ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 1996 г. N 733-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту представляются в Комитет Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности до 15 ноября 1996 года.
3. Комитету Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике и Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и представить его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 1996 г. N 1530п-П6
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Основанием для разработки законопроекта является статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Необходимость разработки проекта Закона обусловлена также поручениями, содержащимися в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 29 июня 1995 г. N 639 "О комплексном плане действия Правительства Российской Федерации по реализации в 1995 году Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" и Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах".
В настоящее время лицензирование отдельных видов деятельности устанавливается правовыми актами различной юридической силы (законами, указами, постановлениями). В этой сфере действует около 150 нормативных актов, принятых только на уровне Российской Федерации. При этом в действующем законодательстве отсутствуют определение лицензирования и общие правовые нормы, регламентирующие этот процесс. Это приводит к недопустимому расширению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, чрезмерному ужесточению требований к лицензиату, завышению лицензионных сборов, что отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса и экономических реформ в целом.
Частично эти проблемы решены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418, которым определен круг лицензируемых видов деятельности и установлен единый порядок лицензирования. Однако указанное Постановление не распространяется на те виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с законами и указами.
Цель законопроекта - обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, установить общие правовые и организационные основы ведения лицензионной деятельности, обеспечив тем самым государственный контроль за деятельностью в области лицензирования в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Законопроект состоит из 4 глав и 22 статьей.
Глава I "Общие положения" включает 7 статей: статья 1 определяет цели и сферу применения закона; статья 2 устанавливает основные понятия, используемые в законе; в статье 3 приводятся основные принципы лицензирования; статьями 4, 5, 6 и 7 устанавливаются полномочия в области лицензирования, соответственно, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Глава II "Система лицензирования" включает 12 статей: статья 8 устанавливает реквизиты лицензии; статья 9 определяет срок действия лицензии; в статье 10 сформулированы обязательные лицензионные требования и условия; статьи 11 и 12 устанавливают, соответственно, порядок выдачи и переоформления лицензии; статья 13 предполагает осуществление контроля за лицензиатом; статья 14 определяет условия приостановления действия и аннулирования лицензии; статья 15 устанавливает ведение реестра лицензий; статья 16 определяет максимальный размер лицензионного сбора, а статья 17 - порядок финансирования лицензионной деятельности; статьи 18 и 19 предполагают ответственность должностных лиц лицензионных органов и лицензиатов, виновных в нарушениях законодательства о лицензировании.
Глава III "Виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия" включает статью 20, устанавливающую перечень таких видов деятельности.
Глава IV "Заключительные положения" включает статью 21, устанавливающую порядок введения лицензирования иных видов деятельности, и статью 22 - вступление в силу закона.
Важнейшие положения законопроекта:
впервые дается определение основных понятий, связанных с лицензированием;
предусматривается разграничение полномочий в области лицензирования Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом все основные регулирующие функции (определение лицензионных органов, утверждение порядка ведения лицензионной деятельности и др.) возлагаются на Правительство Российской Федерации, а непосредственное осуществление лицензионной деятельности - на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
устанавливаются основные правила оформления и выдачи лицензий;
предусматривается осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, ответственность должностных лиц лицензионных органов за нарушение законодательства о лицензировании и ответственность юридических лиц и граждан при осуществлении лицензируемых видов деятельности;
устанавливается единый подход к системе лицензионных сборов, путем ограничения их верхнего предела 100-кратным установленным законом минимальным размером оплаты труда. Сборы должны зачисляться в бюджет, за счет которого содержится лицензионный орган. При этом конкретные размеры сборов по видам деятельности устанавливаются либо Правительством Российской Федерации, либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что соответствует многочисленным просьбам регионов;
устанавливается перечень видов деятельности, осуществление которых требует получения лицензий. Перечень вбирает в себя виды деятельности, лицензирование которых уже предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации при определенном их сокращении.
В связи с этим принятие Закона потребует внесения изменений в действующее законодательство и в частности в Федеральные законы: от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 17.11.95 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", от 10.01.96 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", в Указ Президента Российской Федерации от 29.10.92 N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", а также в постановления Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что финансирование лицензионной деятельности производится в пределах средств, выделяемых на содержание осуществляющих лицензирование государственных органов из бюджетов соответствующих уровней, и что суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты, реализация законопроекта не потребует дополнительных материальных и финансовых затрат от государства.
Законопроект подготовлен межведомственной рабочей группой с участием специалистов Минэкономики России, Минфина России, Минюста России, ГКАП России, РЦЭР при Правительстве Российской Федерации. В работе над проектом закона принимали участие депутаты Государственной Думы. При разработке законопроекта рассмотрены предложения, поступившие от 50 федеральных органов исполнительной власти и 70 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предпринимательских структур.
Законопроект имеет принципиальное значение для дальнейшего хода реформ, затрагивает интересы большого количества граждан, предприятий и государства. Принятие закона позволит упорядочить и укрепить нормативно - правовую базу лицензирования, создать необходимые гарантии соблюдения законности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования, повысить ответственность органов государственной власти при реализации своих полномочий, укрепить безопасность граждан.
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением отдельных видов деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и направлен на обеспечение единой государственной политики в области лицензирования и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с деятельностью кредитных организаций, внешнеторговой деятельностью, таможенной деятельностью, пользованием природных ресурсов, объектами животного и растительного мира, а также отношения, связанные с использованием изобретений, достижений науки, произведений литературы и искусства и иных охраняемых федеральными законами результатов интеллектуальной деятельности.
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
лицензия (специальное разрешение) - документ, предоставляющий право его владельцу на осуществление определенного вида деятельности в течение установленного в нем срока при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий;
лицензирование (лицензионная деятельность) - комплекс мероприятий, связанных с выдачей лицензий и контролем за выполнением лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензионный орган - орган, осуществляющий лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
специально уполномоченный орган - государственный орган, в установленном порядке образованный (наделенный полномочиями) для выполнения определенных функций, связанных с лицензированием;
лицензируемые виды деятельности - виды деятельности, перечисленные в статье 20 настоящего Федерального закона, на осуществление которых в Российской Федерации требуется получение лицензии в связи с тем, что иные методы регулирования не обеспечивают в необходимой мере безопасности общества, соблюдения конституционных прав и свобод граждан;
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее(ий) лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее(ий) намерение осуществлять деятельность, для выполнения которой требуется получение лицензии, и заявившее(ий) об этом в лицензионный орган;
лицензионный сбор - фиксированный размер платы за выдачу лицензии;
реестр лицензий - документ, содержащий совокупность сведений о выданных, приостановленных, возобновленных и аннулированных лицензиях и дубликатах лицензий.
Статья 3. Основные принципы лицензирования отдельных видов деятельности
Основными принципами лицензирования отдельных видов деятельности являются:
защита конституционных прав, свобод, законных интересов и здоровья граждан, нравственности, обеспечение безопасности государства;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования;
сочетание интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и лицензиатов;
равенство условий и возможностей для юридических лиц индивидуальных предпринимателей при получении лицензии;
единство перечня лицензируемых видов деятельности и порядка лицензирования на всей территории Российской Федерации;
гласность и открытость процесса осуществления лицензирования.
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
определяет федеральные органы исполнительной власти и специально уполномоченные органы, осуществляющие в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20 настоящего Федерального закона лицензирование видов деятельность и разрабатывающие положения о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
утверждает порядок ведения лицензионной деятельности на территория Российской Федерации;
утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Статья 5. Полномочия осуществляющих лицензирование федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов
Федеральные органы исполнительной власти и специально уполномоченные органы:
осуществляют лицензирование видов деятельности, определенных для них Правительством Российской Федерации в рамках перечня, установленного настоящим Федеральным законом, в соответствии с порядком ведения лицензионной деятельности на территории Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретного вида деятельности;
разрабатывают лицензионные требования и условия, положения о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых они осуществляют;
разрабатывают совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензионные требования и условия, положения о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом требований и условий осуществления лицензионной деятельности;
приостанавливают действие или аннулируют лицензии по видам деятельности, лицензирование которых они осуществляют;
ведут реестры лицензий;
представляют предложения в Правительство Российской Федерации о составе работ и услуг по конкретным видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Статья 6. Полномочия осуществляющих лицензирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченных органов
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные органы:
осуществляют лицензирование видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации в рамках перечня, установленного настоящим Федеральным законом, и в соответствии с порядком ведения лицензионной деятельности на территории Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретного вида деятельности;
участвуют в разработке лицензионных требований, и условий, и положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых находится в их компетенции;
осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами требований и условий осуществления лицензионной деятельности;
приостанавливают действие или аннулируют лицензии по видам деятельности, лицензирование которых они осуществляют;
ведут реестры лицензий;
представляют предложения в Правительство Российской Федерации о составе работ и услуг по конкретным видам деятельности, лицензирование которых находится в их компетенции.
Конкретный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или специально уполномоченный орган, осуществляющий предусмотренные настоящей статьей полномочия, определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления могут наделяться соответствующим Федеральным законом полномочиями по лицензированию отдельных видов деятельности с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Глава II. СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Статья 8. Лицензия
Лицензия должна содержать следующие реквизиты:
регистрационный номер лицензии;
дату выдачи лицензии;
наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию;
вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия (при необходимости - работ и услуг);
наименование и юридический адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
срок начала и окончания действия лицензии;
территория действия лицензии;
условия осуществления указанного в лицензии вида деятельности (при необходимости).
Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, установленный статьей 20 настоящего Федерального закона.
Передача лицензии другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрещается.
Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагаются на лицензионные органы.
Лицензия подписывается руководителем (заместителем руководителя) лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.
Лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами Российской Федерации, действительны на всей территории Российской Федерации.
Лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, действительны на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полномочные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут заключать между собой соглашения о распространении действия выдаваемых лицензий на территориях договаривающихся субъектов Российской Федерации с обязательной регистрацией лицензий субъектом Российской Федерации, на территорию которого распространяется действие соответствующих лицензий. Сведения о регистрации указываются в лицензии.
В случае утраты лицензии лицензиат обязан незамедлительно сообщить об этом лицензионному органу и подать заявление о выдаче дубликата лицензии.
Статья 9. Срок действия лицензии
Срок действия лицензии устанавливается в положениях о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее трех лет.
На срок до трех лет лицензия выдается только по заявлению соискателя лицензии.
Действие лицензии может быть продлено по заявлению лицензиата на новый срок, если иное не предусмотрено положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В продлении лицензии может быть отказано, в случае если за время действия лицензии были зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Статья 10. Лицензионные требования и условия
Перечень лицензионных требований и условий по каждому виду деятельности, предусмотренному статьей 20 настоящего Федерального закона, определяется положением о лицензировании данного вида деятельности.
Обязательными требованиями и условиями лицензирования при осуществлении любых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарных, гигиенических, противопожарных норм и правил, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
По видам деятельности, требующим специальных знаний, в лицензионные условия могут включаться квалификационные требования к соискателю или владельцу лицензии - гражданину или составу сотрудников юридического лица.
По видам деятельности, требующим специальных условий их осуществления, в лицензионные условия могут включаться требования о соответствии им объекта, на котором осуществляется данный вид деятельности.
Статья 11. Порядок выдачи лицензии
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензионный орган:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридических лиц - наименования и организационно - правовой формы, его юридического адреса, наименования банка и номера расчетного счета в банке;
для индивидуальных предпринимателей - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
вида деятельности, на осуществление которого он претендует, и срока ее осуществления;
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии не заверены нотариусом);
в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
г) справку о постановке на учет в налоговом органе;
д) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных в положении о лицензировании конкретного вида деятельности, запрещается.
Все документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой передается заявителю с отметкой о приеме документов лицензионным органом.
Лицензионный орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок не более 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Конкретные сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии устанавливаются в положениях о лицензировании соответствующего вида деятельности.
По согласованию с соискателем лицензии может проводиться независимая экспертиза. В этом случае срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен руководителем лицензионного органа, но не более чем на 30 дней.
Проведение независимой экспертизы осуществляется за счет соискателя лицензии (оплачивается соискателем лицензии).
Лицензионный орган уведомляет соискателя лицензии о принятом решении о выдаче лицензии в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
обоснованное отрицательное заключение лицензионного органа или независимой экспертизы, установившее несоответствие требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности и условиям безопасности.
Лицензия выдается после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.
Соискатели лицензий имеют право после получения уведомления об отказе в выдаче лицензии обжаловать решения лицензионных органов в установленном порядке.
Статья 12. Переоформление лицензии
В случае преобразования юридического лица, изменения его юридического адреса или наименования, изменения данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, лицензиат или его правопреемник, обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих данные сведения.
При переоформлении лицензии лицензионным органом вносятся соответствующие изменения в реестр лицензий, выдается новая лицензия. Переоформление лицензии осуществляется в течение 15 дней со дня подачи соответствующего заявления.
Статья 13. Осуществление контроля
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензионным органом и государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции.
Лицензионные органы в пределах своей компетенции имеют право:
проводить проверки деятельности лицензиата, выполнения лицензионных требований и условий, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих подлежащую лицензированию деятельность;
запрашивать и получать от лицензиатов необходимые объяснения, справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
составлять по результатам проверки акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений и сроков их исправления;
выносить предупреждения лицензиату об устранении выявленных нарушений в форме предписаний.
Государственные надзорные и контрольные органы при выявлении нарушений лицензионных требований и условий сообщают лицензионным органам, выдавшим лицензию, о выявленных нарушениях и наложенных в установленном порядке санкциях.
Лицензиат обязан по истечении установленного предписанием срока представить в лицензионный орган и орган, выявивший нарушения, сведения об устранении нарушений.
Порядок контроля устанавливается в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности с учетом их специфики.
Лицензиат обязан представлять необходимую информацию и документы, а также обеспечивать условия для проведения проверки в соответствии с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Статья 14. Приостановление действия и аннулирование лицензии
Лицензионные органы могут приостанавливать действие лицензии в случаях:
представления владельцем лицензии соответствующего заявления;
нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;
невыполнения лицензиатом предписаний лицензионных органов или приостановления надзорными или контрольными органами деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Лицензионные органы могут аннулировать лицензию в случаях:
обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу;
повторного нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной с момента ликвидации юридического лица, его реорганизации (за исключением случаев, предусмотренных статьей 12) или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о чем заносятся в реестр лицензий.
Решение о приостановлении или аннулировании лицензии доводится до лицензиата и органа государственной налоговой службы в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее трех дней со дня принятия решения.
Решение о приостановлении или аннулировании лицензии может быть обжаловано в установленном порядке.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензионный орган, выдавший лицензию, может принять решение о возобновлении ее действия.
Статья 15. Ведение реестра лицензий
Лицензионные органы ведут реестр лицензий, в который должно быть включено следующее:
сведения о лицензиате;
наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию;
вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия;
дата выдачи и номер лицензии;
срок начала и окончания действия лицензии;
лицензионные требования и условия (в случае необходимости);
данные о регистрации, приостановлении и возобновлении лицензии (основание и дата регистрации, приостановления и возобновления лицензии);
данные об аннулировании лицензии (основание и дата аннулирования лицензии);
иные сведения, определенные положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В случае заключения между субъектами Российской Федерации соглашения о распространении действия выданных лицензий на территории участников соглашения, лицензионный орган, выдавший лицензию, передает сведения, внесенные им в реестр, лицензионным органам субъектов Российской Федерации - участникам соглашения. Лицензионные органы участников соглашения обязаны внести полученные сведения в соответствующие реестры в порядке и сроки, определенные соглашением.
Статья 16. Лицензионный сбор
За выдачу лицензии на осуществление установленных настоящим Федеральным законом видов деятельности взимается лицензионный сбор.
Максимальный размер лицензионного сбора не должен превышать 100-кратного установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Конкретные размеры лицензионного сбора устанавливаются:
Правительством Российской Федерации - для видов деятельности, лицензируемых федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами;
органами государственной власти субъектов Российской Федерации - для видов деятельности, лицензируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными органами.
Размер платы за рассмотрение заявления, переоформление, продление, выдачу дубликата лицензии определяется порядком ведения лицензионной деятельности на территории Российской Федерации.
Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Статья 17. Порядок финансирования лицензионной деятельности
Финансирование лицензионной деятельности производится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензионных органов из бюджетов соответствующего уровня.
Статья 18. Ответственность должностных лиц лицензионных органов
Руководители и должностные лица лицензионных органов, виновные в нарушении законодательства о лицензировании, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении лицензируемых видов деятельности
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие подлежащую лицензированию деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава III. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ
ТРЕБУЕТСЯ ЛИЦЕНЗИЯ
Статья 20. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия
I. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти и специально уполномоченные органы:
1. Деятельность на рынке ценных бумаг.
2. Производство бланков ценных бумаг, а также ввоз на территорию Российской Федерации бланков ценных бумаг и полуфабрикатов для их изготовления.
3. Биржевая деятельность.
4. Финансовая аренда (лизинг).
5. Деятельность негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.
6. Телерадиовещание.
7. Деятельность, связанная с предоставлением услуг связи.
8. Деятельность, связанная с созданием, реализацией и эксплуатацией шифровальных средств.
9. Предоставление услуг в области шифрования информации.
10. Деятельность по формированию федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договора, связанная с использованием систем и комплексов телекоммуникаций.
11. Оказание услуг по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах и помещениях государственных структур.
12. Деятельность, связанная с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну.
13. Деятельность, связанная с созданием средств защиты информации.
14. Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи лицами, не уполномоченными на оперативно - розыскную деятельность, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
15. Изготовление, ремонт, продажа, прокат средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.
16. Деятельность в области обязательной сертификации.
17. Производство, продажа и приобретение оружия (за исключением производства, продажи, приобретения оружия государственными военизированными организациями).
18. Разработка и производство вооружения, военной техники, специальных средств самообороны, боеприпасов и их утилизация.
19. Испытание, изготовление, хранение, подготовка к запуску и запуск космических объектов, а также управление космическими полетами.
20. Проектирование, строительство и эксплуатация взрывопожароопасных, химически опасных и вредных производств, горных производств и объектов, магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, подъемных сооружений, а также котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением.
21. Изготовление, монтаж и ремонт химического, бурового, нефтегазопромыслового, геолого - разведочного, горношахтного оборудования, взрывозащищенного электротехнического оборудования, аппаратуры и систем контроля, противоаварийной защиты и сигнализации, подъемных сооружений, котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды.
22. Разработка, производство, испытание, хранение, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, а также оборудования и приборов взрывного дела.
23. Производство подводных работ специального назначения.
24. Деятельность, связанная с радиоактивными материалами.
25. Деятельность по управлению предприятиями ядерного комплекса.
26. Деятельность в области использования атомной энергии.
27. Изготовление специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.
28. Предоставление услуг по транспортировке и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней.
29. Производство драгоценных металлов, изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, их оптовая реализация.
30. Обработка драгоценных камней, их рекуперация и оптовая реализация.
31. Заготовка, первичная обработка и переработка в конечную продукцию вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы.
32. Геодезическая и картографическая деятельность.
33. Геолого - съемочные работы, составление и издание карт геологического содержания.
34. Деятельность в области племенного животноводства.
II. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляют Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соответствующие специально уполномоченные органы:
1. Страховая деятельность.
2. Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных.
3. Производство, передача и распределение тепловой энергии и электрической энергии.
4. Монтаж, наладка и ремонт энергообъектов, электроэнергетического, теплоэнергетического оборудования и энергоустановок потребителей.
5. Хранение нефти и продуктов ее переработки.
6. Выполнение проектных, строительно - монтажных работ и инженерных изысканий для строительства.
7. Производство строительных конструкций и деталей.
8. Частная детективная и охранная деятельность.
9. Аудиторская деятельность.
10. Деятельность по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции.
11. Деятельность по закупке, поставке, переработки, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд.
12. Производство хлебобулочных и макаронных изделий.
13. Образовательная деятельность в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного образования, профессиональной подготовки.
14. Деятельность, связанная с реставрацией и ремонтом памятников истории и культуры.
15. Платные юридические услуги.
16. Медицинская деятельность.
17. Фармацевтическая деятельность.
18. Производство протезно - ортопедических изделий и оказание протезно-ортопедической помощи.
19. Производство, хранение и оптовая реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
20. Производство, реализация и техническое обслуживание медицинской техники.
21. Оказание физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями.
22. Работы с возбудителями инфекционных заболеваний человека.
23. Перевозочная деятельность и деятельность, связанная с осуществлением транспортного процесса на морском, внутреннем водном и воздушном транспорте, в том числе перевозка опасных грузов.
24. Коммерческие пассажирские перевозки автомобильным транспортом.
25. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом.
26. Промышленное рыболовство и рыбоводство в естественных водоемах и водохранилищах.
27. Изготовление, установка и эксплуатация технических средств организации дорожного движения.
28. Погрузочно - разгрузочная деятельность, осуществляемая негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями на федеральном железнодорожном транспорте.
29. Деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, связанная с техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией подвижного состава и других технических средств, используемых на федеральном железнодорожном транспорте.
30. Международная туристическая деятельность.
31. Гидрометеорологические, океанографические, гелиогеофизические работы и работы в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды.
32. Производство маркшейдерских работ при пользовании недрами.
33. Работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.
34. Геофизические работы по изучению земных недр.
35. Бурение скважин на воду и геолого - разведочных скважин на твердые полезные ископаемые.
36. Утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение отходов производства и потребления.
37. Деятельность, связанная с работами (услугами) природоохранного назначения.
38. Риэлтерская деятельность.
39. Скупка у населения ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.
40. Реализация предметов антиквариата.
41. Описание, консервация, реставрация архивных документов.
42. Организация и проведение лотерей.
43. Реализация и ремонт контрольно - кассовых машин.
44. Деятельность в области пожарной безопасности.
45. Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей.
46. Деятельность по социальному обслуживанию населения.
III. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные органы:
1. Деятельность по приему на хранение движимого имущества, предназначенного для личного потребления граждан, и по выдаче кредита под залог движимого имущества граждан.
2. Деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения.
3. Эксплуатация автозаправочных станций, в том числе передвижных.
4. Ветеринарная деятельность.
5. Производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств.
6. Проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.
7. Сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу Российской Федерации).
8. Розничная торговля транспортными средствами и номерными агрегатами.
9. Техническое обслуживание инженерных систем городов и населенных пунктов.
10. Публичный показ кино- и видеопродукции.
11. Розничная торговля видеопродукцией на любых носителях видеоизображения.
12. Деятельность по оказанию услуг по погребению.
13. Организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.
14. Оказание платных услуг в содействии занятости граждан негосударственными организациями.
IV. Состав работ и услуг по видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, утверждает Правительство Российской Федерации.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Введение лицензирования иных видов деятельности
Проекты законодательных актов, регулирующих отношения, не связанные в целом с вопросами лицензирования, не должны содержать положения (нормы), касающиеся лицензирования. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в перечень, установленный настоящим Федеральным законом.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Федерального закона все нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Виды деятельности, не включенные в статью 20 настоящего Федерального закона, на осуществление которых ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации требовалась лицензия, осуществляются с момента вступления в силу настоящего Федерального закона без лицензии.
Лицензии, выданные в установленном порядке на осуществление отдельных видов деятельности, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, действительны до истечения установленных в них сроков.
Президент
Российской Федерации
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области