ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 1998 г. N 3379-II ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об экспортном контроле", внесенный Правительством Российской Федерации.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по экономической политике до 20 января 1999 года.

3. Комитету Государственной Думы по экономической политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 июля 1998 г. N 3695п-П7

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания проект Федерального закона "Об экспортном контроле".

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в указанной области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

внешнеэкономическая деятельность - любая не запрещенная законодательством Российской Федерации деятельность в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);

система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности с вооружением и военной техникой, отдельными видами сырья, материалами, оборудованием, технологиями и научно - технической информацией, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, иных наиболее опасных видов оружия, вооружений и военной техники, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка;

внутрифирменная система экспортного контроля - комплекс мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемых предприятиями и организациями с целью соблюдения правил экспортного контроля;

оружие массового уничтожения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

ракетные средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового уничтожения;

иные наиболее опасные виды оружия - нетрадиционные (не относящиеся к обычным) виды оружия, такие как радиологическое, радиоволновое, геофизическое оружие, аэрозольные взрывчатые смеси;

российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации в пределах прав, предоставленных законодательством Российской Федерации;

иностранные участники внешнеэкономической деятельности (иностранные лица) - юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица - иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность, предметом которой являются товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, иных наиболее опасных видов оружия, а также вооружений и военной техники для осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Осуществление экспортного контроля в отношении вооружений, военной техники, работ и услуг военного назначения, не попадающих под действие международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, осуществляется на основании актов законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об экспортном контроле

Законодательство об экспортном контроле основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Статья 4. Цели экспортного контроля

Основными целями экспортного контроля являются:

защита государственных интересов Российской Федерации;

реализация требований международных договоров в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, иных наиболее опасных видов оружия, а также по контролю за экспортом продукции военного и двойного назначения;

создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономическую систему.

Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля

1. Российская Федерация проводит единую государственную политику в области экспортного контроля, которая является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов.

2. Государственная политика в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:

добросовестного выполнения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия;

законности, гласности и доступности информации по вопросам экспортного контроля;

приоритета интересов безопасности государства над соображениями экономической выгоды;

недопустимости поддержки международного терроризма;

свободы внешнеэкономической деятельности, что означает необходимость получения лицензии или иного разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности только в случаях, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

осуществления экспортного контроля лишь в той степени и объеме, которые необходимы для достижения его целей;

единства таможенной территории Российской Федерации;

гармонизации процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;

координации усилий и взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля с целью укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения угрозы распространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

Статья 6. Списки товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю

Номенклатура товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю (далее - контролируемые товары и технологии) определяется списками, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.

Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля

Экспортный контроль в Российской Федерации реализуется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности с контролируемыми товарами и технологиями, основу которых составляют:

разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного одобрения;

таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или предпринявших попытку совершить такие действия.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля

1. Президент Российской Федерации:

определяет основные направления и осуществляет общее руководство государственной политикой в области экспортного контроля;

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля;

утверждает списки контролируемых товаров и технологий;

принимает решения о введении эмбарго, прекращении и возобновлении экспорта в зарубежные страны отдельных категорий контролируемых товаров и технологий.

2. Правительство Российской Федерации:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области экспортного контроля, в том числе стратегической линии Российской Федерации в отношении международных режимов экспортного контроля;

определяет порядок осуществления внешнеэкономической деятельности с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль;

принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля;

осуществляет на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации иные полномочия в области экспортного контроля.

Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю Российской Федерации

В целях обеспечения проведения единой государственной политики в области экспортного контроля, реализации стратегической линии Российской Федерации в отношении международных режимов экспортного контроля, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно - методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации образуется специальный межведомственный координационный орган по экспортному контролю Российской Федерации.

Положение о межведомственном координационном органе по экспортному контролю Российской Федерации и его персональный состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение настоящего Федерального закона, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля в соответствии с полномочиями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля

1. Реализация задач единой государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля в Российской Федерации возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля.

Вносимые на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие вопросы экспортного контроля, подлежат согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по экспортному контролю.

2. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти организует проведение разъяснительной работы среди российских участников внешнеторговой деятельности Российской Федерации в отношении целей, принципов, процедур и правил экспортного контроля.

Статья 12. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам экспортного контроля

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам экспортного контроля, обязательные для исполнения российскими участниками внешнеэкономической деятельности, государственными организациями, учреждениями и их должностными лицами, а также гражданами.

Указанные нормативные акты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Право доступа к информации

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, имеют право на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документов и информации, необходимых для целей экспортного контроля.

Статья 14. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности в отношении предоставления информации для целей экспортного контроля

Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимые для выполнения этими органами задач и функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области экспортного контроля.

Российские участники внешнеэкономической деятельности несут ответственность за достоверность сведений, представляемых федеральным органам исполнительной власти для целей экспортного контроля.

Статья 15. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в отношении предоставленной информации

Информация, предоставленная федеральным органам исполнительной власти участниками внешнеэкономической деятельности, государственными организациями, учреждениями и их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по экспортному контролю, может использоваться исключительно в целях экспортного контроля.

Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация не должна разглашаться, использоваться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в личных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Внутрифирменные системы экспортного контроля на предприятиях и в организациях

В целях обеспечения выполнения установленных настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности, предотвращения правонарушений в указанной сфере федеральные органы исполнительной власти содействуют созданию предприятиями и организациями внутрифирменных систем экспортного контроля и оказывают им необходимую информационно - методическую поддержку.

Глава III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ ТОВАРАМИ И ТЕХНОЛОГИЯМИ

Статья 17. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями

Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменных обязательств иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования в отношении условий, на которых должны совершаться внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями.

Статья 18. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями

Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, осуществляются по лицензиям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации.

Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без их передачи иностранному лицу, в частности для демонстрации на выставках или с целью использования для собственных нужд, может осуществляться без лицензий при условии, что эти товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз, и будут возвращены в Российскую Федерацию в установленные сроки.

Порядок и условия, на которых может быть осуществлен безлицензионный вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Экспертиза внешнеэкономических сделок

Внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями подлежат межведомственной экспертизе с целью определения соответствия этих сделок международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам страны и требованиям экологической безопасности.

Результаты межведомственной экспертизы являются основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или иного разрешения.

Порядок и условия проведения межведомственной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Учет внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями

Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями.

Документация, относящаяся к внешнеэкономическим сделкам, должна храниться в течение трех лет, если более длительный срок ее хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Порядок и форма учета внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями определяются специальным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Статья 21. Всеобъемлющий контроль

1. Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны воздержаться от заключения внешнеэкономических сделок с любыми товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в случае, если им известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности предназначены для разработки, производства, испытания, эксплуатации, обслуживания, хранения, обнаружения или идентификации оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки или иных наиболее опасных видов оружия, и информировать о таких сделках специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по экспортному контролю.

2. Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, не подпадающими под действие списков, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в тех случаях, когда:

они были информированы о том, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

они предполагают или имеют основания предполагать, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в вышеуказанных целях.

Статья 22. Получение лицензии или иного разрешения

1. Лицензия или иное разрешение, требующиеся для осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии со статьями 6 и 21 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль, выдаются по заявке российского лица.

2. Порядок и условия выдачи лицензии или иного разрешения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Обязанности российских участников внешнеэкономической деятельности

1. Установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности позициям списков, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий или иных разрешений на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий либо их передачу иностранному лицу на территории Российской Федерации, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

2. Лицензия или иное разрешение не должны использоваться для совершения внешнеэкономической сделки, если российский участник внешнеэкономической деятельности располагает информацией о том, что товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся предметом сделки, будут использованы в незаявленных целях либо будут реэкспортированы из страны назначения и такой реэкспорт не был предусмотрен условиями сделки или не получил одобрения специально уполномоченного федерального органа по экспортному контролю в случае, когда такое одобрение необходимо.

Глава IV. ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ
ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Статья 24. Получение информации о причинах принятого решения, действия или бездействия

Российский участник внешнеэкономической деятельности, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти принято решение, относящееся к вопросам экспортного контроля, а также участник внешнеэкономической деятельности, в отношении которого решение не принято в течение установленного законом срока, вправе в двухмесячный срок со дня принятия решения либо истечения срока его принятия обратиться в этот орган с запросом о причинах и основаниях принятого решения или непринятия решения, если это непосредственно затрагивает права и законные интересы такого субъекта.

Запрос подлежит рассмотрению федеральным органом исполнительной власти в месячный срок.

При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменном виде.

Статья 25. Опубликование правовых актов

Акты законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, а также издаваемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты по вопросам экспортного контроля подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Информация о действующих правовых актах

Информация о действующих правовых актах, указанных в статье 25 настоящего Федерального закона, включая название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован, предоставляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля всем заинтересованным российским участникам внешнеэкономической деятельности и гражданам бесплатно.

Статья 27. Предоставление текстов опубликованных правовых актов

Тексты опубликованных правовых актов, указанных в статье 25 настоящего Федерального закона, предоставляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля заинтересованным лицам за плату, взимаемую в размерах, определяемых этим органом по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Указанная плата не взимается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе решениями специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля.

Глава V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Статья 28. Цели и формы международного сотрудничества

1. Международное сотрудничество в области экспортного контроля осуществляется Российской Федерацией в целях:

объединения усилий и координации действий с другими государствами по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, а также технологий их создания;

содействия формированию внешнего окружения, благоприятного для внутреннего развития страны, стабильной и безопасной системы международных отношений;

создания благоприятных условий интеграции российской экономики в мировую экономическую систему на равноправной и взаимовыгодной основе;

активизации участия Российской Федерации в международном обмене товарами и услугами, расширения возможностей для доступа российских участников внешнеэкономической деятельности на мировые рынки высоких технологий;

совершенствования международных и национальных механизмов экспортного контроля, повышения надежности предлицензионных и послелицензионных проверок, выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и лиц, их совершивших.

2. Международное сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в области экспортного контроля осуществляется посредством участия в международных режимах экспортного контроля и иных международных форумах, проведения переговоров и консультаций, взаимного обмена информацией по вопросам экспортного контроля, а также реализации совместных программ и иных мероприятий на двусторонней и многосторонней основе.

3. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют международное сотрудничество в области экспортного контроля с международными организациями, государственными органами, а также неправительственными организациями других государств по вопросам, находящимся в их компетенции, в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации.

4. Российская Федерация содействует установлению контактов и развитию информационных обменов между общественными организациями Российской Федерации и зарубежными неправительственными организациями, ставящими своими целями содействие эффективному функционированию национальных систем экспортного контроля.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ

Статья 29. Ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации об экспортном контроле

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, несут гражданско - правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ"

1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта

Проект Федерального закона "Об экспортном контроле" разработан в соответствии с решением Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации от 23 марта 1994 г., протокол N 1. Подготовка и принятие данного Закона также предусматривалась основными направлениями программы исследований "Пути и формы укрепления российского государства", утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 848.

Необходимость разработки законопроекта обусловлена отсутствием отвечающей требованиям цивилизованных рыночных отношений правовой базы, регламентирующей внешнеэкономическую деятельность с товарами, информацией, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, ядерного, химического, биологического и ракетного оружия. Отсутствие законодательных норм в указанной сфере при изменившейся структуре государственной власти объективно может привести к ухудшению управляемости национальной системой экспортного контроля, нарушению взаимодействия входящих в нее министерств и ведомств, разрыву их полномочий и ответственности. Кроме того, недостаточная правовая урегулированность вопросов научного и научно - технического трансфера в условиях либерализации внешней торговли и всеобщей компьютеризации привели к появлению широкого спектра внутренних и внешних угроз, нетрадиционных каналов утечки из Российской Федерации в зарубежные страны наукоемкой продукции, и прежде всего в виде технологий двойного назначения, важных с точки зрения защиты технологической самостоятельности страны, сохранения ее оборонно - промышленного потенциала. Тем самым наносится ущерб государственным интересам России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации гражданские права, в том числе и во внешнеторговой сфере, могут быть ограничены на основании федеральных законов и только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку экспортный контроль уже по определению предполагает введение запретов и ограничений, обеспечение должной степени его легитимности может быть реализовано лишь путем принятия соответствующего закона.

2. Цели и задачи принятия законопроекта

Настоящий законопроект нацелен на создание правовых и организационных основ экспортного контроля в Российской Федерации, призванных обеспечить защиту государственных интересов и выполнение международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия. Целью данного проекта Закона является также определение принципов осуществления государственной политики, а также установление прав, обязанностей и ответственности участников правоотношений в указанной области.

Одна из главных задач принятия Закона - обеспечение стабильности законодательства об экспортном контроле, в условиях которой только и может нормально развиваться национальная экономика, и рыночная в особенности. На сегодняшний день функционирование системы экспортного контроля в Российской Федерации базируется на совокупности разрозненных подзаконных актов, изданных Президентом и Правительством Российской Федерации, а также ведомственных приказах и инструкциях. В этой связи в проект Закона включены все наиболее важные нормы, регулирующие правоотношения в сфере экспортного контроля в согласованном между собой и систематизированном виде, что позволит консолидировать действующее в этой области законодательство, придав ему необходимые целостность и единство.

Проект Закона исходит из конституционных положений об экспортном контроле, являющемся одним из высших приоритетов политики национальной безопасности, как предмете ведения Российской Федерации. Законопроект основывается на признании того, что действие экспортного контроля распространяется на все виды внешнеэкономической деятельности, включая военно - техническое сотрудничество с зарубежными странами. Проект последовательно реализует основополагающие начала гражданского права, в частности принцип свободы внешнеэкономического оборота, недопустимости неоправданного вмешательства государственных органов в отношения его участников. Это, однако, не означает отказа от государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Новое заключается в том, что проект исходит из необходимости прямого указания в Законе на каждый случай, когда необходимо получение разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Подобная система обычна для стран с рыночной экономикой.

Одним из важнейших принципов правового государства является верховенство закона. Это означает, что вся система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экспортного контроля, должна опираться на закон. Но закон не может и не должен охватывать все вопросы контроля за экспортом, поэтому исходя из принципа оптимальности в проект Закона включены наиболее важные и принципиальные положения, касающиеся лицензионно - разрешительной системы, существенных условий внешнеторговых сделок с контролируемой продукцией. Это, с одной стороны, создает необходимые гарантии стабильности основных принципов, на которых базируется функционирование системы экспортного контроля, а с другой - обеспечивает возможность гибкого правового регулирования на уровне подзаконных актов исходя из текущих задач.

Многие десятилетия сфера внешней торговли являлась исключительной монополией государства. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, курса на интеграцию национальной экономики в мировые экономические структуры, сопровождающихся выходом на внешний рынок большого числа хозяйствующих субъектов, существует определенный риск того, что экспортный контроль, имеющий запретительно - ограничительные функции, может неоправданно затруднить участие российских предприятий и организаций в международном обмене наукоемкими товарами и технологиями. Чтобы этого не случилось, проект Закона предусматривает необходимые гарантии прав участников внешнеэкономического оборота, в том числе права на осуществление любой не противоречащей закону деятельности, права на получение информации по вопросам экспортного контроля, обязательности опубликования нормативных правовых актов по экспортному контролю для всеобщего сведения до их вступления в силу, защиты конфиденциальности информации, представляемой для целей экспортного контроля.

Основные положения проекта Закона об экспортном контроле базируются на общепринятых принципах и нормах международного права и корреспондируются с аналогичным законодательством государств с развитой рыночной экономикой.

Концепция законопроекта одобрена на заседании Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации от 30 декабря 1997 г., протокол N 2.

3. Общая характеристика и основные положения законопроекта

Предметом правового регулирования в настоящем законопроекте являются отношения, возникающие при осуществлении экспортного контроля в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, иных наиболее опасных видов оружия, а также обычных вооружений и военной техники.

Структура и состав статей законопроекта приведена ниже.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об экспортном контроле

Статья 4. Цели экспортного контроля

Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля

Статья 6. Списки товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю

Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля

Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля

Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю Российской Федерации

Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля

Статья 11. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля

Статья 12. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам экспортного контроля

Статья 13. Право доступа к информации

Статья 14. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности в отношении предоставления информации для целей экспортного контроля

Статья 15. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в отношении предоставленной информации

Статья 16. Внутрифирменные системы экспортного контроля на предприятиях и в организациях

Глава III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ ТОВАРАМИ И ТЕХНОЛОГИЯМИ

Статья 17. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями

Статья 18. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями

Статья 19. Экспертиза внешнеэкономических сделок

Статья 20. Учет внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями

Статья 21. Всеобъемлющий контроль

Статья 22. Получение лицензии или иного разрешения

Статья 23. Обязанности российских участников внешнеэкономической деятельности

Глава IV. ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Статья 24. Получение информации о причинах принятого решения,

действия или бездействия

Статья 25. Опубликование правовых актов

Статья 26. Информация о действующих правовых актах

Статья 27. Предоставление текстов опубликованных правовых актов

Глава V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Статья 28. Цели и формы международного сотрудничества

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ

Статья 29. Ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации об экспортном контроле

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место настоящего законопроекта в системе действующего законодательства

В сфере общественных отношений, связанных с экспортным контролем, в настоящее время действуют следующие законодательные и нормативные правовые акты:

Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";

Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации";

утвержденные указами и распоряжениями Президента Российской Федерации списки материалов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, а также утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации положения о порядке контроля за их экспортом.

Ряд норм, имеющих отношение к вопросам экспортного контроля, содержат Федеральные законы "Об использовании атомной энергии", "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", а также Уголовный кодекс Российской Федерации, который устанавливает уголовную ответственность за незаконный экспорт материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, подлежащих экспортному контролю (статьи 188 и 189).

Перечень основных нормативных правовых актов, действующих в области экспортного контроля, приведен в Приложении.

Следует отметить, что Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" содержит лишь наиболее общие положения, раскрывающие понятие системы экспортного контроля (статья 2) и декларирующие сам факт наличия такой системы в Российской Федерации, а также регламентирует порядок принятия и вступления в силу подзаконных актов, устанавливающих номенклатуру товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (статья 16) и порядок их вывоза из Российской Федерации. В то же время такие важнейшие вопросы, как правовые и организационные основы функционирования системы экспортного контроля, принципы формирования государственной политики в этой области и механизмы ее осуществления, права, обязанности и ответственность органов государственной власти и участников внешнеэкономической деятельности не получили своего законодательного оформления. Кроме того, указанный Федеральный закон распространяется только на отношения, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности. Регулирование же других видов внешнеэкономической деятельности, в частности производственной кооперации, не находятся в сфере действия этого Закона. Это создает предпосылки для возникновения коллизии нормативных правовых актов, действующих в области экспортного контроля.

С принятием и введением в действие настоящего законопроекта указанные проблемы будут урегулированы на единой правовой основе.

5. Финансово - экономическое обоснование

Реализация настоящего законопроекта не потребует каких-либо дополнительных материальных затрат на создание специальных организационных структур, финансируемых из федерального бюджета. Регулирование со стороны государства будет осуществляться в рамках существующей системы федеральных органов исполнительной власти за счет средств, выделяемых на их содержание.

6. Ожидаемые социально - экономические последствия принятия законопроекта

Принятие проекта Федерального закона "Об экспортном контроле" создаст необходимые организационно - правовые условия для обеспечения защиты государственных интересов и выполнения международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также станет важным социально - психологическим фактором в формировании позитивного отношения общества к вопросам экспортного контроля.

Практическая ценность законопроекта состоит также в том, что его принятие заложит прочные основы для обретения российским законодательством по экспортному контролю современного цивилизованного облика, позволит существенно повысить управляемость национальной системы экспортного контроля, улучшить координацию и взаимодействие между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Данный законопроект имеет также большое политическое значение. Его принятие создаст дополнительные предпосылки для доступа российских предприятий и организаций на мировые рынки высоких технологий. Исчезнет повод для политических спекуляций о якобы неготовности России следовать в полном объеме принципам нераспространения в своей внутренней и внешней политике.

Скорейшее принятие и введение в действие проекта Закона отвечает национальным интересам Российской Федерации и способствовало бы укреплению ее международного авторитета.

Приложение
к Пояснительной записке
к проекту Федерального закона
"Об экспортном контроле"

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ДЕЙСТВУЮЩИХ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
(по состоянию на 26 июня 1998 г.)

1. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42, ст. 3923).

2. Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. N 312 "О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий" (Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 785).

3. Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 956).

4. Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст. 742)

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 г. N 468 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2234)

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 574 "Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2358).

7. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1996 г. N 228 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст. 802).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 575 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2359).

9. Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст. 4197).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. N 1172 "Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 42, ст. 4804).

11. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1996 г. N 1194 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4096).

12. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 70 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 5, ст. 396).

13. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. N 1178 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 48, ст. 4652).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. N 521 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 23, ст. 2229).

15. Указ Президента Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. N 972 "О мерах по выполнению Российской Федерацией резолюций Совета Безопасности ООН в отношении создания международного механизма постоянного наблюдения и контроля за поставками в Ирак" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст. 4128).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1403 "О контроле за вывозом в Ирак товаров и технологий двойного назначения и иных средств, подпадающих под действие международного механизма постоянного наблюдения и контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 46, ст. 5315).

17. Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 621-рп "О контроле за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст. 802).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 50 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 4, ст. 313).

19. Распоряжение Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. N 298-рп "О контроле за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 18, ст. 809).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1098 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2573).

21. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030 "О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 44, ст. 4199).

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 1994 г. N 1005 "О вопросах организации экспортного контроля в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 19, ст. 2220).

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5249).

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 57 "Об усилении контроля за экспортом товаров и услуг двойного назначения, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетным средствам его доставки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст. 940).

25. Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля (утверждено Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю 12 мая 1998 г., "Российская газета" от 15 мая 1998 г.).