкими к условиям открытых малоразмерных бассейнов.
В том случае, если в детском саду отсутствует бассейн, нужно подготовить место для купания и обучения плаванию детей в реке, озере, море. При выборе места купания следует учитывать характер водоема и берега, состояние дна, скорость течения воды, а также расстояние от водоема до детского сада. Оно должно быть согласовано с городским или районным ОСВОДом и санитарной службой.
Участок водоема для купания детей должен иметь ровное песчаное дно, быть плотным и неилистым.
Дно водоема следует заранее обследовать и очистить от посторонних предметов - камней, коряг, водорослей и других предметов. В месте купания детей не должно быть ключей.
Переход от меньшей глубины к большей должен быть равномерным, пологим, с постепенно понижающимся дном.
Для детей младшего дошкольного возраста глубина водоема не должна превышать 60 см, старшего - 80 - 90 см, скорость течения - не более 0,5 м/сек.
Вода в водоеме должна быть чистой и прозрачной. Пригодность воды для купания детей устанавливается органами санитарного надзора. Проводить занятия с детьми можно при температуре воздуха +24 - 25 град. C, воды - +23 град. C.
Для занятий дети делятся на подгруппы по 12 - 15 детей. Длительность занятия вместе с подготовкой для детей разного дошкольного возраста рекомендуется от 10 - 15 до 30 - 40 минут на подгруппу (на суше не более 3 - 5 минут).
Гигиенические требования к помещениям бассейна,
их оборудованию и качеству воды
Занятия плаванием с детьми дошкольного возраста должны проводиться в бассейнах, отвечающих всем санитарно-гигиеническим требованиям. В них обеспечивается: эффективная вентиляция, достаточная освещенность всех помещений; благоприятный уровень температуры и воздуха, поддерживается чистота и порядок.
В соответствии с Санитарными правилами <*> температура воздуха в помещении бассейна поддерживается на уровне +29 град. C; в раздевальной и душевой - в пределах +25, +26 град. C, воды в бассейне - +27, +30 град. C. Пол в детском бассейне подогревается, переходы отапливаются, принимаются меры к предупреждению сквозняков.
--------------------------------
<*> Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физическому воспитанию и спорту. N 156776. М., 1980.
Вода, подаваемая в бассейн, должна по всем показателям соответствовать ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая" и удовлетворять следующим требованиям: мутность - не более 1,5 мг/литр; цветность - не более 20 град.; прозрачность - не менее глубины ванны (по кресту); запах и привкус - не более двух баллов; остаточный хлор - 0,3 - 0,5 мг/л; коли-титр - не более 3; допускается содержание аммиака не более 0,5 мг/л; окисляемость - 4 мг/л.
Дезинфекция воды в бассейне независимо от его типа, размеров, системы заполнения водой обязательна.
В малоразмерных детских бассейнах спуск воды и дезинфекция, при условии постоянного притока свежей воды не менее 10 - 15% ее объема, должны проводиться не реже 1 раза в 10 дней.
При ежедневной смене воды способ ее дезинфекции, регулярность анализов качества, наличия остаточного хлора, а также система очистки чаши бассейнов устанавливаются районной санэпидстанцией с учетом количества занимающихся групп (пропускной способности), размеров бассейна.
Дезинфекцию ванны проводят при каждом опорожнении бассейна. Ее тщательно моют мыльно-содовым раствором, чистят щеткой с последующим ополаскиванием горячей водой из шланга.
В соответствии с существующими рекомендациями (Сборник основных инструктивно-методических материалов по разделу гигиены детей и подростков. Минздрав СССР. Главное санэпидуправление. М., 1975) в помещениях бассейна проводится ежедневная уборка, осуществляется проветривание, текущая дезинфекция помещений. Дезинфекции подлежат: обходные дорожки, полы, скамейки в раздевалках, решетки для ног или резиновые коврики, дверные ручки, поручни. Их протирают ветошью, смоченной 0,5 - 1,1% раствором хлорамина. Периодически проводится дезинфекция панелей до уровня не менее 2 метров от пола в зале бассейна, подсобных помещений (во время санитарных дней) как заключительный этап генеральной уборки.
Текущий контроль за санитарным состоянием основных и подсобных помещений плавательного бассейна, проведением регулярной дезобработки осуществляется медицинскими работниками санэпидемстанции.
В том случае, если место плавания детей находится в составе спортивного бассейна, оно должно иметь свою отдельную систему очистки и дезинфекции.
Требования к качеству воды и санитарному состоянию открытого бассейна должны быть аналогичны таковым для закрытых бассейнов.
Инвентарь и оборудование
Крытые и открытые бассейны должны быть оборудованы приборами, позволяющими контролировать и поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое состояние, термометрами для измерения температуры воздуха и воды, психрометрами для определения влажности воздуха.
При бассейне необходимо иметь инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности купания и страховки детей во время занятий:
- длинный шест (2 - 2,5 м) для поддержания и страховки обучающихся плаванию;
- спасательные круги (1 - 2);
- поплавок "малыш";
- разделительные дорожки для ограждения места купания;
- цветные поплавки, флажки (для ограждения места купания на реке, море и места нахождения детей на суше).
Необходимы также другие пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий по плаванию, проведения различных упражнений и игр, способствующих успешному освоению детей в воде и формированию навыков плавания.
К ним относятся:
а) доски из пенопласта (для каждого занимающегося);
б) надувные игрушки;
в) мелкие игрушки из плотной резины (тонущие);
г) обручи.
Все пособия и игрушки должны подвергаться санобработке в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Требования к одежде детей, купальным и туалетным
принадлежностям
При посещении бассейна у каждого ребенка должны быть следующие купальные принадлежности: плавки, резиновая шапочка, купальные тапочки, полотенце, резиновая губка, мочалка, мыло, расческа.
При подготовке к занятию по плаванию дети должны раздеться в своей раздевальной до нижнего белья, надеть поверх него свой байковый халат или накидку, на ноги - носки и тапочки; взять свои купальные принадлежности и идти в бассейн.
Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем они снимают одежду, по возможности быстро и аккуратно ее складывают или вешают. Прежде чем войти в воду, дети должны тщательно вымыться под душем с мылом и мочалкой (губкой). Температура воды гигиенического душа - +36 град. C. После этого дети на некоторое время становятся под холодный душ (около 30 град. C). В местах выхода из душевой на обходную дорожку предусматривается устройство проходной ножной ванны.
Выйдя из бассейна, дети принимают теплый душ, температура которого на 2 - 4 градуса выше температуры воды в бассейне. После занятий плаванием и душа они тщательно насухо вытираются полотенцем, сушат волосы.
Дополнительные должностные обязанности
сотрудников дошкольных учреждений при обслуживании
бассейнов
Заведующий детским дошкольным учреждением
Обеспечивает условия проведения занятий по плаванию и контроль за работой бассейна; осуществляет общее руководство организацией работы с воспитателями и родителями, включает обучение детей плаванию в общий план работы дошкольного учреждения; определяет обязанности сотрудников при проведении занятий по плаванию и контролирует их выполнение; совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения и инструктором по физической культуре несет ответственность за безопасность детей и соблюдение всех требований, предъявляемых к условиям и организации занятий плаванием.
Воспитатель-методист (заместитель заведующего)
Принимает участие в разработке расписания занятий плаванием для каждой возрастной группы; оказывает помощь воспитателям в организации педагогического процесса в группах в связи с занятиями плаванием, при необходимости вносит изменения в режим рабочей группы, принимает участие в разработке содержания занятий по плаванию для разных возрастных групп; помогает воспитателям в работе с родителями при подготовке детей к занятиям в бассейне; осуществляет контроль за выполнением учебно-воспитательной работы в детском саду в целом и в том числе за реализацией программы по обучению детей плаванию.
Воспитатель
Принимает участие в составлении расписаний учебных занятий группы (с учетом посещения детьми бассейна) и строго следит за его выполнением; проверяет наличие у детей купальных принадлежностей, помогает им подготовить все необходимое для занятий в бассейне (полотенце, мочалку, мыло, плавки, шапочку и т.п.); во время занятий плаванием одной подгруппы проводит подготовительные упражнения, разминку с другой, готовит ее к занятиям в воде; контролирует проветривание групповой комнаты; в подготовительный к занятиям период учит детей быстро одеваться, раздеваться, аккуратно складывать свою одежду, насухо вытирать тело полотенцем; знакомит детей с правилами поведения в помещениях бассейна и непосредственно во время занятий плаванием; проводит работу с родителями по вопросам подготовки детей к занятиям плаванием; следит за состоянием здоровья детей, поддерживает тесную связь с родителями, врачом и медсестрой с целью своевременного выявления детей, нуждающихся в щадящем режиме или освобождении их от занятий плаванием.
Помощник воспитателя
Помогает воспитателю в подготовке детей к занятиям по плаванию, следит за чистотой и порядком в раздевальной, помогает детям при раздевании и одевании; осуществляет проветривание помещений, обеспечивает создание таких условий в групповой комнате, чтобы дети после посещения бассейна не могли простудиться; приводит подгруппы детей в бассейн и отводит их после плавания в групповую комнату; по окончании занятий организует соответствующую обработку и сушку купальных принадлежностей; помогает детям убрать остальные (тапочки, губки, мыло), если они приносят их из дома.
Нормативы численности работников, обслуживающих
бассейн детского дошкольного учреждения
Инструктор по физической культуре
Состав работ. Проводит учебные занятия по плаванию согласно программе "Физическая культура в детском саду" с учетом возрастного состава группы; составляет расписания занятий по плаванию для каждой группы совместно с заведующим дошкольным учреждением и старшим воспитателем; осуществляет выполнение составленного расписания занятий; ведет дневник (журнал), где фиксируется содержание занятий по плаванию и усвоение его детьми; ведет журнал посещаемости детьми занятий по плаванию, выясняет причины пропуска занятий; проводит беседы с воспитателями групп и обслуживающим персоналом по вопросам организации занятий по плаванию; организует предварительную работу с родителями по подготовке детей к занятиям в бассейне, проводит беседы с детьми, начинающими занятия в бассейне, о правилах внутреннего распорядка в помещении бассейна и их выполнении; наблюдает за порядком в бассейне, поведением детей и добивается обязательного выполнения детьми указаний педагогов; оказывает помощь детям при раздевании и принятии душа, особенно при отсутствии воспитателя или помощника воспитателя, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены; поддерживает контакты с медицинским персоналом, проверяет совместно с медсестрой гигиеническое состояние условий проведения занятий в бассейне, полностью отвечает за порядок во время занятий и безопасность детей в воде; постоянно совершенствует свое мастерство, методические приемы работы с детьми, а также ведет пропаганду среди сотрудников дошкольного учреждения и родителей; участвует в проведении физкультурно-оздоровительной работы; повышении квалификации воспитателей в вопросах теории и практики физического воспитания.
Норматив численности: 0,25 ед. - на каждые 2 группы.
Оператор хлораторной установки
Состав работ. Обеспечение обслуживания хлораторной установки, производство работ, связанных с использованием и хранением хлора, а также слесарных работ, устранение утечек хлора в аварийных ситуациях.
Ведение процесса химической очистки воды, обеззараживание, обессоливание, контроль параметров технологического режима подготовки воды; температуры, давления, скорости подачи воды, концентраций регенерирующих растворов по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам химических анализов.
Пуск и остановка обслуживаемого оборудования в аварийных и нормальных условиях. Проведение профилактического осмотра и участие в текущем ремонте обслуживаемого оборудования и аппаратуры фильтровального зала, систем приготовления и подачи гипохлорида и хлора.
Норматив численности: 0,5 ед. - на бассейн с обслуживанием до 8 групп; 9 и выше групп - 1 ед.
Уборщик помещений бассейна
Состав работ. Проверка санитарного состояния душевых и раздевальных отделений бассейна. Ежедневная тщательная уборка душевых, туалетов при душевых, раздевальных отделений; влажная протирка пола и стен щетками мыльными или щелочными растворами с непрерывным ополаскиванием водой, чистка кранов. Ежемесячная профилактическая дезинфекция душевых кабин, туалетов. Приготовление моющих растворов.
Проверка санитарного состояния зала с плавательной ванной и содержание его в чистоте. Вытирание пыли, влажная протирка пола, оборудования. Очистка урн от мусора. Мытье обходных дорожек ванн вручную и с помощью шлангов. Влажная протирка стен, дверей. Приготовление различных моющих растворов. Мытье ванн при спуске воды из бассейна.
Принимает участие в обработке принадлежностей для купания (полотенец, губок, шапочек), если они принадлежат детскому саду; оказывает помощь воспитателю или помощнику воспитателя при одевании детей; помогает привести детей на занятия и отвести их после занятий в групповую комнату.
Норматив численности: 0,5 ед. - при количестве групп, с которыми проводятся занятия по плаванию, до 8; 1 ед. - при наличии 9 и более групп.