ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 1998 г. N 3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ -
ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА

Госгортехнадзор России постановляет:

Утвердить Инструкцию по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.

Первый заместитель Начальника
Госгортехнадзора России
Е.А.МАЛОВ

СПРАВКА О ПРОЕКТЕ ИНСТРУКЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА

В течение 1997 года специалистами ГИАПа совместно со специалистами Госгортехнадзора России и предприятий - изготовителей капролактама была переработана Инструкция по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.

Необходимость переработки Инструкции по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама была вызвана прежде всего тем, что за последние годы произошли значительные изменения условий железнодорожных перевозок опасных грузов, изменились и организационно - правовые отношения между поставщиками и потребителями жидкого капролактама. Введены в действие Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. N 50, в которых нашли отражение современные требования к обеспечению безопасности перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом. Вагоностроительным заводом АО "Азовмаш" (г. Мариуполь, Украина) налажен серийный выпуск новой модели вагона - цистерны для перевозки жидкого капролактама с улучшенными технико - экономическими показателями, внесен ряд изменений в серийное производство вагона - цистерны для перевозки жидкого капролактама модели 15-1552, существенно влияющие на безопасность перевозки.

Учитывая проблемы, возникающие в процессе перевозки жидкого капролактама железнодорожным транспортом, в переработанную Инструкцию были включены новые разделы: "Надзор, техническое освидетельствование и ремонт цистерн" и "Локализация аварийных ситуаций и ликвидация их последствий при транспортировке цистерн с жидким капролактамом по железной дороге".

Проект новой Инструкции рассылался на отзыв заинтересованным предприятиям и скорректирован с учетом их замечаний и предложений.

Проект Инструкции был рассмотрен отделом по надзору на железнодорожном транспорте, Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, Управлением по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, Техническим управлением. Высказанные в ходе рассмотрения замечания и предложения были учтены в окончательной редакции.

Отдел по надзору на железнодорожном транспорте и Управление по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности просят утвердить Инструкцию по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.

Начальник отдела по надзору
на железнодорожном транспорте
В.С.КРУТЯКОВ

Начальник Управления по надзору
в химической, нефтехимической
и нефтеперерабатывающей
промышленности
А.А.ШАТАЛОВ

Утверждена
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 19 января 1998 г. N 3

ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО
КАПРОЛАКТАМА

РД 03-184-98

Разработана Научно - исследовательским и проектным институтом азотной промышленности и продуктов органического синтеза (ОАО "ГИАП") с участием изготовителя цистерн (АО "Азовмаш") и с учетом предложений предприятий и организаций промышленности минудобрений и химических волокон.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает требования к безопасности при организации и осуществлении работ по заполнению железнодорожных вагонов - цистерн (далее по тексту - цистерн) жидким капролактамом предприятием - поставщиком при перевозке этого продукта по железной дороге и по сливу его предприятием - потребителем.

1.2. Настоящая Инструкция обязательна для всех организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей (независимо от форм собственности и организационно - правовой формы), расположенных на территории России, которые осуществляют налив и слив железнодорожных цистерн жидким капролактамом (предприятия - поставщики и предприятия - потребители), являются владельцами цистерн, грузоотправителями, грузополучателями, а также осуществляют транспортно - экспедиционное обслуживание.

1.3. Настоящая Инструкция распространяется на подготовку и выполнение операций налива, слива, перевозки жидкого капролактама в специализированных железнодорожных цистернах, а также на техническую документацию, регламентирующую проведение этих операций.

Инструкция не распространяется на обслуживание экипажного оборудования цистерны и элементов ее крепления к раме.

1.4. Все операции по транспортированию жидкого капролактама должны производиться с учетом технических требований, установленных ГОСТ 7850-86. Капролактам. Технические условия с изменениями N 1 от 27.10.89, N 2 от 03.03.92, N 3 от 21.10.94 и ГОСТ ЭД1 7850-86. Капролактам. Технические условия.

1.5. Организация перевозок цистерн с жидким капролактамом по железной дороге, изготовление, ремонт и эксплуатация цистерн для перевозки жидкого капролактама должны осуществляться в соответствии с настоящей Инструкцией, Правилами перевозок грузов, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, а также нормативно - технической документацией МПС и Госгортехнадзора России, регламентирующей перевозки опасных грузов наливом в цистернах по железной дороге.

1.6. Операции слива (налива) жидкого капролактама должны проводиться в соответствии с производственными инструкциями, разработанными на основе действующей нормативно - технической документации, технологического регламента сливо - наливного цеха (пункта), технической документации завода - изготовителя цистерн и настоящей Инструкции.

1.7. Цистерны для перевозки жидкого капролактама должны быть приписаны к станциям слива (налива).

1.8. Должностные лица, ответственные за исправное состояние и безопасный слив и налив цистерн, а также ответственные по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией цистерн, должны назначаться из числа руководящих работников и специалистов, прошедших проверку знаний в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 19.05.93 N 11.

1.8. Права и обязанности ответственных лиц определяются должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЦИСТЕРНАМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА

2.1. Жидкий капролактам должен перевозиться по железной дороге только в специализированных цистернах модели 15-1441, модели 15-1552 и модели ЖАЦ-44, переоборудованной под перевозку капролактама.

Перевозка любых других грузов в этих цистернах запрещается.

2.2. Цистерны, используемые для перевозки жидкого капролактама, должны соответствовать следующим основным требованиям:

котел цистерны, ее рабочее и конструктивное оборудование должны удовлетворять требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Госгортехнадзором России 18.04.95, Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов МПС, изд. 1976 года);

котел цистерны, нагревательные устройства, арматура и другие элементы конструкции, соприкасающиеся с капролактамом, должны быть изготовлены из нержавеющей стали, марка которой определяется в соответствии с ГОСТ 5632-72 и указывается в проекте и технической документацией завода - изготовителя;

конструкция цистерны должна обеспечивать возможность создания "азотной подушки", т.е. атмосферы инертного газа - азота особой чистоты (содержание кислорода в азоте не более 0,0005% об.), отвечающего требованиям ГОСТ 9293-74. Азот газообразный и жидкий. Технические условия (с Изменениями N 1 от 28.12.79, N 2 от 27.09.85 и N 3 от 03.04.91);

должна быть обеспечена возможность полного слива капролактама путем передавливания его азотом с давлением до 0,2 МПа (2 кгс / кв. см);

должна быть обеспечена герметичность цистерны для поддержания избыточного давления азота на всем пути следования цистерны (как наполненной, так и опорожненной) и исключения утечек капролактама;

цистерна должна иметь устройство для разогрева капролактама в стационарных условиях и эффективную тепловую изоляцию;

все штуцера и арматура цистерны, предназначенные для подключения ее к коммуникациям, должны иметь стандартные фланцы. Присоединительные размеры аналогичных фланцев у всех цистерн должны быть одинаковыми.

2.3. Цистерны должны иметь соответствующую отличительную окраску котла, знаки опасности, а также трафареты о наименовании груза, станции и дороги приписки. Порядок окраски цистерн, нанесения на них знаков опасности, трафаретов и пр. устанавливается в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка и Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов МПС).

2.4. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, на цистерну после выдачи разрешения на ее эксплуатацию должны быть нанесены регистрационный номер, разрешенное давление, число, месяц и год следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания.

2.5. До начала эксплуатации цистерна должна быть зарегистрирована в органах Госгортехнадзора как сосуд, работающий под давлением.

2.6. При передаче цистерны новому владельцу (арендатору) она должна быть снята с учета в региональном органе Госгортехнадзора и передана вместе с паспортом новому владельцу (арендатору), который должен ее зарегистрировать до начала эксплуатации в органе Госгортехнадзора по месту нахождения нового владельца (арендатора).

3. ПОДГОТОВКА ЦИСТЕРН К ОПЕРАЦИЯМ
НАЛИВА ИЛИ СЛИВА КАПРОЛАКТАМА

3.1. Поверхность кожуха изоляции цистерны, рама и другие наружные устройства цистерны, прибывшей на предприятие по железной дороге, должны быть тщательно очищены (отмыты) от грязи и пыли, после чего цистерна подвергается техническому осмотру.

3.2. Технический осмотр прибывшей цистерны осуществляется в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными инструкциями по эксплуатации каждой модели цистерн (документация завода - изготовителя). При этом:

3.2.1. Лицо, ответственное за исправное состояние цистерн и их безопасную эксплуатацию, перед каждым наливом (сливом) должно проверять: соблюдение сроков ремонта и технического освидетельствования цистерны; соответствие и состояние окраски, надписей и трафаретов; исправность крепления крышки арматурного люка, арматуры, отсутствие механических повреждений предохранительных клапанов; отсутствие видимых повреждений кожуха изоляции котла; наличие пломб, заглушек, величину остаточного давления азота; наличие и содержание сопроводительных документов; отсутствие постороннего продукта.

3.2.2. Техническое обслуживание, осмотр и определение пригодности экипажной части цистерны (колесных пар, буксовых узлов, рамы вагона, тормозных и ударно - тяговых устройств и др.) проводятся работниками вагонного хозяйства железной дороги.

3.3. Результаты технического осмотра заносятся должностным лицом, ответственным за исправное состояние цистерн, в специальный журнал, листы которого пронумерованы и прошнурованы.

3.4. Выявленные при техническом осмотре дефекты и неисправности цистерны должны быть полностью устранены владельцем цистерны до налива капролактама и отправки цистерны предприятию - потребителю.

При обнаружении в цистерне постороннего продукта предприятие - поставщик должен предварительно определить его состав, а также произвести его удаление и промывку котла конденсатом водяного пара с последующей осушкой подогретым воздухом до температуры стенок котла около 65° C.

3.5. При обнаружении предприятием - потребителем в прибывшей цистерне постороннего продукта или дефектов, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию цистерны, предприятие - потребитель должен известить об этом предприятие - поставщика и владельца цистерны. Предприятие - поставщик обязан дать необходимые указания и, при необходимости, командировать специалистов.

3.6. В прибывшей по железной дороге цистерне должно быть остаточное давление азота не менее 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см).

3.7. Контрольный замер давления азота в прибывшей цистерне предприятие - поставщик или предприятие - потребитель производят при помощи манометра, стационарно установленного на цеховой линии подачи азота особой чистоты в цистерну (после последнего запорного вентиля) при подключении цистерны.

3.8. Температуру капролактама в цистерне при наливе допускается принимать равной температуре в хранилище, из которого капролактам заливается в цистерну.

3.9. Предприятие - потребитель замеряет температуру жидкого капролактама в каждой цистерне переносной термопарой при опускании ее в установленные на цистерне термокарманы (на трех уровнях).

3.10. Уровень капролактама в цистерне замеряется опусканием в резервный штуцер штокметра по ГОСТ 18987-73 (в токе выходящего из цистерны азота).

3.11. Для проверки качества жидкого капролактама проба в количестве не менее одного литра отбирается через пробоотборник (кран), находящийся на линии слива капролактама из цистерны, или из средней части цистерны через специальный пробоотборник, установленный в арматурном люке.

3.12. Для отбора проб жидкого капролактама должна применяться специально подготовленная тара - снабженные плотными крышками бидоны из нержавеющей стали или эмалированные (с гарантией целостности эмалевого покрытия), стеклянные или фарфоровые банки.

Тара для анализа должна быть тщательно очищена и промыта горячей водой, затем бидистиллятом просушена, продута и заполнена азотом, содержащим не более 0,0005% об. кислорода, закрыта в среде азота плотной крышкой и обернута полиэтиленовой пленкой.

После наполнения тару закрыть крышкой, плотно обернуть горловину и крышку полиэтиленовой пленкой; наклеить на тару этикетку с указанием наименования предприятия - изготовителя капролактама, наименования продукта, номера партии, даты изготовления и даты отбора пробы продукта, после чего немедленно передать пробу на анализ в лабораторию.

3.13. До присоединения сливо - наливных коммуникаций к цистерне следует осмотреть рукава и другие элементы сливо - наливных трубопроводов, обнаруженные дефекты должны быть устранены.

3.14. Для слива (налива) капролактама применяются металлорукава из нержавеющей стали тип 4655А по ОСТ 1.03.662, для подачи теплоносителя и азота - резиновые рукава.

3.15. Перед каждым разогревом цистерны перед наливом ее нагревательные устройства должны быть опрессованы азотом с давлением 0,15 МПа (1,5 кгс/кв. см) без заметного снижения давления в течение 20 минут.

При обнаружении пропуска в каком-либо элементе системы обогрева он должен быть отключен. Разогрев цистерны в этом случае производится с помощью других (исправных) нагревательных элементов. При обнаружении пропуска в обогревающей рубашке сливного сифона, слив капролактама производится через съемный сифон.

3.16. Разогрев цистерны до температуры 80 - 85° C летом и 85 - 90° C зимой осуществляется путем подачи в ее нагревательные устройства горячей воды или насыщенного водяного пара.

Давление и температура теплоносителя не должны превышать рабочие параметры нагревательных устройств, установленные паспортом цистерны, и требований сохранения качества продукта.

3.17. После разогрева цистерны и отключения подачи теплоносителя нагревательные элементы должны быть освобождены от воды продувкой до полного удаления из них влаги.

4. НАЛИВ КАПРОЛАКТАМА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ

4.1. До начала заполнения капролактамом цистерна должна пройти полный цикл подготовки в соответствии с требованиями раздела 3 и пункта 8.12 настоящей Инструкции.

4.2. Разогретая цистерна заполняется азотом особой чистоты до содержания кислорода в котле цистерны не более 0,0005% об.

Содержание кислорода в азоте определяется по ГОСТ 9293-74 лабораторией.

4.3. Наливаемый в цистерну капролактам должен иметь температуру не ниже 80° C и не выше 95° C.

Запрещается перелив цистерны. В случае перелива цистерны излишки капролактама должны быть удалены.

4.4. Масса капролактама, налитого в цистерну, не должна превышать грузоподъемности цистерны.

4.5. Количество капролактама, залитого в цистерну, определяется взвешиванием ее на вагонных весах или замером уровня согласно пункта 3.10 настоящих Правил.

Уровень капролактама переводится в весовые единицы по калибровочным таблицам (справочное Приложение 3) с учетом плотности капролактама (справочное Приложение 1).

4.7. После замера уровня и взятия пробы капролактама на анализ давление в котле цистерны подачей азота особой чистоты поднимается до 0,15 МПа (1,5 кгс/кв. см), с которым она отправляется потребителю.

4.8. На арматуру цистерны, подготовленной к отправке, должны быть установлены заглушки на давление не ниже 0,2 МПа (2,0 кгс/см), поставляемые заводом - изготовителем цистерны с комплектом сливо - наливной арматуры. Затем фланцевые соединения проверяют на плотность заливом арматурного люка водой.

Плотность признается удовлетворительной, если количество всплывающих в залитом водой люке пузырьков газа не превышает в течение одной минуты 30 штук.

По окончании проверки вода из арматурного люка должна быть полностью удалена.

4.9. Каждая цистерна при отправке потребителю сопровождается документом, удостоверяющим качество капролактама.

Документ заполняется и подписывается начальником смены цеха (пункта) налива и должен содержать:

наименование предприятия - изготовителя и его товарный знак;

наименование продукта, сорт;

масса нетто;

номер партии или номер цистерны, индекс производства;

условия заполнения цистерны жидким капролактамом (давление азота, содержание в нем кислорода, температура продукта при заполнении);

дату изготовления;

показатели качества капролактама по проведенным испытаниям.

Этот документ упаковывается в полиэтиленовый пакет, который вкладывается в арматурный люк цистерны. Затем арматурный люк закрывается и пломбируется.

5. СЛИВ КАПРОЛАКТАМА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН

5.1. Прибывшая по железной дороге цистерна с жидким капролактамом до опорожнения предприятием - потребителем должна пройти полный цикл подготовки в соответствии с требованиями раздела 3 и пункта 8.12 настоящей Инструкции.

5.2. Слив капролактама из цистерны предприятие - потребитель производит выдавливанием продукта азотом особой чистоты, содержащим не более 0,0005% об. кислорода и имеющим давление не более 0,2 МПа (2 кгс/кв. см).

5.3. Если температура капролактама в цистерне, поступившей для слива, ниже 75° C, цистерна должна быть разогрета в соответствии с пунктами 3.15, 3.16 настоящей Инструкции.

5.4. Время на разогрев капролактама и слив его из цистерны в теплое время года не должно превышать 13 часов, в холодное время года (средняя температура суток ниже 0° C) - 20 часов.

5.5. Предприятие - потребитель должно обеспечить полноту слива капролактама из цистерны.

5.6. После слива капролактама подготовленная к возврату предприятию - поставщику цистерна должна иметь давление азота не менее 0,05 МПа ( 0,5 кгс/кв. см) с учетом выполнения требований пункта 3.6 настоящей Инструкции.

5.7. Давление и чистота азота при отправке цистерны, а также запись о полноте слива капролактама указываются в документе, сопровождающем порожнюю цистерну при ее доставке предприятию - поставщику. Документ составляется и подписывается начальником смены цеха (подразделения) слива капролактама.

Этот документ упаковывается в полиэтиленовый пакет, который вкладывается в арматурный люк цистерны, после чего он закрывается и пломбируется.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ЦИСТЕРН
С ЖИДКИМ КАПРОЛАКТАМОМ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

6.1. Организация перевозки цистерн с жидким капролактамом по железной дороге, а также требования безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций при перевозке цистерн с жидким капролактамом устанавливаются Правилами перевозок грузов МПС (Сборник правил, изд. 1976 г.), Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными МПС СССР 10.12.83, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, и другими нормативно - техническими документами Госгортехнадзора России и МПС России, регламентирующими перевозки опасных грузов наливом в цистернах по железной дороге.

6.2. Взаимоотношения между железной дорогой и предприятиями - поставщиками, потребителями, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами цистерн осуществляются в соответствии с требованиями Устава железных дорог, Инструкцией о порядке выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижных составов предприятий и организаций независимо от их подведомственности и форм собственности (Инструкция N ЦД/76, утвержденная МПС 22.09.92), а также соответствующими разделами Правил перевозок грузов.

7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И РЕМОНТ ЦИСТЕРН

7.1. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны обеспечить содержание цистерны, ее рабочего и конструктивного оборудования в исправном состоянии и безопасные условия их работы.

7.2. Организация контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией, права и обязанности лиц, ответственных за контроль технического состояния и эксплуатацию цистерн, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию цистерн, должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

7.3. Технические освидетельствования должны проводиться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, до пуска в работу, периодически в процессе эксплуатации и в необходимых случаях - внеочередному техническому освидетельствованию.

Внеочередное техническое освидетельствование цистерн должно быть проведено в следующих случаях:

после схода цистерны с рельсов, повреждения котла цистерны вследствие аварийных происшествий и инцидентов;

после ремонта или реконструкции котла цистерны с применением сварки или пайки элементов, работающих под давлением;

если котел цистерны был демонтирован и установлен на новую раму;

по предписанию органов Госгортехнадзора России или ответственного работника по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией цистерны или владельца цистерны.

7.4. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны обеспечить проведение текущего и плановых ремонтов котлов, конструктивного и рабочего оборудования в объеме и в сроки, предусмотренные для каждой модели цистерны предприятием - изготовителем в их паспортах и инструкциях по эксплуатации или нормативно - технической документацией МПС России и Госгортехнадзора России.

7.5. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны вести учет осмотров, ревизий, ремонтов, гидравлических испытаний котлов, рабочего и конструктивного оборудования в ремонтных журналах.

Сведения о ремонте и проверке качества, замене рабочего и конструктивного оборудования должны заноситься в паспорт цистерн. Акты на ревизию, ремонт и регулировку предохранительных клапанов должны храниться с паспортами на предохранительные клапаны.

7.6. Ремонт котлов цистерн, конструктивного и рабочего оборудования должен производиться организацией, имеющей разрешения (лицензии) Госгортехнадзора на выполнение такого вида работ.

Ремонт с применением сварки котлов должен производиться по технологии, разработанной предприятием - изготовителем или другой организацией, имеющей разрешения (лицензии) Госгортехнадзора на выполнение такого вида работ.

7.7. Запрещается использование для перевозки капролактама, цистерн, у которых до срока плановых ремонтов осталось менее 15 суток.

Запрещается использование для перевозки капролактама вагонов - цистерн, выработавших нормативные сроки эксплуатации, установленные предприятием - изготовителем цистерн или соответствующей нормативно - технической документацией.

Разрешение на дальнейшую эксплуатацию может быть выдано совместно МПС России и Госгортехнадзором России после выполнения плановых ремонтных работ и при наличии заключения о возможности продолжения эксплуатации вагонов - цистерн, выданного экспертной организацией, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России.

7.8. Производство ремонтных работ производится по наряду - допуску установленной формы.

8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ СЛИВА - НАЛИВА
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА

8.1. Требования техники безопасности и промышленной санитарии при проведении операций слива (налива) жидкого капролактама устанавливаются настоящей Инструкцией, технологическим регламентом, производственными инструкциями и соответствующими разделами Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

8.2. Оборудование и сооружения сливо - наливных эстакад должны постоянно поддерживаться в исправном состоянии и иметь:

твердые, ровные, стойкие против проливов капролактама и горячей воды покрытия с уклоном не более 5° C, а также лестницы, мостки, трапы, которые зимой должны быть очищены от снега и льда и, при необходимости, посыпаны песком;

заземление трубопроводов и металлоконструкций сливо - наливной эстакады;

достаточную освещенность в темное время суток;

аптечку и средства первой помощи;

средства индивидуальной защиты;

средства пожаротушения.

8.3. Трубопроводы, по которым производится подача жидкого капролактама, должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".

8.4. Все выявленные неисправности оборудования и коммуникаций должны быть устранены до начала работ по сливу (наливу) капролактама. При этом ремонтные работы с применением открытого огня или работы, при которых возможно искрообразование, должны проводиться в соответствии с требованиями Типовой инструкции по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрыво - пожароопасных объектах, утвержденной Госгортехнадзором СССР 07.05.74.

8.5. Порядок подготовки, обучения, инструктажа, проверки знаний и допуска к работе персонала цеха (пункта) слива - налива жидкого капролактама определяется требованиями ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ и действующим законодательством.

8.6. Все работающие на сливо - наливном пункте должны:

знать и соблюдать правила и приемы безопасного ведения операций слива - налива;

знать отличительные признаки и основные свойства капролактама и азота;

знать об опасности их воздействия на организм человека;

знать местонахождение средств индивидуальной защиты, средств локализации аварийных ситуаций и уметь ими пользоваться;

знать устройство, правила обращения и уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты и первичными средствами пожаротушения;

уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

8.7. Персонал сливо - наливного пункта должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и индивидуальными предохранительными (защитными) приспособлениями в зависимости от характера и условий выполняемых работ в соответствии с типовыми отраслевыми нормами.

Кроме этого, на сливо - наливном пункте или подразделении предприятия, к которому относится сливо - наливной пункт, должен храниться аварийный запас спецодежды, спецобуви, противогазов и других предохранительных приспособлений в расчете на смену с наибольшей численностью работающих.

Ответственность за обеспечение работающих исправными защитными и аварийно - спасательными средствами, за своевременную их замену несут руководящие работники и специалисты, непосредственно руководящие работой сливо - наливного цеха (пункта), что определяется должностными инструкциями.

8.8. Спецодежда и спецобувь должна соответствовать действующим ГОСТ или ТУ и быть пригодной по размерам.

8.9. Запрещается допуск персонала к исполнению обязанностей без соответствующей спецодежды, необходимых предохранительных приспособлений, противогазов марки А или БКФ в исправном состоянии.

8.10. Наличие индивидуальных средств защиты должно ежедневно проверяться сменным мастером (начальником смены) сливо - наливного пункта.

Периодическая проверка технического состояния противогазов проводится газоспасательной службой (отрядом) предприятия, на котором расположен сливо - наливной пункт.

8.12. При проведении подготовительных и сливо - наливных операций необходимо выполнение следующих требований:

8.12.2. Цистерны должны быть надежно сцеплены и закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь слива (налива) другого подвижного состава, а при невозможности перевода стрелок в такое положение должны предусматриваться другие технические мероприятия, исключающие такую возможность.

8.12.3. При сливе - наливе капролактама цистерна должна быть заземлена.

8.12.4. Запрещается производить налив (слив) капролактама во время грозы.

8.12.4. Лица, не имеющие отношения к обслуживанию цистерн, не должны находиться в зоне проведения работ.

8.12.5. Убедиться в исправности перекидных мостиков на цистерну и ограждения площадки и пр., зимой дополнительно - в отсутствии на них наледи.

8.12.6. На работнике, осуществляющем открытие люка цистерны и обслуживание арматуры, расположенной на нем, должен быть монтажный пояс, закрепленный за металлоконструкции ограждения площадки цистерны.

8.12.7. Крышки арматурного люка цистерны после их открытия должны быть закреплены для исключения их заклинивания и падения.

8.13. Отбор проб для анализов следует производить в противогазе марки А или БКФ и резиновых перчатках, пользоваться только специальными пробоотборниками.

8.14. При замере уровня капролактама в цистерне штокметром следует соблюдать меры предосторожности, связанные с характером воздействия азота на организм человека (по возможности находиться с подветренной стороны, не опускать голову в ток азота, проверить давление струи выходящего из люка азота - слабое и т.п.).

8.15. При проведении внутреннего осмотра котла цистерны, его чистке и промывке, ремонтных работ в котле цистерны должны выполняться требования Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, утвержденной Госгортехнадзором, а также требования по технике безопасности, изложенные в отраслевых правилах и производственных инструкциях.

8.16. Запрещается проведение любых ремонтных работ (снятие арматуры, замена прокладок, подтягивание болтов и других резьбовых соединений и др.) на цистерне и коммуникациях, находящихся под давлением.

8.17. Запрещается устранение любых утечек через находящееся под давлением разъемное соединение или уплотнение путем их дополнительной затяжки в процессе выполнения работ.

О выявленных нарушениях должно быть сообщено старшему по смене.

8.18. При обнаружении при внешнем осмотре утечки сливщик - наливщик должен немедленно сообщить об этом старшему по смене и действовать в соответствии с требованиями рабочей инструкции.

Должны быть приняты меры по сливу продукта из поврежденной цистерны в имеющиеся свободные емкости или цистерны, приняты меры по недопущению попадания продукта в канализацию и его уборке.

8.19. Запрещается эксплуатация цистерн, если: истек срок очередного технического освидетельствования; при освидетельствовании или в процессе эксплуатации цистерны обнаружены дефекты, снижающие ее надежность и безопасность; требуется проведение плановых видов ремонта; истек срок эксплуатации.

9. ЛОКАЛИЗАЦИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ЛИКВИДАЦИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ
ЦИСТЕРН С ЖИДКИМ КАПРОЛАКТАМОМ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

9.1. При возникновении аварийных ситуаций на сливо - наливном пункте или на территории, на которой он расположен, следует действовать по плану локализации аварийных ситуаций, разработанному в соответствии с Временными рекомендациями по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико - технологических объектах, утвержденными Госпроматомнадзором СССР 05.07.90.

9.2. При возникновении пожара, тепловое воздействие которого может привести к опасному нагреву цистерны, необходимо перевезти ее в безопасное место, а при невозможности перевозки принять меры по исключению перегрева поверхности цистерны.

9.3. Загорание капролактама гасить тонкораспыленной водой или воздушно - механической пеной.

9.4. В случае возникновения аварийной ситуации с цистерной, заполненной жидким капролактамом, при перевозке ее по железной дороге персонал дороги действует в соответствии с Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (аварийная карточка N 48).

9.5. При необходимости участия в ликвидации аварийной ситуации специалистов предприятия - поставщика или предприятия - получателя жидкого капролактама или применения каких-либо специальных средств, которыми они располагают, таковые должны быть направлены на место аварии немедленно по получении требования железной дороги об этом и таким видом транспорта, который обеспечит их прибытие на место в кратчайшие сроки.

9.6. Предприятия - поставщики (потребитель) должны иметь бригады, укомплектованные квалифицированными специалистами и рабочими, обученными способам и мерам ликвидации аварий при перевозке капролактама в железнодорожных цистернах.

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЦИСТЕРН

10.1. Лица, допустившие нарушение (несоблюдение) настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Приложение 1
Справочное

ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАПРОЛАКТАМА

1. Капролактам.

    Химическая формула: C  H   ON       Мол. масса 113,16
                         6  11

Горючее белое кристаллическое вещество, очень гигроскопичен; в твердом виде хорошо смачивается водой.

В расплавленном виде - бесцветная жидкость.

Капролактам растворим в воде, бензоле, этаноле, хлороформе.

Растворимость в воде при 0° C - 525 граммов в 100 граммах воды.

Температуры, °C:

плавления - 69 - 71;

кипения - 262,5;

вспышки - 135;

самовоспламенения - 400.

Нижний концентрационный предел распространения пламени аэровзвеси (предел воспламенения, предел взрываемости, предел зажигания) - 43 г/куб. м

Максимальное давление взрыва - 730 кПа.

Минимальное взрывоопасное содержание кислорода (МВСК) - 12% об.

Теплота сгорания - 29750 кДж/кг (7100 ккал/кг).

ПЛОТНОСТЬ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ:

┌──────────────┬────────────────┬────────────────┬───────────────┐
│ Температура, │   Плотность,   │  Температура,  │   Плотность,  │
│     °C       │   кг/куб. м    │      °C        │   кг/куб. м   │
├──────────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤
│      70      │     1023       │       85       │      1010     │
│      75      │     1018       │       90       │      1006     │
│      80      │     1014       │       95       │      1002     │
└──────────────┴────────────────┴────────────────┴───────────────┘

Относительная плотность паров капролактама к плотности воздуха - 3,8.

Теплота плавления - 142,35 кДж/кг.

Теплоемкость жидкого капролактама в интервале температур 70 - 90° C - 2,847 кДж/кг К.

Теплопроводность при температуре 80° C - 0,152 Вт/м К.

Вязкость в зависимости от температуры, кв. м/с:

                      -6
    70° C - 12,35 x 10  ,

                     -6
    75° C - 9,94 x 10  ,

                    -6
    80° C - 8,4 x 10  ,

                     -6
    90° C - 6,17 x 10  .

Коэффициент теплоотдачи от расплавленного капролактама к стенке котла - 93,04 Вт/кв. м К.

Коэффициент объемного расширения расплавленного капролактама - 0,00076 1/К.

Давление насыщенных паров капролактама в зависимости от температуры, кПа:

    69,15° C     -       0,048        160° C       -       4,0
    100° C       -       0,26         190° C       -      13,33
    120° C       -       0,66         230° C       -      43,3
    140° C       -       1,6          262,5° C     -     101,0

По степени воздействия на организм человека капролактам относится к вредным веществам 3 класса опасности по ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

Предельно допустимая концентрация аэрозоля в воздухе рабочей зоны - 10 мг/куб. м.

При попадании на кожу может вызвать дерматит, при попадании в организм вызывает судороги, изменения внутренних органов и расстройство нервной системы.

При горении капролактама выделяется обильный дым, содержащий вредные вещества: оксид азота, аммиак, оксид углерода.

По физико - химическим показателям капролактам должен соответствовать требованиям ГОСТ 7850-86 (с Изменениями N 1, 2, 3 и экспортным дополнением ГОСТ ЭД-1 7850-86).

Приложение 3
Справочное

ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
1552.00.000

┌─────┬────────┬──────┬─────────┬──────┬─────────┬─────┬─────────┐
│Н, дм│  V, дм │ Н, дм│   V, дм │ Н, дм│  V, дм  │Н, дм│  V, дм  │
├─────┼────────┼──────┼─────────┼──────┼─────────┼─────┼─────────┤
│ 0,1 │    5,0 │  2,5 │  2476,3 │  4,9 │  6872,6 │ 7,3 │ 12319,0 │
│ 0,2 │   26,1 │  2,6 │  2630,9 │  5,0 │  7081,9 │ 7,4 │ 12562,2 │
│ 0,3 │   64,6 │  2,7 │  2788,4 │  5,1 │  7293,0 │ 7,5 │ 12806,6 │
│ 0,4 │  114,5 │  2,3 │  2948,8 │  5,2 │  7505,9 │ 7,6 │ 13052,0 │
│ 0,5 │  173,7 │  2,9 │  3111,9 │  5,3 │  7720,4 │ 7,7 │ 13298,5 │
│ 0,6 │  240,9 │  3,0 │  3277,8 │  5,4 │  7936,6 │ 7,8 │ 13546,0 │
│ 0,7 │  315,2 │  3,1 │  3446,3 │  5,5 │  8154,4 │ 7,9 │ 13794,5 │
│ 0,8 │  396,0 │  3,2 │  3617,4 │  5,6 │  8373,8 │ 8,0 │ 14043,9 │
│ 0,9 │  482,8 │  3,3 │  3791,1 │  5,7 │  8594,7 │ 8,1 │ 14294,4 │
│ 1,0 │  575,2 │  3,4 │  3967,2 │  5,8 │  8817,2 │ 8,2 │ 14545,7 │
│ 1,1 │  672,8 │  3,5 │  4145,7 │  5,9 │  9041,1 │ 8,3 │ 14798,0 │
│ 1,2 │  775,4 │  3,6 │  4326,6 │  6,0 │  9266,6 │ 8,4 │ 15051,2 │
│ 1,3 │  882,7 │  3,7 │  4509,8 │  6,1 │  9493,5 │ 8,5 │ 15305,2 │
│ 1,4 │  994,4 │  3,8 │  4695,2 │  6,2 │  9721,8 │ 8,6 │ 15560,1 │
│ 1,5 │ 1110,5 │  3,9 │  4882,9 │  6,3 │  9951,4 │ 8,7 │ 15815,8 │
│ 1,6 │ 1230,7 │  4,0 │  5072,8 │  6,4 │ 10182,5 │ 8,8 │ 16072,3 │
│ 1,7 │ 1354,9 │  4,1 │  5264,8 │  6,5 │ 10414,9 │ 8,9 │ 16329,6 │
│ 1,8 │ 1482,9 │  4,2 │  5458,9 │  6,6 │ 10648,6 │ 9,0 │ 16587,7 │
│ 1,9 │ 1614,6 │  4,3 │  5655,0 │  6,7 │ 10883,5 │ 9,1 │ 16846,5 │
│ 2,0 │ 1749,9 │  4,4 │  5853,1 │  6,8 │ 11119,8 │ 9,2 │ 17106,1 │
│ 2,1 │ 1888,7 │  4,5 │  6053,2 │  6,9 │ 11357,2 │ 9,3 │ 17366,3 │
│ 2,2 │ 2030,8 │  4,6 │  6255,3 │  7,0 │ 11595,9 │ 9,4 │ 17627,3 │
│ 2,3 │ 2176,1 │  4,7 │  6459,2 │  7,1 │ 11835,8 │ 9,5 │ 17888,9 │
│ 2,4 │ 2324,7 │  4,8 │  6665,0 │  7,2 │ 12076,8 │ 9,6 │ 18151,2 │
│ 9,7 │18414,1 │ 12,1 │ 24864,2 │ 14,5 │ 31415,8 │16,9 │ 37825,0 │
│ 9,8 │18677,6 │ 12,2 │ 25136,9 │ 14,6 │ 31687,4 │17,0 │ 38085,3 │
│ 9,9 │18941,7 │ 12,3 │ 25409,7 │ 14,7 │ 31958,8 │17,1 │ 38344,8 │
│10,0 │19206,3 │ 12,4 │ 25682,6 │ 14,8 │ 32229,8 │17,2 │ 38603,7 │
│10,1 │19471,6 │ 12,5 │ 25955,7 │ 14,9 │ 32500,6 │17,3 │ 38861,7 │
│10,2 │19737,3 │ 12,6 │ 26228,9 │ 15,0 │ 32771,0 │17,4 │ 39119,1 │
│10,3 │20003,6 │ 12,7 │ 26502,1 │ 15,1 │ 33041,1 │17,5 │ 39375,6 │
│10,4 │20270,4 │ 12,8 │ 26775,5 │ 15,2 │ 33310,9 │17,6 │ 39631,3 │
│10,5 │20537,7 │ 12,9 │ 27048,8 │ 15,3 │ 33580,2 │17,7 │ 39886,2 │
│10,6 │20805,4 │ 13,0 │ 27322,3 │ 15,4 │ 33849,2 │17,8 │ 40140,2 │
│10,7 │21073,5 │ 13,1 │ 27595,7 │ 15,5 │ 34117,8 │17,9 │ 40393,4 │
│10,8 │21342,1 │ 13,2 │ 27869,1 │ 15,6 │ 34386,0 │18,0 │ 40665,0 │
│10,9 │21611,1 │ 13,3 │ 28142,5 │ 15,7 │ 34653,7 │18,1 │ 40897,0 │
│11,0 │21880,5 │ 13,4 │ 28415,9 │ 15,8 │ 34921,0 │18,2 │ 41167,4 │
│11,1 │22150,3 │ 13,5 │ 28689,2 │ 15,9 │ 35187,7 │18,3 │ 41396,4 │
│11,2 │22420,4 │ 13,6 │ 28962,5 │ 16,0 │ 35454,0 │18,4 │ 41645,4 │
│11,3 │22690,8 │ 13,7 │ 29235,7 │ 16,1 │ 35719,8 │18,5 │ 41892,9 │
│11,4 │22961,6 │ 13,8 │ 29508,7 │ 16,2 │ 35985,0 │18,6 │ 42139,4 │
│11,5 │23232,6 │ 13,9 │ 29781,7 │ 16,3 │ 36249,7 │18,7 │ 42384,8 │
│11,6 │23504,0 │ 14,0 │ 30054,5 │ 16,4 │ 36513,8 │18,8 │ 42629,1 │
│11,7 │23775,5 │ 14,1 │ 30327,2 │ 16,5 │ 36777,3 │18,9 │ 42872,4 │
│11,8 │24047,4 │ 14,2 │ 30599,6 │ 16,6 │ 37040,2 │19,0 │ 43114,6 │
│11,9 │24319,5 │ 14,3 │ 30871,9 │ 16,7 │ 37302,5 │19,1 │ 43356,6 │
│12,0 │24591,7 │ 14,4 │ 31144,0 │ 16,8 │ 37564,1 │19,2 │ 43595,4 │
│19,3 │43834,1 │ 21,7 │ 49138,1 │ 24,1 │ 53302,7 │     │         │
│19,4 │44071,6 │ 21,8 │ 49338,2 │ 24,2 │ 53441,4 │     │         │
│19,5 │44307,8 │ 21,9 │ 49536,4 │ 24,3 │ 53576,7 │     │         │
│19,6 │44542,8 │ 22,0 │ 49732,5 │ 24,4 │ 53708,4 │     │         │
│19,7 │44776,5 │ 22,1 │ 49926,6 │ 24,5 │ 53836,4 │     │         │
│19,8 │45008,9 │ 22,2 │ 50118,6 │ 24,6 │ 53960,6 │     │         │
│19,9 │45239,9 │ 22,3 │ 50308,4 │ 24,7 │ 54080,8 │     │         │
│20,0 │45469,6 │ 22,4 │ 50496,1 │ 24,8 │ 54196,9 │     │         │
│20,1 │45697,9 │ 22,5 │ 50681,6 │ 24,9 │ 54308,7 │     │         │
│20,2 │45924,8 │ 22,6 │ 50864,8 │ 25,0 │ 54416,0 │     │         │
│20,3 │46150,2 │ 22,7 │ 51045,7 │ 25,1 │ 54518,6 │     │         │
│20,4 │46374,2 │ 22,8 │ 51224,2 │ 25,2 │ 54616,2 │     │         │
│20,5 │46596,7 │ 22,9 │ 51400,3 │ 25,3 │ 54708,6 │     │         │
│20,6 │46817,6 │ 23,0 │ 51673,9 │ 25,4 │ 54795,4 │     │         │
│20,7 │47037,0 │ 23,1 │ 51873,9 │ 25,5 │ 54878,2 │     │         │
│20,8 │47254,8 │ 23,2 │ 51913,6 │ 25,6 │ 54950,5 │     │         │
│20,9 │47471,0 │ 23,3 │ 52079,4 │ 25,7 │ 55017,1 │     │         │
│21,0 │47685,5 │ 23,4 │ 52242,6 │ 25,8 │ 55076,9 │     │         │
│21,1 │47898,3 │ 23,5 │ 52403,0 │ 25,9 │ 55126,8 │     │         │
│21,2 │48109,4 │ 23,6 │ 52560,5 │ 26,0 │ 55165,3 │     │         │
│21,3 │48318,8 │ 23,7 │ 52715,1 │ 26,1 │ 55186,3 │     │         │
│21,4 │48526,4 │ 23,8 │ 52866,7 │      │         │     │         │
│21,5 │48732,2 │ 23,9 │ 53015,2 │      │         │     │         │
│21,6 │48936,1 │ 24,0 │ 53160,6 │      │         │     │         │
└─────┴────────┴──────┴─────────┴──────┴─────────┴─────┴─────────┘

ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
1441.00.000

┌─────┬────────┬──────┬─────────┬──────┬─────────┬─────┬─────────┐
│Н, дм│  V, дм │ Н, дм│   V, дм │ Н, дм│   V, дм │Н, дм│  V, дм  │
├─────┼────────┼──────┼─────────┼──────┼─────────┼─────┼─────────┤
│ 0,1 │     5  │  3,1 │  3543   │  6,1 │   9937  │ 9,1 │  17918  │
│ 0,2 │    28  │  3,2 │  3713   │  6,2 │  10188  │ 9,2 │  18208  │
│ 0,3 │    69  │  3,3 │  3886   │  6,3 │  10441  │ 9,3 │  18500  │
│ 0,4 │   122  │  3,4 │  4061   │  6,4 │  10696  │ 9,4 │  18792  │
│ 0,5 │   186  │  3,5 │  4239   │  6,5 │  10952  │ 9,5 │  19085  │
│ 0,6 │   258  │  3,6 │  4436   │  6,6 │  11210  │ 9,6 │  19379  │
│ 0,7 │   338  │  3,7 │  4636   │  6,7 │  11469  │ 9,7 │  19674  │
│ 0,8 │   412  │  3,8 │  4838   │  6,8 │  11730  │ 9,8 │  19970  │
│ 0,9 │   493  │  3,9 │  5025   │  6,9 │  11973  │ 9,9 │  20276  │
│ 1,0 │   579  │  4,0 │  5215   │  7,0 │  12218  │10,0 │  20565  │
│ 1,1 │   671  │  4,1 │  5407   │  7,1 │  12464  │10,1 │  20863  │
│ 1,2 │   769  │  4,2 │  5602   │  7,2 │  12711  │10,2 │  21163  │
│ 1,3 │   871  │  4,3 │  5799   │  7,3 │  12960  │10,3 │  21463  │
│ 1,4 │   979  │  4,4 │  5998   │  7,4 │  13211  │10,4 │  21764  │
│ 1,5 │  1091  │  4,5 │  6200   │  7,5 │  13462  │10,5 │  22065  │
│ 1,6 │  1208  │  4,6 │  6403   │  7,6 │  13715  │10,6 │  22368  │
│ 1,7 │  1342  │  4,7 │  6609   │  7,7 │  13970  │10,7 │  22671  │
│ 1,8 │  1480  │  4,8 │  6834   │  7,8 │  14225  │10,8 │  22975  │
│ 1,9 │  1623  │  4,9 │  7061   │  7,9 │  14516  │10,9 │  23279  │
│ 2,0 │  1769  │  5,0 │  7291   │  8,0 │  14793  │11,0 │  23584  │
│ 2,1 │  1919  │  5,1 │  7522   │  8,1 │  15072  │11,1 │  23890  │
│ 2,2 │  2073  │  5,2 │  7755   │  8,2 │  15351  │11,2 │  24197  │
│ 2,3 │  2230  │  5,3 │  7990   │  8,3 │  15632  │11,3 │  24504  │
│ 2,4 │  2391  │  5,4 │  8227   │  8,4 │  15914  │11,4 │  24811  │
│ 2,5 │  2555  │  5,5 │  8466   │  8,5 │  16197  │11,5 │  25120  │
│ 2,6 │  2723  │  5,6 │  8707   │  8,6 │  16481  │11,6 │  25429  │
│ 2,7 │  2893  │  5,7 │  8949   │  8,7 │  16766  │11,7 │  25738  │
│ 2,8 │  3051  │  5,8 │  9194   │  8,8 │  17053  │11,8 │  26048  │
│ 2,9 │  3212  │  5,9 │  9440   │  8,9 │  17340  │11,9 │  26358  │
│ 3,0 │  3376  │  6,0 │  9688   │  9,0 │  17628  │12,0 │  26669  │
│12,1 │ 26981  │ 15,6 │ 38064   │ 19,1 │  49051  │22,6 │  59248  │
│12,2 │ 27293  │ 15,7 │ 38383   │ 19,2 │  49357  │22,7 │  59520  │
│12,3 │ 27605  │ 15,8 │ 38701   │ 19,3 │  49662  │22,8 │  59791  │
│12,4 │ 27918  │ 15,9 │ 39019   │ 19,4 │  49967  │22,9 │  60060  │
│12,5 │ 28231  │ 16,0 │ 39337   │ 19,5 │  50270  │23,0 │  60328  │
│12,6 │ 28545  │ 16,1 │ 39655   │ 19,6 │  50574  │23,1 │  60595  │
│12,7 │ 28859  │ 16,2 │ 39973   │ 19,7 │  50876  │23,2 │  60860  │
│12,8 │ 29173  │ 16,3 │ 40291   │ 19,8 │  51178  │23,3 │  61124  │
│12,9 │ 29488  │ 16,4 │ 40608   │ 19,9 │  51478  │23,4 │  61386  │
│13,0 │ 29803  │ 16,5 │ 40925   │ 20,0 │  51779  │23,5 │  61647  │
│13,1 │ 30118  │ 16,6 │ 41242   │ 20,1 │  52078  │23,6 │  61906  │
│13,2 │ 30434  │ 16,7 │ 41559   │ 20,2 │  52376  │23,7 │  62164  │
│13,3 │ 30750  │ 16,8 │ 41876   │ 20,3 │  52674  │23,8 │  62420  │
│13,4 │ 31066  │ 16,9 │ 42192   │ 20,4 │  52971  │23,9 │  62674  │
│13,5 │ 31383  │ 17,0 │ 42508   │ 20,5 │  53267  │24,0 │  62927  │
│13,6 │ 31700  │ 17,1 │ 42824   │ 20,6 │  53562  │24,1 │  63178  │
│13,7 │ 32017  │ 17,2 │ 43139   │ 20,7 │  53856  │24,2 │  63428  │
│13,8 │ 32334  │ 17,3 │ 43454   │ 20,8 │  54149  │24,3 │  63676  │
│13,9 │ 32651  │ 17,4 │ 43769   │ 20,9 │  54442  │24,4 │  63922  │
│14,0 │ 32969  │ 17,5 │ 44083   │ 21,0 │  54733  │24,5 │  64166  │
│14,1 │ 33287  │ 17,6 │ 44397   │ 21,1 │  55023  │24,6 │  64409  │
│14,2 │ 33605  │ 17,7 │ 44711   │ 21,2 │  55313  │24,7 │  64650  │
│14,3 │ 33923  │ 17,8 │ 45024   │ 21,3 │  55601  │24,8 │  64888  │
│14,4 │ 34231  │ 17,9 │ 45337   │ 21,4 │  55888  │24,9 │  65126  │
│14,5 │ 34560  │ 18,0 │ 45649   │ 21,5 │  56175  │25,0 │  65361  │
│14,6 │ 34878  │ 18,1 │ 45961   │ 21,6 │  56460  │25,1 │  65594  │
│14,7 │ 35197  │ 18,2 │ 46272   │ 21,7 │  56744  │25,2 │  65825  │
│14,8 │ 35515  │ 18,3 │ 46583   │ 21,8 │  57024  │25,3 │  66054  │
│14,9 │ 35834  │ 18,4 │ 46894   │ 21,9 │  57309  │25,4 │  66281  │
│15,0 │ 36152  │ 18,5 │ 47204   │ 22,0 │  57590  │25,5 │  66506  │
│15,1 │ 36471  │ 18,6 │ 47513   │ 22,1 │  57869  │25,6 │  66729  │
│15,2 │ 36790  │ 18,7 │ 47822   │ 22,2 │  58147  │25,7 │  66950  │
│15,3 │ 37108  │ 18,8 │ 48130   │ 22,3 │  58425  │25,8 │  67168  │
│15,4 │ 37427  │ 18,9 │ 48438   │ 22,4 │  58700  │25,9 │  67385  │
│15,5 │ 37746  │ 19,0 │ 48745   │ 22,5 │  58975  │26,0 │  67599  │
│26,1 │ 67810  │ 27,1 │ 69789   │ 28,1 │  71478  │29,1 │  72791  │
│26,2 │ 68020  │ 27,2 │ 69972   │ 28,2 │  71628  │29,2 │  72896  │
│26,3 │ 68227  │ 27,3 │ 70152   │ 28,3 │  71774  │29,3 │  72996  │
│26,4 │ 68431  │ 27,4 │ 70329   │ 28,4 │  71917  │29,4 │  73089  │
│26,5 │ 68633  │ 27,5 │ 70503   │ 28,5 │  71055  │29,5 │  73176  │
│26,6 │ 68832  │ 27,6 │ 70674   │ 28,6 │  72189  │29,6 │  73256  │
│26,7 │ 69029  │ 27,7 │ 70842   │ 28,7 │  72319  │29,7 │  73329  │
│26,8 │ 69223  │ 27,8 │ 71006   │ 28,8 │  72444  │29,8 │  73392  │
│26,9 │ 69415  │ 27,9 │ 71167   │ 28,9 │  72565  │29,9 │  73446  │
│27,0 │ 69603  │ 28,0 │ 31324   │ 29,0 │  72680  │30,0 │  73488  │
│     │        │      │         │      │         │30,1 │  73511  │
└─────┴────────┴──────┴─────────┴──────┴─────────┴─────┴─────────┘

ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
ЖАЦ-44

┌─────┬────────┬──────┬─────────┬──────┬─────────┬─────┬─────────┐
│Н, дм│  V, дм │ Н, дм│   V, дм │ Н, дм│   V, дм │Н, дм│  V, дм  │
├─────┼────────┼──────┼─────────┼──────┼─────────┼─────┼─────────┤
│ 0,15│    10  │  3,2 │   3091  │  6,2 │   2480  │ 9,2 │  14981  │
│ 0,3 │    29  │  3,3 │   3244  │  6,3 │   8682  │ 9,3 │  15209  │
│ 0,4 │    63  │  3,4 │   3399  │  6,4 │   8886  │ 9,4 │  15438  │
│ 0,5 │   108  │  3,5 │   3557  │  6,5 │   9091  │ 9,5 │  15667  │
│ 0,6 │   161  │  3,6 │   3716  │  6,6 │   9297  │ 9,6 │  15897  │
│ 0,7 │   222  │  3,7 │   3878  │  6,7 │   9505  │ 9,7 │  16127  │
│ 0,8 │   288  │  3,8 │   4041  │  6,8 │   9713  │ 9,8 │  16358  │
│ 0,9 │   361  │  3,9 │   4207  │  6,9 │   9923  │ 9,9 │  16589  │
│ 1,0 │   438  │  4,0 │   4375  │  7,0 │  10133  │10,0 │  16821  │
│ 1,1 │   521  │  4,1 │   4544  │  7,1 │  10344  │10,1 │  17053  │
│ 1,2 │   609  │  4,2 │   4715  │  7,2 │  10557  │10,2 │  17286  │
│ 1,3 │   701  │  4,3 │   4888  │  7,3 │  10770  │10,3 │  17518  │
│ 1,4 │   797  │  4,4 │   5063  │  7,4 │  10985  │10,4 │  17752  │
│ 1,5 │   897  │  4,5 │   5240  │  7,5 │  11200  │10,5 │  17985  │
│ 1,6 │  1001  │  4,6 │   5418  │  7,6 │  11416  │10,6 │  18219  │
│ 1,7 │  1109  │  4,7 │   5599  │  7,7 │  11633  │10,7 │  18453  │
│ 1,8 │  1220  │  4,8 │   5780  │  7,8 │  11851  │10,8 │  18687  │
│ 1,9 │  1334  │  4,9 │   5964  │  7,9 │  12070  │10,9 │  18922  │
│ 2,0 │  1452  │  5,0 │   6149  │  8,0 │  12290  │11,0 │  19157  │
│ 2,1 │  1574  │  5,1 │   6335  │  8,1 │  12510  │11,1 │  19392  │
│ 2,2 │  1698  │  5,2 │   6523  │  8,2 │  12731  │11,2 │  19628  │
│ 2,3 │  1825  │  5,3 │   6712  │  8,3 │  12953  │11,3 │  19863  │
│ 2,4 │  1955  │  5,4 │   6903  │  8,4 │  13176  │11,4 │  20099  │
│ 2,5 │  2088  │  5,5 │   7096  │  8,5 │  13399  │11,5 │  20335  │
│ 2,6 │  2224  │  5,6 │   7289  │  8,6 │  13623  │11,6 │  20571  │
│ 2,7 │  2362  │  5,7 │   7484  │  8,7 │  13848  │11,7 │  20807  │
│ 2,8 │  2503  │  5,8 │   7681  │  8,8 │  14073  │11,8 │  21043  │
│ 2,9 │  2647  │  5,9 │   7879  │  8,9 │  14299  │11,9 │  21279  │
│ 3,0 │  2792  │  6,0 │   8078  │  9,0 │  14526  │12,0 │  21516  │
│ 3,1 │  2941  │  6,1 │   8278  │  9,1 │  14753  │12,1 │  21752  │
│12,2 │ 21989  │ 15,3 │  29240  │ 18,4 │  35963  │21,5 │  41491  │
│12,3 │ 22225  │ 15,4 │  29468  │ 18,5 │  36165  │21,6 │  41639  │
│12,4 │ 22462  │ 15,5 │  29696  │ 18,6 │  36364  │21,7 │  41785  │
│12,5 │ 22698  │ 15,6 │  29923  │ 18,7 │  36564  │21,8 │  41928  │
│12,6 │ 22934  │ 15,7 │  30149  │ 18,8 │  36761  │21,9 │  42068  │
│12,7 │ 23171  │ 15,8 │  30375  │ 18,9 │  36957  │22,0 │  42206  │
│12,8 │ 23407  │ 15,9 │  30600  │ 19,0 │  37152  │22,1 │  42341  │
│12,9 │ 23643  │ 16,0 │  30825  │ 19,1 │  37345  │22,2 │  42473  │
│13,0 │ 23880  │ 16,1 │  31049  │ 19,2 │  37537  │22,3 │  42603  │
│13,1 │ 24115  │ 16,2 │  31272  │ 19,3 │  37728  │22,4 │  42729  │
│13,2 │ 24351  │ 16,3 │  31494  │ 19,4 │  37917  │22,5 │  42853  │
│13,3 │ 24587  │ 16,4 │  31716  │ 19,5 │  38105  │22,6 │  42974  │
│13,4 │ 24822  │ 16,5 │  31937  │ 19,6 │  38291  │22,7 │  43091  │
│13,5 │ 25058  │ 16,6 │  32157  │ 19,7 │  38476  │22,8 │  43205  │
│13,6 │ 25293  │ 16,7 │  32377  │ 19,8 │  38659  │22,9 │  43315  │
│13,7 │ 25528  │ 16,8 │  32595  │ 19,0 │  38840  │23,0 │  43422  │
│13,8 │ 25762  │ 16,9 │  32813  │ 20,0 │  39020  │23,1 │  43526  │
│13,9 │ 25997  │ 17,0 │  33030  │ 20,1 │  39198  │23,2 │  43625  │
│14,0 │ 26231  │ 17,1 │  33246  │ 20,2 │  39374  │23,3 │  43721  │
│14,1 │ 26465  │ 17,2 │  33461  │ 20,3 │  39549  │23,4 │  43812  │
│14,2 │ 26698  │ 17,3 │  33675  │ 20,4 │  39721  │23,5 │  43898  │
│14,3 │ 26931  │ 17,4 │  33888  │ 20,5 │  39892  │23,6 │  43980  │
│14,4 │ 27164  │ 17,5 │  34101  │ 20,6 │  40061  │23,7 │  44057  │
│14,5 │ 27396  │ 17,6 │  34312  │ 20,7 │  40229  │23,8 │  44128  │
│14,6 │ 27628  │ 17,7 │  34522  │ 20,8 │  40394  │23,9 │  44194  │
│14,7 │ 27860  │ 17,8 │  34731  │ 20,9 │  40557  │24,0 │  44253  │
│14,8 │ 28091  │ 17,9 │  34939  │ 21,0 │  40718  │24,1 │  44301  │
│14,9 │ 28322  │ 18,0 │  35147  │ 21,1 │  40877  │24,2 │  44335  │
│15,0 │ 28552  │ 18,1 │  35353  │ 21,2 │  41034  │24,32│  44357  │
│15,1 │ 28782  │ 18,2 │  35557  │ 21,3 │  41189  │     │         │
│15,2 │ 29011  │ 18,3 │  35761  │ 21,4 │  41341  │     │         │
└─────┴────────┴──────┴─────────┴──────┴─────────┴─────┴─────────┘

Приложение 4
Справочное

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦИСТЕРН
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА

┌─────────────────────────────┬──────────┬──────────┬────────────┐
│   Наименование параметров   │  Модель  │  Модель  │ Модель <*> │
│                             │ 15-1552  │ 15-1441  │  ЖАЦ-44    │
│                             │рис. 1, 2 │рис. 3, 4 │ рис. 5, 6, │
│                             │<**>      │<**>      │  7, 8, 9,  │
│                             │          │          │10, 11 <**> │
├─────────────────────────────┼──────────┼──────────┼────────────┤
│1. Грузоподъемность, т       │    50,0  │   70,5   │    42,0    │
│                             │          │          │            │
│2. Масса тары, т             │    26,0  │   28,5   │    26,7    │
│                             │          │          │            │
│3. Объем котла, куб. м       │    55,2  │   73,5   │    44,0    │
│                             │          │          │            │
│4. Расчетная нагрузка от ко- │   186,3  │  248,8   │   168,6    │
│лесной пары на рельсы, кН (т)│   (19,0) │ (24,75)  │  (17,91)   │
│                             │          │          │            │
│5. Рабочее давление в котле  │    0,2   │   0,2    │    0,2     │
│при разгрузке не более,      │   (2,0)  │  (2,0)   │   (2,0)    │
│   МПа (кгс/кв. см)          │          │          │            │
│                             │          │          │            │
│6. Рабочее давление в системе│    0,06  │   0,45   │    0,45    │
│обогрева, МПа                │          │          │            │
│                             │          │          │            │
│7. Материал котла цистерны   │  0Х22Н6Т │  0Х22Н6Т │ 12Х18Н10Т  │
│                             │ 12Х18Н10Т│          │            │
│                             │          │          │            │
│8. Длина вагона по осям сцеп-│   12020  │   12020  │   12020    │
│ления автосцепок, мм         │          │          │            │
│                             │          │          │            │
│9. Система обогрева котла    │ наружная │2 самосто-│наружний и  │
│цистерны                     │ рубашка  │ятельно   │внутренний  │
│                             │          │работающие│змеевики    │
│                             │          │секции    │            │
│                             │          │змеевиков │            │
└─────────────────────────────┴──────────┴──────────┴────────────┘

--------------------------------

<*> Цистерна ЖАЦ-44 выполняется по проектам 1576.00.000 и СБ ООА-1, конструктивными отличиями которых является количество люков: три - по проекту СБ ООА-1 и два - по проекту 1576.00.000.

Для перевозки капролактама цистерна ЖАЦ-44 должна быть реконструирована (рис. 5, 6, 8, 9).

<**> Рисунки не приводятся.

Цистерны изготавливаются в исполнении "V", категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69.

Способ загрузки (разгрузки) продукта - закрытый верхний без доступа кислорода.