См. Документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2001 г. N 82

О СОЗДАНИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ГОСТИНИЦ
И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ НА КАТЕГОРИЮ

В целях совершенствования работ по оценке и подтверждению соответствия услуг средств размещения, повышению качества обслуживания, помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг и на основе статей 5 и 18 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1 (в редакции Федерального закона N 154-ФЗ от 31 июля 1998 г.) Госстандарт России постановляет:

1. Создать Систему добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию (далее - Система).

2. Утвердить Положение о Системе.

3. Провести государственную регистрацию Системы и ее знака соответствия.

4. Ввести в действие Положение о Системе с 1 октября 2001 года.

Председатель
Госстандарта России
Г.П.ВОРОНИН

Зарегистрировано
в Государственном реестре
Госстандарта России
Регистрационный номер РОСС RU.0001.03УГ00

СИСТЕМА
ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ГОСТИНИЦ
И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ НА КАТЕГОРИЮ

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящий документ устанавливает назначение, принципы, структуру и правила Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию (от одной до пяти звезд) (далее - Система).

1.2. Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию образована Госстандартом России (117049, Москва, Ленинский проспект, 9).

1.3. Система разработана на основании и с учетом положений Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

1.4. Настоящий документ устанавливает:

- цели Системы;

- область распространения Системы;

- нормативную базу Системы;

- организационную структуру Системы и функции ее участников;

- правила проведения работ по сертификации в Системе;

- формы сертификатов соответствия, применяемых в Системе;

- порядок рассмотрения апелляций;

- порядок оплаты работ в Системе;

- обеспечение конфиденциальности информации;

- правила применения знака соответствия.

1.5. Система вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание сертификатов и знаков соответствия.

1.6. Система является открытой для участия в ней предприятий, оказывающих услуги средств размещения различных организационно - правовых форм, признающих и выполняющих ее правила.

1.7. Система предусматривает свободный доступ для исполнителей и потребителей услуг, общественных организаций, а также всех других заинтересованных организаций, предприятий и отдельных лиц к информации о деятельности в Системе, о ее правилах, участниках и результатах сертификации.

1.8. Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается аттестацией экспертов Системы в порядке, установленном в данной Системе.

1.9. Система имеет собственные формы сертификатов соответствия, знака соответствия и других документов, необходимых для проведения сертификации.

2. Определения

В настоящем документе применяются понятия, термины и определения, установленные в Законах Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации", ГОСТ Р 50645, ГОСТ Р 51185.

3. Основные цели

Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию преследует следующие основные цели:

- повышение качества обслуживания;

- обеспечение потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания и ассортименте предлагаемых средством размещения услуг;

- дифференциацию средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;

- оказание помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг средств размещения;

- обеспечение потребителю гарантий, что услуги средства размещения соответствует категории, установленной в нормативных документах, принятых в данной Системе;

- повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;

- содействие развитию въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к результатам сертификации средств размещения и соответственно увеличению доходной части туристского баланса России.

4. Область распространения Системы и объекты,
сертифицируемые в Системе

4.1. В область распространения Системы входят работы по сертификации услуг средств размещения, находящихся на территории Российской Федерации.

4.2. Конкретный перечень услуг средств размещения, подлежащих добровольной сертификации на категорию, с указанием кодов по "Общероссийскому классификатору услуг населению" ОК 002-93, приведен в Приложении А.

4.3. При проведении сертификации должны проверяться характеристики услуг средства размещения, позволяющие оценить его соответствие определенной категории на основе требований, установленных в нормативных документах, принятых в данной Системе.

5. Нормативная база Системы

Нормативную базу Системы составляют документы, устанавливающие:

- требования, на соответствие которым проводится сертификация;

- требования к деятельности структурных подразделений Системы;

- требования к организации работ по сертификации услуг средств размещения;

- требования к персоналу, осуществляющему сертификацию в Системе.

5.1. Требования, на соответствие которым проводится сертификация, установлены в следующих документах:

Государственные стандарты Российской Федерации:

ГОСТ Р 50645-94. Туристско - экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц (в данной Системе стандарт распространяется на средства размещения, перечень которых приведен в Приложении А);

ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования;

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (Постановления Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104, от 15.09.2000 N 693);

Рекомендации Всемирной туристской организации (ВТО) 1993 года "Устойчивое развитие туризма: пособие для специалистов по местному планированию".

5.2. Общие требования к организации работ по сертификации установлены в Правилах сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

Порядок проведения работ по добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию установлен в разделе 7.

При сертификации могут быть использованы документы, предложенные заявителем.

5.3. Требования к персоналу и экспертам, осуществляющим сертификацию в Системе.

Требования к персоналу в Системе регулируются должностными инструкциями персонала.

Требования к экспертам Системы установлены в Приложении В.

6. Организационная структура Системы
и функции ее участников

Организационную структуру Системы образуют (см. Приложение Б):

- Координационный совет;

- Орган по сертификации (ОС);

- комиссия по апелляциям;

- эксперты.

6.1. Координационный совет формируется из:

1) представителей Госстандарта России, включая:

- Заместителя Председателя Госстандарта России (председатель Координационного совета);

- начальника Управления сертификации (заместитель председателя Координационного совета);

2) представителей Департамента туризма Минэкономики России;

3) представителей органа по добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию.

Координационный совет:

- принимает принципиальные решения о развитии Системы;

- осуществляет общее методическое руководство в Системе; разрабатывает и утверждает основополагающие и нормативно - методические документы Системы;

- в установленном порядке заключает соглашения с федеральными органами исполнительной власти, международными, региональными и национальными организациями о взаимном признании результатов сертификации.

6.2. Орган по добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию (далее - Орган по сертификации) создается на базе Всероссийского научно - исследовательского института сертификации (ВНИИС) на основании договора с Госстандартом России.

Орган по сертификации:

- принимает заявки на сертификацию, сертифицирует услуги средств размещения, выдает сертификаты и разрешения на применение знака соответствия Системы;

- осуществляет инспекционный контроль сертифицированных услуг средств размещения;

- приостанавливает или отменяет действие выданных сертификатов;

- привлекает к работе по добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию соответствующих экспертов в порядке, установленном Органом по сертификации;

- ведет единый Реестр Системы, организует публикацию официальной информации, предоставляет сведения по объектам сертификации;

- взаимодействует с комиссией по апелляциям;

- соблюдает условия, предусмотренные договором на проведение работ, выполняет информационное обслуживание экспертов, заявителей и держателей сертификатов;

- организует работу по рекламе и распространению положительного опыта работы по сертификации в Системе;

- организует изготовление бланков сертификатов, ведет учет выданных сертификатов и предоставляет экспертам бланки сертификатов в установленном порядке;

- осуществляет сбор и анализ информации по вопросам сертификации;

- осуществляет пропаганду и распространение научно - технических знаний в области сертификации услуг средств размещения;

- готовит предложения по разработке и совершенствованию нормативных и организационно - методических документов Системы для Координационного совета;

- разрабатывает (организует разработку) нормативные и методические документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация в Системе, обеспечивает соответствие этих документов международным нормам и правилам, формирует и ведет фонд нормативных и организационно - методических документов;

- взаимодействует с Комиссией по апелляциям в части методических вопросов;

- проводит экспертизу материалов по поручению Комиссии по апелляциям.

6.3. К проведению работ по добровольной сертификации услуг средств размещения привлекаются соответствующие эксперты.

Решение о привлечении экспертов к проведению работ по добровольной сертификации принимается Органом по сертификации с учетом требований, изложенных в Приложении В.

6.4. Комиссия по апелляциям функционирует по мере необходимости и формируется Координационным советом из независимых экспертов.

Апелляции по вопросам, связанным с сертификацией, рассматриваются в порядке, установленном в Системе сертификации ГОСТ Р (как указано в разделе 9).

6.5. Эксперты:

- проводят оценку услуг средств размещения; документируют результаты оценки и готовят предложения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия установленной категории;

- осуществляют инспекционный контроль сертифицированных услуг средств размещения в установленном Системой порядке;

- обеспечивают сохранность документов, имеющих отношение к сертификации;

- обеспечивают конфиденциальность информации, полученной в ходе сертификации.

Требования к экспертам Системы изложены в Приложении В.

7. Порядок проведения работ по сертификации

Добровольная сертификация услуг средств размещения на категорию проводится в соответствии с Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации по 4 схеме и включает в себя:

оценку услуг средства размещения;

проверку результата услуги;

инспекционный контроль.

7.1. Добровольная сертификация услуг средств размещения на категорию включает следующие этапы:

подачу заявки на сертификацию;

подготовительные работы (подготовка к сертификации), включая принятие решения по заявке;

проведение оценки услуг средства размещения;

принятие решения о выдаче сертификата соответствия, выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия или принятие решения об отказе в выдаче сертификата соответствия;

инспекционный контроль сертифицированных услуг средств размещения.

7.1.1. Заявитель оформляет заявку на сертификацию услуг по форме Приложения Г, заполняет анкету - вопросник (при необходимости) для определения объемов работ по сертификации и направляет документы в Орган по добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию ВНИИС.

7.1.2. Получив заявку и заполненную анкету - вопросник, Орган по сертификации осуществляет:

- принятие решения по заявке;

- определение процедуры оценки услуг средств размещения;

- подготовку проекта договора на выполнение работ по сертификации.

7.1.3. Решение по заявке (Приложение Д) подписывается руководителем Органа по сертификации и направляется заявителю. Срок принятия решения по заявке - не более месяца со дня ее получения Органом по сертификации. Информация о принятом решении доводится до контрагентов (при их наличии) для оформления договорных отношений.

В случае принятия отрицательного решения орган по сертификации сообщает в письменном виде заявителю причины отказа.

Причинами отказа в проведении работ по сертификации могут быть:

отрицательные результаты предварительного анализа заполненной анкеты - вопросника;

отсутствие сертификата соответствия на услуги, оказываемые средством размещения, подлежащие обязательной сертификации.

7.1.4. После получения от заявителя подписанного договора и оплаты работ по сертификации Орган по сертификации формирует комиссию для проведения работ по сертификации услуг средств размещения и разрабатывает программу проведения сертификации.

Формирование комиссии

Орган по сертификации формирует комиссию по проведению сертификационной проверки, состоящую не менее чем из трех человек. Состав комиссии утверждается приказом Органа по сертификации. Председателем комиссии назначается эксперт по добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию. Членами комиссии могут быть эксперты по сертификации систем качества в сфере услуг, эксперты по сертификации услуг гостиниц, социологи, независимые специалисты в области индустрии гостеприимства <*>, другие представители организаций - участниц Системы.

--------------------------------

<*> Вопросы независимости привлекаемых экспертов, специалистов, а также соблюдения ими конфиденциальности должны быть отражены в документах "Руководства по качеству органа по сертификации".

Председатель комиссии проводит подготовительные работы: устанавливает сроки, оповещает о них членов комиссии. Для проведения работ по сертификации заявитель обязан предоставить комиссии все необходимые материалы и создать условия для ее работы, в том числе беспрепятственный доступ на территорию и во все помещения средства размещения, доступ к документам.

Разработка программы проведения оценки услуг
средств размещения на категорию

7.1.5. Оценка услуг средств размещения (его номеров) на категорию осуществляется в следующем порядке:

1) устанавливается соответствие услуг средств размещения требованиям, установленным ГОСТ Р 50645-94 в приложении А.

По результатам оценки соответствия средства размещения указанным требованиям определяется предварительная категория средства размещения. Результаты оценки первого этапа работ отражают в протоколе;

2) определяется соответствие средства размещения дополнительным требованиям, приведенным в Приложении Е, к категориям от одной до пяти "звезд" с учетом балльной оценки. Методика балльной оценки соответствия средств размещения категории приведена в Приложении Ж.

По результатам комплексной оценки соответствия средства размещения требованиям ГОСТ Р 50645-94 и дополнительным требованиям (Приложение Е) устанавливается окончательная категория средства размещения. Результаты оценки второго этапа работ отражают в протоколе;

3) одновременно с сертификацией услуг средств размещения проводится сертификация номеров на категорию по показателям, установленным в Приложении Е. Результаты оценки номеров оформляют протоколом.

7.1.6. В ходе сертификации заявитель предоставляет документы, подтверждающие соответствие оказываемых услуг требованиям безопасности в части пожарной безопасности, соблюдения санитарно - гигиенических и противоэпидемиологических правил и норм и требований охраны окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 51185-98 (разделы 7 и 8).

Примечание. Не требуется представления указанных документов при наличии у заявителя сертификата соответствия требованиям безопасности.

7.1.7. Для проверки результата услуг, оказываемых средством размещения, проводят опрос (анкетирование) проживающих в средстве размещения. Форма анкеты приведена в Приложении К.

7.1.8. Результаты проверок и оценок, выводы и рекомендации комиссии оформляются актом.

Акт подписывают председатель и члены комиссии, а также руководитель проверяемой организации или его представитель, подтверждая тем самым факт ознакомления с актом. Акт печатается в 2-х экземплярах: один остается у проверяемой организации, второй - в Органе по сертификации.

К акту могут быть приложены следующие протоколы:

- протокол оценки соответствия средства размещения требованиям, установленным ГОСТ Р 50645-94;

- протокол оценки соответствия средства размещения дополнительным требованиям по Приложению Е для отнесения средства размещения к категории с учетом балльной оценки;

- протокол обработки информации по результатам анкетирования (опроса) проживающих;

- протокол оценки соответствия услуг средств размещения требованиям безопасности (при отсутствии сертификата соответствия требованиям безопасности);

- протокол оценки соответствия номеров категории.

7.1.9. Окончательное решение о выдаче сертификата или об отказе в выдаче сертификата принимает руководитель Органа по сертификации на основании акта о результатах оценки.

При положительном решении Орган по сертификации:

- принимает решение о выдаче сертификата соответствия средства размещения категории;

- оформляет сертификат и приложение к сертификату установленного Системой образца в срок не позднее 10 дней со дня подписания акта;

- регистрирует их в реестре Системы;

- оформляет разрешение на применение знака соответствия и выдает их заявителю.

В случае, если заявитель находится в другом городе, документы (договор, акт, протоколы, а также сертификат соответствия и разрешение на применение знака соответствия) пересылаются по почте.

Сертификаты выдаются на срок не более трех лет.

Форма сертификата соответствия, его приложения и правила их заполнения приведены в Приложении З.

Форма разрешения на применение знака соответствия - Приложение И.

7.1.10. Исполнители услуг применяют знак соответствия Системы, установленный в Приложении Л "Положение о знаке соответствия при добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию", путем простановки его на документации для потребителей (путевках, квитанциях, карточках гостя, рекламных проспектах и других материалах), а также на вывесках и используют в рекламных целях.

7.1.11. В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата соответствия решение с обязательным указанием причин отказа направляют заявителю в срок не более 10 дней со дня подписания акта.

7.1.12. Инспекционный контроль услуг сертифицированных объектов устанавливают на весь период действия сертификата с проведением инспекционных проверок не реже одного раза в год.

Внеплановые инспекционные проверки проводят в следующих случаях:

поступление информации о претензиях к услугам средства размещения, имеющего сертификат соответствия;

существенные изменения технологии оказания услуг;

существенные изменения организационной структуры проверяемой организации, ее кадрового состава.

При проведении инспекционной проверки эксперты обязательно проверяют устранение несоответствий, выявленных по данным предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче (подтверждении действия) сертификата.

Проверяемая организация несет ответственность за устранение несоответствий в сроки, согласованные с комиссией.

При положительных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации подтверждает действие выданного сертификата соответствия.

Условиями для принятия решения о подтверждении действия сертификата являются:

отсутствие значительных несоответствий требованиям стандартов, на соответствие которым проведена сертификация;

отсутствие нарушений правил использования сертификата;

устранение всех ранее выявленных несоответствий в установленные сроки.

При выявлении малозначительных несоответствий Орган по сертификации подтверждает действие сертификата соответствия после получения от заявителя письменного обязательства об устранении несоответствий в согласованный период.

Проверка фактического устранения малозначительных несоответствий может быть проведена сразу же после окончания согласованного срока (в рамках внеплановой инспекционной проверки) или "в рамках ближайшей плановой" инспекционной проверки.

При отрицательных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации принимает решение о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия и направляет его держателю сертификата и в ЦОС.

По окончании срока действия сертификата повторная сертификация проводится по правилам настоящего раздела Системы.

8. Форма сертификата соответствия,
применяемого в Системе

8.1. В Системе применяют сертификат соответствия установленного образца. Форма сертификата и правила его заполнения приведены в Приложениях З.

8.2. Бланки сертификатов являются документами строгой отчетности и хранятся в Органе по сертификации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию и выдаются под отчет экспертам.

9. Порядок рассмотрения апелляций

9.1. Апелляции по вопросам, связанным с сертификацией, рассматривает комиссия по апелляциям.

9.2. Комиссию формирует Координационный совет из независимых экспертов и специалистов аппарата Госстандарта России.

Комиссия рассматривает апелляции, поданные в письменном виде.

Комиссия не рассматривает апелляции, связанные с выдачей сертификатов, срок действия которых к моменту подачи апелляции истек.

Комиссия выносит решение по апелляции не позднее чем через 2 недели с момента ее получения. При необходимости комиссия может запрашивать от участников сертификации дополнительные материалы; в этом случае срок рассмотрения апелляции увеличивается на время, необходимое для получения запрошенных материалов.

По окончании рассмотрения материалов комиссия составляет заключение и направляет его вместе с материалами по апелляции в Орган по сертификации и заявителю.

Решение комиссии по апелляции является обязательным к исполнению для всех участников сертификации.

10. Оплата работ в Системе

10.1. Добровольная сертификация услуг гостиниц и других средств размещения на категорию проводится на условиях договора между заявителем и Органом по сертификации в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

10.1.1. Расходы, связанные с проведением сертификации, несут заявители.

10.2. Условия оплаты работ определяются договором (контрактом) между Органом по сертификации и заявителем.

11. Конфиденциальность информации

11.1. В Системе добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения обеспечивается конфиденциальность информации, полученной в ходе сертификации всеми участниками Системы.

11.2. Под нарушением конфиденциальности информации понимается передача ее любым лицам или организациям, не занятым в процессе сертификации.

11.3. Информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну заявителя, защищают способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

12. Язык Системы

12.1. Документы, используемые в процессе сертификации, оформляются на русском языке.

12.2. Сертификаты соответствия, выдаваемые в Системе, оформляются на русском языке.

13. Применение знака соответствия

13.1. Описание знака соответствия - по Приложению Л "Положение о знаке соответствия Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию. Форма, размеры и технические требования".

13.2. Знак соответствия может применяться держателем сертификата соответствия на основании разрешения, выданного Органом по сертификации, в течение всего срока действия сертификата.

13.3. Решение о целесообразности применения знака соответствия принимает держатель сертификата соответствия. Знак соответствия может наноситься на официальные бланки, вывеску и использоваться в рекламных проспектах держателя сертификата.

Приложение А

ПЕРЕЧЕНЬ
УСЛУГ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ДОБРОВОЛЬНОЙ
СЕРТИФИКАЦИИ НА КАТЕГОРИЮ

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения (код 062100 по ОК 002-93):

услуги гостиниц (в том числе квартирного типа) - код 062101;

услуги мотелей - код 062102;

услуги клубов с проживанием - код 062103;

услуги меблированных комнат - код 062104;

услуги общежитий - код 062105.

Услуги специализированных средств размещения (код 062200):

услуги лагерей труда и отдыха - код 062201;

услуги туристских, спортивных баз, баз отдыха - код 062203;

услуги домов охотника (рыбака) - код 062204;

услуги конгресс - центров - код 062205;

услуги общественных средств транспорта (туристские поезда, круизные суда, яхты) - код 062206;

услуги наземного и водного транспорта, переоборудованного под средства размещения для ночлега, - код 062207;

услуги кемпингов - код 062208.

Приложение Б

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ГОСТИНИЦ
И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ НА КАТЕГОРИЮ

             ┌──────────────────────────────────────┐
             │          Госстандарт России          │
             │         Координационный совет        ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
             ├──────────────────────────────────────┤
             │  Центральная апелляционная комиссия  │            │
             └──────────────────────────────────────┘
                                                                 │
┌──────────────┐       ┌─────────────────────────────────────┐
│Апелляционная │       │  Орган по добровольной сертификации │   │
│   комиссия   ├───────┤     услуг средств размещения на     ├─  ┘
└──────────────┘       │    категорию - ВНИИСертификации     │
                       └──┬──────────────────────────────────┘

                          │
                               ┌────────────────────────┐
                          └ ─ ─┤        Эксперты        │
                               └────────────────────────┘

Приложение В

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

1. Эксперт должен отвечать следующим требованиям:

1.1. Иметь стаж работы в одной из следующих областей:

на должностях: директор, заместитель директора, руководитель службы приема и размещения, руководитель службы номерного фонда средства размещения не менее 4-х лет;

в должности эксперта по сертификации услуг гостиниц не менее 4-х лет;

опыт преподавательской работы по подготовке кадров для гостиничной индустрии (ученая степень, ученое звание) и экспертов по сертификации услуг гостиниц.

1.2. Иметь высшее образование. Успешно пройти курс обучения по добровольной сертификации услуг средств размещения и номеров категории. Пройти не менее 4-х стажировок в качестве эксперта - стажера.

1.3. Иметь опыт практической работы по сертификации услуг средств размещения.

2. Сертификация экспертов производится в порядке, установленном Органом по добровольной по сертификации услуг средств размещения на категорию - ВНИИС.

Приложение Г

ФОРМА ЗАЯВКИ
НА ПРОВЕДЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ГОСТИНИЦ
И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ НА КАТЕГОРИЮ

                                       ___________________________
                                          (наименование Органа
                                         по сертификации, адрес)

                              ЗАЯВКА
             НА ПРОВЕДЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
                     УСЛУГ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ
    ______________________________________________________________
      (наименование организации, индивидуального предпринимателя
__________________________________________________________________
                       (далее - заявителя)
    Юридический адрес ____________________________________________
__________________________________________________________________
    Фактический адрес ____________________________________________
__________________________________________________________________
    Телефон ____________ Факс ____________ Телекс ________________
    Банковские реквизиты _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
    в лице _______________________________________________________
                    (фамилия, имя, отчество руководителя)
просит  провести   добровольную   сертификацию    услуг    средств
размещения и номеров на категорию.
    Заявитель обязуется выполнять правила сертификации.
    Дополнительные сведения (сотрудник,  ответственный  за  связь,
контактный телефон)
__________________________________________________________________

Руководитель организации _____________  __________________________
                           (подпись)       (инициалы, фамилия)

Главный бухгалтер        _____________  __________________________
                           (подпись)       (инициалы, фамилия)

      М.П.                                Дата

Приложение Д

ФОРМА
РЕШЕНИЯ ПО ЗАЯВКЕ

Орган по добровольной сертификации услуг
гостиниц и других средств размещения
на категорию - ВНИИС

                             РЕШЕНИЕ
               ПО ЗАЯВКЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ

           N _____ от "___" __________________ 200__ г.

    Рассмотрев заявку ____________________________________________
                      (наименование средства размещения, код ОКУН)
на сертификацию  услуг  средства  размещения  и  номеров  средства
размещения на категорию, Орган по сертификации принимает следующее
решение:
    1. Сертификация будет проведена по схеме _____________________
                                          (N _ схемы сертификации)
    2. Сертификация  будет  проведена  на соответствие требованиям
__________________________________________________________________
 (наименование и обозначение стандартов, нормативных документов)
__________________________________________________________________
    3. Инспекционный контроль будет осуществлять _________________
__________________________________________________________________
       (наименование и адрес организации (Ф.И.О. эксперта)
с периодичностью _________________________________________________
    4. Работы проводятся на основе _______________________________
                               (договора, других вариантов оплаты)
    5. Дополнительные сведения ___________________________________

    Руководитель Органа
    по сертификации     __________________ _______________________
                         (личная подпись)   (расшифровка подписи)

    "___" _____________ 200__ г.

Приложение Е

ТРЕБОВАНИЯ
К СРЕДСТВАМ РАЗМЕЩЕНИЯ И К НОМЕРАМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

1. Область применения

Настоящий документ распространяется на гостиницы и другие средства размещения, предназначенные для проживания туристов (далее - средства размещения).

Документ устанавливает виды средств размещения и номеров, минимальные и дополнительные требования к средствам размещения и к номерам различных категорий.

Положения настоящего документа применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги средств размещения.

Требования настоящего документа являются обязательными.

2. Определения

В настоящем документе применяются понятия, термины и определения, установленные в Законах Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации", ГОСТ Р 50645, ГОСТ Р 51185, Системе добровольной сертификации гостиниц и других средств размещения на категорию, а также следующие термины и определения:

к номерам высшей категории относятся номера:

двухкомнатный одно - двухместный номер "люкс": номер в средстве размещения, состоящий из двух жилых комнат - гостиной и спальни с двуспальной или двумя односпальными кроватями, рассчитанный на проживание одного - двух человек;

однокомнатный одно - двухместный номер "кинг - сайз": номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с нестандартной широкой двуспальной кроватью (200 см x 200 см), рассчитанный на проживание одного - двух человек;

двухкомнатный одно - двухместный номер "кинг - сайз": номер в средстве размещения, состоящий из двух жилых комнат - гостиной и спальни с нестандартной широкой двуспальной кроватью (200 см x 200 см), рассчитанный на проживание одного - двух человек;

"сюит": номер в средстве размещения, состоящий из трех и более жилых комнат - гостиной (кабинета и спальни) с широкой двуспальной кроватью (200 см x 200 см) и дополнительным гостевым туалетом;

"апартамент": номер в средстве размещения, состоящий из нескольких комнат, одна из которых имеет кухонное оборудование;

"студия": однокомнатный номер площадью более 25 кв. м, рассчитанный на проживание одного - двух человек, с планировкой, позволяющей использовать часть помещения для приготовления и принятия пищи (кухня, столовая).

Однокомнатные номера с полным санузлом (ванна / душ, умывальник, унитаз) относятся к номерам первой категории;

однокомнатные номера с неполным санузлом (умывальник, унитаз) относятся к номерам второй категории;

однокомнатные номера с умывальником относятся к номерам третьей категории;

однокомнатный одноместный номер: номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной кроватью, рассчитанный на проживание одного человека (при наличии двуспальной кровати возможно проживание супружеской пары);

однокомнатный двухместный номер: номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с двумя кроватями, рассчитанный на проживание одного - двух человек.

Дополнительная кровать: дополнительное спальное место (диван или раскладная кровать), которое может быть использовано для размещения детей или второго человека в одноместном (или третьего в двухместном) номере.

Клуб здоровья: оздоровительный комплекс с сауной, массажными кабинетами, гимнастическим (тренажерным) залом, бассейном и прочим. Комплекс оборудован раздевалками (отдельно для мужчин и женщин) с душевыми, туалетными комнатами и комнатами отдыха.

Бунгало: отдельно стоящая загородная постройка с отдельным выходом, состоящая из одной или нескольких комнат, рассчитанная на размещение одной или двух семей (пар).

3. Общие требования

3.1. Классификация средств размещения по категориям основана на комплексе минимальных требований, установленных ГОСТ Р 50645 (приложение А):

- материально - техническому обеспечению,

- номенклатуре предоставляемых услуг,

- персоналу,

а также комплексе дополнительных требований к качеству материально - технического обеспечения и предоставляемых средством размещения услуг, установленных в разделе 5 данного документа.

Примечание. В данной Системе ГОСТ Р 50645 распространяется на все виды средств размещения.

3.2. Классификация номеров средства размещения основана на комплексе минимальных и дополнительных требований, приведенных в разделе 5 данного документа.

3.3. Категории средств размещения обозначают символом "*" (звезда), количество звезд увеличивается с повышением уровня и качества обслуживания. Средства размещения классифицируют по пяти категориям. Высшую категорию средства размещения обозначают - *****, низшую - *.

3.4. При сертификации номеров средства размещения устанавливается их соответствие следующим категориям:

высшая ("сюит", "апартамент", "студия", "кинг - сайз" и "люкс"),

первая,

вторая,

третья.

4. Дополнительные требования к средствам размещения

Включают качественные показатели, касающиеся следующего:

расположение средства размещения;

внешний вид: фасад, балконы, лоджии, ставни;

наличие второго лифта (служебного), используемого исключительно для персонала и доставки багажа;

наличие гостевых лифтов;

общая площадь, предназначенная для приема клиентов, в том числе в гостиных и холлах;

качество, состояние холлов, салонов и других общественных помещений и их оборудования, включая: напольное покрытие / ковер, стены, занавеси, освещение, мебель;

площадь, занятая ресторанами;

площадь, занятая барами;

качество и состояние оборудования номерного фонда (во всех номерах): напольное покрытие / ковер, мебель, занавеси, постельные принадлежности;

телевидение в номерах;

качество, состояние оборудования ванных комнат: стены, пол, сантехническое оборудование, краны, наличие табурета или стульчика в ванной комнате, наличие ручки на ванне или на стене у ванны для страховки от падения при скольжении, наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от падения, наличие банной простыни, наличие кафельного покрытия стен в ванной комнате: до потолка, не менее чем на 1/3 от потолка; состояние кафельного покрытия; наличие бидэ не менее чем в 50% номеров (в ванной комнате), наличие фена в ванной комнате в 100% номеров;

количество линий телефонной связи;

телефонная кабина;

телекс или электронная почта;

телефакс;

транспортное обслуживание;

время работы предприятий питания;

наличие постоянных или временных торговых точек;

наличие казино;

охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки (кроме мотелей, кемпингов, туристских поездов и круизных судов) с количеством мест;

наличие проката;

наличие комнаты для детских игр;

наличие сервиса для инвалидов;

наличие прочих услуг;

наличие спортзала;

наличие теннисного корта;

наличие плавательного бассейна;

наличие сауны.

5. Минимальные требования к номерам различных категорий

Техническое оснащение номеров

Освещение

Отопление

Наличие телефонного аппарата, радиоприемника, телевизора, холодильника, мини - бара, мини - сейфа

Оснащение мебелью и инвентарем

Информационные материалы в номере

Инвентарь и предметы санитарно - гигиенического оснащения номера.

6. Дополнительные требования к номерам
различных категорий

Включают качественные показатели, касающиеся следующего:

качество и состояние оборудования номерного фонда: напольное покрытие / ковер, мебель, занавеси, постельные принадлежности;

качество, состояние оборудования ванных комнат: стены, пол, сантехническое оборудование, краны, наличие табурета или стульчика в ванной комнате, наличие ручки на ванне или на стене у ванны для страховки от падения при скольжении, наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от падения, наличие банной простыни, наличие кафельного покрытия стен в ванной комнате: до потолка, не менее чем на 1/3 от потолка; состояние кафельного покрытия; наличие бидэ, наличие фена; наличие косметического зеркала; наличие отводной телефонной трубки; наличие шнура или кнопки вызова персонала; наличие туалетного стола; наличие зеркальной стенки.

Приложение Ж

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ
И НОМЕРОВ КАТЕГОРИИ

Настоящий документ распространяется на гостиницы и другие средства размещения, предназначенные для проживания туристов (далее - средства размещения), и устанавливает методику оценки соответствия средств размещения и номеров категории.

Область применения и сфера распространения документа определяются областью применения и распространения Системы, установленной в основополагающем документе "Система добровольной сертификации гостиниц и других средств размещения на категорию".

Требования настоящего документа являются обязательными.

В документе применяются понятия, термины и определения, установленные в Системе добровольной сертификации гостиниц и других средств размещения на категорию и Приложении Е.

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ
И НОМЕРОВ КАТЕГОРИИ

1. Оценка средства размещения на соответствие категории проводится в три этапа:

первый этап - проводится предварительная оценка соответствия средства размещения требованиям ГОСТ Р 50645-94 (приложение А), которые в данной Системе рассматриваются как минимальные требования. По результатам оценки составляется протокол и устанавливается категория, которой соответствует данное средство размещения;

второй этап - проводится оценка соответствия средства размещения дополнительным требованиям, приведенным в Приложении Е, по результатам которой составляется протокол;

третий этап - проводится окончательная оценка соответствия средства размещения категории.

2. Оценка номера средства размещения на соответствие категории проводится в три этапа:

первый этап - проводится оценка соответствия номера средства размещения минимальным требованиям, установленным в Приложении Е. По результатам оценки составляется протокол и предварительно определяется категория, которой соответствует данный номер;

второй этап - проводится оценка соответствия номера дополнительным требованиям, установленным Приложением Е, по результатам которой составляется протокол; и

третий этап - проводится окончательная оценка соответствия номера категории.

Приложение З

ФОРМА СЕРТИФИКАТА
СООТВЕТСТВИЯ УСЛУГ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ КАТЕГОРИИ

__________________________________________________________________
         СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ГОСТИНИЦ
             И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ НА КАТЕГОРИЮ

                        ГОССТАНДАРТ РОССИИ

               ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО
              НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
                       СЕРТИФИКАЦИИ (ВНИИС)
           123557, Москва, Электрический пер., д. 3/10,
           тел.: (095) 253 70 53, факс (095) 253 51 35

                     СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ

                                   (1) N _________________________
                                   (2) Срок действия до __________

    УСЛУГИ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ

    (3) КОД ОК 002-93- ___________________________________________
    (4) ИСПОЛНИТЕЛЬ ______________________________________________
    адрес ________________________________________________________
    телефон ___________ факс _____________________________________
    (5) СООТВЕТСТВУЮТ КАТЕГОРИИ
    Категории номеров см. приложение на ____ листах

    (6) Руководитель органа _____________  _______________________
                              (подпись)      (инициалы, фамилия)
        М.П.

        Эксперт             _____________  _______________________
                              (подпись)      (инициалы, фамилия)

                              Дата выдачи ________________________

ФОРМА
ПРИЛОЖЕНИЯ К СЕРТИФИКАТУ СООТВЕТСТВИЯ

__________________________________________________________________
         СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ГОСТИНИЦ
             И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ НА КАТЕГОРИЮ

                        ГОССТАНДАРТ РОССИИ

               ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО
              НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
                       СЕРТИФИКАЦИИ (ВНИИС)
           123557, Москва, Электрический пер., д. 3/10,
           тел.: (095) 253 70 53, факс (095) 253 51 35

                            ПРИЛОЖЕНИЕ

    (1) к сертификату соответствия N _______________________

               КАТЕГОРИИ НОМЕРОВ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ
┌─────────────┬──────────────────┬───────────────────────────────┐
│  Категория  │    Номера (2)    │ Дополнительная информация (3) │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Высшая       │                  │                               │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Сюит         │                  │                               │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Апартамент   │                  │                               │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Студия       │                  │                               │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Кинг - сайз  │                  │                               │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Люкс         │                  │                               │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Первая       │                  │                               │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Вторая       │                  │                               │
├─────────────┼──────────────────┼───────────────────────────────┤
│Третья       │                  │                               │
└─────────────┴──────────────────┴───────────────────────────────┘
    (4) Руководитель органа _____________  _______________________
                              (подпись)      (инициалы, фамилия)
        М.П.

        Эксперт             _____________  _______________________
                              (подпись)      (инициалы, фамилия)

ПРАВИЛА
ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ УСЛУГ
ГОСТИНИЦ И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ КАТЕГОРИИ

Форма сертификата соответствия и правила его заполнения соответствуют документу - Правила по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе".

Позиция 1 - регистрационный номер сертификата соответствия.

Позиция 2 - срок действия сертификата устанавливается в соответствии с п. 7.1.9 настоящего документа. Даты записываются следующим образом: число и месяц - двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год - четырьмя арабскими цифрами.

Позиция 3 - код услуги средства размещения в соответствии с ОК 002-93 (ОКУН).

Позиция 4 - наименование средства размещения (прописными буквами), юридический (фактический) адрес, телефон, факс.

Позиция 5 - указывается категория средств размещения, причем количество "звезд" пишется словами (например, "три звезды").

Позиция 6 - подпись, инициалы, фамилия руководителя Органа по сертификации и эксперта, проводившего сертификацию, печать Органа по сертификации.

ПРАВИЛА
ЗАПОЛНЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ К СЕРТИФИКАТУ СООТВЕТСТВИЯ

Форма сертификата соответствия и правила его заполнения соответствуют документу - Правила по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе".

Позиция 1 - указывается номер сертификата соответствия.

Позиция 2 - перечисляются номера, которые соответствуют указанной в графе 1 категории.

Позиция 3 - указывается при необходимости дополнительная информация.

Позиция 4 - подпись, инициалы, фамилия руководителя Органа по сертификации и эксперта, проводившего сертификацию, печать Органа по сертификации.

Приложение заполняют машинописным способом. Исправления, подчистки и поправки не допускаются.

Цвет бланка приложения - зеленый.

Приложение И

ФОРМА
РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКА СООТВЕТСТВИЯ

__________________________________________________________________
         СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ГОСТИНИЦ
             И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ НА КАТЕГОРИЮ

                        ГОССТАНДАРТ РОССИИ

               ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО
              НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
                       СЕРТИФИКАЦИИ (ВНИИС)
           123557, Москва, Электрический пер., д. 3/10,
           тел.: (095) 253 70 53, факс (095) 253 51 35

                            РАЗРЕШЕНИЕ
                 НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКА СООТВЕТСТВИЯ

                  N _________ от _______________

    ИСПОЛНИТЕЛЬ___________________________________________________
    адрес ________________________________________________________
    телефон ___________ факс _____________________________________
    Срок действия разрешения до___________________________________
    Место нанесения знака соответствия:  вывеска, документация для
потребителей, реклама ____________________________________________
__________________________________________________________________

    Руководитель органа _________________  _______________________
                            (подпись)        (инициалы, фамилия)
       М.П.

    Эксперт             _________________  _______________________
                            (подпись)        (инициалы, фамилия)

Приложение К

АНКЕТА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА (АНКЕТИРОВАНИЯ)
ПРОЖИВАЮЩИХ В СРЕДСТВЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

Уважаемые гости!

В настоящее время проводится сертификация услуг гостиницы, в которой Вы остановились, на категорию. Убедительно просим Вас ответить на некоторые вопросы, которые имеют немаловажное значение для объективной оценки соответствия услуг гостиницы определенной категории.

┌────────────────────────┬─────────┬─────┬───────┬───────┬───────┐
│      Уборка номера     │Ежедневно│Через│1 раз в│1 раз в│1 раз в│
│                        │         │день │три дня│неделю │10 дней│
├────────────────────────┼─────────┼─────┼───────┼───────┼───────┤
│Как часто проводилась   │         │     │       │       │       │
│смена постельного белья │         │     │       │       │       │
│в Вашем номере          │         │     │       │       │       │
├────────────────────────┼─────────┼─────┼───────┼───────┼───────┤
│Как часто проводилась   │         │     │       │       │       │
│смена полотенец в Вашем │         │     │       │       │       │
│номере                  │         │     │       │       │       │
├────────────────────────┼─────────┼─────┼───────┼───────┼───────┤
│Как часто проводилась   │         │     │       │       │       │
│уборка в Вашем номере,  │         │     │       │       │       │
│включая заправку        │         │     │       │       │       │
│постелей                │         │     │       │       │       │
└────────────────────────┴─────────┴─────┴───────┴───────┴───────┘
┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐
│  Есть ли у Вас претензии к оборудованию и   │   Да   │   Нет   │
│           оснащению Вашего номера:          │        │         │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│а) к работе сантехнического оборудования     │        │         │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│б) к работе осветительных приборов           │        │         │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│в) к качеству оборудования и оснащения номера│        │         │
└─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘
┌──────────────────────────────┬───────┬──────┬─────────┬────────┐
│   Как Вы оцениваете работу   │Отлично│Хорошо│Удовлетв.│Неудовл.│
│     персонала гостиницы:     │       │      │         │        │
├──────────────────────────────┼───────┼──────┼─────────┼────────┤
│а) горничных                  │       │      │         │        │
├──────────────────────────────┼───────┼──────┼─────────┼────────┤
│б) службы приема              │       │      │         │        │
├──────────────────────────────┼───────┼──────┼─────────┼────────┤
│в) швейцаров                  │       │      │         │        │
├──────────────────────────────┼───────┼──────┼─────────┼────────┤
│г) подносчиков багажа         │       │      │         │        │
└──────────────────────────────┴───────┴──────┴─────────┴────────┘

Просим Вас ответить, на несколько вопросов, касающихся Вашего пребывания в данной гостинице.

┌───────────────────────────────────────┬────────────┬───────────┐
│                                       │     Да     │    Нет    │
├───────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│Вы приехали в составе группы?          │            │           │
├───────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│Вы приехали через туристскую фирму?    │            │           │
├───────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│Вы приехали по приглашению какой-либо  │            │           │
│организации?                           │            │           │
├───────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│Вы заказали номер самостоятельно?      │            │           │
└───────────────────────────────────────┴────────────┴───────────┘
┌─────────────────┬───────────────────────┬───────────┬──────────┐
│                 │     Однокомнатный     │2-комнатный│Апартамент│
│                 │                       │           │          │
│                 ├─────────────┬─────────┤           │          │
│                 │ одноместный │2-местный│           │          │
├─────────────────┼─────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│В каком номере Вы│             │         │           │          │
│проживаете?      │             │         │           │          │
└─────────────────┴─────────────┴─────────┴───────────┴──────────┘

Большое спасибо за оказанную помощь.

Всероссийский
научно - исследовательский
институт сертификации

Приложение Л

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗНАКЕ СООТВЕТСТВИЯ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
УСЛУГ ГОСТИНИЦ И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ
НА КАТЕГОРИЮ

Форма, размеры и технические требования

1. Область применения

1.1. Документ "Положение о Знаке соответствия Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию" (далее - Положение) разработан на основании и в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", а также других нормативных документов в области сертификации. Он устанавливает общие требования:

- к форме и размерам знака соответствия;

- к применению знака соответствия при добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения;

- к порядку проведения маркирования знаком соответствия.

Настоящее Положение обязательно для исполнения участниками Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию (далее - Система).

2. Общие положения

2.1. Знак соответствия является формой доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о том, что проведена сертификация услуг средства размещения на соответствие определенной категории.

2.2. Применением знака соответствия является маркирование им официальных бланков, а также использование его в целях рекламы (нанесение на рекламные проспекты, вывеску и пр.).

2.3. Разрешение на применение знака соответствия Системы выдается Органом по сертификации держателю сертификата соответствия.

2.4. Основанием для выдачи разрешения на применение знака соответствия является сертификат соответствия. Выдача разрешения на применение знака соответствия осуществляется одновременно с выдачей сертификата соответствия.

Разрешение на применение знака соответствия выдается на срок не более срока действия сертификата соответствия.

Бланки разрешений являются документами строгой отчетности. Они должны иметь степени защиты.

2.5. Держатель сертификата, получивший разрешение, обязан:

- обеспечивать соответствие услуг средства размещения категории, установленной требованиями нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;

- применять знак соответствия по правилам, установленным в Системе добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию;

- приостанавливать (прекращать) применение знака соответствия в случае приостановки действия (отмены) сертификата соответствия и (или) приостановки действия (аннулирования) разрешения;

- создавать необходимые условия для проведения Органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированными услугами средства размещения, в том числе:

обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам контроля лиц, уполномоченных на проведение инспекционного контроля,

знакомить их с результатами оценки соответствия услуг средств размещения установленным требованиям, проведенной держателем сертификата;

своевременно извещать Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, об изменениях организационно - правовой формы и уставных документов.

2.6. В разрешении указывают данные о держателе сертификата, которому дается право применять знак соответствия, Органе по сертификации, выдавшем разрешение, сроке действия разрешения и т.д. Разрешение подписывает и заверяет печатью руководитель Органа по сертификации. Данные о разрешении заносят в реестр.

2.7. Форма, графическое изображение знака соответствия, применяемого в Системе, при проведении добровольной сертификации услуг средств размещения на категорию, а также технические требования к его изображению (с указанием основных размеров) приведены в приложениях 1 и 2 <*>.

--------------------------------

<*> Приложения не приводятся.

3. Маркирование знаком соответствия

3.1. Маркировка знаком соответствия может представлять собой его изображение, нанесенное на официальные бланки, вывеску и рекламные проспекты держателя сертификата, или специально изготовленное изделие с изображением знака соответствия, прикрепленное к вывеске средства размещения.

3.2. При маркировании применяют следующие технологические приемы:

- клеймение официальных бланков и рекламных проспектов знаком соответствия с помощью специального клейма;

- нанесение на вывеску средства размещения плоского или рельефного изображения знака соответствия с помощью специализированной технологической оснастки;

- прикрепление специально изготовленных носителей знака соответствия (ярлыков, этикеток, самоклеющихся лент и т.п.).

3.3. Технические средства маркирования знаком соответствия могут изготовляться централизованно или по индивидуальным заказам.

3.4. Общие правила нанесения знака соответствия и требования к качеству его изображения - согласно документам, утвержденным Госстандартом России.

3.5. Знак соответствия наносят на вывеску, официальные бланки и рекламные проспекты на свободном поле, как правило, в месте, где приведены сведения о сертификации услуг средства размещения.

3.6. Место нанесения знака соответствия определяется держателем сертификата. Звезды могут располагаться по прямой линии или полукругом с учетом симметрии.

3.7. Наличие знака соответствия на официальных бланках, рекламных проспектах и вывеске свидетельствует о том, что услуги средства размещения соответствуют заданной категории и что соответствие установлено в Системе добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию по правилам этой системы. Это означает, что соответствие удовлетворяется не безоговорочно, а с определенной (гарантированной) вероятностью, обеспечиваемой при сертификации по принятой в данной Системе сертификации схеме ее проведения.

4. Требования к знаку соответствия

4.1. Форма знака соответствия для услуг средств размещения различных категорий приведена в приложении 1.

4.2. Базовый размер знака соответствия "Н". Другие размеры знака, соответственно, определяются путем пропорционального увеличения или уменьшения относительно базового.

В любом случае величина знака соответствия должна обеспечивать его четкое, контрастное изображение.

4.3. Размеры знака по ГОСТ Р 50460 "Звезды" располагаются над знаком на расстоянии 0,15Н. Расстояние между звездами не менее 0,1Н. Диаметр окружности, описанной вокруг "звезды" - 0,2Н.

4.4. Уменьшенное изображение знака соответствия должно обеспечивать различимость всех его элементов невооруженным глазом.

Знак соответствия выполняют любыми технологическими способами, которые обеспечивают его четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия.

Приложение 1

Рис. 1. Знак соответствия системы добровольной
сертификации услуг гостиниц и других средств
размещения на категорию