См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2002 г. N 57
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО
ТРУДОВОГО СПОРА ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ
В связи с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией согласно приложению.
2. Признать утратившим силу Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 11 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией".
Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК
Приложение
к Постановлению
Минтруда России
от 14 августа 2002 г. N 57
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО
ТРУДОВОГО СПОРА ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ
1. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
2. Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
3. Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально - трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.
4. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур.
5. Примирительная комиссия создается сторонами коллективного трудового спора (далее - стороны) в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании примирительной комиссии оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников организации.
Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта Российской Федерации и т.д.
6. Моментом начала коллективного трудового спора считается:
на уровне организации - день письменного сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) по истечении трех рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;
на уровне выше организации - день письменного сообщения решения представителей работодателей (объединений работодателей) об отклонении всех или части требований профессиональных союзов (их объединений) или несообщение представителями работодателей (объединений работодателей) по истечении одного месяца со дня получения требований от профессиональных союзов (их объединений) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения.
7. Порядок выдвижения требований работников регламентируется статьей 399 Трудового кодекса Российской Федерации.
8. Дата вручения требований работодателю (представителям работодателей) должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.
9. Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.
Если работодатель в установленный срок не сообщил своего решения представительному органу работников, то представителю работников следует направить руководителю организации предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.
Если работодатель отклонил требования работников, одновременно с письменным уведомлением об этом он направляет представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.
10. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить им о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.
Если представители работодателей (объединений работодателей) в установленный срок не сообщают своего решения профессиональным союзам (их объединениям), то профессиональным союзам (их объединениям) следует направить представителям работодателей (объединений работодателей) предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны профессиональных союзов (их объединений).
Если представители работодателей (объединений работодателей) отклонили требования профессиональных союзов (их объединений), одновременно с письменным уведомлением об этом они направляют представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателей (объединений работодателей).
11. Интересы работников организации при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
12. Интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
13. Представителем работодателя при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
14. Интересы работодателей при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие объединения работодателей.
15. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.
16. Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон.
17. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом.
18. Регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией.
В ходе рассмотрения коллективного трудового спора стороны предоставляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора.
Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время.
19. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом заседания примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора с участием представителей сторон, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям, и подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии.
В протоколе, который для сторон коллективного трудового спора имеет обязательную силу, фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.
Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража).
20. Представители сторон вправе в любое время обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности другой стороны.
21. Полномочия сторон могут быть закреплены: в уставе или локальном правовом акте организации, уставе объединений работодателей, уставе профсоюза, положении о первичной профсоюзной организации или решении (протоколе) общего собрания (конференции) работников, уполномочивших представителя работников на участие от их лица в процедурах по урегулированию коллективного трудового спора.
22. Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии: помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника); информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований; гарантии членам примирительной комиссии не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации.
23. Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.
Отдельные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году.
Положения настоящего пункта не распространяются на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий входит в их должностные обязанности.
24. Члены примирительной комиссии имеют право:
запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон;
предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;
подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.
25. Члены примирительной комиссии обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну, при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
26. Памятка члену примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора дана в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.
Приложение N 1
к Рекомендациям
об организации работы
по рассмотрению коллективного
трудового спора примирительной
комиссией, утвержденным
Постановлением Минтруда России
от 14 августа 2002 г. N 57
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА МЕЖДУ __________________________________________________________________ (наименование сторон коллективного трудового спора) __________________________________________________________________ от "__" ____________ 200_ г. N ___ _____________________ (место заседания) Присутствовали: Представители работников, уполномоченные на участие в примирительных процедурах по урегулированию коллективного трудового спора решением общего собрания (конференции) работников _________________________________ (наименование организации) от "__" __________ 200_ г. (Протокол общего собрания (конференции) работников прилагается). ______________________________ (инициалы, фамилия, должность) ______________________________ ______________________________ Представители работодателя ______________________________ (инициалы, фамилия, должность) ______________________________ ______________________________ Члены примирительной комиссии ______________________________ (инициалы, фамилия, должность) ______________________________ ______________________________ Слушали: О рассмотрении коллективного трудового спора между работниками __________________________ и работодателем _______________________ (наименование организации) __________________________ (наименование организации) Перечень вопросов с указанием по каждому из них позиций сторон коллективного трудового спора и предложений примирительной комиссии прилагается. Постановили: Считать коллективный трудовой спор между _____________________ (наименование _________________________________________________ урегулированным. сторон коллективного трудового спора) Представители работников ___________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) ___________ _____________________ ___________ _____________________ Представители работодателя ___________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) ___________ _____________________ ___________ _____________________ Члены примирительной комиссии ___________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) ___________ _____________________ ___________ _____________________
Приложение N 2
к Рекомендациям
об организации работы
по рассмотрению коллективного
трудового спора примирительной
комиссией, утвержденным
Постановлением Минтруда России
от 14 августа 2002 г. N 57
ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТОРОН ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА МЕЖДУ __________________________________________________________________ (наименование сторон коллективного трудового спора) __________________________________________________________________ от "__" ____________ 200_ г. N ___ _____________________ (место заседания) Присутствовали: Представители работников, уполномоченные на участие в примирительных процедурах по урегулированию коллективного трудового спора решением общего собрания (конференции) работников _________________________________ (наименование организации) от "__" __________ 200_ г. (Протокол общего собрания (конференции) работников прилагается). ______________________________ (инициалы, фамилия, должность) ______________________________ ______________________________ Представители работодателя ______________________________ (инициалы, фамилия, должность) ______________________________ ______________________________ Члены примирительной комиссии ______________________________ (инициалы, фамилия, должность) ______________________________ ______________________________ Слушали: О результатах рассмотрения коллективного трудового спора между работниками ______________________________________ и работодателем (наименование организации) __________________________ по вопросам ___________________________ (наименование организации) __________________________________________________________________ Перечень вопросов с указанием по каждому из них позиций сторон и предложений примирительной комиссии прилагается. Постановили: 1. Считать коллективный трудовой спор между __________________ (наименование __________________________________________________________________ сторон коллективного трудового спора) неурегулированным, так как стороны коллективного трудового спора не пришли к соглашению по всем (или отдельным) принципиальным вопросам. Перечень вопросов, по которым соглашение не достигнуто, с указанием по каждому из них позиций сторон и предложений примирительной комиссии прилагается. 2. Продолжить рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (или приступить к созданию трудового арбитража для дальнейшего рассмотрения коллективного трудового спора). Представители работников ___________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) ___________ _____________________ ___________ _____________________ Представители работодателя ___________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) ___________ _____________________ ___________ _____________________ Члены примирительной комиссии ___________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) ___________ _____________________ ___________ _____________________
Приложение N 3
к Рекомендациям
об организации работы
по рассмотрению коллективного
трудового спора примирительной
комиссией, утвержденным
Постановлением Минтруда России
от 14 августа 2002 г. N 57
ПАМЯТКА
ЧЛЕНАМ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ
КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА
Настоящая Памятка определяет некоторые правила поведения члена примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора.
Отношения членов примирительной комиссии
со сторонами коллективного трудового спора
Основная задача примирительной комиссии - оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.
Примирительная комиссия не должна оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Участие примирительной комиссии в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для его мирного разрешения.
Примирительная комиссия должна быть готова дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.
Для эффективного выполнения членами примирительной комиссии своих обязанностей необходимо, чтобы стороны признавали их компетентность, объективность, беспристрастность и независимость.
Члены примирительной комиссии должны уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций.
Конфиденциальная информация, доверенная членам примирительной комиссии в процессе ее работы, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды.
Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные членам примирительной комиссии конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего информацию.
Члены примирительной комиссии должны искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать стороны к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе.
Члены примирительной комиссии не должны принимать вознаграждения или ценные подарки от представителей сторон.
Личные качества члена примирительной комиссии
Член примирительной комиссии должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, снимать напряженность переговорного процесса.
Член примирительной комиссии в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально - трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также настоящими Рекомендациями.
Он должен знать методы ведения переговорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.